Научная статья на тему 'Социально-педагогический подход в кадровом обеспечении сферы государственной молодежной политики'

Социально-педагогический подход в кадровом обеспечении сферы государственной молодежной политики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / YOUTH / STAFFING / PERSONNEL POTENTIAL / STATE YOUTH POLICY / SOCIAL-PEDAGOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таскаева Анна Викторовна

В статье рассматривается социально-педагогический подход в кадровом обеспечении сферы ГМП, особенности проявлений кадрового потанциала в сфере ГМП Забайкальского края. Специальное внимание уделено эффективности ресурсного обеспечения ГМП. Авторы статьи попытались показать те глубинные принципы деятельности высшей школы, которые определяются социально-педагогическим подходом, который призван обеспечить единство теории и практики. Часть статьи посвящена исследованию особенностей кадрового обеспечения сферы государственной молодежной политики. В статье приводятся данные, которые показывают оценочную реакцию социальнопедагогического подхода, который создает основы формирования нового профессионального мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL APPROACH IN THE STAFFING OF THE SPHERE OF THE STATE YOUTH POLICY

The article considers the socio-pedagogical approach in the staffing of the sphere of hydro-mechanical transmission, peculiarities of manifestations of the human capacity in the sphere of hydro-mechanical transmission of the Zabaikalsky krai. Special attention is paid to the efficiency of resource maintenance of hydromechanical transmission. The authors of the article tried to show those underlying principles of the activity of a higher school, which are determined by the socio-pedagogical approach, which aims to ensure the unity of theory and практики. Part of the article is devoted to the study of specific features of staffing sphere of the state youth policy. This article presents the data, which show the estimated response of socio-pedagogical approach, which creates a basis of formation of new professional thinking.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогический подход в кадровом обеспечении сферы государственной молодежной политики»

УДК 374.3 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КАДРОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Таскаева А.В.

В статье рассматривается социально-педагогический подход в кадровом обеспечении сферы ГМП, особенности проявлений кадрового потанциала в сфере ГМП Забайкальского края. Специальное внимание уделено эффективности ресурсного обеспечения ГМП. Авторы статьи попытались показать те глубинные принципы деятельности высшей школы, которые определяются социально-педагогическим подходом, который призван обеспечить единство теории и практики.

Часть статьи посвящена исследованию особенностей кадрового обеспечения сферы государственной молодежной политики. В статье приводятся данные, которые показывают оценочную реакцию социальнопедагогического подхода, который создает основы формирования нового профессионального мышления.

Ключевые слова: Молодежь; кадровое обеспечение; кадровый

потенциал; государственная молодежная политика; социально-педагогический подход.

SOCIO-PEDAGOGICAL APPROACH IN THE STAFFING OF THE SPHERE OF THE STATE YOUTH POLICY

Tascaeva A.V.

The article considers the socio-pedagogical approach in the staffing of the sphere of hydro-mechanical transmission, peculiarities of manifestations of the human capacity in the sphere of hydro-mechanical transmission of the Zabaikalsky krai. Special attention is paid to the efficiency of resource maintenance of hydromechanical transmission. The authors of the article tried to show those underlying principles of the activity of a higher school, which are determined by the socio-pedagogical approach, which aims to ensure the unity of theory and практики.

Part of the article is devoted to the study of specific features of staffing sphere of the state youth policy. This article presents the data, which show the estimated response of socio-pedagogical approach, which creates a basis of formation of new professional thinking.

Keywords: Youth, staffing; personnel potential; state youth policy; social-pedagogical approach.

Исторический опыт развития человеческой цивилизации показывает, что вопросы работы с молодежью, ее воспитания и подготовки к созидательному труду всегда находились в центре внимания государственно-общественных и политических структур. Это объясняется тем, что молодежь всегда рассматривалась как важнейший человеческий ресурс будущего развития общества и государства. В силу этого вопросы работы с молодёжью всегда будут сохранять свою актуальность и значимость, выступать предметом пристального практического и теоретического изучения.

Значительная часть исследователей, особенно российских, таких как С.П. Иваненко, В.В Павловского, М.Г. Антонов, Атаманчука Г.В., Мальцева В.А., Бойкова В.Э., Глазуновой Н.И. и др., отмечают, что в ХХ столетии молодежь оформилась как самостоятельная социально-демографическая группа, которая стала оказывать существенное влияние на решение собственных проблем и играть заметную роль в развитии страны. Вероятно, этим и объясняется то, что

во многих государственных системах выделилась особая сфера, получившая название «государственная молодежная политика».

По поводу этого термина между «практиками» и «теоретиками» сегодня имеет место несколько затянувшаяся дискуссия, но несомненным является то, что это относительно самостоятельная самоценная социальная сфера, призванная создать условия для самоопределения и саморазвития молодежи, поддержать процессы становления молодых людей в обществе и государстве. Иными словами, государственная молодежная политика должна решать ряд важнейших задач при активной, созидательной позиции самой молодежи. Решение этой сложной задачи, возможно при наличии множества направлений, где главным, с нашей точки зрения, должно стать кадровое обеспечение, так как решение именно этой проблемы позволит обеспечить систему «современным социальным носителем», т.е. профессионально подготовленным специалистом новой формации. Важность этого вопроса обусловлена результатами анализа кадрового потенциала работников сферы ГМП в Забайкальском крае в рамках исследовательского проекта. Полученные результаты показывают, что в органах по реализации ГМП в Забайкальском крае в целом, работают специалисты, не имеющие профильного образования, слабо представляющие особенности работы с той или иной возрастной группой молодежи и не владеющие современными технологиями работы с молодежью. Тем более, что многие, зачастую, не очень корректно копируют прежний опыт работы комсомола, чем отталкивают от себя определенную часть молодежи, выросшую в других социально-экономических и политических условиях. Безусловно, за последние годы произошли заметные позитивные изменения кадрового потенциала государственной молодежной политики на федеральном и региональном уровне. В частности, кадровый ресурс сферы молодежной политики в Забайкальском крае составляет около 70 специалистов. В 2007 г. в сфере ГМП работали 39 человек, в 2005 г. -33 человека. В регионе действует молодежный парламент, работая в котором, перспективные молодые люди

получают опыт управленческой деятельности и включаются в процесс разработки и реализации социально-экономических проектов и программ. Но нельзя не отметить, что сложность кадровой ситуации в сфере ГМП препятствует ее радикальному улучшению в короткие сроки.

Представленный выше анализ коррелируется с данными, полученными нами в ходе социологического исследования на тему «Кадровое обеспечение в сфере ГМП в Забайкальском крае» в рамках исследовательских проектов Независимой научно-аналитической социологической службы (ННАСС) Забайкальского государственного университета в 2011г. В государственных и муниципальных районах Забайкальского края были опрошены все государственные и муниципальные служащие, работающие в органах по делам молодежи. Сплошная репрезентативная выборка составила 66 человека из 31 районов Забайкальского края.

Результаты исследования показали, что, по мнению работников сферы молодежной политики, в Забайкалье низкий уровень кадрового обеспечения в органах региональной и муниципальной власти (низкий - 67,5%; высокий -6,2%). Большая роль случайных факторов при реализации кадровой политики. Работой с молодежью пока еще занимаются люди, профессионально не готовые к этой деятельности. Диагностируется низкий уровень организационных и коммуникативных способностей работников молодежных структур. Ощущается явный недостаток квалифицированных специалистов в области управления и администрирования в молодежной среде. В частности, в ходе нашего исследования выявлено, что в органах по делам молодежи Забайкальского края нет ни одного сотрудника, имеющего специализированное образование. При этом, 44,4 % работников государственной молодежной политики не имеют высшего образования.

В свете изложенной ситуации становится очевидной потребность в подготовке квалифицированных специалистов сферы ГМП, способных

выстраивать деятельность в соответствии с современной социальной ситуацией развития и оправдывать ожидания молодёжи.

Решение данной проблемы требует, с одной стороны, подготовку профессионалов для реализации государственной молодежной политики в системе высшего образования, с другой, переподготовку уже имеющего кадрового потенциала и обеспечение возможностей для профессионального роста.

Факультетом социально-политических систем Забайкальского государственного университета разработана и реализована программа курсов повышения квалификации для руководителей и специалистов сферы молодежной политики, которая носит общепрофессиональный характер. В программе курсов представленны принципы реализации государственной молодежной политики, нормативно-правовые аспекты; механизмы и ресурсы реализации молодежной политики; проектная деятельность и программный подход в реализации молодёжной политики; инновационные технологии реализации государственной молодежной политики. По итогам реализации данной программы были получены следующие результаты: повышен уровень знаний у слушателей, необходимых для реализации государственной молодежной политики; укреплен профессиональный потенциал специалистов, работающих в молодежной сфере; у специалистов сформированы компетенций, позволяющие им успешно и качественно участвовать в управлении, реализации на территории муниципальных образований и сельских поселений Забайкальского края молодежной политики.

Теоретической базой, позволившей разработать концепцию основ решения поставленной проблемы, выступили труды И.М. Ильинского, Г.С. Головачева, Н.В. Трущенко, В.Т. Лисовского и др. советских и российских исследователей, которые практически занимались систематической и целенаправленной подготовкой кадров для работы с молодежью в 70- 90-х годах двадцатого столетия. Именно в этих работах были сформулированы

принципиальные идеи по подготовке кадров для работы с молодёжью. Обращение к этому научно-практическому опыту позволило разработать концептуальные подходы к проблеме кадрового обеспечения, спроектировать оптимальную модель её реализации в условиях высшей школы Забайкальского края.

Базовые принципы деятельности высшей школы определяются социально-педагогическим подходом, который призван обеспечить единство теории и практики, единство обучения и воспитания, фундаментальность, преемственность, креативность, культуросообразность. Этот подход должен отражаться в образовательных программах подготовки специалистов по работе с молодежью, где должны будут учитываться традиции Российской образовательной системы и современный опыт работы с молодежью, детьми, подростками в разнообразных образовательных учреждениях системы дополнительного образования и сферы ГМП.

Создание структуры в высшей школе Забайкальского края позволит начать довузовскую профессиональную подготовку среди учащихся образовательных учреждений города и края, вовлекая их в деятельность органов самоуправления, общественных организаций и молодежного парламента. На наш взгляд, это позволит заинтересовать молодежь, выработать основные теоретические и эмперические навыки в работе с молодежью. С этой целью необходимо проведение встреч, семинаров, круглых столов по различным проблемам развития и поддержки социально-позитивной деятельности старшеклассников, студентов и педагогов. Наиболее активные участники этих мероприятий будут мотивированы стать студентами специальности «Организация работы с молодежью», переходя на следующую ступень профессиональной подготовки, в сфере ГМП. В ходе освоения специальности будущие кадровые работники сферы ГМП овладеют такими теоретическими и практико-ориентированными знаниями, которые позволяют им осуществлять управленческую, воспитательную, социально-

педагогическую, культурно-просветительскую и научно-методическую деятельность. Содержание образовательных программ по специальности предусматривает глубокие знания в области ювенологии, психологии, педагогики, методики воспитательной работы. Особенностью профессиональной подготовки является ее целенаправленность на реальное включение будущего специалиста в работу с различными возрастными категориями населения. Достигается это через социально-педагогические технологии, посредством которых обеспечивается взаимосвязь всех видов социально-педагогических практик. С другой стороны, весь комплекс изучения специальных и профессиональных дисциплин закладывает научнометодические основы для реальной практической деятельности специалистов сферы ГМП. Именно социально-педагогический подход создает основы формирования нового профессионального мышления, закладывает фундамент позиции современного исследователя, способного самостоятельно диагностировать и моделировать различные воспитательные ситуации в виде программ, конкретных творческих дел и социально-значимых акций и проектов. Этот подход обеспечивает создание специально организованного образовательно-воспитательного пространства, в котором постоянно моделируется система субъект-субъектных отношений. В результате студенты будут активно включаться в разнообразные творческие виды деятельности и общение, будет развиваться их личностно-творческий потенциал в значимой и интересной для них деятельности, создастся особая духовно-нравственная и психологически-доброжелательная атмосфера, накопиться первоначальный практический опыт, определятся подходы к организации деятельности, выстроится позиция будущего организатора в сфере государственной молодежной политики.

Интересной формой в этом смысле является так называемый адаптивный сбор студентов первого курса, технология и педагогическая целесообразность которого широко описана в психолого-педагогической литературе. В каждом

конкретном случае, выполняя общие задачи по первоначальному сплочению студенческого сообщества и адаптации студентов к высшему учебному заведению, этот сбор неповторим по своему эмоциональному состоянию, по личностным переживаниям первокурсников. По своей же сути он выполняет важную социально педагогическую задачу в профессиональной подготовке кадров для работы с молодежью. На этой основе формируются органы студенческого самоуправления. Их деятельность строится с учетом общепедагогических принципов, с которыми студенты знакомятся в реальной, имеющей к ним отношение, ситуации, а лишь затем осознают и осмысливают их в ходе изучения психолого-педагогических дисциплин. В дальнейшем эти принципы закрепляют в практической работе в детских оздоровительных центрах, лагерях, в образовательных учреждениях и учреждениях системы дополнительного образования. Такое естественное сочетание реального опыта и теоретического знания, основанного на социально-педагогическом подходе, формирует важные профессиональные умения и навыки организатора молодежного сообщества. На основе социально-педагогического подхода в решении проблемы кадрового обеспечения ГМП важно не только реализовать его базовые принципы, выстроить организационно-управленческую структуру организации учебно-воспитательного процесса будущих специалистов, но и обратить особое внимание на содержание учебно-воспитательного процесса.

Современное содержание и формы работы в воспитании призваны восстановить культурно-исторические традиции российского общества в сознании молодежи, укрепить диалог культур и поколений, без политических купюр продемонстрировать подрастающему поколению героическое прошлое и настоящее россиян, научить их содержательно, духовно-нравственно организовывать свой досуг и быт, культивировать российский дух и уверенность в современных возможностях. Важно вернуть молодежи ее истинных кумиров. Не хотелось, чтобы это рассматривалось только как некий лозунг, призыв. Необходимо всем, кто занимается вопросами подготовки

кадров для сферы ГМП, кто собирается работать в этой сфере, осознать, что без этих ценностей можно выхолостить духовно-нравственную составляющую ГМП и свести ее к удовлетворению определенных потребностей молодежи (жилье, работа, отдых), к манипулированию «молодежной темой» или самой молодежью. Социально-педагогический подход помогает отразить духовнонравственный аспект содержания даже в оформлении учебного заведения. Поэтому считаем педагогически оправданным научить этому студентов на примере высшей школы Забайкальского края.

Если посмотреть на перспективу, то социально-педагогический подход в кадровом обеспечении сферы государственной молодежной политики, по своей сути, ориентирует на создание инновационных образовательных учреждений, в которых одновременно будут осуществлять работу высшее учебное заведение и практический центр, выполняющий роль учебно-воспитательного полигона. По сути, это реально создаёт условия для подготовки работника сферы молодёжной политики, когда единство теории и практики становится базовой основой. Подготовить современного специалиста ГМП только за счет теоретических и даже практико-ориентированных курсов без включения будущих специалистов в реальный процесс жизнедеятельности молодежного центра нам представляется неверным и непродуктивным. Мы понимаем, что предлагаемый подход является более затратным, но он в значительной мере способен окупать себя за счет той культурно-просветительской, досуговой и образовательной деятельности, к которой будут подключены старшеклассники, студенты различных курсов. Научно-методическое сопровождение их деятельности смогут осуществлять педагоги ВУЗов и практики сферы ГМП, а вовлеченная в эту педагогически целесообразную деятельность молодежь станет действительно человеческим резервом общества и государства. И тогда не нужно будет искусственно создавать педагогические ситуации, снизится коэффициент формальности при организации практики. Участвующие в работе молодежного центра специалисты сферы ГМП найдут среди студентов своих

будущих коллег, единомышленников, т.к. истинные субъект-субъектные профессиональные отношения складываются в совместной деятельности.

Кадровый потенциал является важнейшим условием эффективности ресурсного обеспечения любой отрасли и его развитие является в настоящее время приоритетной задачей ГМП. Допустимо утверждать, что без её решения не может успешно реализоваться ни одно из направлений ГМП.

Список литературы

1. Амельченко Т.В. Социально-педагогическое образование как ресурс развития современного общества // Тезисы докладовУШ Всероссийской научно-практической конференции «Кулагинские чтения». Чита, 2008. С. 3.

2. Генин Л.В. Кадровый потенциал работы с молодежью // Социол. исслед. 1997. № 10. С. 87-92.

3. Лапина Е.А., Мерзлякова Г.В Опыт реализации государственной молодежной политики в Удмуртской Республике в 1990-е - начале 2000-х гг. (кадровый аспект): монография. Ижевск: Удмуртский университет, 2010. 255с.

4. Лыков В.И. К вопросу о профессиональном потенциале муниципальных служащих // Тезисы докладов У Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием. Чита, 2010. С. 149.

5. Овчинников Г.П. Кадры вчера и сегодня: проблемы гос. кадровой политики и подготовки кадров // Чиновник. 2005. № 3. С 52-59.

References

1. Amelchenko T.V. Socialno-pedagogicheskoe obrazovanie kak resurs razvitija sovremennogo obwestva [He socio-pedagogical education as a resource of development of a modern society]. Tezisy dokladovVIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Kulaginskie chtenija» [Abstracts of the reports VIII of the all-Russian scientific-practical conference «Kulaginskie chtenija»]. Chita, 2008. p. 3.

2. Genin L.V. Kadrovyy potentsial raboty s molodezh'yu [The personnel potential of youth work]. Sotsiologicheskie issledovaniya, no. 10 (1997): 87-92.

3. Lapina E.A., Merzljakova G.V. Opyt realizacii gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v Udmurtskoj Respublike v 1990-e - nachale 2000-h gg. (kadrovyj aspekt): monografija [The Experience of realization of the state youth policy in the Republic of Udmurtia in the 1990-s - early 2000- ies. (human dimension): monograph]: Izhevsk Udmurtskij universitet, 2010. p. 255.

4. Lykov V.I.. K voprosu o professional'nom potenciale municipal'nyh sluzhawih [To the question of the professional potential of municipal servants]. Tezisy dokladov V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem [Book of Abstracts of V all-Russian scientific-practical conference with the international participation]. Chita, 2010. p. 149.

5. Ovchinnikov G.P. Kadry vchera i segodnya: problemy gos. kadrovoy politiki i podgotovki kadrov [Frames yesterday and today: problems of state personnel policy and training]. Chinovnik, no. 3 (2005): 49-56.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Таскаева Анна Викторовна, аспирант кафедры социологии организации, начальник научно-методического центра по работе с молодежью

Забайкальский государственный университет

ул. Александро-заводская, 30, г. Чита, 672039, Россия

e-mail: anna_cpolor@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Taskaeva Anna Viktorovna, Post-graduate student of the chair of Sociology of the organizations, the head of scientific-methodical center on work with youth

Zabaikalsky State University

30, Alexandro-zavodskaya str., str. Chita, 672039, Russia e-mail: anna_cpolor@mail. ru

Рецензент:

Хатькова А.Н., к.т.н., профессор, проректор по социальным вопросам и молодежной политики Забайкальского государственного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.