Научная статья на тему 'Организационно-правовые и духовно-нравственные основы взаимодействия органов внутренних дел с общественностью, институтами гражданского общества, населением'

Организационно-правовые и духовно-нравственные основы взаимодействия органов внутренних дел с общественностью, институтами гражданского общества, населением Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
407
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННОСТЬ / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / НАСЕЛЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЗАКОННОСТЬ / ПРАВО / ГУМАНИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Янбухтин Р. М.

В статье рассматриваются организационно-правовые и духовно-нравственные аспекты, определяющие конструктивное взаимодействие органов внутренних дел с общественностью, институтами гражданского общества, населением, обосновывается актуальность социально-гуманистической направленности правоохранительной деятельности органов внутренних дел (полиции).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые и духовно-нравственные основы взаимодействия органов внутренних дел с общественностью, институтами гражданского общества, населением»

УДК 316

Р. М. ЯНБУХТИН, доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат социологических наук, доцент (г. Уфа)

R. M. YANBUKHTIN, associate professor of chair of social-humanitarian and economic disciplines of the Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia, candidate of sociological sciences, docent (Ufa)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ, ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА,

НАСЕЛЕНИЕМ

ORGANIZATIONAL-LEGAL AND MORAL BASIS OF INTERACTION OF INTERNAL AFFAIRS BODIES WITH THE PUBLIC, INSTITUTES OF CIVIL SOCIETY, POPULATION

^

к <N

a a

о о

u s a о

0 «

u

¥ a -с a

1

о

0 «

1

£ «

a s

u «5

Аннотация. В статье рассматриваются организационно-правовые и духовно-нравственные аспекты, определяющие конструктивное взаимодействие органов внутренних дел с общественностью, институтами гражданского общества, населением, обосновывается актуальность социально-гуманистической направленности правоохранительной деятельности органов внутренних дел (полиции).

Ключевые слова: органы внутренних дел, правоохранительная деятельность, общественность, институты гражданского общества, население, взаимодействие, законность, право, гуманизм.

Annotation. The article considers the organizational-legal and moral aspects that determine the constructive interaction of internal Affairs bodies with the public, institutes of civil society, population the relevance of socio-humanistic orientation of the law enforcement activities of internal Affairs bodies (police).

Keywords: the bodies of internal Affairs, law enforcement, the public, civil society institutions, population, interaction, legitimacy, law, humanism.

Внешний, внесистемный, аспект рассмотрения правоохранительной и правоприменительной деятельности МВД Российской Федерации связан с проблематикой взаимодействия органов внутренних дел с общественностью, институтами гражданского общества, СМИ, общественными организациями и объединениями, включая молодежные организации, имея стратегической задачей развитие партнерских и доверительных отношений государственных

структур с институтами гражданского общества, общественными объединениями и организациями в правоохранительной сфере.

В развитом демократическом, правовом государстве существуют объективная необходимость и социальная потребность в активном осуществлении взаимодействия правоохранительных органов, включая органы внутренних дел с общественностью, общественными организациями и объединениями, в

целях активизации участия граждан в деятельности правоохранительной направленности. Особенно важным в осуществлении подобного взаимодействия является активное участие граждан в предоставлении полиции необходимой и достоверной информации; содействие в поддержании правопорядка; осуществление профилактики правонарушений и их предупреждений; оказание помощи органам правопорядка при проведении культурных, спортивных и иных социально значимых мероприятий или же содействие по охране общественного порядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах.

Вопросы привлечения общественности к охране правопорядка, организации взаимодействия органов внутренних дел с молодежными объединениями правоохранительной направленности, другими формами совместного обеспечения общественного порядка рассматриваются в трудах Академии управления МВД Российской Федерации, ведомственной печати с позиции теории управления и организации, административного права, теории и социологии управления, психологии и философии (В. М. Артемов, И. Ф. Амельчаков, И. С. Баженов, А. А. Благоразумный, С. Н. Бокарев, Д. В. Васильев,

A. М. Гаврилов, Е. Е. Донник, С. В. Его-рышев, А. Г. Елагин, А. Н. Калюжный,

B. Б. Козлов, В. Б. Коробов, Л. Н. Королева, С. Л. Коршунов, И. А. Ревин, Л. М. Розин, В. Т. Томин, А. А. Чекалин, М. А. Яворский и другие).

В последние годы появились материалы исследований, посвященных обсуждению направлений взаимодействия органов внутренних дел с общественностью, общественными объединениями и организациями, с активным привлечением понятия «гражданское общество» [1]. Список работ может быть дополнен включением в него материалов исследований, посвященных обсуждению отдельных направлений взаимодействия

органов внутренних дел с общественностью, общественными объединениями и организациями.

Обращаясь к вопросу организационно-правовых и духовно-нравственных основ взаимодействия органов внутренних дел с общественностью, институтами гражданского общества, следует отметить, что общественные объединения на современном этапе развития российского общества выступают в качестве одного из важных общественных институтов, который осуществляет посредническую функцию между гражданским обществом и государственной властью по обеспечению и защите прав и свобод граждан. При этом институты гражданского общества, включая общественные объединения, молодежные организации, религиозные конфессии, начинают функционировать в качестве активно действующих субъектов общественно-политической жизни, обладающих определенными ресурсами и интересами, и преследующих свои цели в рамках действующих норма- ^ тивных правовых актов. ^

Такое представление деятельно- ^ сти общественных объединений и орга- ^ низаций позволяет рассматривать их а функционирование в контексте общест- ^ венно-политической системы. Из этого ^ следует, что требуется не только опре- ^ делить параметры их деятельности, но и « способы взаимодействия государственных органов с участниками обществен- |

но-политических отношений, форми- §

«

рующих современное правовое государ- а ство и гражданское общество в совре- | менной России. В частности, рассмотре- | ние современных направлений и форм § взаимодействия ОВД с религиозными Ц конфессиями позволяет вполне обосно- 55 вано некоторым авторам отмечать, что | подобное взаимодействие «носит сегодня институционализированный харак- § тер и не только на федеральном уровне» ^ [2, с. 39]. * Причем анализ взаимодействия | органов внутренних дел как с религиоз- ^ ными объединениями, так и с другими ^

общественными объединениями и организациями, институтами гражданского общества, включая СМИ, позволяет говорить, что государственные органы, содействуя установлению диалога и сотрудничества с общественностью, институтами гражданского общества и населением, способствуют тем самым не только признанию их в качестве действующих субъектов, но и повышению у них социальной ответственности, активному участию в общественно-политической жизни.

В зависимости от того, как будет складываться и развиваться характер взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями, молодежными организациями, зависит в немалой степени как эффективность предупредительно-профилактической деятельности подразделений полиции, так и повышение доверия к органам внутренних дел со стороны населения.

В целях эффективного осуществления законных интересов, прав и сво-^ бод граждан государство приняло определенные организационные меры. В ча-^ стности, издан Указ Президента Роса сийской Федерации от 23 мая 2011 г. ^ № 668 «Об общественных советах при ¡^ Министерстве внутренних дел Россий-Й ской Федерации и его территориального ^ органах» [3].

1 Реализация обозначенных в Ука-

| зе задач потребовала соответствующих § организационных мероприятий. Так, § издание приказа МВД РФ от 15 августа § 2011 г. № 939 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федера-| ции от 23 мая 2011 г. № 668» ориенти-1 ровало на расширение сотрудничества ^ МВД России с гражданским обществом и на выработку новых, более эффектив-| ных форм, методов и механизмов их со-| вместной деятельности [4]. ^ Создание объединений граждан

« для участия в обеспечении законности и | правопорядка возможно благодаря за-^ креплению других организационно-^ правовых форм, предусмотренных в

российском законодательстве - в виде общественных объединений правоохранительной направленности и народных дружин, которые закреплены в особой форме в Федеральном законе от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»

[5].

В силу сказанного уже становится понятно, что законодатель предоставил органам государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральным МВД и органам местного самоуправления широкие возможности для поддержки общественников, их привлечения к участию в охране общественного порядка.

Поднимая вопрос об активизации деятельности органов внутренних дел в направлении работы с общественностью, общественными объединениями, молодежными организациями с ориентацией на привлечение различных категорий граждан, молодежи в оказании помощи и содействия сотрудникам полиции, следует отметить, что решение этой проблемы непосредственно связано с реализацией принципов, провозглашенных в статье 10 ФЗ «О полиции»: «полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами»

[6].

Одним из основополагающих принципов, определенных ФЗ «О полиции», является принцип общественного доверия и поддержки граждан. Данный принцип, наряду с другими принципами, выступает в качестве основного исходного положения и правила, определяющего правоохранительную деятельность всей системы органов внутренних дел в целом и органов управления правоохранительного института в частности. Как отмечается в литературе, в соответствии с данным правилом «полиция при осуществлении своей деятель-

ности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан...» [7, с. 54].

Между тем, следует отметить, что деятельность сотрудников органов внутренних дел носит не только нормативный, но и нравственный характер. Сотрудники, выполняя правоохранительные задачи, имеют дело с решением проблем не только правового, но и нравственного значения. Необходимым условием успешной деятельности сотрудников является не только знание нормативных правовых актов и правильное их применение в своей непосредственной работе, но и понимание глубоко нравственного значения своей профессиональной деятельности.

Цель и задачи полиции во многом являются духовно-нравственными. Они определены в ст.ст. 1, 2 Закона «О полиции» [6, с. 6]: «Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности» (п. 1 ст. 1); «Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств» (п. 2 ст. 1).

Высокие требования, предъявляемые сегодня к духовно-нравственному и культурному уровню сотрудников органов внутренних дел, обусловлены тем, что порой от их действий или решения ими тех или иных проблемных вопросов зависят жизни и судьбы многих людей. Поэтому так важно, чтобы сотрудник правоохранительного органа при выполнении своих обязанностей руководствовался такими нравственным ценностями, принципами, как гуманизм, законность, объективность, гражданственность, государственность, патриотизм, коллективизм, добросовестность, принципиальность, долг, честь, совесть,

благородство, великодушие, милосердие, честность, неподкупность, вежливость [8, с. 103]. Из этого следует, что в деятельности сотрудников органов внутренних дел большую значимость представляет тесное сочетание морали и права, законности и гуманизма [9, с. 78].

Таким образом, эффективная реализация принципов деятельности полиции, обозначенных в Федеральном законе «О полиции», на наш взгляд, зависит от: а) содержания институциона-лизации органов внутренних дел (полиции), качества деятельности коллектива сотрудников, уровня их профессионализма и культуры, характера служебных отношений между сотрудниками по вертикали и горизонтали; б) характера взаимодействия правоохранительного ведомства с общественными объединениями и организациями, широкими слоями населения.

В этой связи, подходя к управлению органами внутренних дел с позиции институционального подхода, считаем целесообразным дополнить исход- ^ ные положения организации и управле- ^ ния в полиции принципами, отражающими социально-правовые и духовно- | нравственные аспекты правоохранитель- © ной деятельности органов внутренних ¡^ дел (полиции). Кроме того, в целях эф- Й фективного функционирования органов в внутренних дел и их дальнейшего развития следует учитывать также и принци- | пы, касающиеся социальной направлен- § ности правоохранительной деятельности § института полиции и интересов социаль- | ных групп, общностей, включая сотрудников и работников правоохранительного » органа. Ц

Принимая во внимание вышеска- Ц^ занное и исходя из содержания целей и § задач деятельности полиции, потребно- ^ стей и интересов различных социальных | групп и общества, а также руководству- ^ ясь в целом принципами организации и « управления, провозглашенными в Феде- | ральном законе «О полиции», считаем ^ необходимым дополнить их принципами: ^

^

к

<ч а а

и и

ч

и «

а

о

^

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и

1 £

а «

гуманизма; социальной ориентированности правоохранительной деятельности; минимизации бюрократических методов и форм руководства; укрепления системы обратной связи; сотрудничества, диалога, взаимодействия с широкими слоями населения.

Указанные принципы деятельности полиции тесно связаны с удовлетворением интересов каждого человека и гражданина в правоохранительной сфере, поскольку строгое соблюдение требований законов, гуманизм, открытость и взаимодействие являются основными гарантиями реализации прав и свобод граждан.

В заключение рассмотрения организационно-правых и духовно-нравственных основ взаимодействия органов внутренних дел с общественностью, институтами гражданского общества следует определить следующие социально-правовые, нравственно-этические и воспитательные задачи, стоящие перед системой управления МВД России:

- необходимо способствовать законодательному расширению полномочий полиции по оказанию помощи населению, своевременному выявлению и решению социально-правовых проблем населения;

- целесообразно совершенствовать организацию партнерских и доверительных отношений подразделений полиции с общественностью, институтами гражданского общества в сторону

усиления социальной направленности правоохранительной деятельности, ключевая задача которой заключается в своевременном выявлении и решении социально-правовых проблем населения, расширении социально-гуманитарных форм и методов работы с населением, реализации специальных ведомственных программ, социальных проектов, нацеленных на профилактику правонарушений;

- активно использовать ресурсы информационного и патриотического характера с привлечением печатных и электронных средств массовой информации, сети Интернет, PR-технологий в целях целенаправленного культивирования среди широких слоев населения ценностей и норм уважительного отношения к праву, законности, правопорядку;

- разработать нормативные правовые акты, четко определяющие профессионально-этические стандарты поведения сотрудников полиции, в то же время учитывающие особенности деятельности различных подразделений органов внутренних дел;

- осуществлять постоянную, системную кадровую работу в органах внутренних дел, направленную на повышение образования и воспитания кадров, при этом уделяя пристальное внимание развитию профессиональной и нравственной культуры сотрудников полиции.

* * *

ЛИТЕРАТУРА

1. Егорышев С. В., Егорышева Н. В. Гражданское общество и органы внутренних дел: проблемы взаимодействия (политологический анализ): учебное пособие. Уфа: УЮИ МВД России, 2015.

2. Исаев А. А. О взаимодействии Русской православной церкви с органами внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2016. № 2 (68). С. 39.

3. Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах: Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. № 668 // Собрание законодательства РФ. 2011. № 22. Ст. 3154.

4. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. № 668: Приказ МВД Российской Федерации от 15 августа 2011 г. № 939 // СПС «Консультант-Плюс».

5. Об участии граждан в охране общественного порядка: Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. № 14. Ст. 1536.

6. О полиции: Федеральный закон. М.: Издательство «Омега-Л», 2011. С. 6.

7. Михайлов В. А. Некоторые вопросы организации управленческой деятельности органов внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2013. № 2. С. 54.

8. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие / под ред. А. В. Опалева и Г. В. Дубова. М.: Щит-М, 1998. С. 103.

9. Сокова К. З. Профессиональная мораль сотрудников органов внутренних дел: понятие и правовая основа. Орел, 1995. С. 78.

© Янбухтин Р. М.

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<ч а а

и и

и «

а

о

^

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и

1 £

а «

и

О?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.