УДК 316.346
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА
НАЛЬГИЕВА ХАНИФА ЛЯЧИЕВНА
К.с.н., доцент кафедры «Менеджмент» ИнгГУ, Магас, Россия
Аннотация. После распада СССР прошла уже практически больше четверти века, и за этот достаточно продолжительный период было разработано и принято большое количество ведомственных правовых актов, которые регламентируют вопросы, связанные разработкой и непосредственной реализацией ГМП. В первую очередь в качестве таковых документов выступали приказы, которые были приняты федеральными органами исполнительной власти в разные периоды времени. С течением времени сформировалась устойчивая тенденция, когда ключевое значение при разрешении обозначенных вопросов приобрёл региональный уровень с точки зрения обеспечения правовой регламентации ГМП. Такая ситуация обусловлена тем, что в области разрешения вопросов ГМП региональный уровень в настоящий момент в аспекте формирования эффективного законодательства в указанной сфере по большому количеству ключевых нюансов значительно опережает федеральный уровень.
Ключевые слова: молодежь, политика, государство, субсидии, регион.
Избранный курс ГМП субъекта РФ представляет собой структурный элемент общей ГМП в РФ и в целом государственной политики. При этом необходимо отметить, что механизм его практического воплощения отличается специфическими чертами.
Невзирая на тот факт, что в настоящий момент интенсивность федерального законотворческого процесса в указанной сфере деятельности является достаточно низкой, на базе российских регионов активно разрабатывается своя нормативно-правовая основа. Наиболее злободневные вопросы, аспекты и проблемы, которые возникают в процессе работы с молодёжью закрепляются в конституциях и уставах федеративных субъектов, в их законах и подзаконных актах. Таким образом, за общий период с момента распада СССР в субъектах РФ удалось заложить прочный правовой фундамент, на основе которого в последующем могут быть реализованы необходимые преобразования в области разработки и непосредственного практического воплощения избранного курса ГМП в РФ.
Также нужно отметить, что на ежегодной основе фиксируется сохранение устойчивой положительной динамики, а также прослеживается тенденция роста совокупного объёма регионального правового регулирования и регламентации реализуемого курса ГМП. Таким образом, проанализировав современную обстановку в рассматриваемой сфере, можно отметить что в настоящий момент явно видны предпосылки, согласно которым в последующем в каждом федеративном субъекте будет разработан и введен в действие свой базовый закон в области регламентации вопросов ГМП. Ускоренными темпами реализуется процесс развития и расширения перечня подзаконных актов регионального уровня, а также разнообразных по своему характеру муниципальных правовых актов, разработанных и введённых действие в целях регламентации работы с молодёжью. [2]
При этом необходимо отметить, что при построении инновационной модели молодежной политики, необходимо осуществлять обозначенный процесс, таким образом, когда будет обеспечена тесная взаимосвязь между целями, задачами и приоритетами, постановка которых будет осуществляться с точки зрения долгосрочной и среднесрочной перспективы. Также требуется принять все необходимые меры, при которых будет соблюдаться принцип гибкости, что подразумевает под собой неизменность итоговой цели, но допуская при этом внесение корректив в перечень тактических целей и задач. Таким образом,
в данном случае речь идёт о том, что мероприятия, осуществляемые в рамках стратегического планирования и непосредственного практического воплощения молодежной политики должны осуществляться по скользящему методу.
В настоящий момент ситуация складывается так, когда фиксируются стремительное сокращение численности молодежи в возрасте от 14 до 30 лет, в результате чего при разработке и непосредственном практическом воплощении избранного курса молодежной политики, необходимо создать такие условия, когда будет осуществляться поступательный переход от постановки преимущественно количественных целей и задач к постановке в первую очередь качественных задач - повышение удельного веса человеческого капитала молодежи, достижение максимально высоких показателей продуктивности деятельности молодёжи, которая выступает в качестве отдельного социального субъекта, обеспечение стремительного роста показателей эффективности, достигаемого в ходе эксплуатации и использования направляемых в молодежную сферу ресурсов .
Здесь потребуется указать, что в анализируемой ситуации требуется принимать во внимание различия, характерные для ролей и интересов разных возрастных молодёжных групп. Таким образом, речь, прежде всего, здесь идет об учете специфики целей и задач, решение и достижение которых планируется обеспечить в области развития молодёжи на различных этапах её жизненного цикла. При этом также нужно создать такие условия, когда реализуемый курс молодежной политики будут формировать необходимые условия, основы и предпосылки для продуктивного перехода молодёжи во взрослую жизнь, нивелируя при этом отрицательное влияние, обусловленное естественным конфликтом поколений.
Для того чтобы достичь подобного результата, требуется повысить степень активности участия молодёжи в деятельности, реализуемой в целях разработки и практического воплощения избранного курса социальной и экономической политики, в том числе образовательной политики и политики рыночного регулирования в сфере трудового рынка, политического курса охраны здоровья граждан, культурного политического курса, политического курса пенсионного обеспечения и политики охраны окружающей среды и экологии, а также по многим другим направлениям деятельности государства. В результате этого представляется возможным заключить, что избранный курс молодежной политики при его реализации на практике, должен распространять своё влияние по ряду ключевых направлений на представителей молодёжи раннего возраста и представителей молодого поколения более старших возрастов. [1]
Обозначенные задачи и цели, таким образом, требуют производства планомерных мероприятий по стимулированию инициатив молодёжи, а также налицо объективная необходимость в разработке инновационных разнообразных по своему характеру инструментов, что могут использоваться в целях поддержки молодежных инициатив.
Для того чтобы достичь результата, подразумевающего повышение человеческого капитала молодёжи, потребуется создать такие условия, когда будет обеспечен рост уровня качества формального, неформального и внесистемного (информального) образования. Кроме того, необходимо создать такие условия, когда качественное образование будет доступным и для молодежи, которая проживает на территории сельской местности и на отдаленных территориях. Также нужно отметить, что улучшение качественных характеристик человеческого капитала молодежи представляется возможным обеспечить только тогда, когда будет сохраняться и улучшаться здоровье молодого поколения. В этих целях подразумевается применение новых подходов при реализации курса молодёжной политики в области обеспечения охраны здоровья представителей молодого поколения.
В роли ещё одного фундаментального направления реализуемого курса молодежной политики помимо всего иного выступает комплекс мероприятий по созданию необходимых условий и предпосылок, при которых молодёжь получит можно эффективно трудоустроиться. Даже в условиях прослеживающейся тенденции падения численности молодёжи к моменту
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
наступления 2025 года рынок труда еще будет демонстрировать ситуацию, когда он ещё будет в достаточной мере обеспечен трудовыми ресурсами.
Еще одна ключевая задача при реализации избранного курса ГМП заключается в том, чтобы разработать и осуществить на практике эффективный комплекс мероприятий в области профилактики правовых нарушений, так как в настоящий момент в молодежной среде удельный вес такого рода нарушений даже в условиях постепенного снижения всё также остается достаточно существенным, так установился на отметке 55% от совокупного количества выявленных преступлений.
Ещё одна приоритетная задача, решение которой необходимо обеспечить при реализации избранного курса ГМП заключается в том, что требуется создать условия и предпосылки для привлечения молодёжи в деятельность, осуществляемую для формирования политики государства во многих областях жизнедеятельности, а также нужно включить молодежь в деятельность, реализуемую для подготовки и непосредственного практического воплощения управленческих решений на различных уровнях государственного и муниципального управления.
Таким образом, в первую очередь потребуется включить молодёжь процессы выработки и практического воплощения избранного курса ГМП. В ходе решения обозначенных выше задач необходимо в первую очередь сконцентрировать усилия на организации деятельного взаимодействия между государственными и муниципальными структурами, а также молодежными общественными объединениями и организациями, также в целях достижения запланированного положительного эффекта требуется обеспечивать с соблюдение принципа системности эффективную поддержку их инициатив. Низкий уровень включения представителей молодого поколения в деятельность, реализуемую в социальном и политическом секторе, обуславливает развитие событий, таким образом, когда на лицо имеет место быть тенденция размывания российской самоидентификации молодежи.
С точки зрения долгосрочной и среднесрочной перспективы в настоящий момент государство, при реализации избранного курса ГМП, стремится к достижению итоговой цели, которая подразумевает под собой формирование необходимых условий и предпосылок, при которых будет обеспечен поступательный рост человеческого капитала молодёжи, что в свою очередь в дальнейшем спровоцирует достижение еще одного положительного эффекта в виде обеспечения устойчивого экономического роста и приобретения нашей страной на внешнеполитической арене безусловных конкурентных преимуществ по сравнению с другими мировыми государствами. [4]
Таким образом, для достижения обозначенной глобальной цели с точки зрения среднесрочной перспективы при реализации избранного курса ГМП, необходимо обеспечить решение ряда фундаментальных текущих задач по ряду фундаментальных областей общественной жизни:
Сектор образования:
- Требуется разработать систему послешкольной «доводки» выпускников школ, завершивших образование, предусмотренной на Школьной ступени, при получении ими низких баллов по итогам сдачи ЕГЭ;
- Необходимо восстановить и модернизировать профориентационную работу среди детей старшего школьного возраста, требуется также разработать и внедрить в практику инструменты реализации курса молодежной политики, нацеленных на обеспечение эффективной поддержки представителей молодого поколения в возрасте от 14 до 16 лет с точки зрения выбора ими своей дальнейшей профессии;
- Требуется создать условия для повышения качественных характеристик среднего и высшего профобразования;
- Необходимо сформировать оптимальные условия и предпосылки, при которых будет сформирована тенденция поступательного повышения профкомпетенций представители
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
молодого поколения в возрасте от 17 до 30 лет, а также в области их привлечения в систему непрерывного профобразования повышения квалификации и профпереподготовки в сфере социального образования;
- Требуется также разработать и в дальнейшем применить на практике комплекс мероприятий по развитию системы дистанционного образования и активизации процесса вовлечения представителей молодого поколения в участие в программах дистанционного образования;
- Требуется сформировать оптимальные условия, при которых будут повышены показатели образовательной и трудовой миграции представителей молодого поколения. [5]
Сектор трудоустройства иммиграции:
- Требуется принять меры для обеспечения эффективной поддержки мероприятия в области миграции представителей молодого поколения из трудо-избыточных или депрессивных регионов в трудо-недостаточные районы, для этого потребуется разработать системы информирования молодых людей о том, какие в конкретный момент времени присутствуют возможности трудоустройства в других субъектах РФ;
- Необходимо также разработать и внедрить в практическую деятельность специальную молодёжную систему трудоустройства и обеспечения поддержки занятости молодёжи, в том числе разработка и апробация механизма юридического консультирования, принимая во внимание поведенческие и психологические особенности представителей молодого поколения, и в этом случае нужно отметить, что в указанной системе должны в первую очередь работать молодые специалисты, возраст которых будет составлять до 35 лет/
Сектор обеспечения охраны здоровья и ЗОЖ:
- Налицо объективная необходимость в создании системы пропаганды ЗОЖ среди представителей молодого поколения, требуется принимать во внимание специфические черты поведения и восприятия молодежью различных возрастов информации;
- Необходимо разработать и воплотить на практике механизмы активного вовлечения молодежи в сферу занятия физкультурой и спортом;
- Требуется активизировать процесс развития индустрии отдыха и оздоровления молодежи в периоды каникул в течение учебного года, а также в летнее время, при этом в основу указанной индустрии необходимо поставить систему спортивно-оздоровительных лагерей;
- Требуется также активизировать работу, реализуемую в области снижения уровня вовлеченности молодежи в употребление наркотических средств алкогольных напитков и психотропных препаратов, в курении табака;
- Требуется также воплотить на практике рекомендации в деятельности общеобразовательных учреждений в сфере рационализации распределения учебного и рекреативного (каникулярного) времени в течение единого годового учебного цикла, для того чтобы обеспечить равномерность распределения образовательной нагрузки и периода времени, который выделяется для восстановления ресурсов молодого организма;
- Необходимо также развернуть активную работу в области проведения широкомасштабных мероприятий для обеспечения эффективной профилактики ряда социально значимых инфекций (ВИЧ, гепатиты В и С, туберкулез);
Сектор финансирования:
- Требуется реализовать на практике комплекс мер, благодаря которым будет снижена тенденциям межрегиональной дифференциации в процессе финансового обеспечения реализуемых мероприятий в ходе осуществления молодежной политики, требуется также активизировать процессы привлечения негосударственных средств (молодежный фандрайзинг), активно развивать и реализовать на практике механизмы государственно-частного партнерства;
- Увеличение финансирования для реализации молодежной политики в регионах страны, предоставление научно-методической поддержки проектов и программ, которые также реализуются на базе российских регионов, разработка и внедрение в практику системы программ-вызовов, что предполагает под собой развитие событий таким образом, когда федеральный центр на условиях совместного финансового обеспечения предлагает российским регионам принять участие в реализации федеральных проектов и программ, характеризующихся высочайшим уровнем своей значимости с точки зрения обеспечения эффективного развития молодёжи;
Сектор межрегиональных и межнациональных взаимоотношений:
- На уровне РФ нужно разработать программы, проекты методы, для развития межрегионального диалога и взаимодействия молодёжи; обеспечить эффективную поддержку молодежных межрегиональных и общероссийских обменов и форумов;
- Сектор профилактики правовых нарушений в молодежной среде, обеспечение поддержки молодёжи, попавшие по тем или иным причинам в сложную жизненную ситуацию:
- Работа по снижению криминализации молодежной среды, профилактика правонарушений, обеспечение эффективной юридической поддержки правонарушителей, поддержка волонтерских молодежных движений при работе их с правонарушениями несовершеннолетних, разработка профилактических мер в данном направлении; преодоление правого нигилизма,
Сектор жилья:
- Совершенствование механизма поддержки молодёжи в условиях вступления ими в арендные отношения или в процессе приобретения молодыми людьми собственного жилья;
- Требуется также усовершенствовать систему обеспечения студентов жильём в общежитиях, а также специальными «семейными блоками» где будут проживать студенческие семьи;
Сектор общественной деятельности:
- Обеспечение эффективной поддержки деятельности и проявляемых инициатив молодежными общественными объединениями, союзами ассоциациями и т.д.;
- Принятие мер в целях организации на систематической основе взаимодействия между государством и молодежными общественными объединениями при осуществлении действий, нацеленных на непосредственную разработку и практическое воплощение избранного курса ГМП, а также в ходе разработки и практического воплощения управленческих решений, которые касаются прямо или косвенно интересов молодёжи;
- Принятие мер для развития у представителей молодого поколения ответственности с точки зрения учебы, трудовой деятельности, с позиции сохранности собственного здоровья;
- Принятие мер для развития у молодёжи необходимого гражданского правосознания и ответственности за будущее своей страны.
Для того чтобы все перечисленные выше задачи были решены оптимальным образом, потребуется также провести ряд предварительных подготовительных мероприятий. [4]
Создание условий для развития кадрового потенциала работников, осуществляющих свою профессиональную деятельность в области разработки и реализации МП, для этого потребуется:
- разработать новый ФГОС и новые образовательные программы в области менеджмента в сфере молодежной политики (ступень бакалавриата и магистратуры), по экономике молодежных организаций (бакалавриат) и др.;
- требуется также разработать механизм повышения профессиональной квалификации всех работников осуществляющих свою деятельность в области молодежной политики, при этом работа по повышению квалификации должна осуществляться на регулярной основе не реже 1 раза в 3 года;
- требуется сформировать эффективный управленческий резерв на уровне РФ и в разрезе российских регионов в области реализации ГМП;
- должны быть созданы условия для предоставления представителя Росмолодежи, региональным и негосударственным молодежным организациям возможности участия в деятельности, осуществляемую для разработки законов и НПА, прямо или косвенно регулирующих вопросы в области развития молодежи;
- должна быть также создана система поддержки процессов образовательной и трудовой миграции представителей молодого поколения.
В целях создания условий, при которых будут достигнуты приоритетные цели ГМП на территории отдельно взятого федеративного субъекта, необходимо при разработке и непосредственном осуществлении мероприятий в данном направлении принимать во внимание демографические, этнорелигиозные, социально-культурные специфические региональные особенности. В этих целях потребуется разрабатывать единый курс практического воплощения на базе регионы страны ГМП, одновременно стремясь к тому, чтобы создать оптимальные условия, когда будет получена возможность достичь целевых показателей для отдельной локальной территории. [3]
При организации управленческой деятельности в отношении регулирования процесса становления непосредственного практического воплощения ГМП, необходимо при осуществлении обозначенной работы использовать систему воплощения ГМП на уровне региона, что позволит должным образом преодолеть институциональные, технологические и ресурсные противоречия и проблемы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бардакова, Ю.А. Молодежная политика как фактор стратегического развития территории / Ю. А. Бардакова, А. С. Рудакова // Управление городом: теория и практика. -2014. - № 4 (15).
2. Буркова, М.С. Молодежная политика в современной России / М. С. Буркова, О. В. Мяснянкина // Регион: государственное и муниципальное управление. - 2015. - №1.
3. Куприянова, Г.В. Молодежная политика Российской Федерации в современных условиях // Аналитический вестник № 15 (103). М., 2007.
4. Молодежная политика в России - взаимодействие всех субъектов общества / редколл.: Н.И. Сафирова [и др.] // ПТиПУ. - 2011. - №3.
5. Нигматуллина, Т.А. Государственная молодежная политика в федеративной России: инновационные парадигмы / Уфа: АТиСО, 2012. - 188 с.
6. Региональная молодежная политика: анализ, проблемы, перспективы / А.Д. Плотников [и др.] - М.: "Дмитрейд График Групп", 2015. - 239 с.
7. Уткин, П.Г. Государственная молодежная политика как средство формирования социальной активности молодежи / П. Г. Уткин // Социальные и гуманитарные знания. - 2015. - № 2 (2). С.146.