Научная статья на тему 'Проект федерального закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации"'

Проект федерального закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
523
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH POLICY / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / FEDERAL LAW / ЗАКОНОПРОЕКТ / DRAFT LAW / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPTION / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / СИСТЕМА / BODIES OF STATE POWER SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Канунников К.С.

В современной России сформировалась широкая нормативная правовая база отношений в сфере государственной молодежной политики. Но самый главный элемент этой нормативной базы отсутствует, до сих пор не удалось решить вопрос о принятии базового федерального закона, устанавливающего правовые основы регулирования статуса молодежи, реализации и разработки молодежной политики. В данной статье рассмотрены основные моменты по развитию законодательства в области государственной молодежной политики, в том числе попытки принять данный основной закон. Одним из последних стал законопроект об основах государственной молодежной политики, предложенный Орловским областным Советом народных депутатов и был назван «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации». В законопроекте предложены как основные термины и направления по государственной молодежной политике, так и совсем новые, такие как создание в системе органов государственной власти в сфере молодежной политики Уполномоченного по правам молодежи при Президенте РФ, а также Уполномоченного по правам молодежи в субъектах РФ, образуемые в соответствии с Указом Президента РФ и законодательством субъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DRAFT FEDERAL LAW "ON THE PRINCIPLES OF THE STATE YOUTH POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION"

Sting the status of the youth, for development and implementation of the youth policies is still not agreed upon. The article covers the basic normative legal acts regulating the state youth policies including attempts to adopt the discussed law. One of the latest draft laws was the one proposed by Orel Oblast Soviet of people's deputies which was called "On the principles of the state youth policy in the Russian Federation". The draft law proposes main terminology and directions for state youth policy including innovations such as creating new bodies in the state power system including President's of the Russian Federation Youth Ombudsman, which are to be organised according to the Decree of the President of the Russian Federation and constituent entities' legislation.

Текст научной работы на тему «Проект федерального закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации"»

разование вошло в состав государства, либо было образовано уже в рамках существовавшей федерации. Наделение того или иного государственного образования определенными политическими полномочиями в рамках объединенного государства влечет, как правило, и неодинаковые экономические возможности для жителей этого образования.Признание за государственным образованием особого, по сравнению с другими, правового статуса, является существенной преференцией для властной элиты данного образования, позволяет апеллировать к руководству с более выгодных позиций. По мнению некоторых исследователей, в Российской Федерации все субъекты имеют конституционный статус государственных образований, о чем свидетельствует наличие у них элементов государственной власти, собственного законодательства, своеобразного проявления принципа территориального верховенства [13, с. 5].

Статусы государственного образования и субъекта федерации не всегда тождественны. Статус гос-

ударственного образования - это система, комплекс его прав и обязанностей, закрепленный нормами права. Это правовые нормы, установленные государствами, хотя во многих случаях необходимыми правотворческими полномочиями обладают и сами территориальные образования.

Важным для теории государства является также внутреннее устройство государственного образования, система его органов власти, природа нормативных актов, составляющих его правовую систему, степень участия в международных отношениях. Все это составляет основу правового статуса государственного образования.

Таким образом, государственное образование можно определить как исторически сложившуюся законодательно закрепленную форму политико-территориальной организации населения и обладающую соответствующими полномочиями.

Пристатейный библиографический список

1. Комаров С.А. Общая теория государства и права: учебник. СПб., 2004.

2. Мамонов В.В. Государственный суверенитет и территориальная целостность - главные принципы современной российской государственности // Государство и право. 2004. № 4.

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. М., 2000.

4. Кожевников С.Н. Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 3. В 3 томах. Том № 1. М., 2003.

5. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М., 1997.

6. Общая теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 1. - М., 1998.

7. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник. М., 2001. С. 86.

8. Марченко М.Н. Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 3. В 3 томах. Том 1. М., 2003.

9. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. М., 2000.

10. Иванов В.В. Вопросы теории государственного устройства // Журнал российского права. 2002. № 1.

11. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник. М., 2001.

12. Комаров С.А. Общая теория государства и права: учебник. СПб., 2004.

13. Матвиенко А.И. Конституционно-правовые основы статуса национально-территориальных субъектов Российской Федерации: Автореф. дисс. к.ю.н. - Ростов-на-Дону, 2001.

УДК 342.4

К.С. Канунников

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

В современной России сформировалась широкая нормативная правовая база отношений в сфере государственной молодежной политики. Но самый главный элемент этой нормативной базы отсутствует, до сих пор не удалось решить вопрос о принятии базового федерального закона, устанавливающего правовые основы регулирования статуса молодежи, реализации и разработки молодежной политики. В данной статье рассмотрены основные моменты по развитию законодательства в области государственной молодежной политики, в том числе попытки принять данный основной закон. Одним из последних стал законопроект об основах государственной молодежной политики, предложенный Орловским областным Советом народных депутатов и был назван «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации». В законопроекте предложены как основные термины и направления по государственной молодежной политике, так и совсем новые, такие как создание в системе органов государственной власти в сфере молодежной политики Уполномоченного по правам молодежи при Президенте РФ, а также Уполномоченного по правам молодежи в субъектах РФ, образуемые в соответствии с Указом Президента РФ и законодательством субъектов РФ.

Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, законодательство, федеральный закон, законопроект, концепция, органы государственной власти, система.

K.S. Kanunnikov

THE DRAFT LAW "ON LEGAL FOUNDATIONS OF THE STATE YOUTH POLICY

IN THE RUSSIAN FEDERATION"

THE DRAFT FEDERAL LAW "ON THE PRINCIPLES OF THE STATE YOUTH POLICY

IN THE RUSSIAN FEDERATION"

In modern Russia a wide legal base of regulatory relations in the sphere of state youth policy has been developed. But the principal item of this normative base is absent. The adoption of the basic federal law that would set the legal framework for adjusting the status of the youth, for development and implementation of the youth policies is still not agreed upon. The article covers the basic normative legal acts regulating the state youth policies including attempts to adopt the discussed law. One of the latest draft laws was the one proposed by Orel Oblast Soviet of people's deputies which was called "On the principles of the state youth policy in the Russian Federation". The draft law proposes main terminology and directions for state youth policy including innovations such as creating new bodies in the state power system including President's of the Russian Federation Youth Ombudsman, which are to be organised according to the Decree of the President of the Russian Federation and constituent entities' legislation.

Key words: youth, youth policy, legislation, federal law, draft law, conception, bodies of state power system.

На сегодняшний момент в современной России имеется широкий массив нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственной молодежной политики. Среди них есть международные документы, федеральные и региональные законы, постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, подзаконные акты Президента РФ и Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств РФ, нормативно-правовые акты законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, муниципальные правовые акты. Совокупность всех этих нормативно-правовых актов и составляет законодательство РФ в сфере государственной молодежной политики. Но основной закон, регулирующий молодежную политику на федеральном уровне до сих пор отсутствует, из-за его отсутствия в законодательстве по вопросам государственной молодежной политики (далее по тексту - ГМП) наблюдаются многочисленные противоречия, в том числе принципиального характера, есть серьезные проблемы для реализации норм действующих законодательств субъектов РФ о государственной молодежной политике и развития системы муниципальных правовых актов в области работы с молодежью [с. 8-11].

Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц. Она нуждается в конституционно-правовых гарантиях. Формирование и развитие отечественного законодательства о ГМП - один из вопросов, который требует особого внимания со стороны как федеральных, так и региональных органов государственной власти. При отсутствии базового «молодежного» закона не приходится говорить о полном конституционно-правовом признании ГМП в России.

В настоящий момент в России до сих пор нет единого подхода к формированию системы законов, в которых находили бы отражение вопросы ГМП. Это не позволяет говорить о системном отражении вопросов, касающихся молодежи и осуществления ГМП в федеральном законодательстве. Отсутствует единый понятийный аппарат, связанный с реализацией ГМП. Так, например, на федеральном уровне не существует таких понятий, как «государственная молодежная политика», «молодежный совещательный орган», нет единого понятия «молодая семья», нет четкого разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ по вопросам, касающимся сферы ГМП.

Субъекты РФ имеют собственное законодательство о ГМП и систему органов по делам молодежи, где введены различные понятия. Их введение обусловлено отсутствием или неоднозначностью трактовок соответствующих понятий в федеральных законах и иных нормативных правовых актов.

Впервые понятие государственная молодежная политика прозвучало в «Основных направлениях государственной молодежной политики Российской Федерации», одобренной Верховным Советов РФ в июне 1993 г. [2] и рассматривалось как деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежной объединений, движений и инициатив. Аналогичное определение было дано и Правительством РФ в 2006 г. в Стратегии государственной молодежной политики в РФ и трактуется как система формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обес-

печение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности [3].

Попытки принятия законопроекта «О государственной молодежной политике» уже имели место, но не увенчались успехом. В 1998 г. был внесен проект Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации», он был принят Государственной Думы ФС РФ от 27 октября 1999 года и одобрен Советом Федерации ФС РФ 11 ноября 2009 г., но был отклонён Президентом РФ Б.Н. Ельциным 25 ноября 1999 г.

5 июля 2000 г. рассматриваемый закон был вновь вынесен на обсуждение по предложению Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, но не набрал необходимого числа голосов [см.: прим. 1]. Следующий законопроект был предложен Госдуме в мае 2007 г., результатом которого стало передача данного законопроекта в комитет Государственной думы по физической культуре, спорту и молодежи, где сейчас и находится, и все про него уже и забыли.

Одним из последних законопроектов о государственной молодежной политике был предложен на рассмотрение Госдуме РФ в апреле 2013 г., внесен в порядке законодательной инициативы Орловским областным Советом народных депутатов и был назван «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации». Данный проект Федерального закона определяет государственную молодежную политику как важный элемент государственной политики в области социального, экономического, культурного и национального развития РФ, направленный на реализацию прав и свобод молодежи, ее социализацию и самореализацию, государственную поддержку молодежных общественных объединений.

Государственная молодежная политика в РФ определена как деятельность государства, направленная на создание правовых, социально-экономических условий и гарантий для социального становления, развития и самореализации молодежи в общественной жизни, для защиты ее прав и законных интересов.

Реализация государственной молодежной политики осуществляется в следующих направлениях:

1) обеспечение соблюдения прав и законных интересов молодежи;

2) развитие молодежного парламентаризма;

3) создание системы патриотического, нравственного и духовного воспитания молодежи;

4) создание условий для самоопределения молодежи в жизненно важных вопросах деятельности и образа жизни;

5) государственная поддержка молодой семьи;

6) вовлечение молодежи в социальную практику;

7) развитие созидательной активности молодежи;

8) создание условий для принятия молодежью гражданской и исторической ответственности за будущее

страны, включение молодых людей в решение проблем развития общества и государства и другие немаловажные направления.

Одной из особенностью данного законопроекта является создание в системе органов государственной власти в сфере молодежной политики Уполномоченного по правам молодежи при Президенте РФ, а также Уполномоченного по правам молодежи в субъектах РФ, образуемые в соответствии с Указом Президента РФ и законодательством субъектов РФ.

Уполномоченный по правам молодежи при Президенте РФ совместно с Научно-исследовательским центром проблем молодежи ежегодно готовит доклад о положении молодежи в РФ и в первом квартале соответствующего года направляет его для рассмотрения Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ.

В нашей стране на протяжении последних пяти лет активно развивается молодежный парламентаризм и на сегодняшний день практически в каждом субъекте РФ создан свой молодежный парламент, поэтому в законе, безусловно, должна быть отражена особая роль молодежного парламента в развитии государственной молодежной политики. Молодежный парламентаризм в РФ является системой представительства молодежи как особой социальной группы, основанной на создании и функционировании при законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления координационных и совещательных структур молодежи.

В законопроекте отдельно выделены меры в области охраны здоровья молодежи и содействие ее здоровому образу жизни; содействие реализации права молодежи на труд; государственная поддержка молодежи в получении образования; государственная поддержка талантливой и одаренной молодежи; государственная поддержка молодой семьи; оказание социальных услуг молодежи; патриотическое, нравственное и духовное воспитание молодежи; содействие реализации права молодежи на объединение; государственная поддержка молодежных общественных объединений; содействие развитию и реализации молодежных общественно значимых инициатив, а также государственная поддержка молодежного предпринимательства. Причем предпринимательскую деятельность молодежи обязуются поддерживать на всех уровнях государственной власти. Такая поддержка оказывается путем формирования и реализации соответствующих программ, как правило, на конкурсной основе.

Приоритетную поддержку получает молодежное предприятие, соответствующее следующим условиям:

1) среди его штатных работников более чем 75% составляют молодые граждане;

2) предусматриваемые его уставом основные виды деятельности, соответствующие целям социально-экономической политики.

Перечень видов деятельности, дающих основание для отнесения молодежных предприятий к числу пользующихся приоритетной поддержкой, предлагается утверждать ежегодно федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти субъекта РФ.

В целях реализации инновационного потенциала молодежи, облегчение стартовых условий вхождения молодых граждан в рыночные отношения предлагается предоставлять индивидуальным, семейным и коллективным предприятиям молодых граждан льготы по кредитованию, обеспечению средствами производства, помещениями, страхованию их коммерческого риска и налогообложению в порядке действующего законодательства; выдачи поручительств и гарантий; финансирования обучения основам предпринимательской деятельности и содействия в разработке учредительных документов; представление одноразовых субсидий для поддержки разработанных в интересах молодежи проектов и предложений, носящих новаторский характер, а также направленных на расширение возможностей самообеспечения молодежи.

Молодежные предприятия вправе будут обращаться в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления за финансовой поддержкой на покрытие части расходов по организации производственной деятельности предприятия.

В законопроекте предлагаются механизмы реализации государственной молодежной политики:

1. Разработка и реализация федеральных и целевых программ, региональных целевых программ и муниципальных программ в области государственной молодежной политики.

2. Создание Фонда поддержки государственной молодежной политики.

3. Создание системы молодежных проектов, соответствующих приоритетным направлениям государственной молодежной политики, предоставляющих возможности для равного участия в них всех молодых граждан.

4. Привлечение внебюджетных средств и других материальных ресурсов для реализации государственной молодежной политики.

5. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, осуществляющих реализацию государственной молодежной политики в РФ.

6. Разработка системы льгот и компенсаций для молодых семей и молодых специалистов.

7. Координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленной на реализацию государственной молодежной политики.

Несмотря на полноценный проект федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в РФ», внесенный Орловским областным Советом народных депутатов, Правительство РФ не поддержало представленный законопроект по ряду причин, одним из которых реализация законопроекта потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета. Но тогда стоит отметить, что любой принимаемый законопроект влечет за собой выделение средств из федерального бюджета.

В сентябре 2013 г. с исправлениями и дополнениями законопроект вновь поступил в Госдуму РФ и был рассмотрен в первом чтении, результатом которого стало назначение ответственным за законопроект Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи. И на данный момент законопроект находится в Комитете на стадии подготовки и обсуждения. Хотелось бы верить, что этот проект Федерального закона о государственной молодежной политике будет принят до конца 2014 г. Необходимо понимать, что скорейшее принятие закона о государственной молодежной политики создаст необходимую единую нормативно-правовую базу для реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Пристатейный библиографический список

1. Кочетков А.В. Актуальность базового федерального закона о молодежи и молодежной политике // Закон и право. 2009. № 8.

2. Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ: Постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 25. Ст. 903.

3. Стратегия государственной молодежной политики в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006. № 1760-р // Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (часть III). Ст. 5622.

Примечание

За принятие Федерального Закона «Об основах государственной молодежной политики в РФ» в ранее принятой, но отклоненной Президентом РФ, редакции проголосовало 257 из 343 чел., (57,1% от общего числа депутатов); против - 84 чел. (18,7%); воздержалось - 2 чел. (0,4%); не голосовало - 107 чел. (23,8%).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.