Научная статья на тему 'Воспитание эмоциональной культуры детей младшего школьного возраста в учебном процессе'

Воспитание эмоциональной культуры детей младшего школьного возраста в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1293
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоции / эмоциональная сфера / эмоциональная культура / воспитание эмоциональной культуры / младший школьный возраст

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбакова И. Н.

В статье автор объясняет актуальность проблемы воспитания эмоциональной культуры детей младшего школьного возраста в учебном процессе, указывает системные компоненты эмоциональной культуры и некоторые приемы ее воспитания в процессе обучения, обращая внимание на сложность воспитания культуры выражения отрицательных эмоций. Автор также отмечает необходимость вовлечения родителей в процесс воспитания эмоциональной культуры своих детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topicality of the problem of forming children"s emotional culture in primary school is explained in the article. The author points out the components of the emotional culture and some ways of its forming in the educational process, paying attention to the difficulty of forming the culture of negative emotions expression. The author also notes the importance of involving parents into the process of forming emotional culture of their children.

Текст научной работы на тему «Воспитание эмоциональной культуры детей младшего школьного возраста в учебном процессе»

И. Н. Рыбакова

ВОСПИТАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Работа представлена кафедрой общей педагогики Мурманского государственного педагогического университета.

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, профессор В. П. Манухин

В статье автор объясняет актуальность проблемы воспитания эмоциональной культуры детей младшего школьного возраста в учебном процессе, указывает системные компоненты эмоциональной культуры и некоторые приемы ее воспитания в процессе обучения, обращая внимание на сложность воспитания культуры выражения отрицательных эмоций. Автор также отмечает необходимость вовлечения родителей в процесс воспитания эмоциональной культуры своих детей.

Topicality of the problem of forming children’s emotional culture in primary school is explained in the article. The author points out the components of the emotional culture and some ways of its forming in the educational process, paying attention to the difficulty of forming the culture of negative emotions expression. The author also notes the importance of involving parents into the process of forming emotional culture of their children.

Вопросы развития эмоциональной сферы, воспитания эмоциональной культуры и культуры чувств ребенка волновали педагогов и философов всегда и во все времена. Начиная с Конфуция, Платона, Аристотеля, мыслители древности заговорили о необходимости совершенствования и расширения чувственного опыта человека, а также о подчинении «страстей своих» этическим законам.

А в наши дни, когда ребенок в буквальном смысле находится «во власти» средств

3 19

массовой информации, диктующих ему весьма развязный и агрессивный тип поведения, когда все чаще можно встретить жестокость и ненормативное поведение со стороны детей, то очевидно, что проблема воспитания эмоциональной культуры становится все более актуальной.

Данное положение отражено в ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании»1, в «Концепции модернизации российского образования до 2010 года»2, где первоочередной задачей образования деклари-

ровано формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе.

Данная формулировка задач обучения предполагает воспитание эмоциональной культуры школьников как составной части общей культуры их личности, что подразумевает обращение внимания к внутреннему миру ребенка, его эмоциональным состояниям и проявлениям, а также обучение рефлексии и адекватному выражению эмоций, возникших в ходе жизнедеятельности и общения.

Эмоциональная культура представляет собой мыслительную конструкцию, отражающую идеальный образ личности, содержащий ценностные, личностные и деятельностные характеристики, это «часть общей культуры, основополагающее свойство личности, характеризующее направленность личности к эмоционально-творческой деятельности, имеющее способность воспринимать, выражать, понимать и регулировать эмоции»3.

О. М. Кулева4 предлагает более детальный, структурный подход к определению, указывая следующие компоненты эмоциональной культуры: эмоциональное богатство личности, тип общей эмоциональной направленности, эмоциональный тезаурус личности, эмпатия, рефлексия; креативность в области проявлений эмоций, а также волевая регуляция поведения и деятельности.

Таким образом, эмоциональная культура как система состоит из культуры чувствований (восприятия, понимания, переживания), выражения чувств, эмоционально-волевого регулирования, позволяющих судить об общей культуре человека, его воспитанности, нравственных взаимоотношениях с окружающими людьми и обществом в целом.

Каждый из компонентов должен быть учтен при планировании процесса воспитания эмоциональной культуры.

На первый взгляд это непосильная задача с учетом приоритетной цели, стоящей

перед учителем, - достижение образова-тельного стандарта. А целенаправленное воспитание эмоциональной культуры предъявляет требования и к уровню развития эмоциональной культуры педагога, который во многом является образцом поведения (сформированность социально-этических, эмоционально-психических чувств, эмоционально-волевой устойчивости личности учителя и культуры нравственного поведения и деятельности), а также к его систематической воспитательной деятельности. Это и подбор эмоционально направленного содержания, которое будет способствовать развитию социально значимых эмоций и чувств, оптимальное сочетание различных методов воспитания, которые будут не только формировать знания, но и способствовать закреплению появившихся эмоций и способов их проявления в опыте ребенка, а также учет факторов социального окружения ребенка в лице родителей, сверстников, взрослых и средств массовой информации, оказывающих на развитие эмоциональной сферы значительное влияние.

Учитывая, что младший школьный возраст является сензитивным периодом развития эмоциональной сферы, так как, попав в новые социальные условия, ребенок начинает по-новому и более детально постигать мир, узнавая новое, яркое, эмоционально реагировать; усложняется система взаимоотношений, в его жизнь входит учитель и коллектив одноклассников, педагогу нужно научить ребенка находить пра-вильную форму выражения возникших эмоций, опираясь на моральные нормы, принятые в обществе. Для этого ему необходи-мо обогатить внутренний мир воспитанника различными оттенками чувств, дать возможность понять причины их возникновения и способы проявления в различных ситуациях у себя и других людей, научить контролировать эмоции.

Данную работу можно последовательно и систематически проводить, используя материал содержания образования таких

предметов, как литературное чтение, музыка, изо, труд, естествознание, русский язык, а также методы и приемы демонстрации ребенку многообразия чувств и эмоций в современном мире, средств их выражения в жестах, движениях, мимике, словесной форме при помощи рассказов, бесед, иллюстраций, примеров из повседневной жизни; тренинги; ролевые игры; педагогические ситуации, которые позволят закрепить в опыте социально значимые эмоции и образцы поведения.

Приведем примеры наиболее интересных, на наш взгляд, приемов.

На уроках литературного чтения действенными являются: прием цветотехники; приемы перевоплощения; ролевые игры.

Прием цветотехники заключается в использовании цветовых фигурок для выра-жения своего отношения к персонажу, его поступку, сюжету, конфликту произведения и т. д., причем детям может сообщаться соответствие цветов и чувств или нет, что будет способствовать развитию воображения и рефлексии.

Прием перевоплощения заключается в принятии ребенком какой-либо роли с целью повествования от его лица, например пересказ текста от лица какого-либо персонажа и выражение его отношения к происходящему в тексте, усложнить задание можно путем помещения персонажа в нетипичные условия, при этом у ребенка будут развиваться воображение, память, рефлексия, эмпатия и речь.

Ролевая игра. Еще И. Кант говорил, что игра есть деятельность, в которой цель не вынесена за пределы самой деятельности, но в которой поэтому каждый момент ценен сам по себе, и ценность заключается в том, что ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им в игре, реальны. И при совмещении воображаемого и реального плана действий в игре активно развиваются воображение, память, рефлексия, эмпатия и речь.

На уроках русского языка можно использовать тексты для списывания, изложе-

ния, сочинения, незаконченные рассказы, в которых содержится нравственная проблема, поступок, с последующим обсуждением детских переживаний. Для обогащения знаний об эмоциях и чувствах полезны словарная работа, использование глаголов эмоционального состояния и отношения, задания на подбор синонимов, антонимов, действий. Разработкой данного вопроса занимались А. Н. Дмитриев, М. Р. Львов5, М. А. Портнягина6 и др.

Воспитание эмоциональной культуры немыслимо без чувства восхищения природой, ее красотой, гармонией, умиротворением, поэтому потенциал уроков естествознания велик. Наиболее эффективными являются упражнения эколого-психологиче-ского тренинга. Потрясающие своей оригинальностью, простотой проведения и четкой направленностью на развитие эмоциональной культуры тренинговые задания для детей младшего школьного возраста можно найти в работах В. А. Левина, С. Д. Де-рябо7 и В. Зебзеевой8, которые можно использовать как этап урока, и как релаксационную паузу. Примером могут служить задания «самое-самое в природе (красивое, мягкое, нежное)», «представь, и ты почувствуешь (представь, что ты лежишь на лугу, светит солнце, что ты чувствуешь? А теперь подул сильный ветер...)», «говори только хорошее (подбери к словам прилагательные, описывающие объекты с положитель -ной стороны: паук, репейник, змея)» и т. д.

На уроках художественного творчества (изо, труд) детей учат выражать возникшие образы, картины, переживания посредством изобразительных приемов. В этом помогают предварительные воспитательные беседы с учениками, во время которых происходит воздействие на эмоциональное состояние ребенка чем-то ярким, запоминающимся и тем самым стимулируется и его творческая деятельность.

Широко распространена ошибка понимания под воспитанием эмоциональной культуры формирование только положи -тельных эмоций и чувств, при этом не учи-

32 1

тывается право личности на выражение своего негативного отношения к чему-либо, хотя в повседневной жизни отрицательных эмоций достаточно. В теории дифференциальных эмоций К. Изарда9 из 10 выделенных им фундаментальных эмоций только 3 положительные. Воспитание эмоциональной культуры заключается не в исключении или игнорировании отрицательных эмоций, а в воспитании правильного отношения к их появлению и обучение выражению с точки зрения норм и правил, принятых в обществе. Вследствие детской импульсивности и непосредственности воспитание культуры выражения отрицательных эмоций и чувств представляется наиболее сложным, требующим больших временных затрат и постоянного упражнения.

Следующим важным моментом воспитания эмоциональной культуры детей является привлечение родителей к данному процессу. Для этого учителю необходимо иметь представление об уровне развития эмоционального компонента общей культуры родителей, максимально унифицировать требования учителей и родителей к желаемому уровню развития эмоциональной культуры детей, а также методам и формам ее воспитания, вести просветительскую и образовательную работу по данному вопросу среди родителей. Работа с родителями является необходимым компонентом, обеспечивающим целостность и системность процесса воспитания эмоциональной культуры. Методики изучения, а также некоторые формы работы с родителями описаны в статьях Н. Ф. Кузо-выхо10 и И. Н. Андреевой11.

В педагогике существует ряд разработанных программ по воспитанию, в кото-

рых значительное внимание уделяется воспитанию культуры чувств, способных помочь учителю в повседневной профессиональной деятельности. Программа И. Турковой «Основы этической культуры»12, пособие В. В. Ветровой «Уроки психологического здоровья»13, программа Е. А. Бушми-левой и А. А. Чуриной «Концепции духовно-нравственного развития»14, программа американского педагога Л. Хадсона «Нравственное воспитание в русской школе»15, А. Шемшуриной «Основы этической культуры»16, Р. Калининой «Знакомство с моральными качествами»17, пособие Р. В. Овчаровой «Практическая психология в начальной школе»18 и многие другие, в которых творчески работающий педагог найдет незаменимый материал.

Таким образом, воспитание эмоциональной культуры детей младшего школьного возраста должно быть неотъемлемой частью процесса обучения, включающего формирование знаний об эмоциональных состояниях, чувствах, способах их выражений, обучение пониманию собственных эмоций, причин их возникновения, а также эмоционально-волевой регуляции поведения в соответствии с нормами, принятыми в обществе, на материале содержания основных общеобразовательных предметов при учете уровня развития эмоциональной культуры педагога, родителей и постоянном самосовершенствовании.

Главное - помнить одну истину: «Культура умолкает там, где сердце немо». Поэтому воспитание эмоциональной культуры, как и воспитание в широком смысле, должно представлять собой постоянный диалог между сердцем и умом.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 2005.

2 О концепции модернизации российского образования до 2010 года / Министерство образования РФ, официальный сайт Федерального агентства по образованию http://www.ed/gov.ru/min/pravo/ 276/

3 Ульянова Н. С. Развитие эмоциональной культуры младших школьников в развивающей системе обучения // Первое сентября / festival@1september.ru

4 Кулева О. М. Эмоциональная культура учителя в теории и практике отечественного высшего педагогического образования, 60-90 гг. XX века: Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. М., 2000.

5 Львов М. Р. Воспитательные возможности уроков русского языка // Начальная школа. 1977. № 3. С. 34-42.

6 Портнягина М. А. Воспитывающее воздействие глаголов эмоционального состояния и отно-шения // Начальная школа. 1990. № 1. С. 13.

7 Ясвин В. А., Дерябо С. Д. Методика проведения эколого-психологического тренинга // Школа здоровья. 1995. № 2. С. 114-121.

8 Зебзеева В. Эколого-психологический тренинг // Дошкольное воспитание. 1999. № 7. С. 84-89.

9 Изард К. Э. Эмоции человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

10 Кузовыхо Н. Ф. Роль эмпатии в воспитании и развитии личности ребенка в семье // Тезисы Второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25-27 октября 2005 г.): В 3 ч. Ч. 2 / Под общ. ред. доктора психологических наук В. К. Шабельникова и кандидата психологических наук А. Г. Лидерса. М., 2005.

11 Андреева И. Н. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. 2006. № 2. С. 216-223.

12 Туркова И. Авторский курс «Основы этической культуры» // Учитель. 2001. № 2. С. 14-19.

13 Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья. М., 2000.

14 Бушмилева Е. А., Чурина Л. А. Концепция духовно-нравственного развития школьника // Классный руководитель. 1999. № 3. С. 31-38.

15 Хадсон Л. Программа нравственного воспитания детей в возрасте 5-12 лет // Классный руководитель. 1999. № 5. С. 13-18.

16 Шемшурина А. Основы этической культуры (концепция этического воспитания школьников, программа 1-11) // Я вхожу в мир искусств. 1998. № 1.

17 Калинина Р. Знакомство с моральными качествами // Школьный психолог. 2001. № 17. С. 5-11.

18 Овчарова П. В. Практическая психология в начальной школе. М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.