Научная статья на тему 'Особенности и педагогические условия развития эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР'

Особенности и педагогические условия развития эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1767
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленкова Ирина Викторовна, Мазур Юлия Юрьевна

В статье рассматриваются особенности эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития. Поднимается вопрос о необходимости реализации специально организованной педагогической деятельности для успешного эмоционального развития младших школьников с ЗПР. Выделены основные направления работы и педагогические условия, которые способствуют развитию эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и педагогические условия развития эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР»

иностранных языков, использование ролевых игр вносят позитивный сдвиг, так заметно улучшились показатели правильности произношения, объема слов. Ролевая игра улучшает быстрое восприятие информации, нового в обучении иностранного языка, существенно помогает развитию учебы, делает доступнее.

Список использованной литературы:

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: учебное пособие / Н.П.Аникеева.- М.: Просвещение , 2008 - 237с.

2. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе; учебник / М.В.Луховицкий, А.А.Миролюбов и др., - М. : Высшая школа , - 2009 -345 с.

3. Жилкина Р.И. Ролевые игры на уроках английского языка/ Иностранные языки в школе - 2010 - № 1 -с.34-38

4. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение; Учебник/ Р.И.Жуковская . - М. : Педагогика 2006 -132 с.

5. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. Учебное пособие/ - М.: Книга, - 2009 - 212с.

© Денежук А. Н., Тагиева Н. В., 2019

УДК 37.025.3

Ирина Викторовна Зеленкова

кандидат психологических наук, доцент ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный

университет», г. Коломна, РФ E-mail: irengreen@mail.ru Юлия Юрьевна Мазур

магистрант ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», г. Коломна РФ

E-mail: mrs.mazur@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

Аннотация

В статье рассматриваются особенности эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития. Поднимается вопрос о необходимости реализации специально организованной педагогической деятельности для успешного эмоционального развития младших школьников с ЗПР. Выделены основные направления работы и педагогические условия, которые способствуют развитию эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития.

Ключевые слова

эмоционально-волевая сфера, эмоциональное развитие, младший школьный возраст, задержка психического развития, педагогические условия.

На сегодняшний день отмечается значительное увеличение количества детей с ОВЗ. К этой категории относятся и школьники с задержкой психического развития. Изучение особенностей их развития и поиск оптимальных путей и средств для осуществления коррекционно-развивающей работы в образовательном учреждении составляет важное направление деятельности педагогов и психологов.

Одним из актуальных аспектов этой проблемы является исследование эмоционального развития младших школьников с ЗПР. Эмоционально-волевая сфера, которая образует фундамент для формирования

личности, у данной категории детей имеет ряд особенностей, поэтому ее развитие - одна из приоритетных задач в деятельности педагога.

Детям с задержкой психического развития характерны колебания настроения, повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, инфантилизм. Такой ученик быстро утомляется, ему сложно осваиваться в детском коллективе. Волевые качества находятся на низком уровне, младшие школьники с ЗПР плохо умеют сдерживать свои эмоции [9]. Внешне младший школьник с ЗПР может казаться вполне жизнерадостным, однако мы знаем, что переизбыток эмоционального реагирования негативно сказывается на формировании психики. Такие дети, как правило, сообщают о своих чувствах в неречевой форме: улыбаются, берут за руку. Очень часто ребенок с ЗПР не может организовать свое поведение в условиях систематического обучения, знакомое задание сложно выполняет в новых условиях [4].

Учащиеся с ЗПР зачастую не умеют держать дистанцию со взрослым, могут вести себя бесцеремонно, слабо ориентируется в нравственно-этических нормах поведения. Моральные нормы зависят от ситуации: чем естественнее и привычнее она, тем больше вероятность того, что ребенок поведет себя соответственно моральным нормам. В отличие от нормально развивающихся сверстников, ученики с задержкой психического развития неустойчивы в своем поведении и более поверхностны. Как следствие - они больше внушаемы и склонны к подражанию, что при некоторых обстоятельствах может негативно сказаться на их воспитании и обучении [10]. Поэтому так важно с первых дней обучения в школе уделять пристальное внимание проблеме эмоционального развития детей с ЗПР.

Благоприятная социализация ребенка в ЗПР во многом зависит от влияния педагога. В связи с этим выделяют следующие задачи: 1) Воспитание у ребенка с ЗПР интереса к людям; 2) Выработка общительности и умения делать выводы из неудачного общения; 3) Обучение контролю за своим эмоциональным состоянием и умению избегать конфликтных ситуаций [2].

Дефицит выше перечисленных умений вызывает проблемы эмоциональной регуляции у детей с задержкой психического развития. В связи с особенностями развития такие ученики в гораздо большей мере, чем их нормально развивающиеся сверстники, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. В связи с этим развитие эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР предполагает: гармонизацию аффективной сферы школьника; профилактику и смягчение разных агрессивных проявлений; создание педагогических условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки; развитие механизмов способствующих адаптации ребенка к разным социальным условиям; стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для формирования доброжелательных эмоциональных контактов со сверстниками и взрослыми; развитие социальных эмоций

[4].

Первым практическим шагом развития эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР является взаимодействие «учитель - ученик» с точки зрения эмоционального энергообмена. При этом педагогу нужно иметь информацию об эмоциональной атмосфере в семье ребенка, знать хотя бы поверхностные моменты общения ученика с родителями, чтобы определить эмоциональный фон этой семьи [6].

Интеллектуальная деятельность, рассуждения и высказывания детей о тех или иных явлениях действительности очень часто окрашены разными эмоциональными проявлениями. Эмоционально окрашенная информация намного лучше запоминается и усваивается учениками с задержкой психического развития, нежели «сухой» материал. Учитель должен уметь вызвать у школьника определенные чувства при изучении школьной программы. Важно не только, что бы учащиеся с ЗПР усвоили какие-либо понятия, но и прочувствовали их. Таким образом, новые знания будут лучше усвоены, если будут эмоционально окрашенными [7].

Эмоции детей с ЗПР можно и нужно развивать на любом уроке или занятии. Физическая культура и предметы художественно-эстетического цикла (музыка, чтение, изобразительное искусство) имеют для этого самую благоприятную среду [8]. Ведущим методом развития эмоциональной сферы детей является

имитация различных эмоциональных состояний. Учитель помогает формировать у детей такие чувства как жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, эмпатию, стыд и др. Воспитание личности дает плоды только в том случае, если оно проходит в правильном эмоциональном тоне. Только если педагогу удается сочетать требовательность и доброту можно достичь положительного результата [2].

В качестве педагогических условий по эмоциональному развитию детей с задержкой психического развития можно выделить мероприятия, проводящиеся в виде игры. Именно игровая деятельность наиболее эффективно способствует развитию эмоциональной сферы детей с ЗПР любого возраста. Можно отметить, что в самостоятельной игровой деятельности дети с ЗПР бывают достаточно организованы и активны [5]. Задача учителя - правильно использовать метод игровой деятельности в развитии эмоциональной сферы и создать максимально комфортные условия для этого.

Когда содержание игры осуществляется в острой эмоциональной форме, то и результат по развитию эмоциональной сферы ребенка будет достигнут по максимуму. Например, для развития социальных эмоций и качеств личности применяются игры с правилами или сюжетно-ролевые игры. Поэтому, если ребенок не умеет играть, часто возникают проблемы в развитии социальных качеств личности и социального сознания, что негативно сказывается на поведении школьника [3].

Дети с ЗПР часто бывают беспомощны с условиях сюжетно-ролевых игр, так как они слабо представляют, как себя нужно вести в тех или иных ситуациях, какими качествами могут обладать разные персонажи. Например, говоря ребенку, показывая на сверстника, исполняющего роль зайчика: «Вот зайчик, взгляни какой он маленький и пушистый, какие у него красивые ушки и пушистая нежная шерстка» - и ребенок, до этого не общаясь со сверстником, начинает видеть в нем доброго, «пушистого» человека. Часто после такой игры у ребенка с ЗПР сохраняется доверительное, положительное отношение к сверстнику и в реальной жизни. На этом примере мы увидели, как с помощью ролевой игры можно облегчить трудности в общении ребенка с ЗПР со своими сверстниками [10].

Таким образом, игра развивает у детей с ЗПР подлинные человеческие эмоции, формирует личностные отношения, способствует снятию эмоционального напряжения и урегулирует коллективистскую направленность. Игра по правилам помогает избавить ребенка от имеющихся трудностей в эмоциональном развитии [1].

Следует также отметить, что развитие эмоционально-волевой сферы учащихся с ЗПР должно строиться на тесной взаимосвязи когнитивного и аффективного развития (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн). Изначально ребенок осваивает мотивационную сторону деятельности (личностный аспект), а затем - операционально-техническую (когнитивный аспект).

Для создания благоприятных педагогических условий развития эмоциональной сферы детей с ЗПР необходима работа в следующих направлениях: стимуляция заинтересованности самому к себе; расширение знаний о социуме; развитие социальных эмоций; развитие высших чувств; развитие навыков различения эмоциональных состояний по их внешнему проявлению, например, по мимике, жестам, позам и т.д; обучение определению своей позиции в межличностных взаимодействиях [7].

Таким образом, развитию эмоциональной сферы детей с ЗПР способствует множество факторов, но одним из основных является создание благоприятных педагогических условий в процессе обучения данной категории школьников с особыми образовательными потребностями.

Список использованной литературы:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. СПб. [и др.]: Питер, 2008. 398 с. (Мастера психологии).

2. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? / Л.А. Венгер. М.: Знание, 2006. 178 с.

3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. М.: Просвещение, 2006. 132 с.

4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. 175 с.

5. Волков Б.С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу / Б.С. Волков,

Н.В. Волкова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Кноракс, 2008. 189 с.

6. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. М.: Просвещение, 1992. 277 с.

7. Дубровина И.В Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина. М.: Просвещение, 2002. 211 с.

8. Зеленкова И.В., Сигачева-Римская А.А. Развитие изобразительных умений и навыков у младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного образования// Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. статей. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2018. 482 с. С. 174-178

9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. М.: Педагогика, 2008. 301 с.

10.Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / С.Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2008. 280 с.

© Зеленкова И.В., Мазур Ю.Ю., 2019

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Захарьян Екатерина Вячеславовна преподаватель философии НМК г. Нефтекамск, РФ

ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ СТУДЕНТОВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА

Аннотация

Рассмотрены естественно-математические исторические элементы содержания обучения философии на междисциплинарных лекционных и семинарских занятиях студентов машиностроительного колледжа.

Ключевые слова

Физико-математическое моделирование, обучение студентов философии.

Дидактический опыт преподавания физики, математики, основ философии и обществознания в Нефтекамском машиностроительном колледже показывает возникновение у ряда творчески целеустремленных, интеллектуально активных и научно компетентных студентов таких познавательных вопросов, как «Почему у основоположника высшей математики с дифференциальным и интегральным исчислениями, классической механики со статикой, кинематикой и динамикой, экспериментальной и теоретической оптики Исаака Ньютона (1643, Вулсторп - 1727, Кенсингтон) основной его труд 1687 года [1] называется «Математические начала натуральной философии»?», «Какая связь между математикой и философией?», «Почему творец высшей математики и классической механики так уважительно относился натуральной философии и философам?», «Оказывают ли наши отечественные философы методологическую и методическую помощь ученым естественно-математического профиля в развитии современной физики и математики?».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.