МАЗДОГОВА Заира Зауровна,
Профессор кафедры ГиГПД Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД, е-таН: mail@law-books.ru
МАКОЕВА Евгения Руслановна,
к.ф.н., доцент кафедры ГиГПД Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, подполковник полиции, е-таИ: mail@law-books.ru
ПОЛИЦИЯ В МЕХАНИЗМЕ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА
Аннотация. Неотъемлемым атрибутом современного государства, без которого невозможно его нормальное функционирование выступают органы внутренних дел, в частности полиция. Авторы отмечают, что с принятием Закона «О полиции» наладилась система отбора кандидатов на службу в правоохранительные органы, повысились требования к профессионально значимым качествам претендентов на службу. Условия и требования поступления на службу в органы внутренних дел РФ подробно расписаны в статьях Закона «О службе в органах внутренних дел РФ» и Закона «О полиции». После проведения реформы в системе Министерства внутренних дел отчетливо проявляется тенденция приблизить полицию к населению, интегрировать в гражданское общество. Одним из главных средств для достижения этой цели является наделение полиции статусом органа общественных услуг, а не просто органа, отвечающего за соблюдение закона. В завершении делается вывод, что в демократическом обществе поддержка деятельности полиции со стороны населения, будет гарантией ее успешной работы, а поддержку населения невозможно будет получить, если не будет достигнуто взаимопонимание и сотрудничество.
Ключевые слова: полиция, закон, прохождение службы, государство, общество, кандидаты, отбор.
MAZDOGOVA Zaira Zaurovna,
Professor of the GiGPD of the North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs,
candidate of рolitical sciences
MAKOEVA Evgenija Ruslanovna,
Police lieutenant colonel, Docent the Department of State and Civil Disciplines of the North-Caucasian Institute for Continuing Education (Branch) of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russian Federation, PhD in Philosophy
POLICE IN THE MECHANISM OF THE MODERN STATE
Annotation. An integral attribute of the modern state, without which its normal functioning is impossible, are the internal affairs bodies, in particular the police. The authors note that with the adoption of the Law "On Police" the system for selecting candidates for service in law enforcement agencies has been established, the requirements for professionally significant qualities of applicants for service have increased. The conditions and requirements for entering the service in the internal
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022
DOI: 10.24412/2076-1503-2022-9-30-33 NIION: 2018-0076-9/22-953 MOSURED: 77/27-023-2022-9-1151
affairs bodies of the Russian Federation are described in detail in the articles of the Law "On Service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation" and the Law "On Police". After the reform in the system of the Ministry of Internal Affairs, there is a clear tendency to bring the police closer to the population, to integrate them into civil society. One of the main means to achieve this goal is to give the police the status of a public service body, and not just a body responsible for enforcing the law. In conclusion, it is concluded that in a democratic society, the support of the police by the population will be a guarantee of its successful work, and the support of the population cannot be obtained if mutual understanding and cooperation are not achieved.
Key words: police, law, service, state, society, candidates, selection.
Неотъемлемым атрибутом современного государства, без которого невозможно его нормальное функционирование выступают органы внутренних дел, в частности полиция. В Российской Федерации принятие Федерального закона «О полиции» возродило это название органа, который до этого (2011г.) именовался милицией. Конечно, в сознании многих обывателей сменилось лишь название правоохранительного органа, хотя на деле была проведена колоссальная работа по реформированию системы, изменению ее структуры, полномочий, а главное актуализировалась нормативно-правовая база функционирования данного органа.
Помимо закона о полиции законодателем был принят Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», а также внесены изменения в ряд нормативных документов и подзаконных актов.
Можно сказать, что принятие Закона «О полиции» положило конец «милицейской» эпохе, которая отличалась пристальным вниманием и надзором за жизнью российских граждан. Реформа изменила функции и полномочия полиции. Вместе с тем, реформа в корне изменила аспекты материального довольствования, была введена система стимулирующих надбавок, что привело к значительному росту заработной платы полицейских. Это позволило повысить и требования к личному составу со стороны начальствующего состава с целью повышения качества выполняемых задач. Следует также указать, что наладилась система отбора кандидатов на службу в правоохранительные органы, повысились требования к профессионально значимым качествам претендентов на службу. Принимая во внимание, что правоохранительная служба является результатом взаимодействия граждан и государства, то и необходимость четкого правового регулирования данной сферы не вызывает сомнение, причем обусловливаются предпосылки, основания и условия, при которых возникают государственно-служебные отношения.
Относительно условий и требований поступления на службу в органы внутренних дел РФ
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022
следует понимать, что их подробный перечень приведен в статьях Закона «О службе в органах внутренних дел РФ» и Закона «О полиции». Так, в числе основных перечисляются:
- соответствие кандидата квалификационным требованиям по уровню образования, стажу, умениям и навыкам, а главное по состоянию здоровья;
- отсутствие у кандидата судимости, в т.ч. погашенной, а также запрет наложен на кандидатов, признанных подозреваемыми или обвиняемыми по уголовному делу;
- недопустимо получение гражданства или вида на жительство чужого государства.
Несмотря на огромный массив проведенной работы на сегодняшний день остались кое-какие неразрешенные негативные аспекты в функционировании полиции, в числе которых малая продуктивность, присутствие коррупционного фактора, слабое взаимодействие и сотрудничество с другими исполнительными органами власти, недоверие к представителям правоохранительных органов со стороны граждан и т.п.
Таким образом, мы приходим к пониманию того, что для современной России органы внутренних дел РФ являются одним из важнейших звеньев системы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Именно на органы внутренних дел возложена обязанность и ответственность за состояние законности, уровень общественной безопасности и общественного порядка в стране.
В своей деятельности органы внутренних дел затрагивают практически все сферы общественных отношений, урегулированные законодательством. Масштабы их деятельности также предполагают некоторые проблемные вопросы и дискуссионные моменты, связанные с повышением эффективности решения задач службы. Больше вопросов возникает, конечно, к оптимизации деятельности органов внутренних дел субъектов РФ. Также особой остротой обладают проблемы, связанные с реализацией государственных программ и стратегическим планированием деятельности органов внутренних дел, организацией аналитической деятельности, обеспече-
нием законности в деятельности органов внутренних дел и т.п. И главным аспектом правоохранительной деятельности во все времена остается недопущение подмены цели показателями.
Нововведением закона «О полиции» было выделение в отдельную главу основных принципов ее деятельности. В частности, данному вопросу посвящены ст.5-11 Закона «О полиции». Среди основных принципов деятельности полиции, законодатель называет такие как [2]:
- соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина (ст.5);
- законность (ст.6.);
- беспристрастность (ст.7.);
- открытость и публичность (ст.8);
- общественное доверие и поддержка граждан (ст.9);
- взаимодействие и сотрудничество (ст.10);
- использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем (ст.11).
Создание современного правового общества невозможно без создания гражданского общества, которое в свою очередь является показателем, лакмусовой бумажкой, перехода к демократическим формам управления в государстве.
В любом демократическом обществе, полиция несет ответственность в первую очередь перед населением, а показатели эффективности ее работы зависят от поддержки, оказываемой со стороны общественности. В этом плане для осуществления репрессивной функции важное значение приобретает социальная функция полиции и миссия выполнения публичной службы.
Оказание помощи населению, еще одно направление деятельности правоохранительных структур, но данная функция полиции в разных странах выполняется по-разному, являясь более или менее развитой. Оказывая помощь причем, включая ее в основные задачи полиции, немного трансформируется ее роль в обществе. Полиция из только силовой структуры, необходимой для поддержания интересов в обществе, превращается в систему, в функции которой входит оказание «услуг» обществу.
После проведения реформы в системе Министерства внутренних дел отчетливо проявляется тенденция приблизить полицию к населению, интегрировать в гражданское общество. Одним из главных средств для достижения этой цели является наделение полиции статусом органа общественных услуг, а не просто органа, отвечающего за соблюдение закона.
Основные усилия подразделений полиции направлены на то, чтобы полицейские пользова-
лись со стороны населения уважением, при этом уважение необходимо заслужить, профессионально выполняя свои служебные обязанности, требуя от граждан исполнения законов и оказывая обществу услуги, которые входят в основные задачи и функции полиции.
В демократическом обществе, поддержка деятельности полиции со стороны населения, будет гарантией ее успешной работы, а поддержку населения невозможно будет получить, если не будет достигнуто взаимопонимание и сотрудничество.
Возвращаясь к тезису о том, что сегодня полиция ориентируется на оказание «услуг» для населения, следует отметить, что организацию их предоставления, необходимо построить так, чтобы формировать принципы доверия между полицией и гражданами. Совсем недавно органы внутренних дел, были закрытой организацией, силовой структурой, которая служила интересам не общества, а государства. Современные реалии показывают нам, что вся реформа МВД Российской Федерации была направлена на повышение профессионализма «людей в погонах», а также превращения этой организации в организацию, которая будет служить обществу, и находиться в его распоряжении. Правоохранительные органы четко должны следовать таким общеюридическим принципам как законность, справедливость, неотвратимость наказания.
Список литературы:
[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.consultant.ru/
[2] Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/
[3] Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/
[4] Артемьев А.М. К вопросу об определении сущности правоохранительной службы и ее структуры // Российский следователь. 2018. № 2 С 11-13.
[5] Дубровин А.К. Правовой статус сотрудника полиции: теоретикоправовой аспект // Российская юстиция. 2018. № 12. С. 61-62.
[6] Полякова С.В. Институт полиции в России: опыт истории и современность // Символ
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022
науки: международный научный журнал. 2016. № 1-3 (13). С. 166-169.
[7] Романов А.К. Полиция вместо милиции // ЭЖ-Юрист. 2010. № 35. С. 1-3.
Spisok literatury:
[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 g.) [Elek-tronnyj resurs] // Rezhim dostupa: http://www.consult-ant.ru/
[2] Federal'nyj zakon ot 07.02.2011 № 3-FZ «O policii» [Elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: http:// www.consultant.ru/
[3] Federal'nyj zakon ot 30.11.2011 № 342-FZ «O sluzhbe v organah vnutrennih del Rossijskoj Fed-
eracii i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/
[4] Artem'ev A.M. K voprosu ob opredelenii sushchnosti pravoohranitel'noj sluzhby i ee struktury // Rossijskij sledovatel'. 2018. № 2 S 11-13.
[5] Dubrovin A.K. Pravovoj status sotrudnika policii: teoretikopravovoj aspekt // Rossijskaya yus-ticiya. 2018. № 12. S. 61-62.
[6] Polyakova S.V. Institut policii v Rossii: opyt istorii i sovremennost' // Simvol nauki: mezhdunarod-nyj nauchnyj zhurnal. 2016. № 1-3 (13). S. 166-169.
[7] Romanov A.K. Policiya vmesto milicii // EZH-YUrist. 2010. № 35. S. 1-3.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022