князьями и дворянами, будто простолюдин не может отличаться высокими нравственными качествами» [5, с. 110].
Поэтизация народной массы, особенностей быта, конкретных деталей жизненного уклада крестьянства сближает творческие открытия Каламбия с демократическими традициями народного творчества, в котором идеализировался образ труженика, именно этот «пафос народности» был воспринят писателем-просветителем и привёл его к открытиям в создании новой концепции личности, гуманистическое содержание которой заключается в противопоставлении миру иллюзорному, выморочному - мира созидающего, создающего жизнеобра-зующие цели и их смысл.
Так же, как и его современники, Каламбий использует «в своей прозе традиционно-фольклорную композицию» (Бекизова Л.А.), стилевую и структурообразующую поэтику хабара. Продуктивность использования хабара в художественной структуре произведения, процесс характерообразования доказывает и опыт художественных исканий советской адыгской прозы. Ха-лид Абуков, один из первых адыгских романистов, удачно использовал традиции хабара в своих фельетонах, выступая в них как «сочиненный рассказчик» (Халид Бедный). В 60 - 80-е гг. хабар входит в ткань произведений Али Шегснцукова, А. Кешокова, А. Евтыха, Т. Адыгова, Т. Керашева, М. Эльберда, О.Хубиева, X. Байрамуковой. Говоря об особенностях повествования в дилогии Алима Кешокова «Вершины не спят», критик Л.И. Арутюнов отмечал: «Если угодно, это прием хабара, т.е. чисто национальной фольклорной манеры повествования. Но писатель использует его не ради его специфичности, он размыкает прием для современных целей: автор входит в мир своего романа и стягивает в себе, в повествователе, идею единства мира, даже если последний раздираем непримиримыми противоречиями. Народная идея целостности мира художественно воплощает себя в прозе, используется для построения народно-эпического космоса» [6, с. 223].
На рубеже XIX - ХХ веков началась деятельность карачаевских просветителей: И.Я. Акбаева - одного из создателей карачаево-балкарской письменности; И.П. Крымшамхалова (псевдоним Ислам Тебердичи), X. Халилова, И. Хубиева и
Библиографический список
других. Основоположник национальной литературы - поэт И.У. Семенов впервые десятилетия XX века записывал свои стихи, как и балкарец К.Б. Мечиев, арабскими буквами. Первые профессиональные карачаевские писатели - поэт И.З. Каракетов, двуязычный прозаик и публицист И.А-К. Хубиев, русскоязычный поэт и публицист У. Дж. Алиев. Среди поэтов 1920 - 1930-х годов - И. Каракетов, А.Л. Уртенов, Д.П. Байкулов, О.А. Хубиев. Большую роль в становлении прозы сыграла журналистика и публицистика; традиции эпического повествования на фольклорной основе заложил исторический роман «Черный сундук» Х.А. Аппа-ева (1935 - 1936 гг).
Как можно видеть, осмысление проблематики национального духовного наследия выполняет немаловажную функцию в современном литературном процессе, а также и в литературе прошлых десятилетий, имеет широкие параметры от простого подражания традиционному фольклорному опыту до использования поэтики мифа с позиций «осознающей ситуацию культуры».
Концепции диалога (диалогичности, диалогических отношений) как бытийной универсалии представляют малоизученное звено гуманитарного знания в национальном литературоведении.
Между тем «родственное внимание к миру», «творческое поведение» стимулирует созидательную активность коммуникативных актов. Межличностные коммуникации имеют художественные и жизненные аналоги в культурно-исторических и литературно-художественных истоках многих литератур Северного Кавказа.
Одним из действенных средств нравственного воспитания является литература, поскольку ее основной особенностью является способность одновременно сильно действовать и на чувства, и на мысль читателя.
Итак, анализируя исследования по данной теме, можно сделать вывод, что литературные тексты могут эффективно содействовать формированию всех компонентов механизма нравственного воспитания.
Отсюда формирование качественных, адаптированных к современным условиям средств и методов воспитания молодежи становится актуальной проблемой.
1. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. Нальчик, 1978.
2. Адыгские писатели-просветители. Краснодар, 1986.
3. Салакая Ш.Х. О некоторых общих фольклорных истоках абхазо-адыгских народов. Ученые записки АНИИ. Майкоп, 1964; Т. 3.
4. Хан-Гирей С. Записки о Черкессии. Нальчик, 1978.
5. Бекизова Л.А. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1983.
6. Арутюнов Л.Н. Развитие эпических традиций в современной советской литературе. Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. Москва, 1981.
7. Гачев Г Д. Национальные обряды мира. Москва, 1988.
8. Гуревич А.Л. Проблемы средневековой народной культуры. Москва, 1981.
9. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. Москва, 1990.
References
1. Hakuashev A.H. Adygskieprosvetiteli. Nal'chik, 1978.
2. Adygskie pisateli-prosvetiteli. Krasnodar, 1986.
3. Salakaya Sh.H. O nekotoryh obschih fol'klornyh istokah abhazo-adygskih narodov. UchenyezapiskiANII. Majkop, 1964; T. 3.
4. Han-Girej S. Zapiski o Cherkessii. Nal'chik, 1978.
5. Bekizova L.A. Ot bogatyrskogo 'eposa kromanu. Cherkessk, 1983.
6. Arutyunov L.N. Razvitie epicheskih tradicij v sovremennoj sovetskoj literature. Vzaimodejstvie literatur i hudozhestvennaya kultura razvitogo socializma. Moskva, 1981.
7. Gachev G.D. Nacional'nye obryady mira. Moskva, 1988.
8. Gurevich A.L. Problemy srednevekovojnarodnojkul'tury. Moskva, 1981.
9. Gurevich A.Ya. Srednevekovyjmir: kultura bezmolvstvuyuschego bol'shinstva. Moskva, 1990.
Статья поступила в редакцию 04.03.20
УДК 378
FalameevA.B., postgraduate, Kostroma State University (Kostroma, Russia), E-mail: [email protected]
MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MILITARY UNIVERSITY. The article analyzes possibilities and prospects of using new technologies in the educational process of a military university. Modern educational technologies need to be applied now, there are some reasons for this: the demand for innovation and the need to involve students in the learning process. The task of the article is to substantiate the role and significance of modern pedagogical training technologies in higher military education. The article names the most effective methods and forms of teaching students at military universities. The author speaks about the decrease in the effectiveness of traditional didactic methods, proves the need to apply non-linear, personalized, and subject-based learning methods. According to the results of the study, it is concluded that the development and implementation of modern pedagogical technologies in military education has a number of possibilities. Interactivity provides a systematic integrated approach to the organization of the educational process, to achieve synchronicity and coherence of all its elements and, to increase its effectiveness, to improve the management of the pedagogical process and to predict its result. Key words: pedagogical innovation, educational technologies, quality of education, military educational environment.
А.Б. Фаламеее, аспирант, Костромской государственный университет, г. Кострома, E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА
В статье анализируются возможности и перспективы применения инновационных технологий в образовательном процессе военного вуза. Необходимость применения современных образовательных технологий аргументируется рядом вызовов, связанных с обеспечением качества, инновационности и вовлеченности обучающихся в процесс учебно-профессионального развития. Целью статьи является обоснование роли и значения современных педагоги-
ческих технологий обучения в высшем военном образовании, определение наиболее эффективных методов и форм обучения студентов в военных учебных подразделениях высших учебных заведений. Автором констатируется снижение эффективности традиционных дидактических методов, актуализируется необходимость нелинейных, персонифицированных и субъектных способов обучения. По результатам проведенного исследования сделан вывод о том, что разработка и реализация современных педагогических технологий в военном образовании дает возможность осуществить системный комплексный подход к организации учебно-воспитательного процесса, добиться синхронности и слаженности всех его элементов и, как следствие, повысить его эффективность, улучшить управление педагогическим процессом и прогнозировать его результат.
Ключевые слова: педагогическая инноватика, образовательные технологии, качество образования, военная образовательная среда.
В современных условиях повышения обороноспособности Российской Федерации базовые основы военной подготовки студентов в высших военных учебных заведениях (ВВУЗ) и военных учебных подразделениях высших учебных заведений (ВУП ВУЗОВ) выступают квинтэссенцией уровня подготовки офицерских кадров.
Государству нужны интеллектуально и профессионально подготовленные специалисты, которые отвечают современным требованиям теории и практики вооруженной борьбы, способные на всех этапах своей служебной карьеры овладевать новыми знаниями, управлять войсками (силами) в бою (операции) и обучением, воспитанием, психологической подготовкой личного состава в мирное и военное время, а также изучать, эксплуатировать и применять сложные системы вооружения и военной техники [1].
Отметим, что в РФ система подготовки офицерских кадров обеспечивает Вооруженные Силы РФ и другие военные формирования необходимым количеством граждан для выполнения воинского долга в запасе, прохождения службы в военном резерве Вооруженных Сил РФ и других военных формированиях, а также для обеспечения и реализации права на равные возможности в выборе профессии путем получения дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для надлежащего выполнения воинского долга в запасе, в мирное время военной службы, в военное время и для будущей профессиональной деятельности.
Системная модель военного специалиста с определенной специальностью (специализацией), квалификацией, сроком обучения должна предусматривать интегрированное единство образовательно-квалификационных требований на основе компетентностного подхода [2] («знание и понимание», «знание, как действовать», «знание, как применять»), структуры, содержания и процессуальной составляющей обучения (технологии), средств контроля и диагностики, процедур корректировки.
Содержание военного образования должно учитывать следующие факторы и составляющие: национальные интересы, национальную безопасность государства, социокультурный характер, психологические представления относительно характера и структуры военно-профессиональной деятельности, а военно-педагогический процесс должен базироваться на парадигме личностно ориентированного обучения и предусматривать целенаправленное и содержательное взаимодействие того, кто учит и того, кто учится.
Освещению места и значения гражданского и военного образования в системном, интегрированном понимании безопасности и оборонной политики государства посвящен ряд публикаций отечественных авторов.
В частности, вопросы состояния и тенденций развития военного образования как важного фактора стабильности и национальной безопасности государства, проблемы совершенствования подготовки военных специалистов для Вооруженных Сил РФ, военной подготовки студентов в последнее время становятся предметом научных дискуссий в педагогической среде.
По мнению ученых, проблема формирования и определения содержания военного образования, подготовки военных специалистов, в том числе офицеров запаса для системы безопасности и обороны государства, является важным и ответственным делом, должна иметь приоритетный статус и требует дальнейших исследований.
Анализ основных тенденций защиты национальных интересов, обобщение современных подходов к осуществлению политики, обоснование основных направлений и путей повышения качества подготовки военных специалистов осуществляется согласно новым общественным потребностям (государственно-правовым, политическим, экономическим, культурно-образовательным). Все это выдвигает новые требования к уровню подготовки офицеров запаса на кафедрах военной подготовки в высших учебных заведениях путем поиска современных инновационных форм и методов обучения студентов: от разработки и введения в учебные планы новых спецкурсов, соответствующих современному и перспективному развитию научной мысли, до внедрения инновационных технологий преподавания военных дисциплин и применения эффективных методик организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя.
Сейчас важно воспользоваться всеми возможностями нормативно-правовой базы в рамках реализации Стратегии национальной безопасности РФ и Военной доктрины РФ, для развития военного образования, которое сопровождается рядом вызовов, связанных с обеспечением качества, инновационности и привлекательности при подготовке высокопрофессиональных и мобильных профессионалов, способных противодействовать применению военной силы против РФ и адекватно реагировать на возможные угрозы независимости нашего государства.
Концептуальные основы развития военного образования должны оптимально учитывать опыт развития системы подготовки специалистов в государ-
стве и ведущих странах мира, функции, задачи модель и организационную структуру Вооруженных Сил РФ, базироваться на современной законодательной базе, а учебно-воспитательный процесс осуществляться в единстве обучения и воспитания, в преодолении отрыва учебно-воспитательного процесса от реальных проблем общественного развития и военной службы.
Корректировка содержания, организационно-методических основ образовательного процесса должна осуществляться на основе всестороннего внедрения национального опыта и опыта ведущих стран мира и обеспечивать интеграцию системы военного образования с государственной гражданской системой высшего образования и науки.
Сегодня на кафедрах военной подготовки высших учебных заведений расширяются практики применения современных педагогических технологий, причём как преподавателями, так и обучающимися, взаимодействие между которыми выходит за пределы индивидуальных консультаций, а осуществляется как во время самостоятельной работы, так и в ходе применения интерактивных форм учебной деятельности.
Современная методика преподавания военных дисциплин имеет богатый арсенал разнообразных способов, приемов и средств обучения, как общедидактических, так и отраслеводидактических. При этом не все преподаватели военного вуза готовы менять образовательный процесс. Вместе с тем следует согласиться с М.В. Груздевым, который утверждает, что традиционная лекцион-но-семинарская и классно-урочная формы обучения не позволяют обеспечить достижения актуальных образовательных результатов, сформировать актуальные компетенции, поэтому необходимы разработка, апробация и теоретическое осмысление принципиально новых дидактических решений [3].
В 2019 году нами было проведено исследование удовлетворенности курсантов Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны, в котором приняли участие 872 человека, обучающиеся на 3 - 4 курсах. Среди полученных результатов особый интерес в рамках тематики данной статьи имеет вопрос, касающийся оценки образовательной среды. Курсантам было предложено по 5-балльной шкале оценить отдельные элементы учебной деятельности в вузе. Фактически все респонденты высоко оценили роль преподавателей и их знания, профессиональные качества в процессе обучения (от 4 до 4,4 баллов). А вот такой фактор среды, как «оснащенность оборудованием» оценен всего в 3,3 балла, что говорит о недостаточном внимании к этой проблеме именно со стороны преподавателей, так как вуз оснащен новым современным оборудованием, в том числе компьютерной техникой и цифровыми тренажерами, но не все преподаватели используют эти возможности в преподавании учебных дисциплин.
В опросе курсанты оценивали по 5-балльной шкале средовые факторы, характеризующие сопровождение образовательного процесса. Высокую оценку (4,0 балла) получила организация контрольно-оценочных мероприятий, также высоко оценена доступность учебных и методических пособий (3,9 балла). При этом курсанты не удовлетворены возможностями индивидуальных консультаций с преподавателем (2,9) организацией самостоятельной работы (3,0) и применением активных форм обучения (3,2), что свидетельствует об имеющемся запросе на образовательные интеракции и их недостаточную распространенность в среде военного вуза. Одним из выходов нам представляется применение цифровых технологий.
Использование современных информационных, телекоммуникационных технологий и средств имитационного моделирования в подготовке военных специалистов создает реальные возможности повышения качества военного образования путем постепенной информатизации системы военного образования и науки, внедрения дистанционного обучения с применением в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий, разработки широкого спектра электронных учебников, дидактических материалов, предметно-ориентированных сред, научного, учебного и развивающего назначения, индивидуальных модулей учебных программ разных уровней сложности в зависимости от конкретных потребностей.
Как показывает практика высшего образования и анализ исследований в области организации образовательной деятельности в военном вузе, указанные мероприятия возможно осуществить их интеграцией в информационно-образовательную среду военного вуза на основе применения информационно-коммуникационных технологий [4].
Информационные технологии позволяют реализовать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к учебе во время самостоятельной работы. На занятиях преподаватель позволяет каждому студенту самостоятельно работать с учебной информацией. В последнее время в учебном процессе активно используются современные средства реализации компьютерных технологий обучения: электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМК) и виртуальный лабораторный комплекс (компьютерная имитационная модель
— ВЛК) как основные структурные компоненты информационно-методического обеспечения подготовки военного специалиста.
Для получения эффективных результатов преподавателями готовится целый комплекс разнообразных учебных материалов. Составляющей этих материалов является ВЛК на базе программных эмуляторов. Такой виртуальный комплекс рассматриваем как универсальную дидактическую структуру, которая интегрирует свойства, необходимые для различных форм обучения. и синтезирует продуктивно дидактические и современные информационные технологии (компьютерная демонстрация различных процессов и сценариев ведения боевых действий; имитация явлений и процессов, проведение экспериментов, осуществление которых в реальных условиях являются слишком затратными) [5].
Фундаментом современной системы военного образования должны стать высококачественные учебные продукты, которые не только предусматривают применение интерактивных форм и методов обучения (гипертекстовые учебные пособия, учебники, тестовые задания, web-страницы), но и в конечном итоге формируют единую электронную учебную среду вуза.
По своей сущности web-quest является своеобразной web-страницей, которая может быть выполнена как в классических web-редакторах (Xara Xtreme Pro, Wysiwyg Web Builder, Antenna Web designed Studio), так и средствами пакета Microsoft Office Front Page, Publisher или создана с помощью видео-инструкций на бесплатных хостингах (Narod.ru, Sites.google.com).
Как правило, практикуют, чтобы web-quest охватывал отдельную проблему учебной дисциплины, темы, но может быть и межпредметным.
Различают два типа web-quest: для кратковременной (предназначенной для изучения отдельной темы) и длительной работы (например, изучение темы в течение учебного года). Web-quest применяется преимущественно для самостоятельной работы студентов или для групповой работы (в микрогруппах до 5 человек).
Особенностью образовательных квестов является то, что весь перечень необходимой справочной литературы подбирается лично преподавателем в количестве 10 - 20 источников с предоставлением активных гиперссылок. Обязательным условием является обратная (интерактивная) связь: результатом выполнения является публикация работ учащихся в виде web-страниц и web-сайтов (в локальной сети или Интернете), презентация, которая выполняется в Microsoft Office PowerPoint [6].
В классическом виде Web-квест должны содержаться такие элементы, как введение, задание, ссылки на ресурсы сети, электронные адреса, тематические форумы, книги или методические пособия из библиотечных фондов (преподаватель не должен ограничивать студентов в самостоятельном подборе источников информации); поэтапное описание процесса выполнения задания с объяснением принципов обработки информации, дополнительными сопроводительными вопросами, структурно-логическими схемами, таблицами, диаграммами, графиками и проч.; выводы, которые должны содержать примеры оформления результатов выполнения задания или их презентации, пути для дальнейшей самостоятельной работы по указанной теме и области практического применения полученных результатов и навыков [7].
Рассмотрим web-quest как технологию, сочетающую признаки Интернет-технологий и педагогической технологии ситуативной (ролевой игры), и определим ее основные характеристики.
Библиографический список
В классическом понимании \меЬ-квест - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются Интернет-технологии. Как известно, Интернет-технологии - это технологии представления информации в компьютерной сети Интернет, основой которых являются гипертексты, сайты, блоги и т.д.; ролевая игра - одна из педагогических ситуативных технологий.
Для проведения игры сначала осуществляется ее подготовка по следующему плану: создание сюжета на основе конкретной ситуации в военной сфере; проработка сюжета: сбор и обработка нормативных документов, распределение ролей между участниками игры, составление необходимых для данной игры документов и др.
После окончания игры анализируются действия ее участников преподавателем или приглашенными экспертами, и подводятся итоги. Выявляются пробелы в знаниях студентов, побуждающие их к усилению мотивации к обучению.
Еще одна технология, которую можно применять в военном вузе, - деловая (ролевая) игра. Она способствует углублению знаний по изучаемой военной дисциплине, активизации умственной деятельности, увеличению мотивации к обучению. Игровые образовательные практики основаны на диалоге - методе, в основе которого лежит прием эффективной коммуникации. Проведение диалога состоит из трех этапов: согласие; сомнение; аргументация.
В современном варианте метод диалога заключается в том, что свое мнение курсант разделяет на малые части и каждую подает в форме вопроса, который предусматривает, простой и предсказуемый ответ.
Тактической целью диалога является приведение оппонента к противоречию с самим собой. Искусно поставленные вопросы ставят оппонента в ситуацию, которая заставляет его признать свое непонимание (понимания) данного вопроса. Так можно заставить курсанта добровольно отказаться от стереотипов мышления, привычных догм и удобных концептов. Техника ведения диалога подходит к каждому вербальному взаимодействию - разговорам, конфликтам, дискуссиям, обсуждениям и т.д. Диалог - удачный метод конструктивного общения: от необходимости что-то доказывать курсанты учатся переходить к поиску точек соприкосновения в процессе коммуникации. Курсанты учатся, недостаточно чувствуют атмосферу военной среды, слабо представляют работу с подчиненным личным составом. Такая специфика предполагает как можно более широкое применение имитационных, ситуационных, мультимедийных и информационных технологий в учебном процессе и требует новых подходов к проектированию содержания подготовки офицеров.
Внедрение инновационных технологий обучения в высшем военном образовании, реализация концептуальных основ развития военного образования и науки способствует обеспечению перехода к новому типу гуманистически-инновационного военного образования, росту престижа и имиджа воинской службы среди студенческой молодежи, военно-профессионального, духовно-нравственного потенциала военных специалистов. Разработка и реализация современных педагогических технологий в военном образовании дает возможность осуществить системный, комплексный подход к организации учебно-воспитательного процесса, добиться синхронности и слаженности всех его элементов и, как следствие, повысить эффективность, улучшить управление педагогическим процессом и прогнозирование конечного результата. Внедрение новых концептуальных подходов в учебный процесс получения высшего военного образования требует также введения новой комплексной системы диагностики знаний студентов.
1. Апайчев А.В., Борщенко С.А., Буршит И.Е. Современные образовательные технологии: педагогика и психология: монография. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014.
2. Куксов А.Ю. Педагогическая технология формирования военно-профессиональной ответственности у курсантов военного учебного центра. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78).
3. Груздев М.В., Тарханова И.Ю. Модернизация дидактики педагогического образования в условиях глобального технологического обновления и цифровизации. Ярославский педагогический вестник. 2019; № 3 (108): 47 - 53.
4. Перевозников В.В., Бибик А.В. Индивидуализация обучения в военном вузе, информационно-коммуникационные технологии как средства ее реализации. Современные проблемы науки и образования. 2019; № 3. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28937
5. Калачёва Т.Н., Кузнецова Н.С. Нестандартные технологии обучения информатике в военном вузе. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 4. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/nestandartnye-tehnologii-obucheniya-informatike-v-voennom-vuze
6. Томилина С.Н. Педагогическая технология государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи. Сибирский педагогический журнал. 2019; № 3: 36 - 44.
7. Тарханова И.Ю. Интерактивные стратегии организации образовательного процесса в вузе: учебное пособие. Ярославль: Издательство ЯГПУ 2012.
References
1. Apajchev A.V., Borschenko S.A., Burshit I.E. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: pedagogika ipsihologiya: monografiya. Novosibirsk: Izdatel'stvo CRNS, 2014.
2. Kuksov A.Yu. Pedagogicheskaya tehnologiya formirovaniya voenno-professional'noj otvetstvennosti u kursantov voennogo uchebnogo centra. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78).
3. Gruzdev M.V., Tarhanova I.Yu. Modernizaciya didaktiki pedagogicheskogo obrazovaniya v usloviyah global'nogo tehnologicheskogo obnovleniya i cifrovizacii. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2019; № 3 (108): 47 - 53.
4. Perevoznikov V.V., Bibik A.V. Individualizaciya obucheniya v voennom vuze, informacionno-kommunikacionnye tehnologii kak sredstva ee realizacii. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2019; № 3. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28937
5. Kalacheva T.N., Kuznecova N.S. Nestandartnye tehnologii obucheniya informatike v voennom vuze. VestnikKostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2017. № 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/nestandartnye-tehnologii-obucheniya-informatike-v-voennom-vuze
6. Tomilina S.N. Pedagogicheskaya tehnologiya gosudarstvenno-patrioticheskogo vospitaniya uchaschejsya molodezhi. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2019; № 3: 36 - 44.
7. Tarhanova I.Yu. Interaktivnye strategii organizacii obrazovatel'nogo processa v vuze: uchebnoe posobie. Yaroslavl': Izdatel'stvo YaGPU, 2012.
Статья поступила в редакцию 10.03.20