Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хижная Анна Владимировна, Уракова Екатерина Андреевна, Корнусова Валерия Максимовна

В статье рассматривается формирование профессиональных компетенций, понимающие под собой соотношение требований, критериев, и стандартов, предъявляемых преподавателю профессионального обучения в его профессиональной деятельности и при решении различных типов задач, а также наличие у него базовых актуальных знаний и способностей для достижения эффективных результатов в области деятельности. Формирование профессиональной компетентности специалистов является повторяемым, кругообразным процессом, поскольку в процессе педагогической деятельности существует необходимость регулярного и непрерывного повышения профессионализма личности педагога. Из раза в раз вышеуказанные этапы повторяются лишь с той разницей, что их проявление происходит в новом качестве. Структура профессиональной компетентности педагогов профессионального обучения представляется через совокупность педагогических, производственно-технологических, социально-коммуникативных, дидактико-технологических и рефлексивных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хижная Анна Владимировна, Уракова Екатерина Андреевна, Корнусова Валерия Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A TEACHER OF VOCATIONAL TRAINING

The article discusses the formation of professional competencies, which understand the correlation of requirements, criteria, and standards for a teacher of vocational training in his professional activities and in solving various types of tasks, as well as the availability of basic relevant knowledge and abilities to achieve effective results in the field of activity. The formation of professional competence of specialists is a repeatable, circular process, since in the process of pedagogical activity there is a need for regular and continuous improvement of the professionalism of the teacher's personality. From time to time, the above stages are repeated only with the difference that their manifestation occurs in a new quality. The structure of professional competence of vocational education teachers is represented through a set of pedagogical, production-technological, social-communicative, didactic-technological and reflective competencies.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

В настоящее время педагогика воспитания обладает массой инновационных методов, форм и приемов организации целенаправленной деятельности обучающихся и деятельности преподавательского состава, выбор которых должен соответствовать нескольким обязательным параметрам: индивидуальным особенностям участников воспитательного процесса, их потребностям, возможностям и интересам [7].

Выводы. Подводя итог вышесказанному, мы констатируем, что в системе высшего образования спортивно-патриотическое направление становится одним из важнейших. В современное время особое внимание следует уделить развитию физической культуры и патриотическому воспитанию как одному из важнейших направлений государственной политики в системе физической культуры и спорта, так как это позволит разработать стратегию развития сферы физической культуры и спорта в целом, определив характера исследований, программного, методического и кадрового обеспечения образования, выстраивать информационную политику в направлении формирования гражданского сознания, развивать нормативно-правовую и ресурсную базу в области физической культуры и спорта.

Научная новизна исследования заключается в том, что разработанная авторская технология может служить важным подспорьем для организации образовательного процесса, направленного на перспективу исследований, дальнейшее возможное расширение программ и средств обучения. Предлагаемые рекомендации по внедрению технологии военно-патриотического воспитания студентов в современный образовательный процесс вузов и созданию целенаправленной конструктивной среды для передачи спортивных традиций нашего Отечества и популяризации достижений российских спортсменов могут быть использованы как для расширения научных исследований в области педагогики, так и для совершенствования образовательного процесса вузов и школы российского образования.

Литература:

1. Ванюхина, Н.В. Урок универсиады как форма популяризации идей здорового образа жизни и формирования имиджа спортивного мероприятия / Н.В. Ванюхина, А.И. Скоробогатова, Ф.А. Саглам // Вектор науки Тольятинского гос. ун-та. - 2014. - № 1 (27). - С. 202-205

2. Волкова, А.Н. Педагогическая технология популяризации олимпийских видов спорта, не пользующихся интересом у подростков: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Волкова Анна Николаевна. - Москва, 2018. - 273 с.

3. Зайцев, Г.С. Становление и развитие муниципальной системы патриотического воспитания молодежи на рубеже ХХ-ХХ1 веков: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Зайцев Геннадий Сергеевич. - Владикавказ, 2005. - 153 с.

4. Микрюков, В.Ю. Теория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в современной России: диссертация .д-ра пед. наук: 13.00.01 / Микрюков Виктор Юрьевич. - Москва, 2009. - 315 с.

5. Новаковский, С.В. Патриотическое воспитание спортсменов. Учебное пособие / С.В. Новаковский, В.А. Бобровский, А.В. Бобровский, С.В. Кондратович; под ред. С. В. Степанова. - Москва: Изд-во Уральского ун-та, 2019. - 124 с.

6. Рустамов, А.Ю. Патриотическое воспитание учащихся старших классов средствами физической культуры и спорта: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Рустамов Али Юсупович. - Махачкала, 2005. - 168 с.

7. Томилин, А.Н. Военно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза в условиях информационного многообразия. Монография / А.А. Мирзаев, Е.В. Хекерт. - Новороссийск: Изд-во Гос. морского ун-та им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2021. - 136 с.

8. Томилина, С.Н. Концепция и стратегия государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи. Монография / С.Н.Томилина. - Новороссийск: Изд-во Гос. морского ун-та им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2021. - 198 с.

9. Шаров, А.С. Формирование ценностных ориентаций и поведение личности. Учебное пособие / А.С. Шаров. -Омск: Изд-во Омский гос. пед. ун-т, 1933. - 88 с.

10. Фоменко, С.И. Проектирование поля мотивации при подготовке военных кадров / С.И. Фоменко, Н.П. Шаталова // В мире научных открытий. - 2014. - № 11-11 (59). - С. 4437-4445

11. Шаталова, Н.П. Конструктивный подход в педагогике как ведущий принцип науки / Н.П. Шаталова // Педагогический журнал. - 2016. - № 1. - С. 62-70

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Хижная Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Корнусова Валерия Максимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается формирование профессиональных компетенций, понимающие под собой соотношение требований, критериев, и стандартов, предъявляемых преподавателю профессионального обучения в его профессиональной деятельности и при решении различных типов задач, а также наличие у него базовых актуальных знаний и способностей для достижения эффективных результатов в области деятельности. Формирование профессиональной компетентности специалистов является повторяемым, кругообразным процессом, поскольку в процессе педагогической деятельности существует необходимость регулярного и непрерывного повышения профессионализма личности педагога. Из раза в раз вышеуказанные этапы повторяются лишь с той разницей, что их проявление происходит в новом качестве. Структура профессиональной компетентности педагогов профессионального обучения представляется через совокупность педагогических, производственно-технологических, социально-коммуникативных, дидактико-технологических и рефлексивных компетенций.

Ключевые слова: педагог профессионального обучения, профессиональные компетенции, профессиональное образование, компетентностный подход.

Annotation. The article discusses the formation of professional competencies, which understand the correlation of requirements, criteria, and standards for a teacher of vocational training in his professional activities and in solving various types of tasks, as well as

the availability of basic relevant knowledge and abilities to achieve effective results in the field of activity. The formation of professional competence of specialists is a repeatable, circular process, since in the process of pedagogical activity there is a need for regular and continuous improvement of the professionalism of the teacher's personality. From time to time, the above stages are repeated only with the difference that their manifestation occurs in a new quality. The structure of professional competence of vocational education teachers is represented through a set of pedagogical, production-technological, social-communicative, didactic-technological and reflective competencies.

Key words: vocational training teacher, professional competencies, vocational education, competency-based approach.

Введение. В современном обществе, как на рынке образования, так и на рынке труда профессиональные компетенции оказались в центре внимания во всех без исключения специальностях. Именно профессиональные компетенции и их сформированность является определением уровня эффективного и высококлассного специалиста того или иного профиля подготовки.

Личность современного компетентностного специалиста, в частности преподавателя, отличается способностью к профессиональной адаптации, возможностью профессионального роста, мобильностью и способностью к развитию и повышению квалификации; способностью к быстрому реагированию в различных педагогических ситуациях; способностью критически мыслить; работать с различной информацией, наличием прогностических и аналитических умений для успешного решения профессиональных задач и т.д.

Целью статьи является произвести теоретический анализ формирования профессиональных компетенций педагога профессионального обучения, раскрыть их содержание и сущность, определить этапы формирования.

Изложение основного материала статьи. Под компетентностью понимается соотношение требований, критериев, и стандартов, предъявляемых преподавателю профессионального обучения в его профессиональной деятельности и при решении различных типов задач, а также наличие у него базовых актуальных знаний и способностей для достижения эффективных результатов в области деятельности. То есть, компетентность - это способность специалиста, в частности преподавателя профессионального обучения, качественно и эффективно выполнять свои профессиональные (учебно-образовательные, воспитательные, управленческо-организационные) функции, приспосабливаться к регулярно-изменяющимся условиям в сфере образования, непрерывно актуализировать знания, умения, и навыкы в своей профессиональной сфере, обеспечивать эффективность, мобильность, вариативность и качественность построения учебно-образовательного, воспитательного процессов и т.д.

Профессиональная деятельность педагога профессионального обучения является одной из наиболее сложных основ, устанавливающих особые требования к качеству организации образовательного процесса, воспроизводству личностных качеств (в том числе специфических особенностей педагогического общения) и их влияния на достижение поставленных целей и задач образовательной подготовки, организации управленческой деятельности и воспитания. Профессиональная компетентность педагога представляется как совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, а также компетенций, которые формируются под влиянием личностных особенностей, качеств конкретного педагога, а также стандартов и нормативов, требований. Таким образом, эффективная профессиональная педагогическая деятельность педагога профессионального обучения строится исключительно на основе профессионализма и готовности использовать целой системы знаний, умений и навыков на практике, а также личностных особенностей преподавателя.

Среди профессионально-педагогических компетенций, как правило, выделяют такие, как:

- способность достижения профессиональных задач (формируется на социально-психологическом уровне);

- умение эффективно и качественно выстроить образовательный процесс среди субъектов образования (коммуникативная компетенция);

- характеристика психологической и педагогической готовности к профессиональной деятельности, созданию условий личностно-ориентированного и индивидуализированного обучения с учетом особенностей конкретного обучающегося (общепедагогическая компетенция педагога);

- наличие профессиональных знаний педагога в рамках его предметной области (предметная компетенция);

- аналитические основы деятельности, связанные с умением устанавливать актуальные цели и задачи образовательного процесса (управленческие компетенции);

- навыки работы с ИКТ, готовность их систематического применения в образовании (ИКТ компетенция);

- прогностическая направленность (инновационно-деятельностная компетенция);

- качества, определяющие уровень творчества и научной деятельности педагога (креативная компетенция);

- навыки самоанализа результатов педагогической практики (рефлексивная компетенция).

Процесс формирования компетентности педагога профессионального обучения представляется как динамичный и сложный, строящийся с учетом планомерного формирования и аккумулирования представленных компетенций в сложную систему, влияющую на видение результатов педагогической деятельности. Кроме того, профессиональная компетентность педагога профессионального обучения представляется как видение педагогических процессов, готовность к проектированию и конструированию, воспроизводству продуктов методической деятельности, применению ИКТ, саморазвитию и непрерывному самообразованию и т.д.

Таким образом, к этапам формирования профессиональной компетентности относится:

- процесс планирование путей саморазвития;

- процесс определения целей саморазвития;

- процесс определения задач саморазвития;

- процесс самоанализа;

- процесс рефлексии (самопроявления и самокорректировки).

Формирование профессиональной компетентности специалистов является повторяемым, кругообразным процессом, поскольку в процессе педагогической деятельности существует необходимость регулярного и непрерывного повышения профессионализма личности педагога. Из раза в раз вышеуказанные этапы повторяются лишь с той разницей, что их проявление происходит в новом качестве.

В рамках деятельности педагога профессионального обучения освещаются субъекты и объекты образовательного процесса, средства, формы и методы организации учебного процесса, педагогические, технологические, учебные, организационные, воспитательные функции, развитие личностного потенциала педагога, что отражается в процессах целеполагания и формирования содержания педагогов профессионального обучения.

Профессиональное развитие личности педагога профессионального обучения отражается через подструктуры личности, а именно, социально-профессиональную направленность, профессиональную компетентность, психолого-физиологические свойства и профессионально-личностные качества, имеющие экстрафункциональный характер по

отношению к любой специальности, представляющие собой констелляции профессионально значимых знаний, умений, навыков, свойств и качеств.

В целом можно определить, что профессиональная компетенция основывается: на профессиональных качествах педагога и его социально-коммуникативных и индивидуальных способностях, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности.

Выделим ряд необходимых для формирования профессиональных компетенций качеств педагога профессионального обучения:

- креативность (поиск оригинальных подходов в профессиональной деятельности);

- профессиональная активность (эффективное выполнение образовательных профессиональных целей и задач);

- профессиональная мобильность (качественное и эффективное осуществление профессиональной деятельности вне зависимости от её условий;

- коммуникативность (грамотное и искусное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса, критическое восприятие и др.);

- организаторские способности (планирование и прогнозирование своей профессиональной деятельности в условиях самоконтроля);

- когнитивные способности (способность реализации познавательных умений в сфере общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогический знаний, систематизация педагогического опыта и др.);

- профессиональный рост (регулярно повышающийся высокий уровень общепрофессиональной и общеобразовательной подготовки в сфере своей профессиональной деятельности); и т.д.

Можно выделит основополагающие сферы формирования профессиональных компетенций в деятельности педагога профессионального обучения:

- сфера организационно-управленческой деятельности;

- сфера производственно-технологической деятельности;

- сфера методической работы;

- сфера профессионального обучения

- сфера научно-исследовательской работы;

- сфера культурно-просветительской деятельности.

Формирующиеся профессиональные компетенции педагога профессионального обучения можно также условно разделить на ключевые и специальные.

Под ключевыми компетенциями понимаются компетенции, обладающие определенной универсальностью. Они предполагают обширный спектр применения, а также определяют реализацию специальных компетентностей.

Под специальными компетенциями понимаются такие компетенции, которые являются представляет собой интегративную личностную характеристику специалиста, отражающую его способность и готовность применять комплекс производственно-технологических знаний и умений его профессиональной отрасли знаний.

Выводы. Таким образом, структура профессиональной компетентности педагогов профессионального обучения представляется через совокупность педагогических, производственно-технологических, социально-коммуникативных, дидактико-технологических и рефлексивных компетенций.

Наряду с выше представленными и описанными профессиональными знаниями, умениями, навыками и компетенциями, формирующими профессиональную компетентность педагога профессионального обучения, можно также выделить способность к организации профессиональных адаптационных процессов, ориентацию на непрерывный рост и развитие, общую гибкость в достижении поставленных задач, готовность участия в процессах повышения квалификации.; способность к системному видению педагогических процессов; способность к анализу инновационного опыта; способность к проведение педагогических экспериментов; способность и готовность к использованию ИК-технологий в образовательном процессе; способность к организации индивидуальной, самостоятельной и учебно-исследовательской работы обучающихся; способность овладения оперативным сбором, хранением и систематизации той или иной информации для обеспечения эффективного образовательного процесса и осуществления своей научно-исследовательской деятельности.

Литература:

1. Васева, Е.С. Уровни формирования визуальной компетентности будущих учителей / Е.С. Васева, Н.В. Бужинская // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 3. - DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-3-2

2. Зиновьева, С.А. Образовательные технологии повышения квалификации педагога / С.А. Зиновьева, О.А. Зиновьев, И.А. Колчина // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. - С. 192-195

3. Корнеев, Ю.В. Развитие профессиональной компетентности педагогов учреждений среднего профессионального образования: специальность 13.00.08 "Теория и методика профессионального образования":автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Корнеев Юрий Владимирович. - Москва, 2008. - 22 с. - EDN ЖРХУУ

4. Лапшова, А.В. Формирование социально-профессиональной компетентности будущих педагогов / А.В. Лапшова, Е.А. Уракова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-1. - С. 202-204

5. Маркова, С.М. Технологическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения как социально-педагогическая проблема / С.М. Маркова, А.М. Петровский // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -2016. - Т. 5. - № 2(15). - С. 99-100

6. Уракова, Е.А. Профессиональная подготовка педагога-исследователя в условиях непрерывного образования / Е.А. Уракова // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2022. - С. 106-110

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.