Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / УЧИТЕЛЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рамазанова Эльмира Алиевна

В статье исследуются основные подходы, которые могут быть применены в целях интенсификации и оптимизации процесса формирования эстетической культуры учащихся начальных классов с широким использованием декоративно-прикладного искусства, на современном этапе развития младшей школы в Российской Федерации. На основе исследования особенностей развития общества на настоящем этапе, а также эволюции системы образования, делается вывод о необходимости усиления духовно-нравственного развития младших школьников. В статье демонстрируется исключительная важность декоративно-прикладного искусства в плане совершенствования указанной составляющей начального образования. Констатируется наличие определённых проблем, связанных с внедрением декоративно-прикладного искусства в младшую школу. Предлагаются направления работы, потенциально способствующие их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рамазанова Эльмира Алиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE FORMATION OF AESTHETIC CULTURE OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS BASED ON DECORATIVE AND APPLIED ART

The article examines the main approaches that can be applied in order to intensify and optimize the process of of primary school students’ aesthetic culture forming with extensive decorative and applied arts using, at the present stage of the Russian primary school development. Based on the peculiarities of the society development at the present stage study, as well as the education system evolution, it is concluded that it is necessary to strengthen the spiritual and moral development of younger schoolchildren. Further, the exceptional importance of decorative and applied arts in terms of improving this primary education component is demonstrated. It is stated that there are certain problems associated with the introduction of decorative and applied art in junior school. The directions of work potentially contributing to their solution are proposed.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»

представлений о школе, остальные 50% - низкий уровень. Тогда как в контрольной группе 20% детей показали высокий уровень, данная группа детей имела наиболее полные представления о школе, рисунки были реалистичными, школьная жизнь представляла интерес.

Выводы. Данные результаты обуславливают необходимость проведения мероприятий по формированию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы дошкольной образовательной организации.

Литература:

1. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема / Л.И. Божович // Известия АПН РСФСР. - М., 1951. - Вып. 36. - С. 3-28.

2. Венгер Л.А. Диагностика умственного развития дошкольников / Л.А. Венгер и др. - Монография, Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1978. - 248 с.

3. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПБ.: Питер. - 2017. - 464 с.

4. Гринева М.С. Структура личностной готовности к школе детей пяти, шести и семи лет / М.С. Гринева // Педагогическое образование и наука. - № 11. - 2009. - С. 37-40

5. Зимакова Л.Н. Обзор проблемы готовности детей к обучению в школе / Л.Н. Зимакова // Научные исследования и разработки молодых ученых, 2014. - (№2). - С. 49-52.

6. Маханева М. Проблема преемственности между детским садом и школой / М. Маханева // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 9. - С. 40-68.

7. Парамонова Л.Г. Ваш ребенок на пороге школы: Как подготовить ребенка к школе / Л.Г. Парамонова. - СПб.: КАРО, Дельта, 2005. - 384 с.

8. Табилова М.Р. Формирование образа «я» ребенка-дошкольника в системе предшкольного образования / М.Р. Табилова. - Вестник ТГУ. - 2010. - Выпуск 4 (84). - С. 61-63.

Педагогика

УДК 37.013.43

кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета начальных классов Рамазанова Эльмира Алиевна

Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Аннотация. В статье исследуются основные подходы, которые могут быть применены в целях интенсификации и оптимизации процесса формирования эстетической культуры учащихся начальных классов с широким использованием декоративно-прикладного искусства, на современном этапе развития младшей школы в Российской Федерации. На основе исследования особенностей развития общества на настоящем этапе, а также эволюции системы образования, делается вывод о необходимости усиления духовно-нравственного развития младших школьников. В статье демонстрируется исключительная важность декоративно-прикладного искусства в плане совершенствования указанной составляющей начального образования. Констатируется наличие определённых проблем, связанных с внедрением декоративно-прикладного искусства в младшую школу. Предлагаются направления работы, потенциально способствующие их решению.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, народное творчество, начальная школа, образовательный процесс в начальной школе, духовно-нравственное развитие, учитель, младший школьник.

Annotation. The article examines the main approaches that can be applied in order to intensify and optimize the process of of primary school students' aesthetic culture forming with extensive decorative and applied arts using, at the present stage of the Russian primary school development. Based on the peculiarities of the society development at the present stage study, as well as the education system evolution, it is concluded that it is necessary to strengthen the spiritual and moral development of younger schoolchildren. Further, the exceptional importance of decorative and applied arts in terms of improving this primary education component is demonstrated. It is stated that there are certain problems associated with the introduction of decorative and applied art in junior school. The directions of work potentially contributing to their solution are proposed.

Keywords: decorative and applied art, folk art, elementary school, educational process in elementary school, spiritual and moral development, teacher, junior student.

Введение. Эволюция современного общества на протяжении последних тридцати лет, в т.ч. на территории Российской федерации, позволяет с определённой долей уверенности говорить о его переходе на постиндустриальную ступень. В подобных условиях неизбежно должна измениться роль такого социального института как школа, в т.ч. начальная. Её основной задачей с необходимостью должна стать подготовка всесторонне развитой личности, характеризующейся высокой конкурентоспособностью в современной динамично меняющейся социальной, экономической и культурной среде [1-2; 4; 8; 6].

В свою очередь, важным слагаемым формирования такой личности является развитие её эстетической культуры [5; 9; 13]. На ступени младшей школы одним из эффективных путей решения указанной педагогической задачи будет обращение к средствам декоративно-прикладного искусства.

Одна из наиболее значимых особенностей последнего состоит в том, что для его успешного освоения в рамках урочной и внеурочной деятельности младшим школьникам необходимо проявлять индивидуальные способности. Следовательно, изучение декоративно-прикладного искусства в начальной школе даёт учащимся возможность для накопления положительных навыков эстетического отношения к окружающей их действительности [2; 8; 12-13].

Возможным путям реализации указанных потенций будет посвящено основное содержание настоящей статьи.

Изложение основного материала статьи. Изучение декоративно-прикладного искусства на ступени начальной школы позволяет учащимся понять духовную ценность произведений народных мастеров. Таким образом, происходит стимуляция процесса формирования у учащихся системы знаний, умений и навыков, необходимых для творческой деятельности.

С другой стороны, как уже отмечалось во Введении к настоящей статье, развитие современного российского общества на протяжении последних тридцати лет характеризуется многообразием социальных и культурных ориентиров [1, С. 19]. Отсюда, в свою очередь, вытекают разноречивость представлений и знаний, объясняющиеся тем неограниченным потоком информации, в котором проживает современный человек, в частности, младший школьник.

В подобной ситуации в целях упорядоченья процесса формирования у младших школьников системы знаний, умений и навыков, связанных с их адаптацией к динамично меняющимся культурным условиям современного общества современному учителю следует обратиться к изучению особенностей художественного мышления предков.

Последние нашли полное выражение в изделиях декоративно-прикладного искусства [2, С. 76].

Сочетание в ряду характеристик декоративно-прикладного искусства таких черт как традиционность с одной стороны и инновационность -с другой позволяют причислить его изучение к важнейшим слагаемым образовательного процесса в начальной школе [6-9].

Сказанное выше в полной мере касается культурного наследия Республики Дагестан.

Указанному региону свойственны специфические традиции, в т.ч. в области декоративно-прикладного искусства. Уникальность культуры республики состоит также и в том, что её декоративно-прикладное искусство, имея богатую историю, продолжает своё развитие также и в наши дни. Сказанное относится к таким видам народного творчества, как:

• насечка дерева металлом;

• художественная обработка металлов;

• гончарное производство;

• ковроткачество;

• резьба по дереву, камню и кости [10, С. 72].

Продукция этих промыслов может быть учебным материалом, при помощи которого для учителя с большой вероятностью будет удачным процесс формирования эстетической культуры у учащихся начальных классов [4; 10; 13].

Путём приобщения младших школьников к декоративно-прикладному искусству могут быть оптимизированы следующие процессы:

• углубление и расширение представлений учащихся, касающихся области культуры и искусства;

• развитие у младших школьников таких характеристик, как внимание, память и воображение, а также способностей к различным видам творческой деятельности [5, С. 87].

Для повышения эффективности вышеуказанных процессов немаловажным будет акцентирование внимания на художественно-эстетической ценности изучаемых произведений декоративно-прикладного искусства. В свою очередь подобное осознание важности произведения народного мастера, правильное его понимание, могут быть достигнуты лишь при условии активизации творческой и мыслительной деятельности младших школьников [1, С. 110].

Подобное обучение младшеклассников активному восприятию окуржающей действительности играет огромную роль в процессе формирования у них качеств, необходимых члену современного общества.

Далее, изучение декоративно-прикладного искусства на ступени начальной школы позволяет реализовать практическую направленность образования. Оно даёт возможность развить у учащихся целый ряд умений и навыков [11-13]. При условии правильной организации обращения в рамках учебных занятий в начальной школе к произведениям декоративно-прикладного искусства позволяет:

• вооружить младших школьников системой знаний, умений и навыков, связанных с непосредственным осуществлением трудовой деятельности;

• сформировать у учащихся эстетический вкус;

• психологически и практически подготовить их к выбору будущей профессии.

Педагогическая наука и практика показывают, что наиболее эффективным на начальном этапе изучения декоративно-прикладного искусства будет обучение росписи небольших изделий с постепенным усложнением учебных заданий [1; 3-4; 6; 9-10]. Действительно, применяемые в ходе такого рода занятий приёмы ведения работы позволят разнообразить процесс обучения. Таким образом снижается усталость, возникновение которой у младших школьников представляется неизбежным при выполнении монотонных действий [3, С. 15].

Таким образом, при изучении декоративно-прикладного искусства формирование у младших школьников эстетической культуры складывается из освоения мирового художественного наследия через произведения народного искусства, характерного для их региона [11, С. 708].

Как видим, расширение использования народного декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе начальной школы представляет собой одно из ключевых направлений развития соответствующего сегмента отечественной образовательной системы. Соответственно для его дальнейшего поступательного развития необходим педагогический поиск, направленный на повышение роли декоративно-прикладного искусства в процессе формирования личностных компетенций у учащихся [7; 10].

Немаловажный показатель эффективности использования средств декоративно-прикладного искусства в урочной и внеурочной деятельности младших школьников -их влияние на процесс развития творческого потенциала обучающихся. Последнее проявляется весьма ощутимо, если учесть, что занятия народным творчеством дают возможность для широкого применения самых разнообразных материалов в ходе практической деятельности [7, С. 122].

Учитывая приведённые выше характеристики декоративно-прикладного искусства как действенного средства развития ряда важных в современном мире личностных компетенций обучающихся, становится понятным, почему в последнее время ему уделяют немаловажное место в целом ряде программ изобразительного искусства, реализуемых в начальных классах. К таковым относится, например, программа за авторством Т.Я. Шишкаловой, озаглавленная «Основы народного и декоративно-прикладного искусства». Последняя содержит конкретное тематическое планирование заданий на каждый учебный год. Занимаясь по данной программе, младшие школьники получают возможность для приобщения к основам декоративно-прикладного творчества. Кроме того, в ходе занятий по этой прогармме происходит усвоение учащимися системы конкретных знаний, умений и навыков изобразительной и декоративно-прикладной деятельности [5, С. 156].

С другой стороны, на настоящем этапе развития отечественной начальной школы можно с определённой долей уверенности говорить о том, что комплексных подходов к изучению декоративно-прикладного искусства не существует. Такая ситуация объясняется следующими обстоятельствами:

• при разработке большинства существующих программ возрастные особенности современных младших школьников не учтены;

• педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства до конца не определён;

• остаётся не исследованным вопрос о влиянии декоративно-прикладного искусства на профессиональное становление учителя изобразительного искусства [1; 4; 6; 9-12].

Выводы. На основе вышеизложенного мы можем заключить, что изучение декоративно-прикладного искусства на ступени начальной школы позволяет сформировать у младших школьников систему знаний, умений и навыков, необходимых для плодотворной деятельности в условиях современного общества.

Данное положение особенно ярко иллюстрируется ситуацией с соответствующим сегментом искусства в республике Дагестан, чьё декоративно-прикладное искусство, имея богатую историю, по сей день продолжает развиваться.

Продукция характерных для данного региона народных промыслов может в значительной степени поспособствовать росту эффективности процесса формирования эстетической культуры у младших школьников.

При этом немаловажным является акцент на художественно-эстетической ценности изучаемых произведений.

Изучение в начальной школе примеров декоративно-прикладного искусства даёт возможность для реализации практической направленности учебного процесса, так как предоставляет возможность для развития у учащихся многих умений и навыков, непосредственно связанных с практической деятельностью.

В последнее время вопросам внедрения декоративно-прикладного искусства в образовательную практику начальной школы уделяется немало внимания в педагогической теории и практике. Создаются образовательные программы, содержащие поурочное планирование занятий с использованием средств декоративно-прикладного искусства.

Однако вместе с тем на настоящем этапе развития отечественной начальной школы нельзя с уверенностью говорить о существовании комплексных подходов к его изучению.

Причинами такой ситуации являются недостаточное внимание исследователей и практиков к возрастным особенностям современных младших школьников, не вполне определённый педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства, недостаточная изученность проблемы влияния декоративно-прикладного искусства на профессиональное становление самого педагога.

Литература:

1. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю., Асильдерова М.М., Бушуева Е.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В., Гаджиева П.Д., Дугарская Т.А., Дудаев Г.С.Х., Ерина И.А., Капина А.А., Лапшова И.А., Матюгин Н.Е., Одишвили Г.Н., Окунев С.А., Сорокопуд Ю.В., Травинова Г.Н., Явбатырова Б.Г. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. М.: Автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт деловой карьеры», 2021. - 169 с.

2. Гасанова А.М. Особенности развития художественно-творческих способностей младших школьников наглядными средствами обучения // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3(82). - С. 75-77.

3. Глузман А.В., Горбунова Н.В. Искусство педагогики // Гуманитарные науки. - 2016. - № 4 (36). - С. 11-18.

4. Иманмурзаева А.У. Формирование эстетического отношения младших школьников к декоративноприкладному искусству. Дисс... канд. пед. наук. Махачкала, 2018. - 164 с.

5. Мадаев У.М. Проблема роли изобразительного и декоративно-прикладного искусства в художественном образовании школьников в трудах отечественных ученых // Мир науки, культуры, образования. - № 1(86) 2021. -С. 155-157.

6. Мадаев У.М. Реализация творческой деятельности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6(85). - С. 86-88.

7. Максудова Ш.А., Раджабов И.М. Особенности развития дополнительного художественного образования в процессе приобщения школьников к декоративно-прикладному искусству // Мир науки, культуры, образования. - 2020. -№ 2(81). -С. 121-123.

8. Маметьева Л.С. Педагогический потенциал народного декоративно-прикладного искусства // Электрон. дан. Режим доступа: Url: https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2015/08/06/pedagogicheskiypotentsial-narodnogo-dekorativno (Дата обращения: 21.12.2021).

9. Мержоева Л.М. Сущность и специфика формирования этнохудожественной культуры младших школьников // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 1(80). - С. 42-44.

10. Радомская О.И. Основы преподавания народного искусства в начальной школе // Humanity space. International almanac. - Vol. 7. - № 4. - 2018. - Pp. 706-712.

11. Рамазанова Э.А. Дидактический потенциал декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании школьников // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2019. - Т. 13. - № 4. - С. 71-74.

12. Тарасенко Ю.О. Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся детских профессионально-художественных школ // Молодой ученый. - 2017. - № 38. - С. 122-125.

13. Технология развития творческих способностей учащихся через введение отдельных видов народного декоративно-прикладного искусства в курс «Технология» в средней школе // Электрон. дан. Режим доступа: Url: https://infourok.ru/tehnologiya-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-uchaschihsya-cherezvvedenie-otdelnih-vidov-narodnogo-dekorativno-prikladnogo-isk-3738822.html (Дата обращения: 21.12.2021)

Педагогика

УДК 378

аспирант Савчук Маршалл Викторович

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет» Синергия» (г. Москва); педагог-психолог Савчук Эльмира Альбертовна

Межрегиональная общественная организация содействию развития спорта «Возрождение» (г. Москва); доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой образовательных технологий физической культуры и спорта Магин Владимир Алексеевич

Северо-Кавказский федеральный университет (г. Ставрополь)

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА В

УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация. Данная статья рассматривает возможности личностно-ориентированного подхода в условиях повышения квалификации тренера боевых единоборств. Личностно-ориентированное обучение предполагает обращение к личности тренера. Личностно-ориентированное обучение позволяет, отталкиваясь от потребностно-мотивационной сферы тренера, запустить механизм рефлексии, самооценки собственной деятельности, позволяет найти собственный смысл и ценность профессиональной деятельности.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, боевые единоборства, тренер, повышение квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.