Геворгян Аревик Ашотовна
СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПЕЧАТИ В ВУЗАХ РОССИИ И ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЕЖНЫХ МЕДИАСРЕДСТВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
В данной статье рассматривается становление молодежной печати в вузах России, изучаются роль и назначение молодежных изданий в государственной политике России XVIII-XX вв., потенциал молодежных медиасредств как общественно-информационного инструмента реализации основ современной государственной молодежной политики, а также актуальные направления реализации государственной молодежной политики и мероприятия по организации информационного обеспечения молодежи и формирования единого молодежного медиапространства. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/11 -Э/5.1^т!
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 11(65): в 3-х ч. Ч. 3. C. 24-27. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/11-3/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
24
ISSN 1997-2911. № 11 (65) 2016. Ч. 3
38. Учиться у товарища Рябчука // Сигнал. 1937. 16 июня. № 13 (19).
39. Хелемендик В. С. Главные компоненты национального статуса СМИ. М.: Науч. изд-е ФГБОУ ДПО Академия ме-диаиндустрии, 2013. 74 с.
40. Хроника // Сигнал. 1937. 16 июня. № 13 (19).
41. Шкипер Ли Моисей. Сделаем нашу страну неприступной крепостью. Шкипер Ли Моисей и моторист Кривоносов // Сигнал. 1937. 26 июня. № 14 (20).
42. Эпидемия самоубийств // Сигнал. 1937. 5 июля. № 15 (21).
MEDIA IDENTITY OF THE FIRST NEWSPAPER OF NAKHODKA
Varavva Valentina Vasil'evna
Academy of Media Industry in Moscow valentina_zaliv_vostok@mail. ru
In 2016 80 years have passed since the release of the first newspaper in Nakhodka urban district of Primorsky Territory. A large-circulation newspaper "Signal" was published at the fish factory "Nakhodka". Detailed information about the newspaper is for the first time introduced into scientific circulation. The study uses methods of historicism, comparison, and description. It is impossible to trace evolutionary transformation of local newspapers, and to reveal their media identity without reflection, without the historical and analytical approach to the problem. Studying the history of newspapers of companies, settlements, towns, etc., we preserve regional history and its media identity, importance of which is mentioned by many researchers of journalism in the era of globalization that threatens national culture.
Key words and phrases: regional journalism; regional media identity; informational globalism; national culture; the first newspaper of Nakhodka; newspaper "Signal".
УДК 8;82
В данной статье рассматривается становление молодежной печати в вузах России, изучаются роль и назначение молодежных изданий в государственной политике России ХУШ-ХХ вв., потенциал молодежных ме-диасредств как общественно-информационного инструмента реализации основ современной государственной молодежной политики, а также актуальные направления реализации государственной молодежной политики и мероприятия по организации информационного обеспечения молодежи и формирования единого молодежного медиапространства.
Ключевые слова и фразы: становление российской печати; молодежные медиасредства; студенческие СМИ; вузовские СМИ; государственная молодежная политика; молодежное медиапространство.
Геворгян Аревик Ашотовна
Пятигорский государственный университет [email protected]
СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПЕЧАТИ В ВУЗАХ РОССИИ И ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЕЖНЫХ МЕДИАСРЕДСТВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Статья подготовлена по итогам выполнения проекта № 3327 по государственному заданию Министерства образования и науки Российской Федерации на выполнение научно-исследовательской работы «Анализ и оценка перспектив реализации основ государственной молодёжной политики в Российской Федерации с учетом региональных аспектов» 2015 года.
Согласно утвержденным в 2014 году распоряжением Правительства РФ «Основам государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», основным приоритетом государственной молодежной политики является «создание условий для формирования личности гармоничной, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной, неравнодушной, обладающей прочным нравственным стержнем, способной при этом адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новым созидательным идеям» [14]. Молодежь, в том числе студенческая, как носитель инновационного потенциала развития призвана обеспечить и реализовать стратегические преимущества России будущего [1].
Средства массовой информации - несомненный лидер в формировании жизненных ценностей и образцов для подражания современной молодежи. Молодежная политика, очевидно, нуждается в освещении, в позитивном продвижении в молодежной среде на этапе формирования мировоззрения и становления жизненных ориентиров [3; 4].
Проблема вузовских печатных медиасредств как элемента системы молодежных СМИ достаточно широко развернута в работе Я. Мендельбаума «Факультетские издания как элемент системы СМИ вуза», а также в статье И. Новиковой «Вузовская пресса: проблема типологии». Данные статьи опубликованы в сборнике трудов
молодых ученых под редакцией Н. Жиляковой «Актуальные проблемы журналистики». Данная тема также раскрыта в статьях Е. Колесник и Д. Филиппова «Вузовская газета как фактор социализации», А. Грабель-никова «Вузовская печать: прошлое, настоящее, будущее», Т. Сидоровой и Ю. Чемякина «Вузовские СМИ в системе корпоративных медиа» [6; 9; 12; 16].
Вузовские молодежные издания являются неотъемлемой частью эффективного развития медиапростран-ства вуза, реализации молодежной политики, качественной медиакоммуникации в образовательной и социальной среде университета. В данной статье нами осуществлена попытка рассмотрения в исторической ретроспективе проблемы становления вузовских и студенческих печатных изданий в России. Развитие же молодежных СМИ на современном этапе определяет их потенциал как общественно-информационного инструмента реализации молодежной политики в современном ее представлении, цели и задачи которой определяются в законодательных документах РФ.
Неудивительно, что именно со студенческой молодежью связано становление печатной прессы в России. Рождение российской журналистики состоялось благодаря выпуску первой печатной газеты «Ведомости» в январе 1703 г. В целях просвещения и образования по велению Петра I «Ведомости» вышли большим для того времени тиражом в 4000 экземпляров, что было значительным числом в сопоставлении с количеством грамотных и образованных людей. В 1727 г. «Ведомости» были переданы в управление Академии наук и были переименованы в «Санкт-Петербургские ведомости» [10].
Проводимая в то время реформа образования, вследствие которой в России и появились университеты, нуждалась в информационной поддержке, и газеты послужили просветительским инструментом. Университеты того времени представляли собой основные национальные центры просвещения и играли определяющую роль в развитии культуры.
Будучи вузовским изданием, «Московские ведомости» в то же время имели российское значение, распространяясь далеко за пределами вуза... Это было издание, служившее вузовской многотиражкой и общественно-политической общенациональной газетой [8, с. 7]. На страницах «Московских ведомостей» рассматривались вопросы внешней и внутренней политики, публиковалась официальная государственная информация [10].
В 1857 г. необходимость существования в российском высшем образовании студенческих изданий была осознана на правительственном уровне. 30 января 1857 г. министр народного просвещения России разрешил студентам Санкт-Петербургского университета официально издавать свой сборник учебно-литературных трудов [2].
Первые сто с лишним лет российской журналистики газеты и журналы чаще всего возникали именно при университетах и Академии наук, служивших тогда очагами образования и культуры [7, с. 22]. Конечно, «Ведомости» нельзя считать в полной мере студенческими изданиями - они адресовались не только студентам, но и всем образованным россиянам. И все же студенчество составляло весомую часть от читательской аудитории газет. Будучи тем временем единственными общенациональными газетами в России ХУШ в., «Ведомости» из-за тесной связи с образовательными учреждениями много внимания уделяли аспектам студенческой жизни, авторами большей части материалов являлись студенты. Именно студенты как категория граждан, заинтересованных в получении знаний, были наиболее многочисленной аудиторией.
Возникновение собственно студенческих печатных изданий (например, журнала «Северное созвездие» (1830-40-е гг., Казанский университет), сборника «Светоч» (1858 г., Петербургский университет), газеты «Слухи» (1855 г., Петербургский главный педагогический институт)) выделило российское студенчество как социально активную группу, имеющую необходимость в собственном печатном издании. При этом студенческие издания отвечали информационным и политическим запросам учащихся образовательных организаций [2].
Революция создала новое студенчество, изменила его социальный состав, сформировала новый тип студента из рабочей или крестьянской среды. Агитация и пропаганда становятся главными задачами студенческой прессы, а важнейшим идеологическим и организационным институтом - советская журналистика.
Еще одним направлением развития студенческой прессы в России стало студкоровское стенгазетное движение, или движение студенческих корреспондентов. Выпуск стенгазет в учебных заведениях как массовое явление обозначился в 20-х гг. XX века.
Бумажные стенгазеты сменились фанерными. Стенная пресса считалась властями мощным инструментом идеологического управления массами. Стенгазеты появились одновременно с рабселькоровским движением как его опорные пункты [Там же].
Во время Великой Отечественной войны сложное положение вузов приводит к тому, что многотиражные вузовские газеты перестают издаваться. В послевоенные годы студенческие СМИ продолжают вести пропаганду партии и сосредотачиваются на воспитании масс учащихся.
После крушения культа личности Сталина в 1956 г. и в период «оттепели» вузовская многотиражная газета выполняет организационные и воспитательные функции. Студентов вуза призывают принять участие в различных акциях и мероприятиях: в сдаче крови («Донор - большой друг»), в уборке территорий («Первый субботник»), в выборах в местные Советы депутатов трудящихся («Всенародный праздник»). Одной из функций вузовских СМИ было также формирование позитивного имиджа учебного заведения как среди учащихся, так и в обществе в целом.
Многотиражная пресса воспитывала коммунистическое отношение к труду и учебе, создавала морально-психологический климат в коллективе, пропагандировала революционные и трудовые традиции.
В эпоху перестройки к жизни возвращается почти забытый за 70 лет тип студенческой прессы - независимая «общестуденческая» газета.
26
^БЫ 1997-2911. № 11 (65) 2016. Ч. 3
В XXI в. российские студенческие издания впервые в своей истории ощутили необходимость в объединении и совместном решении проблем. Так, в октябре 1999 г. в Российском университете дружбы народов (г. Москва) прошла первая Международная научно-практическая конференция «Вузовские и студенческие средства массовой информации: возможности, задачи, перспективы», на которой впервые было заявлено о существовании в России студенческой прессы как отдельного типа СМИ [13].
В феврале-марте 2001 г. в Новосибирске прошла первая Межрегиональная конференция студенческих, вузовских и учебных СМИ «Актуальные проблемы студенческих, вузовских и учебных СМИ, способы их решения и перспективы». Участники, приехавшие на конференцию из разных регионов России, обменивались опытом по вопросам решения проблем организации эффективной работы студенческой редакции, новостной политики, интернет-журналистики [2].
В декабре 2004 г. прошла первая межвузовская конференция студенческой прессы г. Москвы. В июле 2005 г. при поддержке Московского комитета по делам семьи и молодежи было принято решение о создании региональной молодежной общественной организации «Союз студенческих средств массовой информации города Москвы» [Там же].
В мае 2006 г. Союз студенческих СМИ Москвы провел трехдневную Всероссийскую конференцию «СМИ для студентов», показавшую в том числе, что «в регионах студенческие средства массовой информации часто развиты гораздо лучше, чем в Москве» [15].
Одним из последующих мероприятий, направленных на развитие студенческой прессы России, стал круглый стол «О проблемах студенческих СМИ. Что можно и что нельзя молодому журналисту», проведенный Медиасоюзом в Общественной палате РФ 16 июня 2008 г. Участники из разных регионов России поддержали решение организаторов о создании сайта сообщества студенческих СМИ.
Тенденция роста интереса молодежной аудитории к медиасредствам, в том числе к тем, которые создаются на базе высших учебных заведений, наблюдалась в 2009 году, который был объявлен Годом молодежи. С этого времени в рамках различных проектов, молодежных площадок и форумов («Селигер», «Машук» и др.) молодежной журналистике оказывается поддержка. Участники форумов получают возможность медиаобра-зовываться, встречаться с выдающимися журналистами, посещать мастер-классы профессионалов, а лучшие студенческие идеи и проекты получают гранты на реализацию [4].
В настоящее время в России продолжается процесс становления студенческой прессы, ведь он связан с молодой активной аудиторией. И вместе с тем можно утверждать, что к настоящему моменту российская студпресса преодолела начальный этап формирования и вышла на новый этап развития [2]. Этим обусловлена актуальность использования молодежных СМИ в целом и печатных медиасредств и их интернет-аналогов в частности как общественно-информационного инструмента реализации основ государственной молодежной политики [11].
В контексте развития цифровых технологий - массового продвижения Интернета, мобильной связи и иных возможностей распространения информации с помощью мобильных устройств, роста популярности социальных сетей - информационная свобода молодого поколения растет в геометрической прогрессии. За последние годы информационное воздействие приобретает социально-сетевой характер.
При таком интенсивном воздействии СМИ и социальных сетей снижается степень влияния государственных институтов на формирование мировоззрения молодого поколения, возникает вопрос обеспечения информационной безопасности молодежи. В целях формирования позитивно ориентированной информационной молодежной среды необходима поддержка молодежных медиаресурсов, а также принятие мер, обеспечивающих реализацию молодежной политики в молодежном информационном пространстве как на государственном, так и на региональном уровнях [5].
На современном этапе становления молодежных СМИ на первый план выходит задача формирования медиапространства, благоприятного для развития молодежи, усиления механизмов обратной связи между молодежью, общественными объединениями, государственными структурами, а также роста эффективности использования медиаинфраструктуры в целях патриотического и гражданского воспитания молодежи. Достижение этой задачи связано с осуществлением следующих направлений молодежной политики: популяризацией образа гармонично развитой молодой личности, имеющей профессиональные и творческие достижения; повышением общей медиаграмотности и культуры информационной безопасности в молодежной среде в качестве эффективного инструмента профилактики экстремизма, а также дискриминации по религиозным, социальным, расовым, национальным и другим признакам; формированием эффективных механизмов информирования молодежи о мероприятиях и направлениях молодежной политики [1].
Таким образом, актуальными мероприятиями с целью организации информационного обеспечения молодежи, развития единого информационного пространства и поддержки молодежных и студенческих СМИ являются: организация эффективного взаимодействия власти и информирования молодежных СМИ о проектах и программах для молодежи, проводимых правительствами города, региона и государства; формирование инициативной группы из представителей СМИ для объединения студенческих и молодежных изданий и обмена опытом на региональном и общероссийском уровнях; создание базы данных молодежных СМИ для оперативного получения информации по всем вопросам, касающимся молодежи; оказание материальной поддержки молодежным медиаресурсам; содействие конструктивному взаимодействию с органами власти и ректоратами вузов для содействия развитию студенческих и молодежных СМИ; организация журналистской практики в ведущих изданиях, мастер-классов по журналистике и менеджменту в СМИ от представителей
профессионального сообщества, а также выделение грантов на обучение и стажировки для молодых журналистов; проведение конкурсов, фестивалей, форумов молодежных СМИ с призами и грантами для развития молодежных СМИ; поддержка в создании интернет-версий студенческих и молодежных изданий; создание молодежных интернет-порталов с интеграцией в социальные сети; налаживание работы со средствами массовой информации регионов, городов и т.д. по вопросам освещения реализации молодежной политики; налаживание конструктивного сотрудничества департаментов молодежной политики регионов со студенческими СМИ, например организация студенческого совета при департаменте [3].
В настоящее время молодежные СМИ являются неотъемлемой частью эффективного развития медиапро-странства как вуза, так и общероссийского молодежного медиапространства, качественной медиакоммуника-ции в образовательной и социальной среде, реализации основ государственной политики среди молодежи.
Список литературы
1. Анализ и оценка перспектив реализации основ государственной молодежной политики в Российской Федерации с учетом региональных аспектов: отчет по государственному заданию Министерства образования и науки Российской Федерации на выполнение научно-исследовательской работы по проекту № 3327. Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2015.
2. Болкунов А. Н. Возникновение и становление студенческой периодики в России [Электронный ресурс] // Известия Саратовского университета. Сер. «Филология. Журналистика». 2008. Т. 8. Вып. 2. URL: http://www.sgu.ru/sites/ default/files/journals/izvestiya/pdf/2013/12/13/13_bolkunov.pdf (дата обращения: 15.06.2015).
3. Геворгян А. А. Молодежное информационное пространство в контексте реализации молодежной политики // Идеи и проекты молодежи России: материалы Всероссийской научно-практической конференции (29 октября 2015 г.) / гл. ред. М. П. Нечаев. Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2015. С. 27-29.
4. Геворгян А. А. Молодежное медиапространство в вузе // Университетские чтения - 2016: материалы научно-методических чтений. Пятигорск, ПГЛУ, 2016. С. 37-41.
5. Геворгян А. А., Буров А. А. Системно-типологический анализ вузовских и студенческих изданий Пятигорского государственного лингвистического университета в аспекте реализации молодежной политики // Стратегия устойчивого развития регионов: сборник материалов XXIX Всероссийской научно-практической конференции (18 декабря 2015 г.) / под общей редакцией С. С. Чернова. Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2015. С. 69-76.
6. Грабельников А. А. Вузовская печать: прошлое, настоящее, будущее // Вузовские и студенческие средства массовой информации: Возможности, задачи, перспективы: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. (19-20 октября 1999 г.). М., 1999. Ч. 1. Доклады и сообщения. С. 9-15.
7. История русской журналистики XVIII-XIX веков / под ред. проф. А. В. Западова. М., 1973. 347 с.
8. Козлова М. М. История отечественных средств массовой информации: учеб. пособие. Ульяновск, 2000. 156 с.
9. Колесник Е. В., Филиппов Д. Е. Вузовская газета как фактор социализации // Актуальные проблемы вузовских, студенческих СМИ. Пути их решения и перспективы СМИ: материалы I Межрегиональной конференции: доклады и сообщения. Новосибирск: Новосиб. гос. техн. ун-т, 2001. С. 12-14.
10. Лазаревич Э. А. Как началась российская журналистика // Природа. М., 1974. № 4. С. 27-31.
11. Мордвинцев И. А. Специфика и механизм реализации государственной молодежной политики в регионах России: дисс. ... к.э.н. Волгоград, 2011. 290 с.
12. Новикова И. Вузовская пресса: проблема типологии // Актуальные проблемы журналистики: сборник трудов молодых ученых / отв. ред. Н. В. Жилякова, Е. А. Войтик. Томск: Издательство НТЛ, 2013. Вып. УШ. С. 123-131.
13. Обращение к вузовским, студенческим и молодежным СМИ // Вузовские и студенческие средства массовой информации: возможности, задачи, перспективы: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. (19-20 октября 1999 г.): доклады и сообщения. М., 1999. С. 3-6.
14. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: утв. распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. URL: http://rg.ru/2014/12/08/molodej-site-dok.html (дата обращения: 31.03.2016).
15. Сидоренко В. В регионах студенческие средства массовой информации часто развиты гораздо лучше, чем в Москве [Электронный ресурс]: интервью президента Союза студенческих СМИ Москвы Владимира Кумова интернет-порталу ipim.ru. URL: http://ipim.ru/persons/10.html (дата обращения: 06.05.2015).
16. Сидорова Т. И., Чемякин Ю. В. Вузовские СМИ в системе корпоративных медиа [Электронный ресурс]. URL: http://mediascope.ru/node/887 (дата обращения: 07.04.2015).
YOUTH PRESS FORMATION AT RUSSIAN HIGHER SCHOOL AND POTENTIAL OF MODERN YOUTH MEDIA IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTING STATE YOUTH POLICY
Gevorgyan Arevik Ashotovna
Pyatigorsk State University faberlic17@yandex. ru
The article examines youth press formation at Russian higher school, analyzes role and importance of youth publications in Russia's state policy of the ХУШ-ХХ centuries. The author evaluates the potential of youth media as a social and information tool to implement the basics of the state's current youth policy, describes relevant trends to implement the state youth policy and measures to provide young people's information support and to form integrated youth media-space.
Key words and phrases: formation of Russian press; youth media; student media; higher school media; state youth policy; youth media-space.