УДК 007 : 316.346.32 - 053.6
ББК 76.0
М 62
Минская А.Н.
Преподаватель, аспирант кафедры рекламы и связей с общественностью Кубанского государственного университета, e-mail: [email protected]
Специфика информационного освещения государственной молодежной политики в Российской Федерации
(Рец ензирована)
Аннотация:
Выявляются и анализируются особенности освещения государственной молодежной политики в средствах массовой информации и массовой коммуникации на территории Российской Федерации. Данные, представленные в рамках данного научного исследования, основанного на изучении авторитетных источников и реферируемых периодических изданий, посвящены проблематике информационного освещения деятельности органов государственной власти в молодежной среде. Выявлены особенности подачи информационных материалов в СМИ для молодежных целевых аудиторий, а также закономерности влияния информации на ценностные ориентации и поведенческие модели молодых людей. Результаты исследования обладают теоретической значимостью, заключающейся в систематизации подходов к анализу освещения государственной молодежной политики РФ. Особое внимание акцентируется на выработке мер поддержки средств массовой информации, занимающихся информационным освещением реализации государственной молодежной политики в средствах массовой информации. Полученные данные исследования могут быть применены как для упорядочивания практических процессов освещения государственной молодежной политики с целью выявления наиболее эффективных методов исследования, так и в качестве теоретической основы для дальнейшего информациологического исследования освещения государственной молодежной политики. Исследование особенностей информационного освещения государственной молодежной политики в Российской Федерации ранее не проводилось.
Ключевые слова:
Государственная молодежная политика; молодежь; информационно освещение; информационное поле; молодежные медиа; информационная деятельность, молодежные средства массовой информации.
Minskaya A.N.
Teacher, post-graduate student of the Department of Advertising and Public Relations, the Kuban State University, e-mail: [email protected]
Specificity of information coverage of the state youth policy in the Russian Federation
Abstract:
The paper deals with the specifics of information coverage in the sphere of implementation of the state youth policy of the Russian Federation. The data of this scientific
research, which is based on studying the authoritative sources and the reviewed periodicals, are devoted to issues of information elucidation of activity of public authorities among young people. The author shows features of supply of information materials in media for youth target audiences, as well as the laws of influence of information on value orientations and behavioral models of young people. Results of this research have the theoretical importance which lies in systematization of approaches to the analysis of coverage of the public youth policy of the Russian Federation. The special attention is focused on development of measures of support of the mass media which are engaged in information publicizing realization of the public youth policy in mass media. The data obtained as a result of these researches can be applied both for ordering practical processes of elucidation of the public youth policy for the purpose of identification of the most effective methods of a research, and as a theoretical basis for further information research of publicizing the public youth policy. The research of features of information coverage of the public youth policy in the Russian Federation was not conducted earlier.
Keywords:
State youth policy; the youth; information elucidation; information field; youth media; information activities, youth media.
Государственная молодежная политика в Российской Федерации реализуется с 1991 года, проходя все новые и новые этапы развития. Ежегодно в стране проводится большое количество мероприятий для поддержки талантливой и одаренной молодежи, осуществляется грантовая поддержка, изменяется правовой статус молодежи.
Наряду с коренными изменениями, происходящими в российском обществе и его молодежной среде, особую роль приобретают информационные технологии, оказывающие большое влияние на подрастающее поколение, формирующие ценностные ориентации общества. Основой формирования моральных устоев, ценностных ориентаций и поведенческих моделей молодых людей является специфика информационного освещения реализации государственной молодежной политики Российской Федерации.
В соответствии с Основами государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года государственная молодежная политика определяется как «самостоятельное направление деятельности государства, а также сфера межведомственного взаимодействия, представляющая систему мер нормативно-
правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, научного и кадрового характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами» [1].
На государственном уровне нормативно закреплен статус молодых людей, как «физических лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определённых нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ - до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане РФ и соотечественники)» [2: 204].
По данным Росстата на территории Российской Федерации проживает 31,5 млн. молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, 35,1% из которых в возрасте 23-27 лет, 24,6% в возрасте 28-30 лет, 23,2% в возрасте 18-22 лет и 17,1% в возрасте 1417 лет [3].
Одним из приоритетных направлений реализации государственной молодежной политики является «формирование информационного поля для реализации человеческого потенциала молодежи» [4: 207]. Таким образом, на пресс-службу органов реализации государствен-
ной молодежной политики через средства массовой информации и массовой коммуникации возлагаются функции по созданию необходимого информационного поля в молодежной среде, а также удовлетворению молодежи в информационных потребностях.
Определение пресс-службы, выведенное Гнетневым А.И., наиболее полно отражает взаимосвязь с процессами информационного освещения деятельности. «Пресс - служба - это институт, оказывающий услуги по информационному освещению деятельности конкретного лица или организации в целом» [5: 11].
Пресс-служба является ключевым звеном в процессе информационного освещения деятельности органов реализации государственной молодежной политики. Формируя информационную политику органов реализации ГМП, сотрудники пресс-службы на основании выявленных потребностей молодежи в информации составляют план информационного освещения деятельности, обосновывают бюджет, предусмотренный на информационное освещение деятельности, и занимаются реализацией утвержденного плана.
На основании вышесказанного возникает необходимость в более глубоком и полном исследовании особенностей информационного освещения государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Информационное поле, создаваемое средствами массовой информации, должно удовлетворять потребность молодежи в информации, способствовать формированию необходимых ценностных ориен-таций молодежи, прививать необходимую культуру, способствуя становлению нового поколения, отвечающего запросам самого общества. Рассмотрим информационное освещение государственной молодежной политики как неотъемлемый органов реализации государственной молодежной политики, средств массовых ин-формаций Российской Федерации, а так-
же деятельность молодежных СМИ, производящих молодежный контент как результат включенного наблюдения.
Информационное освещение государственной молодежной политики осуществляется как результат взаимодействия специалистов по связям с общественностью и сотрудников пресс-служб органов реализации государственной молодежной политики со средствами массовой информации и массовой коммуникации. От работы специалистов по связям с общественностью зависит насколько оперативно узнают и отреагируют редакции средств массовой информации на события, происходящие в рассматриваемой сфере.
Специалисты пресс-служб в рамках своих профессиональных функций и должностных обязанностей готовят пресс-и пост-релизы о проводимых мероприятиях, организуют пресс-конференции, работу со средствами массовой информации непосредственно на мероприятиях, готовят комментарии о ходе реализации государственной молодежной политики для средств массовой информации, организуют деятельность по наполнению и сопровождению собственных информационных ресурсов (интернет-сайтов, групп и сообществ в социальных сетях).
На наш взгляд, в век развития информационных технологий, потребности молодых людей в качественной и актуальной информации, а общества, в свою очередь, в высоконравственном подрастающем поколении, способном прийти на смену старшему поколению и, не сбавляя темпы социального развития, способствовать разрешению текущих задач, стоящих перед обществом, необходимо придавать приоритетное значение процессу информационного освещения реализации государственной молодежной политики, прежде всего, посредством качественной организации работы пресс-служб во взаимодействии со средствами массовой информации.
Эффективность работы пресс-служб определяется качеством молодежного ин-
формационного контента, производимого средствами массовой информации и массовой коммуникации. Освещение государственной молодежной политики в Российской Федерации имеет ряд особенностей и осуществляется федеральными, региональными и муниципальными средствами массовой информации.
Большинство средств массовой информации Российской Федерации рассматривает молодежную аудиторию как неотъемлемую часть своей целевой аудитории. «По сравнению со взрослым населением молодежь в большей степени нуждается в информации, новостях: это происходит в силу ее психофизических особенностей (активность, быстрота реакции, мобильность)» [6].
Как отмечает Патюкова Р.В., «по влиянию на аудиторию современная публичная коммуникация, благодаря использованию средств массовой информации, занимает главенствующее положение в системе коммуникации» [7: 134].
Потребность молодежи в информации определяется периодом становления в жизни. Именно для молодости, как определенной поры в жизни человека, характерны получение образования, трудоустройство, переезд в другой город, вступление в брак и рождение детей. Таким образом, одной из приоритетных задач средств массовой информации является удовлетворение молодых людей в информации психологического, юридического и справочного характера.
Мотивация молодых людей при выборе средств массовой информации и отдельных сюжетов, материалов определяется спецификой восприятия информации, которая, в свою очередь, зависит от психологических особенностей молодежной целевой аудитории.
Значительная часть молодежи отдает предпочтение средствам массовой информации, отличающимся хорошей подачей материала и эстетичным дизайном, актуальным форматом и сравнительно не-
высокой ценой. С развитием интернет-коммуникаций и мультимедийных технологий чтение периодических изданий утрачивает свою актуальность. По данным информационного агентства «ТАСС» «Потребление печатной периодики (газеты, журналы) за несколько лет снизилось более чем существенно: если в 2014 году ее с той или иной регулярностью читали 77%, то в 2017 году - 55%» [8].
«Снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция, обусловленная бурным развитием электронных СМИ и индустрии развлечений, которые теснят чтение и как источник получения информации, и как интеллектуальную форму досуга. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Мы переживаем кризис читательской культуры» [9: 13].
Социально-культурные потребности молодых людей в информации определяются уровнем образования, вероисповеданием, предпочитаемыми формами проведения досуга, возможной субкультурной спецификой. Данные характеристики способствуют дифференциации молодежной целевой аудитории по культурным и социальным интересам [10: 241].
Профессиональные характеристики молодежной аудитории дифференцируют молодежь по интересам, роду профессиональных занятий, социальному статусу. В зависимости от профессиональных интересов можно выделить старшеклассников, студентов, военнослужащих, молодых специалистов, самозанятых и безработных молодых людей. Такая градация определяет выбор аудтории школьных, вузовских и корпоративных (для работающей молодежи) СМИ.
Сама молодежь в диалоге «СМИ» - «молодежь» не стремится высказывать свою точку зрения в средствах массовой информации, избегая редакционной цензуры, высказывая свою точку зрения в средствах массовой коммуникации (бло-гах, на страницах «Живого журнала», в со-
обществах и пабликах социальных сетей). Оптимальным решением является создание альтернативных средств массовой информации, где размещается контент, интересный широкой молодежной аудитории (радио, ТВ, интернет-порталов).
Отдельно следует рассматривать в контексте данной проблематики молодежные средства массовой информации, в которых работают, как правило, сами молодые люди, производящие медиаконтент для молодежи. По данным Роскомнадзо-ра на территории Российской Федерации зарегистрированы и осуществляют свою деятельность 178 молодежных средств массовой информации [11].
Молодежные средства массовой информации освещают молодежную политику «снизу», посредством включенного наблюдения в ход ее реализации. «Молодежные СМИ «призваны приобщать подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, являться важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим общаться друг с другом» [12: 15].
Отличительной особенностью молодежных средств массовой информации являются возрастные, социальные, психологические особенности целевой аудитории. В связи с психологическими особенностями восприятия молодежным СМИ присуще свое содержание. Таким образом, молодежным СМИ присущи оригинальные приемы отражения событий и фактов окружающей действительности: форма подачи контента, специфические языковые средства, способы контакта с аудиторий.
Особое влияние на установление контакта с молоденой аудиторией оказывает язык СМИ, используются молодежные, «сленговые» выражения и слова. «Телевидение является мощным каналом распространения сленга, об этом свидетельствуют слова, заимствованные молодёжью из различных телепередач, реалити-шоу, молодёжных телесериалов»
[13: 63]. Говоря на одном языке с молодежью, молодежные средства массовой информации повышают уровень восприятия воспроизводимой информации, как следствие, достигая максимального информационного эффекта.
Однако следует отметить, что, несмотря на достаточно большое количество познавательных и научно-популярных печатных и электронных молодежных средств массовой информации, молодежная целевая аудитория отдает предпочтение визуальным каналам коммуникации. Визуальное восприятие лидирует среди молодых людей. Именно поэтому при выборе средств массовой информации молодые люди отдают предпочтение глянцевым журналам, интернет-ресурсам и телевизионным программам.
Федеральным агентством по делам молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации осуществляется грантовая поддержка деятельности молодых журналистов и молодежных средств массовой информации и массовой коммуникации. В рамках Всероссийского конкурса молодежных проектов ежегодно проводится конкурс среди физических лиц, позволяющий получить грант на «Вовлечение молодежи в социальную практику и информирование молодых людей о возможностях саморазвития» на сумму до 300 тысяч рублей. В рамках Конкурса молодежных проектов всекавказского молодежного форума «Машук» проводится конкурс среди молодежных и детских общественных объединений, одной из номинаций которого является «Гражданская журналистика». В номинациях учреждаются гранты от 300 до 500 тысяч рублей [14].
Таким образом, государство посредством грантовой поддержки способствует развитию молодых журналистов и молодежных средств массовой информации, занимающихся информационным освещением реализации государственной молодежной политики.
В век развития информационных технологий и явного преобладания интернет-средств массовой информации и массовой коммуникации особого внимания при анализе информационного освещения государственной молодежной политики в Российской Федерации заслуживают такие инструменты массовой коммуникации, как социальные сети «Вконтакте», «Инстаграм» и «Фейсбук».
Все современные молодые люди, без исключения, являются потребителями информационного контента лент новостей социальных сетей. В популярных в молодежной среде социальных сетях существует огромное количество тематических страниц, пабликов, сообществ, удовлетворяющих потребностям молодежи в информации. Однако сложность процесса подбора материала в информационной ленте социальной сети заключается в самостоятельном формировании информационного контента молодым человеком. Зачастую, молодые люди, находясь в стадии взросления, становления личностного роста нуждаются в поддержке, помощи и выборе информационного контента. Соответственно, сложно судить о качестве информации, получаемой молодым человеком из социальных сетей.
Органы реализации государственной молодежной политики с целью привлечения молодежи к проектам и мероприятиям, реализуемым в рамках государственных программ, создают и поддерживают свои собственные страницы в социальных сетях. Сложность вовлечения молодежи в социальные процессы реализации государственной молодежной политики заключается в отсутствии статей финансирования на продвижение молодежных сообществ. В то время как безнравственные юмористические проекты, не способствующие росту и развитию молодого человека, пользуются популярностью, и как следствие, привлекают рекламодателей, формируя рекламные бюджеты на продвижение своих сообществ.
На основании проведенного исследования можем сделать следующие выводы о специфике освещения государственной молодежной политики в Российской Федерации:
1. Электронные средства массовой информации как инструмент вовлечения молодежи в процесс реализации государственной молодежной политики используются недостаточно эффективно и уделяют недостаточное внимание вопросам реализации государственной молодежной политики, однако в связи с довольно таки большим эффектом, достигаемым посредством аудиовизуального воздействия, пользуются у молодежи достаточно большим спросом.
2. Печатные средства массовой информации активно освещают мероприятия, проводимые в рамках реализации государственной молодежной политики. Редакции журналов, а в особенности газет регулярно освещают деятельность государства по формированию молодежной политики, готовят и публикуют интервью с молодыми людьми, добившимися успехов в той или иной сфере. Однако оценить эффективность печатных средств массовой информации достаточно сложно, поскольку молодежь занимает незначительную долю целевых аудиторий печатных средств массовой информации [15: 194].
3. Освещение государственной молодежной политики на региональном уровне носит бессистемный характер и осуществляется только в рамках конкретных проектов и мероприятий.
4. Формы государственной поддержки молодых журналистов и молодежных средств массовой информации Российской Федерации ограничиваются отдельными пунктами грантовых конкурсов.
В качестве рекомендаций предлагаем выделить следующие перспективные направления работы: вовлечение молодежи в реализацию государственной молодежной политики посредством каналов массовой информации и коммуника-
ции; приоритетное значение придавать ные электронные ресурсы для привле-
электронным средствам массовой ин- чения внимания молодежной аудитории
формации, как наиболее популярным в к мероприятиям государственной моло-
молодежной среде; продвигать собствен- дежной политики.
Примечания:
1. Основы государственной молодежной политики до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 20014 года №2403-р. URL: http:// government.ru/docs/15965/. (дата обращения: 20.11.2017).
2. Могутова П.П. Эффективность средств массовой информации как инструмента донесения до молодежи государственной молодежной политики // Образование и наука в современных условиях: сб. науч. материалов X Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2017. С. 202-208.
3. Официальный сайт Федерального агентства по делам молодежи. Статистика. URL: https://fadm.gov.ru/activity/statistic/. (дата обращения: 18.12.2017).
4. Касьянов В.В. Методология изучения исторического опыта разработки и реализации российской молодежной политики //Теория и практика общественного развития. 2010. № 1. С. 225-259.
5. Гнетнёв А.И., Филь М.С. Современная пресс-служба. Ростов н/Д: Феникс, 2010. С. 11.
6. Патюкова Р.В. Фразеологическая единица как фактор формирования образности публичной коммуникации // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2009. Вып. 4. С. 132-137.
7. Касьянов В.В. Государственная молодежная политика в России: опыт, проблемы, перспективы. Краснодар, 2010. С. 5.
8. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежной аудитории / И.В. Жилавская. -Томск: ТИИТ, 2009. - 322 с.
9. ВЦИОМ: печатные СМИ теряют популярность, но к полному отказу от них россияне не готовы. URL: http://tass.ru/obschestvo/4863572 (дата обращения: 11.01.2018).
10. Касьянов В.В. Методология изучения исторического опыта разработки и реализации российской молодежной политики //Теория и практика общественного развития. 2010. № 1. С. 225-259.
11. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. URL: s://rkn.gov.ru/mass-communica-tions /reestr/media/p100/?all=1/.(дата обращения: 19.12.2017).
12. Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение! М.: ИКАР, 2003. С. 15.
13. Библиева О.В. Молодёжный сленг как форма репрезентации молодёжной культуры в средствах массовой информации // Вестник Томск. гос. ун-та. 2007. № 304. С. 62-65.
14. Грантовая поддержка. Официальный сайт Федерального агентства по делам молодежи. URL: https://fadm.gov.ru/activity/grant/details/.(дата обращения: 19.12.2017).
15. Аткина А.М. Молодежь Белгородской области как аудитория региональных СМИ // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. 10 Гуманитарные науки. 2011. №12. С. 192-212.
References:
1. Fundamentals of the state youth policy until 2025: Order of the Government of the Russian Federation of November 29, 2001, No. 2403-r. [Electronic resource]. URL:
http://government.ru/docs/15965/. (date of access: November 20, 2017).
2. Mogutova P.P. Efficiency of the mass media as an instrument of informing the youth about the state youth policy // Education and science in modern conditions: coll. of scient. materials of the X International Scientific and Practical Conference. Cheboksary, 2017. P.202-208.
3. Official website of the Federal Agency for Youth Affairs. Statistics [Electronic resource]. URL: https://fadm.gov.ru/activity/statistic/. (date of access: December 18, 2017).
4. Kasyanov V.V. Methodology of studying the historical experience of the development and implementation of the Russian youth policy // Theory and practice of social development. 2010. No. 1. P. 225-259.
5. Gnetyov A.I., Fil M.S. The modern press service. Rostov-on-Don: Phoenix, 2010. P. 11.
6. Patyukova R.V. Phraseological unit as a factor of the formation of the figurativeness of public communication // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 2: Philology and the Arts. 2009. No. 4. P. 132-137.
7. Kasyanov V.V. State youth policy in Russia: experience, problems and prospects. Krasnodar, 2010. P. 5.
8. Zhilavskaya I.V. Media education of the young audience / I.V. Zhilavskaya. Tomsk: TIIT,
2009. 322 pp.
9. VTslOM: print media lose popularity, but the Russians are not ready to completely reject them [Electronic resource]. URL: http://tass.ru/obschestvo/4863572 (date of access: 11.01.2018).
10. Kasyanov V.V. Methodology of studying the historical experience of the development and implementation of Russian youth policy // Theory and practice of social development.
2010. No 1. P. 225-259.
11. The official site of the Federal Service for Supervision in the Sphere of Communication, Information Technologies and Mass Communications [Electronic resource]. URL:s: //rkn. gov.ru/mass-communications /reestr/media/p100/?all=1/. (date of access: 19.12.2017).
12. Boretsky R.A. Watch out, TV! M.: IKAR, 2003. P. 15.
13. Biblieva O.V. Youth slang as a form of representation of youth culture in the media // Bulletin of Tomsk State Un-ty. 2007. No. 304. P.62-65.
14. Grant support. The official website of the Federal Agency for Youth Affairs [Electronic resource]. URL: https://fadm.gov.ru/activity/grant/details/. (date of access: 19.12.2017).
15. Atkina A.M. Youth of Belgorod region as an audience of the regional media // Belgorod State University Scientific Bulletin. Ser. 10: The Humanities. 2011. No. 12. P. 192-212.