Научная статья на тему 'Современные подходы к формированию этической культуры младших школьников'

Современные подходы к формированию этической культуры младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Надежда Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к формированию этической культуры младших школьников»

ющие установлению отношений коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи, заинтересованности в успехе общего дела. Все это в определенной степени способствует совершенствованию нравственных отношений в физ-культрно-спортивной деятельности детей.

Таким образом, можно выделить некоторые направления интеграции духовного и физического (нравственно-волевого) воспитания в процессе физкультурно-спортивной деятельности:

- использование содержания учебно-тренировочных занятий и личного общения с тренером-педагогом как источника многих важных моральных понятий, нравственных чувств и средства накопления положительного опыта нравственно-волевого поведения;

- рассмотрение целенаправленных педагогически целесообразных воздействий, разнообразных методов и приемов, стимулирующих развитие нравственно-волевых качеств юного спортсмена;

- организация такой учебно-спортивной деятельности в коллективе, которая способствует формированию отношений, основанных на сотрудничестве, дружбе и взаимопомощи, ответственности не только за свою работу, но и за деятельность своих товарищей, развивая нравственно-волевые качества;

- создание системы влияний, позволяющей осуществлять воспитание нравственно-волевых качеств у юного спортсмена регулярно, в определенной взаимозависимости от членов коллектива.

Литература

1. Бондаревская, Е. В. Смысл и стратегия личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 2001. - № 1.

2. Иванов, В. Н. Духовность как компонент социальных технологий / В. Н. Иванов, Б. Г. Лукьянов // Информатизация и технологизация социального пространства: материалы к 1 Междунар. симпоз. по социал. технологиям. - М.; Н. Новгород, 1994.

3. Осипов, Г. В. Россия: новый курс / Г. В. Осипов // Завтра. - 1996. -№1(109).

4. Панпурин, В. А. Духовность - смысл и квинтэссенция человеческого бытия / В. А. Панпурин // Духовность и культура: материалы всерос. конф. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1994.

УДК 3 7.034-053 ”465.07/. 10 "

Н. В. Павлова

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В соответствии с парадигмой личностно-ориентированной педагогики формирование этической культуры будущих учителей начальной школы приобретает особую актуальность. Данная проблема отражена в работах

Л. Л. Шевченко, В. И. Журавлева, А. И. Шемшуриной, Ю. А. Пахомовой, Н. И. Дубей, И. А. Каирова, П. А. Кропоткина, О. С. Богдановой, И. С. Марьенко и др.

В настоящее время практическая деятельность учителя не всегда соответствует нормам профессиональной этики, что вызвано сложностью и противоречиями педагогической практики. Для этой цели преподавателю вуза необходимо располагать этико-социологическими методами, позволяющими изучить этическую эрудицию студента-педагога, выявляя его ценностные ориентации, нравственную воспитанность и этическую культуру в целом.

Педагогическую основу этической культуры составляет принятие и освоение преподавателем личностного подхода к воспитанию студентов, являющегося базовой ценностной ориентацией преподавателя, включающей в себя совокупность взаимосвязанных установок на отношение к студенту, к самому себе и организационно-педагогическому взаимодействию.

Совершенствование качества подготовки педагога предполагает придание всему процессу становления специалиста и формирования его личностных качеств целостной творческой направленности. Индивидуаль-но-творческий подход должен опираться на структуру учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе с ее продуманным содержанием и соответствующей ему стратегией и тактикой претворения в учебно-воспитательную деятельность. Только в этом случае студент, как будущий педагог, понимает важность и справедливость гуманистического воспитания личности, знает меру своей ответственности в их реализации, осознает значимость чувства собственного достоинства в самоопределении младших школьников [1, с.14-16].

Воспитательные задачи этики достаточно четко определил П. А. Кропоткин: а) действовать в нравственном направлении, взывая к лучшим потребностям человека; б) определять и пояснять основные начала, без которых люди не могли бы жить обществом; в) взывать к высшему: любви, мужеству, братству, самоуважению, к жизни, согласной с идеалом; г) не допускать мысли, что возможно жить, не считаясь с потребностями и желаниями других.

Л. Л. Шевченко считает, что «педагогическая деятельность имеет двусторонний характер. Работа учителя, воспитателя всегда направлена на ребенка. Исходной установкой учителя-профессионала является желание видеть ребенка хорошим и ответное его стремление стать хорошим. При совпадении этих позиций воспитательный процесс дает положительные результаты» [2, с.10].

А. И. Шемшурина приводит три логически взаимосвязанных компонента формирования этической культуры школьников:

- специализированный этический курс занятий с детьми младшего школьного возраста, который учитывает возрастные изменения учащихся и построен по принципу диалогического взаимодействия с ними;

- свободное общение детей на перемене и в свободное время, предполагающее сочетание этической установки на доброжелательность и уважение во взаимоотношениях со сверстниками с методически инструментированными формами предупреждения конфликтных ситуаций и достойного выхода из них;

- коллективная внеурочная деятельность с этической направленностью, специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие [5, с. 6 - 11].

Ю. А. Пахомова предлагает системный подход к этическому воспитанию, включающий все аспекты школьной жизни в логическую цепочку нравственного влияния на ребенка. Развить в учениках привычку к постоянной моральной оценке поведения, нравственной самооценке помогает специальная педагогическая технология, которая основывается, прежде всего, на логике сюжетного построения занятия [5].

Психолого-педагогическое моделирование каждого занятия по формированию этической культуры призвано стимулировать этическую рефлексию младших школьников. Все это достижимо с помощью продуманной методической технологии этических занятий с детьми. Здесь главным является организация разностороннего общения, взаимодействия, взаимовлияния детей, в основе которого педагогом определена нравственная перспектива, предусмотрена возможность ситуации успеха каждого, созданы условия для этической рефлексии.

При прохождении практики в школах студенты третьего курса ПНО ПИ ЯГУ поставили цель: теоретически разработать и экспериментально проверить эффективность методов по формированию этической культуры детей младшего школьного возраста. Этические занятия проводились в школе «Айыы кыИата» филиала Якутской городской национальной гимназии в 1 «а» классе и во 2-й Мальжегарской средней школе Хангаласского улуса в 1 «б» классе: в виде беседы «Доброта что солнце», «Секреты доброты»; в виде урока-сказки «Добрый человек», «Я могу быть волшебником»; в виде сюжетно-ролевой игры «Волшебное слово», «В школе», «Во дворе» и т. д. Выстраивая сюжет, педагог отталкивается от того, что более близко и знакомо маленьким детям, проводя, например, урок на тему «Добрый человек» по сюжету сказки «Цветик-семицветик», где ученики помогают девочке находить правильный путь, как правильно вести себя с друзьями и с окружающими; урок-сказку «Я могу быть волшебником» по мотивам сказки «Черная курица, или подземные жители», где дети помогают искать и находить пути решения задач, поставленных перед Алешей. Так педагог выходит с маленькими детьми на понимание того, что добрые дела необходимо хотеть совершать, стремиться к ним. Беседу «Доброта что солнце», «Секреты доброты» можно провести в форме диалога, так дети сами выходят на понятие добра. При этом созданная ситуация располагает к общению и вызывает эмоционально положительный фон для него. Сюжетно-ролевые игры «Волшебное слово», «В школе», «Во дворе» проводятся во время перемены, а чтобы дети сами пришли к цели игры, учитель включает школьников в процесс мышления, который подкрепляется вопросами «почему?», «как ты думаешь?», оранжереей возможных вариантов ответов и другими приемами. Во время сюжетно-ролевой игры размышления ребенка и итоги общих раздумий станут определяющими для выбора нравственных понятий, путей дальнейшего поведения, которые важно закрепить и развить уже на последующих занятиях.

После проведения систематического курса основ этической культуры в поведении младших школьников были видны заметные изменения в лучшую сторону. По результатам исследования, 43% учащихся стали

более уважительно и терпеливо относиться друг к другу, к окружающим их людям; 34% - осмысленно оценивать собственные действия, поступки; у 23% учащихся повысилась самооценка, самосознание. Таким образом, полученные в процессе работы результаты и сформулированные на их основе выводы позволяют говорить об эффективности системы воспитания основ этической культуры в младшем школьном возрасте.

Литература

1. Данилов, Д. А. Индивидуальная подготовка студента к профессиональнопедагогической деятельности / Д. А. Данилов, А. Г. Корнилова. - Якутск: ЯНЦ СО РАО; ЯГУ, 2001. - 48 с.

2. Шевченко, Л. Л. Практическая педагогическая этика / Л. Л. Шевченко. -М.: Соборъ, 1997.-506 с.

3. Этика и воспитание: метод, пособие. - 2002. - № 10.

УДК 376.136

Н. Н. Иванова

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Современной школе нужна особая атмосфера, в которой взаимопонимание, взаимодействие между учителем, учеником и его родителями вызывает у ребенка положительные эмоции, уверенность в себе, в своих действиях, поступках, не рождает чувство отчужденности, «ненужности», страха.

Как отмечал В. П. Кащенко [1], атмосфера школы производит неизбежный перелом всей жизни нормального здорового ребенка. Нарушение гармонии личности и среды вызывает нарушение отношений детей к взрослым, явлениям окружающего мира и к себе.

Школа, по определению В. А. Сухомлинского [2], это мир душевных человеческих прикосновений. В этом понимании общение становится основным путем понимания, и учитель должен относиться к ученику как к другу, с которым хочется поделиться переживаниями, сомнениями, узнать много нового, интересного.

Педагогический коллектив «Школы радости» под руководством

В. А. Сухомлинского пришел к выводу, что именно школьная среда имеет возможность сглаживать огорчения, неудачи в жизни ребенка. Школа представляет собой социальную среду, воспринимающую характерные для открытого социума процессы и преобразующую их.

Ребенок постоянно нуждается в педагогическом внимании: он испытывает потребность в общении, поэтому от педагога требуется особое мастерство в общении, понимании, соучастии. Общение имеет огромное значение и для развития эмоциональной сферы человека, для формирования эстетической культуры. В процессе совместных переживаний ребенок испытывает радость познания, эмоционально проживает события, если общение основано на гуманистических принципах сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.