УДК 316.3
DOI: 10.21209/2308-877Х-2016-11-3-155-161
Ирина Анатольевна Щеткина,
кандидат социологических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail: [email protected]
Отношение населения Забайкальского края к деятельности полиции
В статье осуществляется анализ мнений населения Забайкальского края о деятельности сотрудников органов внутренних дел по итогам социологического исследования, проведённого членом Общественного совета при УМВД России по Забайкальскому краю, автором статьи и студентами социологического факультета ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет» в соответствии с планом работы Общественного совета при УМВД России по Забайкальскому краю. В процессе исследования важно было оценить степень доверия жителей Забайкальского края к органам внутренних дел; определить наиболее востребованные государственные услуги, предоставляемые органами внутренних дел; оценить удовлетворённость граждан качеством государственных услуг, предоставляемых ОВД; выявить готовность населения Забайкальского края оказывать содействие полиции; охарактеризовать возможные пути совершенствования деятельности ОВД в Забайкальском крае. Проведённое исследование показало наличие определённых проблем во взаимоотношениях населения и органов внутренних дел. Подтверждением этому служит неудовлетворённость более трети населения Забайкальского края деятельностью правоохранительных органов. Результаты социологического исследования позволяют не только выявить удовлетворённость населения работой сотрудников полиции Забайкальского края, но и оценить степень доверия граждан к полиции. Полученные результаты позволяют говорить о том, что более половины респондентов доверяют органам внутренних дел, каждый второй житель Забайкалья готов помогать полиции. Граждане выступают значимым субъектом обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью, потенциал которых необходимо более активно использовать.
Ключевые слова: полиция, сотрудник полиции, социологическое исследование, удовлетворённость, доверие населения, содействие полиции
Irina A. Shchetkina,
Candidate of Sociology, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia),
e-mail: [email protected]
Attitude towards Police Activity of Transbaikal Region
The analysis of Transbaikal Region population's opinions on the activities of internal affairs employees is carried out on the results of sociological research conducted by the member of the Public Council under the Ministry of Internal Affairs of Russia in Transbaikal Region, by the author of the article and the students of Sociology Department of the Transbaikal State University in accordance with the plan of the Public Council under the Ministry of Internal Affairs of Russia in Transbaikal Region. During the research the main aims were to assess the degree of reliance of the citizens of Transbaikal Region to the internal affairs employees; to determine the most popular public services provided by the internal affairs department; to assess citizens' satisfaction with the quality of public services provided by the internal affairs department; to identify the alacrity of the population of Transbaikal Region to assist the police; to describe the possible ways of improvement of the internal affairs department activities in Transbaikal Region. The study revealed the existence of certain problems in relations between the population and the internal affairs department. The dissatisfaction of over a third of the population of Transbaikal Region with the activity of the internal affairs department is the evidence of this situation. The results of sociological research allow us not only to reveal the population's satisfaction with the Transbaikal police officers work, but also to assess the degree of public reliance to the police. The results suggest that more than a half of the respondents trust the internal affairs department, and every second resident of Transbaikal Region is ready to assist the police. Citizens are the significant subject of ensuring the rule of law and the fighting against the crime, whose potential should be used more actively.
Keywords: police, police officer, sociological study, satisfaction, public confidence, assistance to the police.
© И. А. Щеткина, 2016
155
Происходящие в современной России процессы реформирования охватывают все сферы жизнедеятельности общества. В настоящее время среди актуальных задач социально-экономического развития важное место занимает реформирование органов внутренних дел РФ. Данный процесс предполагает кардинальное изменение взаимоотношений населения и органов внутренних дел. Однако, подводя итог первого этапа реформы, министр МВД В. А. Колокольцев в октябре 2012 г. отметил, что пока реформа МВД не решила ключевых проблем: «Принятые на первом этапе реформы меры были необходимы. Однако для получения результата они оказались недостаточны, не оправдали в полной мере ожидания граждан. Именно поэтому важна оптимизация нашей работы, предстоит ещё многое сделать, чтобы граждане реально ощутили позитивные изменения в системе органов внутренних дел» [4].
Одной из задач реформирования является повышение престижа и конкурентоспособности профессии полицейского, создание нового имиджа стража правопорядка. Особое значение в решении данной проблемы может иметь оценка общественного мнения, результаты которой позволяют не только выявить удовлетворённость населения работой сотрудников ОВД, но и оценить степень доверия жителей к органам внутренних дел.
С целью изучения общественного мнения о деятельности органов внутренних дел Общественным советом при УМВД России по Забайкальскому краю и студентами социологического факультета ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет» в 2015 г. было проведено социологическое исследование «Отношение населения Забайкальского края к деятельности полиции». Опрос проведён в соответствии с планом работы Общественным советом при УМВД России по Забайкальскому краю в рамках осуществления общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел [5].
Результаты проведённого исследования позволили оценить мнения населения Забайкальского края о деятельности полиции на основе субъективных индикаторов.
Социально-демографические характеристики респондентов: по гендерному признаку средиреспондентов преобладают жен-
щины (51,7 % от общего количества опрошенных), мужчины составили 48,3 % от общего количества опрошенных. Основной возрастной группой среди респондентов являются лица в возрасте от 35 до 59 лет (44,9 % от общего числа опрошенных), 38,9 % - в возрасте от 18 до 34 лет, 16,2 % -от 60 лет и старше.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что среди участников исследования преобладают специалисты, имеющие среднее профессиональное (32,7 %) и высшее образование (18,6 %).
Отвечая на вопрос: «С какими сотрудниками полиции Вам приходилось общаться?», значительная часть респондентов выбрала вариант «с участковым» - 42,5 %. С инспектором ГИБДД общались 38,7 % респондентов; с сотрудником дежурной части - 19,9 %; с сотрудником уголовного розыска - 13,9 %; с инспектором по делам несовершеннолетних - 11,7 %; с представителем другой службы - 11,6 %; с инспектором лицензионно-разрешительной работы - 4,8 %. При этом не знают должность сотрудника полиции, с которым приходилось общаться, 8,7 % респондентов; 13,7 % не общались с сотрудниками полиции.
Полученные данные свидетельствуют о том, что участковые являются основным субъектом полиции, непосредственно контактирующим с населением. Именно от результатов общения с участковыми уполномоченными полиции и сотрудниками ГИБДД складывается мнение населения о деятельности полиции в целом.
Респондентам дополнительно был задан вопрос: «Знаете ли Вы своего участкового уполномоченного полиции?» Опрошенные ответили следующим образом: «не знают участкового уполномоченного полиции» 36,8 % от общего числа опрошенных; «общались всего несколько раз» - 19,8 %; «хорошо знакомы с участковым» - 17,1 %; «за последний год не встречались» - 17,1 % респондентов. Затруднились ответить на вопрос 9,2 %; не дали ответа - 0,1 %. Таким образом, лишь 17,1 % респондентов знакомы с участковыми; 19,8 % лишь несколько раз общались с ними, что недостаточно для эффективной работы по обеспечению правопорядка, предупреждению преступлений и организации взаимодействия с населением.
В разрезе районов интенсивность общения с участковым уполномоченным поли-
ции выглядит следующим образом. Наиболее высокий процент респондентов, хорошо знакомых с участковым уполномоченным полиции, отмечается в Петровск-Забай-кальском районе (40,0 %); наименьший -в Хилокском районе (10,0 %). Значительная часть респондентов, не знакомых с участковым уполномоченным полиции, выявлена в Хилокском районе (61,0 %); наименьшая -в Петровск-Забайкальском и Забайкальском районах (по 12,0 % в каждом районе). Данные свидетельствуют о хорошей работе участковых уполномоченных полиции в Пет-ровск-Забайкальском районе. Большинство жителей Хилокского района, напротив, не знают своих участковых.
Население будет позитивно относиться к полиции только при условии, если полицейские будут выполнять свои обязанности. Немаловажным в этом отношении является предоставление органами внутренних дел государственных услуг населению. В рамках проведённого опроса респондентам был задан вопрос: «Какими государственными услугами, предоставляемыми органами внутренних дел, Вы пользовались?» Наиболее востребованными, по мнению респондентов, являются услуги по приёму квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений (28,7 %) и регистрации автомототранспортных средств (28,4 %). Услугой приёма, регистрации и рассмотрения заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях воспользовались 22,0 % опрошенных, услугой выдачи справок о наличии (отсутствии) судимости - 13,1 %, услугой выдачи справок, архивных копий документов и архивных выписок из документов, находящихся на хранении в органах внутренних дел, -10,6 %, услугой приёма документов и выдачи лицензии на приобретение, хранение и ношение оружия - 8,7 %; услугой выдачи направления для проверки, сертификации оружия - 4,1 %; услугой приёма и выдачи документов на частную детективную или охранную деятельность - 1,8 % респондентов. При этом не обращались за государственными услугами в органы внутренних дел 29,9 % опрошенных. Полученные данные свидетельствуют о наибольшей востребованности такой услуги, как приём квалификационных экзаменов и выдача водительских удостоверений.
В рамках проведённого опроса интерес представляла оценка удовлетворённости
качеством государственных услуг, предоставляемых ОВД. Удовлетворённость полученными государственными услугами жителей Забайкальского края (варианты «полностью удовлетворён» и «скорее удовлетворён») составляет 42,1 %. Вариант «скорее не удовлетворён» выбрали 21,9 % респондентов; 12,2 % - вариант «полностью не удовлетворён». Около четверти респондентов выбрали вариант «затрудняюсь ответить», а 0,5 % не ответили на данный вопрос. Таким образом, менее половины респондентов удовлетворены качеством государственных услуг, предоставляемых ОВД. Это свидетельствует о необходимости более пристального внимания руководства соответствующих отделов к работе своих подчинённых, а также к регламенту и качеству предоставления услуг.
Рейтинг районов Забайкальского края по удовлетворённости качеством государственных услуг, предоставляемых ОВД, выглядит следующим образом. Среди районов-лидеров, жители которых в большей степени удовлетворены качеством государственных услуг, первое место занимает Хи-локский район (65 %), второе - Приаргун-ский район (49 %), третье место разделили город Чита (46,3 %), Петровск-Забайкаль-ский, Забайкальский и Ононский районы (46 %). Среди районов, жители которых в большей степени не удовлетворены качеством государственных услуг, предоставляемых ОВД, следует отметить Красно-чикойский (47 %), Дульдургинский (46 %) и Оловяннинский (42 %) районы.
В рамках проведённого исследования ставилась задача выявления степени доверия к органам внутренних дел. Полученные результаты позволяют говорить о том, что около половины респондентов, а точнее 50,7 %, так или иначе доверяют органам внутренних дел (варианты «доверяю» и «скорее доверяю»); 34 % - в той или иной степени не доверяют полиции (варианты «не доверяю» и «скорее не доверяю»); 14,9 % - затруднились ответить на этот вопрос; 0,4 % - нет ответа. Безусловное доверие ОВД отмечают 22,5 % респондентов. При этом наиболее высокая степень доверия ОВД отмечается у респондентов в возрасте от 35 до 59 лет, самая низкая - в возрасте старше 60 лет.
По районам края ситуация выглядит следующим образом. Наиболее высокая
степень доверия (вариант «доверяю») отмечается в Хилокском (41,0 %), Нерчинском (36,0 %) и Петровск-Забайкальском (35,0 %) районах. При этом низкая степень доверия ОВД (вариант «не доверяю») отмечается в Красночикойском (24,0 %), Забайкальском (22,0 %) Оловяннинском (21,0 %) и Шилкинском (21,0 %) районах. Именно в этих районах следует уделить особое внимание работе с населением; информированию жителей о результатах успешно проведённой работы через СМИ, встречи; созданию положительного образа сотрудника полиции и др.
Следует отметить, что отношение граждан к органам внутренних дел в целом во многом зависит от отношения к деятельности ГИБДД. В связи с этим в анкету был включён вопрос: «Оцените свою степень доверия к сотрудникам ГИБДД». Степень доверия к ГИБДД можно охарактеризовать следующими вариантами ответов: «доверяю» - 18,5 %; «скорее доверяю» - 24,7 %; «скорее не доверяю» - 17,4 %; «не доверяю» - 20,7 %. Затруднились ответить на вопрос 18,0 % респондентов, не дали ответ - 0,7 %. Сравнение полученных результатов с ответами по предыдущему вопросу позволяет говорить о том, что степень доверия жителей Забайкальского края к ГИБДД ниже, чем в целом к ОВД на 7,5 %, что достаточно значимо.
В рамках проведённого исследования необходимо было оценить наличие резерва для конструктивного сотрудничества населения и сотрудников органов внутренних дел. Таким резервом является готовность населения оказывать содействие полиции. На вопрос «Готовы ли Вы оказывать содействие органам внутренних дел в охране правопорядка и борьбы с преступностью?» лишь 39,1 % респондентов ответили положительно: «всегда готовы помочь ОВД»; 27,9 % считают, что полиция должна сама справляться со своими задачами; 11,5 % выбрали вариант «готов помогать только на условии вознаграждения». При этом 21,5 % затруднились ответить на поставленный вопрос.
Анализ результатов исследования по районам, в которых проводилось исследование, показал следующее. Наиболее высокая степень доверия (вариант «доверяю») отмечается в Хилокском (39,0 %), Нерчинском (28,0 %) и Красночикойском
(26,0 %) районах. При этом низкая степень доверия ОВД (вариант «не доверяю») отмечается в Шилкинском (32,0 %), Дульдур-гинском (29,0 %) и Забайкальском (26,0 %) районах.
Молодёжь проявляет готовность помочь ОВД лишь в 39,9 % случаях, при этом процент готовых помочь за вознаграждение в молодёжной среде несколько выше, чем в целом среди населения - 13,9 и 11,5 %, соответственно. Среди граждан старше 60 лет готовность помочь полиции отмечается чаще (40,5 %). Как правило, это были женщины. Однако зачастую респонденты опасаются за собственную безопасность и расценивают своё участие скорее как дополнительную трату времени.
Поддержание правопорядка с участием граждан является одним из важных направлений решения проблем, стоящих перед полицией, прежде всего для оптимизации нагрузки на сотрудников. Согласно ст. 9-10 Федерального закона «О полиции», необходимо «привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности» и оказание «поддержки развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка». Одновременно с этим законом устанавливается, что «общественные объединения, организации... должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на неё обязанностей» [10].
Результаты исследования позволяют говорить о том, что каждый второй житель Забайкалья готов помогать полиции. Граждане выступают значимым субъектом обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью, потенциал которых необходимо более активно использовать. Следует усилить внимание налаживанию партнёрских отношений между полицейскими и населением, расширять сотрудничество с общественными объединениями и организациями Забайкальского края.
В целях выявления мероприятий, направленных на совершенствование деятельности органов внутренних дел в Забайкальском крае, был задан открытый вопрос: «Что, на Ваш взгляд, будет способствовать совершенствованию деятельности
органов внутренних дел в Забайкальском крае?». Нами были выявлены наиболее популярные варианты ответов в различных интерпретациях: «борьба с коррупцией и взяточничеством» - 17,1 %; «улучшение материально-технической базы, оснащение новейшим оборудованием» - 13,4 %; «честность, добросовестность и дисциплинированность сотрудников» - 12,3 %; «повышение профессиональной квалификации сотрудников» - 11,9 %; «повышение заработной платы сотрудникам полиции, предоставление жилья» - 9,2 %; «помощь со стороны населения, взаимопонимание» -7,6 %; «культура общения с гражданами, образованность, соблюдение полицейской этики» - 5,1 %; «отзывчивость, забота о людях» - 3,3 %; «отбор квалифицированных кадров, контроль за выполнением обязанностей, аттестация кадров» - 1,5 %; «наказание полицейских за проступки» - 0,9 %. Среди менее распространенных вариантов стоит отметить: «переименовать в милицию» - 0,1 %; «запретить полицейским пить на работе» - 0,1 %; «есть все условия для хорошей работы ОВД» - 0,1 %.
Таким образом, большинство жителей Забайкальского края считает необходимым вести борьбу с коррупцией в рядах полиции, оснастить полицию современной техникой, повысить уровень подготовки полицейских кадров всех уровней и служб, формировать чувство профессиональной чести и достоинства.
Проведённое исследование показало наличие определённых проблем во взаимоотношениях населения и органов внутренних дел. Подтверждением этому служит неудовлетворённость более трети населения Забайкальского края деятельностью правоохранительных органов.
Анализ общественного мнения является неотъемлемым условием существования правового демократического общества. С его помощью можно управлять функционированием различных социальных институтов, в том числе и полицией. Однако сама по себе оценка мнений населения о деятельности полиции не способствует оптимизации работы органов внутренних дел, необходима реакция полиции на выявленные проблемы. В этом случае можно говорить о предупреждении нежелательных явлений и об укреплении законности, служебной дисциплины в полиции, обеспечении общественной безопасности, предупреждении
и пресечении нарушений прав, свобод и законных интересов граждан. Немаловажным является использование оценки деятельности органов внутренних дел и полиции для улучшения их деятельности и постановки новых задач, а не для поощрения или наказания их сотрудников.
Условиями эффективной работы по повышению авторитета полиции в глазах граждан является признание того, что положительное отношение населения к деятельности полиции обеспечивается:
- реальным укреплением правопорядка, внимательным отношением к гражданам и эффективностью защиты их прав и законных интересов;
- приоритетностью для сотрудников полиции во взаимоотношениях с населением идей социального партнёрства;
- комплексным использованием полицией всех имеющихся сил, средств и возможностей в решении возложенных на неё задач с привлечением общественных объединений, религиозных организаций, средств массовой информации и населения;
- проведением единой информационной политики, основанной на объективности, оперативности, регулярности, открытости.
Кроме того, необходимо проведение массированной информационной кампании, направленной на создание положительного образа гражданина, который готов к сотрудничеству с полицией, параллельно с разрушением образа «стукача», а также доведение до населения значимости роли каждого гражданина в процессе обеспечения общественной безопасности.
В современном демократическом, правовом государстве полиция не может нарушать предписаний закона и несёт ответственность за неисполнение своих обязанностей. Исполнение полицейских функций здесь должно сочетаться с соблюдением прав и свобод граждан. В этой связи актуальна задача осуществления оценки эффективности деятельности полиции. В планах проведение более масштабного и глубокого социологического исследования различных показателей работы полиции в Забайкальском крае, в том числе эффективности различных направлений деятельности полиции, причин неудовлетворённости населения деятельностью полиции, динамики обращений граждан в полицию, мотивов отказа от обращения
за помощью в органы внутренних дел и др. Согласно социологическим исследованиям, необходимо изучение взаимодействия полиции с населением, в том числе путём сопоставления ожиданий граждан, связанных с приоритетными направлениями деятельности полиции, с представлениями по этому поводу самих сотрудников полиции.
Практические аспекты изучения общественного мнения имеют огромное значение. Использование результатов общественного мнения может принести немалую пользу обществу и внести неоценимый вклад в развитие его социальных институтов, в том числе в процесс оптимизации деятельности полиции.
Список литературы
1. Благовещенский Ю. Н. Определение факторов, влияющих на эффективность предоставления услуг по безопасности от преступных посягательств. М.: ИНДЕМ, 2007. 159 с.
2. Ипакян А. П. Оценка деятельности органов внутренних дел в механизме налаживания их взаимодействия с населением // Проблемы взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности: материалы круглого стола. М.: Академия управления МВД России, 2006. С. 96-97.
3. Кардашова И. Б. Развитие МВД России как субъекта обеспечения национальной безопасности // Административное право и процесс. 2006. № 3. С. 11.
4. Янбухтин Р М. Общественное мнение в механизме социального управления в органах внутренних дел. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2008. С. 79.
Источники
5. Забайкальцы доверяют полиции [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.75.mvd.ru/ news/item/3584413 (дата обращения: 03.04.2016).
6. Колокольцев В. А. Начинается новый этап реформы МВД [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psj.ru/bratstvo_msk/detail.php?ID=72552 (дата обращения: 04.04.2016).
7. Москалькова Т. Н. Правовые аспекты создания профессиональной полиции: ожидаемые результаты реформы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/interview/ moskalkova/ (дата обращения: 03.04.2016).
8. Планы работы Общественного совета УМВД России по Забайкальскому краю [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.75.mvd.ru/gu_mvd/OS75/Plani_raboty (дата обращения: 04.04.2016).
9. Приказ Министерства внутренних дел РФ «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 31.12.2013 г. № 1040 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.docs.cntd.ru/document/499078939 (дата обращения: 19.04.2016).
10. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ: ред. от 12.02.2015 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/police/ (дата обращения: 20.04.2016).
References
1. Blagoveshchenskii Yu. N. Opredelenie faktorov, vliyayushchikh na effektivnost' predostavleniya uslug po bezopasnosti ot prestupnykh posyagatel'stv. M.: INDEM, 2007. 159 s.
2. Ipakyan A. P. Otsenka deyatel'nosti organov vnutrennikh del v mekhanizme nalazhivaniya ikh vzaimodeistviya s naseleniem // Problemy vzaimodeistviya organov vnutrennikh del s obshchestvennymi ob"edineniyami po okhrane pravoporyadka i obespecheniyu obshchestvennoi bezopasnosti: materialy kruglogo stola. M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2006. S. 96-97.
3. Kardashova I. B. Razvitie MVD Rossii kak sub"ekta obespecheniya natsional'noi bezopasnosti // Administrativnoe pravo i protsess. 2006. № 3. S. 11.
4. Yanbukhtin R. M. Obshchestvennoe mnenie v mekhanizme sotsial'nogo upravleniya v organakh vnutrennikh del. Ufa: UYul MVD RF, 2008. S. 79.
Istochniki
5. Zabaikal'tsy doveryayut politsii [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.75.mvd.ru/news/ item/3584413 (data obrashcheniya: 03.04.2016).
6. Kolokol'tsev V. A. Nachinaetsya novyi etap reformy MVD [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.psj.ru/bratstvo_msk/detail.php?ID=72552 (data obrashcheniya: 04.04.2016).
7. Moskal'kova T. N. Pravovye aspekty sozdaniya professional'noi politsii: ozhidaemye rezul'taty reformy [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/law/interview/moskalkova/ (data obrashcheniya: 03.04.2016).
8. Plany raboty Obshchestvennogo soveta UMVD Rossii po Zabaikal'skomu krayu [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.75.mvd.ru/gu_mvd/OS75/Plani_raboty (data obrashcheniya: 04.04.2016).
9. Prikaz Ministerstva vnutrennikh del RF «Voprosy otsenki deyatel'nosti territorial'nykh organov Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii» ot 31.12.2013 g. № 1040 [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http:// www.docs.cntd.ru/document/499078939 (data obrashcheniya: 19.04.2016).
10. Federal'nyi zakon «O politsii» ot 07.02.2011 g. № 3-FZ: red. ot 12.02.2015 g. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/popular/police/ (data obrashcheniya: 20.04.2016).
Библиографическое описание статьи
Щеткина И. А. Отношение населения Забайкальского края к деятельности полиции // Ученые записки ЗабГУ. Сер. Философия. Культурология. Социология. Социальная работа. 2016. Т. 11, № 3. С. 155-161. DOI: 10.21209/2308-877Х-2016-11-3-155-161.
Reference to the article
Shchetkina I. A. Attitude towards Police Activity of Trans-Baikal Region // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Philosophy. Cultural Studies. Sociology. Social Work. 2016. Vol. 11, No. 2. PP. 155-161. DOI: 10.21209/2308-877Х-2016-11-3-155-161.
Статья поступила в редакцию 29.04.2016