Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЕ НАВЫКИ / РЫНОК ТРУДА / ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / VOCATIONAL EDUCATION / TEACHER TRAINING / COMPETENCE FORMATION / PROFESSIONAL SKILLS / LABOR MARKET / EDUCATION / COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уракова Екатерина Андреевна, Гусев Евгений Николаевич, Гнездин Андрей Владимирович

В статье рассматривается актуальная проблема формирования профессиональных компетенций педагогов профессиональной подготовки. В современном обществе возрастает потребность в профессионально компетентных преподавателях профессиональной подготовки. Такие педагоги должны свободно владеть особенностями реализации технологий обучения. Раскрывается вопрос развития профессиональной компетентности современного педагога профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уракова Екатерина Андреевна, Гусев Евгений Николаевич, Гнездин Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING

The article deals with the actual problem of the formation of professional competencies of teachers of professional training. In modern society, there is a growing need for professionally competent teachers of vocational training. Such teachers should be fluent in the peculiarities of the implementation of learning technologies. The article reveals the issue of development of professional competence of a modern teacher of professional training.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

рубежом. - №3(15). - 2014. - С. 121-125. - электрон. дан. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22321448 Дата последнего обращения 18.11.2020.

5. Дмитриева Ф.В. Формирование профессиональных компетенций у студентов СПО через внедрение в образовательный процесс практико-ориентированных задач [Элетрон. ресурс] // Вестник Северовосточного федерального университета им. М.К. Аммосова. - Том 9. - №3. - 2012. - С. 131-135. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20340433 Дата последнего обращения 18.11.2020.

6. Дмух Г.Ю. Практико-ориентированные задачи как основа математического образования студентов [Элетрон. ресурс] // Обучение и воспитание: методика и практика. - №6. - 2013. - С. 122-125. - электрон. дан.

- URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20355911 Дата последнего обращения 18.11.2020.

7. Казакова О.П. Практико-ориентированные задачи в подготовке преподавателей иностранного языка для специальных целей [Элетрон. ресурс] // Педагогическое образование в России. - №6. - 2014. - С. 109-111.

- электрон. дан. - URL: https://www.elibrary.m/item.asp?id=21805129 Дата последнего обращения 18.11.2020.

8. Кендиван О.Д. Практико-ориентированные учебные задачи по химии [Элетрон. ресурс] // Образование в современной школе. - №4. - 2009. - С. 13-18. - электрон. дан. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17392379 Дата последнего обращения 18.11.2020.

9. Маслова Ю.А. Методическая значимость практико-ориентированных задач для подготовки бакалавра педагогического образования [Элетрон. ресурс] // Научное мнение. - №6-7. - 2016. - С. 150-153. -электрон. дан. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26024404 Дата последнего обращения 18.11.2020.

10. Павленко С.А. Практико-ориентированные задачи как средство реализации принципа преемственности при обучении математике в условиях реализации ФГОС [Элетрон. ресурс] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - №12-5. - 2015. - С. 14-15. - электрон. дан. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25375392 Дата последнего обращения 18.11.2020.

11. Павлова Л.В. Познавательные компетентностные задачи как средство формирования предметно-профессиональной компетентности будущего учителя математики [Элетрон. ресурс] // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - № 113 - С. 169-174. - электрон. дан. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12872062 Дата последнего обращения 18.11.2020.

12. Пирютко, О.Н., Берник В.И. Практико-ориентированные задачи в контексте изменения программ школьного курса математики [Текст] // Народная асвета. - 2015. - №11. - С. 18-21.

13. Трунтаева Т.И. Обучение математической логике студентов вузов гуманитарных направлений подготовки [Текст] // Continuum. Математика. Информатика. Образование: Изд-во Елецкого гос. ун-та им. И.А. Бунина. - 2020. - №1(17). - С. 44-50.

14. Трунтаева Т.И. Развитие дедуктивного мышления с помощью сюжетных логических задач [Текст] // Вестник Калужского университета. Калуга: Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского. - 2019. - №4. - С. 125-129.

Педагогика

УДК 378.2

преподаватель кафедры профессионального обучения и управления образовательными системами Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Гусев Евгений Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Гнездин Андрей Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема формирования профессиональных компетенций педагогов профессиональной подготовки. В современном обществе возрастает потребность в профессионально компетентных преподавателях профессиональной подготовки. Такие педагоги должны свободно владеть особенностями реализации технологий обучения. Раскрывается вопрос развития профессиональной компетентности современного педагога профессиональной подготовки.

Ключевые слова: профессиональное образование, подготовка педагогов, формирование компетенций, профессионале навыки, рынок труда, образование, компетентностный подход.

An^tatton. The article deals with the actual problem of the formation of professional competencies of teachers of professional training. In modern society, there is a growing need for professionally competent teachers of vocational training. Such teachers should be fluent in the peculiarities of the implementation of learning technologies. The article reveals the issue of development of professional competence of a modern teacher of professional training.

Keywords: vocational education, teacher training, competence formation, professional skills, labor market, education, competence-based approach.

Введение. В настоящее время в эпоху стремительного развития всей системы образования возрастает роль профессиональной подготовки педагогов. Это связано, в первую очередь, со способностью педагогов работать с большими объемами инновационных знаний. Профессиональная подготовка педагогов профессиональной подготовки способствует оптимальному процессу усвоения ими новых требований к образовательному процессу, инновационных технологий обучения, а также решению профессионально-педагогических задач.

Именно от степени освоения профессиональных навыков и умений зависит общее состояние образования в стране. На профессиональное мастерство педагогов профессиональной подготовки оказывает влияние грамотное использование в своей педагогической практике инновационных технологий обучения. Такая практика призвана решать ряд задач учебно-воспитательного процесса, соотносить поставленные задачи с педагогическим опытом, ставить во внимание современные требования общества к системе профессионального образования [1].

В современном обществе возрастает потребность в профессионально компетентных преподавателях профессиональной подготовки. Такие педагоги должны свободно владеть особенностями реализации технологий обучения. Возникает вопрос развития профессиональной компетентности современного педагога профессиональной подготовки.

В течение последних нескольких лет интерес к изучению вопроса профессиональной компетентности преподавателей возрастает. Изучением процесса формирования профессиональных компетенций преподавателей занимались такие ученые и педагоги, как: Муслимов Н.А., Бикчентаева Р.Р., Халиуллин М.И., Дулинец Т.Г., Трофимова В.В. и др [5].

Формулировка цели статьи - определение особенностей процесса формирования профессиональных компетенций педагогов профессиональной подготовки.

Изложение основного материала статьи. Профессиональная компетентность выступает одним из основных качеств личности педагога профессиональной подготовки. Профессиональная компетентность -это общая система качеств рабочих и специалистов, позволяющая успешно осуществлять свою трудовую деятельность на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

Под профессиональной компетентностью педагога профессиональной подготовки следует понимать целостную характеристику его компетенций, посредством применения которых реализуются методическая, научно-исследовательская, учебно-воспитательная, образовательная и другие виды деятельности.

Как и все виды компетентности, профессиональная компетентность состоит из нескольких конкретных качеств, таких как: владение на достаточном уровне методов научного исследования и поиска; педагогические умения и мастерство; способность к научно-исследовательской деятельности; мобильность; знания преподаваемых дисциплин; высокий уровень эрудиции [3].

Профессиональная компетентность включает в себя решение профессиональных задач. Педагог профессиональной подготовки должен быть готов к решению профессиональных задач, отраженных в Профессиональном стандарте педагога профессионального обучения, а также в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Профессиональная компетентность педагога состоит из пяти основных составляющих компонентов:

- аутокомпетентность - представляет собой личное представление личности о своих способностях и возможностях в профессиональной сфере деятельности;

- персональная компетентность - это желание и способность педагога непрерывно развиваться и самосовершенствоваться, повышать свою квалификацию и реализовывать свое «Я» в области профессиональной подготовки;

- экстремальная компетентность - умение реализовывать профессиональную деятельность в непредвиденно сложившихся обстоятельствах и условиях;

- специальная компетентность - способность педагога профессиональной подготовки к максимально возможной объективной оценке своей деятельности, рефлексии, способность к саморазвитию и выполнению профессиональных задач;

- социально-правовая компетентность - умение грамотно вести диалог и общение с коллегами, студентами, общественными институтами в целом.

Оценить уровень сформированности профессиональной компетентности педагога профессиональной подготовки можно путем анализа его профессионально-педагогических умений. На практике выделяют несколько основных разновидностей профессионально-педагогических умений:

- организационно-методические умения - данный вид профессионально-педагогических умений характеризуется деятельностью, направленной на повышение мотивации студентов к процессу обучения, созданием благоприятной обстановки внутри профессорско-преподавательского состава, организацией самостоятельной работы, реализацией образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и др.;

- рефлексивные умения - отражают стремление к саморазвитию и самопознанию, оценку профессиональной деятельности педагога профессиональной подготовки;

- идеологические умения - отражают специфику организации работы студентов политико-воспитательной направленности;

- коммуникативные умения - включают в себя способность грамотно преподнести себя, владение ораторским искусством, харизму педагогической деятельности и т.д.;

- гностические умения - предусматривают общие познавательные функции педагога, способность к восприятию новых знаний, выделение истинной и ложной информации, умение систематизировать, анализировать и обобщать полученные в процессе педагогической деятельности знания и умения;

- организационно-педагогические умения - отражают способность педагога профессиональной подготовки к организации, систематизации и планированию образовательной деятельности, реализацию образовательных технологий обучения и воспитания;

- дидактические умения - данный вид умений связан с постановкой целей и задач учебно-воспитательной работы, выбором методов, средств и форм обучения и воспитания студентов, моделированием проблемных педагогических ситуаций и др.;

- прогностические умения - данный вид профессионально-педагогических умений направлен на успешное планирование и прогнозирование образовательного процесса высшего учебного заведения. К данным умениями можно отнести методы исследования, как: контроль результатов деятельности обучающихся; анализ профессионально-педагогических задач; диагностика личности студентов; развитие педагогического коллектива и пр.

Развитие профессиональной компетентности педагога профессиональной подготовки возможно несколькими основными путями [2]:

1. Активное использование в профессиональной деятельности средств информационно-коммуникационных технологий.

2. Оказание педагогической поддержки.

3. Организация работы обучающихся и преподавателей в группах или небольших творческих объединениях.

4. Принятие участие в научно-исследовательской и творческой деятельности высшего учебного заведения.

5. Изучение и реализация на практике современных образовательных технологий.

6. Трансляция личного профессионально-педагогического опыта.

Процесс формирования профессиональных компетенций педагога профессиональной подготовки реализуется в три этапа:

- самоанализ и саморефлексия деятельности, принятие необходимости в развитии;

- анализ и планирование поэтапного саморазвития (постановка целей, решение задач, поиск путей решения проблем и т.д.);

- самопроявление и самокорректировка.

Вышеперечисленные пути и этапы формирования профессиональной компетентности эффективны лишь при желании и потребности самого педагога профессиональной подготовки к развитию. Анализ педагогической деятельности способствует стремлению к саморазвитию в профессиональной среде.

Понятие «компетентность», если говорить о структуре подготовки педагога профессиональной подготовки (включающей цели, содержание, средства, результат), употребляется применительно к цели и результату, а качество - ко всем компонентам структуры. Компетентность - характеристика качества цели [4].

Компетентностный подход предполагает ориентацию на формирование и развитие у педагога универсальных способностей, востребованных на современном рынке труда.

Компетентностный подход, будучи ориентированным, прежде всего, на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса - содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки. Итак, главное здесь - это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения студентов в разные виды деятельности (общение, решение проблем, дискуссии, диспуты, выполнение проектов).

Выводы. Таким образом, формирование профессиональной компетентности педагога профессиональной подготовки состоит из характерных составляющих, зависит от выбранных путей развития и планирования этапов подготовки.

Качество подготовки педагога профессиональной подготовки - понятие многомерное и многокомпонентное. Оно включает в себя совокупность качеств тех объектов и процессов, которые имеют отношение в подготовке специалиста на федеральном, региональном, институонациональном, личностном уровнях.

Литература:

1. Булаева М.Н., Алешугина Е.А., Максимова К.А. Моделирование процесса формирования информационной компетентности педагогов в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 21-24.

2. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Уракова Е.А. Процесс формирования профессиональных компетенций будущих преподавателей экономических и управленческих дисциплин // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. С. 80-85.

3. Ваганова О.И. К вопросу формирования технологической компетентности педагога профессионального обучения // В сборнике: Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки. 2019. С. 149-151.

4. Маркова С.М. Проектирование педагогических технологий профессионального обучения // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2020. С. 38-40.

5. Севостьянова Е.А., Чеснокова П.Н., Лапшова А.В. Формирование правовой компетенции педагога профессионального обучения // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2020. С. 72-74.

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук Фалеева Лия Владимировна

Федеральное казенное учреждение дополнительного профессионального образования Кировский институт повышения квалификации работников ФСИН России (г. Киров)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты организации досуговой деятельности обучающихся ведомственного вуза. Представлен краткий обзор взглядов на понимание организации свободного времени, охарактеризованы ее педагогические технологии (технология кроссовер обучение, технология аргументации, технология случайного обучения, технология контекстного обучения, технология вычислительного обучения, технология адаптивного обучения, технология развития эмоционального интеллекта).

Ключевые слова: досуговая деятельность, обеспечение досуга, навыки досуга, обучающиеся ведомственных вузов, педагогические технологии.

Annotation. The article examines the aspects of the organization of leisure activities of students of a departmental university. A brief overview of the views on understanding the organization of free time is presented, its pedagogical technologies are characterized (crossover learning technology, argumentation technology, random

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.