УДК 37.04
С. А. Курносова
Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников
В статье представлена концепция воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников на основе аксиологического и рефлексивно-деятельностного подходов, утверждающих содержанием деятельности детей ценности человеческой жизни, эмоциональные переживания детей и их практические действия, которые будут содействовать формированию у ребенка непрагматической субъектной позиции.
Ключевые слова: аксиологический подход, рефлексивно-деятельностный подход, эмоционально-нравственная отзывчивость, воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников.
S. А. Kurnosova
Up-Bringing Emotional Responsiveness of Primary Schoolchildren
The article introduces the concept of up-bringing emotional and moral responsiveness of primary schoolchildren on the basis of the axiological and reflexive-active approaches, confirming the value of human life by the content of the children's activity, emotional sensitivity of children and their practical actions that will promote to form a non-pragmatic subjective position in a child.
Key words: an axiological approach, a reflexive activity approach, emotional and moral emotional sensitivity, upbringing the emotional and moral sensitivity in primary school students.
Отличительной чертой изменений российского образования в начале XXI в. является его направленность на решение проблемы социального потенциала общества, преодоление таких значимых критических перемен в российском обществе, как когнитивная «одномерность» мышления подрастающего поколения, эмоциональная глухота, прагматичность отношения, отчуждение от мира и себя.
Эти изменения нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в котором обозначена необходимость восстановления роли образования в физическом, интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии человека, ставится задача развития этических чувств, доброжелательности, воспитания у младшего поколения эмоционально-нравственной отзывчивости как важной составляющей социального потенциала общества.
Обобщение зарубежных и отечественных научных философских, психологических и педагогических воззрений позволяет увидеть сущность воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников как процесс взаимодействия воспитателей и воспитуемых, направленный на сохранение и развитие природных предпосылок ребенка к эмоционально-нравственной отзывчивости; на формирование у ребенка опыта эмоциональных переживаний,
подразумевающих представленность Другого (социального, природного объекта или явления) в содержании эмоций человека, а также самого человека, но в связи с Другими, как основы непрагматического взаимодействия с людьми и природой.
По отношению к направлениям воспитания, обозначенным в ФГОС начального общего образования (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) и в Программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (экологического, эстетического, гражданского, патриотического, нравственного, трудового), воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости может стать интегративным, поскольку эмоциональный компонент выступает необходимой эмоциональной основой и входит в структуру нравственного убеждения, мотивации к учению и познанию, интереса к здоровому образу жизни и других личностных характеристик выпускника начальной школы.
Воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников как компонент целостного процесса воспитания школьников осуществляется более эффективно на основе идей и положений современных научных подходов к организации разнообразной деятельности учащихся - аксиологического, утверждающего
© Курносова С. А., 2011
содержанием воспитания ценности человеческой жизни, и рефлексивно-деятельностного, признающего в качестве образовательной детерминанты развитие самоосознания, максимальное обогащение творческого потенциала индивида.
Воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников имеет целью взрастить человека, человечного в его отношении к людям и природе (развитие эмпатии), способного отождествлять себя с жизнью других людей и природы (развитие социальной перцепции, проекции, идентификации); формировать у ребенка необходимое для социального взаимодействия, общения и понимания умение выходить за пределы индивидуального эмоционального опыта (развитие децентрации), без которого проявление общепринятых способов выражения отношения к другим людям рассчитано на одобрение окружающих.
Выделяются 3 группы задач воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников:
1) обогащение индивидуального опыта непрагматических оценочных суждений на основе специфичных знаний об объекте, заключенных в социальные релизеры валеологического и эколо-го-нравственного содержания (когнитивный компонент эмоционально-нравственной отзывчивости);
2) формирование непрагматического отношения к людям и природе на основе развития системы чувств, через соответствующие эмоции (эмоциональный компонент);
3) формирование расположенности к положительным действиям в отношении объекта, опыта непрагматического взаимодействия с людьми, животными, растениями на основе поведенческих релизеров (поведенческий компонент).
Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников как часть более общего процесса воспитания подчиняется закономерностям этого процесса. Кроме того, в нем проявляются и связи, характерные для еще больших систем: развития и формирования, что говорит о его сложности и многогранности. Специфической взаимозависимостью для этого процесса выступает следующая: развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников тем эффективнее, чем более воспитание в единстве его содержательной и процессуальной сторон насыщено возможностями для развития у детей особого, «детского» видения мира.
Эффективность воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников определяется реализацией принципов обогащения их деятельности эмоционально-нравственным содержанием, обеспечения субъектной позиции ребенка, интерактивного характера взаимодействия педагогов и учащихся, эмпа-
тийности взаимодействия, «человеческого измерения» (К. Р. Роджерс [1]), используемых учителями активационных механизмов.
Принцип обогащения деятельности младших школьников нравственным содержанием выступает как требование: обогатить содержание образования школьников общечеловеческими ценностями, заключенными в валеологических и эколого-нравственных идеях (радости общения с людьми и природой, радости творчества для других людей и др.); насытить всю жизнедеятельность младших школьников качественными образцами чувств, дел, поступков; предоставить детям возможность в повседневной жизни удовлетворять их благородные стремления - соответствовать ожиданиям окружающих, созидать прекрасное в поведении, деятельности, изменять окружение для других людей и себя самого; свое желание творить - не столько точно выполнять задания учителя, сколько проявлять творчество, инициативу; включить детей в управление процессом: в разработку тематики специальных занятий, в планирование работы центров внешкольной работы, в разработку критериев оценивания творческих работ; инициировать чувственный мотив деятельности детей, положительное эмоциональное отношение к ней, выстраивать деятельность на основе живого эмоционального отклика ребенка; воплощать мысли и чувства в реальные добрые дела.
Принцип обеспечения субъектной позиции ребенка выступает для педагога как требование предоставить младшим школьникам возможность удовлетворять потребность в познании своего внутреннего мира, в общении со своим «внутренним человеком», во взаимодействии, общении и соотнесении себя с другими социальными и природными объектами окружающего мира, в творческой самореализации; в понимании смыслов, обнаружении личностной значимости деятельности; в самостоятельности выбора, принятия решений; в достижении успеха в деятельности, в подтверждении значимости своей деятельности для других людей и себя самого; в рефлексировании, соотнесении себя с другими людьми и самим собой в прошлом и будущем.
Принцип интерактивного характера общения-взаимодействия педагогов и учащихся
выступает как требование: создания человеко-центрированной образовательной среды (К. Р. Роджерс [1]), выступающей условием реализации интерактивной природы личности; организации соответствующего интерактивной природе человека неформального общения (на праздниках, в конкурсах, в туристических походах, в лагере во время летних каникул), которое задействует непосредственные ощущения, переживания детей, инициирует у детей чувственный мотив деятельности; применения интерактивных
методов в процессе игровой, учебной, трудовой деятельности и внедеятельностного свободного общения, направленных на «провоцирование» младших школьников на духовное усилие и осмысление действительности с новой точки зрения, «подталкивание» ребенка к выходу на новые отношения с самим собой, с другими людьми, с природой; акцентировать другого человека (его чувства и переживания) в отношении ребенка к самому себе и к другому человеку.
Принцип эмпатийности выступает как требование эмпатийного слушания ребенка и родителя, вхождения в эмоциональное состояние собеседника; снять маску судьи и оценщика, отказаться от предубеждения против ребенка (его поведения, манеры держаться, содержания высказывания и пр.); раскрывать в общении с детьми и их родителями свои мысли и чувства; проявлять искреннюю заинтересованность жизнью и состоянием ребенка; определять предметом общения с младшим школьником и его родителями чувства, переживания, состояния, мысли ребенка и родителей.
Принцип «человеческого измерения» (К. Роджерс [1]), используемый учителями ак-тивационных механизмов (предметно-пространственной среды образовательного учреждения и всего, что используется педагогом с целью максимально активизировать чувства детей), выступает как требование заботы о здоровье, эмоциональном комфорте ребенка, внимательном отношении к чувствам детей, бережного, сочувствующего, нежного отношения к ребенку, то есть такого поведения воспитателя, которое несет в себе возможность ребенку ответить искренней любовью и заботой; создать в образовательном учреждении вызывающую чувство комфорта высоко эмоциональную атмосферу, что означает искренние межличностные взаимоотношения в педагогическом коллективе, во взаимоотношениях с детьми и их родителями.
Реализация принципа обеспечивает организацию интерьера для человека, исходя из его витальных потребностей (наличие зеркал, скамеек, чистых туалетных комнат, туалетной бумаги, удобного гардероба, часов в рабочем состоянии, цветов в красивых кашпо, питьевой воды, одноразовых стаканов и др.).
Реализация идей воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников возможна при соответствующих организационно-педагогических условиях, связанных с координацией взаимодействия педагогов, организацией взаимодействия школы и семьи, научно-методической поддержкой учителей.
Координация взаимодействия педагогов направлена на установление согласованности педагогических действий классных руководителей, учителей, психологов, социальных педаго-
гов, администрации; укоренение в образовательном учреждении идей и опыта воспитания эмоциональной отзывчивости.
Согласованность педагогических действий предполагает: обязательное и полное воплощение принципов в практику воспитания младших школьников, их обязательность, комплексность и равнозначность, что предполагает одновременное, а не поочередное применение принципов на всех этапах процесса и отсутствие среди принципов главных и второстепенных; решение задач воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников не изолированно, а во всех сферах учебной и внеучебной деятельности младших школьников; применение наряду с многообразными путями реализации идей воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников приоритетных методов и средств; взаимосвязь целевого, содержательного, дея-тельностного и результативного компонентов процесса воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников.
Установлению согласованности педагогических действий призвана содействовать научно-методическая поддержка учителей.
Научно-методическая поддержка педагогов направлена на развитие мотивационной, теоретической и практической готовности педагогов к решению задач воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников.
Основными задачами научно-методической поддержки являются: формирование заинтересованности педагогов в реализации предложенной модели, положительного отношения к процессу освоения идей и положений концепции; преодоление педагогического интеллектуализма, переход к педагогическому эмоционализму; развитие творческого потенциала школьных учителей через решение ими вопросов о целях и смыслах своей деятельности (не просто на основе знаний, почерпнутых в студенческие годы из учебников, а через осмысление личного опыта); повышение теоретической компетентности школьных педагогов по новой познавательной схеме, основанной на представлении о невозможности монополии на истину, разногласие мнений, идеологии незнания, сомнения и критики, терпимости; обеспечение преемственности в воспитании эмоциональной отзывчивости у младших школьников, предполагающей выстраивание логики воспитания и образования младших школьников вокруг психологических механизмов эмпатии, социальной перцепции, проекции, идентификации, децентрации.
Формирование у учителей позитивного отношения к процессу необходимо через их рефлексию, нацелить на которую педагогов призваны
следующие методы и приемы работы с кадрами: индивидуальное консультирование, убеждение с применением логических аргументов, представление учителям информации о целесообразности использования предложенных методов для решения задач воспитания и обучения младших школьников, представление учителям результатов диагностирования, проводимого в других школах; демонстрация образцов новой деятельности, предложение вниманию педагогов возможных сценариев занятий, взаимопосещение занятий, тренинги; информирование педагогов о ходе и результатах реализации модели; моральное и материальное поощрение, демонстрация опыта педагога в качестве образца, учет опыта работы педагога при аттестации, помощь педагогу с распространением опыта и результатов работы.
Организация взаимодействия школы и семьи направлена на достижение единства стремлений, взглядов школьных педагогов и родителей, установление доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми.
Взаимодействие школы и семьи мы понимаем как взаимосвязь школьных педагогов, учащихся, их родителей и других членов семьи детей в процессе воспитания и обучения, стихийной или сознательной совместной деятельности и общения, в процессе и результате которых происходит взаимовлияющее обогащение опыта эмоционально-нравственной отзывчивости взрослых и детей. Взаимодействие основано на диалоге и сотрудничестве, при которых нет поляризованных позиций взрослых и детей.
Основными направлениями организации взаимодействия школы и семьи младшего школьника выступают: организация психолого-педагогического просвещения родителей младших школьников, направленного на повышение значимости идеи воспитания эмоциональной отзывчивости у детей в системе ценностей родителей; организация подготовки педагогов к взаимодействию с семьей младшего школьника, направленной на установление отношений сотрудничества окружающих ребенка взрослых; организация сотрудничества педагогов и родителей младших школьников, ориентированного на формирование команды единомышленников-взрослых; организация совместной деятельности младших школьников и их родителей, направ-
ленной на эмоционально-нравственное обогащение и создание интерактивной социальной среды воспитания ребенка в семье, соответствующей эмоциональной жизни ребенка, его социальным потребностям и интересам.
Налаживанию сотрудничества родителей и школьных учителей содействуют: совместная выработка педагогами и родителями младших школьников целей и задач воспитания детей, путей достижения намеченных результатов, разработка программы совместных действий, распределение ролей и функций, сфер деятельности с учетом желания и возможностей родителей и педагогов; систематическое информирование родителей учащихся о достижениях развития их детей; совместный анализ достижений ребенка, его трудностей и проблем; поощрение, поддержка, пропаганда успехов родителей в воспитании детей, одобрение по поводу каждого успеха ребенка, проявление заинтересованности в делах ребенка и родителей, реагирование на просьбы, мнение родителей; общение педагогов и родителей между собой в неформальной обстановке как в учебном заведении, так и за его пределами (совместное проведение праздников, трудовых десантов, участие в походах, спартакиадах, выставках творческих работ педагогов и родителей и др.); искренние межличностные взаимоотношения с педагогами даже в формальных рамках (на собраниях и т. п.); возможность для родителей делиться с педагогами различными семейными проблемами и получать сопереживание и поддержку; включение в оформление интерьеров школы эмоционально насыщенных элементов (плакатов с добрыми пожеланиями родителям учащихся, поздравлений с праздником, тематических выставок творческой деятельности школьных учителей и родителей младших школьников) [2].
Таким образом, представлены концептуальные подходы, цели, задачи, закономерности, принципы и организационно-педагогические условия воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников, объединенные на основе аксиологического и рефлек-сивно-деятельностного подходов.
Библиографический список:
1. Роджерс, К. Свобода учиться [Текст] / К. Роджерс, Д. Фрейберг. - М. : Смысл, 2002. - 527 с.
2. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В. А. Ясвин. -М. : Смысл, 2001. - 365 с.