Научная статья на тему 'Проект федерального закона "о молодежи и государственной молодежной политике в российской Федерации": основные положения и наши предложения'

Проект федерального закона "о молодежи и государственной молодежной политике в российской Федерации": основные положения и наши предложения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
543
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / STATE YOUTH POLICIES / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / FEDERAL STATUTE / ЗАКОНОПРОЕКТ / BILL / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPTION / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / СИСТЕМА / SYSTEM / BODIES OF STATE POWER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Канунников К.С.

В современной России сформировалась широкая нормативная правовая база отношений в сфере государственной молодежной политики. Но самый главный элемент этой нормативной базы отсутствует, до сих пор не удалось решить вопрос о принятии базового федерального закона, устанавливающего правовые основы регулирования статуса молодежи, реализации и разработки молодежной политики. В статье раскрываются основные положения, проблемы и актуальность принятия проекта Федерального закона «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project of a federal law on the youth and state youth policy in the Russian Federation: main provisions and our offers

In modern Russia there has been developed a wide legal base of relations in the sphere of state youth policies. But the principal element of this normative base is absent. It is still not agreed upon passing the basic federal law that would set the legal framework for adjusting the status of the young, for development and implementation of the youth policies. The article covers the basic guidelines, problems and urgency of adopting the draft federal law on the youth and state youth policy in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Проект федерального закона "о молодежи и государственной молодежной политике в российской Федерации": основные положения и наши предложения»

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика

К. С. Канунников

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О МОЛОДЕЖИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ В РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ»: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И НАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

На современном этапе

формирования гражданского общества конституционно-правовые основы

российского законодательства о правах и свободах человека, в том числе молодежи1, относятся к числу глобальных и являются неотъемлемым элементом устойчивого развития государства2.

В связи с этим разработка государственной молодежной политики (ГМП) предполагает четкое правовое определение понятия «молодежь» (очерчивание соответствующих ее возрасту психологических и социальных границ). Требуется четко зафиксировать место и роль молодежи в жизни современного российского общества, одновременно обозначив ответственность, права и обязанности перед обществом,

государством, другими слоями населения3.

В условиях социальной

нестабильности, слабости институтов гражданского общества, общественных организаций, устраненности бизнеса от социальных проблем общества, остротой молодежных проблем и неразвитости социального государства, перспективой и альтернативой в решении социальных проблем молодежи могла бы стать сильная ГМП. Создание нормативно-правовой базы, законодательно закрепляющей ГМП, защитит ее от отрицательных изменений в государственном курсе, интересов отдельных личностей, определяющих и организующих реализацию молодежной политики.

1 Лебедев В.А, обеспечение единства законодательной системы российской Федерации/В.А. Лебедев - М.:Изд-во МГУ, 2005, стр.3

2Мартышин О.В., Национальная политическая и правовая культура в контексте глобализации// Государство и право-2005, №4, стр. 9-10

3Кочетков А.В., Правовые основы государственной

молодежной политики в России//Образование и общество, 2005№1, стр. 83-89

Можно согласиться с мнением проф. Ильинского И.М. о том, что «...при общей сущности типы молодежной политики просто имеют разные цели и разное содержание, которые определяются идеологией этих обществ, опрос целей, задач и содержания молодежной политики - это вопрос сугубо идеологический. Исходя из идеологии, которая доминирует в обществе, можно определить тип молодежной политики, либо это либеральная идеология, отвергающая саму заботу государства о молодежи или социальной (социал-демократической

идеологии), признающей государственную ответственность за молодое поколение»4. Идеология молодежной политики определяет выбор средств и методов, а также правовых инструментов ее осуществления, что актуализирует проблему разработки и принятия закона о ГМП.

На сегодняшний день можно отметить, что изучение конституционно-правовых основ государственной молодежной политики и состояния соответствующего законодательства РФ в данной сфере является редким направлением правовых исследований в России. Юридические исследования в этой области практически не проводились, только в начале XXI века возник вопрос об их необходимости. Сегодня ощущается явный недостаток конституционно правовых исследований в области государственной молодежной политики, что не способствует законодательства о ней и его систематизации.

Нынешняя ситуация

характеризуется тем, что вопросы государственной молодежной политики недостаточно изучаются в юридических

4Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. - М.: Голос, 2001. - С. 579.

в конституционном праве отсутствует целостная теория отношений в данной сфере. Безусловно, это мешает исследованиям законодательных проблем в области работы с молодежью, которые существуют в российском обществе и требуют оптимального решения. Государственная молодежная политика на сегодняшний день изучена односторонне, без глубокого и полного рассмотрения правовых механизмов и инструментов правоприменительной деятельности1.

Несмотря на наличие

значительного опыта изучения вопросов правового поведения и правовой культуры молодежи, ювенальной юстиции и большого количества работ, касающихся сущности и отдельных направлений ГМП, попыток системного подхода к исследованию проблемы формирования и развития ее конституционно-правовых основ фактически не предпринималось. Таким образом, отсутствует целостное представление о государственной молодежной политике, как объекте конституционно-правового регулирования, и, как следствие, не выработана четкая концепция формирования законодательства о ней.

Сегодня возникает необходимость систематизирования знаний о

государственной молодежной политике и выработке новых подходов к ее разработке и реализации, формированию

конституционно-правовых основ ее регулирования.

Необходимость принятия

предлагаемого федерального закона обусловлена прежде всего тем, что на современном этапе в России отсутствует действенная система законодательства о государственной молодежной политике, призванная обеспечить единство законов и подзаконных актов, содержащих правовые нормы в области ее разработки и реализации. Создание такой системы без наличия базового федерального закона в данной сфере невозможно. Сегодня из-за его отсутствия в законодательстве по

'Кочетков А.В., Конституционализация государственной молодежной политики в России// Закон и право-2009, №9, стр. 10-13

вопросам ГМП наблюдаются

многочисленные противоречия, в том числе принципиального характера, есть серьезные проблемы для реализации норм действующих законодательств субъектов РФ о государственной молодежной политике и развития системы муниципальных правовых актов в области работы с молодежью2.

Попытки принятия законопроекта «О государственной молодежной политике» уже имели место, но не увенчались успехом. В 1998г. был внесен проект Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации», он был принят Государственной Думы ФС РФ от 27 октября 1999 года и одобрен Советом Федерации ФС РФ 11 ноября 2009г., но был отклонён Президентом РФ Б.Н. Ельциным 25 ноября 1999 года.

5 июля 2000 года рассматриваемый закон был вновь вынесен на обсуждение по предложению Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, но не набрал необходимого числа голосов3.

На сегодняшний день хотелось бы обозначить новое наименование проекта федерального закона - «О молодежи и государственной молодежной политике в РФ», данное наименование закона, повысит авторитет органов государственной власти среди молодежи, оно выглядит более логичным и наиболее перспективным в современных условиях. Тем более, что в России нет сегодня доктринального документа о молодежи и молодежной политике.

Концепция предлагаемого федерального

закона,

должна

следующих положениях .

основываться

4

на

2Кочетков А.В., Актуальность базового федерального закона о молодежи и молодежной политике// Закон и право, 2009, №8, стр.8-11

3За принятие Федерального Закона «Об основах государственной молодежной политики в РФ», в ранее принятой, но отклоненной Президентом РФ, редакции проголосовало 257 из 343 чел., (57,1 % от общего числа депутатов); против - 84 чел. (18,7%); воздержалось - 2 чел. (0,4 %); не голосовало - 107 чел. (23,8%)

4Кочетков А.В., Актуальность базового федерального закона о молодежи и молодежной политике// Закон и право, 2009, №8, стр.8-11

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика

1. Закон должен отвечать современным потребностям и законным интересам молодых граждан и объединений. Очевидно, что в центре закона должен находиться сам молодой человек, особенности реализации его конституционных прав и свобод. Это требует того, чтобы в законе просматривалась специфика реализации политических, социально-экономических и культурных прав и свобод молодых граждан, были заложены основы обеспечения их соблюдения и осуществления в РФ.

2. Закон должен повысить эффективность действия уже существующих юридических норм, касающихся молодых граждан и системы работы с ними, обеспечить их приведение в соответствие с новым уровнем развития российского общества. При этом прежде всего он обязан учесть состояние законодательств субъектов РФ о ГМП и практику их использования, обеспечить выполнение действующих в российских регионах законов и иных нормативных правовых актов. При его подготовке важно учесть и оценить не только обширный опыт применения законов и подзаконных актов субъектов РФ о ГМП, но и муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы работы с молодежью. Последнее особенно важно, так как органы местного самоуправления чаще всех соприкасаются с реальными проблемами молодых граждан.

3. Закон призван установить четкий статус государственной молодежной политики, ее место в общей политике государства и соотношение с общественной молодежной политикой и муниципальной молодежной политикой. В законе необходимо предусмотреть существование в стране единой молодежной политики, предполагающей совместные действия органов власти всех уровней и структур гражданского общества по созданию условий для социализации и воспитания молодого поколения. Речь фактически идет о создании эффективной общественно-государственной системы работы с молодежью в России, основанной на

партнерстве органов власти, бизнес-сообществ, религиозных организаций, молодежных, детских и иных общественных объединений и др. В законе должны быть нормы, позволяющие выработать общий подход к осуществлению и правовому

регулированию работы с молодежью на всех уровнях: федеральном, региональном, местном.

4. В законе требуется закрепить понятие «молодежь» и другие ключевые категории молодежной политики. К ним следует отнести такие категории, как: молодежь (молодые граждане); молодежное общественное объединение; молодая семья; молодежная политика; государственная молодежная политика, муниципальная молодежная политика; общественная молодежная политика; работа с молодежью; орган по делам молодежи (уполномоченный орган по делам с молодежью); молодежный парламентаризм; молодежная программа; молодежный проект; инфраструктура для молодежи; социальная служба для молодежи; молодежный центр.

5. Закон призван сделать механизм разработки и реализации государственной молодежной политики в нашей стране более четким и технологичным во всех отношениях, чем в ныне существующих. Его нормы должны быть направлены на совершенствование управления в сфере ГМП, нормализацию процедурных моментов в работе с молодежью и обеспечение эффективного контроля за реальными процессами, происходящими в молодежной среде. В законе требуется разграничить сферу компетенций и ответственности за решение молодежных проблем. В нем детально надо прописать взаимоотношения между всеми субъектами ГМП, прежде всего федеральными органами государственной власти субъектов РФ.

6. Закон должен определить механизм гарантий участия молодежи и ее объединений в осуществлении государственной молодежной политики. При этом необходимо предусмотреть

ые формы участия молодежи в ее разработке и реализации. Особое внимание следует уделить развитию молодежного парламентаризма, добровольчества и социального служения молодежи, взаимодействию государственных и муниципальных органов с молодежными и детскими общественными объединениями, установлению гарантий их деятельности и участия в осуществлении ГМП. 7. Закон должен предусматривать соответствующие гарантии его

осуществления, формы ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц за его исполнение, порядок вступления в силу и приведение нормативных правовых актов в соответствие с ним. При этом он призван инициировать соответствующие изменения и дополнения в действующие законы и подзаконные акты, касающиеся молодежи и ГМП.

В новом Федеральном законе «О молодежи и государственной молодежной политике»хотелось бы увидеть:

• Самостоятельную концепцию публичной молодежной политики;

• Четкое определение молодежи, как социальной группы;

• Цели, приоритетные задачи и направления государственной молодежной политики;

• Гарантии и возможность субъектов РФ решать проблемы молодежи самостоятельно, с учетом региональной специфики;

• Разделение предметов ведения РФ и ее субъектов в отношении молодежной политики;

• Источники и объемы финансирования в процессе реализации государственной молодежной политики;

• Шкалу критериев оценки эффективности молодежной политики.

Еще в 2009 году в Год молодежи у многих были надежды на принятие Федерального закона «О государственной молодежной политике», к сожалению, эти надежды не оправдались. Его непринятие вызывает определенное беспокойство, нет гарантий, что его могут принять в ближайшее время, для этого нужна большая инициатива не только со стороны молодежных общественных организаций, но и политических партий, ведь принятие этого закона и в их интересах в том числе, учитывая приближающиеся выборы в Государственную Думу СФ РФ.

Необходимо понимать, что принятие данного закона создаст необходимую единую нормативно-правовую базу для реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Пристатейно библиографический список:

1) Лебедев В.А. Обеспечение единства законодательной системы российской Федерации/В.А. Лебедев - М.:Изд-во МГУ, 2005, стр.3

2) Мартышин О.В., Национальная политическая и правовая культура в контексте глобализации// Государство и право- 2005, №4, стр. 9-10

3) Кочетков А.В. Правовые основы государственной молодежной политики в России//Образование и общество, 2005.№1, стр. 83-89

4) Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. - М.: Голос, 2001. - С. 579.

5) Кочетков А.В. Конституционализация государственной молодежной политики в России// Закон и право-2009, №9, стр. 10-13

6) Кочетков А.В., Актуальность базового федерального закона о молодежи и молодежной политике// Закон и право, 2009, №8, стр.8-11

7) Кочетков А.В. Актуальность базового федерального закона о молодежи и молодежной политике// Закон и право, 2009, №8, стр.8-11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.