фильной иноязычной и межкультурной коммуникации, равно как и усвоение профессионального кодекса поведения через иностранный язык в русле компетент-ностного подхода (с предварительным созданием
прочной языковой базы), безусловно, отличается специфическими характеристиками, отражающими портрет выпускника высшей школы данной квалификации.
Библиографический список
1. Астафурова Т.Н. Компетентностью подход к обучению магистров иностранному языку // Актуальные вопросы лингвистики и методики преподавания иностранного языка в системе довузовской и вузовской подготовки: материалы Меж-дунар. науч.-метод. интернет-конф. Волгоград, 2011.
2. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компе-тентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос», 2005. URL: http://www.eidos.ru/journal/ 2005/0910-12.htm (дата обращения: 22.06.2012).
3. Далингер В.А. Компетентностный подход и образовательные стандарты общего образования // Образовательно-инновационные технологии: теория и практика: монография / под ред. О.И. Кирикова. Кн. 2. Воронеж: ВГПУ, 2009. С. 718.
4. Европейская система уровней владения иностранным языком кафедра иностранных языков МФТИ - URL: http://lang.mipt.ru/articles/european levels.html (дата обращения: 22.06.2012).
5. Основные принципы национальной доктрины инженерного образования / Сайт Ассоциации инженерного образования России // URL: http://aeer.cctpu.edu.ru/winn/ doctrine/doctrine_4.phtml (дата обращения: 22.06.2012).
6. ФГОС ВПО по направлениям подготовки магистров // сайт Министерства образования и науки РФ. URL: http://mon.gov.ru (дата обращения: 19.06.2012).
7. Developing your competence // European Federation of National Engineering Associations. URL: http://www.feani.org/site (дата обращения: 20.06.2012).
УДК 323.383-053.6 (091)
ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Т.М.Королева1
Филиал Иркутского государственного университета в г. Братске, 665729, г. Братск, пр. Ленина, 34.
Исследуется разнообразный опыт осуществления государственной молодежной политики (ГМП) в европейских странах. Выделены определенные исторические этапы в эволюции молодежной политики, а также ее общие тенденции, которые представлены в виде таблицы. Автор приходит к выводу, что ГМП необходима любой стране. Через молодежь общество воспроизводит и развивает себя. Именно поэтому важно обращать особое внимание на проведение ГМП. Табл. 1. Библиогр. 10 назв.
Ключевые слова: государственная молодежная политика; молодежь; закон о молодежи.
HISTORICAL ANALYSIS OF INTERNATIONAL YOUTH POLICY T.M. Korolyeva
Branch of Irkutsk State University in Bratsk, 34 Lenin Av., Bratsk, 665729.
The article studies the diverse experience of European countries in carrying out the state youth policy (SYP). It identifies certain historical stages in the evolution of youth policy, as well as its general tendencies, which are presented in a tabular form. A conclusion is made on the necessity of SYP for any country as society reproduces and develops itself through the youth. This very fact stipulates for particular attention to the implementation of SYP. 1 table. 10 sources.
Key words: state youth policy; youth; the law on youth.
В настоящее время большое внимание уделяется изучению опыта проведения государственной молодежной политики (ГМП) в западных странах, которые в этом вопросе достигли определенного результата. На современном этапе мировое сообщество подходит к осознанию всеобщности ряда проблем. В этом отношении проблемы молодежи довольно быстро стали одной из приоритетных тем обсуждения в Организации Объединенных Наций (ООН), международных организациях, на всемирных форумах и конференциях. И связано это с осмыслением того реального места в
историческом процессе, которое принадлежит молодежи.
Концепции ГМП и методы, применяемые на практике для ее осуществления в разных странах различны. Это зависит от того, что признается проблемами молодежи в разных странах, как определяются границы и задачи государственного регулирования социальных процессов, насколько дифференциация общества по возрастному признаку отражает культурную традицию и соответствует сложившимся в данном обществе ценностям и нормам. Так, концепция, реа-
1Королева Татьяна Михайловна, кандидат исторических наук, доцент кафедры социальной философии и социально -культурных технологий, тел.: 89025694053, e-mail: tempotan@rambler.ru
Korolyova Tatyana, Candidate of History, Associate Professor of the Department of Social Philosophy and Socio-Cultural Technologies, tel.: 89025694053, e-mail: tempotan@rambler.ru
лизованная в США, основывается на минимальном участии государственных структур в социализации молодежи. Социальная поддержка молодежи объявляется делом благотворительных частных организаций. Модель государственной молодежной политики, характерная для Швеции, Финляндии и ряда других стран, напротив, основывается на особой роли государства, четкой регламентации законом мер поддержки молодых людей и молодежных организаций. В пункте 2 статьи 1 Закона Венгерской Народной Республики о молодежи (1971 г.) говорилось: «Целью молодежной политики Венгерской Народной Республики является социалистическое воспитание молодого поколения, содействие тому, чтобы молодежь, готовая к осуществлению своих задач и призвания, принимала участие в полном построении социализма и его защите, нашла свое место и счастье в обществе в соответствии со своими способностями и трудом». Другая цель молодежной политики представлена в Молодежных программах Испании (1987 г.): «облегчить социальную, культурную и политическую адаптацию молодежи, устраняя многочисленные препятствия, которые затрудняют ее переход к самостоятельной взрослой жизни» [2, с. 306-307]. В первом случае ясно определен достигаемый нормативный образ молодежи, во втором - молодежная политика государства только инструмент смягчения адаптационных трудностей при включении в жизнь. Это различие принципиально для всей конструкции государственной молодежной политики и предопределяет основные способы ее осуществления.
Во многих европейских странах молодежь стала объектом пристального внимания со стороны государства в первой половине XX в., когда власти начали принимать меры, направленные на улучшение условий жизни, учебы и труда молодых людей, а также на повышение эффективности их образования. До 1920-х гг. отдельные государственные меры, направленные на защиту несовершеннолетних в сфере труда, например, регулятив относительно труда молодых рабочих на фабриках был принят в Пруссии в 1839 г., не составляли особого направления государственной молодежной политики [2, с. 303]. На первых порах в европейских странах забота о молодежи осознавалась как христианское вспомоществование беднякам. Забота о молодежи постепенно стала пониматься как часть государственной системы снятия конфликтов в обществе. Постепенно строилась система надзора за молодежью. Впоследствии идеи заботы о молодежи и надзора за ней сложились в концепцию помощи молодежи, а частная инициатива в этой области стала регулироваться законом. Правовая регламентация была направлена на сокращение масштабов юношеского производственного травматизма и предупреждение роста преступности среди несовершеннолетних. В начале XX века в ряде стран формируются специальные составы судов для несовершеннолетних (1908 г. -в Германии, 1910 г. - в России и др.), в законодательстве появляются положения, направленные на защиту прав молодых граждан, но законом не поощрялась социальная деятельность молодежи: она признавалась
ненужной и вредной для ее воспитания.
В 1922 г. в Веймарской Республике был принят Закон о молодежном благоденствии - комплексный правовой акт, содержавший нормативное закрепление государственных обязанностей по обеспечению трудовых и некоторых других социальных прав молодого человека. Закон был отменен в годы фашизма и затем возродился в правовой практике обоих возникших после второй мировой войны немецких государств - ГДР и ФРГ. В 1949 г. в ФРГ был восстановлен Закон 1922 г. с корректировкой ряда положений (впоследствии принимались редакции Закона о благоденствии молодежи в 1953, 1977, 1986 гг.), в 1950 г. Народной палатой ГДР был принят Закон о молодежи (последующие Законы о молодежи приняты в 1964 и 1974 гг.). В первом Законе о молодежи 1950 г. говорилось о необходимости молодежи повышать свою активность «для того, чтобы со всем народом повседневно практически решать задачи строительства республики на предприятиях, в деревнях, в органах управления и школах» [5, с. 106]. Во втором Законе о молодежи нашли отражение задачи государства по воспитанию молодежи и включению ее в общественную жизнь страны. В январе 1974 г. принят новый Закон о молодежи. В нем были определены задачи участия юношества в формировании развитого социалистического общества и ответственность государства за всестороннее развитие подрастающего поколения. В этом законе нашел выражение курс Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) на развитие социалистической личности молодых людей, поддержку инициатив трудящейся молодежи, школьников, учеников производственного обучения и студентов, на развитие культурной жизни, физкультуры и спорта, условий труда и быта, организации каникул и туристских поездок молодежи.
После объединения ГДР и ФРГ в 1990 г. был принят новый Закон о помощи детям и молодежи, охватывающий вопросы занятости, социального обеспечения, семейных отношений и многие другие. Специальные нормы регулируют государственную поддержку молодежных организаций.
На сегодняшний день молодежная политика в Германии определяется как система государственных мер, призванных содействовать нравственному воспитанию молодежи, основанному на демократических ценностях, и гарантировать равные шансы на получение образования и реализацию своего потенциала во взрослой жизни [6, с. 8]. Основные цели молодежной политики состоят в создании социальных и правовых гарантий для молодежи, помощи в ее адаптации к взрослой жизни и формировании у нее демократического мировоззрения. Молодежь Германии включает две возрастные группы: «молодежь» - от 14 до 18 лет и «молодые взрослые» - от 18 до 27 лет. Молодежная политика осуществляется на трех уровнях - федеральном, земельном и коммунальном. На федеральном уровне за разработку молодежной политики несет ответственность Федеральное министерство по делам семьи, престарелых, женщин и молодежи, в котором есть Отдел по вопросам молодежи. На земельном уровне молодежная политика находится в ведении
соответствующих министерств, названия которых различны. Они разрабатывают, исходя из федерального плана, молодежную политику, которая более полно учитывает потребности регионов. Непосредственно реализацией молодежной политики занимаются земельные молодежные ведомства. Они объединены в Союз земельных обществ, который разрабатывает и направляет федеральным органам свои предложения по совершенствованию молодежной политики. На коммунальном уровне существуют свои Молодежные ведомства. Именно на этом уровне происходит непосредственная реализация задач и программ молодежной политики, содержащихся в федеральном и земельных планах. Соответствующие структуры, взаимодействуя друг с другом, работают в четко прописанных и достаточно эффективно действующих правовых рамочных условиях. Приоритетным является принцип субсидиарности, согласно которому основная ответственность, в том числе финансовая, возложена на базовый - коммунальный уровень.
Таким образом, с 1920-х гг. начали строить две системы государственной молодежной политики, существенно различавшиеся по концепции и механизмам. Одна из них формировалась в Германии периода Веймарской Республики. В ее основе - идеи социальной педагогики (прежде всего постулат свободы личности ребенка) и правового государства. Иная концепция государственной молодежной политики развивалась в Советской России, начиная с 1920-х годов. Для ее формирования решающее значение имела речь В. И. Ленина на III съезде РКСМ, в свете которой молодежная общественная организация - комсомол -приобрела особые полномочия по представительству интересов молодежи и стала важнейшим элементом общественно-государственной системы решения молодежных проблем.
В ряде стран в период нахождения у власти коммунистических партий идеологическая концепция этих партий в отношении формирования молодого поколения получила законодательное, а в некоторых странах и конституционное закрепление. Соответствующие положения к концу 1980-х гг. имелись в конституциях Болгарии, ГДР, КНДР, Кубы, Монголии, Румынии. Специальные «законы о молодежи» были приняты в ГДР в 1950, 1966 и 1974 гг., в Венгрии в 1972 г., на Кубе в 1978 г., в Польше в 1986 г.; проекты таких законов были разработаны в Болгарии, Монголии, Чехословакии. Компартии провели пленумы своих Центральных Комитетов по проблемам молодежи и работы с нею: Болгарская компартия и Румынская компартия в 1967 г., Венгерская социалистическая рабочая партия в 1970 г., Польская объединенная рабочая партия в 1972 г., Компартия Чехословакии в 1973 г. Развернутые документы о молодежи и молодежной политике приняли ЦК СЕПГ (1961 г.), ЦК Монгольской народно-революционной партии (1975 г.), ЦК Трудовой партии Кореи (1977 г.), ЦК Компартии Вьетнама (1985 г.) и др. Нормативные модели правящих партий, таким образом, закреплялись законом и приобретали характер требований закона.
Опубликованный 13 сентября 1971 г. венгерский
Закон о молодежи содержал целевую установку на вовлечение молодежи в строительство социализма, определял основные права и обязанности молодежи, государственных органов и кооперативов. В восьми главах закона определялись правоположения по вопросам воспитания и обучения молодежи, ее участия в труде, в государственной и общественной жизни, социального положения и охраны здоровья молодежи, ее культурной и спортивной жизни. Как и Закон о молодежи ГДР, венгерский закон закрепляет место и роль союзов молодежи в политической системе общества, его взаимоотношения с государством, правовую регламентацию его деятельности.
Утвержденный Национальной Ассамблеей Народной Власти Республики Куба Кодекс о детях и молодежи явился первым единым законодательным актом, содержащим правовые нормы в определенной области общественных отношений. В данном Кодексе говорилось о воспитании личности, об участии и инициативе школьников и студентов, работающей молодежи, о развитии культурной, физически полноценной и радостной жизни молодого поколения. В Кодексе (ст. 101) подчеркивалось: «Задачи, относящиеся к молодежной политике, являются важной частью государственного управления» [5, с. 107].
Данные Законы о молодежи в ГДР, ВНР, на Кубе различались как юридические акты. В частности, это касалось определения субъекта правовых отношений. В Законе о молодежи ГДР определен субъект - молодежь до 25 лет включительно, в Кодексе Кубы - до 30 лет, в венгерском Законе о молодежи 1971 г. нет возрастных рамок для лиц, определенных в совокупности как молодежь. Данные Законы о молодежи были призваны улучшить механизм правовой регламентации молодежной политики государства, способствующей повышению социальной активности подрастающего поколения.
Примечательно, что конституционное закрепление ГМП характерно для большинства бывших социалистических стран. Так, в Конституции Румынии предусмотрена специальная ст. 45. «Охрана детей и молодежи». Пункт 5 данной статьи предусматривает, что «публичные власти обязаны способствовать обеспечению условий для свободного участия молодежи в политической, общественной, экономической, культурной и спортивной жизни страны». Параграф 16 главы первой Конституции Венгерской Республики провозглашает: «Венгерская Республика уделяет особое внимание обеспечению жизненных условий молодежи, ее обучению и воспитанию, защищает ее интересы». Пункт 1 ст. 41 Словацкой Республики гарантирует «особую защиту детей и молодежи». Статья 62 Конституции Республики Хорватия предусматривает положение о том, что «государство защищает материнство, детей и молодежь, а также создает специальные, культурные, материальные и духовные условия, которые способствуют осуществлению права на достойную жизнь» [3, с. 39].
Конституционное закрепление имеет ГМП и в Италии. Статья 31 ее Конституции содержит положение о том, что данная страна «покровительствует ма-
теринству, детям и молодежи, учреждая для этого необходимые институты». Термин «молодежная политика» используется в ст. 70 Конституции Португалии. Заслуживают внимания конституционные принципы ГМП, установленные в Турции. В них зафиксировано отношение к молодежи как к будущему данного государства (ст. 58). Много места уделено ГМП в Федеральной Конституции Швейцарской Конфедерации (ст. 11, 41, 67, 68, 123).
Правовое закрепление основ работы государства с молодежью имеет место в конституциях стран СНГ. Например, в Конституции Республики Молдова есть специальная ст. 50 «Защита матерей, детей и молодежи», которая содержит следующие нормы: «1. Мать и ребенок имеют право на особую помощь и защиту. Все дети, в том числе внебрачные, пользуются одинаковой социальной защитой. 2. Дети и молодежь пользуются особой поддержкой в осуществлении своих прав. 3. Государство представляет необходимые пособия на детей и помощь для ухода за больными детьми или детьми с физическими, умственными и психическими отклонениями. Иные формы социального обеспечения детей и молодежи устанавливаются законом. 4. Эксплуатация несовершеннолетних, использование их на работах, наносящих вред здоровью или нравственности либо подвергающих опасности жизнь или нормальное развитие, запрещаются. 5. Власти обеспечивают условия для свободного участия молодежи в социальной, экономической и спортивной жизни страны». В Конституции Республики Беларусь ст. 32 содержит нормы, касающиеся гарантий молодежи «на ее духовное, нравственное и физическое развитие. Государство создает необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии».
В Эстонии на сегодняшний день действует Закон «О работе с молодежью», в Великобритании - «О детях и молодежи», в Финляндии - «О молодежной работе», в Израиле - «О работающей молодежи».
Законодательное закрепление отдельных прав молодежи к 1990-м гг. стало общим явлением: законы о социальной защите молодежи действовали к этому времени в Австрии, Афганистане, Греции, Индии, Испании, Италии, Китае, Нидерландах, Турции, Финляндии, Швеции и других странах.
Необходимо отметить, что вопросам конституционного закрепления политики в отношении молодого поколения уделяется внимание не только в европейских государствах. Ряд норм, касающихся ГМП, можно обнаружить в конституциях арабских государств. В частности, в ст. 30 Конституции Йеменской Республики зафиксировано: «Государство защищает материнство и детство и поддерживает молодежь», в ст. 53 предусмотрено, что «государство уделяет особое внимание молодому поколению и защищает его от порочного влияния, обеспечивая ему религиозное, умственное и физическое образование и соответствующую подготовку для развития его способностей во всех областях жизни». В статье 44 Конституции Сирии содержится положение о том, что «государство защи-
щает материнство и детство, заботится о молодом поколении, обеспечивая необходимые условия для его развития». В статье 46 Конституции КНР записано: «Государство обеспечивает всестороннее нравственное, умственное развитие молодежи, подростков и детей».
Отметим, что во многих зарубежных государствах правовые нормы, касающиеся вопросов ГМП, закрепляются не только в конституциях, но и в принимаемых на их основе соответствующих законах. Во многих странах созданы государственные органы по делам молодежи, приняты национальные программы. ГМП стала предметом ряда актов и мероприятий ООН [1, с. 45; 7, с. 32; 4, с. 153; 9, с. 44].
В западных государствах активно шло формирование правительственных органов, отвечавших за формирование и реализацию ГМП. Этот процесс ускорился после принятия Резолюции ООН 34/151 в 1985 г., предложившей правительствам долгосрочную программу мер в отношении молодежи и обосновавшей необходимость создания соответствующих правительственных органов. Начиная с 1985 г., регулярные совещания министров по делам молодежи стран-членов Совета Европы вырабатывали согласованную политику в отношении молодежи на общеевропейском уровне, одним из элементов которой признано укрепление национальных координирующих механизмов в сфере государственной молодежной политики. В результате данных мероприятий, в странах Западной Европы были найдены достаточно эффективные организационные решения в сфере отношений государства и молодежи, включения молодых людей в жизнь общества, решения их социальных и иных специфических проблем.
В развивающихся странах формирование государственных структур в сфере молодежной политики происходило с учетом европейского опыта (министерства по делам молодежи и спорта в большинстве франкоязычных стран Африки, ориентирующихся на французскую модель; секретариаты по делам молодежи в структуре правительств государств Латинской Америки, учитывающие опыт молодежной политики Испании).
В странах Восточной Европы после «бархатных» революций 1989 г. также началось создание правительственных органов, призванных координировать формирование новой демократической политики государства в отношении молодежи.
В записке Генерального секретаря ООН «Проблема вовлечения молодых людей в жизнь общества» (февраль 1991 г.) подчеркивалось, что созданная в правительстве структура по выработке политики в отношении молодежи должна иметь выход на высшие должностные лица Правительства с тем, чтобы ее работа осуществлялась в тесном сотрудничестве с лицами, определяющими политику страны; особое внимание необходимо уделять координации деятельности на всех уровнях, поскольку успех будет обеспечен лишь в том случае, когда такая деятельность будет проводиться высшей государственной властью, и заинтересованные учреждения будут уверены в том, что
их задачи и программы будут успешно осуществляться совместными усилиями всех заинтересованных сторон [8, с. 161].
Сегодня можно выделить и констатировать наличие определенных исторических этапов в эволюции молодежной политики, связанных с изменениями взаимоотношений «взрослого общества» и молодежи как специфической группы населения. Условно можно выделить следующие типы взаимоотношений [9, с. 45]:
1. В 1950-е годы был распространен консервативный подход к молодежи со стороны общества и государства - «естественный патернализм». В рамках данного подхода молодежная политика как специфическая деятельность государства отсутствовала, молодежь не выделяли в особую группу населения и не признавали ее специфики.
2. 1960-м годам был свойственен стереотип «Молодежь - страшная угроза» или «Драма поколений» (неоконсерватизм). Причинами данного стереотипа послужили массовые выступления молодежи в Западной Европе и Америке в конце 1960-х годов.
3. В 1970-е годы о молодежи говорили как о «большой надежде», то есть произошло проявление демократических начал в формировании молодежной политики и начало участия самой молодежи в реализации этой политики. Общество в лице государства начинает рассматривать молодежь как главный резерв общественного воспроизводства, важный фактор формирования экономического потенциала.
4. В 1980-е годы и середине 1990-х годов развивался выраженный демократический подход к положению и роли молодежи в развивающемся обществе, в котором доминирует принцип «меньше государства и больше общества», при активном участии молодых граждан в общественных процессах. Условно исследователи называют этот период пониманием «Молодежь - это просто Молодежь».
5. В настоящее время молодежная политика в большинстве стран формируется под девизом «Молодежь - это Мы». Это так называемый планетарный подход, характерный для активной социализации (таблица).
Периоды Конец 1950-х гг. 1960-е гг. 1970-е гг. 1980-е гг. -начало 1990-х гг. Конец 1990-х гг. до 2010 г.
Составляющие МП
Отношение общества к молодежи «Естественный патернализм» Молодежь - «Страшная угроза» «Молодежь - большая надежда» «Молодежь -это просто молодежь» «Молодежь -это Мы»
Общие подходы Консервативный подход Неоконсервативный подход Демократизация в подходах Демократический подход Планетарный подход
МП как специфическая деятельность государства Отсутствует Отсутствует Возникает и развивается Свертывание МП Развитие МП на новых принципах
Научно- инфомационное обеспечение МП Отсутствует Отдельные исследования Развитие исследовательской базы МП Развитая информационно-научная база Единый международный информационно-научный комплекс
Средства осуществления МП Благотворительная деятельность социальных и религиозных служб, осуществляемая добровольцами Расширяющаяся сеть социальных служб молодежи со стороны государства и негосударственных структур, религиозные организации, частные фонды Развернутая инфраструктура услуг для различных категорий молодежи Развернутая инфраструктура услуг для молодежи, ориентированная на труд и учебу Социальные службы молодежи, работающие по единым международным программам с региональной спецификой
Категории молодежи, находящиеся в поле внимания государственных и негосударственных социальных служб Маргинальная молодежь, «группы риска», выходцы из неблагополучных семей, мигранты Маргинальная молодежь, «группы риска», сельская молодежь, студенты, мигранты Практически все слои молодежи города и сельской местности В первую очередь те категории молодежи, которые ориентированы на производство и бизнес Практически все слои молодежи в различных странах
Эволюция молодежной политики в зарубежных странах: общие тенденции
В конце 1960-х гг. массовые выступления молодежи выдвинули ее в качестве активного носителя «передовых идей и прогрессивных взглядов». Учитывая болезненные последствия молодежного бунта, прокатившегося по Западной Европе и Америке, промыш-ленно развитые страны стали уделять больше внимания социально-экономическому, политическому положению и нравственному состоянию подрастающего поколения. Были предоставлены дополнительные свободы юношам и девушкам, в первую очередь в сфере идеологии и духовной культуры. Теоретики молодежной политики надеялись таким образом смягчить возникшую «драму поколений». Этот временный период можно считать первым этапом развития самостоятельной молодежной политики на уровне государства.
Главным направлением работы с молодежью на второй стадии эволюции молодежной политики стало создание благоприятных условий для самовыражения, самостоятельного участия молодежи в общественной жизни, но только ей присущих формах. Создается развернутая инфраструктура молодежных услуг, рассчитанных на удовлетворение широкого круга потребностей и интересов различных категорий юношей и девушек. Роль взрослых в многочисленных молодежных социальных службах начинает сводиться к минимуму. Появляются молодежные клубы, различные органы представительства политических интересов молодежи («молодежные советы»), самостоятельные молодежные организации и ассоциации. Соответственно растет и бюрократический аппарат, реализующий новые формы молодежной политики.
Во второй половине 1970-х гг. более остро поставлены проблемы образования, профориентации и трудоустройства молодого поколения, интерес к молодежной политике еще более возрос. Общество в лице государства впервые начинает рассматривать молодежь как главный резерв общественного воспроизводства, важный фактор формирования экономического потенциала.
Третья стадия в эволюции молодежной политики приходится на 1980-1990-е гг. и связана с очередным переосмыслением роли государства в жизни молодежи. Западные ученые определили этот период как «меньше государства - больше общества». Объективными причинами переоценок явились: общее сокращение государственных расходов на социальные программы и относительно низкая эффективность государственных социальных услуг по сравнению с аналогичными услугами по линии добровольческих формирований, общественных и частных организаций, стремившихся в своей деятельности «дойти до каждого». Сказались и разочарования, связанные с излишне оптимистическими ожиданиями общества в отношении молодежи, всегда «устремленной в будущее и носительницей социального и культурного обновления». Распространяется более трезвый подход к молодежи и ее проблемам, исходящий из реальности, а не из искусственно построенных идеалистических представлений (свойственен, например, Швеции, Дании, Нидерландам, Бельгии).
К 2010 г. предполагается развернуть единые международные информационно-научные комплексы, широкую сеть социальных служб, работающих по общим международным программам, но обязательно учитывающих региональные аспекты.
В США со времен президентства Д. Кеннеди происходила активизация молодежной политики. Были созданы комиссии по вопросам занятости молодежи, преступности несовершеннолетних и физического воспитания молодежи, возглавляемые министрами. В дальнейшем получили широкое распространение технологии системного воспитания (Д.Х. Клейтон), являющиеся важным элементом молодежной политики. Системное воспитание предусматривает формирование личности на принципах уважения и сотрудничества на основе взаимопонимания. Цель воспитания по системным технологиям состоит в разностороннем развитии личности с учетом индивидуальности.
Интересен опыт осуществления молодежной политики Великобритании. Деятельность государства в данной области приобрела характер целостной политики после окончания Первой мировой войны. В 1948 г. был создан Британский Совет молодежи, объединивший 3 млн. молодых людей в возрасте от 16 до 25 лет. Его главной задачей является представление взглядов и интересов молодежи перед центральными и местными органами власти, политическими партиями, группами давления и средствами массовой информации. Финансирует деятельность Британского Союза молодежи Министерство образования и занятости. Главной задачей молодежной политики стало обеспечение неконфликтной социализации подрастающего поколения. Акцент был сделан на систему образования и профессиональной подготовки, помощи молодым безработным, большое внимание стало уделяться организации досуга молодежи и объединению молодых людей в различные союзы. Главной целью молодежной политики правительства Великобритании является поддержка молодых людей в трудный переходный период из детства во взрослую жизнь, облегчение процесса социализации и содействие наиболее полному раскрытию индивидуальности. Важнейшим каналом социализации является система образования. Поэтому главным направлением государственной молодежной политики является повышение качества образования, увеличение числа людей, продолжающих образование после окончания средней школы, включая обучение в высших учебных заведениях. В Великобритании все 16-18-летние выпускники школ охвачены системой послешкольного образования в учебных заведениях, дающих профессиональную подготовку по достаточно широкому кругу специальностей. Особое внимание уделяется поиску мер, усиливающих мотивацию к получению образования и повышению квалификации. К их числу относится, например, существующая с 1995 г. система кредитов для получения профессиональной подготовки. В Великобритании (так же, как и в Швеции) нет специального министерства, занимающегося вопросами молодежи и молодежной политики. При этом существует Управление по работе с молодежью Министерства
образования, которое координирует национальную молодежную политику, взаимодействуя с другими министерствами, занимающимися молодежной проблематикой, и неправительственными молодежными организациями. Еще один координирующий орган - министерский Комитет по делам детей и молодежи, созданный в 2000 г. в Швеции - это Министерство культуры.
В государствах Скандинавии, Германии, Франции сформировались в основном централизованные системы органов управления и координации молодежной политики. В других, например, Италии, отсутствует центральное ведомство или координирующий орган. Молодежные службы в Западных странах все чаще действуют по принципу не услуги для молодежи, а службы, организованные самой молодежью в интересах решения собственных проблем и развития общества в целом. В первую очередь имеется в виду добровольное участие молодежи в общественно-полезной деятельности.
Современные правительства стран Восточной и Центральной Европы главной целью определяют создание благоприятных условий для самоопределения молодежи. Главное - преодоление «политического патернализма», свойственного прежним режимам, когда молодежь рассматривалась только как объект жесткого социального контроля идеологического воздействия [9, с. 49].
Большинство европейских стран обладают трехступенчатой, каскадной структурой реализации молодежной политики(например, в Швеции: национальный уровень - парламент, правительство, различные министерства; региональный и локальный уровни; в Германии - федеральный, земельный и коммунальный уровни). Первый уровень - законодательная база и общие направления ее реализации разрабатываются на уровне центрального правительства. Второй уровень - правительство делегирует возможности ее осуществления региональным и муниципальным администрациям. Третий уровень - молодежные организации.
Как показывает новейший мировой опыт (в частности, Испании, скандинавских стран), эффективное решение проблем молодежи обеспечивают государственные структуры, ведущие деятельность преимущественно межведомственного характера, что требует более гибких форм управления и механизмов учета мнения самой молодежи при формировании национальной молодежной политики. Поэтому в тех странах (Германия, Австрия), где ведомства по делам молодежи возникли еще несколько десятилетий назад в виде разветвленных многоступенчатых структур отраслевого типа, активно идут процессы переосмысления их места и роли в молодежной политике в свете новых, межведомственных и межсекториальных подходов, рекомендуемых ООН.
В большинстве зарубежных стран программы социальной помощи молодежи, которые реализуются через сеть социальных служб и разрабатываются органами по делам молодежи, ориентированы на три направления [10, с. 6]:
1. Материальная поддержка, которая осуществляется через сеть пособий и компенсаций;
2. Психологическая, медицинская и педагогическая помощь, которая осуществляется через социально-реабилитационные центры и систему консультаций;
3. Социально-экономическая и профессиональная адаптация, которая предполагает систему обучения, переквалификации, трудоустройства, социальный контроль и регулирование. Здесь задействованы службы занятости.
Анализ зарубежного опыта ГМП позволяет сделать следующие выводы:
1. На сегодняшний день молодежная политика развитых стран превратилась в самостоятельное направление деятельности государства, что связано с процессами усложнения условий воспроизводства трудовых и интеллектуальных ресурсов, а также структуры самого общества, где возрастают субъективная и объективная роли молодежи.
2. Государство активно вмешивается в жизнь молодежи через молодежную политику, систему органов управления и координации, причем это вмешательство тем сильнее, чем слабее активность региональных молодежных услуг (общественных организаций и частных фондов).
3. Эффективность реализации программ напрямую зависит от учета интересов, потребностей, желаний молодежи, ее постоянно меняющихся требований к качеству образования, трудоустройства, досуга, сфере услуг. В программах все больше места уделяется механизмам самоуправления и самоопределения молодежи в выборе форм организации учебного и трудового процессов, свободного времени.
4. Цель молодежной политики сформулирована в отдельных странах по-разному, но, по сути, она едина. В кратком виде ее можно определить как содействие бесконфликтной социальной интеграции молодежи. За 10-12 лет подростки и молодые люди должны получить образование, овладеть профессией, пройти курс нравственного и гражданского воспитания, усвоить свои права и обязанности, чтобы вступить в самостоятельную жизнь как сформировавшиеся личности, способные раскрыть свой потенциал, успешно вести свои дела, создавать семью.
5. Происходит переход от всеобъемлющих и централизованных законов для всей молодежи к региональным. Например, немецкая молодежная политика проводится с учетом особенностей и потребностей конкретного региона, поэтому велика роль органов местного самоуправления. Учет региональной специфики - один из залогов ее успешного осуществления.
6. Наблюдается отказ от долгосрочных программ по причине ускорения темпов общественного развития, интенсивных изменений в мире. Акцент делается на ежегодных новых решениях.
7. Высоко оценивается профессиональный опыт сотрудников различных молодежных служб церкви. Церковь в индустриально развитых странах стала ведущим партнером государственных органов и общественных социальных служб в решении молодежных
проблем.
8. Важнейшей составной частью механизма молодежной политики является деятельность общественных (неправительственных) организаций.
9. Постоянно используется научное сопровождение, независимый мониторинг и прогнозирование молодежных программ.
Основные различия между вариантами ГМП в зарубежных странах определяются степенью вмешательства государства; сменой подходов к молодежной политике на том или ином этапе национального разви-
тия, а также эволюцией взглядов на роль молодежи в этом развитии; экономическими возможностями государств. Анализ текстов конституций и законов ряда европейских государств позволяет сделать вывод, что во многих из этих стран постепенно осознали необходимость отражать вопросы государственной молодежной политики в конституционно-правовых источниках. При этом в некоторых из них употребляется слово «молодежь» и основанные на нем словосочетания более одного раза.
Библиографический список
1. Забелин П.В. Молодежная политика: стратегия, идеи, перспективы. М.: Изд-во Луч, 1998. 86 с.
2. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: теоретические вопросы. М.: Изд-во Социум, 1999. 351 с.
3. Конституции зарубежных государств о молодежи и молодежной политике. // Закон и право. 2004. № 12. С. 39.
4. Криворученко В.К. Молодежь и молодежная политика. В 2-х частях / Кафедра социальной политики и социальной работы МосГУ. М.: Московский гуманитарный университет. 2005. Ч. 1. 216 с.
5. Луков В.А. Молодежное движение в социалистическом обществе. Вопросы теории и практики. М.: Изд-во Молодая гвардия, 1987. 222 с.
6. Молодежная политика: Европейский опыт: Доклады Института Европы РАН № 163. М.: Изд-во «ОГНИ ТД», 2005. 66 с.
7. Нехаева Т.Г., Татаринов О.В. Организационно-правовые основы становления и деятельности органов по делам молодежи Российской Федерации: Информационный бюллетень «Из опыта реализации молодежной политики: сборник документов и материалов». Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2001. 115 с.
8. Проблемы вовлечения молодых людей в жизнь общества. Записка Генерального секретаря ООН, февраль 1991 г. // Международные документы по молодежной политике. М., 1993. С. 161.
9. Слуцкий Е.Г. Молодежная политика на рубеже веков: вопросы теории и практики. СПб.: Изд-во ИРЭ РАН, НАЮ, 1999. 86 с.
10. Формирование и развитие системы социальных служб для молодежи. // Молодежная политика: Информационный бюллетень. М.: Изд-во Социум, 1994. № 59-61.
УДК 796.011.1
ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ У СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИТНЕС-АЭРОБИКОЙ
Е.П.Куйдина1, А.Г.Адушинова2, В.Ю.Лебединский3
Иркутский государственный технический университет. 6640073, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Установлено, что на факультете физической культуры и спорта ИрГТУ уже на протяжении многих лет на занятиях по физическому воспитанию женского контингента применяются современные фитнес-технологии. Рассматривается влияние занятий фитнес-аэробикой на самоотношение и самооценку у студенток Иркутского государственного технического университета. Исследование проводилось в двух группах испытуемых: первую группу составили студентки, занимающиеся физической культурой с использованием фитнес-технологий первый год, вторая группа занималась фитнес-аэробикой в течение трех лет. Были рассмотрены: самоотношение в целом, уровень самооценки и притязаний, отношение к собственному телу. Ил. 2. Библиогр. 21 назв.
Ключевые слова: самоотношение; самооценка; притязание; фитнес-аэробика; образ тела.
SELF-ATTITUDE FEATURES OF FEMALE STUDENTS ENGAGED IN FITNESS AEROBICS E.P. Kuidina, A.G. Adushinova, V.Yu. Lebedinsky
1Куйдина Екатерина Павловна, специалист по учебно-методической работе факультета физической культуры и спорта, тел.: 8950111353, e-mail: katerina130979@mail.ru
Kuidina Ekaterina, specialist for educational and methodical work of the Faculty of Physical Education and Sports, tel.: 8950111353, e-mail: katerina130979@mail.ru
2Адушинова Альбина Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии института изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук, тел.: 89149180876, e-mail: actualic@mail.ru
Adushinova Albina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Psychology of the Institute of Fine Arts, Social Studies and Humanities, tel.: 89149180876, e-mail: actualic@mail.ru
3Лебединский Владислав Юрьевич, доктор медицинских наук, заместитель декана факультета физической культуры и спорта по НИР, профессор кафедры физической культуры, тел.: 89148738869,e-mail: lebedinsky@istu.edu
Lebedinsky Vladislav, Doctor of Medicine, Deputy Dean of Physical Education and Sports for Research, Professor, Professor of the Department of Physical Education, tel.: 89148738869, e-mail: lebedinsky@istu.edu