Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические технологии / профессиональное образование / структура и элементы педагогических технологий / подготовка специалистов профессионального обучения / pedagogical technologies / vocational education / structure and elements of pedagogical technologies / training of vocational training specialists

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хижная Анна Владимировна, Уракова Екатерина Андреевна

В статье рассматриваются современные педагогические технологии профессионального образования и их характеристика. Использование педагогических технологий в практике образования рассматривается сугубо в положительном контексте в трудах многих как отечественных, так и зарубежных педагогов. Применение современных педагогических технологий в условиях подготовки на базе вузов определяет концептуально новые условия реализации дидактических принципов, обуславливая активизацию познавательной активности и введение в активный режим аспектов творчества, мышления. Новая парадигма профессионального образования предъявляет кардинально отличные требования к современным педагогам, предполагая раскрытие обширности педагогических функций и мировоззрения, профессиональной позиции. Важно понимать, что результативность воспроизводства педагогических технологий в практике профессионального учебного заведения во многом определена конкретными условиями образовательной среды: особенностями образовательной организации, степенью профессиональной и личностной готовности педагога, текущим ресурсным потенциалом, вариативностью выбора и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хижная Анна Владимировна, Уракова Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with modern pedagogical technologies of vocational education and their characteristics. The use of pedagogical technologies in the practice of education is considered in a purely positive context in the works of many both domestic and foreign teachers. The use of modern pedagogical technologies in the conditions of training on the basis of universities determines conceptually new conditions for the implementation of didactic principles, causing the activation of cognitive activity and the introduction of aspects of creativity and thinking into the active mode. The new paradigm of vocational education makes radically different demands on modern teachers, assuming the disclosure of the vastness of pedagogical functions and worldview, professional position. It is important to understand that the effectiveness of the reproduction of pedagogical technologies in the practice of a professional educational institution is largely determined by the specific conditions of the educational environment: the characteristics of the educational organization, the degree of professional and personal readiness of the teacher, the current resource potential, the variability of choice, etc.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент Хижная Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются современные педагогические технологии профессионального образования и их характеристика. Использование педагогических технологий в практике образования рассматривается сугубо в положительном контексте в трудах многих как отечественных, так и зарубежных педагогов. Применение современных педагогических технологий в условиях подготовки на базе вузов определяет концептуально новые условия реализации дидактических принципов, обуславливая активизацию познавательной активности и введение в активный режим аспектов творчества, мышления. Новая парадигма профессионального образования предъявляет кардинально отличные требования к современным педагогам, предполагая раскрытие обширности педагогических функций и мировоззрения, профессиональной позиции. Важно понимать, что результативность воспроизводства педагогических технологий в практике профессионального учебного заведения во многом определена конкретными условиями образовательной среды: особенностями образовательной организации, степенью профессиональной и личностной готовности педагога, текущим ресурсным потенциалом, вариативностью выбора и др.

Ключевые слова: педагогические технологии, профессиональное образование, структура и элементы педагогических технологий, подготовка специалистов профессионального обучения.

Annotation. The article deals with modern pedagogical technologies of vocational education and their characteristics. The use of pedagogical technologies in the practice of education is considered in a purely positive context in the works of many both domestic and foreign teachers. The use of modern pedagogical technologies in the conditions of training on the basis of universities determines conceptually new conditions for the implementation of didactic principles, causing the activation of cognitive activity and the introduction of aspects of creativity and thinking into the active mode. The new paradigm of vocational education makes radically different demands on modern teachers, assuming the disclosure of the vastness of pedagogical functions and worldview, professional position. It is important to understand that the effectiveness of the reproduction of pedagogical technologies in the practice of a professional educational institution is largely determined by the specific conditions of the educational environment: the characteristics of the educational organization, the degree of professional and personal readiness of the teacher, the current resource potential, the variability of choice, etc.

Key words: pedagogical technologies, vocational education, structure and elements of pedagogical technologies, training of vocational training specialists.

Введение. Институт образования становится важнейшим элементом обеспечения конкурентоспособности национальной экономики, поскольку воспроизводит компетентностных и гибких специалистов, отвечающих современным требованиям рынка труда и парадигме информационного общества. Высокое ролевое значение в подобных условиях приобретают вопросы внедрения инновационных педагогических технологий в образовательную практику профессиональных учебных заведений, которые рассматриваются в контексте инновационно ориентированного развития образования.

Таким образом, целью статьи является выявление и теоретическое обоснование современных педагогических технологий профессионального образования и их характеристик.

Изложение основного материала статьи. Первоначально понятие педагогической технологии раскрывалось через призму использования достижений науки и техники - специальных проекторов, телевизоров, средств аудиосообщения, а впоследствии и персональных компьютеров.

Начиная с конца двадцатого века понятие педагогической технологии претерпело некоторые изменения, сопряженные с необходимостью аккумулирования условий образовательной среды и процесса подготовки для обеспечения их управляемости в контексте достижения установленных результатов образования. В подобных условиях педагогическая технология стала отожествляться и с другими схожими понятиями, такими как система, методика или концепция, что является несколько неверным и формирует системные противоречия в педагогической теории. Вместе с тем, вопрос о разграничении смысловых аспектов данных понятий остается открытым [4].

Применение современных педагогических технологий в условиях подготовки на базе вузов определяет концептуально новые условия реализации дидактических принципов, обуславливая активизацию познавательной активности и введение в активный режим аспектов творчества, мышления. В конечном счете все это приводит к запуску процессов самообразования. Учитывая актуальность вопросов повышения и развития профессиональных компетенций педагогов в сфере применения информационно-коммуникационных и цифровых технологий, их интерактивного внедрения в образовательный процесс в целях формирования универсализированного инструментария педагогической деятельности, развитие информационной культуры и нового типа педагогического мышления, необходимость приобретает всестороннее исследование описанных направлений.

Использование педагогических технологий в практике образования рассматривается сугубо в положительном контексте в трудах многих как отечественных, так и зарубежных педагогов. Яркими представителями педагогического сообщества, приветствующими использование педагогических технологий, выступают Г.К. Селевко, М.В. Кларин, Н.Н. Азизходжаева, В.П. Беспалько, и многие другие. Вместе с тем, проблема применения инновационных педагогических технологий в условиях компетентностной парадигмы образования сохраняет свою актуальность несмотря на стремительные попытки её разрешения. Так, педагогические технологии могут рассматриваться в качестве средства воспроизводства новых условий педагогической практики.

Важно осуществить сравнение традиционного и инновационно-ориентированного образования, которое воспроизводится в структуре современных технологий; в условиях первого учебная деятельность репродуктивна, поскольку нацелена исключительно на воспроизводство готового материала и его запоминание. Инновационное профессиональное образование с применением актуальных педагогических технологий предполагает пересмотр образования в сторону продуктивности и высокой результативности при создании условий развития обучающегося, его активности в среде

обучения, самостоятельной деятельности при добыче знаний, сопровождении со стороны педагога и развитии мышления и памяти.

Педагогическая теория рассматривает педагогическую технологию, какдефиницию, с позиции нескольких позиций [3].

Например, Герман Селевко рассматривал современные образовательные технологии через призму ряда критериев технологичности, среди которых можно выделить:

- концептуальность, согласно которой образовательные цели рассматриваются в структуре какой-либо концепции, например, научной, философской, дидактической или социально-педагогической;

- системность, принципы которой раскрывают педагогическую среду и обучение как систему с четко выстроенной логикой, наличием внутренних компонентов и их взаимовлияния друг на друга путем имеющихся взаимосвязей, образующих целостную структуру;

- управляемость, как характеристика, отражающая возможность оказания воздействия на среду посредством планирования и проектирования будущих изменений путем внесения коррективов, при этом предполагающая отслеживание изменений и диагностику;

- эффективность, согласно которой все направленные на воспроизводство технологии ресурсы действительно приведут к минимально необходимым результатам, построенным на основе имеющихся стандартов образования;

- воспроизводимость, как возможность многократного применения педагогической технологии в условиях различных сред и учреждений, при различном контингенте обучающихся.

Также педагогом выделялось три уровня педагогических технологий, среди которых:

• Общепедагогический уровень. Технология в условиях данного уровня раскрывается через призму всей системы образования или её конкретной ступени; педагогическая технология отожествляется с педагогической системы, воспроизводясь на уровне определенного концепта. Ярким примером педагогической системы, принятой в структуре системы образования, является системно-деятельностный и компетентностный подходы, закладывающиеся в основу современного высшего образования.

• Частнометодический уровень. В рамках представленного уровня педагогическая технология приобретает более методический и практико-ориентированный характер, поскольку раскрывается в структуре определенных методов и средств построения образовательной практики на примере конкретной дисциплины и контингента обучающихся. Ярким примером становится, например, обучение детей с особыми образовательными потребностями [2].

• Локальный уровень. Раскрывается как конкретная ситуация применения конкретной педагогической технологии, например, в целях воспроизводства учебного материала, организации самостоятельной работы, отработки определенных умений и др. Именно на данном, локальном, уровне педагогическая технология по своим специфическим особенностям пересекается с методами и формами организации образовательной подготовки.

Таким образом, педагогическая технология становится способом организации образовательной деятельности субъектов профессионального образования с применением характерных форм и методов обучения в целях достижения планируемых результатов образования. В качестве ключевого результата современного профессионального образования становится формирование компетенций и обогащение обучающегося опытом, итогом которого выступает становление компетентности специалиста.

Педагогическая технология определена рядом характерных позиций, а именно: включает в себя конкретизированные концепции автора-составителя; проектирование педагогической технологии осуществляет с учетом выбранной педагогической концепции и видения автора; педагогическая технология отражает движение от одной точке к другой, с учетом установленных целей и задач для получения предполагаемого результата; рассматривается в контексте взаимосвязи субъектов образования на принципах индивидуализации и разделения; раскрывает потенциальные возможности человека при его взаимодействии с техническими устройствами; предполагает на развитие коммуникативных практик и построение равноправного диалога с активным участием и этапным воспроизводством. Подчеркнем, что последовательное воспроизводство внутренних элементов педагогической технологии отражает движение в векторе достижения установленных результатов. В этих условиях диагностика становится важнейшим компонентом среды, который позволяет индикативно отслеживать результаты, вносить в них определенные коррективы [1].

Понятие педагогической технологии можно рассмотреть в структуре ряда основополагающих признаков, среди которых выделяют следующие:

- активно-деятельностный характер и позиция обучающегося, отказ от предметной ориентации в среде обучения;

- инвариантность, отличающаяся отсутствием привязки к конкретному учебному предмету или дисциплине, их содержательным аспектам;

- процессуальный характер, раскрывающийся в структуре проектировании поэтапного движения к установленным результатам образовательной среды;

- возможность повторного воспроизводства и трансляции в другие условия;

- систематичность в повторении деятельностных аспектов обучающихся;

- ориентация на развитие рефлексивных позиций субъектов образования с ориентиром на продуктивный характер мыслительных операций и самостоятельную активность.

Инновационная педагогическая технология в этой системе раскрывается в качестве эталонного образца педагогической деятельности, который воспроизводится в условиях конкретной практики; система в таком случае имеет прогрессивный характер, отличается движением и изменением под влиянием современных трендов. Учитывая все это, отличительной особенностью современных образовательных технологий становится обеспечение фундаментальных основ образовательной практики, ориентация на личность, её установки и субъектные ценности, креативность, творчество и профессиональные аспекты деятельности.

В структуре классификации актуальных педагогических технологий обучения отметим, что последние можно рассматривать с позиции нескольких направлений [6]:

1. Традиционная направленность. В таком случае технология фокусируется на репродуктивной деятельности, основанной на воспроизводстве готового знания, его запоминания и трансляции, заучивания; имеет типовую направленность.

2. Проблемно-поисковая направленность. Предполагает организацию активной самостоятельной деятельности, целью которой становится поиск и решение проблемы при параллельном её осознании.

3. Коммуникативная направленность. Раскрывается как установление коммуникации с другими участниками образовательного процесса, ведение диалога или дискуссии.

4. Имитационно-ролевая направленность. Предполагает изучение и погружение в образы или ситуации в целях их воспроизводства в условиях, приближенных к реальной практике.

Важно отметить, что в качестве современных педагогических технологий можно рассмотреть следующие (рисунок 1):

•ннф ар мационно -комму ннкацнонные технологии;

•технология р ш витая

«критического

мышления«:

•система оценки инноваций «портфолио»:

•р этичные у р овни подготовки:

•исследовательские методы обучения:

•обучениев сотрудничестве (командная, групповая работа):

•■здор овье coqj егающие технологии:

•система коллективного обучения (КСО):

•щ.) оектные методы обучения;

•технология модульного и блочно - модульного обучения:

•игровыеметоды в обучении: деловые, ролевыеи другие виды обучающих игр:

•дистанционные технологи! обу чения и т.д.:

•технология р ешения исследовательских задач (ТРГО):

Рисунок 1. Современные педагогические технологии

Обращаясь к рисунку 1, заметим, что вне зависимости от рассматриваемой педагогической технологии обучения, обязательными элементами её структуры выступят [5]:

— концептуальная основа;

— содержание тренинга - целевые и содержательные установки технологии

— процедурная часть - технологический процесс, включающий в себя процесс обучения, методы и формы организации деятельности субъектов образования, управление процессом обучения, диагностический инструментарий.

Выводы. Таким образом, подчеркнем, что на современном этапе технологический подход к организации образовательного процесса профессионального образования приобретает особую актуальность и значимость, обусловленную динамичным состоянием современного образования общества, а также, постоянными изменениями в нормально правовом обеспечении профессионального образования.

Подобные условия определяют необходимость постоянной актуализации содержательных и методологических основ образовательного процесса с упором на гибкость, ситуативность, многогранность и др. Новая парадигма профессионального образования предъявляет кардинально отличные требования к современным педагогам, предполагая раскрытие обширности педагогических функций и мировоззрения, профессиональной позиции. Важно понимать, что результативность воспроизводства педагогических технологий в практике профессионального учебного заведения во многом определена конкретными условиями образовательной среды: особенностями образовательной организации, степенью профессиональной и личностной готовности педагога, текущим ресурсным потенциалом, вариативностью выбора и др.

Литература:

1. Быстрова, Н.В. Технология проектной деятельность как ведущая форма обучения / Н.В. Быстрова, Е.А. Уракова // Проблемы современного педагогического образования. -2023. -№ 78-1. - С. 83-85. -EDNIBZMYB

2. Козырева, O.A. Педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника / O.A. Козырева // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, № 2(31). - С. 1. - DOI 10.26795/2307-1281-2020-8-2-1. -EDN YGHSCT

3. Маркова, С.М. Проектирование педагогических технологий профессионального обучения / С.М. Маркова // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2020. - С. 38-40. - EDN SKSKVN.

4. Маркова, С.М. Информационные технологии в профессиональном образовании / С.М. Маркова, O.A. Зиновьев, М.Н. Уракова // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Сборник статей по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. - С. 123-125. -EDN QWVEFY

5. Маркова, С.М. Технология повышения квалификации педагогов профессионального обучения / С.М. Маркова, М.Н. Уракова // Евразийский образовательный диалог : материалы международного форума. - Ярославль. Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области "Институт развития образования", 2021. - С. 418-422. - EDN PRJCFB

6. Уракова, Е.А. Сущность и характеристика технологии проектной деятельности / Е.А. Уракова, М.И. Колдина, В.М. Корнусова // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 78-2. - С. 282-284. - EDN VEPLLK

Педагогика

УДК 373.3

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры дошкольного и начального образования Хохлова Диана Александровна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольного и начального образования Колосова Наталья Викторовна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

О ПРОБЛЕМАХ Н КРИЗИСАХ СОВРЕМЕННОГО НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В настоящей статье показаны причины кризиса современной начальной школы. Авторы, опираясь на данные статистики и собственного исследования, обращают внимание на стоящие перед начальным общим образованием проблемы. Очерчивают круг наиболее значимых и сложных вопросов для решения их в срочной перспективе.

Ключевые слова: начальное общее образование, младший школьник, кризис образования, внешние и внутренние проблемы начальной школы, подготовка педагогических кадров.

Annotation. This article shows the causes of the crisis of the modern elementary school. The authors, relying on statistics and their own research, draw attention to the problems facing primary general education. They outline the circle of the most significant and complex issues for their solution in the urgent perspective.

Key words: primary general education, junior schoolchild, education crisis, external and internal problems of elementary school, teacher training.

Введение. Начальная школа, наряду с другими ступенями системы общего и высшего образования в нашем государстве, претерпевает самые серьёзные преобразования. Среди последних можно наблюдать как позитивные тенденции (в основном, конечно, благодаря реализации федеральных проектов и программ развития образования), так и по-прежнему оказываемое негативное влияние тех или иных факторов окружающей действительности. Вполне очевидно, что для тех, кто непосредственно причастен к живому образовательному процессу и является его неотъемлемым участником (учитель, родитель, младший школьник, директор) в отдельно взятой организации, будет готов назвать свой перечень актуальных и насущных для него практических проблем. Научные педагогические кадры, преподаватели вузов, занимаясь подготовкой нового поколения педагогических кадров в соответствии с нормативными требованиями современных образовательных и профессиональных стандартов, осмысливают противоречия и проблемы педагогической реальности на теоретико-методологическом и исследовательском уровнях.

Многие проблемы являются «вечными» для учителей и школы и не теряют своей актуальности на разных этапах исторического развития российского общества. Однако никогда педагогическая деятельность не была настолько сложной и ответственной, как сегодня, поскольку мир изменился, став глобальным и цифровым, следовательно, появились новые риски социализации школьников и подростков. И от того, какие основы обучения и воспитания детей будут закладываться в разных социальных институтах (семья, детский сад, школа), будут зависеть отдельная жизнь каждого ребёнка и благополучие общества в целом.

Изложение основного материала статьи. Классифицировать проблемы первой ступени общего образования можно по уровню, масштабу, длительности, характеру и т.д. Это могут быть проблемы системные, локальные и частные, а также внешние и внутренние [4], обусловленные усиленным воздействием политических, социально-экономических, экологических, демографических, информационных и иных факторов. Следствием давления внешних факторов на функционирование начальной школы являются:

1) резкая смена вектора развития общества под влиянием общемировых процессов;

2) кризис как серьезное испытание для экономических и политических институтов, и препятствие для развития общественных институтов, в том числе системы образования, обеспечивающих инновационный и культурный потенциал государства [9];

3) увеличение числа детей, страдающих разного рода заболеваниями, в том числе приобретёнными в связи с ухудшением экологической обстановки. Так, например, общая численность детей-инвалидов в России в 2021 году возросла на 8% в сравнении с 2018 г. Наибольшее число инвалидов наблюдается в Северо-Кавказском федеральном округе (21%) в Чеченской Республике и Дагестане. Преобладающая возрастная группа в общей численности детей-инвалидов РФ составляет 8-14 лет [6];

4) падение или всплеск рождаемости, миграционные процессы как факторы изменения поликультурной среды и структуры общества. По данным Росстата от 1 марта 2023 года, в 2022 году в России родилось на 96,6 тысяч детей меньше, чем в 2021 году. Число детей со злокачественными новообразованиями от 0-14 лет в 2010 г. было 13 852, в 2020 г. уже 22 566 (выросло почти на 10 тысяч). Заболеваемость детей первого года жизни по группе болезни нервной системы (в 2015 г. было 39 361, а в 2020 г. - уже 297 740) [8];

5) кризис семьи как социального института является дополнительным источником возникновения проблем в семейном воспитании и становлении детско-родительских отношений, эмоциональных проблем;

6) изменение роли средств массовой информации и коммуникации, выступающих значимыми факторами не всегда успешной социализации личности ребёнка. По мнению академика Д. И. Фельдштейна, современных детей (поколение Z и Альфа). По мнению академика Д. И. Фельдштейна, современных детей отличают личностные особенности, которые могут

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.