Научная статья на тему 'Медийные аспекты освещения законодательной практики в сфере государственной молодежной политики'

Медийные аспекты освещения законодательной практики в сфере государственной молодежной политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
315
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЕЖЬ / ИНФОРМАЦИОННО ОСВЕЩЕНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / МЕДИА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STATE YOUTH POLICY / YOUTH / INFORMATION / LEGISLATIVE PRACTICE / MEDIA / INFORMATION ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Патюкова Регина Валерьевна, Минская Александра Николаевна

Рассматривается медийный аспект законодательной практики государственной молодежной политики Российской Федерации. В исследовании проведен анализ нормативно-правовой базы информационного освещения реализации государственной молодежной политики, выявлены явные разночтения и недостатки нормативных и законодательных актов, приводятся возможные пути обобщения, систематизации и совершенствования правовых основ информационного освещения реализации государственной молодежной политики в РФ. Особое внимание акцентируется на необходимости принятия федерального закона о реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации и систематизации действующей правовой базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Патюкова Регина Валерьевна, Минская Александра Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislative practice in the sphere of state youth policy: media aspect

The article considers the media aspect of legislative practice in the sphere of implementation of the state youth policy of the Russian Federation. The analysis of the regulatory and legal framework for informational coverage of the implementation of the state youth policy has been carried out. Clear discrepancies and shortcomings of normative and legislative acts have been revealed. The article contains possible ways of generalizing, systematizing and improving the legal basis for informational coverage of the implementation of the state youth policy in the Russian Federation. Special attention is paid to the need for the adoption of a federal law on the implementation of state youth policy in the Russian Federation and the systematization of the existing legal framework.

Текст научной работы на тему «Медийные аспекты освещения законодательной практики в сфере государственной молодежной политики»

Журналистика

УДК 316.77 : 340.11 - 053.6

ББК 76.0

П 20

Патюкова Р.В.

Доктор филологических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Кубанского государственного университета, e-mail: [email protected]

Минская А.Н.

Преподаватель, аспирант кафедры рекламы и связей с общественностью Кубанского государственного университета, e-mail: [email protected]

Медийные аспекты освещения законодательной практики в сфере государственной молодежной политики

(Рец ензирована)

Аннотация:

Рассматривается медийный аспект законодательной практики государственной молодежной политики Российской Федерации. В исследовании проведен анализ нормативно-правовой базы информационного освещения реализации государственной молодежной политики, выявлены явные разночтения и недостатки нормативных и законодательных актов, приводятся возможные пути обобщения, систематизации и совершенствования правовых основ информационного освещения реализации государственной молодежной политики в РФ. Особое внимание акцентируется на необходимости принятия федерального закона о реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации и систематизации действующей правовой базы.

Ключевые слова:

Государственная молодежная политика; молодежь; информационно освещение; законодательная практика; медиа; информационная деятельность.

Patyukova R.V.

Doctor of Philology, Associate Professor of the Department of Advertising and Public Relations of the Kuban State University, e-mail: [email protected].

Minskaya A.N.

Teacher, post-graduate student of the Department of Advertising and Public Relations of the Kuban State University, e-mail: [email protected].

Legislative practice in the sphere of state youth policy:

media aspect

Abstract:

The article considers the media aspect of legislative practice in the sphere of implementation of the state youth policy of the Russian Federation. The analysis of the regulatory and legal framework for informational coverage of the implementation of the state youth policy has been carried out. Clear discrepancies and shortcomings of normative and legislative acts have been revealed. The article contains possible ways of generalizing, systematizing and improving the legal basis for informational coverage of the implementation of the

state youth policy in the Russian Federation. Special attention is paid to the need for the adoption of a federal law on the implementation of state youth policy in the Russian Federation and the systematization of the existing legal framework.

Keywords:

State youth policy; the youth; information; legislative practice; media; information activities.

С усилением роли молодежи в процессе становления и формирования российского общества вопросы исследования законодательной практики в сфере информационного освещения реализации государственной молодежной политики приобретают особую актуальность. Несмотря на наличие исследований, связанных с правовой культурой и поведением молодежи, ювенальной юстиции и большого количества исследований, посвященных отдельным сферам молодежной политики, попытки формирования нормативных правовых основ информационного освещения молодежной политики в Российской Федерации не предпринимались.

В перестроечный период государство устранилось от решения проблем, связанных с формированием государственной молодежной политики. Летом 1992 года в городах и районах России прошла всероссийская акция «Мы хотим быть услышанными», следствием которой стала встреча Президента с лидерами молодежных организаций и объединений, руководителями комитетов по делам молодежи регионов страны. По итогам встречи был издан указ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» [1: 29]. Указ стал первым документом постсоветского периода, отражающим организационные, правовые, социальные, экономические условия для развития молодого поколения [2: 5].

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность СМИ, в том числе информационное освещение государственной молодежной политики является закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», приня-

тый в 1991 году [3]. За период с 1991 года по настоящее время было принято большое количество законодательных актов, касающихся взаимодействия гражданского общества и СМИ, основных гарантий прав и свобод в сфере СМИ, создания и деятельности молодежных СМИ, развития технического прогресса, введения дотаций и государственной поддержки социально значимых молодежных проектов в СМИ.

Следующим шагом на пути становления молодежной политики в России стало принятие Постановления «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации». Впервые в истории РФ нормативно закрепляются основные положения по информационной работе с молодежью. Данный акт регламентирует предоставление «молодежи для творческой и инновационной деятельности, находящиеся в собственности государства средства, включая средства массовой информации, издательства, выставочные и концертные залы, на договорной основе» [4].

Направления реализации молодежной политики были разработаны с учетом международной практики по реализации государственной молодежной политики. В постановлении нашли отражение цели и задачи, принципы и формы реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. Впервые законодательно был определен возраст молодежи в России - от 14 до 30 лет.

Из-за отсутствия основного федерального закона, регулирующего реализацию молодежной политики в России, нормативно-правовое поле было создано с помощью федеральных целевых программ «Молодежь России» на 1994-1997,

1998-2000; 2001-2005 гг., где были сформулированы и законодательно закреплены цели государственной молодежной политики на период действия программ.

В рамках программы «Молодежь России» осуществлялась реализация подпрограммы «Создание информационного обеспечения молодежи», где нормативно было закреплено «создание системы информационного обеспечения молодежи, которая позволила обеспечить сбор, оперативную обработку и анализ информации о состоянии молодежной среды, потребностях, интересах, ценностных ориентирах молодежи» [5].

Подпрограмма предполагает трехуровневую систему информационного обеспечения молодежи. Первый уровень находился в Федеральном центре информации и документации при Институте молодежи (г. Москва), второй предполагал создание информационных центров в субъектах Российской Федерации, третий -центры информации муниципальных образований, средних и высших образовательных учреждений. Центры «третьего уровня» системы информационного обеспечения молодежи, согласно программе, должны осуществлять непосредственную работу с молодежью.

В качестве ожидаемого социального эффекта от реализации подпрограммы «Создание информационного обеспечения» выделяется «удовлетворение потребностей молодежи в информации, необходимой ей для социальной защищенности в период гражданского становления» [6].

Реализация программ «Молодежь России» с точки зрения развития государственной молодежной политики Российской Федерации следует признать эффективной, вопреки явному несоответствию объемов поставленных целей и задач и объемов финансирования реализуемых программ. Благодаря реализации программ по принципу софинансирования удалось обеспечить выделение целевых средств в регионах Российской Федерации

и решению текущих задач, стоящих перед органами по делам молодежи [7: 225-259].

Глобальное развитие средств коммуникаций и СМИ несет в себе не только пользу, но и вред по отношению к молодым людям. В связи с этим на законодательном уровне были приняты законы о защите молодых граждан от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, духовному и нравственному развитию и иных противоправных действий СМИ [8]. Основным законом, гарантирующим защиту прав молодых людей и регламентирующим деятельности СМИ, является Федеральный закон «О рекламе», принятый в 1995 году [9].

В 2008 году принимается «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», целью которой стало создание условий для социализации и самореализации молодых людей, использование молодежного потенциала для перспективного развития страны. В концепции государственная молодежная политика выделена в отдельное самостоятельное направление, способствующее созданию социально-экономических условий для развития страны.

В концепции в качестве одного из основных направлений реализации государственной молодежной политики выделено «распространение актуальной информации, обеспечения доступности для молодежи информации о создаваемых для нее условиях и предоставляемых возможностях» [10].

В 2014 году были приняты «Основы государственной молодежной политики до 2025 года», в которых сформулированы основные понятия ГМП, выделены принципы, обозначены первоочередные задачи и механизмы реализации государственной молодежной политики.

В части информационной работы в сфере реализации государственной молодежной политики в нормативно-правовом акте особая роль отводится такому пер-

спективному направлению, как «формирование эффективных механизмов информирования молодежи о направлениях и мероприятиях молодежной политики, а также организация и проведение конкурсов на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов реализации молодежной политики» [11].

Отдельным пунктом в «Основах государственной молодежной политики до 2025 года» выделены информационные механизмы реализации ГМП, к которым относится информирование молодежи о реализации молодежной политики через сеть «Интернет» и средства массовой информации, а также развитие информационных систем, предполагающих предоставление молодежи государственных услуг в электронной форме и реализацию обратной связи молодых людей с органами государственной и муниципальной власти.

Проведенный анализ нормативно-правовой базы обеспечения информационной деятельности реализации молодежной политики в Российской Федерации позволяет сделать ряд выводов:

1. Законодательная практика информационного освещения деятельности в сфере реализации государственной молодежной политики регламентируется федеральным законом «О средствах массовой информации» и законом «О рекламе», а также рядом отдельных пунктов и частей отдельных нормативно-правовых актов, касающихся реализации государственной молодежной политики Российской Федерации.

2. В настоящее время отсутствуют

нормативно-правовые акты регламентирующие деятельность пресс-служб органов молодежной политики, деятельность молодежных СМИ, а также формы и способы информационного освещения государственной молодежной политики в РФ.

3. В российской правоприменительной практике, несмотря на развитие государственной молодежной политики с 1991 года, основные определения информационного освещения были сформулированы только в 2014 году в «Основах государственной молодежной политики до 2025 года». Отдельный пункт основ посвящен механизмам информационного освещения реализации государственной молодежной политики.

4. На данном этапе в Российской Федерации отсутствует единая действенная система законов и нормативно-правовых актов об информационном освещении государственной молодежной политике, наблюдается явная разобщенность правовых норм, противоречия ее реализации, вызывающие проблемы в установлении её информационного контакта власти и целевой группы - молодежи. В связи с этим возникает необходимость развития системы нормативно-правового регулирования информационной деятельности в сфере реализации государственной молодежной политики. Создание единой правовой системы в сфере ГМП невозможно без общего федерального закона о молодежи и молодежной политике в Российской Федерации, одним из основных направлений которого должна стать информационная работа с молодежью.

Примечания:

1. Ховрин А.Ю. Социальное партнерство в сфере реализации молодежной политики: дис. ... д-ра социол. наук. М., 2010. 357 с.

2. Касьянов В.В. Государственная молодежная политика в России: опыт, проблемы, перспективы. Краснодар, 2010. С. 5.

3. О средствах массовой информации: федер. закон РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1. URL: http://base.garant.ru/10164247/ (дата обращения: 28.10.2017).

4. Куприянова Г.В. Совершенствование управления государственной молодежной политикой в условиях модернизации российского общества: дис. ... канд. социол.

наук. М., 2003. 171 c.

5. О федеральной программе «Молодежь России»: указ Президента РФ от 15 сентября 1994 года № 1922. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/7029 (дата обращения: 16.10.2017).

6. Там же.

7. Касьянов В.В. Методология изучения исторического опыта разработки и реализации российской молодежной политики // Теория и практика общественного развития. 2010. № 1. С. 225-259.

8. Бондаренко О.А. Язык молодежных СМИ // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2013. Вып. 3 (126). С. 201-2016.

9. О рекламе: федер. закон РФ от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 12. Ст. 1232.

10. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года N 1662-р. URL: http://base.garant.ru/194365/ (дата обращения: 18.10.2017).

11. Основы государственной молодежной политики до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 20014 года № 2403-р. URL: http:// government.ru/docs/15965/ (дата обращения: 28.10.2017).

References:

1. Khovrin A.Yu. Social partnership in the implementation of the youth policy: Diss. for the Dr. of Sociology degree. M., 2010. 357 pp.

2. Kasyanov V.V. State youth policy in Russia: experience, problems and prospects. Krasnodar, 2010. P. 5.

3. On the Mass Media: RF Federal Law of December 27, 1991. No. 2124-1 [Electronic resource]. URL: http://base.garant.ru/10164247/. (date of access: 28.10.2017).

4. Kupriyanova G.V. Perfection of management of the state youth policy in the conditions of modernization of the Russian society: Diss. for the Cand. of Sociology degree. M., 2003. 171 pp.

5. On the federal program «Youth of Russia»: Presidential Decree of the Russian Federation of September 15, 1994. No. 1922. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/7029 (date of access: 16.10.2017).

6. Ibidem.

7. Kasyanov V.V. Methodology of studying the historical experience of the development and implementation of the Russian youth policy // Theory and practice of social development. 2010. No 1. P. 225-259.

8. Bondarenko O.A. Language of youth media // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2013. Iss. 3 (126). P. 201-206.

9. On advertising: Federal Law of the Russian Federation of March 13, 2006. No. 38-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2006. No. 12. Art. 1232.

10. On the Concept of Long-Term Social and Economic Development of the Russian Federation for the Period until 2020: Order of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008. No. 1662-r. URL: http://base.garant.ru/194365/ (date of access: 18.10.2017).

11. Fundamentals of the state youth policy until 2025: Order of the Government of the Russian Federation of November 29, 2014, No. 2403-r. [Electronic resource]. URL: http://government.ru/docs/15965/. (date of access: 28.10.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.