Павел МЕРКУЛОВ
ОПЫТ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ
В статье рассматривается процесс становления законодательной базы государственной молодежной политики, анализируются основные нормативно-правовые акты, регламентирующие положение молодежи.
The article deals with the process of forming the legislation of state youth policy, analyzes the main legal acts regulating the status of young people.
Ключевые слова:
молодежь, государственная молодежная политика, законодательство; youth, state youth policy, legislation.
В 1990 -е гг. в постсоветской России начался активный процесс формирования законодательства о государственной моло -дежной политике (далее — ГМП). Результатом этой работы должно было стать принятие соответствующего закона как право -вой основы формирования и реализации государственной моло -дежной политики в России с определением цели, принципов и при -оритетов в качестве важного направления федеральной политики в области социально - экономического, культурного и национального развития страны. Однако этот процесс оказался непоследовательным и сумбурным. Федеральный закон «Об основах государст -венной молодежной политики в Российской Федерации», призван -ный учесть происшедшие изменения в политическом и социально -экономическом устройстве нашего государства, был принят Государственной Думой ФС РФ1 и одобрен Советом Федерации ФС РФ2, но не был подписан президентом.
В условиях постсоветской России начал складываться объемный массив нормативно - правовых актов, регулирующих отношения в сфере ГМП. Сюда можно отнести международное, федеральное и региональное законодательство, постановления Федерального Собрания РФ, подзаконные акты Президента РФ и Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств РФ, акты законо -дательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ, а также отдельные муниципальные правовые акты. Однако существовавшее законодательство не являлось единым, цельным механизмом, регулирующим ГМП.
В российском законодательстве государственная молодежная политика согласно Основным направлениям государственной молодежной политики в Российской Федерации, одобренным Верховным Советом РФ в июне 1993 г.3, определялась как деятель -ность государства, направленная на создание правовых, экономи ческих и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. ГМП должна выражать стратегическую линию государства на обеспечение социально - экономического, политического и культурного развития России, на формирование
МЕРКУЛОВ
Павел
Александрович —
к.филос.н.,
докторант
Российского
государственного
университета
туризма и сервиса
1 Постановление Государственной Думы от 23 июня 1999 г. № 4187 - II ГД.
2 Постановление Совета Федерации от 2 июля 1999 г. № 332- СФ.
3 Постановление Верховного Совета РФ «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» от 03.06.1993 № 5090-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, № 25, ст. 903.
у молодых граждан патриотизма и ува -жения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека. В целом Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации заложили фунда -мент создания единой системы законода тельства в данной сфере, формирования государственной молодежной политики как юридического института.
Для нормального функционирова -ния государственной молодежной поли тики необходимо создание действенных конституционно правовых положений по работе с молодежью и механизмов их осу ществления1. Важнейшим документом, призванным регулировать ГМП, должна являться Конституция РФ. Однако в самом тексте Конституции отсутствует упоминание о государственной молодежной политике, что сказывается на форми ровании законодательной базы в данном вопросе и вносит определенные противо -речия в практику осуществления молодежной политики. В то же время Конституция РФ содержит ряд принципиальных поло -жений, составляющих основу государст -венной молодежной политики, разграни -чивая при этом предметы ведения между различными ветвями власти и их уров -нями в нашей стране; в реализации ГМП участвуют все органы государственной власти, определенные Конституцией РФ.
Статья 15 Конституции РФ закрепила положение о приоритете норм междуна родного права по отношению к нацио нальному законодательству. Нормы международного права, международные договоры РФ, резолюции международ ных организаций, конференций явля ются составной частью правовой системы России. При формировании ГМП необ ходимо учитывать имеющийся опыт раз работки международных документов по молодежной политике. В этой связи можно выделить такие документы, как «Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного ува жения и взаимопонимания между наро -дами» (1965 г.), «Руководящие принципы для дальнейшего планирования и осу ществления соответствующих последую щих мер, касающихся молодежи» (1985 г.),
1 См.: Кочетков А.В. Законодательство
Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики : аналитический обзор. — Самара, 2008, с. 11.
«Всемирная программа действий, касаю -щаяся молодежи, до 2000 года и на после -дующий период» (1996 г.), «Лиссабонская декларация по молодежной политике и программам» (1998 г.), модельный закон «О молодежи и государственной моло дежной политике», принятый поста новлением Межпарламентского коми тета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан от 12 июня 2000 г. № 10 -15, предназначенный для использования в национальном законодательстве.
В перечисленных документах всем го сударствам предлагаются меры по разра ботке и осуществлению ГМП, молодежь признается одной из наиболее уязвимых в социальном отношении групп общества, содержатся призывы к реализации мер ГМП по 10 приоритетным направлениям: образование молодежи, трудоустройство, борьба с голодом и нищетой среди моло -дых людей, охрана здоровья, сохранение и улучшение состояния окружающей среды, профилактика наркомании, борьба с юно шеской преступностью, организация досуга молодежи, помощь молодым жен щинам, участие молодежи в жизни обще ства и принятии решений.
Вопросы государственной молодежной политики нашли свое отражение в феде ральных законах и подзаконных актах, ставших определяющими в области регу лирования отношений государства и молодежи. Прежде всего, можно выделить Федеральный конституционный закон № 2 - ФКЗ «О правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. (в редакции от 02.03.2007), в котором в перечне полномочий Правительства РФ в соци альной сфере (ст. 16) отмечено, что пра вительство содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодеж ной политики.
Ряд важных моментов, относящихся к проблематике ГМП, содержится в действу -ющих кодексах Российской Федерации: Гражданском (ч. 1), Семейном, Трудовом, Бюджетном, Налоговом (ч. 2). В этих документах даются понятия правоспо собности, дееспособности, эмансипации, впервые в обобщенном виде представ лены права несовершеннолетних детей в соответствии с Конвенцией ООН о пра вах ребенка, также устанавливаются осо
бенности правового регулирования труда молодых людей, не достигших 18 летнего возраста, решения вопросов улучше ния условий и охраны труда молодежи. Законодательно предусматривается осво -бождение от налогообложения выплат, производимых молодежными и детскими организациями своим членам за счет членских взносов, на покрытие расходов, связанных с проведением культурно массовых, физкультурных и спортивных мероприятий.
В становлении нормативно правовой базы ГМП важную роль играл Федераль ный закон от 28 июня 1995 г. № 98 ФЗ «О государственной поддержке молодеж ных и детских общественных объедине -ний», определивший общие принципы, содержание и меры государственной под держки молодежных и детских обществен -ных объединений. Под государственной поддержкой понимается совокупность мер, принимаемых органами государст венной власти РФ в соответствии с зако нодательством в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельно сти таких объединений, направленных на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также на охрану и защиту их прав. Данный закон дал право вое определение понятий «молодежное общественное объединение» и «детское общественное объединение», сформу лировал основные цели и задачи данных объединений и установил верхний воз раст их участников (ст. 4). Нижние воз -растные рамки членов молодежных и дет ских общественных объединений были установлены Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82 ФЗ «Об общественных объединениях». Статья 19 установила, что членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских — граждане, достигшие 8 лет.
В ряде федеральных законов, регули -рующих ГМП, затрагиваются отдельные вопросы правового положения различ -ных групп молодежи. Статья 32 (п. 2) Федерального закона от 10 июля 1992 г. № 3266 1 «Об образовании» отнесла к компетенции образовательного учреж дения координацию в нем деятельности
детских и молодежных общественных организаций (объединений), не запре -щенной законом. Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124 - ФЗ «Об основ -ных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлены основные гарантии прав и законных интересов ребенка в целях создания правовых, социально - экономических условий для их реализации. Этот закон установил цели и принципы государственной поли тики в интересах детей, разграничил ком петенцию в области защиты прав ребенка между органами государственной власти РФ и ее субъектов. В Федеральном законе от 22 августа 1996 г. № 125 - ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определены специаль-ные нормы о защите прав отдельных категорий молодежи в сфере высшего и послевузовского профессионального образования: студентов (ст. 16), слушате -лей (ст. 18), аспирантов (ст. 19). Данный закон имеет сравнительно узкую направ ленность, т.к. защищает права молодежи только в сфере образования.
Среди нормативных правовых актов го -сударственных органов РФ необходимо обратить внимание на Постановление Государственной Думы РФ от 4 июля 2001 г. № 1742 - III ГД «Об Общественной молодежной палате при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации». Данная палата создана для изучения проблем молодежи в России, своевременного реагирования на них орга -нов государственной власти, содействия деятельности Государственной Думы РФ в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи, подготовки рекомендаций по решению проблем российской молодежи.
Таким образом, в процессе становления государственной молодежной политики в первое десятилетие постсоветской России сформировался достаточно объемный мас -сив федеральных законов и подзаконных актов, касающихся молодежи и направ ленных на создание условий для реализа ции их конституционных прав и свобод. Однако многочисленная нормативно-правовая база государственной политики в отношении молодежи оказалась пред ставлена разрозненными юридическими актами, не оформленными в единое целое — федеральный закон о молодежи.