Научная статья на тему 'Основные проблемы развития сферы государственной молодежной политики'

Основные проблемы развития сферы государственной молодежной политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5155
580
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОЛОДЕЖЬ / STATE YOUTH POLICY / LEGAL REGULATION / STATE PROGRAMS / HUMAN RESOURCES / YOUTH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чуев Сергей Владимирович, Поляков Михаил Борисович

В статье рассматриваются проблемы нормативно-правового, финансового и кадрового обеспечения государственной молодежной политики. Кроме того, был проанализирован опыт работы сферы ГМП согласно статистической и официальной информации. Авторами представлены рекомендации по принятию нормативно-правовых актов на федеральном уровне для регулирования отношений в сфере государственной молодежной политики. В статье проведен анализ финансовых и кадровых показателей сферы государственной молодежной политики. Отдельно рассматриваются данные государственной статистики по таким вопросам, как: объемы финансирования ГМП в целом и отдельных структур по работе с молодежью в частности (в т.ч. средний объем финансирования); грантовой поддержки молодежных проектов и инициатив; количество сотрудников региональных и муниципальных структур, отвечающих за работу с молодежью, а также численность молодежи, задействованной в программных мероприятиях по направлениям ГМП. Авторами статьи рассмотрена актуальность принятия федерального закона о государственной молодежной политике и государственной целевой программы «Молодежь России», которая может стать мерой, позволяющей осуществить политический и содержательный прорыв в сфере государственной молодежной политики. Рассматривается возможность расширения спектра возможных работ по взаимодействию с молодежью, усилению воспитательной деятельности, насыщению данной практики необходимыми деньгами, кадрами и соответствующим нормативным сопровождением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF STATE YOUTH POLICY

In the article are considered problems of normative-legal, financial and personnel support of the state youth policy (SYM). In addition, the experience of the SYM sphere was analyzed according to statistical and official information. The authors presented recommendations on the adoption of normative legal acts at the federal level to regulate relations in the sphere of state youth policy. The article analyzes financial and personnel indicators of the sphere of state youth policy. Separately, the state statistics on issues such as: the amount of financing for the GMP in general and for individual structures for working with young people in particular (including the average amount of funding); grant support for youth projects and initiatives; the number of employees of regional and municipal structures responsible for working with youth, as well as the number of young people involved in program activities in the SYM directions. The authors of the article considered the relevance of the adoption of the federal law on state youth policy and the state target program "Youth of Russia", which can become a measure that allows for a political and meaningful breakthrough in the sphere of state youth policy. The possibility of expanding the range of possible works on interaction with youth, strengthening of educational activity, saturation of this practice with the necessary money, personnel and appropriate regulatory support is considered.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы развития сферы государственной молодежной политики»

С.В. Чуев, М.Б. Поляков

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

S. Chuev, M. Polyakov

MAIN PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF STATE YOUTH POLICY

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы нормативно-правового, финансового и кадрового обеспечения государственной молодежной политики. Кроме того, был проанализирован опыт работы сферы ГМП согласно статистической и официальной информации. Авторами представлены рекомендации по принятию нормативно-правовых актов на федеральном уровне для регулирования отношений в сфере государственной молодежной политики. В статье проведен анализ финансовых и кадровых показателей сферы государственной молодежной политики. Отдельно рассматриваются данные государственной статистики по таким вопросам, как: объемы финансирования ГМП в целом и отдельных структур по работе с молодежью в частности (в т.ч. средний объем финансирования); грантовой поддержки молодежных проектов и инициатив; количество сотрудников региональных и муниципальных структур, отвечающих за работу с молодежью, а также численность молодежи, задействованной в программных мероприятиях по направлениям ГМП. Авторами статьи рассмотрена актуальность принятия федерального закона о государственной молодежной политике и государственной целевой программы «Молодежь России», которая может стать мерой, позволяющей осуществить политический и содержательный прорыв в сфере государственной молодежной политики. Рассматривается возможность расширения спектра возможных работ по взаимодействию с молодежью, усилению воспитательной деятельности, насыщению данной практики необходимыми деньгами, кадрами и соответствую-

Abstract

In the article are considered problems of normative-legal, financial and personnel support of the state youth policy (SYM). In addition, the experience of the SYM sphere was analyzed according to statistical and official information. The authors presented recommendations on the adoption of normative legal acts at the federal level to regulate relations in the sphere of state youth policy. The article analyzes financial and personnel indicators of the sphere of state youth policy. Separately, the state statistics on issues such as: the amount of financing for the GMP in general and for individual structures for working with young people in particular (including the average amount of funding); grant support for youth projects and initiatives; the number of employees of regional and municipal structures responsible for working with youth, as well as the number of young people involved in program activities in the SYM directions. The authors of the article considered the relevance of the adoption of the federal law on state youth policy and the state target program "Youth of Russia", which can become a measure that allows for a political and meaningful breakthrough in the sphere of state youth policy. The possibility of expanding the range of possible works on interaction with youth, strengthening of educational activity, saturation of this practice with the necessary money, personnel and appropriate regulatory support is considered.

щим нормативным сопровождением. Ключевые слова:

государственная молодежная политика, правовое регулирование, государственные программы, кадровый потенциал, молодежь.

Key words:

state youth policy, legal regulation, state programs, human resources, youth.

Государственная молодежная политика (далее - ГМП) затрагивает интересы всех молодых граждан России. Несмотря на общую тенденцию последних лет, связанную с выправлением демографической ситуации в России и увеличением численности населения с 143,7 млн. чел. в 2013 году до 146,8 млн. чел. в 2016 году [5], общая численность молодежи в возрасте от 14 до 30 лет за аналогичный период сократилась на 8,2% (с 34,2 млн. чел. в 2013 году до 31,4 млн. чел. в 2016 году). Однако учитывая тенденции роста рождаемости в Российской Федерации и увеличение общей численности граждан в возрасте от 0 до 14 лет (с 22,8 млн. чел. до 25,5 млн. чел.) в период 2017-2022 гг. можно прогнозировать позитивную динамику роста численности молодежного контингента.

Актуальность исследования молодежной сферы подтверждается многими факторами. Во-первых, в любые исторические периоды молодежь выступает в качестве движущей силы развития общества в целом, то же самое мы можем сказать и о современной молодежи. Во-вторых, в современном российском обществе происходит процесс поляризации среди молодежи, что требует более глубокого изучения позиции молодых людей, в частности, изучения ценностей молодежи, мотивов, которые лежат в основе их поведенческой активности. В-третьих, молодежи присуща динамичность с точки зрения подверженности влиянию политических и экономических факторов [17, с. 351-353].

Государственная молодежная политика как отдельная отрасль управления должна опираться на актуальные данные, свидетельствующие о настроениях и ориентациях молодежной среды. Изучение ценностных устремлений молодых людей позволяют выстроить востребованную и современную систему мер государственного реагирования на те или иные запросы поколения. В этой связи системные исследования вышеуказанного блока вопроса являются способом изучения динамично меняющейся обстановки в молодежном сообществе с целью выработки мер гибкого реагирования на меняющуюся конъюнктуру.

Изучению данных вопросов была посвящена аналитическая работа, проведенная авторами данной статьи в составе коллектива исследователей Государственного университета управления в 2017 году. Исследование содержит актуальные показатели ценностных ориентиров молодежи в свете активизации интереса к молодежной повестке после мартовских и июньских событий 2017 года, а также парламентских слушаний «О молодежной политике в Российской Федерации», состоявшихся 22.05.2017 в Государственной Думе Федерального Собрания Российский Федерации [8]. Кроме того, был проанализирован опыт работы сферы ГМП согласно статистической и официальной информации.

Очевидно, что для совершенствования работы в сфере молодежной политики следует обратить внимание на нормативно-правовое, инфраструктурное и финансовое обеспечение. Сегодня мы можем констатировать факт становления государственной молодежной политики как отдельной сферы. Но на пути обособления в самостоятельный институт у ГМП существует ряд барьеров, которые препятствуют активному развитию данного направления. Авторами данной статьи рассмотрены три основных вопроса государственной молодежной политики: нормативно-правовое, финансовое и кадровое обеспечение.

Одной из существенных проблем для государственной молодежной политики является нормативно-правовое регулирование сферы.

Прекращение существования профильной программы по работе с молодежью в 2006 году (федеральная целевая программа «Молодежь России») - один из самых болезненных вопросов сферы государственной молодежной политики за последние 12 лет. В настоящее время мероприятия по работе с молодежью зафиксированы в разных нормативных документах, среди которых ключевое место занимает Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 гг., а также ряд других ведомственных актов. Однако на сегодняшний день отсутствует единая межведомственная система целей, задач и показателей эффективности в вопросах работы с молодым поколением. Принятие новой государственной программы «Молодежь России» может стать мерой, которая позволит осуществить политический и содержательный прорыв в сфере государственной молодежной политики. Ее принятие может стать главным двигателем изменения работы сферы ГМП в сторону усиления системности и результативности, а также обеспечит: решение основных нормативных про-

блем развития сферы; на качественно ином уровне межведомственное взаимодействие, которое в настоящий период демонстрирует критически низкий уровень эффективности; определение основного набора направлений и ключевых мероприятий молодёжной политики, которые будут иметь охват на всех уровнях реализации (муниципальный, региональный, федеральный), а также показатели эффективности работы во всех сферах государственной политики; оснащение федеральных органов, реализующих молодёжную политику, необходимыми аргументами во взаимодействии с регионами и на уровне межведомственного взаимодействия, позволяющими добиваться нужного результата; исключение дублирования проводимых мероприятий.

При разработке новой целевой программы можно учесть опыт создания государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», которая стала инструментом межведомственной интеграции мероприятий и проектов разной направленности, что позволило создать общую идеологическую базу работы в сфере патриотической работы, а также обозначить основные подходы к работе.

В 2006 году распоряжением Правительства была утверждена Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, основным инструментом реализации которой должна была стать новая программа «Молодежь России», однако, после отказа в ее принятии, ключевые направления работы, определенные в Стратегии, оказались продекларированными, но не достигнутыми. В 2014 году был принят новый документ, отменивший вышеуказанную Стратегию, - распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года №2403-р «Об утверждении Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Однако, нормативный статус Основ, а также имеющаяся законодательная база молодежной политики не позволяет говорить о том, что правовая база сферы в достаточной степени обеспечивает полноценность и системность работы в отрасли.

Несмотря на достаточно большое количество нормативно-правовых актов, в настоящее время в законодательстве Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики урегулирована лишь часть отношений. ГМП остается той отраслью, которая регулируется преимущественно законодательством субъектов Российской Федерации. Так на

01.01.2017 в 79 регионах были приняты базовые нормативно-правовые акты, определяющие рамки работы сферы ГМП, в то время как на федеральном уровне вся сфера государственной молодёжной политики регулируется в основном двумя федеральными законами: №98-ФЗ от 28.06.1995 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и №120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Отсутствие в настоящий момент на федеральном уровне базового закона приводит к определенным системным недостаткам работы ГМП. В России не создано единое правовое пространство сферы молодёжной политики, а также наблюдается недостаток унификации работы органов исполнительной власти в этой области, а темпы развития регионального законодательства в области молодёжной политики опережают развитие нормативно-правовой базы на федеральном уровне, что на практике приводит к разнонаправленным действиям ответственных органов власти. Сама сфера молодёжной политики не имеет четкого определения, её значимость недооценивается, вследствие чего молодёжная политика и ответственные за нее структуры в первую очередь подвержены сокращению финансирования и штата. Помимо этого, фактически отсутствуют законодательное закрепление прав, обязанностей и полномочий органов управления по реализации молодежной политики и чёткое распределение ответственности и полномочий между федеральными, региональными и муниципальными уровнями органов власти по работе с молодёжью, более того, нет юридически зафиксированной профессиональной терминологии в сфере молодёжной политики. Такое положение дел нередко приводит к коллизиям и противоречиям во время взаимодействия профильных органов власти и общественных организаций.

Таким образом, отсутствие соответствующего законодательного обеспечения - очевидно болезненный вопрос. В этой связи, разработка, обсуждение и принятие федерального закона о государственной молодежной политике представляются важнейшим шагом в процессе развития отрасли. Принятие указанного закона позволит: обозначить четкие контуры сферы молодежной политики и придать правовые основания для деятельности Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по делам молодёжи, заинтересованных ведомств и всей сети региональных и муниципальных органов по работе с молодёжью; создать

и укрепить единое правовое пространство сферы молодёжной политики во всей стране; четко распределить ответственность между федеральными, региональными и муниципальными органами власти в сфере молодежной политики; зафиксировать полномочия органов по работе с молодёжью; закрепить профессиональную терминологию сферы молодёжной политики.

Нормативно-правовое и программное обеспечение сферы, несмотря на видимую положительную динамику, в настоящий момент не имеет комплексного решения. Принятие федерального закона и государственной программы позволит придать отрасли четкие контуры работы, определить приоритеты и обозначить целевые перспективы роста.

Второй, немаловажной проблемой государственной молодежной политики является отсутствие единой системы органов исполнительной власти, курирующей сферу ГМП. Государственная молодежная политика сегодня носит межведомственный характер. Полномочия в сфере ГМП на федеральном уровне отнесены к ряду федеральных органов исполнительной власти. Однако основной объем полномочий в области реализации ГМП находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по делам молодежи и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализующих государственную молодежную политику.

Состав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализующих государственную молодежную политику, весьма неоднороден. Они имеют различный статус и структуру. В 2016 году самостоятельные ведомства, ответственные за реализацию молодежной политики, работали в 22 субъектах Российской Федерации. Из них имеют статус агентства - 3; управления - 1; комитета - 11; департамента - 4; министерства - 3.

Вместе с тем органы по делам молодежи, не выделенные в самостоятельные ведомственные структуры, созданы в 63-х субъектах Российской Федерации. Структуры, курирующие ГМП, входят в состав региональных министерств/департаментов/управлений образования и науки -27 структур; Министерств спорта и молодежной политики - 23 структуры; Министерства культуры - 1 структура; Министерства экономического развития - 1 структура, другие - 11 структур. Эта ситуация наглядно приводит к тому, что основной профиль деятельности структур по работе с мо-

лодежью находится в сильной зависимости от характеристик партнерских отраслей, а молодежная политика во многих регионах существует на правах «младших братьев» и представлена сотрудниками небольших подразделений. Подобная ситуация повторяется и на муниципальном уровне.

По данным Федеральной службы государственной статистики в России на 01.01.2017 насчитывалось 22 327 муниципальных образований [7]. Из них - 567 городских округов, 1 784 муниципальных района, 267 внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, 1 589 городских и 18 101 сельских поселений. По данным официальной статистики в 2016 году на муниципальном уровне насчитывалось 2 048 структур (органов власти) по работе с молодежью, в которых работало 6 479 чел. Таким образом можно констатировать, что структуры по работе с молодежью имеют весьма слабую организационную сеть на самом близком к населению уровне власти. Число муниципальных структур по работе с молодежью меньше, чем сумма муниципальных образований уровня городских округов и муниципальных районов. А это значит, что ряд муниципальных органов власти выполняют функции по работе с молодежью формально, в недостаточном объеме.

Аналогичные выводы можно сделать при анализе финансового состояния сферы.

Сегодня основная финансовая нагрузка при реализации полномочий в области государственной молодежной политики находится на региональном и муниципальном уровнях.

По всем направлениям реализации ГМП, за исключением вовлечения молодежи в здоровый образ жизни и занятия спортом, основной объем финансирования осуществляет субъект Российской Федерации (диаграмма №1).

Диаграмма №1. Объем финансирования государственной молодежной политики, млн. руб.

Анализ указанных данных позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, важно отметить высокий уровень неравномерности расходов на отдельные направления ГМП. Во-вторых, высокий уровень финансирования по отдельным тематикам связан с реализацией межведомственных программ.

Всего в 2016 году на региональном и муниципальном уровнях было направлено на работу с молодежью 56 млрд. 541,1 млн. руб., из которых 8 млрд 393,4 млн. руб. или 14,8% было направлено на организацию и проведение (содействие в организации и проведении) мероприятий. Остальные средства были распределены по двум направлениям: расходы на выполнение административных функций и расходы на ремонт и капитальное строительство. Таким образом, на организацию мероприятий с молодежью из регионального и муниципального бюджетов тратится около 267 руб. на одного молодого человека в год (диаграмма №2).

Диаграмма №2. Объем финансирования структур по работе с молодежью

Средний бюджет структур по работе с молодежью в 2016 году соста-

вил:

- для органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации - 333,5 млн. руб.;

- для регионального бюджетного учреждения - 116,2 млн. руб.;

- для муниципального органа исполнительной власти - 1,1 млн. руб.;

- для муниципального бюджетного учреждения - 4,9 млн. руб. Отдельного внимания заслуживает оказание финансовой (грантовой)

поддержки некоммерческих организаций и авторам социально значимых проектов в рамках реализации государственной молодежной политики. В 2016 году физическим и юридическим лицам было выделено 6 388 грантов на реализацию социально значимых проектов по 15 направлениям ГМП. Общий объем грантовых средств, выделенных по направлениям реализации ГМП физическим и юридическим лицам, в 2016 году составил более 1 млрд. 134 млн. руб. (диаграмму №3).

Диаграмма №3. Грантовая поддержка

Анализ указанных данных позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, достаточно высок уровень неравномерного распределения финансовых средств в виде грантовой поддержки по отдельным направлениям. Особенно по таким направлениям как «вовлечение молодежи в работу средств массовой информации (молодежные медиа), «работа с молодежью, находящейся в социально опасном положении», «развитие международного и межрегионального молодежного сотрудничестве», а также «социализация молодежи, нуждающейся в особой заботе государства», в программных мероприятиях которых суммарно участвует более 2,2 млн. чел. Низкий уровень грантовой поддержки молодежного самоуправления объясняется большим объемом государственного финансирования данного направления (в размере более 269,3 млн. руб.) по линии поддержки органов студенческого самоуправления в образовательных организациях. Во-вторых, необходимо учитывать мнение общественных объединений при бюджетном планировании указанных средств.

Авторы данного исследования считают, что при бюджетном планировании необходимо обратить внимание на неравномерность распределения финансовых средств по отдельным направлениям реализации государственной молодежной политики. Кроме того, необходимо активизировать работу по направлению государственно-частного партнерства в области реализации отдельных мероприятий в рамках направлений ГМП.

Третьей проблемой современной сферы государственной молодежной политики является кадровое обеспечение.

По данным Федеральной службы государственной статистики по состоянию на 01.01.2017 в России действует 259 региональных структур (органов власти и учреждений) по работе с молодежью, в которых работают 7 771 чел. Профильное образование из этого числа имеют 1 144 чел. или 14,7%. Муниципальных структур (органов власти и учреждений) по работе с молодежью в России действует 3 717, в которых работают 35 822 чел. Профильное образование из этого числа имеют 4 454 чел. или 12,4% (см. диаграмму №4). Данная ситуация вызвана отсутствием в настоящее время принятого профессионального стандарта специалиста по работе с молодежью, однако проект данного документа в настоящий момент разработан и после его принятия он, полагаем, послужит улучшению обстановки с подготовкой кадров.

Следует также отметить, что по статистике сегодня в России на 1 работника сферы государственной молодежной политики в среднем приходится 720 представителей молодежи. Анализ указанных данных позволяет также сделать вывод, что на сегодняшний день на 1 муниципальное образование приходится менее 2 специалистов по работе с молодежью, а одно учреждение по работе с молодежью (регионального или муниципального уровня) в среднем приходится на 5-6 муниципальных образований. Таким образом, проблема кадрового, инфраструктурного насыщения сферы стоит весьма остро.

Диаграмма №4. Количество сотрудников по работе с молодежью

Количество сотрудников по работе с молодежью

Региональные органы исполнительной Региональные бюджетныеунреждения Муниципальные органы власти Муниципальные бюджетные

власти учреящения

■Общее количеств осотрудников, чел. ■ Количество сотрудников, имеющих профильное образование

Стоит отдельно отметить количество молодежи, которое было задействовано в программных мероприятиях по направлениям ГМП в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Всего в мероприятиях на муниципальном и региональном уровнях по данным Федерального службы государственной статистики приняли участие 41 355 561 чел. [6]. Учитывая информацию Росстата по количеству молодых людей в России, можно сделать вывод, что нынешняя система работы с молодежью в стране позволяет реализовать комплекс мероприятий, обеспечивающий в среднем чуть более «одного касания» молодого человека в год со сферой молодежной политики. Вместе с тем, учитывая, что значительная часть активистов посещает в течение года множество мероприятий, можно предположить, что система работы с молодежью в России пока не позволяет "дойти" до каждого жителя страны и обеспечить системное вовлечение в мероприятия молодежной политики (диаграмма №5).

Диаграмма №5. Численность молодежи, задействованной в программных мероприятиях по направлениям ГМП, тыс. чел.

Таким образом, анализ полученных данных свидетельствует о том, что сфера государственной молодежной политики остро нуждается в принятии комплексных решений по ресурсному насыщению, нормативно-правовому и кадровому обеспечению.

В настоящий момент в России созданы современные практики работы с молодежью, показывающие свою эффективность, однако недостаток ресурсов в сфере сказывается на эффективности предпринимаемых действий.

Думается, что только расширение спектра возможных работ по взаимодействию с молодежью, усиление воспитательной деятельности, насыщение данной практики необходимыми деньгами, кадрами и при соответствующем нормативном сопровождении может изменить ситуацию к лучшему. В данную работу должны включиться все существующие в России отрасли и уровни власти.

Литература

1. Аналитический отчет МГУ им. М.В. Ломоносова по итогам социологического исследования по теме: «Особенности процесса формирования ценностных ориентаций современной российской молодежи и осуществления молодёжной политики в Российской Федерации». М., 2015.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016 - 2020 годы», утвержденная постановлением Правительства от 30 декабря 2015 г. №1493. URL: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws. pdf (дата обращения 07.05.2017).

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №295. URL: http://base.garant.ru/70643472/ (дата обращения 07.05.2017).

4. Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №316. URL: http://base.garant.ru/70644224/ (дата обращения 07.05.2017).

5. Данные Федеральной службы государственной статистики на 01 января 2014-2017 гг. Сведения за 2015 г. и последующие годы приведены с учетом численности населения Республики Крым и г. Севастополя. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo14.xls (дата обращения 07.05.2017).

6. Данные Федеральной службы государственной статистики на 01 января 2017 г. (Форма №1 «Молодежь России»). URL: https://fadm.gov.ru/files/form_1_molodezh.doc (дата обращения 07.05.2017).

7. Данные Федеральной службы государственной статистики на 01 января 2017 г. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/ (дата обращения 07.05.2017).

8. Доклад о положении молодежи и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации: «Ценности российской молодежи» (в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации №28.4377.2017/НМ). М., 2017.

9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российский Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российский Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р. URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d 7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения 07.05.2017).

10. Методические рекомендации по организации и проведению молодежных форумов в рамках Всероссийской молодежной форумной кампании в 2016 году, утвержденные приказом Росмолодежи от 20 января 2016 г. №11. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/onNne.cgi?req=doc&base=EXP&n = 654807#0 (дата обращения 07.05.2017).

11. Методические рекомендации по организации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, реализующих государственную молодежную политику, утвержденные приказом Росмолодежи от 13 мая 2016 г. №167. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199425/ (дата обращения 07.05.2017).

12. О государственной программе патриотического воспитания граждан // Справочник руководителя образовательного учреждения / Чуев С.В. 2015. №8.

13. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. №2403-р от 20 августа 2013 г. №718. URL: http://docs.cntd.ru/document/420237592 (дата обращения 07.05.2017).

14. План мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. №2570-р. URL: http://docs.cntd.ru/document/420323102 (дата обращения 07.05.2017).

15. Рекомендации Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российский Федерации по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи по итогам парламентских слушаний «О молодежной политике в Российской Федерации», состоявшихся 22.05.2017 в Государственной Думе Федерального Собрания Российский Федерации. М., 2017.

16. Социологический портрет молодежи Ростовской области / Барба-шин М.Ю., Барков Ф.А., Быкадоров Ю.Г., Васьков М.А., Гвинтовкин А.Н., Колосов В.А., Крамарова Е.Н., Посухова О.Ю., Садко Д.О., Сериков А.В., Солодовник Л.В., Черноус В.В., Чуев С.В. Ростов н/Д: Московская академия рынка труда и информационных технологий, 2012.

17. Тимохович А.Н. Форсайт-исследование приоритетов социально-экономического развития России // Сборник трудов по итогам IV Международной социологической конференции «Продолжая Грушина». М.: ВЦИОМ, 2014.

18. Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. N 718. URL: http://docs.cntd.ru/document/499040473 (дата обращения 07.05.2017).

19. О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2020 года, постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. №866. URL: http://docs.cntd.ru/document/901807531 (дата обращения 07.05.2017).

20. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». URL: http://docs.cntd.ru/document/901737405 (дата обращения 07.05.2017).

21. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. №98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». URL: http://docs.cntd.ru/document/9012158 (дата обращения 07.05.2017).

22. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». URL: http://docs.cntd.ru/document/901876063 (дата обращения 07.05.2017).

References

1. Analiticheskii otchet MGU im. M.V. Lomonosova po itogam sotsi-ologicheskogo issledovaniya po teme: «Osobennosti protsessa formirovaniya tsennostnykh orientatsii sovremennoi rossiiskoi molodezhi i osushchestvleniya molodezhnoi politiki v Rossiiskoi Federatsii». M., 2015.

2. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiiskoi Federatsii» na 2016 - 2020 gody», utverzhdennaya postanovleniem Pravitel'stva ot 30 dekabrya 2015 g. №1493. URL: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws. pdf (data obrashcheniya 07.05.2017).

3. Gosudarstvennaya programma Rossiiskoi Federatsii «Razvitie obra-zovaniya» na 2013 - 2020 gody», utverzhdennaya postanovleniem Pravitel'stva

Rossiiskoi Federatsii ot 15 aprelya 2014 g. №295. URL: http://base.garant.ru/70643472/ (data obrashcheniya 07.05.2017).

4. Gosudarstvennaya programma Rossiiskoi Federatsii «Ekonomicheskoe razvitie i innovatsionnaya ekonomika», utverzhdennaya postanovleniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 15 aprelya 2014 g. №316. URL: http://base.garant.ru/70644224/ (data obrashcheniya 07.05.2017).

5. Dannye Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki na 01 yanvarya 2014-2017 gg. Svedeniya za 2015 g. i posleduyushchie gody privedeny s uche-tom chislennosti naseleniya Respubliki Krym i g. Sevastopolya. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo14.xls (data ob-rashcheniya 07.05.2017).

6. Dannye Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki na 01 yanvarya 2017 g. (Forma №1 «Molodezh' Rossii»). URL: https://fadm.gov.ru/files/form_1_molodezh.doc (data obrashcheniya 07.05.2017).

7. Dannye Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki na 01 yanvarya 2017 g. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/ (data obrashcheniya 07.05.2017).

8. Doklad o polozhenii molodezhi i realizatsii gosudarstvennoi molodezhnoi politiki v Rossiiskoi Federatsii: «Tsennosti rossiiskoi molodezhi» (v ramkakh vy-polneniya gosudarstvennogo zadaniya Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii №28.4377.2017/NM). M., 2017.

9. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskii Federatsii na period do 2020 g., utverzhdennaya rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiiskii Federatsii ot 17 noyabrya 2008 g. №1662-r. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d 7244d8033c66928fa27e527/ (data obrashcheniya 07.05.2017).

10. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii i provedeniyu molo-dezhnykh forumov v ramkakh Vserossiiskoi molodezhnoi forumnoi kampanii v 2016 godu, utverzhdennye prikazom Rosmolodezhi ot 20 yanvarya 2016 g. №11. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= EXP&n= 654807#0 (data obrashcheniya 07.05.2017).

11. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii raboty organov ispol-nitel'noi vlasti sub"ektov Rossiiskoi Federatsii i mestnogo samo-upravleniya, re-alizuyushchikh gosudarstvennuyu molodezhnuyu politiku, utverzhdennye prika-zom Rosmolodezhi ot 13 maya 2016 g. №167. URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199425/ (data

obrashcheniya 07.05.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. O gosudarstvennoi programme patrioticheskogo vospitaniya grazhdan. Spravochnik rukovoditelya obrazovatel'nogo uchrezhdeniya / Chuev S.V. 2015. №8.

13. Osnovy gosudarstvennoi molodezhnoi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda, utverzhdennye rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 29 noyabrya 2014 g. №2403-r ot 20 avgusta 2013 g. №718. URL: http://docs.cntd.ru/document/420237592 (data obrashcheniya 07.05.2017).

14. Plan meropriyatii po realizatsii Osnov gosudarstvennoi molodezhnoi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda, utverzhdennyi rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 12 dekabrya 2015 g. №2570-r. URL: http://docs.cntd.ru/document/420323102 (data ob-rashcheniya 07.05.2017).

15. Rekomendatsii Komiteta Gosudarstvennoi Dumy Federal'nogo So-braniya Rossiiskii Federatsii po fizicheskoi kul'ture, sportu, turizmu i delam molodezhi po itogam parlamentskikh slushanii «O molodezhnoi politike v Rossiiskoi Federatsii», sostoyavshikhsya 22.05.2017 v Gosudarstvennoi Dume Federal'nogo Sobraniya Rossiiskii Federatsii. M., 2017.

16. Sotsiologicheskii portret molodezhi Rostovskoi oblasti / Barbashin M.Yu., Barkov F.A., Bykadorov Yu.G., Vas'kov M.A., Gvintovkin A.N., Kolosov V.A., Kramarova E.N., Posukhova O.Yu., Sadko D.O., Serikov A.V., Solodovnik L.V., Chernous V.V., Chuev S.V. Rostov n/D: Moskovskaya akademiya rynka truda i informatsionnykh tekhnologii, 2012.

17. Timokhovich A.N. Forsait-issledovanie prioritetov sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii. Sbornik trudov po itogam IV Mezhdunarodnoi sotsiologicheskoi konferentsii «Prodolzhaya Grushina». M.: VTsIOM, 2014.

18. Federal'naya tselevaya programma «Ukreplenie edinstva rossiiskoi natsii i etnokul'turnoe razvitie narodov Rossii (2014 - 2020 gody)», ut-verzhdennaya postanovleniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 20 avgusta 2013 g. N 718. URL: http://docs.cntd.ru/document/499040473 (data obrashcheniya 07.05.2017).

19. O Federal'noi tselevoi programme razvitiya Kaliningradskoi oblasti na period do 2020 goda, postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 7 dekabrya 2001 g. №866. URL: http://docs.cntd.ru/document/901807531 (data obrashcheniya 07.05.2017).

20. Federal'nyi zakon ot 24 iyunya 1999 g. №120-FZ «Ob osnovakh sis-temy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenii nesovershennoletnikh» . URL: http://docs.cntd.ru/document/901737405 (data obrashcheniya 07.05.2017).

21. Federal'nyi zakon ot 28 iyunya 1995 g. №98-FZ «O gosudarstvennoi podderzhke molodezhnykh i detskikh obshchestvennykh ob"edinenii». URL: http://docs.cntd.ru/document/9012158 (data obrashcheniya 07.05.2017).

22. Federal'nyi zakon ot 6 oktyabrya 2003 g. №131-FZ «Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiiskoi Federatsii». URL: http://docs.cntd.ru/document/901876063 (data obrashcheniya 07.05.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.