Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / COMPETENCY-BASED APPROACH / HIGHER EDUCATION / COMPETENCE / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / VOCATIONAL TRAINING / VOCATIONAL EDUCATION TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна

В данной статье автор рассматривает компетентностный подход как методологическую основу современного высшего образования. Цель статьи заключается в раскрытии сущности компетентностного подхода как методологического основания подготовки педагога профессионального обучения. Важно отмметить что применение компетенстностного подхода в образовании в перую очередь нацелено на образовательную цель, то есть на формирование заранее определенных компетенций у студента, что значительно повышает качество образования, так как оно более целенаправлено и развивает не только знания и умения, но и социальные навыки, разносторонне обогащает личность и позволяет ему самореализоваться. Определены принципы, выступающие методологическим основанием реализации компетентностного подхода. Среди современных педагогических технологий, реализуемых в рамках компетентностного подхода, автор выделяет проектные, проблемные, кейс-технологии. Автор обосновывает идею о том, что условия компетентностного подхода позволяют сформировать технологическую компетентность педагога профессионального обучения и подготовить высококвалифицированного, конкурентоспособного выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE APPROACH AS A METHODOLOGICAL BASIS FOR PREPARING A TEACHER OF VOCATIONAL TRAINING

In this article, the author considers the competency-based approach as the methodological basis of modern higher education. The purpose of the article is to reveal the essence of the competency-based approach as a methodological basis for the training of a teacher of vocational training. It is highlighted that the competency-based approach presupposes a priority orientation on the goals of education: the quality of education, learning ability, self-determination, self-actualization, self-realization, socialization and development of the learner's personality. The principles that are the methodological basis for the implementation of the competency-based approach are identified. Among modern pedagogical technologies implemented within the framework of the competency-based approach, the author identifies design, problem, and case technologies. The author substantiates the idea that the conditions of the competency-based approach make it possible to form the technological competence of a vocational education teacher and prepare a highly qualified, competitive graduate.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

знакомство с рынком труда и миром профессий; выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями.

Выводы. Таким образом, профессиональный выбор является своим родом договором, сторонами которого выступают с одной стороны обучающиеся, а с другой стороны - работодатели. Организации, занимающиеся профориентационной деятельностью, выступают связующим звеном, которые создают условия для взаимодействия старшеклассников с потенциальными работодателями. Профориентационную работу продуктивнее организовывать по следующим направлениям: конкретизация образовательного запроса в рамках проведения факультативов и других курсов по выбору; групповые и индивидуальные консультации, направленные на выявление и формирование объективного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, который бы соответствовал интересам и способностям, ценностным ориентациям. Основной целью профориентации выступает обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формированию профессиональных качеств в выбранной профессии, коррекции профессиональных планов, оценки готовности к избранному виду труда.

Литература:

1. Бесклубная А.В. Формирование готовности старшеклассников к выбору профессии: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.01. Н. Новгород, 2013. 21 с.

2. Болдина М.А., Деева Е.В. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении // Социально-экономические явления и процессы. 2012. №12. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ponyatie-i-suschnost-proforientatsionnoy-raboty-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii (дата обращения: 05.09.2019)

3. Казначеева С.Н., Быстрова Н.В., Мурыгин Н.С., Пасечник А.С. Профориентационная работа в школах как фактор повышения уровня самоопределения обучающихся // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). С. 42-47.

4. Краснопевцева Т.Ф., Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф. Результаты исследования образовательных потребностей абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Мининского университета. 2019. Том 7, №2. С. 8.

5. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: комплексная программа активного самоопределения школьников. М., 2002.

6. Минажетдинова А.И. Профессиональная ориентация учащейся молодежи в системе социально-трудовых отношений: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05. Москва, 2013. 25 с.

7. С будущей профессией определились меньше трети выпускников [Электронный ресурс] - URL: https://iz.ru/755019/roman-kretcul-evgenii-timofeev/s-budushchei-professiei-opredelilis-menshe-treti-vypusknikov (дата обращения 06.09.2019).

8. Сергеев И.С. Система организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях вертикально интегрированного непрерывного образования: автореф. дис. докт. пед. наук: 13.00.08. Москва, 2017. 44 с.

Педагогика

УДК: 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В данной статье автор рассматривает компетентностный подход как методологическую основу современного высшего образования. Цель статьи заключается в раскрытии сущности компетентностного подхода как методологического основания подготовки педагога профессионального обучения. Важно отмметить что применение компетенстностного подхода в образовании в перую очередь нацелено на образовательную цель, то есть на формирование заранее определенных компетенций у студента, что значительно повышает качество образования, так как оно более целенаправлено и развивает не только знания и умения, но и социальные навыки, разносторонне обогащает личность и позволяет ему самореализоваться. Определены принципы, выступающие методологическим основанием реализации компетентностного подхода. Среди современных педагогических технологий, реализуемых в рамках компетентностного подхода, автор выделяет проектные, проблемные, кейс-технологии. Автор обосновывает идею о том, что условия компетентностного подхода позволяют сформировать технологическую компетентность педагога профессионального обучения и подготовить высококвалифицированного, конкурентоспособного выпускника.

Ключевые слова: компетентностный подход, высшее образование, компетентность, педагогическая технология, профессиональное обучение, педагог профессионального обучения.

Annоtation. In this article, the author considers the competency-based approach as the methodological basis of modern higher education. The purpose of the article is to reveal the essence of the competency-based approach as a methodological basis for the training of a teacher of vocational training. It is highlighted that the competency-based approach presupposes a priority orientation on the goals of education: the quality of education, learning ability, self-determination, self-actualization, self-realization, socialization and development of the learner's personality. The principles that are the methodological basis for the implementation of the competency-based approach are identified. Among modern pedagogical technologies implemented within the framework of the competency-based approach, the author identifies design, problem, and case technologies. The author substantiates the idea that the conditions of the competency-based approach make it possible to form the technological competence of a vocational education teacher and prepare a highly qualified, competitive graduate.

Keywords: competency-based approach, higher education, competence, pedagogical technology, vocational training, vocational education teacher.

Введение. Высшее образование в России сегодня подвергается большим изменениям в виде принятия нового закона «Об образовании в РФ» и ФГОС 3++. Вектор развития современного образования в России направлен на модернизацию образования в виде применения инноваций в организации образовательного процесса, например, применение компьютерных, интерактивных и иных образовательных технологий. Это обусловлено развитием общества и технологий, которые в свое время внедряются во все сферы общественной жизни. Следовательно, потребности современного общества от образования тоже изменяются.

Произошла смена образовательной парадигмы. Педагогические технологии приобретают новое значение в подготовке выпускников высших учебных заведений, в особенности выпускников педагогических вузов. В условиях компетентностного подхода появляются новые возможности для формирования высококвалифицированных педагогических кадров.

Изложение основного материала статьи. Методологической основой современного образования, в том числе высшего профессионального, является компетентностный подход, что определено во многих современных источниках и нормативных документах. Большой вклад в разработку компетентностного подхода подготовки педагогов внесли О.В. Акулова, В.А. Адольф, В.А. Бодров, И.С. Батракова, Г.А. Бордовский, Е.В. Баранова, А.К. Маркова, Н.Ф. Радионова, Н.Н. Суртаева, А.П. Тряпицына, З.И. Колычева, Н.В.Ч екалева и др. Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, но результат (в отличие от традиционного подхода) рассматривается не как сумма усвоенной информации, а как умение действовать в различных, в том числе в проблемных и нестандартных, ситуациях.

В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия, ибо компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого от «результата» («стандарт на выходе»); в-третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким спектрам культуры и деятельности (информационной, правовой и др.) [1].

Компетентностный подход как методологическое основание современного образования предполагает приоритетную ориентацию на цели образования: качество образования, обучаемость, самоопределение, самоактуализация, самореализация, социализация и развитие индивидуальности обучаемого [2]. В качестве цели при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании, в таком случае, выступает формирование компетентного специалиста, обладающего всеми необходимыми компетентностями в профессиональной деятельности [3].

На сегодняшний день самым перспективным является компетентности подход, поэтому сегодняшнюю основу образования составляет именно он. Формирование и развитие компетенстностного подхода связано с именами О.В. Акулова, В.А. Адольф, В.А. Бодров, И.С. Батракова, Г.А. Бордовский, Е.В. Баранова, А.К. Маркова, Н.Ф. Радионова, Н.Н. Суртаева, А.П. Тряпицына, З.И. Колычева, Н.В. Чекалева и др. Данный подход в первую очередь направлен на получение результата в виде формирования у студента определенных компетенций, что отличает его от традиционного подхода, который как результат рассматривал только совокупность полученных знаний обучающегося, а не различные навыки и умения действовать в определенных ситуациях.

В мировой практике принято понимать под определением «компетентность» центральное понятие, которое объединяет в себе множество различных аспектов. Первый аспект в том, что понятие компетенция формируется от результата, то есть содержание образования наполняется в зависимости от тех компетенций, которые должен получить на выходе будущий специалист. Также подход интегрирует как знания, так и навыки, которые интегрированы в часть содержания образование. При данном подходе у обучающегося должна сформироваться ключевая компетентность, вместе с которой в свою очередь у студента формируются и ряд близких по природе знаний, навыков и умений, которые относятся к обширным сферам человеческой жизнедеятельности с правовой, экономической, культурной, социальной и т.д. [1].

Так как компетентностный подход заключается в формировании содержания образования исходя из ее цели, то есть какими умениями знаниями и навыкам и должен обладать студент, а также на цели образования в целом, то есть повышение эффективности, качества образования, разностороннее развитие личности обучаемого, его самоопределение и социализация в обществе [2]. Применяя компетентностный подход в образовании главной целью ставят формирование на выходе компетентного специалиста, который бы обладал всеми качествами и навыками, которые бы отвечали настоящим реалиям, требованиям общества и были бы необходимы для его дальнейшей профессиональной деятельности [3].

Применение компетентностного подхода основывается на нескольких принципах:

•Одновременное развитие личности и интеллекта

•Вариативность образования

•Интеграция и использование в процессе обучения как групповых и коллективных, так и индивидуальных форм

•Развитие в различном соотношении профессиональной, личностной и деятельностной составляющей будущего специалиста

•Сосредоточение образования на развитие личности обучающегося [4].

В итоге современным направлением развития образования является компетентностный подход, который позволяет сделать образование более качественным и наделяет теми необходимыми качествами обучающегося, которые будут способствовать его дальнейшей профессиональной деятельности [5].

Реализация данного подхода определяет необходимость внедрения новых прогрессивных методик и технологий осуществления образовательного процесса в образование для более лучшего эффекта от образования и достижения максимального результата, но также необходимо и подготовить педагогов, которые могут реализовывать данный подход в образовании и применять инновационные технологии обучения [6].

Важнейшей целью профессионально-педагогического образования является осуществление наиболее качественного обучения и подготовки новых специалистов, рабочих кадров всех направлений деятельности, а также участие в инновационных проектах и реализации социальных программ, разрешение проблемы конкурентоспособности российских специалистов, выведение качества образования на новый уровень и обеспечение российского рынка труда новыми квалифицированными работниками [7].

Перед современными педагогами профессионального обучения стоит очень важная и непростая задачи, которая состоит в работе по исполнению государственного инновационного заказа, который заключается в обширном применении в образовательной деятельности новых прогрессивных технологий, методик и форм осуществления образовательного процесса. Педагогам предстоит использовать так же вариативные программы обучения, которые позволяют в нужный момент изменить один из компонентов в содержании учебной дисциплины, чтобы сделать ее освоение учащимися более успешным. С изменением подхода в образовании меняются и обновляются отношения, складывающиеся как между студентами, так и между преподавателем [8]. При данном стечении обстоятельств, роль возложенная на педагогов очень велика и существует необходимость и в более качественной подготовке самих педагогов профессионального обучения, сформировать у них компетенции, необходимые для эффективного и грамотного выполнения своей роли [9]. Очевидно, что педагог профессионального обучения выступает неким посредником как между учебно-производственным обучением и самим осуществлением производства, так между теоретическим и производственным обучением [10]. Из всего вышесказанного можно заключить, что чем лучше подготовлен педагога профессионального обучения, чем большим количеством компетенций он обладает, тем лучше, качественнее и грамотнее он будет осуществлять обучение и подготовку выпускника. Именно от самой компетентности педагога зависит насколько хорошо он выполнит свою задачу и подготовит более квалифицированного специалиста, который будет осуществлять свою профессиональную деятельность на более высоком уровне [11].

Следовательно, процесс освоения студентом будущей профессии выглядит как осуществление работы студента сначала в виде учебно-профессиональной деятельности, в которой студент постигает основные положения будущей профессии, а затем в виде профессионально-педагогической деятельности, которая нуждается в детальной и качественной проектировке. Данный процесс обучения позволит более грамотно и качественно подготовить педагога профессионального обучения, а также повысить его конкурентоспособность на российском рынке труда. В связи с этим необходимо разносторонне развить личность будущего педагога профессионального обучения, его качества. Данный процесс нужно осуществлять постепенно и поэтапно развивая на каждом уровне определенные навыки обучающегося, для этого имеет смысл индивидуализировать процесс обучения, направить конкретно на каждого обучаемого для достижения максимального результата. Необходимо осуществлять обучение целенаправленно на овладение им определенного набора компетенций, формирование которых необходимо для более качественной подготовки педагога профессионального обучения.

Сегодня очень актуальна проблема разработки, внедрения и обоснования перспектив, которые оправдывают применение в образовательном процессе новых технологий, методик и форм осуществления образовательного процесса, которые бы были направлены на качественное повышение уровня образования, а также уровня осуществления педагогической деятельности [12].

В содержании образовательного процесса по различным профессиональным образовательным программам предусматриваются такие формы и виды занятий, как: лекционные занятия, лабораторные работы, тренинги, практические, семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы, деловые игры, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы, а также другие виды учебных работ и занятий [13]. Главное условие при развитии данного подхода к образованию состоит в применении современных инновационных образовательных технологий [14].

С момента использования компетентностного подхода в практике современных высших учебных заведений, актуализировался вопрос, касающийся разработки и поиска новых решений в виде новых форм, технологий и методик организации образовательной деятельности, с помощью которых было бы возможно сформировать необходимый уровень подготовки и компетенций у студентов. Главной мыслью и нововведением этой системы явилось то, что обучающийся должен не только получать знания от преподавателя как при традиционном подходе к обучению, а осуществлять поиск этой информации, что позволяет обучающемуся сформировать навык самообразования, то есть способности образовываться всегда и везде, даже после освоения им профессии, то есть параллельно с его профессиональной деятельностью, непрерывно. Один из путей поиска новых форм и методов процесса обучения привел к переосмыслению роли кейс-технологии.

Суть кейс-технологии заключается в том, что она является одной из разновидностей технологий интерактивного обучения, которая заключается в решение смоделированных, придуманных или же основанных на реальности, ситуаций, сценариев и задач. Технология кейс-обучения нацелена на то, чтобы обучающиеся сформировали новые навыки и умения, а также получили разнообразные знания в различных сферах жизни общества [5].

Одними из наиболее известный и используемых на практике методы кейс-технологий являются ситуационный анализ, а также известные его различные виды, такие как: кейс-методы (Case Study), анализ определенных ситуаций и разнообразные и разноплановые ситуационные задачи.

Кейс-метод в образовании представлен как процесс ориентированный и спроектированный на полном и детальном анализе предлагаемых обучающимся ситуаций, задач, который подразумевает проведение обсуждений среди студентов, а также выработке у обучающихся важных навыков по принятию решений в проблемных педагогических ситуациях. Кейс-метод может быть представлен как в видео, фото, аудио и различных мультимедийных формах, а также в печатном варианте, что включает в себя различные фото элементы, предоставление обучающемуся диаграмм, таблиц, рисунков, необходимых для грамотного решения поставленной задачи [2].

На данный момент представлено множество педагогических технологий, но для формирования у студентов информационной культуры необходимы педагогические технологии в содержание которых входит развитие и осуществление поисковой деятельности обучающихся, к таким относятся технология проектов, а также технология проблемного обучения [15]. Технология проектов представляет собой совместную деятельность студентов как познавательную и исследовательскую, так и творческую. В данную деятельность должно входить определение основной общей проблем, задач, выполнение которых будет непосредственно связано с ликвидацией, выявленной социально важной проблемы, а также способы, приемы и методы ее решения, путем создания какого-то заранее смоделированного образовательного продукта.

Данный метод похож на проблемный метод обучения, так как они имеют общий элемент, вокруг которого и осуществляется вся суть и деятельность студентов - это проблема [16]. Проектный метод

заключается в том, что обучающиеся получают новые знания и умения в ходе осуществления планирования, координации и тайминга действий, направленных на решения поставленной проблемы, а также выполнение проектов, сложность которых с каждым разом растет и студентам приходится прилагать большие усилия, иметь большую теоретическую подготовку для решения новых заданий-проектов [17]. В процессе реализации данного метода обучения у студентов формируются умения правильной ориентации в информационном пространстве, формулировать свою позицию, структурировать свои мысли и самостоятельно пополнять свои знания, развитие как критического, так и творческого мышления, а также умение выявлять и правильно организовывать свои действия для решения сформулированной проблемы [18].

Оценить сложившуюся компетентность педагога профессионального обучения, обладающего определенной совокупностью профессиональных компетенций, очень сложно [19]. По мнению Дж. Равена, а также многих других научных исследователей в области образования, компетентность определяется как совокупность личностных качеств и определенных сложившихся результатов подготовки обучающегося и не может быть стандартизирована по той причине, что она не подразумевает под собой просто определенной суммы знаний и умений. Она подразумевает готовность студентов использовать, полученные ими в ходе прохождения обучения профессиональных навыков и умений, в профессиональной деятельности [20].

С момента начала применения компетентностного подхода в образовании, появилось новое понятие качественного образования. Теперь современный специалист - это не только профессионал, обладающий определенными умениями и знаниями, но и умело применяющий полученные во время обучения знания и готовый действовать в нестандартных проблематичных профессиональных ситуациях, обладающий определенным набором профессиональных компетенций. Главным критерием оценивания успешности прохождения обучение профессионального образования выпускником являются сформированные у него как общие, так и профессиональные компетенции, на которых основывается их будущая профессиональная деятельность.

Компетенции выпускника и его квалификации являются результатом его образовательной деятельности и имеют непростую природу, которая связана с тем что оценка осуществляется путем использования традиционных средств. Так как нужно учитывать, полученные студентом знания и умения, освоение которых в свою очередь не позволяет однозначно определить, что у обучающегося сформирована какая-либо проверяемая компетенция.

Оценка итоговой квалификации выпускника высшего учебного заведения представляет собой моделирование, создание определенной ситуации, наличие которой необходимо для комплексной проверки полученных знаний и умений будущего специалиста, а также готовность применить полученные умения и навыки на практике. Важнейший момент в проведении оценки выпускника является его ориентация и готовность к осуществлению профессиональной деятельности, выполнение на практике возможных производственных заданий. Оценка готовности выпускника к профессиональной деятельности должна оценивать не только полученные им умения, знания и навыки, а также различных значимых качеств личности обучающегося, сформированных компетенций, которые в дальнейшем позволили бы реализоваться как работнику наиболее успешнее и достичь новых результатов трудовой деятельности.

Оценка полученных компетенций выполняется при помощи таких заданий, как:

- портфолио - накопление полученных за все время обучения индивидуальных наград и достижений в различных сферах детальности;

- использование кейс-методов для оценки финальной готовности студента к профессиональной деятельности и выполнения определенного рода задач;

- «показательная работа» как в реальных, так и смоделированных условиях, подразумевает разработку и защиту заранее выполненного и подготовленного к презентации и защите выпускником проекта; выполнение производственного задания. При выполнении данного вида работ стоит учитывать приближенные к профессиональным условия выполнения определенного рода заданий, то есть определенное время, скорость и точность, выполненного студентом задания. Но в случае, если нет возможности проведения реальной ситуации, то существует опыт проведения аттестации конкретных проверяемых заданий на тренажере.

Выводы. Резюмируя, можно утверждать, что постоянно изменяющиеся социально-экономические условия обусловливают необходимость подготовки педагога профессионального обучения, способного к освоению и внедрению идей компетентностного подхода в социально-профессиональной деятельности. Чтобы быть успешным и востребованным в современном обществе, педагог профессионального обучения должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями. Эти две интегральные универсальные характеристики обеспечивают активность, динамическую профессиональность и готовность личности к любым изменениям в социально-профессиональной жизни. Компетентностный подход как методологическая основа способствует высокому уровню формирования технологической компетентности и подготовки будущих педагогов профессионального обучения в целом.

Литература:

1. Garnevska S.M. opportunities for forming communication technology images in training in technology and entrepreneurship (2018) Balkan Scientific Review 2018 No. 1 pp. 34-37.

2. Klinkov G.T. The specificity of manifestation of pedagogical communication as a special construct (2018) Scientific Vector of the Balkans 2018 No. 1 pp. 51-52

3. Makhometa T.M., Tiahai I.M. The use of interactive learning in the process of preparing future math teachers (2018) Balkan Scientific Review 2018 No. 1 pp. 48-52.

4. Pometun O.I., Gupan N.M. Studying history as an educational space of students'critical thinking development (2018) Humanitarian Balkan Research 2018. No. 1 pp. 60-63.

5. Zhytukhina K.P. Realization of the pedagogical condition for improving the process of formation of responsible attitude to future profession in students of pedagogical universities (2017) Scientific Vector of the Balkans 2017 No. 1 pp. 26-30

6. Алешугина Е.А., Кутепова Л.И., Белоусова Г.А. Технологии организации контактной самостоятельной работы в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 253-255.

7. Булаева М.Н., Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Проектирование образовательных технологий при обучении студентов профессиональной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-3. С. 13-17.

8. Ваганова О.И., Карпова М.А. Проблемы формирования организационной культуры субъектов образовательного процесса // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). С. 24-30.

9. Гнатышина Е.В. Применение проектной технологии при развитии информационной культуры педагога профессионального обучения // Вестник ЧГПУ. 2009. №10-1.

10. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования // Образование и наука. 2011. №8.

11. Кутепов М.М., Иляшенко Л.К., Морозов Д.Л. Технологии организации учебного процесса с использованием онлайн-курса // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 230-232.

12. Кутепова Л.И., Тростин В.Л., Леонтьева Г.А. Опыт внедрения в образовательный процесс технологий смешанного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 186-189.

13. Ларюшкина Н.Е. Подготовка педагогов профессионального обучения в области информационных технологий на основе компетентностного подхода // Вестник СамГУ. 2009. №67.

14. Маркова С.М. Технологическая компетентность педагога профессионального обучения // Современные исследования социальных проблем, 2015. - 3 (47), С. 30-36.

15. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 2.

16. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Инновационные принципы в подготовке педагогов профессионального обучения // КПЖ. 2012. №1 (91).

17. Прохорова М.П., Бушуева В.В., Ваганова О.И. Практико-ориентированные технологии формирования профессиональных компетенций студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 193-199.

18. Раджабалиев Г.П., Гаджикурбанова Г.М. Кейс-технологии в изучении дисциплины «Схемотехника и цифровая электроника» будущими педагогами профессионального обучения // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2014. №2 (27).

19. Седых Е.П. Система нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 1.

20. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета.2018. Т. 6, №3. С. 9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9.

Педагогика

УДК: 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ КАК ВЕДУЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье автор рассматривает технологизацию системы среднего профессионального и высшего образования. Цель статьи заключается в раскрытии сущности технологизации в системе профессионального образования. Проанализированы различные исследования, посвященные основным тенденциям развития профессионального образования. На основе анализа соответствующей литературы статьи были определены понятия «технология», «педагогическая технология», «технологизация». В процессе написания данной статьи автор описывает структуру педагогической технологии, рассмотривает существенные идеи технологизации и возможные риски. В результате проведенного анализа было выявлено, что технологизация системы профессионального образования стала причиной модернизации и реализации определенных форм, методов, средств, а также их составляющих в учебно-воспитательный процесс профессиональной образовательной организации.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, высшее образование, технологизация, педагогическая технология, технологический подход, компетентностный подход.

Annоtation. In this article, the authors consider the technologicalization of the system of secondary vocational and higher education. The purpose of the article is to reveal the essence of technologicalization in the vocational education system. The authors of the article analyzed various studies on the main trends in the development of vocational education. Based on the analysis of the relevant literature, the authors of the article defined the concepts of "technology", "pedagogical technology", and "technologization". In the process of writing this article, the authors described the structure of pedagogical technology, examined the significant ideas of technologicalization and possible risks. As a result of the analysis, it was revealed that the technologization of the vocational education system has led to the modernization and implementation of certain forms, methods, tools, as well as their components in the educational process of a professional educational organization.

Keywords: secondary vocational education, higher education, technologization, pedagogical technology, technological approach, competency-based approach.

Введение. Всемирные изменения, являющиеся следствием научно-технического прогресса, политических, а также экономических преобразований, стали причиной неизбежных перемен в образовании. Образование в контексте данных изменений должно играть роль в решении проблем консолидации общества.

На сегодняшний день место и роль образования существенно меняются, образование становится одним из главенствующих социальных институтов. В результате этого требования к образованию становятся выше, в том числе к его качеству и результативности.

Существующее в современном постиндустриальном обществе непрекращающееся увеличение объема информации является причиной создания эффективных методов отбора и передачи компетенций субъектам образования основываясь на их потребностях. На основе данной проблемы осуществляется анализ новых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.