Научная статья на тему 'Региональная молодежная политика в современном российском социуме: особенности институционализации'

Региональная молодежная политика в современном российском социуме: особенности институционализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
206
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / ПРИНЦИП УЧАСТИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кротов Дмитрий Валерьевич, Латышева Анна Трофимовна, Самыгин Сергей Иванович

Статья посвящена осмыслению специфики институционализации региональной молодежной политики в современном российском обществе. Региональная молодежная политика в РФ находится в ведении субъектов федерации (региональных сообществ), она представляет собой деятельность органов власти, осуществляемую совместно со структурами гражданского регионального сообщества и самой молодежью с целью социального развития молодежи, ее самореализации в общественно значимой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кротов Дмитрий Валерьевич, Латышева Анна Трофимовна, Самыгин Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная молодежная политика в современном российском социуме: особенности институционализации»

УДК 316

Кротов Дмитрий Валерьевич

доктор социологических наук, профессор кафедры экономической теории, Ростовский государственный экономический университет dsm2000@mail.ru

Латышева Анна Трофимовна

кандидат социологических наук, доцент кафедры педагогики и социокультурного развития личности, Таганрогский институт им. А.П. Чехова, Ростовский государственный экономический университет (филиал) 89281115155@mail.ru

Самыгин Сергей Иванович

доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом, Ростовский государственный экономический университет darya.maksimovich@gmail.com

Dmitry V. Krotov

Doctor of Social Sciences, Professor of chair Economic Theory, Rostov State Economic University dsm2000@mail.ru

Anna T. Latysheva

Candidate of Sociology, Associate Professor of Pedagogics and Sociocultural Personal Development, Taganrog Institute of A.P. Chekhov, Rostov State

Economic University (branch) vivashov@mail.ru

Sergey I. Samygin

Doctor of Sociological Sciences, Professor of Department human resource management, Rostov State Economic University darya.maksimovich@gmail.com

Региональная молодежная политика в современном российском социуме: особенности институционализации

Regional youth policy

in modern russian society: specifics

of institutionalization

Аннотация. Статья посвящена осмыслению специфики институционализации региональной молодежной политики в современном российском обществе. Региональная молодежная политика в РФ находится в ведении субъектов федерации (региональных сообществ), она представляет собой деятельность органов власти, осуществляемую совместно со структурами гражданского регионального сообщества и самой молодежью с целью социального развития молодежи, ее самореализации в общественно значимой деятельности.

Ключевые слова: молодежь, российское об-щество,региональная молодежная политика, институционализация, государство, социализация молодежи, принцип участия.

Annotation. The article is devoted to understanding the specifics of the institutionalization of regional youth policy in modern Russian society. The regional youth policy in the Russian Federation is managed by the subjects of the federation (regional communities), it is the activity of the authorities, carried out jointly with the structures of the civil regional community and the youth themselves with the aim of social development of the youth, its self-realization in socially significant activities.

Keywords: youth, Russiansociety, regional youth policy, institutionalization, state, youth socialization, principle of participation.

Современный российский социум переживает глубокие трансформационные процессы. Существенным изменениям повергается социальная структура общества, в которой значительное место всегда принадлежало молодежи. Немаловажное место в процессе развития современного российского общества занимает институт молодежной политики, как важнейший

социальный механизм социализации и социальной интеграции российской молодежи.

Актуальность исследования особенностей институционализации региональной молодежной политики (РМП) детерминирована, во-первых, ценностью молодежи как особой группы в социальной структуре российского общества, во-

вторых, все более возрастающими процессами стратификации и регионализации современного социального пространства. Вследствие этого, неправильная оценка значения и роли современной российской молодежи в процессе формирования общества, применение неэффективных методов социальной работы с молодыми людьми могут привести к ошибкам, которые повлекут за собой серьезные последствия. И важное место в процессе развития российского социума занимает институт молодежной политики как ведущий общественный механизм социализации и социальной интеграции современной российской молодежи [1]. Причем, особенная роль в процессе институционализации молодежной политики принадлежит государству, поскольку именно оно обладает наибольшими ресурсами и возможностями для реализации целостной молодежной политики. Государственная молодежная политика (ГМП) должна обеспечивать социально-экономические, политические и социокультурные условия развития молодежи, формировать у молодых граждан уважение к историческому прошлому и культурным традициям России, воспитывать чувство патриотизма, инициировать к соблюдению гражданских прав и выполнению гражданских обязанностей [2].

Проблеме институционализации ГМП (как системной деятельности государства и общества в отношении молодого поколения) посвящены работы Я. В. Гетц, И.М. Ильинского, В. В. Касьянова, И.Е. Клейменовой, В.А. Лукова, Т.А. Ниг-матуллиной В.А. Смирнова и др. В рамках трудов указанных ученых было разработано понятие «общественная молодежная политика», проведен анализ реализации региональной молодежной политики в российском обществе, а также осуществлен тезаурологический подход к пониманию механизмов молодежной политики.

Обратимся к понятию «государственная молодежная политика». В соответствии с законодательством, а именно гл. 1 «Основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Верховного Совета РФ № 5090-1 от 3 июня 1993 г., [3] под государственной молодежной политикой подразумевается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных движений и инициатив.Отсюда следует, что молодежь является одновременно и объектом и субъектом молодежной политики.

Современная молодежная политика представляет собой единство государственной и общественной составляющих, ее развитие в российском обществе происходит, как правило, на трех базовых уровнях: на федеральном, муниципальном и региональном уровнях, каждый из которых имеет соответствующую специфику реализации.

Поскольку, предметом нашего исследования является институционализация региональной молодежной политики, зададимся вопросом, что же, прежде всего, представляет собой региональная молодежная политика?

ГМП, будучи межотраслевой сферой государственного управления, включает в себя такие жизненно важные отрасли, как экономика, образование, здравоохранение, культура, физкультура и спорт, отдых. Она направлена на социальное становление, социализацию молодежи, формирование ее ценностных ориентаций. Что касается региональной молодежной политики, то она представляет собой целенаправленную деятельность органов власти, осуществляемую совместно со структурами гражданского регионального сообщества и самой молодежью с целью социального развития молодежи, ее самореализации в социально значимой деятельности [4].

Региональная молодежная политика в РФ находится в ведении субъектов федерации (региональных сообществ), она представляет собой «комплексную деятельность органов государственной власти, местного регионального самоуправления, общественных региональных объединений, политических партий, бизнеса и молодежного актива региона с целью социального развития молодежи, ее самореализации в общественно значимой деятельности» [5, с. 202].

В процессе институционализации РМП обозначают три этапа [6]:

- Первый этап - этап мобилизации, когда государство обнаруживает тенденцию к возрастанию интереса к молодежному сообществу в периоды модернизации практически всех сфер социальной жизнедеятельности. В такой ситуации менее интегрированная в общественную структуру молодежь преображается в важнейший ресурс инноваций;

- Второй этап характеризуется возрастанием самоорганизации самой молодежи. Внимание со стороны государства и государственных институтов к молодежи приводит к росту самосознания и ответственности молодежи перед обществом, что выражается в формировании значительного количества различных молодежных организаций как формального, так и неформального характера;

- Третьим этапом можно считать построение системы государственной молодежной политики и формирование ее трехуровневой системы: (т.е.,на федеральном, муниципальном и региональном уровнях). На этом этапе объектом деятельности государства становится управление процессами самоорганизации молодежи, консолидация энергии в более модернизированную социально-экономическую структуру.

Особенности институционализации регионализации молодежной политики связаны с дифференциацией молодежной политики в двух направлениях: по вертикали и по горизонтали. Первое направление (вертикальная дифференциация) ориентировано на изучение жизненных путей молодежи в условиях реформирующегося социального пространства того или иного российского регионального сообщества и разработку адекватных этим социальным процессам моделей сопровождения молодежного транзита.

Горизонтальная дифференциация государственной молодежной политики должна осуществляться в направлении анализа собственно региональной специфики. Это требует научной разработки и обоснования региональной молодежной политики как системы сопровождения молодежного транзита в отдельных локально-стях российского общества [7].

Специфической особенностью институционали-зации РМП является то, что ее основополагающим принципом является принцип участия, согласно которому, молодежь - это не только пассивный объект воспитания и образования, но и активный, сознательный участник социально-политических, экономических и социокультурных преобразований. Молодежное участие рассматривается как фундаментальный принцип молодежной политики не только в России, но и за рубежом [8]. Ключевая идея молодежного участия заключается в предоставлении молодежи возможности оказывать влияние на все вопросы, касающиеся их жизнедеятельности [9]. Это влияние молодежь может реализовать как через участие в принятии решений совместно с взрослым населением, так и через собственную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую жизнь. Таким образом, принцип участия заключается в деятельности молодежных общественных движений и организаций, которые имеют реальные возможности влияния на процесс разработки и реализации региональной молодежной политики.

Т.А. Нигматуллина выделяет основные проблемы институционализации региональной молодежной политики, которые сыграли не последнее значение в субъективизации региональных структур в сфере молодежной политики, к ним, в частности, относятся [10]:

1) решение жилищных проблем молодежи и поддержка социальных проектов по обеспечению молодых семей доступным жильем;

2) предоставление качественного образования, профессиональной подготовки, а при необходимости, и переподготовки, а также последующего трудоустройства представителей молодежного сообщества;

3) пропаганда здорового образа жизни среди молодежи и борьба с ее девиациями, делин-квентным поведением, криминализацией;

4) работа по социальной адаптации и интеграции молодежи, попавшей в сложные жизненные ситуации [11].

Сложившаяся тенденция регионального регулирования политики в сфере молодежной проблематики объективно исходит из социально-политических, экономических, правовых и социокультурных возможностей конкретного субъекта РФ. Стоит отметить, что реализация региональной политики в сфере молодежной деятельности

в отличие от ее «федерального контура» характеризуется, прежде всего, конкретизацией методов и форм ее практического воплощения. Целями региональной молодежной политики является создание условий для успешной социализации, интеграции и эффективной самореализации молодежи, повышение потенциала данной социально-демографической группы и использование этого потенциала в интересах инновационного развития каждого регионального социума.

С целью достижения указанных целей решаются следующие задачи:

- вовлечение молодежи конкретного региона в социальную практику, информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научно-образовательной, творческой, а также предпринимательской активности молодежи;

- обеспечение эффективной социализации и интеграции в региональный социум молодежи, относящейся к группам риска и находящейся в сложной жизненной ситуации (дети-сироты, безработные, дети-инвалиды, молодежь ограниченными возможностями здоровья);

- гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, социокультурных и нравственных ценностей среди молодежи. Механизм формирования системы ценностных ориентаций молодежи может быть реализован на самых разных уровнях (на уровне государства, общественных и религиозных институтов, семьи и личности) основываться на институционализации - установлении норм, правил и эталонов поведения, определение системы ценностей и идеалов, к которым следует стремиться. При этом, в контексте формирования патриотических чувств и настроений, особое внимание нужно уделять молодым людям школьного и студенческого возраста, когда в процессе личностно-профес-сионального становления происходит активное формирование социальной компетентности как результата осмысления молодым человеком своей социальной позиции и социальной ответственности [10, с. 45];

- формирование целостной системы поддержки инициативной и талантливой молодежи, обладающей лидерскими навыками, в целях инновационного развития российского регионального сообщества и всей России в целом.

Таким образом, в современном российском социуме сегодня существуют необходимые социальные предпосылки для успешной институцио-нализации региональной молодежной политики как типа отношений, способного обеспечить потребности общества в урегулировании отношений между молодежью и другими общественными группами и взаимную удовлетворенность участников этих отношений.

Литература:

Literature:

1. Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье российской молодежи как объект государственной молодежной политики / Н.Х. Гафиатулина, Д. В. Кротов, С. И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 3. С. 38-41.

2. Латышева А. Т. Российская социологическая мысль об адаптационных стратегиях населения: аналитический потенциал структурно-деятель-ностного подхода. Философия хозяйства. 2006. С. 1.

3. Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Верховного Совета РФ № 5090-1 от 3 июня 1993г.

4. Гетц Я.В. Институционализация региональной молодежной политики в современной России // Регионализация молодежной политики в России: история, опыт, практика. СПб., 2013. С. 21-23.

5. Гафиатулина Н.Х. Институционализация региональной молодежной политики в современном российском обществе // Нациестрои-тельство и модели национальной интеграции в России. Материалы всероссийской конференции. Ростов н/Д., 2016. С. 201-206.

6. Клейменова И.Е. Проблемы институционали-зации региональной молодежной политики в современной России // Регионализация молодежной политики в России: история, опыт, практика. СПб., 2013. С. 41-42.

7. Смирнов В.А. Институционализация региональной молодежной политики в условиях трансформации российского общества : авто-реф. дис. ... д-ра социол. наук. СПб., 2011. 45 с.

8. Lasse Siurala. A European framework for youth policy. Council of Europe Publishing, 2006. 57 p.

9. Кротов Д.В. Субкультуры и культуры соучастия - сходство и различие / Д.В. Кротов, С.И. Самыгин, Н.А. Шилина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 8-9.

10. Нигматуллина Т.А. Механизмы формирования современной российской молодежной политики: региональный аспект : монография. М., 2013.

11. Латышева А. Т. Социальная апатия как фактор формирования аддиктивного поведения в молодежной среде / А.Т. Латышева, В. В. Касьянов., С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 3.

1. Gafiatulina N.Kh. Social health of Russian youth as an object of state youth policy / N.Kh. Gafiatulina, D.V. Krotov, S.I. Samygin // Humanitarian, socioeconomic and social sciences. 2017. № 3. P. 38-41.

2. Latysheva A.T. Russian sociological thought on population adaptation strategies: the analytical potential of the structural-activity approach. Philosophy of economy. 2006. Р. 1.

3. The main directions of the state youth policy in the Russian Federation, approved by the Decree of the Supreme Soviet of the Russian Federation № 5090-1 of June 3, 1993.

4. Getz J.W. Institutionalization of regional youth policy in modern Russia / Regionalization of youth policy in Russia: history, experience, practice. SPb., 2013. P. 21-23.

5. Gafiatulina N.Kh. Institutionalization of regional youth policy in modern Russian society // Nationbuilding and models of national integration in Russia. Materials of the All-Russian Conference. Rostov on/D., 2016. P. 201-206.

6. Kleimenova I.E. Problems of institutionalization of regional youth policy in modern Russia // Regionalization of youth policy in Russia: history, experience, practice. SPb., 2013. P. 41-42.

7. Smirnov V.A. Institutionalization of the regional youth policy in the conditions of transformation of the Russian society : author. dis ... dr. Sociol. sciences. SPb., 2011. 45 p.

8. Lasse Siurala. A European framework for youth policy. Council of Europe Publishing, 2006. 57 p.

9. Krotov D.V. Subcultures and cultures of participation - similarities and differences / D.V. Krotov, S.I. Samygin, N.A Shilina // Humanitarian, socioeconomic and social sciences. 2017. № 8-9.

10. Nigmatullina T.A. Mechanisms for the formation of modern Russian youth policy: a regional aspect : monograph. M., 2013.

11. Latysheva A.T. Social apathy as a factor in the formation of addictive behavior in the youth environment / A.T. Latysheva, V.V. Kasyanov, S.I. Samygin // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2018. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.