Научная статья на тему 'Социально-правовое мифотворчество противников «Молодежного» закона'

Социально-правовое мифотворчество противников «Молодежного» закона Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
33
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH POLICY / ГМП / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ МИФЫ / YOUNG PEOPLE / CONSTITUTIONAL LEGAL REGULATION / LAW / SOCIAL AND LEGAL MYTH CREATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кочетков Андрей

У идеи государственной молодежной политики (ГМП) и ее конституционно-правового регулирования противники были и есть. Причем как явные, так и скрытые. За более чем пятнадцатилетний период изучения проблемы становления российского законодательства в сфере ГМП автору приходилось слышать немало «аргументов» и мифотворческих фраз о несостоятельности постановки вопроса о его формировании и развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and legal myths created by the youth legislation opponents

The author argues against the opponents of the federal framework law regulating the foundations of government youth policy. The article is focused on a critical analysis of the social and legal myths that are being disseminated in the Russian society to discredit the ideas underlying the law. The author proves the groundlessness of such technologies.

Текст научной работы на тему «Социально-правовое мифотворчество противников «Молодежного» закона»

концепция обсуждалась и в Совете Федерации. Принято решение о разработке более детального документа и усиленной финансовой поддержке молодежной политики. Думаю, спешка здесь может только навредить.

- Государство старается «подтянуть» молодежь к политике. При Федеральном собрании РФ работают молодежные парламентские структуры, при Государственной думе действует Общественная молодежная палата, при Совете Федерации - Межпарламентская молодежная ассамблея. Как Вы оцениваете деятельность этих структур?

- Опыт Совета Федерации в работе с молодежью накоплен немалый. Именно он стал основной парламентской площадкой по анализу и развитию молодежного парламентаризма в России. Созданной при Совете Федерации в 2004 году Молодежной парламентской ассамблее (МПА) уже 5 лет. Это молодежная палата регионов, в которой на сегодняшний день 168 членов, представляющих все субъекты России. Наша Комиссия одним из направлений работы видит привлечение членов МПА к активному участию в законотворческой деятельности, прежде всего в сфере государственной молодежной политики. Коллеги из МПА могут проводить нулевые слушания по проектам законов о правах и интересах молодежи и вырабатывать свои предложения и рекомендации.

- В Государственной думе РФ активно обсуждается проект закона о введении дополнительных санкций за продажу алкогольных напитков несовершеннолетним. Эта проблема касается, в первую очередь, молодежи. Какие инициативы Совета Федерации Вы можете отметить по данному вопросу?

- Радует тот факт, что государство планомерно, шаг за шагом ведет работу по устранению социальных недугов. Отличным примером может служить запрет на деятельность игровых залов (казино) в неотведенных для этого зонах.

Ситуация с регулированием рынка алкоголя и табака в России требует немалых усилий политического характера и законодатель-

ного регулирования. В Совете Федерации уже рассматривали проект федерального закона №155176-5 «О внесении в Кодекс РФ об административных правонарушениях в целях предотвращения продажи несовершеннолетним алкогольной продукции, пива и табачных изделий».

Считаю необходимым поддержать инициативу подготовки проекта федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы «Об ограничении курения табака» и «О рекламе», предусматривающего законодательное закрепление полного запрета на территории РФ рекламы табака и табачных изделий в соответствии со статьей 13 Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, ратифицированной РФ в 2008 году.

Кстати, наши коллеги из МПА на выездном заседании в Краснодаре серьезное внимание уделили рассмотрению предложений и законопроектов в этой сфере. Предлагалось на законодательном уровне ограничить расстояние по продаже алкогольной продукции до мест социального значения, запретить предприятиям розничной торговли продавать алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции с 23.00 до 6.00, на государственном уровне регулировать производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и т.п.

На данный момент предложения МПА обобщены и переданы для изучения. Такое отношение наших коллег к решению насущных проблем вызывает искреннее уважение.

- В силу должности Вам много приходится общаться с молодыми людьми, решать их проблемы, помогать в делах, советовать и направлять. Вам должно быть хорошо известно, какая она -сегодняшняя молодежь?

- Знаете, мне кажется, она смелая. Более смелая, чем мое поколение в свое время. Годы демократии не прошли даром. Ребята перестали бояться быть самими собой, они открыто и активно прокладывают себе дорогу в будущее. Я верю - они добьются больших успехов, а мы им поможем.

Андрей КОЧЕТКОВ

встречный взгляд

Социально-правовое мифотворчество

противников «молодежного» закона

У идеи государственной молодежной политики (ГМП) и ее конституционно-правового регулирования противники были и есть. Причем как явные, так и скрытые.

Андрей КОЧЕТКОВ - заведующий кафедрой социального управления, права и политологии Рязанского государственного радиотехнического университета, кандидат социологических наук

За более чем пятнадцатилетний период изучения проблемы становления российского законодательства в сфере ГМП автору приходилось слышать немало «аргументов» и мифотворческих фраз о несостоятельности постановки вопроса о его формировании и развитии.

Радует, что вопреки мнениям противников «молодежного» закона Д.А. Медведев, выступая 17 июля 2009 г. на заседании Государственного совета РФ с повест-

кой дня «О молодежной политике в Российской Федерации», отметил: «...если мы сможем все-таки подготовить насыщенный реальными, конкретными нормами документ, его нужно будет принять и считать базовой конструкцией для развития законодательства о молодежи» [1]. Глава государства подчеркнул, что готов внести проект данного закона в случае, если в нем будет нормативная составляющая, а не только набор принципов, которыми

Социально-правовое мифотворчество противников «молодежного» закона

должно руководствоваться государство в этой сфере.

Судьба «молодежного» закона в России полна как позитивных, так и негативных моментов, о чем автору данной статьи приходилось писать не единожды [2, 3]. Одной из главных причин этого является социально-правовое мифотворчество противников «молодежного» закона.

Обозначим основные социально-правовые мифы, которые имеют место в российском обществе по отношению к «молодежному» закону:

- «Не надо говорить о каком-то особом "молодежном" законе, так как у молодых граждан и без него есть все конституционные права и свободы, их надо лучше реализовывать, а не плодить законы о молодежи».

- «Принять "молодежный" закон -значит поставить молодежь в привилегированное положение за счет пенсионеров и ущемить права старших поколений».

- «Лучшая образовательная политика и есть лучшая молодежная политика».

- «Молодежная политика в России не имеет конституционной основы и предмета правового регулирования, принятие "молодежного" закона противоречит Конституции РФ».

- «В конституциях зарубежных стран, их законодательствах нет упоминаний о молодежной политике, и никакого ее регулирования не просматривается».

- «Даже при социализме считали, что "молодежный" закон не нужен, а принятый в последние годы существования СССР такого рода закон оказался в конституционно-правовом отношении несостоятельным».

- «Конституционно-правовое поле не стоит "засорять" рамочными законами типа "молодежного" закона, он не вписывается в российское законодательство».

В рамках настоящей статьи не отразить все аргументы, с помощью которых можно развенчать данные мифы. Вместе с тем все-таки попытаемся выделить ключевые моменты.

Использование термина «молодежь» и основанных на нем словосочетаний в законодательстве РФ давно не является редкостью. Конституция РФ по многим позициям уравняла права и свободы молодых граждан со всеми другими. Но нельзя сказать, что молодежь обладает тем же правовым статусом, что и люди другого

возраста. Вряд ли можно спорить с тем, что ее правовое положение характеризуется наличием особенностей реализации политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод молодых граждан. Данные особенности обусловлены спецификой жизненного старта молодых людей, требующей обеспечения специальных конституционно-правовых гарантий, и введением ряда конституционно-правовых ограничений для них по возрасту. В связи с этим как раз и необходимо осуществление эффективной молодежной политики как неотъемлемой части общей политики государства.

Надо заметить, что, когда у противников «молодежного» закона не находится аргументов, они всегда почему-то пытаются сталкивать молодых и пожилых. Принятие «молодежного» закона никаким образом не «отнимает» адресованные им социальные льготы и не ущемляет интересы граждан, вышедших из молодежного возраста. Законодательно закрепленная ГМП способствует стабилизации взаимоотношений молодых и пожилых, истинной преемственности поколений.

На протяжении многих лет процессу формирования и реализации ГМП мешает позиция, которая опирается на тезис о том, что «лучшая образовательная политика - это и есть лучшая молодежная политика». Он явно является нелогичным с точки зрения как социологических, так и правовых концепций. Трактовать молодежную политику как часть образовательной политики или «приложение» к ней -это значит совершенно не задумываться о том, что значительная часть проблем молодежи находится вне воздействия системы образования. Лучшая молодежная политика - это реализация в комплексе всех конституционных прав и свобод молодого человека и гражданина в политической, социальной, духовной и экономической сферах.

Сегодня противниками «молодежного» закона порой утверждается, что законов о политике вообще не может быть. Но в современной как политической, так и правовой науке нет единого определения термина «политика». Не стоит понимать под политикой только отношения по поводу приобретения, распределения и осуществления власти в государстве и обществе в целом. Политика есть участие в делах государства, направление его деятельно-

сти, определение ее форм, задач, содержания. В нашем случае молодежная политика подразумевает деятельность по выработке целей государства в работе с молодежью и определению лучших средств (учреждений, форм, действий) для их осуществления. Почему об этой деятельности не может быть закона? Об общих принципах и основных направлениях этой деятельности? О полномочиях субъектов этой деятельности? Может!

Очевидна иллюзорность представлений о том, что введение в действие «молодежного» закона противоречит Конституции РФ. Отсутствие в ней термина «молодежь» и образованных на его основе слов и словосочетаний не означает, что государственная молодежная политика не имеет предмета конституционно-правового регулирования. Им является совокупность конституционно-правовых общественных отношений, возникающих в процессе ее разработки и реализации. Сюда относятся отношения между молодыми людьми и государством по поводу обеспечения его органами реализации конституционных прав и свобод молодого человека и гражданина, а также властные отношения по поводу управления в сфере ГМП.

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что конституционные законодательства многих иностранных государств закрепляют в общих чертах конституционно-правовые основы работы с молодежью. В конституциях Венгерской, Йеменской и Словацкой республик, Италии, Испании, КНР, Кубы, Кувейта, Ливии, Португалии, Румынии, Сирии, Таиланда, Турции, ФРГ, Португалии, Филиппин, республик Армения, Беларусь, Молдова и Хорватия, Швейцарской Конфедерации, ряда других государств есть формулировки о молодежи, работе с ней и (или) молодежной политике.

«Молодежные» законы придумали не в России. Достаточно сказать, что в ФРГ первый комплексный Закон «О молодежном благоденствии» появился еще в 1922 г., а сегодня действует Закон «О помощи детям и молодежи». Во всех странах СНГ, за исключением Республики Армения (в настоящее время здесь проходит обсуждение Закона «О государственной молодежной политике») и России, имеются базовые законы в сфере ГМП. В Азербайджанской Республике, республи-

ках Казахстан и Туркменистан действуют соответствующие законы «О государственной молодежной политике», Кыргызской Республике и Республике Узбекистан - законы «Об основах государственной молодежной политики», Республике Беларусь - «Об общих началах государственной молодежной политики», Республике Молдова - «О молодежи», Республике Таджикистан - «О молодежи и государственной молодежной политике», Республике Украина - «О содействии социальному становлению и развитию молодежи». В Эстонии принят Закон «О работе с молодежью», в Великобритании - «О детях и молодежи», в Финляндии - «О молодежной работе». Специальные законы, касающиеся молодежи, имеются в Австрии, Греции, Израиле, Индии, КНР, Нидерландах, Турции, Франции, Швеции, Южной Корее, Японии, на Кубе и в ряде других государств. При этом нигде о «засорении» конституционно-правового поля «молодежными» законами речи не идет.

Что касается российских традиций, то в советский период вопрос о «молодежном» законе ставился не раз, начиная с 60-х годов ХХ в. И не принимался он при социализме не по причине «ненужности», а в связи с тем, что не удавалось выработать единый подход к регулированию работы с молодежью. Кроме того, мешало то, что функции «молодежного» закона фактически исполнял Устав ВЛКСМ, которым определялись цели так называемой «комсомольской» молодежной политики, основные принципы ее реализации, структура управления работой с молодежью и ресурсное обеспечение. Другие акты комсомола разрабатывались его руководящими органами в виде резолюций, решений и инструкций, по необходимости принимались совместные решения с органами власти. Можно добавить, что термин «ВЛКСМ» присутствовал в Конституции РСФСР! законах и подзаконных актах того времени.

Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» в 1991 г. был принят во многом по причине того, что реализация ГМП по «комсомольской» модели далее объективно была невозможна. Нужна была новая модель работы с молодежью в государстве. Тот, кто говорит о конституционно-правовой несостоятельности союзного «молодежного» закона, глубоко заблуждает-

ся или не знаком с тем, что было после вступления его в силу, по какой траектории шло развитие ГМП и ее законодательной базы, особенно в российских регионах. Если посмотреть на базовые законы субъектов РФ в сфере ГМП, то можно легко заметить, что они в большей или в меньшей степени концептуально ориентированы на развитие положений Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», действие которого в России не отменено.

Сегодня большинство ученых и специалистов сходятся в том, что «молодежный» закон должен быть рамочным, т.е. устанавливающим лишь общие принципы регулирования сферы ГМП и предполагающим более подробное ее регулирование другими законами и подзаконными актами. Но, скорее всего, он призван быть «полурамочным» и определить особенности регулирования правового статуса молодежи и ее объединений, установить правовые основы разработки и реализации государственной молодежной политики в России. В нем должны найти отражение как специфика реализации системы конституционных прав и свобод молодых граждан, так и участие молодежи и ее объединений в осуществлении ГМП, вопросы управления в данной сфере.

Если внимательно вглядеться в нынешнее российское законодательство, то принятие «молодежного» закона вполне вписывается в него. Без такого закона довольно сложно развивать в едином русле законодательную базу ГМП на территории всех регионов России. Нельзя считать нормальной конституционно-правовой конструкцией состояние, при котором 85% субъектов РФ имеют базовые законы, а соответствующего федерального закона нет. Ведь данная сфера есть предмет совместного ведения РФ и ее субъектов.

«Молодежный» закон - это своего рода «лакмусовая бумажка», показывающая, думает ли общество о своем будущем или нет. При этом речь идет о том, каков этот закон и как он реализуется, а не о факте его наличия в законодательстве РФ. Ведь мифы мифами, но есть причина другого рода - качество «молодежного» закона. В предыдущие годы его проектов было предостаточно, и сегодня их по России «ходит» немало, два находятся на рассмотрении в Государственной думе ФС

РФ. Постоянно ширится круг людей, готовых предложить свои подходы к «молодежному» закону.

Следует объединить усилия для того, чтобы разработать оптимальный вариант базового федерального закона в сфере государственной молодежной политики, позволяющий: закрепить понятие «молодежь» и другие ключевые категории ГМП; определить специфику реализации конституционных прав и свобод молодых граждан; установить четкий статус ГМП; выработать общий подход к ее осуществлению и конституционно-правовому регулированию в России; разграничить полномочия между органами власти в данной сфере; сформировать механизм участия молодежи и ее объединений в управлении делами государства и осуществлении его молодежной политики; обеспечить приведение юридических норм о молодежи и работе с ней в соответствие с новым уровнем развития российского общества.

Сегодня нет никаких научно обоснованных доводов для того, чтобы не вводить в действие «молодежный» закон. Задача сторонников его принятия состоит в том, чтобы «обезоружить» всякого рода «знатоков» и политиков-демагогов в органах власти. А это можно сделать только его научной аргументацией, мощной поддержкой со стороны самой молодежи и в средствах массовой информации. Именно эти три составляющие во многом обеспечили принятие Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», признанного многими отечественными и зарубежными учеными лучшим в мире «молодежным» законом.

Литература

1. Медведев Д.А. Заключительное слово на заседании Государственного совета «О молодежной политике в Российской Федерации» //http://www. kremlin.ru/text/appears/2009/07/219 800.shtml

2. Кочетков А.В. Актуальность базового федерального закона о молодежи и молодежной политике // Закон и право. 2009. № 8. С. 8-11.

3. Кочетков А.В. «Молодежный» закон России: исторические параллели и современные реалии // Юридическая мысль. 2008. № 4. С.58-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.