Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ И ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА'

МЕХАНИЗМЫ И ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
530
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Ключевые слова
механизм / технологии / молодежь / регион / государство / молодежная политика.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мержо Муса Шамсудинович

Тенденции последних нескольких лет таковы, когда после распада СССР и становления нового Российского государства молодежь рассматривается как наиболее активный и наиболее значимый социальный субъект. В результате этого колоссальное социальное значение при осуществлении мероприятий в ходе государственной модернизации и преобразования приобретает именно молодёжь и на этом основании можно сделать вывод о том, что на особой позиции в ходе развития современной России на сегодняшний день находится институт государственной молодежной политики. В конечном счете, события развиваются так, когда наиболее высокий уровень актуальности среди существующих практических задач, поставленных перед современной наукой, демонстрирует задача, связанная с поиском и практическим воплощением наиболее эффективных способов и методов управления в указанной сфере деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Мержо Муса Шамсудинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ И ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА»

УДК 316.346

МЕХАНИЗМЫ И ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА

МЕРЖО МУСА ШАМСУДИНОВИЧ

К.э.н., доцент кафедры «Менеджмент» ИнгГУ, Магас, Россия

Аннотация. Тенденции последних нескольких лет таковы, когда после распада СССР и становления нового Российского государства молодежь рассматривается как наиболее активный и наиболее значимый социальный субъект. В результате этого колоссальное социальное значение при осуществлении мероприятий в ходе государственной модернизации и преобразования приобретает именно молодёжь и на этом основании можно сделать вывод о том, что на особой позиции в ходе развития современной России на сегодняшний день находится институт государственной молодежной политики. В конечном счете, события развиваются так, когда наиболее высокий уровень актуальности среди существующих практических задач, поставленных перед современной наукой, демонстрирует задача, связанная с поиском и практическим воплощением наиболее эффективных способов и методов управления в указанной сфере деятельности.

Ключевые слова: механизм, технологии, молодежь, регион, государство, молодежная политика.

В настоящий момент в РФ работа с молодёжью осуществляется, таким образом, когда её построение производится по вертикали федеральных, региональных и местных органов власти, и они в свою очередь в своём единстве формируют её институциональную основу, перечень делегированных им полномочий включает в себя, в том числе управление молодежной политикой на соответствующем уровне.

Реализация молодежной политики обеспечивается на 3-х уровнях - федеральный, региональный и муниципальный, и вместе с тем, нужно отметить, что сегодня имеет место тенденция, в силу которой все большее значение по ее реализации начинают приобретать региональные и муниципальные органы. Подобное развитие событий в первую очередь определяет то, что в первую очередь на местном уровне осуществляется процесс непосредственного формирования и практической реализации молодежной политики на условиях принятия во внимание при этом конкретных проблем, с коими сталкиваются молодые люди в тех или иных сферах жизнедеятельности.

В результате поступательного повышения уровня самостоятельности территориальных субъектов начинает формироваться тенденция, и она свидетельствует о том, что появляются новые, обусловленные системным характером указанной деятельности, требования, которым должна удовлетворять реализуемая в настоящий момент молодежная политика.

На этом основании можно сделать вывод о том, что наиболее рациональная и эффективная модель молодежной политики на территории нашей страны должна в своей основе содержать исчерпывающий перечень приоритетов и целей, регламентация которых осуществляется на федеральном уровне, на условиях обеспечения надлежащего учёта всех факторов политического, экономического и социально-культурного порядка, оказывающих то или иное влияние, а также учитывая широкое разнообразие региональных практик, что в свою очередь обусловлены спецификой субъектов РФ. При этом нужно отметить также, что при реализации обозначенного процесса возникает обширный ряд противоречий, в результате чего современное общество сталкивается с не менее широким перечнем молодежных проблем, демонстрирующих также специфические черты.

Согласно расчетам, которые по данному вопросу были сделаны А.В. Кирносом и О. А. Ереминой, на сегодняшний день удельный вес федеративных субъектов, где разработаны собственные базовые законы о молодежной политике, насчитывает приблизительно 90%. [4] В большинстве случаев непосредственная деятельность, целью которой является практическое воплощение региональной молодежной политики (РМП), реализуется силами областных, республиканских и краевых органов исполнительной власти, а также силами органов местного самоуправления. На территории значительного количества субъектов федерации в качестве исполнительных органов власти местного уровня, уполномоченных разрешать вопросы в области реализации на практике ГМП, выступают министерства, департаменты, комитеты, отделы, агентства.

Основная цель, достижение которой планировалось обеспечить при дифференциации процессов принятия и практического воплощения решений в области МП по трём фундаментальным управленческим уровням (федеральный, региональный и муниципальный), заключается в том, чтобы обеспечить агрегацию широкого спектра социальных интересов авторов МП и адаптацию ГМП условиям региона и отдельных территорий. [1]

Необходимо отметить, что в настоящий момент тенденции в рассматриваемой области деятельности претерпели некоторые изменения, в силу чего сменились вектора распределения ответственности за обеспечение практического воплощения избранного курса молодежной политики. На основании влияния обозначенной причины были созданы объективные предпосылки, для того чтобы усилить интенсивность реализации и в целом значимость РМП, в силу воздействия, обусловленного рядом объективных обстоятельств.

Прежде всего, речь идет о факторе институциональной обусловленности. Ряд фундаментальных направлений МП является объектом совместного ведения РФ и субъектов РФ. Кроме того, в качестве ещё одного не менее значимого основания, в силу влияния которого активно реализуется процесс становления регионального механизма практического воплощения ГМП, в настоящий момент можно назвать этническое и культурное своеобразие субъектов РФ. Также нужно отметить, что специфику федеративных субъектов во многом предопределяет национальный состав населения.

Разрабатывая и обеспечивая непосредственное практическое воплощение программы реализации ГМП в различных субъектах РФ, требуется сконцентрировать усилия не только на том, чтобы обеспечить оптимальное разрешение собственных, находящихся в приоритете, задач, затрагивающих наиболее проблемные области деятельности, с которыми сталкивается такой субъект, так как помимо этого необходимо принимать во внимание религиозную и культурную специфику данного региона, и предусмотреть необходимые и достаточные эффективные механизмы, кои в своей реализации будут призваны сформировать и обеспечить поддержание целостности российского молодежного сообщества.

Здесь необходимо отметить, что народности Северного Кавказа отличаются достаточно ярко видимыми специфическими чертами, что присущи их мировосприятию и в целом поведению людей. Таким образом, здесь речь идёт о менталитете, который в свою очередь с точки зрения политического понимания выступает в качестве обобщенного перечня образцов и понятий, что используют члены социально-политической группы. А на условиях его применения появляется возможность обеспечить единообразие в восприятии окружающей социальной и политической действительности, давать им надлежащую оценку и осуществлять свою деятельность согласно определённым нормам и образцам поведения, демонстрируя при этом, адекватное понимание и восприятие друг друга. [3]

В качестве третьего основания, в силу которого потребовалось обеспечить разработку и становление системы региональной реализации ГМП предстаёт ресурсное обеспечение субъектов РФ.

Все представленные выше факторы позволяют в своём единстве разработать графическую модель региональной реализации ГМП (рис. 1.).

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

Непосредственное практическое воплощение ГМП на уровне региона в силу существующих и оказывающих сильное воздействие специфических региональных черт, условий и факторов, обеспечивает отражение уникальных признаков каждого отдельного субъекта РФ и одновременно подталкивает субъект к тому, чтобы обеспечивать практическое воплощение целей, постановка коих была осуществлена на уровне РФ.

В соответствии с этим можно отметить, что непосредственное практическое воплощение на уровне региона ГМП можно рассматривать как деятельность, осуществляемую для практического воплощения ГМП на условиях принятия во внимание институциональной обусловленности, учитывая этнокультурное своеобразие и особенности ресурсного обеспечения той или иной отдельной территории, на условиях обеспечения одновременной консолидации усилий для того чтобы обеспечить практическое воплощение федеральных стратегических задач, направлений и приоритетов ГМП.

Рисунок 1.1 - Модель региональной реализации государственной молодежной

политики

Существует ряд специфических факторов, которые во многом обуславливают особенности течения процесса практического воплощения молодежной политики, сюда, прежде всего, необходимо отнести:

- особенности нормативно-правовой регламентации и обеспечения;

- особенности институциональной структуры;

- специфику информационного обеспечения;

- специфику ресурсного обеспечения;

- специфику технологического обеспечения. [2]

Процесс управления деятельностью, осуществляемой в рамках реализации на уровне региона ГМП, осуществляется, таким образом, когда в этих целях используется система реализации ГМП. Система практического воплощения на уровне региона страны ГМП предстает в роли обширного перечня разнообразных по своему характеру ресурсов, институциональных и технологических средств, при использовании которых появляется возможность обеспечить практическое воплощение приоритетных направлений ГМП с точки зрения отдельного федеративного субъектом, принимая при этом во внимание необходимость соблюдения баланса между государственными и региональными интересами, и обеспечивая надлежащее учёт совокупного перечням специфических условий и факторов, кои присущие территории анализируемого региона.

Если подойти к вопросу определения наиболее рациональной и оптимальной структуры анализируемой системы, необходимо отметить, что она в первую очередь должна включать в себя ряд фундаментальных структурных компонентов, среди которых необходимо выделить следующие:

1. Компоненты проблемно-целевого порядка, они будут включать в себя иерархию проблем и целей федерального и регионального уровня, а также дифференциация приоритетов при реализации ГМП на региональном уровне.

2. Компоненты нормативно-правового порядка, которые будут включать в себя помимо всего иного также процессы, реализуемые для принятия законов и других НПА, нацеленных на обеспечение эффективной регламентации и регулирования РМП, признавали этого приоритет федерального законодательства, а также создав условия для формирования за счет единого правового поля для реализации федеральной МП.

3. Компоненты организационного порядка, которые необходимы для того, чтобы в первую очередь сформировать структуру органов, уполномоченных заниматься делами молодёжи на уровне региона и уровне отдельных муниципалитетов, обеспечив при этом соответствие приоритетным направлениям деятельности в области реализации молодежной политики.

4. Компоненты проектно-программного порядка, где обеспечивается инкорпорация решений острохарактерных для отдельного региона проблем молодежи в единую систему практического воплощения приоритетных направлений деятельности при реализации избранного курса федеральной молодежной политики.

5. Компоненты ресурсного порядка, они относятся к одноименной подсистеме практического воплощения ГМП, и предоставляют возможность выделить и обеспечить интеграцию разнообразных по своему характеру ресурсов в указанную деятельность для решения задач, достижения приоритетных целей, оптимального разрешения проблем и устранения преград, которые могут значительно осложнить процесс непосредственного практического воплощения РМП. [4]

Проведя детальное исследование теоретических основ, на которой в дальнейшем выстраивается процесс практического воплощения ГМП в РФ, мы можем резюмировать вывод, согласно которому в настоящий момент ГМП необходимо рассматривать в качестве достаточно широкого комплекса мер, применяемых на практике в ходе функционирования государственных институтов на условиях взаимодействия с институтами гражданского общества, в стремлении к тому, чтобы создать оптимальные условия, которые позволят молодёжи надлежащим образом самореализоваться и сформировать у представителей молодого поколения значимые с социальной точки зрения качества.

В анализируемой ситуации необходимо также отметить, что специфические черты, которые прослеживаются в процессе авторского толкования содержания ГМП в управленческой системе, определяются общественными традициями, которые сложились в области регулятивного воздействия, оказываемого государственными и общественными институтами на молодежную среду. Кроме того, здесь особое влияние оказывают специфические черты и, присущие социально-экономической и политической ситуации.

В нашей стране направление деятельности, связанной с разработкой и непосредственным практическим воплощением ГМП является объектом совместного ведения РФ и её субъектов. С момента распада СССР и образования нового Российского государства на периодической основе фиксируются тенденции перехода инициативы в области разработки и практического воплощения ГМП от федерального центра к федеративным субъектам. Точка равновесия, в которой находятся федерализм и регионализм при осуществлении ГМП, зависит в первую очередь от специфики внутренней обстановки и ситуации на внешнеполитической арене. Колоссальную роль играет и ресурсная база федерального центра.

По итогам анализа и рассмотрения основных структурных элементов ГМП, представляется возможным сделать вывод о том, что в данном случае речь идет о достаточно многоаспектной системе направлений и механизмов практического воплощения её приоритетных целей, принятия эффективных мер, на всех уровнях управления ГМП. Также представляется возможным осуществить дифференциацию совокупного объема элементов ГМП на группу изменяемых и неизменных в условиях отдельного региона.

Системные неизменяемые элементы формируют фундамент ГМП для всех без исключения уровней её практического воплощения. Реализация изменяемых системных элементов может быть обеспечена таким образом, когда во внимание будет принята специфика региона, присущая системе регионального управления ГМП. В качестве таких элементов выступают механизмы, инфраструктура. [5]

На этом основании мы также можем сделать вывод о том, что процесс непосредственного практического воплощения ГМП на уровне региона подразумевает под собой необходимость принятия во внимание специфики региона, учёт имеющихся локальных преград, которые необходимо устранить при реализации обозначенного процесса.

Для того чтобы система практического воплощения ГМП на уровне российского региона была эффективной, необходимо подкрепить её соответствующим социологическим ассистированием, при этом необходимо отметить, что здесь допускается также и включение потенциальных возможностей других научных течений, в первую очередь речь идёт о психологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белецкая, Е.А. Молодежная политика: региональный аспект: монография / Е. А. Белецкая. - Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2010. - 176 с.

2. Гегель, Л.А. Молодежная политика в России: тенденции и перспективы // Alma Mater (Вестник Высшей школы). - 2015.

3. Елисеев, А.Л. Государственная молодежная политика в регионе: проблемы и перспективы реализации в условиях трансмиссии общественных отношений // Вестник Орловского государственного университета. Серия: новые гуманитарные исследования. -2015. - №3.

4. Забелин, П.В. Молодежная политика. Стратегии, идеи, перспективы / П.В. Забелин. -М.: Луч, 2011. - 123 с.

5. Ильинский, И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. Теория. История / И М. Ильинский. - М.: Голос, 2015. - 696 с.

6. Радченко, А.Ф. Государственная молодежная политика в Российской Федерации: особенности становления и развития: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02 / А. Ф. Радченко. -Москва, 2008. - 202 с.

7. Цыкина, Т.В. Региональная молодежная политика в современной России: дис. ... канд. соц. наук: 23.00.02 / Т. В. Цыкина. - Саратов, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.