Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ВОПРОСЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ'

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ВОПРОСЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
41
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATION / MULTICULTURAL SOCIETY / ACTIVITIES OF AN EMPLOYEE OF INTERNAL AFFAIRS BODIES / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Голяндин Николай Петрович, Машекуашева Маргарита Хасанбиевна

В статье произведен анализ теоретических основ и практических особенностей формирования коммуникативной компетенции сотрудников органов внутренних дел в современном социокультурном контексте. Рассматриваются вопросы межэтнической толерантности, роль интегративной идеологии в условиях полиэтнического государства, а также проблемы, возникающие в процессе коммуникации в профессиональной сфере деятельности сотрудника органов внутренних дел. В Российской Федерации как полиэтническом и поликультурном государстве сотрудники органов внутренних дел призваны быть одним из важных факторов обеспечения общественного и государственного единства. Сотрудник полиции должен при этом выступать от имени общенационального, общегосударственного интереса, возвышающегося над всеми различиями существующих в обществе идеологий. Он должен представлять и утверждать в своих действиях не просто правовую основу, но и свою собственную культуру, культуру своего народа, идею братского единства культур, их взаимного уважения, их общей принадлежности к единой истории России, к ее прошлому и будущему. В рамках профессиональной коммуникации важную роль играют культурные ценности, именно они образуют и основу, и предмет диалога культур, что, несомненно, должно учитываться в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Голяндин Николай Петрович, Машекуашева Маргарита Хасанбиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNIC EXPERTENCE OF THE HOUSE: INTERETHNIC TOLERANCE

In the article, the authors provide the theoretical foundations and practical features of the formation of communicative competence of employees of internal affairs bodies in the modern sociocultural context. The issues of interethnic tolerance, the role of integrative ideology in a multi-ethnic state, as well as the problems that arise in the process of communication in the professional sphere of activity of an employee of internal affairs bodies are examined. In the Russian Federation as a multiethnic and multicultural state, employees of internal affairs bodies are called upon to be one of the important factors in ensuring public and state unity. At the same time, a police officer must speak on behalf of a national, state interest that rises above all the differences in the ideologies existing in society. He must represent and affirm in his actions not just the legal basis, but also his own culture, the culture of his people, the idea of fraternal unity of cultures, their mutual respect, their common belonging to the unified history of Russia, its past and future. In the framework of professional communication, cultural values play an important role, it is they that form the basis and subject of the dialogue of cultures, which, undoubtedly, should be taken into account in the activities of employees of internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ВОПРОСЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОВД

Голяндин Н.П. Машекуашева М.Х.

6.3. КОММУНИКАТИВНАЯ

КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ВОПРОСЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Голяндин Николай Петрович, канд. юрид. наук, доцент. Должность: профессор. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра специальных дисциплин.

Машекуашева Маргарита Хасанбиевна, канд. психол. наук. Должность: доцент. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра государственных и гражданско-правовых дисциплин. E-mail: Mashekuasheva@mail.ru

Аннотация: В статье произведен анализ теоретических основ и практических особенностей формирования коммуникативной компетенции сотрудников органов внутренних дел в современном социокультурном контексте. Рассматриваются вопросы межэтнической толерантности, роль интегративной идеологии в условиях полиэтнического государства, а также проблемы, возникающие в процессе коммуникации в профессиональной сфере деятельности сотрудника органов внутренних дел. В Российской Федерации как полиэтническом и поликультурном государстве сотрудники органов внутренних дел призваны быть одним из важных факторов обеспечения общественного и государственного единства. Сотрудник полиции должен при этом выступать от имени общенационального, общегосударственного интереса, возвышающегося над всеми различиями существующих в обществе идеологий. Он должен представлять и утверждать в своих действиях не просто правовую основу, но и свою собственную культуру, культуру своего народа, идею братского единства культур, их взаимного уважения, их общей принадлежности к единой истории России, к ее прошлому и будущему. В рамках профессиональной коммуникации важную роль играют культурные ценности, именно они образуют и основу, и предмет диалога культур, что, несомненно, должно учитываться в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: коммуникация, поликультурное общество, деятельность сотрудника органов внутренних дел, коммуникативная компетентность.

COMMUNIC EXPERTENCE OF THE HOUSE: INTERETHNIC TOLERANCE

Golyandin Nikolai Petrovich, PhD at Law, Associate Professor. Position: professor. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute of Advanced training. Department: special disciplines chair. Mashekuasheva Margarita Hasanbeivna, PhD in Psychological Sciences. Position: Associate professor. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute of Advanced training. Department: state and civil law disciplines chair. E-mail: Mashekuasheva@mail.ru

Annotation: In the article, the authors provide the theoretical foundations and practical features of the formation of communicative competence of employees of internal affairs bodies in the modern sociocultural context. The issues of interethnic tolerance, the role of integrative ideology in a multi-ethnic state, as well as the problems that arise in the process of communication in the professional sphere of activity of an employee of internal affairs bodies are examined. In the Russian Federation as a multiethnic and multicultural state, employees of internal affairs bodies are called upon to be one of the important factors in ensuring public and state unity. At the same time, a police officer must speak on behalf of a national, state interest that rises above all the differences in the ideologies existing in society. He must represent and affirm in his actions not just the legal basis, but also his own culture, the culture of his people, the idea of fraternal unity of cultures, their mutual respect, their common belonging to the unified history of Russia, its past and future. In the framework of professional communication, cultural values play an important role, it is they that form the basis and subject of the dialogue of cultures, which, undoubtedly, should be taken into account in the activities of employees of internal affairs bodies.

Keywords: communication, multicultural society, activities of an employee of internal affairs bodies, communicative competence.

Введение

В современном мире важнейшим компонентом профессиональной деятельности выступает коммуникация. Безусловно, развитие и поддержание общения между субъектами (гражданами, органами власти, должностными лицами) - один из путей преодоления нехватки взаимного доверия в обществе. Сотрудник органов внутренних дел должен обладать знаниями особенностей психологии общения, навыками межличностного взаимодействия, так как их профессиональная деятельность непосредственно связана с межличностным общением, а результативность их работы во многом зависит от эффективности процесса коммуникации [2].

Среди разнообразных личностных восприятий можно выделить группу ценностей, совпадающих по характеру оценок и содержанию. Они получили название универсальных. Их общечеловеческий характер обусловливается единством нравственного сознания человека. Так, например, нет ни одной культуры, где положительно оценивалось бы убийство, ложь и воровство.

В процессе коммуникации в профессиональной сфере деятельности сотрудника органов внутренних дел приходится решать вопросы межэтнической толерантности и роль интегративной идеологии в условиях полиэтнического государства сложно переоценить [1].

Основная часть

Нравственное ядро культурных ценностей не отменяет глубоких различий, которые обнаруживают человеческие культуры на уровне исторически выработанных форм жизни. Рассматривая деятельность человека сквозь призму ценностных ориентиров общества, принято говорить о социальном либо асоциальном. Необходимо также помнить, что в любой культуре есть так называемые табу, которые представляют собой не просто запреты, очерчивающие границы человеческого в данной культуре, а «немыслимые поступки», кото-

6'2019

Пробелы в российском законодательстве

рые ставят человека по ту сторону человечности. В результате контактов индивида с представителями других культур с иным восприятием внешнего мира у него возникает ощущение «чужого». Понятие «чужой» имеет несколько значений:

- нездешний, иностранный;

- необычный, странный;

- незнакомый, недоступный для познания;

- необъяснимый;

- несущий в себе опасность.

На современном этапе развития общества отрицательным последствием глобализации становится ярко выраженная тенденция к унификации культур, вызывающая потребность в культурном самоутверждении, сохранении собственных культурных и индивидуальных ценностей. Невербальные средства коммуникации предоставляют скрытую часть эмоциональной оценки ситуации: насколько участники открыты к диалогу или наоборот.

Представители некоторых культур демонстрируют при этом особо активное, нередко агрессивное самоопределение, гипертрофированное чувство гордости за свою культурную самобытность. С течением времени и в результате взаимодействия людей в обществе формируются этнокультурные стереотипы - видение, являющиеся общими для определенной этнической общности по отношению к чему-либо. Говоря об эмоциональной окраске, отметим, что стереотипы часто окрашены симпатиями и антипатиями, при этом одно и то же поведение в разных культурах получает совершенно противоположную оценку.

Далее необходимо сказать о предрассудках, самыми распространенными видами являются этнические предрассудки и наиболее известные их формы:

- расизм;

- ксенофобия;

- дискриминация.

Одним из факторов коммуникативной компетентности является умение слушать. Для эффективного слушания необходимо «уделить внимание», т. е. обратить внимание к собеседнику. Слушание становится возможным вследствие различной скорости устной речи и умственной деятельности слушающего (обычно говорим со скоростью 125 слов в минуту, можем воспринять произносимую речь до 400). В некоторых случаях для взаимопонимания необходимо активно спрашивать и переспрашивать. Слушание является умением общаться и оперативному сотруднику учиться этому надо в первую очередь, поскольку слушать ему приходится часто. В процессе слушания проявляются различные аспекты умения слушать, крайне важно понимать, что слушать и слышать - не одно и то же. Слушать - больше, чем слышать. Слушание - является активным волевым актом, включающим мыслительные функции. На процесс слушания оказывают влияние громкие, неприятные и неупорядоченные звуки. В этой обстановке думается и принимаются решения медленнее, делается больше ошибок. Внимательно слушать в условиях шума трудно. Отметим что, существует два вида слушания: активное и пассивное. Пассивное слушание - это непроизвольное улавливание звуков (так мы слышим шум проезжающих машин, пение птиц, шаги в коридоре и т.д).

Активное слушание - это волевой акт, направленный на слушание определенных звуков и восприятие их значения.

В свою очередь активное слушание бывает двух видов:

- нерефлексивное (без внешнего вмешательства);

- рефлексивное.

Нерефлексивное слушание - возможность слушать, не вмешиваясь и не перебивая собеседника. На первый взгляд, такое восприятие можно отнести к

-пассивному слушанию. Однако это - активный процесс, требующий психического и физиологического внимания. На наш взгляд это единственная возможность понимания другого, особенно если собеседник

- психологически «подорван», испытывает трудности в передаче информации и нуждается в сочувствии и поддержке.

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел с гражданами это тот случай, когда необходимо слушать особенно внимательно, так как говорят о том, что касается безопасности личности, а это вызывает сильные чувства у собеседника. Когда собеседник эмоционально возбужден, он нуждается в нас скорее, как в резонаторе своих чувств и использование приемов нерефлексивного слушания воодушевляет собеседника на более свободное самовыражение.

В профессиональной деятельности только нерефлексивного слушания явно недостаточно, поскольку оно уместно только тогда, когда партнер по общению сам "горит желанием" поделиться с нами какой то информацией. А, как известно, чаще всего в правоохранительной деятельности сотрудники сталкиваются скорее с обратным. В этом случае речь идет о слушании рефлексивном, основной особенностью которого является минимизация ответов (невмешательств) и упор на невербальные средства общения:

-зрительный контакт;

- слегка наклоненный корпус по направлению к собеседнику;

- покачивания головой;

- жесты согласия в ходе разговора, т.е. все, что показывает партнеру по общению, что, несмотря на молчание мы слушаем внимательно и заинтересованно, что и побуждает его к дальнейшим высказываниям. Рефлексивное слушание - это слушание в свою очередь с обратной связью с говорящим. Умение слушать рефлексивно - значит расшифровывать смысл сообщений, выяснить их реальное значение с помощью рефлексивных ответов.

Заключение

В заключение следует констатировать что, коммуникативная компетентность не является врожденной характеристикой сотрудника органов внутренних дел, это результат активного приобретения знаний, умений и навыков взаимодействия с гражданами основанный на самообразовании и самовоспитании. А базовой составляющей данного процесса является любовь к родной культуре, ни в коем случае не исключающая искреннего интереса к культуре другого народа.

Список литературы:

1. http://docplayer.ru/48056446-Proekt-virtualnaya-vys-tavka-novyepostupleniya-za-may-2015-g.html.

2. Машекуашева М.Х. Современные подходы к формированию коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел. Проблемы экономики и юридической практики. 2019. № 3. С. 140-141.

3. Машекуашева М.Х. Актуальные вопросы профессионального становления сотрудников органов внутренних дел. Научный журнал. Пробелы в российском законодательстве. №6. 2016 С. 133-134.

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОВД

Голяндин Н.П. Машекуашева М.Х.

4. Шогенов А.М. Современное состояние преступлений экстремистской направленности в России и проблемы доказывания. Пробелы в российском законодательстве. №3. 2019.

5. Голяндин Н.П., Машекуашева М.Х. Установление участковыми уполномоченными полиции доверительных отношений с лицами, проживающими на закрепленном административном участке. Пробелы в российском законодательстве. 2019. № 3. С. 196-199

Reference list:

1 .http://docplayer.ru/48056446-Proekt-virtualnaya-vystavka-novyepostupleniya-za-may-2015-g.html.

2. Mashekusheva M.Kh. Modern approaches to the formation of communicative competence of employees of internal affairs bodies. Problems of economics and legal practice. 2019.No 3.P. 140-141.

3. Mashekusheva M.Kh. Actual issues of professional development of employees of internal affairs bodies. Science Magazine. Gaps in Russian law. No. 6. 2016 S. 133-134.

4. Shogenov A.M. The current state of extremist crimes in Russia and the problems of proof. Gaps in Russian law. Number 3. 2019.

5. Golyandin NP, Mashekusheva M.Kh. Establishment of trusting relationships by local police officers with persons residing in a fixed administrative area. Gaps in Russian law. 2019.No 3. S. 196-199.

Рецензия

на научную статью «Коммуникативная компетентность сотрудников органов внутренних дел: вопросы межэтнической толерантности» подготовленную профессором кафедры Сд Северо - Кавказского института (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидатом юридических наук, доцентом Голян-диным Николаем Петровичем и доцентом кафедры

ГиГПД, кандидатом психологических наук Машекуаше-вой Маргаритой Хасанбиевной.

В представленной на рецензирование статье произведен анализ теоретических основ и практических особенностей формирования коммуникативной компетенции сотрудников органов внутренних дел в современном социокультурном контексте. Большое внимание уделяется вопросам межэтнической толерантности и роли интегративной идеологии, а также проблемам, возникающим в процессе коммуникации в профессиональной сфере деятельности сотрудников органов внутренних дел. Нашей стране как полиэтническом и поликультурном государстве сотрудники органов внутренних дел призваны быть одним из важных факторов обеспечения общественного и государственного единства. Сотрудник полиции должен при этом выступать от имени общенационального, общегосударственного интереса, возвышающегося над всеми различиями существующих в обществе идеологий. Авторы справедливо отмечают, что он должен представлять и утверждать в своих действиях не просто правовую основу, но и свою собственную культуру, культуру своего народа, идею братского единства культур, их взаимного уважения, их общей принадлежности к единой истории России, к ее прошлому и будущему.

В заключении авторы отмечают что, формирование коммуникативной компетенции всегда подразумевает собственную активность сотрудника правоохранительных органов, направленную не только на усвоение преподанных знаний и умений, но и на самообразование и самовоспитание.

Статья соответствует всем требованиям и может быть опубликована в открытой печати.

Рецензент:

Старший преподаватель кафедры ОПД, кандидат юридических наук Л. А. Геляхова

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; Оригинальность текста 81,64%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.