Научная статья на тему 'Сми как фактор развития государственной молодежной информационной политики'

Сми как фактор развития государственной молодежной информационной политики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2510
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ / YOUTH PROBLEMS / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS MEDIA / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / STATE YOUTH POLICY / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INFORMATION POLICY / СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ / STRATEGY OF STATE YOUTH INFORMATION POLICY / СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / SOCIALIZATION OF YOUTH / МЕДИАКОНТЕНТ / РОЛИ СМИ / ROLE OF MEDIA / MEDIA CONTENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Белините А.В.

В данной статье автор исследует вопрос становления и развития государственной молодежной информационной политики, а также предполагаемую органами законодательной и исполнительной власти роль средств массовой информации в реализации программ государственной молодежной политики. В рамках проведенного контент-анализа печатных изданий и сайтов информационных агентств анализируется объем присутствия проблематики в информационном пространстве современных российских медиа, исследуются особенности медиаконтента каждого из медиаресурсов в контексте освещения проблемных тем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Белините А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA AS A DEVELOPMENT FACTOR OF STATE YOUTH INFORMATION POLICY

The article explores the formation and development of state youth information policy and the role of the media in covering the programs of state youth policy assumed by the legislative and executive authorities. The content analysis of publications in printed media and websites of news agencies was conducted to analyze the scope of the issue in the information space of the modern Russian media. In addition, the author examines the features of the media content of each media resource in the context of the coverage of problematic topics.

Текст научной работы на тему «Сми как фактор развития государственной молодежной информационной политики»

УДК: 070

ББК: 76.0

Белините А.В.

СМИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Belinite A.V.

MEDIA AS A DEVELOPMENT FACTOR OF STATE YOUTH INFORMATION

POLICY

Ключевые слова: молодежь, проблемы молодежи, средства массовой информации, государственная молодежная политика, законодательство, информационная политика, стратегия государственной молодежной информационной политики, социализация молодежи, медиаконтент, роли СМИ.

Keywords: youth, youth problems, mass media, state youth policy, legislation, information policy, strategy of state youth information policy, socialization of youth, media content, role of media.

Аннотация: в данной статье автор исследует вопрос становления и развития государственной молодежной информационной политики, а также предполагаемую органами законодательной и исполнительной власти роль средств массовой информации в реализации программ государственной молодежной политики. В рамках проведенного контент -анализа печатных изданий и сайтов информационных агентств анализируется объем присутствия проблематики в информационном пространстве современных российских медиа, исследуются особенности медиаконтента каждого из медиаресурсов в контексте освещения проблемных тем.

Abstract: the article explores the formation and development of state youth information policy and the role of the media in covering the programs of state youth policy assumed by the legislative and executive authorities. The content analysis of publications in printed media and websites of news agencies was conducted to analyze the scope of the issue in the information space of the modern Russian media. In addition, the author examines the features of the media content of each media resource in the context of the coverage of problematic topics.

Молодежь как объект общественного интереса

2018-й год ознаменован очередным всплеском активности в поисках решения проблем государственной молодежной политики. С конца 2017-го в регионах РФ ведутся публичные обсуждения проекта Федерального закона «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации», инициированные Общественной палатой РФ. Выработанные профильными комиссиями предложения и замечания будут отправлены в федеральный центр и, вероятно, должны поспособствовать продвижению процедуры принятия закона.

СМИ как социальный институт, имеющий в современной России влияние и

на формирование повестки дня, и на формирование общественного мнения, должен внимательнее относиться к вопросам, касающимся молодого поколения. Чем чаще современные медиа будут фокусировать внимание общества на проблемах молодежи и государственной молодежной политики, тем быстрее закончится эпоха «засухи» в отношениях между властью и молодыми людьми.

Молодежь России: общие характеристики

Современная российская молодежь -это 30,4 млн. граждан государства в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 20,7% от всей численности населения РФ 1. Россий-

1 Численность населения Российской Федерации по полу и отдельным возрастным группам на 1

ская молодежь, как и остальные россияне, переживает период затянувшегося общественного перехода, часто определяемого как трансформация. Одна из важнейших характеристик современной молодежи России -это то, что люди данного возраста принадлежат к категории так называемых «первых россиян» - тех, кто родился и формировался как личность после распада СССР.

Молодежь является в определенной степени социальным феноменом. Академик В.Т. Лисовский охарактеризовал эту группу как «поколение людей, проходящих особую стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции»1. Наиболее аргументированной можно признать концепцию, предложенную профессором И.С. Коном, где молодежь понимается как «социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных этими факторам социально-психологических свойств». Также отмечается, что молодость как этап жизненного цикла - биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, и, следовательно, социальный статус и социально-психологические особенности определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации и воспитания данного общества.2

Безусловно, молодежь, являясь частью социума, имеет те же признаки, что и остальное общество, воспринимает его ценности и ориентации. Однако сознание молодого человека значительно отличается в равной степени как от детского способа мышления, так и от взрослого. Молодежному сознанию характерны такие свойства, как лабильность (недостаточная твердость жизненных установок, ориентаций в обществе),

января 2017 г. // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_111/Main.htm - дата обращения 20.01.2018)

1 Лисовский В.Т. Социология молодежи. -СПб.: Санкт-Петербургский университет, 1996 -С. 155.

2 Кон, И. С. Юность как социальная проблема // Общество и молодёжь / Сост. В. Д. Кобецкий. - М.: Молодая гвардия 1973. - С. 22-51.

противоречивость (продиктованность поведения сиюминутными мотивами), экстремальность (наиболее известная форма проявления - так называемый «юношеский максимализм»), трансгрессивность (способность предвидеть события и ориентироваться на них, переносить своеобразные образцы будущего - в настоящее), повышенная возбудимость (и, как следствие, быстрое увлечение чем-то, но и быстрое «перегорание» от чего-то), инстинктивность поведения, стремление самоутвердиться и автоно-мизироваться от всего общества или его части.

Несмотря на то, что молодежь полна энергии, амбиций и стремлений, возможностей для самореализации у нее не так уж и много. Главная причина этого - отсутствие финансовой и идейной независимости от родителей и тех социальных институтов, с которыми молодые люди наиболее связаны. Характерными чертами молодежи как совокупности людей являются их недостаточная включенность в общий социальный процесс круговорота жизни (большая часть не включена в производство и распределение продуктов, живет «в кредит»), нахождение в состоянии объекта социализации в стадии

3

определения с жизненными траекториями.

При том, что категория молодежи выделяется на основе объективных социально-демографических признаков, каждое поколение отличается от следующих субъективными характеристиками, будучи явлением абсолютно конкретным - зависящим и от сегодняшней истории, и от геополитики, и от культуры. То есть, рассуждая о современной молодежи, мы должны помнить о понятии «исторического времени», которое складывается из календарного времени, из времени протекания политических процессов, из времени существования медиа-явлений и потенциального времени, необ-

4

ходимого на те или иные перемены.

Так, природа и характер современной российской молодежи опосредованы новым информационным пространством, о чем

3 Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. - М.: Голос, 2001. - С. 109.

4 Журналистика. Общество. Ценности: Коллективная монография / Ред.-сост. В.А. Сидоров. -СПб.: Петрополис, 2010 - С. 380.

свидетельствуют главенствующая у них эстетика видеоклипа, предпочтение интерактивного общения реальному. Для молодых людей середины 2010-х характерными чертами являются спонтанность, легкое отношение к окружающему миру, отрицание стереотипов, минимизация ценностей и норм, утверждение универсальной толерантности. Все эти особенности сложились вследствие жизни молодежи в рамках информационного пространства постмодернистской парадигмы.

Особенности государственной молодежной политики в РФ

«Современное общество должно открыть молодежь как субъект истории, как исключительно важный фактор перемен, как носителя новых идей и программ, как социальную ценность особого рода. Необходима современная, отвечающая запросам XXI века, концепция молодежи, которая, в свою очередь, не может быть создана без новой философии возраста»1, - писали социологи еще 25 лет назад. Первый Год Молодежи был проведен в 1985 году по инициативе ООН, а в России только в 2009. Утверждать, что в нашем государстве роль молодежи как движущей силы недооценивают не стоит, однако нынешних студентов и молодых специалистов «ускорителем выработки и внедрения в практику новых идей, инициатив, новых форм жизни» 2 считают скорее на бумаге, в реальности не предоставляя достаточного количества площадок и инструментов.

Российская молодежь все еще слабо реализует себя в политической жизни современного общества. Эксперты -политологи и социологи последние годы характеризовали современную молодежь как поколение «политически пассивное», с низким уровнем электоральной активности. Это явление стало закономерным результатом двух процессов: первое - дистанцирование государства от молодежи и от решения ее проблем в 90-е годы; второе - использование молодежи в электоральном процессе более сильными социальными группами.

1 Молодежь России: тенденции, перспективы - М.: Молодая гвардия, 1993 - С. 6.

2 Ильинский И.М. Молодежь и молодежная

политика. - М.: Голос 2001 - С. 76-80.

Однако Президентские выборы - 2018 говорят об изменении траекторий политического поведения молодежи. По оценкам экзит-полла ВЦИОМ и данным ЦИК, уровень явки среди молодежи (избиратели с правом голоса в возрасте от 18 до 34 лет) 18 марта 2018 г. составил 69,5 %3. То есть мы можем говорить о том, что молодежь становится более заинтересованной в политике, стремится обеспечить легитимность института власти, но пока не желает сама продвигать гражданские инициативы. В силу этого нежелания современная российская молодежная политика в основном имеет императивный характер, насаждается сверху.

Согласно законодательству страны, государственная молодежная политика (далее - ГМП) - направление деятельности РФ, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно- управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социального и экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских по-

4

зиций на мировой арене .

ГМП регулируется преимущественно законодательством субъектов РФ: по состоянию на 1 января 2018 года в 78 регионах были приняты нормативно-правовые акты, регулирующие работу программ, однако на федеральном уровне базовый закон «о молодежной политике» не принят по сей день.

В целом сегодня можно рассматривать молодежную политику как «сознательное и

3 ВЦИОМ. Молодежь ломает стереотипы. Пресс-выпуск // URL: https://wciom.ru/indexphp?id= 236&uid=116758

4 Основы государственной молодёжной политики до 2025 года. Распоряжение от 29 ноября 2014 года №2403-р // сайт Правительства РФ // URL: http://government .ru/docs/15965/

целенаправленное регулирование межпоко-ленческих отношений, управление процессом их преемственности и развития общест-ва»1. Однако не стоит забывать о том, что молодежная политика может быть не только «официальной» и «государственной». На социализацию и развитие молодежи помимо государства и политических партий могут также влиять и другие общественные институты, средства массовой информации, коммерческие и некоммерческие организации, стихийные и субкультурные объединения, однако в этой статье мы сосредоточимся на анализе освещения программ государственной молодежной политики, закрепленных на законодательном уровне.

История формирования законодательства и роль СМИ

Термин «государственная молодежная политика» закрепился в юридической системе РФ в 1991 г. с принятием Закона «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» . Документ определил экономические, правовые и организационные условия и гарантии осуществления молодежной политики, закрепив систему правовых средств, направленных на обеспечение равенства социальных возможностей молодежи с другими группами и слоями населения. Ключевой задачей ГМП тогда стало органичное соединение интересов молодых граждан и всего остального населения, создание условие и стимулов для самореализации на благо государства.

В 1992 году указом президента Б.Н. Ельцина молодежная политика была провозглашена фактически «приоритетной социально экономической политикой государства»3, был образован Государственный комитет по Российской Федерации по делам молодежи. Указом Президента Российской Федерации № 1922 от 15.09.1994г. утверждена Федеральная целевая программа

1 Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. - М.: Голос, 2001 - С. 579.

2 Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» от 16 апреля 1991 г. № 2114-I // URL: http: //base.garant.ru/ 6335136/

3 Указ Президента Российской Федерации № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» от 16.09. 1992 г. // URL: http://base.garant.ru/2300503/

«Молодежь России», а Указом Президента Российской Федерации №890 от 15.08.1997 г. ей присвоен статус президентской. В 1999 году принят новый Федеральный Закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации», а в 2001 Правительственная комиссия одобрила «Концепцию государственной молодежной политики в Российской Федерации».

Заново работа над программами государственной молодежной политики началась нескоро - к вопросу вернулись лишь в 2010-х годах. В ноябре 2014 г. Правительством утверждены «Основы государственной молодежной политики до 2025 года», призванные «совершенствовать процесс социального развития молодежи Российской Федерации и улучшения ее духовно-нравственных характеристик, повышать общественную и социально-экономическую активность молодежи»4.

Большое внимание в «Основах...» уделяется стратегии взаимодействия институтов власти и молодежи посредством СМИ. Так, в параграфе 5, повествующем об основных принципах реализации ГМП, прописана необходимость «повышения эффективности использования информационных ресурсов в интересах реализации государственной молодежной политики»5. В качестве одной из приоритетных задач выделяется «формирование информационного поля, благоприятного для развития молодежи, интенсификация механизмов обратной связи между государственными структурами, общественными объединениями и молодежью, а также повышение эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах патриотического и гражданского воспитания молодежи»6, что говорит о необходимости активной работы средств массовой информации в процессах налаживания двусторонней коммуникации между государством и молодежью. В качестве информационных механизмов реализации молодежной политики в «Основах.» также предлагается «размещение ин-

4 Основы государственной молодёжной политики до 2025 года. Распоряжение от 29 ноября 2014 года №2403-р //сайт Правительства России// URL: http://government .ru/docs/15965/

5 Там же.

6 Там же.

формации о реализации молодежной политики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и средствах массовой информации» и «развитие государственных и муниципальных информационно-аналитических систем, в том числе баз данных, социально-экспертных сетей и систем, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг, а также реализацию обратной связи молодых граждан с органами государственной власти и управления»1, что еще раз подчеркивает особую роль института журналистики как организатора общественного диалога.

Таким образом, мы можем говорить не просто об освещении сферы государственной молодежной политики в средствах массовой информации, а о государственной молодежной информационной политике как целенаправленной деятельности государства и СМИ по отношению к молодежи. Под государственной молодежной информационной политикой мы понимаем комплекс мер и мероприятий, направленных на информирование аудитории о деятельности различных социальных институтов по отношению к молодежи и о стратегиях общественно-политического развития государства, об их возможностях для эффективной социализации и творческой самореализации. Безусловно, отечественные СМИ периодически включают «молодежный вопрос» в свою повестку дня, однако в данной статье мы рассматриваем эту деятельность именно с точки зрения возможности системной работы медиа.

Анализ публикаций, посвященных государственной молодежной политике

2017-й год был богатым на события для молодежи: в мае в Государственной думе обсуждался проект федерального закона «О государственной молодежной политике в Российской Федерации», в октябре в Сочи прошел XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов (далее - ВФМС-2017). Несмотря на это, говорить о глобальном росте внимания СМИ к проблемам молодого поколения и к теме молодежной политики пока не приходится.

Для контент-анализа мы выбрали федеральные средства массовой информации (печатные издания и их сайты), позиционирую-

1 Там же.

щие себя как общественно-политические издания, и крупнейшие информационные агентства, в центре внимания которых также постоянно находятся актуальные социальные проблемы. Среди информационных агентств мы выделили следующие: «ТАСС» - государственное информационное агентство России, которое занимается транслированием государственных инициатив, информационным сопровождением крупнейших форумов, мероприятий, программ; «РИА Новости», входящее в государственную медиагруппу «Россия сегодня» и позиционирующее себя как «крупнейший российский поставщик информации для международной аудитории»; «Интерфакс» - агентство, которое является частью крупнейшей в СНГ частной диверсифицированная информационной группы, в отличие от других исследуемых нами информационных агентств оно является негосударственным СМИ, которое, однако, держит в фокусе внимания все общественно-политические процессы.

Среди печатной периодики мы выделили «Российскую газету» - издание Правительства РФ, которое не просто является «официальным публикатором» юридических документов, но и задает тон общественным дискуссиям, будучи «агентом государственного влияния» в медиаполе; «Комсомольскую правду» - ежедневное общественно-политическое СМИ, ключевой темой которого исторически были вопросы молодежи и особенно политически активной ее части, сегодня акцент внимания журналистов издания сместился, однако «Комсомолка» продолжает чутко реагировать на все изменения в обществе; «Аргументы и факты» - федеральное СМИ, с 2014 года принадлежащее правительству Москвы, одного из лидеров по совокупной читательской аудитории изданий и их сайтов среди еженедельных газет.2

Анализируя статистику за 2017 год, мы можем заметить, что большая часть ме-диаконтента, посвященного молодежной политике в РФ, носит информационный характер. Об этом свидетельствует и перевес

2 Данные исследований международной исследовательской группы «Mediascope» Рлекгронный ресурс] // URL: http://conf.mediascope.net/upload/ files/2017/mediascope_conference_2017_print_media.pdf

доли размещенных на платформах информационных агентств текстов над публикациями в печатных СМИ.

За период с 1.01.2017 по 1.01.2018 на сайте «РИА Новости» было опубликовано 175 текстов по теме, в ленте агентства «ТАСС» - 131 материал, у «Интерфакса» за тот же период - 32. В «Российской газете», учрежденной Правительством РФ и призванной активно обсуждать вопросы, касающиеся государственных законодательных инициатив, за 2017-й год опубликовано 168 материалов. На страницах массовых СМИ, ориентированных на более широкую

Одним из ключевых информационных поводов 2017 года стали расширенные парламентские слушания «О молодежной политике в Российской Федерации», проведенные Комитетом ГД по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи 22 мая. СМИ, которые в целом активно освещают законодательные инициативы и внимательно следят за реакцией экспертного и гражданского сообщества на идеи властных структур, к этому вопросу оказались практически равнодушны. По итогам парла-

категорию населения, таких как «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты» вышло 95 и 57 журналистских текстов соответственно.

Если проанализировать статистику материалов, посвященных вопросам молодежи и молодежной политики, за последние три года (таблицу 1), то можно увидеть незначительные колебания в количестве публикаций. В 2015 г. таких текстов было 547, в 2016 г. практически в 1,5 раза больше -790 единиц, однако в 2017 г. цифры снова уменьшились до 663 публикаций по заданной теме.

ментских слушаний в исследуемых нами медиа вышло в совокупности 18 материалов, из них 14 на лентах информационных агентств, 4 - в печатных изданиях и на их сайтах (таблицу 2).

Ключевым жанром стала информационная заметка, в которой семантическим ядром становится выступление одного спикера. Реже встречается расширенная заметка, аналитические жанры журналистами не использовались.

Название СМИ Количество публикаций

РИА Новости 5

ТАСС 5

Интерфакс 4

Российская газета 2

Комсомольская правда 1

Аргументы и факты 1

Итого 18

Таблица 1 - Количество текстов по теме «Молодежная политика» с 2015 по 2017 гг.

Название СМИ Год, количество публикаций

2017 2016 2015

РИА Новости 175 285 193

ТАСС 136 134 90

Интерфакс 32 14 12

Российская газета 168 162 129

Комсомольская правда 95 136 78

Аргументы и факты 57 59 45

Итого 663 790 547

Таблица 2 - Количество текстов с упоминанием события

Проанализировав медиаконтент в исследуемых нами СМИ, т.е. тексты, вышедшие в печатных изданиях и на лентах агентств по прошествии парламентских слушаний, мы сделали вывод о том, что каждое из средств массовой информации расставляет акценты в соответствие со своей редакционной политикой, ориентируясь на свой привычный формат. Однако есть и ряд общих черт, объединяющих все эти информационные материалы. Таким параметром является выбор экспертов. Так, цитаты из речи ключевых спикеров, к которым в данном контексте можно отнести заместителя Председателя Правительства РФ (в 2008-2012 гг. Министра спорта, туризма и молодёжной политики) В.Л. Мутко, Председателя Государственной Думы РФ

B.В. Володина, Министра образования и науки РФ О.В. Васильеву, использовали 5 из 6 исследуемых нами средств массовой информации (кроме «Комсомольской правды»). Реже упоминаются вице-спикер ГД РФ П.О. Толстой, лидер партии КПРФ Г.А. Зюганов, лидер партии ЛДПР В.В. Жириновский, лидер «Справедливой России»

C.М. Миронов, генеральный директор ВЦИОМ В.В. Федоров, руководитель Федерального агентства по делам молодежи А.В. Бугаев.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевыми вопросами, поднимаемыми в текстах агентства «РИА Новости», стали социальные темы: семьи, образования и патриотического воспитания. В сообщениях делается ставка на мнение одного эксперта, выступающего с определенной инициативой. Так, одним из «героев» публикации становится вице-спикер Толстой, который предлагает снизить плату за обучение студентам-отличникам, обучающимся в вузах на контрактной основе. В качестве экспертов по делам семейным выступают гендиректор ВЦИОМ Федоров, рассказавший о повышении возраста вступления в брак, и коммунист Зюганов, предложивший завести каждой российской семье по три ребенка. Глава Минобрнауки Васильева упоминается здесь в контексте патриотического воспитания: инфоповодом к новостной заметке стало предложение министра «приучить молодежь к отторжению экстремистских теорий

и антиобщественных форм поведения».1

В материалах «ТАСС» акцент делается на необходимость реформирования законодательства в области государственной молодежной политики. Инфоповодом для отдельных новостных сообщений становятся высказывания вице-премьера РФ Мутко о приоритетности работы «по поддержке самой талантливой, инициативной молодежи» и председателя ГД РФ Володина, ратующего за построение «более эффективной модели молодежной политики»2, которая возможна только после разработки «единого системного подхода». В текстах ленты «ТАСС» мы видим, как особенное внимание уделяется роли государственного аппарата в решении проблем ГМП.

«Интерфакс» в одном из материалов пытается обобщить для читателя информацию о современном положении дел в области программ государственной молодежной политики и законодательства в этой сфере, дистанцируясь от конкретных эмоциональных цитат спикеров. В других сообщениях снова звучат инициативы спикеров, касающиеся снижения платы за образования для отличников и предложения по развитию «Российских студенческих отрядов». Интересно, что в качестве одного из «хэдлайне-ров» в ленте «Интерфакса» выступает лидер СР Сергей Миронов с предложением помочь «новым субкультурам, которые нахо-

3

дятся вне поле зрения» : например, выделить участок трассы для стритрейсеров. То есть в информационных заметках «Интерфакса» появляется некий намек на неформальность, попытка уйти от официозного тона.

«АиФ» и «КП» выпустили по одной информационной заметке на своих сайтах (в печатную версию материалы не вошли). Публикация на сайте «Аргументов и фактов» затронула вопросы студенческого труда и самоуправления - текст касается при-

1 Молодежь надо приучить к отторжению экстремизма, считает Васильева // РИА Новости // URL: https://ria.ru/society/20170522/1494795628.html

2 Володин считает необходимым выстроить более эффективную модель молодежной политики в РФ // ТАСС// http://tass.ru/politika/4270492

3 Миронов предложил выделить участки трасс для стритрейсеров // ИНТЕРФАКС // URL: http ://www. interfax.ru/russia/563321

влечения студентов к ремонту общежитий1. С этой инициативой на парламентских слушаниях по молодежной политике выступила глава Минобрнауки Ольга Васильева. «Комсомольская правда» привлекает внимание к тексту броским заголовком - «Сергей Миронов назвал стрит-арт «артритом»2 - который, как это часто бывает с «КП», не отражает основной мысли публикации. На самом деле, здесь затронута важная тема - взаимодействие власти с молодежным добровольческим движением. Стоит отметить, что ни одно из остальных исследуемых СМИ на этом своего внимания не заострило.

Самыми информативными и глубокими ожидаемо стали публикации в «Российской газете», чьей прерогативой является освещение правительственных инициатив в разных форматах. В расширенной заметке под назва-

3

нием «Дать путевку в жизнь» автор попытался обобщить все предложения спикеров, выдвинутые во время слушаний: прийти к единому подходу, работать с неформальными молодежными лидерами, вернуть образованию «воспитательную функцию», привить навыки «безопасного поведения в интернете». Интересно, что в материале «РГ» фигурируют все эксперты, присутствовавшие на парламентских слушаниях, а также есть некая «обратная связь» от молодежи. Слово молодых озвучено блогером Сашей Спилберг и самым молодым депутатом ГД Василием Власовым: они рекомендуют политикам «стать прозрачными для народа» и дать молодежи скидки на ж/д билеты и в музеи. В центре второго материала «Российской газеты» оказалось выступление главы ВЦИОМа и презентация им опроса молодежных ценностей, в котором в тройке лидеров оказались такие желания, как «доход», «порядок и стабильность», «само-

1 Васильева считает, что студентов следует привлекать к ремонту общежитий // Аргументы и факты // URL: http//www.aif.ru/society/education/vasüeva_ schi-taet_chto_studmtov_sleduet_privlekat_k_remontu_obshchez hitiy

2 Пятницкая С. Сергей Миронов назвал стрит-арт «артритом» // Комсомольская правда // URL:https ://www .kp. ru/online/news/2753051/

3 Замахина Т. Дать путевку в жизнь // Россий-

ская газета. - Федеральный выпуск №7275 (109) от 23 мая 2017 // URL: https://rg.ru/2017/05/22/v-

gosdume-najdut-edinye-podhody -k-gospolitike-v-sfere -molodezhi.html

реализация»4. Таким образом, РГ своеобразно легитимирует результаты опроса, предавая их огласке в медиапространстве.

Как мы видим по результатам контент-анализа, сегодня СМИ, освещая работу государства в сфере молодежной политики, ограничиваются лишь информационной функцией, используя традиционные формы предоставления информации аудитории, и забывают о функциях воспитательных, организаторских, социализаторских. Пока нам сложно назвать отечественные средства массовой информации полноценным партнером государства и молодежи в построении траекторий их взаимоотношений. Основной своей практической задачей с точки зрения реализации государственной молодежной политики СМИ считают интенсивное освещение ключевых мероприятий и процессов формирования законодательства. И, если эта задача крупнейшими изданиями России более-менее решается, то стратегическая миссия, состоящая в приобщении к ценностям и нормам, «воспитании гражданственности и патриотизма, развитии молодёжных инициатив и поддержку талантливой молодёжи, формировании ценностей здорового образа жизни и института семьи, воспитании культуры межнационального общения и уважения к представителям других народов»5, остаётся пока невыполнимой. Ориентированные на коммерческие цели и потребительские вкусы аудитории, коллективы редакций забывают о том, что средства массовой информации - это не только развлечение аудитории в ее свободное время и даже не просто средство утоления «информационного голода», но и способ социализации - передачи культурного и социального опыта от поколения к поколению. А, значит, следует не только уделять больше внимания темам молодежной политики, но и работать над форматами и жанрами, рассказывающими о ее проблемах.

4 Игнатова О. Социологи рассказали о новых особенностях вступления в брак // Российская газета // URL: https://rg.ru/2017/05/22/sociologi-rasskazaH-o-novyh-osobennostiah-vstupleniia-v-brak.html

5 Основы государственной молодёжной политики до 2025 года. Распоряжение от 29 ноября 2014 года №2403-р //сайт Правительства России // URL: http://government .ru/docs/15965/

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. ВЦИОМ. Молодежь ломает стереотипы. Пресс-выпуск. - URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116758 (Дата обращения 14.04.2018)

2. Дзялошинский, И.М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов: монография. - М.: Издательство АПК и ППРО, 2013. - С. 42-55.

3. Журналистика. Общество. Ценности: коллективная монография / ред.-сост.

B.А. Сидоров. - СПб.: Петрополис, 2010. - С. 380.

4. Ильинский, И.М. Молодежь и молодежная политика. - М.: Голос, 2001. - С. 76-109.

5. Кон, И.С. Юность как социальная проблема // Общество и молодёжь / сост. В.Д. Ко-бецкий. - М.: Молодая гвардия 1973. - С. 22-51.

6. Крымчанинова, М.В. Анализ политико-психологических аспектов формирования менталитета российской молодежи в возрасте от 11 до 25 лет // Перспективы развития политической психологии: новые направления: материалы Международной научной конференции / под ред. Е.Б. Шестопал. - М.: Издательство Московского университета, 2012. - С. 359-370.

7. Лисовский, В.Т. Социология молодежи. - СПб.: Санкт-Петербургский университет, 1996 - С. 155.

8. Меркулов, П.А. Государственная молодежная политика России - исторические этапы формирования. - СПб.: Алеф-Пресс, 2013. - С. 401-428.

9. Молодежь России: тенденции, перспективы - М.: Молодая гвардия, 1993. - С. 6.

10. Молодежная культура и СМИ // Научное издание. - М.: Серебряные нити, 2006. -

C. 6-51.

11. Омельченко, Е.Л. Молодежь. Открытый вопрос. - Ульяновск: Симбирская книга, 2004. - С. 12-40.

12. Пфетцер, С.А., Зеленин, А.А., Ясницкий, М.С. Политическое участие и политические ценности молодежи - Мин-во обр. и науки РФ, Кемеровский гос. ун-т. - Новосибирск: Издательство СО РАН, 2014. - С. 119-129.

13. Реснянская, Л.Л. СМИ и политика - М., 2007. - С. 13-20.

14. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодежной политики: результаты исследования [Текст]: монография / Государственный университет управления; [под общ. ред. С.В. Чуева]. - М.: Издательский дом ГУУ, 2017. - С. 75-81.

15. Шкондин, М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. - М., 2002. - С. 9-15.

16. Ядова, М.А. Поведенческие установки молодежи постсоветского поколения // Социологические исследования. - 2006. - №10. - С. 78-87.

17. Численность населения Российской Федерации по полу и отдельным возрастным группам на 1 января 2017 г. // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_111/Main.htm (Дата обращения 10.04.2018).

18. Сайт международной исследовательской группы «Mediascope» [Электронный ресурс]. - URL: http://mediascope.net/.

19. Сайт агентства «Интерфакс» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.interfax.ru/.

20. Сайт агентства «РИА Новости» [Электронный ресурс]. - URL: https://ria.ru/.

21. Сайт агентства «ТАСС» [Электронный ресурс]. - URL: http://tass.ru/.

22. Сайт газеты «Аргументы и факты» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.aif.ru/

23. Сайт газеты «Комсомольская правда» [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.kp.ru/.

24. Сайт газеты «Российская газета» [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/.

Официальные документы

1. Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» от 16 апреля 1991 г. N 2114-I. - URL: http://base.garant.ru/6335136/ (Дата обращения 10.04.2018).

2. Указ Президента Российской Федерации № 1075 «О первоочередных мерах в

области государственной молодежной политики» от 16.09. 1992 г. - URL: http://base.garant.ru/2300503/ (Дата обращения 10.04.2018).

3. Основы государственной молодёжной политики до 2025 года: утверждены распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. N 2403-р. - URL: http://government.ru/docs/15965/ (Дата обращения 10.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.