Научная статья на тему 'Нормативно-правовая основа реализации государственной молодежной политики в зарубежных государствах'

Нормативно-правовая основа реализации государственной молодежной политики в зарубежных государствах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1359
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗАКОНОПРОЕКТ / КОНЦЕПЦИЯ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Канунников К. С.

Рассматривается опыт зарубежных конституций в формировании государственной молодежной политики. Ализируется опыт отражения вопросов, касающихся молодежи и работы с ней, в конституциях и законах этих государств, документах стратегического и концептуального характера, общегосударственных программах, подзаконных актах органов исполнительной власти. Предлагаются меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации о государственной молодежной политике с учетом позитивного опыта ее правового регулирования в других странах Европы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовая основа реализации государственной молодежной политики в зарубежных государствах»

УДК 341.2

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

© К. С. Канунников

БАГСУ при Президенте РБ Россия, Республика Башкортостан, 4500З0 г. Уфа, ул. Фурманова, б0.

Тел.: +7 (962) 539 33 38.

E-mail: [email protected]

Рассматривается опыт зарубежных конституций в формировании государственной молодежной политики. Ализируется опыт отражения вопросов, касающихся молодежи и работы с ней, в конституциях и законах этих государств, документах стратегического и концептуального характера, общегосударственных программах, подзаконных актах органов исполнительной власти. Предлагаются меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации о государственной молодежной политике с учетом позитивного опыта ее правового регулирования в других странах Европы.

Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, законодательство, законопроект, концепция, органы государственной власти, система.

Начиная с XX в. конституция становится основным законом в большинстве стран мира, выражающим волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющим в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны [1].

Конституция - это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и государством. Она нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы всех граждан, в том числе и молодежи.

Анализ текстов конституций и законов ряда европейских государств позволяет сделать вывод, что во многих странах постепенно осознали необходимость отражать вопросы государственной молодежной политики в конституционно-правовых источниках. При этом в некоторых конституциях слово «молодежь» и (или) основанные на нем словосочетания встречаются не один раз [2]. Европейские страны начали выделять молодежную политику в специфическую сферу деятельности после 1960-х гг., после так называемых молодежных революций в Западной Европе. За это время проделано много работы в сфере молодежной политики. Вместе с тем успешность работы с молодежью, методы ее осуществления и приоритеты имеют существенные национальные различия.

К 1980-м гг. в Европе сформировались национальные системы государственной молодежной политики. Наибольшее развитие государственная молодежная политика получила в Скандинавских странах, Франции и особенно в ФРГ. Работа с молодежью в этих странах опиралась на разработанное законодательство, для управления были созданы специализированные государственные органы, системы сотрудничества с молодежными общественными объединениями.

Так, в тексте Конституции Федеративной Республики Германии слово «молодежь» присутствует

в статьях, касающихся конституционных прав молодых граждан на информацию, защиту молодежи от безнадзорности и другие. В частности, ст. 5 Основного закона ФРГ гласит [3]:

«1. Каждый имеет право свободно выражать и распространять свое мнение устно, письменно и посредством изображений, а также беспрепятственно получать информацию из общедоступных источников. Свобода печати и информации гарантируется. Цензуры не существует.

2. Границы этих прав устанавливаются предписаниями общих законов, законодательными постановлениями об охране прав молодежи и правом, обеспечивающим уважение к личности».

Интересен опыт конституционно-правового регулирования государственной молодежной политики (далее по тексту - ГМП) в Испании, которая в исторически короткий срок совершила переход от авторитарного режима к парламентской демократии, от единственно официально разрешенной политической молодежной организации - к широкому политическому и культурному плюрализму в молодежном движении, формирования действенной системы ГМП. В ст. 48 Конституции Испании говорится, что публичные власти создают условия для свободного и действенного участия молодежи в политическом, общественном, экономическом и культурном развитии [4].

Конституционное закрепление имеет ГМП и в Италии. Статья 31 Конституции содержит положение о том, что данная страна «покровительствует материнству, детям и молодежи, учреждая для этого необходимые институты» [5].

В Португалии термин «молодежная политика» отражен в ст. 70 Конституции [6], которая содержит следующие положения:

1. Молодежь пользуется особой защитой в реализации экономических, социальных прав и прав в культурной сфере, а именно:

а) в образовании, профессиональном обучении и в области культуры;

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2013. Т. 18. №2

593

б) при приеме в первый раз на работу, а также в области труда и социального обучения;

с) в получении жилья;

д) в физическом воспитании и спорте;

е) в использовании свободного времени.

2. Молодежная политика должна иметь в качестве первостепенных целей развитие личности молодых, создание условий для их эффективного включения в активную жизнь, пробуждение в них тяги к свободному творчеству и воспитание сознательного стремления служению обществу.

3. Государство в сотрудничестве с семьями, школами, предприятиями, организациями, объединяющими людей по месту жительства, объединениями и фондами, действующими в области культуры, сообществами, занимающимися культурой и отдыхом, поощряет и поддерживает молодежные организации в достижении этих целей, а также международный молодежный обмен.

Заслуживают внимания конституционные принципы ГМП, установленные в Турции. В них зафиксировано отношение к молодежи как к будущему данного государства. В Конституции Турецкой Республики в главе «Молодежь и спорт» ст. 58 гласит: «Государство принимает меры для обеспечения обучения и развития молодежи, которой завещается независимость нашего государства и Республика, в свете современной науки, в соответствии с принципами и реформами Ататюрка и против идей, направленных на уничтожение территориальной и неделимой целостности государства. Государство принимает необходимые меры для защиты молодых людей от пристрастия к алкоголю, наркомании, преступности, азартным играм и другим вредным привычкам и невежеству» [7].

Государственная молодежная политика в Федеральной Конституции Швейцарской Конфедерации имеет особое значение. В частности, в ст. 11 «Защита детей и молодежи» говорится: «Дети и молодежь имеют право на особую защиту их неприкосновенности и на содействие в своем развитии. Они самостоятельно осуществляют свои права в той мере, насколько это позволяет их сознание» [8]. Согласно ст. 41 Конфедерация и ее кантоны принимают на себя обязательства в том, чтобы «дети и молодежь» поощрялись к становлению независимыми социально ответственными личностями и имели поддержку в их социальной, культурной и политической интеграции». Статья 67 «Нужды молодежи и система образования взрослого населения» предусматривает: «Выполняя свои непосредственные функции, Конфедерация и кантоны учитывают потребности детей и молодежи в полноценном развитии и защите. В дополнение к кантональным мерам Конфедерация имеет право содействовать внешкольной деятельности детей и молодежи, а также способствовать повышению образовательного уровня взрослого населения».

Необходимо отметить, что вопросам конституционного закрепления политики в отношении молодого поколения уделяется внимание не только в европейских государствах. Ряд норм, касающихся ГМП, можно обнаружить в конституциях арабских государств.

В частности, в ст. 30 Конституции Йеменской Республики зафиксировано: «Государство защищает материнство и детство и поддерживает молодежь», в ст. 53 предусмотрено, что «государство уделяет особое внимание молодому поколению и защищает его от порочного влияния, обеспечивая ему религиозное, умственное и физическое образование и соответствующую подготовку для развития его способностей во всех областях жизни» [9].

В ст. 44 Конституции Сирии содержится положение о том, что «государство защищает материнство и детство, заботится о молодом поколении, обеспечивая необходимые условия для его развития» [10].

В ст. 46 Конституции КНР записано: «Государство обеспечивает всестороннее нравственное, умственное развитие молодежи, подростков и детей» [11].

Конституционное закрепление ГМП характерно и для большинства бывших социалистических стран. Т ак, в Конституции Румынии предусмотрена специальная ст. 45 «Охрана детей и молодежи». Пункт 5 данной статьи предусматривает, что «публичные власти обязаны способствовать обеспечению условий для свободного участия молодежи в политической, общественной, экономической,

культурной и спортивной жизни страны».

Параграф 16 гл. 1 Конституции Венгерской Республики провозглашает: «Венгерская Республика уделяет особое внимание обеспечению жизненных условий молодежи, ее обучению и воспитанию, защищает ее интересы» [12].

Статья 62 Конституции Республики Хорватия предусматривает положение о том, что «государство защищает материнство, детей и молодежь, а также создает социальные, культурные, материальные и духовные условия, которые способствуют осуществлению права на достойную жизнь» [13].

Правовое закрепление основ работы государства с молодежью имеет место и в конституциях стран СНГ. Например, в Конституции Республики Молдова есть ст. 50 «Защита матерей, детей и молодежи», которая содержит следующие нормы [14]:

«1. Мать и ребенок имеют право на особую помощь и защиту. Все дети, в том числе внебрачные, пользуются одинаковой социальной защитой.

2. Дети и молодежь пользуются особой поддержкой в осуществлении своих прав.

3. Государство предоставляет необходимые пособия на детей и помощь для ухода за больными детьми или детьми с физическими, умственными и психическими отклонениями. Иные формы соци-

ального обеспечения детей и молодежи устанавливаются законом.

4. Эксплуатация несовершеннолетних, использование их на работах, наносящих вред здоровью или нравственности либо подвергающих опасности жизнь или нормальное развитие, запрещается.

5. Власти обеспечивают условия для свободного участия молодежи в социальной, экономической и спортивной жизни страны».

В Конституции Республики Беларусь ст. 32 содержит нормы, касающиеся гарантий молодежи «на ее духовное, нравственное и физическое развитие. Государство создает необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономической и культурном развитии» [15].

Отметим, что во многих зарубежных государствах правовые нормы, касающиеся вопросов ГМП, закрепляются не только в конституциях, но и в принимаемых на их основе соответствующих законах. Согласно данным ООН, к началу 90-х гг. XX в., в мире насчитывалось более 100 стран, принявших законы по вопросам развития и социальной защиты молодежи. Они, как правило, регламентировали отношения государства с общественными и частными структурами, работающими с молодежью; вопросы взаимодействия с молодежными организациями и порядок их финансирования, формирование механизма функционирования системы органов по делам молодежи, установление социальных и иных нормативов в сфере труда, образования, быта, охраны здоровья и физического, воспитания молодежи, осуществление разнообразных программ профессиональной подготовки и занятости молодежи, поддержки молодежного предпринимательства, содержательного досуга молодежи и др.

Таким образом, практически во всех развитых государствах ГМП является неотъемлемой частью общегосударственной деятельности. Различия лишь в том, в каком объеме и какой форме ГМП формируется и реализуется, закрепляется в конституционно-правовых актах.

К сожалению, нельзя сказать, что Российская Федерация лидирует среди европейских государств и стран участников СНГ в вопросах формирования действенной законодательной базы работы с молодежью. И в ближайшее время не видно предпосылок в принятии базового закона в сфере государственной молодежной политики. Это вызывает определенные беспокойства, учитывая, что практически уже все субъекты РФ приняли собственные законы в сфере государственной молодежной политики. Не стоит забывать, что государственная молодежная политика - предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Необходимо с системных позиций подойти к формированию россий-

ского законодательства о государственной молодежной политики и обеспечить его единство на всех уровнях, используя отечественный и зарубежный опыт.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000. 56 с.

2. Кочетков А. В. Конституции зарубежных государств о молодежной политике // Закон и право. 2004. N«12. С. 38-40.

3. Официальные периодические издания: электр. Путеводитель/центр правовой информации. 2010 - 2013. ИЯЬ: http://vivovoco.rsl.ru/VV/LAW/BRD.HTM (дата обращения:

18.05.2013).

4. Официальные периодические издания: электр. Путеводитель/центр правовой информации. 2010-2013. URL: http://vivovoco.rsl.ru/VV/LAW/SPAIN.HTM (дата обращения: 18.05.2013).

5. Конституция Итальянской Республики / Пер. с итал.

Л. П. Гринберга // Конституции государств Европейского Союза / Под общ. ред. Л А. Окунькова. М.: Издательская группа ИНФРА-М - НОРМА, 1997. С. 423^50.

6. Официальные периодические издания: электр. Путеводитель/центр правовой информации. 2010-2013. URL: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_cons titutions/constit/portugal/portug-r.htm (дата обращения:

18.05.2013).

7. Официальные периодические издания: электр. Путеводитель/центр правовой информации. 2010-2013. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/84 (дата обращения:

18.05.2013).

8. Официальные периодические издания: электр. Путеводитель/центр правовой информации. 2010-2013. URL: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_cons titutions/constit/swiss/swiss--r.htm (дата обращения:

18.05.2013).

9. Официальные периодические издания: электр. Путеводитель/центр правовой информации. 2010-2013. URL: http://constitutions.ru/archives/143 (дата обращения:

18.05.2013).

10. Официальные периодические издания: электр. Путеводитель/центр правовой информации. 2010-2013. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/85 (дата обращения:

18.05.2013).

11. Официальные периодические издания: электр. Путеводитель/центр правовой информации. 2010-2013. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/111 (дата обращения:

18.05.2013).

12. Официальные периодические издания: электр. Путеводитель/центр правовой информации. 2010-2013. URL: http://lib.rada.gov.ua/LibRada/static/LIBRARY/catalog/law/ve ngr_constitut.html (дата обращения: 18.05.2013).

13. Официальные периодические издания: электр. Путеводитель/центр правовой информации. 2010-2013. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/107/2 (дата обращения:

18.05.2013).

14. Официальные периодические издания: электр. Путеводитель/центр правовой информации. 2010-2013. URL: http://lex.justice.md/viewdoc.php?id=311496&lang=2 (дата обращения: 18.05.2013).

15. Официальные периодические издания: электр. Путеводитель/центр правовой информации. 2010-2013. URL: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=2101 (дата обращения:

18.05.2013).

Поступила в редакцию 15.11.2011 г. После доработки 24.05.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.