Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ'

РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куприна Надежда Григорьевна, Медведева Анна Алексеевна

Актуальность проблемы, рассматриваемой в статье, связана с приоритетами государственной политики в сфере гражданско - патриотического воспитания подрастающего поколения. Один из путей решения этой задачи - приобщение обучающихся к уникальным художественным традициям своего региона. Применительно к младшему школьному возрасту особенно продуктивно обращение к декоративно - прикладному творчеству, открывающему для детей широкие возможности самовыражения в процессе преобразования окружающей среды на основе национально - культурных традиций региона. Цель статьи - раскрыть возможности методов педагогики художественного образования для развития у младших школьников ценностного отношения к искусству уральского региона в условиях декоративно - прикладной творческой деятельности. Ориентиром в выборе данных методов стали результаты начальной диагностики, проведенной в 4 классе МАОУ Гимназия № 40 г. Екатеринбурга. Были отобраны в соответствии с возрастными возможностями обучающихся и применены на материале декоративно - прикладного искусства Урала следующие методы педагогики художественного образования: метод постоянства связи искусства с жизнью, применяемый для практического освоения школьниками особенностей декоративно - прикладного искусства народов Урала во взаимосвязи с изучением их быта и традиций; метод единства восприятия и созидания в художественной деятельности, способствующий освоению школьниками художественных особенностей и техники изготовления изделий декоративно - прикладного искусства при их воспроизведении в разных видах изобразительной деятельности; метод широких ассоциаций, направленный на установление сходных черт в традиционном искусстве народов Урала и способствующий формированию у школьников уважительного отношения к культурам разных народов, составляющих этническую карту Урала; метод поэтапных открытий, способствующий постепенному погружению школьников в сокровищницу декоративно - прикладного искусства Урала с освоением знаний об истории возникновения промыслов, связи их художественных особенностей со спецификой региона, менталитетом проживающих в нем народов и пр. В результате применения данных методов в работе с младшими школьниками активизировалось развитие у них ценностного отношения к искусству своего региона, что выразилось в расширении у них представлений о художественной культуре Урала, заинтересованности и личностной вовлеченности в освоение материала. Научная новизна состоит в раскрытии содержания названных методов для развития ценностного отношения у школьников к региональному искусству на примере декоративно - прикладного искусства Уральского региона. Практическая значимость материалов исследования состоит в разработке творческих заданий для младших школьников на материале декоративно - прикладного искусства Урала. В статье использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого - педагогической, искусствоведческой литературы, анализ нормативно - правовых документов, обобщение педагогического опыта обращения к декоративно - прикладному творчеству в работе с младшими школьниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куприна Надежда Григорьевна, Медведева Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF VALUE ATTITUDE TO ART OF URAL REGION IN YOUNGER SCHOOLS IN DECORATIVE AND APPLIED CREATIVITY

The urgency of the problem considered in the article is associated with the priorities of state policy in the sphere of civil - patriotic education of the younger generation. One of the ways to solve this problem is the development of a value attitude towards the art of one’s region on the basis of immersion of students of primary school age in arts and crafts based on the unique artistic traditions of the region. With regard to primary school age, it is especially productive to turn to decorative and applied art, which opens up wide opportunities for children to express themselves in the process of transforming the environment on the basis of the national and cultural traditions of the region. The purpose of the article is to reveal the possibilities of the methods of pedagogy of art education in the development of a value attitude towards the art of the Ural region in younger schoolchildren in the context of decorative and applied creative activity. The guideline in the choice of these methods was the results of the initial diagnostics carried out in the 4th grade of the Gymnasium No. 40 in Ekaterinburg. The following methods of pedagogy of art education were selected in accordance with the age capabilities of students and applied on the material of the decorative and applied arts of the Urals. The method of the constancy of the connection between art and life was used for practical mastering by schoolchildren of the features of the decorative and applied art of the peoples of the Urals in conjunction with the study of their life and traditions. The method of the unity of perception and creation in each action contributed to the development by schoolchildren of the artistic features and techniques of making items of decorative and applied art when they are reproduced in various types of visual activity. The method of broad associations was aimed at establishing similarities in the traditional art of the peoples of the Urals and contributed to the formation of a tolerant and respectful attitude towards neighboring peoples among schoolchildren. The method of step - by - step discoveries was aimed at the gradual immersion of schoolchildren in the development of various aspects of the decorative and applied art of the Urals: the history of the emergence of crafts, the connection of their artistic features with the specifics of the region, the mentality of the peoples living in it, etc. As a result of the application of these methods in working with younger students the development of their value attitude to the art of their region, which was expressed in the expansion of their ideas about the artistic culture of the Urals, interest and personal involvement in the development of the material. Scientific novelty consists in substantiating the effectiveness of methods of pedagogy of art education in the development of value attitudes in schoolchildren towards regional art and analysis of their application in work practice, based on the characteristics of arts and crafts of the Ural region. The practical significance of the research materials lies in the development of creative tasks for primary schoolchildren on the basis of the decorative and applied arts of the Urals. The following research methods were used in the article: theoretical analysis of psychological and pedagogical, art history literature, analysis of regulatory documents, generalization of the pedagogical experience of addressing arts and crafts in working with younger students.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ»

УДК 373.31:372.874.5 DOI 10.26170/2079-8717_2021 _01 _05

ББК Ч426.85-243 ГРНТИ 14.25.07 Код ВАК 13.00.02

Куприна Надежда Григорьевна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики воспитания культуры творчества, Уральский государственный педагогический университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9, к. 41; e-mail: nkbv@mail.ru

Медведева Анна Алексеевна,

ассистент кафедры туристического бизнеса и гостеприимства, Уральский государственный экономический университет; 620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62; e-mail: asvema@rambler.ru

РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ценностные отношения; региональный компонент; художественное образование; начальная школа; младшие школьники; декоративно-прикладное творчество; декоративно-прикладное искусство; культурные традиции.

АННОТАЦИЯ. Актуальность проблемы, рассматриваемой в статье, связана с приоритетами государственной политики в сфере гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Один из путей решения этой задачи - приобщение обучающихся к уникальным художественным традициям своего региона. Применительно к младшему школьному возрасту особенно продуктивно обращение к декоративно-прикладному творчеству, открывающему для детей широкие возможности самовыражения в процессе преобразования окружающей среды на основе национально-культурных традиций региона. Цель статьи - раскрыть возможности методов педагогики художественного образования для развития у младших школьников ценностного отношения к искусству уральского региона в условиях декоративно-прикладной творческой деятельности. Ориентиром в выборе данных методов стали результаты начальной диагностики, проведенной в 4 классе МАОУ Гимназия № 40 г. Екатеринбурга. Были отобраны в соответствии с возрастными возможностями обучающихся и применены на материале декоративно-прикладного искусства Урала следующие методы педагогики художественного образования: метод постоянства связи искусства с жизнью, применяемый для практического освоения школьниками особенностей декоративно-прикладного искусства народов Урала во взаимосвязи с изучением их быта и традиций; метод единства восприятия и созидания в художественной деятельности, способствующий освоению школьниками художественных особенностей и техники изготовления изделий декоративно-прикладного искусства при их воспроизведении в разных видах изобразительной деятельности; метод широких ассоциаций, направленный на установление сходных черт в традиционном искусстве народов Урала и способствующий формированию у школьников уважительного отношения к культурам разных народов, составляющих этническую карту Урала; метод поэтапных открытий, способствующий постепенному погружению школьников в сокровищницу декоративно-прикладного искусства Урала с освоением знаний об истории возникновения промыслов, связи их художественных особенностей со спецификой региона, менталитетом проживающих в нем народов и пр. В результате применения данных методов в работе с младшими школьниками активизировалось развитие у них ценностного отношения к искусству своего региона, что выразилось в расширении у них представлений о художественной культуре Урала, заинтересованности и личностной вовлеченности в освоение материала. Научная новизна состоит в раскрытии содержания названных методов для развития ценностного отношения у школьников к региональному искусству на примере декоративно-прикладного искусства Уральского региона. Практическая значимость материалов исследования состоит в разработке творческих заданий для младших школьников на материале декоративно-прикладного искусства Урала. В статье использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, анализ нормативно-правовых документов, обобщение педагогического опыта обращения к декоративно-прикладному творчеству в работе с младшими школьниками.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Куприна, Н. Г. Развитие у младших школьников ценностного отношения к искусству уральского региона в декоративно-прикладном творчестве / Н. Г. Куприна, А. А. Медведева. - Текст : непосредственный / / Педагогическое образование в России. - 2021. - № 1. - С. 41-47. -DOI: 10.12345/2079-8717_2021_01_05.

Kuprina Nadezhda Grigorievna,

Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Theory and Methods of Educating a Culture of Creativity, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Medvedeva Anna Alekseevna,

Assistant of Department of Tourism Business and Hospitality, Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia

DEVELOPMENT OF VALUE ATTITUDE TO ART OF URAL REGION IN YOUNGER SCHOOLS IN DECORATIVE AND APPLIED CREATIVITY

KEYWORDS: value relationships; regional component; art education; primary school; younger students; arts and crafts; arts and crafts; cultural traditions.

ABSTRACT. The urgency of the problem considered in the article is associated with the priorities of state policy in the sphere of civil-patriotic education of the younger generation. One of the ways to solve this problem is the development of a value attitude towards the art of one's region on the basis of immersion of students of primary school age in arts and crafts based on the unique artistic traditions of the region. With regard to primary school age, it is especially productive to turn to decorative and applied art, which opens up wide opportunities for children to express themselves in the process of transforming the environment on the basis of the national and cultural traditions of the region. The purpose of the article is to reveal the possibilities of the methods of pedagogy of art education in the development of a value attitude towards the art of the Ural region in younger schoolchildren in the context of decorative and applied creative activity. The guideline in the choice of these methods was the results of the initial diagnostics carried out in the 4th grade of the Gymnasium No. 40 in Ekaterinburg. The following methods of pedagogy of art education were selected in accordance with the age capabilities of students and applied on the material of the decorative and applied arts of the Urals. The method of the constancy of the connection between art and life was used for practical mastering by schoolchildren of the features of the decorative and applied art of the peoples of the Urals in conjunction with the study of their life and traditions. The method of the unity of perception and creation in each action contributed to the development by schoolchildren of the artistic features and techniques of making items of decorative and applied art when they are reproduced in various types of visual activity. The method of broad associations was aimed at establishing similarities in the traditional art of the peoples of the Urals and contributed to the formation of a tolerant and respectful attitude towards neighboring peoples among schoolchildren. The method of step-by-step discoveries was aimed at the gradual immersion of schoolchildren in the development of various aspects of the decorative and applied art of the Urals: the history of the emergence of crafts, the connection of their artistic features with the specifics of the region, the mentality of the peoples living in it, etc. As a result of the application of these methods in working with younger students the development of their value attitude to the art of their region, which was expressed in the expansion of their ideas about the artistic culture of the Urals, interest and personal involvement in the development of the material. Scientific novelty consists in substantiating the effectiveness of methods of pedagogy of art education in the development of value attitudes in schoolchildren towards regional art and analysis of their application in work practice, based on the characteristics of arts and crafts of the Ural region. The practical significance of the research materials lies in the development of creative tasks for primary schoolchildren on the basis of the decorative and applied arts of the Urals. The following research methods were used in the article: theoretical analysis of psychological and pedagogical, art history literature, analysis of regulatory documents, generalization of the pedagogical experience of addressing arts and crafts in working with younger students.

FOR CITATION: Kuprina, N. G., Medvedeva, A. A. (2021). Development of Value Attitude to Art of Ural Region in Younger Schools in Decorative and Applied Creativity. In Pedagogical Education in Russia. No. 1, pp. 41-47. DOI: 10.12345/2079-8717_2021_01_05.

Введение. Актуальность проблемы развития у подрастающего поколения ценностного отношения к культуре и искусству своего региона обусловлена направленностью современной государственной политики Российской Федерации на воспитание личности, укорененной в национальной культуре, ответственно относящейся к судьбе своей страны [1, а 2]. Эти задачи сформулированы в таких нормативных документах, как «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития гражданина РФ», «Концепция патриотического развития и воспитания гражданина РФ», отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального основного образования.

В «Концепции преподавания предметной области „Искусство" в Российской Федерации» (далее - Концепция), разработанной на основе исследований сотрудников Института художественного образования и культурологи Российской академии образования (ФГБНУ «ИХОиК РАО») [7], подчеркивается значимость учета регионального компонента при разработке учебно-методических комплектов по предметам искусства (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура).

Учет этно-национальной ситуации, в которой происходит развитие школьника, способствует формированию гражданской идентичности, воспитанию патриотического сознания подрастающего поколения [7, с. 2].

Принципиальной позицией авторов Концепции при решении этой задачи является погружение школьников в художественное творчество на основе уникальных художественных традиций региона, «в условиях непрерывного взаимодействия архитектуры, живой природы и человека, своеобразного эмоционально-художественного климата и пространства культуры» [6, с. 187].

Для младшего школьного возраста реализация этой позиции возможна при обращении к декоративно-прикладному искусству, которое открывает широкие возможности вовлечения младших школьников в разнообразную творческую деятельность и является мощным транслятором ментальных смыслов и социокультурного опыта народов, населяющих регион, носителем аутентичной ребенку традиционной культуры.

В то же время вопросы обращения к декоративно-прикладному творчеству в аспекте развития ценностного отношения обучающихся к искусству своего региона остаются мало изученными. Работы, связанные с ис-

© Куприна Н. Г., Медведева А. А., 2021

следованием региональных декоративно-прикладных искусств (О. В. Алексеева, В. А. Барадулин, В. В. Констади, А. С. Мак-сяшин, Т. А. Митрягина), носят, в большей степени, искусствоведческий или прикладной характер. В исследованиях, проводимых в ФГБНУ «ИХОиК РАО» (Н. К. Гаранина, Н. А. Горяева, Л. В. Павлова, Л. В. Сини-цина), акцентируются в основном вопросы творческого развития детей в декоративно-прикладной деятельности. Методы педагогики художественного образования, разрабатываемые Е. Г. Калюжной, Б. М. Немен-ским, А. А. Мелик-Пашаевым, Л. Г. Савенковой, Т. Я. Шпикаловой и др., также направлены, преимущественно, на развитие творческого потенциала детей, на «создание продуктов художественного творчества с целью генерирования новых смыслов, внесения новизны в уже имеющийся продукт деятельности средствами художественного освоения мира» [4, с. 37].

Выявленное противоречие позволили сформулировать цель данного исследования - раскрыть возможности методов педагогики художественного образования в развитии у младших школьников ценностного отношения к искусству уральского региона в условиях декоративно-прикладной творческой деятельности.

Обзор литературы. В исследованиях в области психологии и педагогики развитие личности определяется развитием ее ценностных отношений, которые выступают формой отражения окружающей действительности, выражают личный опыт человека и связаны с его смысложизненными установками (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, В. В. Давыдов. А. Н. Леонтьев, В. Н. Мяси-щев). Под отношениями понимается «система избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, вытекающая из всей истории его развития и внутренне определяющая его действия и переживания» [12, с. 117].

Исследователи подчеркивают значимость эмпирического опыта, деятельност-ного, эмоционального проживания человеком ситуаций для обретения «личностного смысла» как «личностного преломления сознаваемой действительности». По замечанию А. Н. Леонтьева, личностная интерпретация значения, порождающая ценностное отношение, вначале рождается «на дознаковом уровне» интуитивного ощущения и только потом вербализуется и закрепляется в сознании [10, с. 7-9].

Эмоциональная основа ценностного отношения приобретает еще большее значение в художественно-эстетической сфере. В работах искусствоведов подчеркивается эмоционально-чувственная природа худо-

жественного переживания и формирующегося на его основе ценностного отношения личности к искусству, в котором, по словам М.С. Кагана, «именно и только непосредственное переживание, характер и сила испытанного чувства становятся единственным, необходимым и достаточным основанием оценочного суждения» [3, с. 108].

Эти идеи развиваются в педагогике художественного образования. Современные исследователи (Е. Ф. Командышко, Л. И. Седова [5]) отмечают, что погружение в искусство родного края вызывает у детей яркие эмоции - радость узнавания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого, приобщает (по выражению В. Н. Хо-лоповой) «к особенностям культурной мен-тальности», формирует «глубинные пласты памяти» [15, с. 18]. Интерес к искусству родного края, увлеченность им усиливаются в контексте общего творческого настроя, вовлеченности обучающихся в художественно-творческую деятельность.

Результаты исследования. Анализ литературы показал, что основу процесса развития ценностного отношения к искусству составляет эмоционально-деятельностная вовлеченность обучающихся в восприятие произведений искусства, включающая эмоциональную отзывчивость к художественным образам - выразителям нравственных и социокультурных ценностей, актуализацию личностного опыта в практическом анализе средств художественной выразительности, понимание ценностно-смыслового содержания произведений искусства и выражение своей позиции в художественно-творческой деятельности.

Исходя из данного определения, мы выделили критерии развития у младших школьников ценностного отношения к искусству уральского региона в условиях декоративно-прикладной творческой деятельности:

- эмоционально-мотивационный -эмоциональный отклик на образы декоративно-прикладного искусства, связанные с культурными традициями региона, наличие интереса к ним, мотивация к созданию на основе этих традиций изделий с утилитарными и художественными функциями для преобразования окружающей предметно-пространственной среды;

- образно-содержательный - наличие художественно-образного багажа, позволяющего распознавать произведения декоративно-прикладного искусства уральской традиции, представления об их композиционных особенностях и технике изготовления, знания об истории возникновения декоративно-прикладных промыслов Урала и отражении в них нравственно-эстетических

ценностей народов Урала;

- деятельностно-рефлексивный - способность к выражению своего отношения к произведениям декоративно-прикладного искусства уральской традиции в эстетическом суждении и в процессе воспроизведения и интерпретации их композиционных особенностей в индивидуальных и коллективных продуктах творчества.

Опытно-поисковая работа была проведена в 4 классе МАОУ Гимназия № 40 Октябрьского района г. Екатеринбурга. Диагностика, которая основывалась на методах опроса и творческих заданий для обучающихся, выявила на констатирующем этапе существенное преобладание в классе среднего и низкого уровней развития ценностного отношения к искусству уральского региона по всем выделенным показателям. Школьники в целом позитивно воспринимают знания о художественных ценностях своего региона, но не проявляют инициативы и самостоятельности в их приобретении и обогащении, для большинства из них характерна увлеченность, в основном, продукцией массовой культуры, представленной в интернет-пространстве, незаинтересованность в освоении декоративно-прикладного искусства уральской традиции и неготовность к поддержанию и развитию этой традиции в собственном декоративно-прикладном творчестве.

Полученные результаты стали ориентиром в выборе методов, способствующих эмоционально-деятельностной вовлеченности обучающихся в восприятие произведений искусства и активизирующих развитие у них ценностного отношения к искусству своего региона на материале декоративно-прикладного искусства Урала.

Наряду с использованием общепедагогических методов (словесных, наглядных методов при анализе предметов быта и композиций народного декоративно-прикладного творчества, методов контрастных сопоставлений, практического показа при освоении техники работы с материалом) мы обратились к методам педагогики художественного образования (постоянства связи искусства с жизнью, единства восприятия и созидания в каждом действии, широких ассоциаций, поэтапных открытий), теоретическое обоснование и практическое применение которых в художественно-творческом развитии детей представлено в работах Б. М. Неменского [13]. Мы выдвинули предположение, что обращение к методам педагогики художественного образования в организации декоративно-прикладного творчества младших школьников на основе искусства уральской традиции позволит расширить их художе-

ственный кругозор, привести к пониманию значимости культурного и духовного наследия родного края, мотивировать к проявлению творческой инициативы при создании самобытной художественно-эстетической среды в школьном укладе.

На практике были раскрыты следующие возможности выделенных методов педагогики художественного образования в развитии у младших школьников ценностного отношения к искусству уральского региона в условиях декоративно-прикладной творческой деятельности.

Метод постоянства связи искусства с жизнью позволил раскрыть для обучающихся содержательное наполнение средств художественной выразительности (особенности формообразования, композиции, цветографических решений) в декоративно-прикладном искусстве Урала через их связь с природными и бытовыми особенностями проживания народов, населяющих наш регион, их традициями и ценностными установками, исторической памятью. Эстетика традиционного жилища, символика вышивки на национальной одежде, росписи домашней утвари, - теснейшим образом связаны с особенностями бытования народа, отражают его менталитет. Увлекательные рассказы о народах Урала, сказки и легенды предстали на занятиях в качестве информационно-образного контекста для анализа композиционных особенностей образцов народного декоративно-прикладного творчества.

Метод единства восприятия и созидания в каждом действии был направлен на освоение школьниками художественных особенностей и техники изготовления изделий декоративно-прикладного искусства в практической деятельности. Копирование образцов народного декоративно-прикладного творчества было организовано на занятиях в процессе «переложения» на другие виды изобразительной деятельности - в живописных и графических рисунках, аппликациях, коллажах, в лепных изделиях из теста или пластилина, с помощью бумагопластики и пр. (например, прием пальцевого наложения цветовых пятен при создании композиции в росписи тагильского подноса может быть освоен в технике пластилинографии или с помощью аппликации). Такое аналоговое применение разных видов и техник изобразительной деятельности помогало обучающимся понять суть приема, использованного в изделии, его выразительные возможности.

Метод широких ассоциаций направлен на развитие способности находить связи и сходные черты в вещах и явлениях, на первый взгляд, отличающихся друг от друга.

Развитие именно этой способности открывает в дальнейшем возможности творче-

ской интерпретации смыслов художественного произведения. В эстетике, философии и психологии искусства утвердилось положение о том, что художественные смыслы формируются в результате рефлексивной со-творческой деятельности воспринимающего (читателя, зрителя, слушателя). Смыслы художественного произведения, создаваемые автором, каждый воспринимает и домысливает в соответствии с опытом, мировоззрением, уровнем культуры, степенью сотворче-ской активности и пр. С помощью метода широких ассоциаций у обучающихся развивается способность к рефлексивной деятельности над содержательной формой художественного произведения.

В рамках наших занятий применение метода широких ассоциаций оказалось эффективным при подготовке и проведении календарных праздников. С помощью педагога дети сами сочиняли сценарий праздника, основанный на ассоциативном сопоставлении в его сюжете традиций народов Урала, близких по образному восприятию природы в определенное время года.

При сравнении народы, составляющие этническую карту Урала (русские, башкиры, татары, коми-пермяки, коми-зыряне, удмурты, марийцы ханты, манси), обнаруживают больше различий, чем сходств: относятся к разным антропологическим типам и разным языковым группам (славянский, тюркский, угорский), к разным религиям (христианство, ислам, буддизм, язычество), к разным историческим типам материально-хозяйственной культуры - и соответственно обладают различным культурно-психологическим менталитетом [14]. В то же время, общей для всех народов, проживающих на Урале, является природа этого края. При этом объединяющим началом служит свойственное любой традиционной культуре «природоориентированное сознание, в котором человек ощущает себя участником природных событий, включает явления природы в качестве живых и одухотворенных личностей в систему человеческих отношений» [9, с. 78].

Составление сценариев праздников, где подчеркивались общие основания традиционных культур разных народов, способствовало формированию у школьников толерантного и уважительного отношения к народам-соседям. В сценарии праздников, сопоставляющих традиции общения с природой, принятые у разных народов Урала, включались загадки, пословицы, танцы, детские игры, близкие по смыслу, но отличающиеся национальным своеобразием. Изготовленные на занятиях поделки детей использовались в тематическом оформлении класса, дизайне пригласительных би-

летов для родителей, в украшениях костюмов для праздника.

Метод поэтапных открытий направлен на обогащение художественно-эстетического опыта детей в процессе их постепенного вовлечения в освоение разных аспектов изучаемой темы, открытия ее новых граней. Данный метод оказался продуктивным при знакомстве школьников с декоративно-прикладным искусством горнозаводского Урала, которое рассматривалось на занятиях в разных аспектах.

Одним из аспектов данной тематики стало знакомство школьников с историей возникновения уральских промыслов, тесно связанной с историей появления и укоренения русских на Урале, с пониманием, на каких нравственных основах складывался уральский характер - особая уральская ментальность. Например, в кустарном камнерезном промысле ярко отразилась специфически крестьянская черта (идущая от первых русских крестьян - переселенцев на Урал) бережного отношения к окружающим вещам, которые редко выбрасывались, но получали «новую жизнь» в очередном изделии. Многочисленные бусы, броши, каменные горки, шкатулки делались в домашних условиях именно из бракованного, бросового материала. Особым мастерством почиталось умение из камня неправильной, неудобной формы или с явными дефектами сделать изделие, обладающее художественно-эстетической ценностью, превратить недостаток материала в достоинство, «изюминку» в готовом изделии [8, с. 156]. Школьники с интересом вовлекались в эксперименты с бросовым и природным материалом в практических заданиях по созданию изделий на основе образцов камнерезного промысла Урала.

Уральские промыслы изучались и с точки зрения проявления мастерства, знаний, умений приехавших на Урал инженеров и мастеров заводского дела. С оригинальными технологическими и художественными решениями школьники знакомились на примерах изделий каслинского чугунного литья, ювелирных изделий, зла-тоустовской гравюры на стали.

Изделия декоративно-прикладного искусства горнозаводского периода истории Урала широко представлены в музеях Екатеринбурга и городов Свердловской области. Реальные и виртуальные экскурсии в музеи уральского региона мотивировали школьников к сочинению сюжетов про истории увиденных вещей, созданию мультфильмов на эти сюжеты.

В композиции изделий декоративно-прикладного искусства уральских промыслов вплетаются образы сказов П. П. Бажова,

связанные с темой мастерства и ценности творчества уральских умельцев. Знакомство школьников с искусством Урала при обращении к сказам П. П. Бажова происходило на занятиях в процессе создания настольных игр и театрализаций этих сюжетов, для чего конструировались декорации в технике «ассамбляж», изготавливались куклы в образах героев сказов, подбиралось соответствующее музыкальное сопровождение.

Полученные в практической деятельности творческие импульсы и идеи реали-зовывались школьниками в индивидуальных и коллективных художественных проектах по созданию изделий декоративно-прикладного творчества на основе формообразующих элементов традиционного уральского декора.

Результаты итоговой диагностики позволили сделать вывод о повышении качественных показателей по всем выделенным критериям развития ценностного отношения к искусству уральского региона у обучающихся, принимавших участие в опытно-поисковой работе. Школьники значительно расширили знания о культурных традициях Урала, стали проявлять искренний, эмоционально окрашенный интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства уральской традиции, отличать их от произ-

ведений иных художественных традиций. Выставки декоративно-прикладных изделий, созданных школьниками в традициях искусства уральского региона, тематические мероприятия, проведенные на их основе, способствовали созданию самобытной художественно-эстетической среды школы.

Заключение. Сопоставление результатов констатирующего и итогового этапов диагностики свидетельствует об эффективности применения методов художественного образования в развитии ценностного отношения к искусству уральского региона в условиях декоративно-прикладного творчества обучающихся. Методы постоянства связи искусства с жизнью, единства восприятия и созидания в каждом действии, широких ассоциаций, поэтапных открытий обладают широкими возможностями в эмо-ционально-деятельностном погружении школьников в пространство художественной культуры своего региона, приобщении к своим национальным корням, активизации их личностной вовлеченности в освоение декоративно-прикладного искусства Урала, развитии умения содержательной трактовки средств художественной выразительности, формировании ориентиров в восприятии современной художественной практики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Стандарты второго поколения /А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2009. - 24 с.

2. Зайнагов, А. Р. Воспитание у подрастающего поколения межнациональной толерантности на основе традиционной культуры народов Урала / А. Р. Зайнагов, Н. Г. Куприна // Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО. - 2009. - № 3 (60). - С. 96-106.

3. Каган, М. С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств / М. С. Каган. - Л. : Искусство. Ленингр. отд-ние, 1972. - 440 с.

4. Калюжная, Е. Г. Художественно-творческая деятельность: понятие, структура, педагогический потенциал / Е. Г. Калюжная. - Текст : электронный // Человек в мире культуры. - 2015. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvenno-tvorcheskaya-deyatelnost-ponyatie-struktura-pedagogicheskiy-potentsial

5. Командышко, Е. Ф. Интеграция художественно-эстетического и социально-нравственного опыта в развитии духовной культуры подрастающего поколения / Е. Ф. Командышко, Л. И. Седова // Художественно-эстетическое развитие в контексте национальных и региональных моделей образования : сб. науч. трудов по материалам XVII Междун. науч.-практ. конф. «Национальные и региональные модели художественно-эстетического развития»: Юсовские чтения 31 октября 2016 г. / гл. ред. Л. Г. Савенкова. - М. : ИХОиК РАО, 2017. - С. 38-45.

6. Концептуальные основы модернизации предметной области «Искусство» в современном информационном обществе : монография / Е. М. Акишина, И. Э. Кашекова, И. М. Красильникова [и др.] ; под науч. ред. Е. М. Акишиной. - М. : ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2016. - 232 с.

7. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации : проект. -М. : ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2016. - 10 с.

8. Куприна, Н. Г. Концептуальные подходы к освоению младшими школьниками регионального искусства (на примере Уральского региона) / Н. Г. Куприна, А. А. Медведева. - Текст : электронный // Педагогика искусства. - 2020. - № 2. - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/ kuprina_medvedeva_151-158.pdf.

9. Куприна, Н. Г. Приобщение младших школьников к искусству Уральского региона во внеурочной деятельности / Н. Г. Куприна, А. А. Медведева // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 6. - С. 77-83.

10. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Т. 1 / А. Н. Леонтьев / АПН СССР. - М. : Педагогика, 1983. - 304 с.

11. Максяшин, А. С. Традиция и ее место в современной художественной культуре / А. С. Максяшин / / О проблемах сохранения и преемственности традиций народного искусства на Среднем Урале : сб. статей /

Министерство культуры Свердловской области ; Центр традиционной народной культуры Среднего Урала ; сост., ред. М. М. Павлова. - Екатеринбург : Изд-во «УМЦ УПИ», 2012. - С. 84-92.

12. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев ; под ред. А. А. Бодалева. - М. : Издательство МПСИ ; Воронеж : Издательство «НПО МОДЭК», 2003. - 400 с.

13. Неменский, Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить : кн. для учителей общеобразо-ват. учреждений / Б. М. Неменский. - М. : Просвещение, 2012. - 240 с.

14. Огоновская, И. С. Исторический атлас Урала / И. С. Огоновская. - Екатеринбург : Сократ, 2006. -

64 с.

15. Холопова, В. Н. Музыкальные эмоции / В. Н. Холопова. - М. : Альтекс, 2012. - 348 с.

REFERENCES

1. Danilyuk, A. Ya., Kondakov, A. M., Tishkov, V. A. (2009). Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii: Standarty vtorogo pokoleniya [The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia: Standards of the second generation]. Moscow, Prosveshchenie. 24 p.

2. Zaynagov, A. R., Kuprina, N. G. (2009). Vospitanie u podrastayushchego pokoleniya mezhnatsional'noi tolerantnosti na osnove traditsionnoi kul'tury narodov Urala [Education among the younger generation of inter-ethnic tolerance on the basis of the traditional culture of the peoples of the Urals]. In Obrazovanie i nauka: Izvestiya Ural'skogo otdeleniya RAO. No. 3 (60), pp. 96-106.

3. Kagan, M. S. (1972). Morfologiya iskusstva. Istoriko-teoreticheskoe issledovanie vnutrennego stroeniya mira iskusstv [Morphology of art. Historical and theoretical study of the internal structure of the world of arts]. Leningrad, Iskusstvo. Leningradskoe otdelenie. 440 p.

4. Kalyuzhnaya, E. G. (2015). Khudozhestvenno-tvorcheskaya deyatel'nost': ponyatie, struktura, pedagog-icheskii potentsial [Artistic and creative activity: concept, structure, pedagogical potential]. In Chelovek v mire kul'tury. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7hudozhestvenno-tvorcheskaya-deyatelnost-ponyatie-struktura-pedagogicheskiy-potentsial.

5. Komandyshko, E. F., Sedova, L. I. (2017). Integratsiya khudozhestvenno-esteticheskogo i sotsial'no-nravstvennogo opyta v razvitii dukhovnoi kul'tury podrastayushchego pokoleniya [Integration of artistic and aesthetic and social and moral experience in the development of the spiritual culture of the younger generation]. In Savenkova, L. G. (Ed.). Khudozhestvenno-esteticheskoe razvitie v kontekste natsional'nykh i regional'nykh modelei obrazovaniya: sb. nauch. trudov po materialam XVII Mezhdun. nauch.-prakt. konf. «Natsional'nye i re-gional'nye modeli khudozhestvenno-esteticheskogo razvitiya»: Yusovskie chteniya 31 oktyabrya 2016 g. Moscow, IKHOiK RAO, pp. 38-45.

6. Akishina, E. M., Kashekova, I. E., Krasilnikova, I. M., et al. (2016). Kontseptual'nye osnovy moderni-zatsii predmetnoi oblasti «<Iskusstvo» v sovremennom informatsionnom obshchestve [Conceptual foundations of modernization of the subject area "Art" in the modern information society] / ed. by E. M. Akishina. Moscow, FGBNU «IKHiK RAO». 232 p.

7. Kontseptsiya prepodavaniya predmetnoi oblasti «<Iskusstvo» v Rossiiskoi Federatsii: proekt [The concept of teaching the subject area "Art" in the Russian Federation: project]. (2016). Moscow, FGBNU «IKHiK RAO». 10 p.

8. Kuprina, N. G., Medvedeva, A. A. (2020). Kontseptual'nye podkhody k osvoeniyu mladshimi shkol'nikami regional'nogo iskusstva (na primere Ural'skogo regiona) [Conceptual approaches to the development of regional art by younger schoolchildren (on the example of the Ural region)]. In Pedagogika iskusstva. No. 2. URL: http: //www.art-education.ru/ sites/default/files/journal_pdf/kuprina_medvedeva_151-158.pdf.

9. Kuprina, N. G., Medvedeva, A. A. (2019). Priobshchenie mladshikh shkol'nikov k iskusstvu Ural'skogo regiona vo vneurochnoi deyatel'nosti [Introduction of younger students to the art of the Ural region in extracurricular activities]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 6, pp. 77-83.

10. Leontiev, A. N. (1983). Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Vol. 1. Moscow, Pedagogika. 304 p.

11. Maksyashin, A. S. (2012). Traditsiya i ee mesto v sovremennoi khudozhestvennoi kul'ture [Tradition and its place in modern art culture]. In Oproblemakh sokhraneniya ipreemstvennosti traditsii narodnogo iskusstva na Srednem Urale: sb. statei. Ekaterinburg, Izdatel'stvo «UMTs UPI», pp. 84-92.

12. Myasishchev, V. N. (2003). Psikhologiya otnoshenii [Psychology of relations] / ed. by A. A. Bodalev. Moscow, Izdatel'stvo MPSI, Voronezh, Izdatel'stvo «NPO MODEK». 400 p.

13. Nemensky, B. M. (2012). Pedagogika iskusstva. Videt', vedat' i tvorit' [Pedagogy of art. See, know and create]. Moscow, Prosveshchenie. 240 p.

14. Ogonovskaya, I. S. (2006). Istoricheskii atlas Urala [Historical atlas of the Urals]. Ekaterinburg, Sokrat.

64 p.

15. Kholopova, V. N. (2012). Muzykal'nye emotsii [Musical emotions]. Moscow, Al'teks. 348 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.