УДК 378.147 DOI 10.17238^1998-5320.2019.37.109
О. Л. Осадчук, Н. Н. Рыбакова, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, Омск
УЧЕБНЫЕ КЕЙСЫ КАК СРЕДСТВО ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Проблема и цель. В условиях перехода высшего профессионально-педагогического образования на новый образовательный стандарт, результаты освоения которого представлены в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций педагогов профессионального обучения, осознаётся необходимость сближения фундаментального профессионально-педагогического образования с реальной педагогической практикой. В соответствии с этим проблемой является проектирование таких средств обучения, которые обеспечивают практико-ориентированную подготовку педагогов профессионального обучения в соответствии с профессиональным стандартом педагога профессионального обучения. Цель проведённого исследования состояла в теоретическом обосновании, проектировании и опытно-экспериментальной апробации учебных кейсов как средства практико-ориентированной подготовки педагогов профессионального обучения в вузе.
Методология. Методологической базой исследования выступил компетентностный подход к подготовке педагогов (Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына). Теоретическую базу исследования составили научные положения об организации контекстного обучения (А. А. Вербицкий). В исследовании использованы теоретические методы (анализ, сравнение, конкретизация, обобщение, моделирование), эмпирические методы (педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности). В исследовании, проведённом на базе СибАДИ, приняли участие 4 преподавателя и 46 студентов направления подготовки «Профессиональное обучение», профиль «Транспорт». Результаты. Представлены результаты теоретического анализа работ отечественных и зарубежных педагогов по теме проектирования средств практико-ориентированной подготовки педагогов профессионального обучения в вузе. Определены структурные компоненты учебных кейсов по общепедагогическим и профессионально-педагогическим дисциплинам: организационно-методический, содержательный, критериально-оценочный. Выделены формы представления учебных кейсов: письменная, мультимедийная, игровая. Представлен пример одного и спроектированных учебных кейсов по учебной дисциплине «Психология профессионального образования». Описаны результаты опытно-экспериментальной апробации спроектированных учебных кейсов по общепедагогическим и профессионально-педагогическим дисциплинам, предполагающих решение актуальных профессионально-педагогических задач, связанных с реализаций трудовых функций, указанных в профессиональном стандарте педагога профессионального обучения.
Вывод. Сближение фундаментального профессионально-педагогического образования с реальной педагогической практикой может быть обеспечено посредством использования в процессе подготовки педагогов профессионального обучения в вузе учебных кейсов по общепедагогическим и профессионально-педагогическим дисциплинам.
Ключевые слова: профессионально-педагогическое образование, подготовка педагогов профессионального обучения, учебные кейсы, профессионально-педагогические задачи, трудовые функции.
Введение. В условиях перехода высшего профессионально-педагогического образования к реализации новых примерных основных образовательных программ (ПООП) в соответствии с актуализированным Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС 3++) [1], результаты освоения которого представлены в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций педагогов профессионального обучения, преподавателями вуза осознаётся потребность сближения фундаментального профессионально-педагогического образования с реальной педагогической практикой.
Мы разделяем мнение А. А. Костюниной, которая указывает, что переход на новые образовательные стандарты требует увеличения практической составляющей подготовки будущих педагогов, что влечет за собой пересмотр подходов к организации подготовки в вузе с учётом требований работодателей и профессионального стандарта педагога [2].
Мы также согласны с мнением Л. В. Байбородовой, которая считает, что усиление практической направленности содержания и организации образовательного процесса в вузе означает, что
«при проведении каждого занятия и каждого воспитательного мероприятия со студентами должны прежде всего решаться задачи, связанные с будущей профессиональной деятельностью» [3, с. 48].
В то же время нами фиксируется объективно существующее противоречие между необходимостью организации практико-ориентированной подготовки педагогов профессионального обучения в вузе и отсутствием в методическом арсенале преподавателей современных педагогических средств, обеспечивающих такую подготовку. В результате на учебных занятиях преобладает обсуждение практических проблем образования, в то же время анализу конкретных ситуаций из реальной педагогической практики уделяется недостаточно внимания.
В соответствии с этим нами осознаётся наличие в теории и практике высшего образования проблемы, которая состоит в проектировании таких средств, которые обеспечивают практико-ориентированную подготовку педагогов профессионального обучения в соответствии с профессиональным стандартом педагога профессионального обучения и новым Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Для решения указанной проблемы нами было выполнено исследование, результаты которого представлены в данной статье.
Объектом исследования послужила организация практико-ориентированной подготовки педагогов профессионального обучения в вузе.
Предметом исследования стали учебные кейсы как средство практико-ориентированной подготовки педагогов профессионального обучения в вузе.
Цель проведённого исследования состояла в теоретическом обосновании, проектировании и опытно-экспериментальной апробации учебных кейсов как средства практико-ориентированной подготовки педагогов профессионального обучения в вузе.
Гипотезу исследования можно сформулирвоать следующим образом: организация практико-ориентированной подготовки педагогов профессионального обучения в вузе будет результативной, если:
• спроектированные на основе компетентностного подхода учебные кейсы по общепедагогическим и профессионально-педагогическим дисциплинам будут предполагать решение актуальных профессионально-педагогических задач;
• профессионально-педагогические задачи будут направлены на освоение трудовых функций, указанных в профессиональном стандарте педагога профессионального обучения.
Программа исследования. Цель и гипотеза данного исследования определили следующие задачи.
Изучить теоретическое состояние проблемы проектирования средств практико-ориентированной подготовки педагогов профессионального обучения в вузе.
Осуществить проектирование учебных кейсов по общепедагогическим и профессионально-педагогическим дисциплинам как средств практико-ориентированной подготовки педагогов профессионального обучения в вузе.
В ходе опытно-экспериментальной работы апробировать учебные кейсы по общепедагогическим и профессионально-педагогическим дисциплинам подготовки педагогов профессионального обучения в вузе и оценить их результативность.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы:
• теоретические: анализ, сравнение, конкретизация, обобщение, моделирование;
• эмпирические: педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности.
Опытно-экспериментальной базой исследования послужило ФГБОУ ВО «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)». В исследовании приняли участие 4 преподавателя и 46 студентов направления подготовки «Профессиональное обучение», профиль «Транспорт».
Результаты и их интерпретация. На первом этапе исследования была изучена исследовательская литература по теме проектирования средств практико-ориентированной подготовки педагогов профессионального обучения в вузе. Теоретический анализ литературы показал, что в отечественной педагогической науке разработаны теоретические основы педагогического проектирования.
Значительный вклад в разработку теории педагогического проектирования внесён В. С. Безру-ковой: ею осуществлено исследование феномена педагогического проектирования, под которым понимается «предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов», с позиции системного подхода выделены объекты, уровни, формы, этапы педагогического проектирования [4, с. 88].
В. Е. Радионовым обосновано представление о педагогическом проектировании как о деятельности специалиста по предопределению практических преобразований в сфере образования. В прове-
дённом им исследовании доказано, что «педагогическое проектирование содействует развитию образовательных систем и их субъектов, если оно: основывается на осознании реальных потребностей в преобразованиях; осуществляется как специально организованный процесс с использованием знаний о его закономерных этапах; опирается на имеющиеся достижения; строится на системе современных педагогических знаний и с использованием эффективных проектных подходов; протекает при активном участии основных субъектов преобразуемых образовательных систем» [5, с. 3].
В концепции педагогического проектирования инновационных педагогических систем, разработанной Н. О. Яковлевой, раскрывается специфика педагогического проектирования как «особой сферы деятельности педагога, включающей решение исследовательских задач повышенной сложности, связанных с выявлением всей совокупности педагогических факторов и условий, которые способствуют или препятствуют воплощению научных рекомендаций в реальный педагогический процесс» [6, с. 4].
Н. К. Зотовой исследована проблема педагогического проектирования систем постдипломного образования. По мнению исследователя, «эффективность проектировочной деятельности педагога обеспечивается комплексом педагогических условий, в который входят: создание информационно -педагогической среды проектирования образовательных систем, формирование проектировочной компетентности педагога, педагогический мониторинг проектировочной деятельности» [7, с. 14].
К настоящему времени выполнен ряд исследований, затрагивающих проблему педагогического проектирования средств обучения. Так, исследование Н. Н. Суртаевой посвящено проектированию педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя. Исследователь считает, что «деятельность педагога в большей степени должна быть направлена не на реализацию функции хранителя и передатчика информации, а на организационную функцию, пробуждающую в обучающихся активную позицию в процессе познания» [8].
В работе В. П. Бедерхановой и П. Б. Бондарева педагогическое проектирование представлено как средство реализации личностно ориентированного подхода к образованию, способ развития участников образовательного процесса [9].
Н. А. Алексеевым разработаны педагогические основы проектирования личностно ориентированного обучения как авторской педагогической технологии. С точки зрения исследователя, «проектирование личностно ориентированного обучения представляет собой особый тип педагогической деятельности, содержание и организационное оформление которой ориентировано на учёт: а) типа психического развития обучающихся, б) личностных особенностей педагога, модулирующего ситуации обучения; в) психологически адекватного представления для обучающихся специфики изучаемой учебной дисциплины» [10, с. 15].
Е. А. Крюковой обосновано рассмотрение проектирования педагогических средств как элемента профессиональной деятельности учителя. Ею определены принципы проектирования учителем личностно развивающей ситуации, к числу которых относятся: 1) актуализация личностно значимой для ученика коллизии; диалогический способ педагогического взаимодействия; имитационное игровое моделирование ситуаций, требующих самостоятельного решения о выборе роли и образа своего поведения в таких ситуациях [11].
Имеются также исследования, посвящённые организации практико-ориентированной подготовки педагогов в вузе. Так, например, Е. А. Сазановой выявлена обусловленность теоретического, методического и практического аспектов содержания обучения конкретными видами профессиональной деятельности педагога [12].
С точки зрения И. В. Патрушевой, практико-ориентированный подход к организация самостоятельной работы студентов педагогического вуза должен предусматривать формирование готовности и способности к осуществлению трудовых функций педагога в условиях погружения в профессиональную деятельность в реальном или имитационном режиме [13].
Е. В. Левкиной, В. Ф. Миронычевой, И. В. Кузиной описан опыт моделирования на учебных занятиях в вузе фрагментов будущей профессиональной деятельности педагога в процессе решения педагогических задач, благодаря чему осуществляется развитие у студентов способности сориентироваться в конкретной профессиональной ситуации, выявить существующую в ней проблему, организовать процесс её решения [14].
По мнению М. И. Бекоевой, организацию процесса формирования практической готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности необходимо осуществлять на основе принципов: диалогичности взаимоотношений участников образовательного процесса, единства теории и практики, свободы выбора в процессе практической подготовки будущих педагогов к профессио-
нальной деятельности, учёта объективно сформированной самооценки и самоконтроля будущих педагогов [15].
Зарубежными исследователями также признаётся необходимость применения практико-ориентированного подхода в подготовке педагогов. Так, M. Малдер указывает, что развитие профессиональной компетентности педагогов обеспечивается организацией их практико-ориентированного обучения [16].
Б. Абыканова, С. Идрисов, Г. Салтанова, Н. Шаждекеева, С. Сырбаева придерживаются той точки зрения, что педагогическое образование не может быть практико-ориентированным без приобретения опыта педагогической деятельности [17].
По мнению Р. Ф. Ахтариевой, Н. Г. Мокшиной, А. Р. Рахмановой, разрыв между теорией и практикой является одним из основных недостатков современных профессиональных образовательных программ, реализуемых при подготовке учителей [18]. По мнению исследователей, при разработке новых профессиональных образовательных программ педагогического образования разработчикам необходимо поддерживать баланс между теоретическими знаниями студентов и преподаванием на практике. Гармоничное соотношение теории и практики в профессиональных образовательных программах педагогического образования позволит будущим учителям использовать оба вида знаний для успешного осуществления профессиональных действий в школе. Исследователи подчеркивают, что основной целью практической подготовки будущих учителей является формирование способности к самостоятельному осуществлению профессиональной педагогической деятельности в новых и каждый раз уникальных ситуациях.
В результате изучения литературы по теме проектирования средств практико-ориентированной подготовки стала очевидной необходимость сближения фундаментального профессионально-педагогического образования с реальной педагогической практикой. В связи с этим на втором этапе исследования нами было осуществлено проектирование учебных кейсов по общепедагогическим и профессионально-педагогическим дисциплинам как средства практико-ориентированной подготовки педагогов профессионального обучения в вузе.
При решении данной задачи осуществлялась опора на положения компетентностного подхода к построению педагогического образования, представленные в работе Н. Ф. Радионовой, А. П. Тря-пицыной, которые «под профессиональной компетентностью педагога понимают интегральную характеристику, определяющую способность педагога решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» [19, с. 4].
Теоретическую основу проектирования учебных кейсов по общепедагогическим и профессионально-педагогическим дисциплинам составило положение разработанной А. А. Вербицким концепции контекстного обучения, заключающееся в том, что для реализации компетентностного подхода содержание обучения по каждой учебной дисциплине должно быть представлено в виде системы ситуаций будущей профессиональной деятельности педагога, моделируемых в образовательном процессе [20].
В соответствии с указанными выше представлениями спроектированные нами учебные кейсы по общепедагогическим и профессионально-педагогическим дисциплинам предполагали решение актуальных профессионально-педагогических задач, связанных с освоением трудовых функций, указанных в профессиональном стандарте педагога профессионального обучения.
Применялись четыре формы представления учебного кейса: письменная форма — описание ситуации в виде текста, мультимедийная форма — презентация в формате слайдов, видеоролика, панорамы фотографий, игровая форма — проведение фрагмента ролевой игры на основе заранее разработанного сценария, комбинированная форма — использование различных способов представления информации.
Ниже представлен пример одного из спроектированных учебных кейсов.
I. Организационно-методическая часть кейса.
Кейс применяется при изучении темы «Педагогические конфликты» по учебной дисциплине «Психология профессионального образования».
Цель кейса (планируемый образовательный результат) - формирование компетенции ОПК-8, которая представляет собой готовность моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач.
Индикатор достижения указанной компетенции ОПК-8.1 - готовность моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач в соответствии с психологическими основами профессионального образования.
В профессиональном стандарте педагога профессионального обучения указанной компетенции соответствует трудовая функция С/01.6 - создание педагогических условий для развития группы (курса), обучающейся по программам СПО [22].
Базис решения кейса. Студент должен знать закономерности общения с индивидом и группой и способы управления ими, уметь выбирать оптимальную модель профессионального поведения с учётом реальной ситуации, владеть технологиями эффективного общения в профессионально-педагогической деятельности.
Оснащение: раздаточный материал - инструкция и описание кейса.
Инструкция. «Уважаемый студент! Вам необходимо прочитать описание ситуации, выделить в ней проблему; проанализировать и оценить действия учительницы с точки зрения профессиональных требований к педагогической этике и педагогическому общению; предложить и обосновать с опорой на теорию конструктивный способ поведения педагога в ситуации конфликта с обучающимся».
II. Содержательная часть кейса.
Описание кейса. В новостном сюжете «Ульяновских учителей судят за рукоприкладство» от 16.04.2005 собственный корреспондент НТВ Михаил Чернов сообщает следующее:
«11-летний Артём Бойков только недавно начал опять посещать школу. Больше месяца подросток отказывался ходить на уроки, говорил, что учительница бьет и оскорбляет его и одноклассников.
Мать Артёма Бойкова: «Учительница по рукам бьет или ставит перед всем классом и просит детей бить ребёнка по губам». Мать Артёма Бойкова направила заявление в городскую прокуратуру.
Старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима отмечает: «Прокуратура Димитровграда при проверке этого факта выявила вопиющий случай нарушений прав детей. В частности, установлено, что эта учительница не только применяла насилие к детям, но также неоднократно оскорбляла их, могла не пустить ребёнка, который, по её мнению, провинился, в туалет».
Тем временем его коллеги говорят о необходимости защиты самих учителей от хулиганов-школьников.
В настоящее время педагог уволен и ждет решения суда» [23].
III. Критериально-оценочная часть кейса.
Эталон правильного решения кейса: Проблема: как педагогу следует поступать в ситуации конфликта с обучающимся? Действия учительницы в данной ситуации носят неконструктивный характер и являются нарушением педагогической этики. Конструктивными способами поведения педагога в ситуации конфликта с обучающимся являются сотрудничество и компромисс.
Критерии оценки решения кейса: 1) профессионально грамотное (с опорой на теорию) решение проблемы; 2) новизна и неординарность решения проблемы; 3) краткость и чёткость изложения решения проблемы.
Оценка за решение кейса выставляется по каждому критерию:
3 балла - наличие собственной теоретически обоснованной точки зрения на проблему и причины её возникновения, глубокая проработанность решения, продуманность композиции, логичность, ясность, образность, оригинальность изложения;
2 балла - достаточно полное и логичное изложение собственной точки зрения, наличие подтверждающих аргументов, недостаточная продуманность композиции или образность и оригинальность изложения;
1 балл - неполное раскрытие темы, отсутствие аргументов, изложение логично, образно, но неоригинально.
Уровни сформированности компетенции ОПК-8 (уровни достижения образовательного результата): оптимальный уровень - 8-9 баллов, допустимый уровень - 6-7 баллов, критический уровень - 5 баллов, недопустимый уровень - менее 5 баллов.
В исследовании, проведённом ранее авторами данной статьи, было экспериментально обосновано, что освоение практико-ориентированного содержания подготовки педагогов профессионального обучения в вузе может обеспечиваться кейс-методом. Методика проведения учебных занятий с использованием учебных кейсов включала четыре этапа деятельности студентов и преподавателя.
На первом, вводном этапе определялись знания студентов, которые необходимы для решения представленной в кейсе проблемы.
На втором, аналитическом этапе осуществлялись: анализ конкретной ситуации, выделение существующей в ней проблемы, определение вариантов решения проблемы путём индивидуальной самостоятельной работы студентов или «мозгового штурма» в малых группах.
Третий, презентационный этап составляли публичные выступления студентов с представлением и защитой предложенного варианта решения проблемы.
В ходе четвёртого, обобщающего этапа в общей дискуссии формировалось совместное решение проблемы, преподаватель обосновывал собственную версию решения проблемы, оценивал работу студентов [21].
На анализ и решение спроектированных кейсов отводилось от 30 минут до 2 часов учебного времени в зависимости от сложности представленной в кейсе ситуации.
Успешность апробации разработанных учебных кейсов была подтверждена результатами аттестации будущих педагогов профессионального обучения, которая показала преимущественно оптимальный и допустимый уровень развития компетенций, формируемых содержанием общепедагогических и профессионально-педагогических дисциплин.
Выводы. Сближение фундаментального профессионально-педагогического образования с реальной педагогической практикой может быть обеспечено посредством использования в подготовке педагогов профессионального обучения в вузе учебных кейсов по общепедагогическим и профессионально-педагогическим дисциплинам. В опытно-экспериментальной работе подтверждена результативность использования в подготовке педагогов профессионального обучения в вузе учебных кейсов по общепедагогическим и профессионально-педагогическим дисциплинам, которые предполагают решение актуальных профессионально-педагогических задач, связанных с реализаций трудовых функций, указанных в профессиональном стандарте педагога профессионального обучения.
Библиографический список
1. Примерная основная образовательная программа направления подготовки (специальность) 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), уровень высшего образования бакалавриат // Сайт Мининского университета [Электронный ресурс] URL: https://mininumver.ru/scientific/primernye-osnovnye-obrazovatelnye-programmy-razrabotannye-kollektivom-mininskogo-universiteta.
2. Костюнина А. А. Практико-ориентированная профессиональная подготовка будущих педагогов в ходе модернизации педагогического образования [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : защ. 15.06.2016 [место защиты : Алтайский гос. пед. ун-т] / Костюнина Алёна Анатольевна. Барнаул, 2016. 184 с. URL: https://www.twirpx. com/file/2159426/
3. Байбородова Л. В. Практико-ориентированный подход к подготовке будущих педагогов // Ярославский педагогический вестник. Ярославль, 2015. № 1. Том II. С. 47-52.
4. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика : учеб. пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург : Деловая книга, 1996. 344 с.
5. Радионов В. Е. Теоретические основы педагогического проектирования [Электронный ресурс] : дис... . д-ра пед. наук. : 13.00.01 [место защиты : Санкт-Петерб. гос. тех. ун-т] / Радионов Виктор Евсеевич. Санкт-Петербург, 1996. 352 с. URL: https://www.dissercat.com/content/teoreticheskie-osnovy-pedagogicheskogo-proektirovaniya
6. Яковлева Н. О. Концепция педагогического проектирования: методологические аспекты : монография. М. : Информационно-издательский центр АТиСО, 2002. 194 с.
7. Зотова Н. К. Педагогическое проектирование образовательных систем в постдипломном образовании [Электронный ресурс] : дис... . д-ра пед. наук : 13.00.01 : защ. 19.04.2005 [место защиты : Оренбургский гос. ун-т] / Зотова Наталья Константиновна. Оренбург, 2005. 439 c. URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/pedagogicheskoe-proektirovanie-obrazovatelnyh-sistem-v-postdiplomnom-obrazovanii.html
8. Суртаева Н. Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя : на прим. естеств.-науч. дисциплин [Электронный ресурс] : дис... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Суртаева Надежда Николаевна. Москва, 1995. 341 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000151400
9. Бедерханова В. П., Бондарев П. Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности : учебное пособие. Краснодар: Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования, 2000. 54 с. Алексеев
10. Алексеев Н. А. Педагогические основы проектирования личностно ориентированного обучения : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Алексеев Николай Алексеевич. Тюмень, 1997. 310 с. URL: https://dlib.rsl.ru/01000193396 (ограниченный доступ).
11. Крюкова Е. А. Теоретические основы проектирования и применения личностно-развивающих педагогических средств : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : защ. 30.06.2000 [место защиты : Волгогр. гос. пед. ун-т] / Крюкова Елена Анатольевна. Волгоград, 2000. 251 с. URL: https://www.dissercat.com/content/teoreticheskie-osnovy-proektirovaniya-i-primeneniya-lichnostno-razvivayushchikh-pedagogiches
12. Сазанова Е. А. Особенности теории и технологии практико-ориентированного подхода при подготовке учителя : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 [место защиты : Томский гос. пед. ун-т] / Сазанова Елена Александровна. Томск, 2000. 264 с. URL: https://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/000199_000009_000295796/
13. Патрушева И. В. Практико-ориентированный подход к организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение».2015. Том 7. № 4. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24312515
14. Левкина Е. В., Миронычева В. Ф., Кузина И. В. Практико-ориентированное обучение будущих педагогов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. Пенза : Академия естествознания, 2015. № 11. С. 457-459.
15. Бекоева М. И. Формирование профессиональной компетентности магистранта - будущего педагога на основе практико-ориентированного подхода [Электронный ресурс] // NAUKA-RASTUDENT. RU. 2015. № 3(15). URL: http://nauka-rastudent.ru/15/2505/
16. Mulder M. (Netherlands) Conceptions of Professional Competence // S. Billett, C. Harteis, H. Gruber (eds.). International Handbook of Research in Professional and Practice-based Learning. Dordrecht, Springer, 2014. Pp.107137. URL: https://www.mmulder.nl/wp-content/uploads/2011/11/2014-Mulder-Conceptions-of-Professional-Competence-in-Billett-et-al1.pdf
17. Abykanova B., Idrissov S., Saltanova G., Shazhdekeyeva N., Syrbayeva S. (Kazakhstan) The problem of practice-oriented instruction in higher education // ESPACIOS, 2017. Vol. 38. No. 56. URL: https://revistaespacios. com/a17v38n56/a17v38n56p02. pdf
18. Ahtarieva R. F., Mokshina N. G., Rakhmanova A. R. (Russia) Profession-Oriented Pedagogic Training for Future Teachers under Conditions of Network Interaction with School // Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015, Vol. 6. No 3. S 3. Pp. 231-240. URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/146298/SC0PUS20399340-2015-6-3S3-SID84929402422-a1 .pdf?sequence=-1
19. Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Перспективы развития педагогического образования: компетент-ностный подход // Человек и образование. СПб : Инст-т управления образованием РАО, 2006. № 4-5. C. 7-14.
20. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения : монография. М. : ИЦ ПКПС, 2004. 84 с.
21. Рыбакова Н. Н., Осадчук О. Л. Организация практико-ориентированной подготовки будущих педагогов профессионального обучения в вузе // Архитектурно-строительный и дорожно-транспортный комплексы: проблемы, перспективы, инновации: сб. Материалов III международной научно-практической конференции. Омск : Изд-во СибАДИ, 2019. С. 559-562.
22. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Приказы. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант» URL: https://base. garant. ru/71202838/ (дата обращения 08.06.2019).
23. Чернов М. Ульяновских учителей судят за рукоприкладство [Электронный ресурс] // Сайт НТВ. URL: https://www.ntv.ru/novosti/63791/
O. L. Osadchuk,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Siberian State Automobile and Highway University, 5 Mira ave., Omsk, 644080, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1749-6087
e-mail: [email protected] H. H. Rybakova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Siberian State Automobile and Highway University, 5 Mira ave., Omsk, 644080, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2331-7572
e-mail: [email protected]
EDUCATIONAL CASES AS A MEANS OF PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF HIGH SCHOOL TEACHERS OF VOCATIONAL EDUCATION
Introduction. The need for rapprochement of fundamental professional and pedagogical education with real pedagogical practice is realized in the conditions of transition of higher professional and pedagogical education to a new educational standard. The results of its acquisition are presented in the form of universal, general professional and professional competencies of teachers of vocational education. The problem is a project planning of such teaching aids that provide practice-oriented training of teachers of vocational education
in accordance with the professional standard of the teacher of vocational education. The purpose of the study was the theoretical justification, project planning and experimental testing of educational cases as a means of practice-oriented training of teachers of vocational education at a University.
Materials and Methods. The methodological basis of the study was the competence approach to the training of teachers (N. F. Radionova, A. P. Tryapitsyna). The scientific ideas on the organization of contextual training (A. A. Verbitskiy) were the theoretical basis of the study. A set of methods such as theoretical methods (analysis, comparison, specification, generalization, modeling); empirical methods (pedagogical experiment, the analysis of products of activities) were used in the study. Four teachers and forty-six students of the course of training "Vocational education", profile "Transport" took part in the study, conducted in SibADI.
Results. The results of the theoretical analysis of the problem of project planning of means for practice-oriented training of teachers of vocational education at a University in the Russian and foreign pedagogical science are presented. Structural components of educational cases on general pedagogical and professional pedagogical disciplines are defined. They are: organizational-methodical, informative, criterion-estimated ones. The forms of the presentation of educational cases, such as a text, multimedia, a game, are marked. The example of one of the designed educational cases on the discipline "Psychology of professional education" is given. The results of experimental approbation of the designed educational cases on general pedagogical and professional pedagogical disciplines are described. The cases assume the solution of actual professional pedagogical tasks connected with the realization of the labor functions specified in the professional standard of the teacher of professional training.
Conclusions. The rapprochement of fundamental professional and pedagogical education with real pedagogical practice can be ensured using educational cases on general pedagogical and professional pedagogical disciplines in the professional training of teachers at the university.
Keywords: professional and pedagogical education, professional training of teachers, educational cases, professional and pedagogical tasks, labor functions.
References
1. Approximate basic educational program of training course (major) 44.03.04 Vocational training (branch-wise), the level of higher education bachelor] // Website of Mininskiy University. Available at: https://mininuniver.ru/scientific/primernye-osnovnye-obrazovatelnye-programmy-razrabotannye-kollektivom-mininskogo-universiteta (accessed 08.06.2019). (In Russ.).
2. Kostyunina A.A. Practice-oriented professional training of future teachers in the course of modernization of pedagogical education : dis. ... Cand. Sc. (Education). Barnaul, 2016. 184 p. Available at: https://www.twirpx.com/file/ 2159426/
3. Baiborodova L.V. Practice-oriented approach to the training of future teachers // Yaroslavskiy pedagogical bulletin. 2015. No 1. Vol. 2. Pp. 47-52. Available at: https://cyberleninka.ru/article/npraktiko-orientirovannyy-podhod-k-podgotovke-buduschih-pedagogov (In Russ.).
4. Bezrukova V. S. Pedagogy. Projective pedagogy : textbook for engineer-pedagogical institutes and industrial-pedagogical colleges. Ekaterinburg : Delovaya kniga, 1996. 344 p. Available at: https://www.twirpx.com/file/210175/
5. Radionov V.E. Theoretical foundations of pedagogical design : dis. ... D.Ed. Saint-Petersburg, 1996. 352 p. Available at: https://www.dissercat.com/content/teoreticheskie-osnovy-pedagogicheskogo-proektirovaniya (In Russ.).
6. Yakovleva N. O. The concept of pedagogical design: methodological aspects : monograph. M: Informational Publ. Centre ATiSO, 2002. 194 p. Available at: https://docplayer.ru/71269580-N-o-yakovleva-koncepciya-pedagogicheskogo-proektirovaniya-metodologicheskie-aspekty.html (In Russ.).
7. Zotova N. K. Pedagogical design of educational systems in postgraduate education] : dis. ... D.Ed. Orenburg, 2005. 439 p. Available at: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/pedagogicheskoe-proektirovanie-obrazovatelnyh-sistem-v-postdiplomnom-obrazovanii.html (In Russ.).
8. Surtaeva N. N. Design of pedagogical technologies in professional teacher training : in terms of natural sciences : dis. ... D.Ed. Moscow, 1995. 341 p. Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01000151400 (In Russ.).
9. Bederhanova V. P., Bondarev P. B. Pedagogical design in innovative activities. Krasnodar: Krasnodarskiy Regional Institute of Supplementary Pedagogical Education. 2000. 54 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21244582 (In Russ.).
10. Alekseev N. A. Pedagogical bases of student-centered learning design : dis. ... D.Ed. Tyumen', 1997. 310 p. Available at: http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/7028/1/rsvpu_thesis_00097.pdf (In Russ.).
11. Kryukova E. A. Theoretical bases for design and application of personal and developmental pedagogical means : dis. ... D.Ed. Volgograd, 2000. 251 p. (In Russ.).
12. Sazanova E. A. Features of the theory and technology of practice-oriented approach in teacher training : dis. ... D.Ed. Tomsk, 2000. 264 p. Available at: https://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/000199_000009_000295796/ (In Russ.).
13. Patrusheva I. V. Practice-oriented approach to the organization of independent work of students at a pedagog-
ical university] // Internet-journal "Naukovedenie". 2015. Vol. 7. No 4. P. 130. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=24312515 DOI: 10.15862/133PVN415 (accessed 08.06.2019). (In Russ.).
14. Levkina E. V., Mironycheva V. F., Kuzina I. V. Practice-oriented training of future teachers // International journal of applied and fundamental researches. 2015. No 11. Pp. 457-459. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=24364075 (In Russ.).
15. Bekoeva M. I. Formation of professional competence of the undergraduate-future teacher on the basis of practice-oriented approach // NAUKA-RASTUDENT.RU. 2015. No 3(15). P. 13. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23135663 / (accessed 06.05.2019). (In Russ.).
16. Mulder M. (Netherlands) Conceptions of Professional Competence // Billett S., Harteis C., Gruber H. (eds.) International Handbook of Research in Professional and Practice-based Learning. Dordrecht, Springer, 2014, pp. 107137. DOI: 10.1007/978-94-017-8902-8_5. Available at: https://www.mmulder.nl/wp-content/uploads/2011/11/2014-Mulder-Conceptions-of-Professional-Competence-in-Billett-et-al1.pdf (Accessed 08.06.2019) (in English).
17. Abykanova B., Idrissov S., Saltanova G., Shazhdekeyeva N., Syrbayeva S. (Kazakhstan) The problem of practice-oriented instruction in higher education // ESPACIOS, 2017. Vol. 38. No. 56, p. 2. Available at: https://revistaespacios.com/a17v38n56/a17v38n56p02.pdf (Accessed 08.06.2019) (in English).
18. Ahtarieva R. F., Mokshina N. G., Rakhmanova A. R. (Russia) Profession-Oriented Pedagogic Training for Future Teachers under Conditions of Network Interaction with School // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. No 3, s3. Pp. 231-240. Available at: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/ 146298/SCOPUS20399340-2015-6-3S3-SID84929402422-a1.pdf?sequence=-1 (Accessed 08.06.2019) (in English).
19. Radionova N. F., Tryapitsyna A. P. Prospects of development of pedagogical education: competence approach // Human and Education. 2006. No 4-5. Pp.7-14. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-pedagogicheskogo-obrazovaniya-kompetentnostnyy-podhod (In Russ.).
20. Verbitskiy A. A. Competence approach and the theory of contextual learning : monograph. M.: IC PKPS, 2004. 84 p. Available at: https://www.twirpx.com/file/1186240/ (In Russ.).
21. Rybakova N. N., Osadchuk O. L. Organization of practice-oriented training of future teachers of vocational training at the university // Architectural-building and road-vehicle institutions: problems, prospects, innovations: Proceedings of the 3d International research and practice conference. Omsk: Publ. House SibADI, 2019. Pp. 559-562. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=36883100 (In Russ.).
22. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of September 8, 2015. No 608n On approval of the professional standard "Teacher of vocational training, vocational education and suppleme n-tary professional education" // Website of legal reference system Garant. Available at: https://base.garant.ru/71202838/ (Accessed 08.06.2019) (In Russ.).
23. Chernov M. Ulyanovsk teachers are judged for assault // NTV website. Available at: https://www.ntv.ru/novosti/63791/ (accessed 08.06.2019) (In Russ.).
Поступила в редакцию 3.07.2019 © О. Л. Осадчук, Н. Н. Рыбакова, 2019
Авторы статьи:
Ольга Леонидовна Осадчук, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инженерной педагогики, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), 644080, г. Омск, пр. Мира, 5, e-mail: [email protected]
Наталья Николаевна Рыбакова, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой инженерной педагогики, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), 644080, г. Омск, пр. Мира, 5, e-mail: e-mail: [email protected]
Рецензенты:
Л. В. Лонская, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный медицинский университет. Т. Б. Рабочих, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет.