Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ КАК ВЕДУЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ КАК ВЕДУЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
623
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / HIGHER EDUCATION / TECHNOLOGIZATION / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / TECHNOLOGICAL APPROACH / COMPETENCY-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна

В данной статье автор рассматривает технологизацию системы среднего профессионального и высшего образования. Цель статьи заключается в раскрытии сущности технологизации в системе профессионального образования. Проанализированы различные исследования, посвященные основным тенденциям развития профессионального образования. На основе анализа соответствующей литературы статьи были определены понятия «технология», «педагогическая технология», «технологизация». В процессе написания данной статьи автор описывает структуру педагогической технологии, рассмотривает существенные идеи технологизации и возможные риски. В результате проведенного анализа было выявлено, что технологизация системы профессионального образования стала причиной модернизации и реализации определенных форм, методов, средств, а также их составляющих в учебно-воспитательный процесс профессиональной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY AS A LEADING TRENDS FOR DEVELOPMENT OF VOCATIONAL EDUCATION

In this article, the authors consider the technologicalization of the system of secondary vocational and higher education. The purpose of the article is to reveal the essence of technologicalization in the vocational education system. The authors of the article analyzed various studies on the main trends in the development of vocational education. Based on the analysis of the relevant literature, the authors of the article defined the concepts of “technology”, “pedagogical technology”, and “technologization”. In the process of writing this article, the authors described the structure of pedagogical technology, examined the significant ideas of technologicalization and possible risks. As a result of the analysis, it was revealed that the technologization of the vocational education system has led to the modernization and implementation of certain forms, methods, tools, as well as their components in the educational process of a professional educational organization.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ КАК ВЕДУЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

8. Ваганова О.И., Карпова М.А. Проблемы формирования организационной культуры субъектов образовательного процесса // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). С. 24-30.

9. Гнатышина Е.В. Применение проектной технологии при развитии информационной культуры педагога профессионального обучения // Вестник ЧГПУ. 2009. №10-1.

10. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования // Образование и наука. 2011. №8.

11. Кутепов М.М., Иляшенко Л.К., Морозов Д.Л. Технологии организации учебного процесса с использованием онлайн-курса // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 230-232.

12. Кутепова Л.И., Тростин В.Л., Леонтьева Г.А. Опыт внедрения в образовательный процесс технологий смешанного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 186-189.

13. Ларюшкина Н.Е. Подготовка педагогов профессионального обучения в области информационных технологий на основе компетентностного подхода // Вестник СамГУ. 2009. №67.

14. Маркова С.М. Технологическая компетентность педагога профессионального обучения // Современные исследования социальных проблем, 2015. - 3 (47), С. 30-36.

15. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 2.

16. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Инновационные принципы в подготовке педагогов профессионального обучения // КПЖ. 2012. №1 (91).

17. Прохорова М.П., Бушуева В.В., Ваганова О.И. Практико-ориентированные технологии формирования профессиональных компетенций студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 193-199.

18. Раджабалиев Г.П., Гаджикурбанова Г.М. Кейс-технологии в изучении дисциплины «Схемотехника и цифровая электроника» будущими педагогами профессионального обучения // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2014. №2 (27).

19. Седых Е.П. Система нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 1.

20. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета.2018. Т. 6, №3. С. 9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9.

Педагогика

УДК: 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ КАК ВЕДУЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье автор рассматривает технологизацию системы среднего профессионального и высшего образования. Цель статьи заключается в раскрытии сущности технологизации в системе профессионального образования. Проанализированы различные исследования, посвященные основным тенденциям развития профессионального образования. На основе анализа соответствующей литературы статьи были определены понятия «технология», «педагогическая технология», «технологизация». В процессе написания данной статьи автор описывает структуру педагогической технологии, рассмотривает существенные идеи технологизации и возможные риски. В результате проведенного анализа было выявлено, что технологизация системы профессионального образования стала причиной модернизации и реализации определенных форм, методов, средств, а также их составляющих в учебно-воспитательный процесс профессиональной образовательной организации.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, высшее образование, технологизация, педагогическая технология, технологический подход, компетентностный подход.

An^tatton. In this article, the authors consider the technologicalization of the system of secondary vocational and higher education. The purpose of the article is to reveal the essence of technologicalization in the vocational education system. The authors of the article analyzed various studies on the main trends in the development of vocational education. Based on the analysis of the relevant literature, the authors of the article defined the concepts of "technology", "pedagogical technology", and "technologization". In the process of writing this article, the authors described the structure of pedagogical technology, examined the significant ideas of technologicalization and possible risks. As a result of the analysis, it was revealed that the technologization of the vocational education system has led to the modernization and implementation of certain forms, methods, tools, as well as their components in the educational process of a professional educational organization.

Keywords: secondary vocational education, higher education, technologization, pedagogical technology, technological approach, competency-based approach.

Введение. Всемирные изменения, являющиеся следствием научно-технического прогресса, политических, а также экономических преобразований, стали причиной неизбежных перемен в образовании. Образование в контексте данных изменений должно играть роль в решении проблем консолидации общества.

На сегодняшний день место и роль образования существенно меняются, образование становится одним из главенствующих социальных институтов. В результате этого требования к образованию становятся выше, в том числе к его качеству и результативности.

Существующее в современном постиндустриальном обществе непрекращающееся увеличение объема информации является причиной создания эффективных методов отбора и передачи компетенций субъектам образования основываясь на их потребностях. На основе данной проблемы осуществляется анализ новых

способов улучшения образовательного процесса. Главенствующими направлениями в текущем аспекте являются стандартизация, а также технологизация образования.

Изложение основного материала статьи. Современное общество со всеми его изменениями (развитие процессов образования, опыт различных инноваций, педагогов и школ, результаты научных исследований и открытий) нуждается в четкой систематизации. Технологический подход может стать решением для данной проблемы, термин «технология» должен быть применим к системе образования в целом [1].

Технологизация процесса образования имеет две сущности. Во-первых - это привлечение в процесс обучения различных технических средств, способствующих развитию мобильности студентов, во-вторых -это использование современных педагогических технологий, построение процесса обучения на их основе. При этом, стоит сказать, что технические средства обучения выступают в качестве поддержки реализации педагогических технологий. Технологизация имеет тесную связь с таким актуальным направлением развития образования как гуманизация, то есть технологизация призвана сделать процесс обучения доступным, понятным, ориентированным на студентов и их профессиональное становление.

Рассмотрение процесса технологизации профессионального образования требует включения в него понятия «технология».

Следует рассмотреть понятие «технология» в общем виде. Оно представляет собой некую систему деятельности, которая может быть применима индивидом для улучшения окружающей его действительности, для создания как духовных, так и материальных ценностей [2]. На сегодняшний день всевозможные технологии в разных областях науки стали базой для научно-технической революции [3].

Г.К. Селевко описал структуру педагогической технологии в следующем виде:

1. Суть технологии, которая должна соответствовать поставленной задаче, характеризовать идею, характерные особенности и качества, а также главенствующее направление модернизации образовательного процесса.

2. Цель технологии. Цели являются основой любой технологии, они отражают направленность технологии на конкретные сферы деятельности людей, дают ориентир на определенные позиции. Цели и задачи, которые преследуются любой технологией, должны быть всецело охарактеризованы.

3. Концепция образовательной технологии представляет собой лаконичное разъяснение принципов и особенностей технологии.

4. Организационные характеристики образовательной технологии отражают существующие в системе образовании теории и идеи воспитания, соответствие цели технологии заказу общества и государства.

5. Методические характеристики образовательной технологии раскрывают всецелое взаимодействие различных методических средств, планирование, отличительные черты методики, анализ.

6. Учебно-методическое обеспечение образовательной технологии включает в себя технические средства обучения, учебные, а также методические пособия, учебные программы и планы, оценочные средства и т.д.

За последние годы в научной литературе появилось немало исследований, посвященных современным тенденциям развития образования. Анализом основных тенденций развития профессионального образования занимались такие ученые и педагоги, как: Игна О.Н., Чащин М.Р., Гуляевская Н.В., Кулакова Н.О., Деркач А.А., Федоров А.И., Уварина Н.В., Клячко Т.Л., Мау В.А., Олешков М.Ю., Уваров В.М., Глазычев В.П. и другие.

Педагогическая технология имеет в своей основе научность и передовой практический опыт.

Как отмечает Игна О.Н., к числу ведущих тенденций развития профессионального образования относятся следующие:

- непрерывность образования (тенденция непрерывности связана с тем, что профессиональное образование в современном мире представляет собой непрекращающийся процесс из-за текущих потребностей производства в совершенствовании рабочих и специалистов);

- гуманизация образования (данная тенденция подразумевает, что деятельность, осуществляемая в рамках профессионального образования, должна быть направлена на человека);

- гуманитаризация образования (сама по себе тенденция гуманитаризации представляет собой один из элементов гуманизации);

- демократизация образования (эта тенденция «вытекает» из тенденции гуманизации и подразумевает доступность прав для всех участников педагогического процесса.);

- тенденция интеграции (данная тенденция имеет место быть в силу того, что студентам в современном мире необходима возможность получения интегрированного образования, интегрированное профессиональное образование необходимо для свободного перемещения человека в постоянно изменяющемся современном мире);

- интенсификация (тенденция интенсификации появилась в связи с усугублением специфики профессиональной деятельности и жизни общества в целом);

- технологизация (направление педагогической науки на основе технологического подхода к процессу обучения и развитию обучающихся) и другие.

Анализ различных проведенных ранее научных исследований термина «технологизация» показал, что его трактовки неоднозначны и различны [4].

В наиболее узком смысле слова понятие «технологизация» применимо к излишней систематизации учебно-воспитательного процесса в целом [5].

Олешков М.Ю. и Уваров В.М. понимают под технологизацией метод структурирования деятельности человека посредством самоанализа, рационализации, а также типизации материально-технологических средств [6].

Глазычев В.П. отмечает, что технологизация является осмысленной деятельностью людей, основанной на создании связей операций и процедур, которые требуются для достижения обозначенных целей.

В системе образования для термина «технологизация» характерны две трактовки:

- обеспечение процесса обучения и воспитания инновационным оборудованием;

- создание, отбор и применение технологии в педагогическом процессе.

В.Я. Синенко отмечает суть технологизации таким образом - «это когда процесс познания нужно сделать удобным, мобильным, обобщенно структурированным, понятным, объективным».

Технологизация в системе образования определена тем фактом, что на сегодняшний день все больше и больше людей становятся субъектами образовательного процесса, они в установленные сроки должны

усвоить различные компетенции, получить те или иные знания, умения и навыки [7]. Но в то же время преподаватели должны неоднократно взаимодействовать со студентами посредством повторяющихся действий, в пределах типичных ситуаций, основываясь на конкретных алгоритмах действий [8].

На уровне технологического подхода к образованию должны быть решены самые различные педагогические проблемы (оценочные, целевые, результативные, содержательные, процессуальные и пр.):

- формирование преемственности в системе образования [9];

- создание системы знаний учебного материала и содержания процесса образования, отраженного в программных документах [10];

- анализ и отбор методов, форм и средств деятельности в системе образования, соответствующих целям, задачам и содержанию учебно-воспитательного процесса[11];

- четкое определение целей образовательного процесса и их систематизация [12].

Можно выделить следующие объекты процесса технологизации системы образования: содержание; методы взаимодействия субъектов образовательного процесса; цели; способы усвоения, анализа и представления различной информации [13].

В свою очередь продуктами технологизации являются: индивидуально ценностные модели поведения студентов, в результате формируется конкурентоспособность и востребованность обучающихся профессиональных образовательных организаций [14].

С точки зрения компетентностного подхода к обучению существенные идеи технологизации включают в

себя:

- применимость к любой профессиональной образовательной организации, любой учебной дисциплине, всем субъектам образовательного процесса [15];

- целеполагание в категориях компетенций, отраженных в основной образовательной программе [16];

- точное достижение намеченной цели;

- анализ способности студентов достичь (не достичь) требований основной образовательной программы [17];

- технологизацию как средство управления образовательным процессом;

- создание технологической карты для каждой дисциплины в течение всего срока обучения [18];

- применение новых организационных форм:

1. турниры способностей - это интеллектуальное соревнование для обучающихся, главная цель которого состоит в выявлении студентов, обладающих высокими интеллектуальными способностями, поддержании их познавательной активности;

2. проекты представляют собой деятельность определенного коллектива посредством взаимодействия с окружающим миром, направленную на достижение поставленной цели и обозначенного результата за конкретных промежуток времени;

3. сетевые проекты - это то место, где встречаются студенты и преподаватели для совместной деятельности, где происходит сотворчество и где образовываются не только обучающиеся, но и их педагоги, где в процессе работы обучающиеся обмениваются информацией, результатами собственных и совместных разработок, совместно редактируют документы, таблицы, презентации, получая, таким образом, сетевые образовательные продукты;

4. мастерские - особая форма обучения, создающая условия для восхождения каждого обучающегося к новым знаниям и новому опыту посредством как индивидуального, так и коллективного открытия;

5. метапредметное занятие (метапредметный урок, семинар) - разновидность и высшая форма компетентностно-ориентированного учебного занятия;

6. веб-квест - это сайт или задание в сети Интернет, с которым работают студенты, выполняя ту или иную учебную задачу;

7. урок-кейс - занятие в форме разбора ситуации или конкретного случая, деловая игра;

8. образовательные экспедиции проявляются в контакте с внешней средой и ее объектами в системе образования;

9. рефлексивные сессии представляют собой обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление;

10. тренинги как метод эффективного процесса обучения для формирования и развития всевозможных компетенций;

11. организационно-деятельностные игры - метод обучения, результатом которого являются решенные образовательные проблемы посредством создания условий профессиональной деятельности; происходит активное развитие творческого мышления.

Несмотря на это всеобщий процесс технологизации системы образования имеет и негативные последствия (риски):

- риск потери значений деятельности, ориентированность лишь на готовые продукты, непринятие процесса труда как ценности;

- риск разрушения целостности личности. Жизнь в современном обществе на сегодняшний день становится «технологичной», в то время как человек - рациональным и прагматичным;

- риск снижения порога чувствительности, восприимчивости к другому человеку, следствием чего является внутренняя душевная и духовная пустота;

- дистинктивное поведение, стремление выделиться и привлечь к себе внимание, произвести впечатление.

Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что технологизация представляет собой всеохватывающее явление, которое включает в себя и реформирование организации и содержания образования, и готовность педагога к реализации данного явления. Так, технологизация системы образования является текущим направлением результативного изменения процесса образования, которое направлено на его улучшение, совершенствование, рационализацию. Данное направление направлено также на повышение уровня технологической осведомленности преподавателей. Технологизация также включает в себя: выбор наилучших учебно-методических средств технологий обучения; создание и использование образовательных технологий; анализ «технологических» принципов обучения.

Выводы. Технологизация системы профессионального образования стала причиной модернизации и реализации определенных форм, методов, средств, а также их составляющих в учебно-воспитательный процесс профессиональной образовательной организации.

Помимо этого чтобы достичь конкретных результатов, отвечающих нормативным требованиям, общественным ожиданиям, включающих в себя процессы информатизации науки и производства образовательным стандартам, необходима непрерывная трансформация качества среднего профессионального и высшего образования. Данное обновление системы образования должно быть направлено, в первую очередь, на подготовку рабочих и специалистов, которые могли бы с легкостью приспосабливаться к новым постоянно изменяющимся жизненным условиям и результативно выполнять свою профессиональную деятельность.

Литература:

1. Алешугина Е.А., Кутепова Л.И., Белоусова Г.А. Технологии организации контактной самостоятельной работы в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 253-255.

2. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. Под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 59 с.

3. Блинов В.И. Образовательный процесс в профессиональном образовании: учебное пособие для вузов / В. И. Блинов [и др.]; под общей редакцией В.И. Блинова. - Москва: Издательство Юрайт, 2018.

4. Вишневская Г.В. Технологический подход в педагогическом процессе высшей профессиональной школы // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2008. №6 (10). С. 235-239

5. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С. 2 DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2

6. Гладков А.В., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Современные педагогические технологии как средство повышения учебной мотивации // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 274-276.

7. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - В 2-хкнигах. - Книга 1. -Челябинск, ЧГПУ. 2012. 411 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Игна О.Н. Признаки тенденции технологизации в отечественном языковом образовании // Язык и культура. 2013. №3 (23).

9. Кутепов М.М., Иляшенко Л.К., Морозов Д.Л. Технологии организации учебного процесса с использованием онлайн-курса // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 230-232.

10. Кларин М.В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения // Сов. педагогика, 1984, №4, С. 117-122.

11. Костылев Д.С., Кутепова Л.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 190-192.

12. Муравьева Г.Е. Проектирование технологий обучения: Учеб. пособие для студентов и преподавателей пед. вузов, слушателей и преподавателей курсов повышения квалификации учителей / Г.Е. Муравьева. - Иваново, 2001. 123 с.

13. Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И. Педагогические технологии развития мышления. - Казань, 1993

14. Одарич И.Н. Проектная деятельность в образовательном процессе вуза // Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 18-21.

15. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета.2018. Т. 6, №3. С. 9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9

16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии DOC: учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

17. Санько А.М. Технологизация высшего образования // Вестник СамГУ. 2014. №5 (116).

18. Юрина В.М., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология педагогической поддержки в профессиональном образовании // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2 (36). С. 121-127.

Педагогика

УДК 37

гандидат исторических наук, доцент кафедры иностранных языков Вагнер Моника-Наталия Лауренсовна

Российский университет дружбы народов (г. Москва); кандидат исторических наук, доцент кафедры иностранных языков Овезова Умеда Акпаровна

Российский университет дружбы народов (г. Москва)

МЕТОДИЧЕСКАЯ АУТЕНТИЧНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ПЕРЕВОДУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ

СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. В статье осуществлен анализ проблем, связанных с обучением студентов неязыковых специальностей чтению англоязычных аутентичных текстов. Показано место перевода при обучении чтению и пониманию профессиональных англоязычных текстов, проведен анализ этапов обучения и представлена характеристика различных видов перевода, используемых при обучении пониманию оригинального англоязычного текста.

Представлены типы специализированных текстов, рекомендуемых к использованию. Указаны конкретные требования. предъявляемые к будущим специалистам касательно уровня владения знаниями и умениями в различным видах чтения. Определены функции процесса чтения аутентичных текстов; выделены задания и упражнения, способствующие повышению эффективности чтения аутентичных текстов.

Ключевые слова: аутентичный текст, чтение, виды перевода, знания, умения, неязыковая специальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.