Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
концепция / декоративно-прикладное искусство / школьники / обучение / воспитание / художественное развитие / народные промыслы / эстетическое воспитание / рисование / лепка / конструи-рование / начальная школа. / concept / arts and crafts / schoolchildren / training / education / artistic development / folk crafts / aesthetic education / drawing / modeling / construction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Севрюкова Надежда Владимировна

Основы формирования модуля «декоративно-прикладное искусства» базируются на современных пе-дагогических технологиях и принципах, формах работы с обучающимися. Учитывая специфику препода-вания декоративно-прикладного искусства в школе, автор предлагает свое видение принципов модульного обучения. Рассматривает принципы (модульности, структуризации содержания обучения на обособлен-ные элементы, динамичности и культуросообразности). Предлагает педагогические технологии (про-блемная, игровая, проектная), которые являются основой модульного обучения при реализации программ по предмету «Изобразительное искусство» по декоративно-прикладному искусству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Севрюкова Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL BASES FOR THE FORMATION OF THE DECORATIVE AND APPLIED ART MODULE ACCORDING TO THE SUBJECT OF “FINE ART”

The fundamentals of the formation of the module “decorative and applied art” are based on modern peda-gogical technologies and principles, forms of work with students. Given the specifics of teaching arts and crafts at school, the author offers his vision of the principles of modular learning. Considers the principles (modularity, structuring the content of training into separate elements, dynamism and cultural conformity). It offers pedagogi-cal technologies (problem, game, design), which are the basis of modular training in the implementation of pro-grams in the subject of "Fine Arts" in decorative and applied art.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»»

/ PEDAGOGICAL sciences

71

Севрюкова Надежда Владимировна кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Член Творческого союза художников России

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10942 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Результаты получены в рамках выполнения государственного задания (номер для публикаций 27.7394.2017/8.9)

Sevryukova Nadejda

Ph.D. (the pedagogical sciences), senior researcher The Federal State Budgetary Scientific Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education»

member of the Creative Union of artists of Russia

CONCEPTUAL BASES FOR THE FORMATION OF THE DECORATIVE AND APPLIED ART MODULE ACCORDING TO THE SUBJECT OF "FINE ART"

The results were obtained in the framework of the state task.

(Publication number 27.7394.2017 / 8.9)

Аннотация

Основы формирования модуля «декоративно-прикладное искусства» базируются на современных педагогических технологиях и принципах, формах работы с обучающимися. Учитывая специфику преподавания декоративно-прикладного искусства в школе, автор предлагает свое видение принципов модульного обучения. Рассматривает принципы (модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы, динамичности и культуросообразности). Предлагает педагогические технологии (проблемная, игровая, проектная), которые являются основой модульного обучения при реализации программ по предмету «Изобразительное искусство» по декоративно-прикладному искусству.

Abstract

The fundamentals of the formation of the module "decorative and applied art" are based on modern pedagogical technologies and principles, forms of work with students. Given the specifics of teaching arts and crafts at school, the author offers his vision of the principles of modular learning. Considers the principles (modularity, structuring the content of training into separate elements, dynamism and cultural conformity). It offers pedagogical technologies (problem, game, design), which are the basis of modular training in the implementation ofpro-grams in the subject of "Fine Arts" in decorative and applied art.

Ключевые слова: концепция, декоративно-прикладное искусство, школьники, обучение, воспитание, художественное развитие, народные промыслы, эстетическое воспитание, рисование, лепка, конструирование, начальная школа.

Keywords: concept, arts and crafts, schoolchildren, training, education, artistic development, folk crafts, aesthetic education, drawing, modeling, construction

Современный подход к преподаванию предмета «Изобразительное искусство» и модуля «Декоративно-прикладное искусство» в школе базируется на положениях, изложенных в Концепции преподавания предметной области «Искусство» (далее Концепция) в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях, была утверждена Министерством просвещения Российской Федерации 30 декабря 2018 года.

Главной целью реализации Концепции является эффективное развитие образования в Российской Федерации, которое должно быть направлено на формирование конкурентоспособного человека, обладающего устойчивой системой ценно-

стей, высокой нравственностьюи при этом способного к творческому саморазвитию на протяжении всей жизни [5]. В Концепции указано, что необходимость модернизации «содержания учебно-методических материалов в соответствии с вызовами современности на основе использования сквозных вариативных модулей» [5].

Коллектив авторов, ученых и педагогов ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» разработал Методические рекомендации по реализации Концепции преподавания предметной области «Искусство» [1]. В методических рекомендациях определена сущность вариативных модулей, прослеживаются взаимосвязи урока искусства и внеурочной деятельности, а также варианты целе-полагания и планирования предметных результатов по предметам области «Искусство». Применение в

РЕБАСООГСАЬ 8С1Е1ЧСЕ8 /

И.

практике обучения сквозных вариативных модулей позволит активизировать внимание к индивидуальным проектам, развивать творческую деятельность обучающихся в начальной школе.

Непрерывность и преемственность преподавания модуля «Декоративно-прикладное искусство» предмета «Изобразительное искусство» является основой формирования личности, оказывает влияние на формирование общероссийской культурной идентичности, на приобщение обучающихся к сфере духовной жизни общества; на развитие художественно-ценностных ориентаций в окружающем мире, духовно-нравственных принципов и творческого освоения окружающей среды.

Базовые понятия, приемы и техники графики, живописи, скульптуры, архитектуры используются и в декоративно-прикладном искусстве. Линия и пятно, гармония цвета, форма, пространство, ритм, соразмерность, масштаб - это язык изобразительного искусства, в том числе и декоративного. Освоить этот язык школьнику непросто, но модульное построение образовательного процесса упрощает задачу.

Специфика декоративно-прикладного искусства состоит в том, оно объединяет авторское прикладное искусство и произведения народного искусства традиционных художественных промыслов [2]. Приобщение обучающихся к такому широкому информационному полю, которое раскрывает разнообразные художественные приемы достаточно сложный процесс. Модульное обучение упрощает его. Декоративно-прикладное искусство базируется на функциональном формообразовании, где четко прослеживается взаимосвязь функция изделия и его формы - и в этом суть прикладного характера изделий. При изучении декоративно-прикладного искусства много внимания уделяется развитию восприятия у обучающихся орнамента (геометрического, растительного, зооморфного, комбинированного др.). Напомним, что орнамент - это мотив, который повторяется несколько раз через определенные промежутки, паузы. Орнаменту присущи характеристики: ритм, статика, динамика, масштаб. Художественные образы традиционного искусства (солнце, вода, земля, росток, день, ночь, древо, конь, птица и др.), созданных и читающиеся в знаках и символах орнаментального декора вышивки, резьбы по дереву, росписях, просты для восприятия младших школьников, хорошо запоминаются. Символы просты для воспроизводства в разных техниках (в графике, живописи, скульптуре (рельеф), в вышивке, выполнения трафаретов и т.д.) для младших школьников.

Модульное обучение декоративно-прикладного искусству увеличивает образовательное пространство, в котором школьники могут развивать художественно-творческую и познавательную активность, реализовать лучшие личностные качества, демонстрировать развитие способностей и эстетическое освоение окружающего мира. Важная черта модульного обучения состоит в том, что оно выступает прибавочным фактором (к основному

образованию) и способствует формированию ценностных ориентаций школьников во внеклассное время. Основой практики использования модульного обучения составляет системно-деятельност-ный подход. В Концепции сказано, что у образовательной организации есть возможность выбора модуля [5]. И.Э. Кашекова отмечает, что «ведение сквозных модулей позволяет школе: 1) выбирать направления художественного обучения, исходя из возможностей учителя и интересов обучающихся; 2) увеличивать время на индивидуальные проекты и творческую деятельность учащихся; 3) расширять интересы и обогащать опыт школьников в продуктивной художественной деятельности» [3] . Программа по предмету «Изобразительное искусство» содержит два компонента: базовый и вариативный. Базовый компонент должен обеспечивать реализацию требований Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС), вариативный - увеличивает возможности художественных практик.

Формирование модуля «Декоративно-прикладное искусство» в рамках предмета «Изобразительное искусство» базируется на следующих принципах:

- модульности;

- структуризации содержания обучения на обособленные элементы;

- динамичности;

- культуросообразности.

Рассмотрим эти принципы по отдельности.

Принцип модульности, который предполагает, что «каждый модуль имеет свою дидактическую цель, определяемую в соответствии с его содержа-тельнымнаполнением и интегрирует различные формы обучения в соответствии с поставленной целью. Таким образом, модуль - это основное средство обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей» [1 ,с.32]. В начальном общем образовании модуль «Декоративно-прикладное искусство» направлен на получение обучающимися опыта восприятия произведений народного и декоративно-прикладного искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

Опыт восприятия произведений ДПИ - это:

- умение выделить произведения декоративно-прикладного искусства из других видов визуальных искусств (живопись, графика, скульптура, архитектура и пр.);

- приобретение знаний по видам декоративно-прикладного и народного искусства (народная и авторская игрушка, произведения художественных промыслов, знание несколько художественных промыслов (Хохлома, Городец, дымковская игрушка и др.);

- умение воспринимать, узнавать, описывать и эмоционально оценивать несколько произведений ДПИ русского и мирового искусства;

Приобретение опыта художественно-творческой деятельности в ДПИ это:

<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#26М)),2Ш9 / PEDAGOGICAL sciences

- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

- использование в художественно-творческой деятельности различных художественных материалов и художественных техник; с

- развитие способности передавать в художественно-творческой деятельностихарактер, эмоциональные состояния и свое отношение

к природе, человеку, обществу.

Принцип структуризации содержания обучения на обособленные элементы «характеризует структуру модуля как совокупность отдельных элементов, каждый из которых имеет свою дидактическую задачу. В качестве единицы структурного элемента может выступать тема, раздел, которые либо логически связаны друг с другом, либо относительно самостоятельны» [1, с. 32]. Единица структурного элемента модуля - это тот обязательный минимум знаний, умений навыков, которым должен овладеть обучающийся, и зафиксированный во ФГОСе. Структуру обучения можно изменить, отдельные элементы (учебную тему или раздел) можно трансформировать, поменять очередность, изменить творческие задания - но с одной целью -получение максимально возможного результата обучения по основам декоративно-прикладного искусства. Реализация этого принципа при освоении модуля «Декоративно-прикладное искусство» позволяет вносить изменения, увеличивать (или уменьшать) количество теоретической информации, усложнять (или упрощать) задания по выполнению творческих работ, исходя из возможностей и интересов обучающегося, возможностей образовательного учреждения, профессиональных компетенций учителя. Творческие задания могут быть направлены на работу с декоративной формой, орнаментом или узором, на вариативное выполнение изделий.

Принцип динамичность при использовании модульного обучения «позволяет

оперативно вносить изменения и дополнения в предметное содержание» [1, с. 32]. Модульное обучение позволяет учителю оперативно реагировать на запросы обучающегося и его родителей, связанных с системой ценностей, с проблемами творческого развития (освоение тех или иных художественных практик декоративно-прикладного искусства или технологий выполнения изделий), на закрепление пройденного материала. Внесение изменений подразумевает либо расширение темы для более глубокого, подробного ее изучения, либо тезисное, сжатое объяснение учебного материала. Возможет даже отказ от темы или заменой ее на другую, исходя их сложившейся ситуации, изменения педагогического сопровождения и т.д. Средствами декоративно-прикладногои народного искусства можно влиять на формирование у обучающегося устойчивой системы ценностей, на способность к творческому развитию при реализации принципа динамичности. Принцип динамичности направлен на формирование положительного,

73.

заинтересованного отношения, обучающегося к декоративно-прикладному искусству, на повышение его активности в художественном творчестве.

Принцип культуросообразности подразумевает максимальное использование в воспитании и образовании той среды, в которой находится конкретное учебное заведение. Изучение основ декоративно-прикладного искусства, приобщение к народному искусству невозможно без обращения к ближайшему окружению обучающихся. Принцип культуросообразности при модульном обучении реализуется через обращение обучающихся к коллекциям музеев декоративно-прикладного и народного искусства. Формы занятий в музее организуются исходя из возможностей музея и профессиональной компетентности учителя. Это не только экскурсии, но и квесты, семинары, презентации, а также выполнение обучающимися художественно-творческих работ в музейном пространстве. Музеи декоративно-прикладного и народного искусства есть не в каждом городе. Но обращение к информационным технологиям позволяют обучающимся посетить музей виртуально, рассмотреть отдельные изделия в удаленном режиме. Образовательная среда в учебном заведении, изделия, размещенные в аудитории, подготовленный учителем визуальный ряд, презентации или фотографии также влияют на качество освоения основ декоративно-прикладного искусства. Если в зоне доступности есть народные художественные промыслы, то их посещение или приглашение народных мастеров с мастер-классом будет очень полезно для обучающихся [6].

Обратимся к основным педагогическим технологиям, которые при модульном обучении наиболее результативны и направлены на эстетическое развитие. Их использование в педагогической практике помогут сформировать художественный вкус, освоить навыки работы с различными материалами при работе в модуле «Декоративно-прикладное искусство» у обучающихся.

При освоении основ декоративно-прикладного искусства используется проблемная технология. Суть этой технологии в том, что в условиях развивающего обучения в школьник ищет решение новой проблемы, используя уже имеющиеся знания, умения, навыки в новой ситуации. Например, задача, которая стоить перед школьником - как украсить орнаментом боковую часть круглой коробочку, распределяя его равномерно по всей плоскости цилиндрической поверхности? Задача может показаться весьма сложной для младшего школьника, так как на цилиндре с одной точки зрения видна только часть орнамента. Но если школьник освоил умение рисовать орнамент в полосе и знает, как из полосы получить форму цилиндра, то задача превращается из сложной в простую. Школьнику надо орнамент нарисовать на полосе и свернуть ее так, чтобы получился цилиндр - в сечении будет круг. Таким образом хохломские художники разрабатывают узоры для росписи стаканчиков, кружек, ваз и других изделий, имеющих в основе цилиндри-

PEDAGOGICAL SCIENCES / <<ШУШетУМ~^©У©Ма1>#26М)),2Ш9

14

ческую конструкцию. Используя проблемную технологию развивается творческое воображение обучающихся на основе уже освоенных приемов, навыков работы с художественными материалами. Конечно учитель будет предусматривать ограничения - по сложности задачи. Если поставлена слишком сложная задача - ребенок не справится, и, следовательно, будет ему неинтересно, и, возможно, будет психологическая травма. Но и слишком простая задача не будет интересна для решения. Задачи должны быть соразмерны развитию каждого школьника. Школьнику интересно подумать самому, поразмышлять с одноклассниками или посоветоваться с учителем. А затем самому выполнить задачу - нарисовать орнамент, вылепить форму, вырезать трафарет, маску или склеить конструкцию. Причем изделие, которое выполнит обучающийся, должно быть утилитарным - то что может быть полезным в быту - закладка, кувшин, крючок, подставка и т.п. - ему или члену его семьи, другу или однокласснику.

Учитель может предложить варианты выполнения этой задачи. Можно задать орнамент, по мотивам хохломской росписи - что будет сложнее, или выполнить орнамент просто из цветов и листьев, которые близки обучающемуся (больше нравятся, проще в выполнении, или уже те, которые научился рисовать). Модульное обучение предусматривает именно такой подход - когда учитываются возможности, способности каждого школьника, когда учитель может предложить набор творческих заданий - разных по сложности, по использованию художественного материала, но всегда решаемых самостоятельно. Конечно, в сложных ситуациях, учитель может подсказать, натолкнуть на мысль, показать решение аналогичной задачи [7].

В начальной школе, особенно в 1 -2 классах, наиболее часто используемая и приносящая высокий результат игровая технология. Эта технология позволяет в игровой форме, легко, и незаметно для детей получать новые знания и умения, их закреплять. Дети также учатся оценивать результаты своей художественной деятельности в игре. Игровая технология выполняет функции - развлекательную, коммуникативную, творческую, а также арт-терапевтическую, что особенно актуально для детей с ОВЗ. Само название «игровая технология» подсказывает, что в овладении основами декоративно-прикладного искусства младшим школьникам могут помочь игрушки. Включение разных игрушек в образовательный процесс влияет на разнообразие развития, формирования навыков и многообразия деятельности школьников [4]. Народная игрушка - приобщает школьника к традициям народной культуры, национальная кукла -к национальным традициям. Авторская кукла показывает возможности художника декоративно-прикладного искусств к раскрытию художественного образа. Одно из направлений декоративно-прикладного искусства - это изображения машин и механизмов, создание всевозможных форм и конструкций. Использование технических игрушек,

которые знакомят детей с конструкциями зданий и сооружений, подвижными машинами, приближают обучающихся к науке и технике. Модульное обучение позволяет в игре одним школьникам нарисовать конструкцию, другим ее сконструировать, при этом игровая технология не позволяет «сложно относится к заданию». В игре задания выполняются легко, задорно, а обучение проходит незаметно, само-собой. Учитель настраивает школьника на игровую ситуацию, а в завершении игры подводит итоги: анализирует вместе со школьниками, что освоили, чему научились, что узнали во время игры. В зависимость от задач игровой технологии, которые ставит учитель, формулируются задания для обучающихся. Школьникам можно предложить придумать настольную игру, используя мотивы произведений прикладного искусства, развивающую у детей усидчивость, внимательность, дисциплинированность. Подвижная игра, будет и развлекать, и творчески развивать. Например - игра-соревнование для группы детей 6-8 человек. Задача: выбрать и перенести в одну сторону игрушки с изображением животных (и написать на доске их название), в другую с изображением человека (придумать и написать ему имя, профессию). При необходимости можно игрушки заменить на карточки с их изображением. В качестве дидактического материала можно предложить игрушки разных народных промыслов (дымковскую игрушки, филимо-новскую, каргопольскую) или авторские игрушки. Играя, перекладывая, сортируя игрушки, дети узнают промысел, называют то, что изображено, раскрывают и формулируют художественный образ игрушки. Игровая технология может быть направлена на знакомство детей с окружающим миром. Образно-сюжетные игрушки, мебель, куклы, фигурки животных, - как авторская, так и народная игрушка - помогут школьникам больше узнать о окружающем мире. Игровые технологии при освоении основ прикладного искусства направлены на развитие положительных эмоций у ребенка, направлены на развитие эстетического воспитания, восприятия художественного образа изделий. Модульное обучение предусматривает, что игровая технология будет использоваться с простым или более сложным дидактическим обучающим материалом. Учитель сам сможет подобрать тот материал и те задания, которые будут интересны обучающимся, исходя из их развития, предпочтений, возраста, состояния здоровья детей.

Проектная технологии освоения декоративно-прикладного искусства направлена на развитие умения ориентироваться в информационном пространстве этого вида искусства, используя ИКТ, интегрировать различные знания и использовать их при выполнении творческой работы. Проектная технология направлена на развитие самостоятельной деятельности школьников, творческой инициативы при выполнении изделия декоративно-прикладного искусства. Она может использоваться учителем как индивидуально для каждого ученика, так и для группы обучающихся и в очень короткий

<<ШУШМиМ~^©У©Ма1>#26»)),2Ш9 / PEDAGOGICAL sciences

75

отрезок времени на уроке, а может быть и применена на протяжении нескольких уроков. Модульное обучение по проектной технологии может выходить за рамки урока, аудитории, а включаться в него могут и родители школьника, люди интересных профессий, связанных с декоративно-прикладным искусством - художники и мастера народных промыслов, художники-специалисты по керамике, тканям, стеклу, металлу и т.д. Результатом проектной работы в модульном обучении может быть презентация, выставка работ, творческая экспедиция, представление альбома и т.д. Например, учитель, предложив обучающимся тему «Путешествие игрушки», не определяет какая игрушка, куда едет, что увидела, чему удивилась. Школьники сами размышляют, какую выбрать игрушку и почему, определяют маршрут путешествия, придумывают и то, что она «увидела, услышала, чему научилась, с кем встретилась и общалась». И, конечно создают творческие работы, отражающие этапы путешествия игрушки.

В методических рекомендациях указано, что реализация модуля «Декоративно-прикладное искусство» нацелено на освоение следующих предметных результатов:

- Понимать специфику народного и современного декоративно-прикладного искусства, его роли в жизни человека и общества.

- Выражать активное отношение к традициям культуры как смысловой, эстетической и лич-ностно-значимой ценности.

- Знать 3-4 основных художественных промысла России и традиционных промыслов своего региона, уметь объяснить их особенности.

- Уметь использовать основы изобразительной грамоты, средства художественной выразительности декоративно-прикладных искусств в создании эскизов и моделей игрушек, посуды, мебели, открыток, иллюстраций к мифам и сказкам и др.

-Иметь представление о музеях декоративно-прикладного искусства и народного быта.

- Уметь искать информацию о народных промыслах России, своего региона, о современном декоративно-прикладном искусстве, о музеях в книгах, в справочной литературе, в книгах по искусству, в Интернете» [1, с. 82].

Литература

1. Акишина Е.М., Кашекова И. Э., Красильни-кова М.С., Кузнецова В.В., Олесина Е.П., Радом-ская О.И. Методические рекомендации по реализации Концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации: учебно-методическое пособие/ Е.М. Акишина и др.; ред.сост. Е.П. Олесина; общ.ред. Е.М. Акишиной. - М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2019. - 116 с.

2. Декоративно-прикладное искусство [Электронный ресурс]. URL: http://www Dic.academic.ru. дата обращения 12 10 2019

3. Кашекова И.Э. Концептуальные основы модульного проектирования общего художественного образования [Электронный ресурс]. - Педагогика искусства №3, 2019 URL: http://www.art-educatioaru/electronic-joumal/konceptualnye-osmvy-modulnogo-proektirovamya-soderzhaniya-obshchego Дата обращения 20 .11. 2019

4. Кашекова, И.Э., Кононова, Е.А., Севрю-кова, Н.В. Образ народной и современной игрушки в формировании картины мира у детей [Электронный ресурс] / И.Э. Кашекова, Е.А. Кононова, Н.В. Севрюкова // Педагогика искусства. - 2018. - № 3. - URL:http://www.art-education.ru/electronic-joumal (дата обращения 12. 03. 2019).

5. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/11cfc73e7df5f99bee adf58f363bf98b/ (дата обращения: 10.05.2019).

6. Севрюкова Н.В. Развитие креативности учащихся в образовательной среде народных художественных промыслов// Развитие творческой личности в современном образовании. Сб. ст. по материалам Международной научно-практической конференции 24-25 января 2019г., Тверь/ Сост. Т.П. Скворцова. - М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2019, -496с. - сс. 412- 416

7. Севрюкова, Н.В. Деятельность и профессиональные компетенции художника-педагога в приобщении школьников к народным художественным промыслам [Электронный ресурс] / Н.В. Севрю-кова // Педагогика искусства. - 2016. - № 4. - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/jour-nal_pdf/sevryukova_63-70.pdf(дата обращения 12. 03. 2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.