5. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И УЧАСТИЯ ЕГО ИНСТИТУТОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Ответственный секции:
Аккаева Халимат Алиевна -профессор кафедры специально-технической подготовки СКИ(ф) КрУ МВД России, кандидат юридических наук, доцент, полковник полиции.
5.1. Правовые основы деятельности органов местного самоуправления в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций
©Абазов Андемиркан Борисович1 ©Упоров Иван Владимирович2
1 Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчик, КБР, Россия
2 Краснодарский университет МВД России, г. Краснодар, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье раскрываются правовые основы деятельности органов местного самоуправления в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Исследуются законодательные и иные нормативные правовые акты, научные труды по заявленной теме. Отмечается, что в постсоветский период в России создана система защиты населения от чрезвычайных ситуаций, имеется соответствующее правовое регулирование, однако по некоторым аспектам требуются коррективы, в том числе связанные с необходимостью внесения поправок в Конституцию России. Обосновываются соответствующие авторские предложения.
Ключевые слова: органы местного самоуправления, чрезвычайные ситуации, безопасность, население, закон, власть, конституция.
Для цитирования: Абазов А.Б., Упоров И.В. Правовые основы деятельности органов местного самоуправления в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №4. С. 374-378.
Legal basis for the activities of local authorities local governments in the field of population protection from emergencies
©Abazov Andemirkan Borisovich1 ©Uporov Ivan Vladimirovich2
1 North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch)
of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia
2 Krasnodar University of MIA Russia, Krasnodar, Russia E-mail: [email protected]
Abstract
The article reveals the legal basis for the activities of local self-government bodies in the field of protection of the population from emergency situations. Legislative and other normative legal acts, scientific works on the stated topic are studied. It is noted that in the post-Soviet period, Russia created a system of protection of the population from emergency situations, there is an appropriate legal regulation, but some aspects require adjustments, including those related to the need to amend the Constitution of Russia. The corresponding author's proposals are justified.
Keywords: local self-government bodies, emergencies, security, population, law, government, Constitution.
For citation: Abazov A.B., Uporov I. V. Legal basis for the activities of local authorities local governments in the field of population protection from emergencies // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №4. Pp. 374-378. (in Russ.).
374 Gaps in Russian legislation Vol XIII №4 2020 ISSN 2072-3164 (print)
ISSN 2310-7049 (online)
Правовые основы деятельности органов местного самоуправления в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций
Введение
Особенностью современного этапа развития человеческой цивилизации является стремительное ускорение научно-технического прогресса, внедрение в повседневную жизнь людей его многочисленных достижений, которые, однако, в ряде случаев имеют и обратную сторону, связанную с увеличением риска техногенных аварий и катастроф, снижающих безопасные условия жизнедеятельности. В результате чрезвычайных ситуаций, возникающих по техногенным причинам, гибнут люди, приходит в негодность имущество, загрязняется окружающая среда. Помимо техногенных причин, чрезвычайные ситуации возникают также как следствие стихийных бедствий, и в этом смысле человечество, несмотря на большие успехи в науке и технике, еще не в состоянии предвидеть и тем более обезопасить все природные разрушительные явления. Достаточно указать на массовые лесные пожары, имеющие место во многих странах, в том числе в России, где в 2010 г. они приобрели размер катастрофы. Это касается также наводнений, ураганов, снежных лавин, землетрясений и др. Чрезвычайные ситуации потенциально могут возникать также в результате реализации угроз национальной безопасности России, что следует из утвержденной Президентом России «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»[1].
Раздел 1.
Соответствующие проблемы, связанные с минимизацией чрезвычайных ситуаций, обсуждаются в России на разных уровнях и являются предметом деятельности органов публично власти всех уровней -федерального, регионального и муниципального. При этом деятельность органов местного самоуправления в данной сфере общественных отношений имеет наименьшую степень правового регулирования, в связи с чем данный аспект рассмотрим подробнее. При этом, говоря о правовой базе функционирования органов муниципальной власти по созданию условий жизнедеятельности населения, обеспечивающих их безопасность, следует заметить, что здесь исходными являются конституционные положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства (ст. 2 Конституции России). В данном случае, разумеется, государство понимается в расширительном смысле, поскольку органы местного самоуправления, будучи органами публичной власти, также являются составной частью государства и также обязаны выполнять указанное конституционное положение^, с. 12].
В этом контексте отметим, что в ст. 3 ФКЗ «О чрезвычайном положении»[3] указывается, что чрезвычайное положение вводится только при наличии обстоятельств, несущих непосредственную угрозу жизни и безопасности людей или конституционному строю Россию и при условии, что устранение таких обстоятельств невозможно без применения чрезвычайных мер. Законодатель в этот же блок относит природные и техногенные чрезвычайные ситуации, включая те, которые возникают в результате катастроф, стихийных и иных бедствий, аварий, опасных природных явлений, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы,
приводят к значительному ущербу здоровью людей, большим материальным потерям и в целом нарушают нормальные условий жизнедеятельности населения, в связи с чем возникает необходимость масштабных аварийно-спасательных и других восстановительных работ. В литературе справедливо отмечается, что любая чрезвычайная ситуация должна сопровождаться соответствующим правовым механизмом защиты от нее и ее последствий[4, с. 9]. В развитие данных положений принят и действует ряд специальных законов и иных нормативно-правовых актов.
Прежде всего, конечно же, речь идет о ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»[5] (далее - Федеральный закон о защите населения), который является основополагающим для всех уровней единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в России (далее - РСЧС), в том числе определяются полномочия органов местного самоуправления. Другим специальным федеральным законом в этой области является ФЗ «О пожарной безопасности»[6], где также закрепляются соответствующие полномочия органов местного самоуправления. Эти акты составляют законодательную основу в рассматриваемой области, если иметь в виду отраслевую составляющую. Определенное отношение к вопросам создания условий жизнедеятельности населения, обеспечивающих их безопасность, включая органы местного самоуправления, имеют также следующие федеральные законы: «О гражданской обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «О безопасности», «О радиационной безопасности», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений». Однако целевое назначение данных законов иное. Так, первый из них определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия соответствующих органов публичного управления также всех трех уровней (федерального, регионального, муниципального) в области гражданской обороны. Второй из перечисленных федеральных законов осуществляет правовое регулирование в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в нашей стране, устанавливает права, обязанности и ответственность органов власти также всех трех уровней, а также организаций и их должностных лиц и граждан Российской Федерации в этой области, а третий закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, которые предусматриваются российским законодательством, полномочия и функции опять-таки всех трех уровней власти в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации. Вместе с тем применение указанных законов может сопровождаться возникновением чрезвычайной ситуации, например, в случае военных действий или при совершении террористического акта могут быть разрушены объекты жизнедеятельности, и в этом случае помимо данных законов, определяющих специфику действий органов публичной власти по обеспечению безопасных условий жизнедеятельности, вступают в силу также законодательные положения о ликвидации чрезвычайных ситуаций. В целом же, как отмечается в литературе, в законодательстве о без-
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве ISSN 2310-7049 (online)
опасности еще нет необходимой системности[7; 8]. Однако в таком широком контексте данную проблему мы не рассматриваем.
Особое положение в контексте рассматриваемой проблематики занимает принятый в 2003 г. и по-прежнему действующий ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»^] (далее - Федеральный закон о МСУ), поскольку именно этот законодательный акт осуществляет правовое регулирование в области установления общих правовых, территориальных, организационных и экономических принципов организации местного самоуправления, определяет госгарантии его осуществления и является основополагающим в системе муниципального права. Дело в том, что нормы именно этого закона определяют организационно-правовую специфику деятельности органов муниципальной власти в сфере предупреждения и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и обеспечений безопасных условий жизнедеятельностью, с. 172]. В частности, это находит выражение в содержании вопросов местного значения (глава 3), в требованиях, которые предъявляются к формированию органов местного самоуправления (глава 6), особенностях финансирования этой деятельности (глава 8) и др.Данные аспекты еще не нашли достаточного освещения в науке муниципального права, то есть с точки зрения муници-пально-правового регулирования, поскольку в имеющихся работах сфера предупреждения и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и обеспечений безопасных условий жизнедеятельности исследуется, как правило, с позиций административного права, а также исходя из основ государственного и муниципального управления, что явно недостаточно для того, чтобы учесть все особенности деятельности органов местного самоуправления в данной сфере общественных отношений, соответственно указанные вопросы местного значения могут составить самостоятельный предмет муниципально-правового исследования.
На федеральном уровне помимо указанных выше законов правовую базу деятельности органов местного самоуправления по созданию условий жизнедеятельности населения, обеспечивающих их безопасность, составляют многочисленные постановления Правительства Российской Федерации (помимо указанных выше) и приказы различных ведомств, и прежде всего МЧС РФ, которые предназначены для упорядочения муниципально-правовой базы деятельности муниципальной власти в сфере обеспечения безопасности населения. Одним из них является утвержденная данным министерством инструкция для органов исполнительной власти о порядке разработки нормативных документов по пожарной безопасности[11]. И хотя такие акты имеют в основном технический характер, они являются хорошим подспорьем для органов местного самоуправления. Кроме того, в МЧС РФ изданы практические пособия для органов местного самоуправле-ния[12], в которых дается разъяснение действующих законов и других актов в рассматриваемой сфере, даются рекомендации по их реализации.
Раздел 2.
На региональном уровне также принимаются соответствующие законы субъектов Российской Федерации, в которых, среди прочего, уточняется компетенция органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере. Так, в Краснодарском крае принят закон о
защите от чрезвычайных ситуаций[13], действие которого охватывают деятельность органов госвласти Краснодарского края, территориальных федеральных органов, органов местного самоуправления, а также организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуация межмуниципального и регионального характера. Так, согласно ст. 4 этого закона для осуществления единой государственной политики по обеспечению жизнедеятельности населения, защите жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций в Краснодарском крае образуется территориальная подсистема РСЧС (далее - ТП РСЧС) Краснодарского края. Данная территориальная подсистема состоит из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению территории края. Организация, средства Тп, а также порядок ее деятельности определяются положением о ней, утверждаемым в установленном порядке высшим органом исполнительной власти Краснодарского края. Территориальная подсистема функционирует на межмуниципальном, муниципальном и объектовом уровнях. На каждом уровне ТП РСЧС образуются координационные органы, а также постоянно и повседневно действующие органы, формируются силы и средства, системы связи, средства оповещения населения о ЧС, в том числе экстренного оповещения населения.
В соответствии с этим законом в решении поставленных в нем задач предусмотрено достаточно активное и обязательное участие органов местного самоуправления, что является дополнительным аргументов в обосновании нашего предложения о том, что соответствующие полномочия органов местного самоуправления должны быть не собственными полномочиями органов местного самоуправления, а отдельным государственным полномочием, которым органы госвласти наделяют органы местного самоуправления согласно нормам, содержащим в главе 4 Федерального закона о МСУ. Так, согласно ст. 5 указанного выше Закона Краснодарского края границы зон чрезвычайных ситуаций определяются руководителями работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на основе их классификации и по согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти края, федеральными органами (их территориальными подразделениями), органами местного самоуправления, организациями, где сложились чрезвычайные ситуации. Границы зон экстренного оповещения населения определяются нормативными правовыми актами уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющего в установленном законодательством порядке реализацию государственной, региональной политики в данной области общественных отношений.
В ст. 11 рассматриваемого Закона Краснодарского края закрепляются полномочия органов местного самоуправления по данным вопросам. Причем, следует заметить, что это делается весьма противоречиво, о чем свидетельствуют изменения в ст. 6 закона, причем это касается не только данной статьи, но и всего закона. Подобные законы принимаются во всех субъектах Российской Федерации, например, в Санкт-Петербурге[14]. Кроме законов о защите населения от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации принимаются также акты исполнительных органов госвласти. Так, в Краснодарском крае издано постановлением главы администрации Краснодарского
Gaps in Russian legislation Vol XIII №4 2020 ISSN 2072-3164 (print)
ISSN 2310-7049 (online)
Правовые основы деятельности органов местного самоуправления в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций
края о ТП РСЧС[15]. Следует заметить, что как в отмеченном законе, так и в постановлении главы администрации Краснодарского края довольно много дублирующих норм из Федерального закона о защите населения и постановлений Правительства Российской Федерации по данным вопросам.
Рассматриваемые общественные отношения довольно подробно регулируются также муниципальными правовыми актами, в которым уточняются и конкретизируются нормы федеральных и региональных нормативно-правовых актов. При этом, как правило, издается базовый муниципальный правовой акт в данной сфере, типичным примером которого является Постановление администрации Славянского района о районном звене ТП РСЧС[16]. Здесь также много дублирования из федеральных и региональных актов и, соответственно, степень самостоятельности органов местного самоуправления в регулировании данной сферы общественных отношений является относительно низкой. Кроме того, правовыми актами муниципальных образований уточняются как полномочия органов местного самоуправления, причем не только в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций, но и в иных смежных сферах (пожарная безопасность, безопасность на водных объектах, гражданская оборона и др.), а также организационно-структурное построение соответствующих подразделений местных администраций, что является предметами нашего исследования в последующих параграфах.
Заключение
Таким образом, в Российской Федерации в постсоветский период сложилась система защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которая в целом показывает свою эффективность, но потенциал еще используется далеко не полностью и в ряде случаев органы власти срабатывают не лучшим образом (как, например, при
Список литературы:
1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения - 29. 02. 2020 г.).
2. Стремоухов А.В. Право человека на защиту и формы его защиты в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2017. N 1. С. 9 - 19.
3. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении" // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс» (дата обр.- 29.02.2020 г.).
4. Ковалева О.В. Правовое регулирование защиты прав граждан при возникновении природных и социальных чрезвычайных ситуаций: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2009.
5. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 03.07.2019) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения - 29.02.2020 г.).
6. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О пожарной безопасности» // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения - 29. 02. 2020 г.).
7. Комарова В.В. Муниципальная власть в сфере энергетики России // Аграрное и земельное право. 2013. N 11. С. 26 - 32.
8. Босхамджиева Н.А. Общественная безопасность как социально-правовая категория // Административное право и процесс. 2012. N 11. С. 33 - 35.
ликвидации последствий наводнения в г. Тулун Иркутской области в 2019 г.[17]). Имеется соответствующие правовое регулирование деятельности органов публичной власти в данной сфере общественных отношений. Однако при этом наблюдается, на наш взгляд, явно избыточное дублирование норм федерального законодательства в актах регионального и муниципального уровня, в связи с чем представляется целесообразным скорректировать элементы нормот-ворческой техники в отмеченных субъектах правотворчества (законодательные органы субъектов РФ и представительные органы муниципальных образований). Кроме того, анализ указанных выше и других актов показывает, что де-факто структуры разных уровней РСЧС действуют строго по принципу «вертикальной» подчиненности и, собственно, по-другому и не должны действовать. Однако статус института местного самоуправления, определенный в ст. 12, главе 8 Конституции России и в Федеральном законе о МСУ, предполагает формально считать, что местная власть самостоятельно решается такие важные вопросы, хотя на самом деле это не так, и в этом мы усматриваем существенный недостаток, присущий правовым основам регулирования деятельности органов местного самоуправления в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Для исправления этого недостатка представляется целесообразным скорректировать правовое положение исполнительных органов местного самоуправления (местных администраций), имея в виду допустить возможность административного соподчинения исполнительных структур регионального и муниципального уровня по отдельным направлениям деятельности, требующим быстрых, компетентных и финансово обеспеченных решений. Для этого очевидно, нужно внести соответствующие поправки не только в текущие законы, но и в Конституцию России, что можно реализовать в рамках происходящего в настоящее время обсуждения конституционных поправок.
References:
1. Decree of the President of the Russian Federation of 31.12.2015 N 683 "on the national security Strategy of the Russian Federation" // [Electronic resource]. Access from the SPS "ConsultantPlus" (accessed 29. 02. 2020).
2. Stremoukhov A.V. human Right to protection and forms of its protection in the Russian Federation / / Leningrad legal journal. 2017. N 1. P. 9-19.
3. Federal constitutional law of 30.05.2001 N 3-FKZ (ed. from 03.07.2016) "On the state of emergency" // [Electronic resource]. Access from the SPS "ConsultantPlus" (accessed 29. 02. 2020).
4. Kovaleva O. V. Legal regulation of the protection of citizens ' rights in the event of natural and social emergencies: dis. ... Cand. Saint Petersburg, 2009.
5. Federal law of 21.12.1994 N 68-FZ (ed. from 03.07.2019) "On protecting the population and territories from natural and technological emergencies" // [Electronic resource]. Access from the SPS "Consultantp-Luc" (accessed 29. 02. 2020).
6. Federal law from 21.12.1994 N 69-FZ (ed. from 27.12.2019) "On fire safety» // [Electronic resource]. Access from the SPS "Consultant-Plus" (accessed 29. 02. 2020).
7. Komarova V. V. Municipal power in the sphere of energy of Russia / / agricultural and land law. 2013. N 11. P. 26-32.
8. Boshamdzhieva N. A. Public safety as a socio-legal category / / Administrative law and process. 2012. N 11. P. 33-35.
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве ISSN 2310-7049 (online)
9.Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения - 29. 02. 2020 г.).
10. Бабичев И.В. Муниципальное право: системно-структурный анализ юридических конструкций. М.: Норма, Инфра-М, 2010.
11. Приказ МЧС РФ от 16.03.2007 N 140 (ред. от 28.12.2011) "Об утверждении Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения" // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения - 29. 02.2020 г.).
12. Методические рекомендации органам местного самоуправления по реализации ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. М.: МЧС РФ, 2013.
13. Закон Краснодарского края от 13.07.1998 N 135-КЗ (ред. от 05.05.2019) "О защите населения и территорий Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения -03. 01. 2020 г.).
14. Закон Санкт-Петербурга от 20. 10. 2005 г. № 514-76 (ред. от 14. 11. 2019 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации / http://docs. cntd.ru/document/ 8419052 (дата обр.: 15.01. 2020 г.).
15. Постановление главы администрации Краснодарского края от 02.11.2005 N 1007 (ред. от 19.09.2018) "О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края" // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения -22. 11. 2019 г.).
16. Постановление администрации муниципального образования Славянский район Краснодарского края от 14.08.2014 N 1640 "О районном звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края" // Заря Кубани. 2014. 21 августа.
17. Вместо того чтобы помочь пострадавшим от наводнения, власти в Иркутской области ограничиваются отговорками // https://www.1tv.ru/news/2019-11-14/375728-vmesto_ togo_d^toby_pomюd^_postradavshim_ot_navodne-niya_ vlasti_v_irkutskoy_oblastiJэgranichivayutsyaJЭtgovor-kami (дата обращения: 29.02. 2020 г.).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Абазов Андемиркан Борисович, канд. юрид. наук, доцент Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников (филиал Краснодарского университета МВД России). E-mail: [email protected] Упоров Иван Владимирович, д-р ист. наук, канд. юрид. наук, профессор кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России.
9. Federal law from 06.10.2003 N 131-FZ (ed. from 27.12.2019) "On the General principles of organizing local self-government in the Russian Federation" // [Electronic resource]. Access from the SPS "ConsultantPlus" (date of com-pletion-29. 02. 2020).
10. Babichev I. V. Municipal law: system-structural analysis of legal structures. Moscow: Norm, Infra-M, 2010.
11. order of the Ministry of emergency situations of the Russian Federation of 16.03.2007 N 140 (ed. from 28.12.2011) "on approval of Instructions on the procedure for developing by Executive authorities of the subjects of the Russian Federation, local governments and organizations of normative documents on fire safety, their introduction and application" // [Electronic resource]. Access from the SPS "Con-sul-tantplus" (accessed 29. 02. 2020).
12. Guidelines to local authorities on the implementation of the Federal law "On General principles of organization of local government in the Russian Federation" in the sphere of civil defence, protection of population and territories from emergencies, ensuring fire safety and safety of people on water objects. M.: RF Ministry of emergency situations, 2013.
13. the Law of Krasnodar territory of 13.07.1998 N 135-KZ (edited on 05.05.2019) "On protection of the population and territories of the Krasnodar territory from natural and man-made emergencies" // [Electronic resource]. Access from the SPS "ConsultantPlus" (accessed 03. 01. 2020).
14. Law of Saint Petersburg from 20.10. 2005 № 514-76 (ed. 14. 11. 2019) "On protection of the population and territories from natural and technogenic emergencies" / / Electronic Fund of legal and regulatory and technical documentation / http://docs.cntd.ru/document/8419052 (date of application: 15.01. 2020).
15. Resolution of the head of administration of Krasnodar territory of 02.11.2005 N 1007 (ed. from 19.09.2018) "about the territorial subsystem of the unified state system of prevention and liquidation of emergency situations of Krasnodar territory" // [Electronic resource]. Access from the SPS "Consul-tantplus" (accessed 22.11. 2019).
16. Resolution of the administration of the municipal formation Slavyansky district of Krasnodar territory of 14.08.2014 N 1640 "About the district link of the territorial subsystem of the unified state system of prevention and liquidation of emergency situations of Krasnodar territory" / / Zar-ya Kuban. 2014. August 21.
17. instead of helping the victims of the flood, the authorities in the IR-Kut region are limited to excuses // https://www.1tv.ru/news/2019-11 -14/375728-vmesto_togo_chtoby_pomoch_ postradavshim_ot_navodne-niya_vlasti_v_irkutskoy_oblasti_ogranichivayutsya_otgovorkami (accessed: 29.02. 2020).
- 81,94%
ABOUT THE AUTHORS
Abazov Andemirkan Borisovich, PhD (Law), associate Professor of the North Caucasus Institute for advanced training of employees (branch of the Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia). E-mail: [email protected]
Uporov Ivan Vladimirovich, Dr Sci (Hist.), PhD (Law), Professor of the Department of constitutional and administrative law of the Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста
Gaps in Russian legislation Vol XIII №4 2020 ISSN 2072-3164 (print)
ISSN 2310-7049 (online)