Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В РАМКАХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В РАМКАХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КОЛЛЕКТИВНОЕ ВЗАИМООБУЧЕНИЕ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / HIGHER EDUCATION / INTERACTIVE TECHNOLOGY / GAME TECHNOLOGY / COLLECTIVE MUTUAL LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Жанна Венедиктовна, Козлова Анастасия Дмитриевна, Карпова Мария Александровна

В данной статье автор рассматривает особенности разработки учебных занятий с применением интерактивных образовательных технологий. Цель статьи заключается в раскрытии особенностей разработки учебных занятий в рамках интерактивных технологий. Проанализированы различные исследования в области педагогики, посвящённые разработкам учебных занятий в рамках интерактивных технологий. На основе анализа соответсвующей литературы статьи были определены понятия технология, интерактивные технологии, технология проблемного обучения. В процессе написания данной статьи автор описывает интерактивные образовательные технологии, рассматривает особенности их применения при организации учебных занятий. В результате проведённого анализа было выявлено, что требования, предъявляемые к качеству образования на современном этапе можно выполнить с помощью применения интерактивных технологий с учётом их особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Жанна Венедиктовна, Козлова Анастасия Дмитриевна, Карпова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL ACTIVITIES WITHIN THE FRAMEWORK OF INTERACTIVE TEACHING TECHNOLOGIES

In this article, the author considers the features of the development of training sessions in the study of the disciplines of the professional module using interactive educational technologies. The purpose of the article is to disclose the features of the development of training sessions in the framework of interactive technologies. The author analyzes various studies in the field of pedagogy devoted to the development of training sessions in the framework of interactive technologies. Based on the analysis of the relevant literature of the article, the concepts of technology, interactive technologies, and problem-learning technology were defined. In the process of writing this article, the author describes interactive educational technologies, considers the features of their application in the organization of training sessions. As a result of the analysis, it was found that the requirements for the quality of education at the present stage can be fulfilled by using interactive technologies, taking into account their features.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В РАМКАХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ»

6. Никитин В.В. Роль наставничества в современном образовании / Отечественная и зарубежная педагогика. Издательство: Институт стратегии развития образования Российской академии образования. -М., 2013. - 50-56 с.

7. Орехова Л.П. Тьюторство: возможности применения в образовательном процессе МВД России // Труды Академии управления МВД России. - 2012. - №3 (23). - С. 76-80.

8. Попов К.В. Принципы тьюторского сопровождения процесса адаптации студентов на начальном этапе обучения в вузе / К.В. Попов // Альманах современной науки и образования. - 2010. - №6. - С. 115-116.

9. Профессионально-культурное становление студента в образовательном процессе: монография / Отв. ред. В.В. Игнатова, О.А. Шушерина. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 2005. - 264 с.

10. Свинарева, О.В. Педагогическое сопровождение курсантов образовательных организаций МВД России в период адаптации к образовательному процессу: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Свинарева О.В. - Москва, 2017. - 24 с.

11. Скрипкина А.В., Туравец Н.Р., Щуров Е.А. Профессионально-педагогическая компетентность и саморазвитие преподавателей образовательных организаций МВД России // Вестник экономической безопасности. - 2017. - № 4. - С. 245-248.

12. Скрипкина А.В., Щуров Е.А. Роль образовательной среды в становлении личности сотрудника полиции / В сборнике: Российская полиция: три века служения Отечеству Сборник статей Юбилейной международной научной конференции. В 2-х частях. Под редакцией В.Л. Кубышко. 2019. С. 154-157.

Педагогика

УДК: 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Смирнова Жанна Венедиктовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования «Нижегородский государственный

педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

магистрант Козлова Анастасия Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования «Нижегородский государственный

педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

студент Карпова Мария Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования «Нижегородский государственный

педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В РАМКАХ ИНТЕРАКТИВНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В данной статье автор рассматривает особенности разработки учебных занятий с применением интерактивных образовательных технологий. Цель статьи заключается в раскрытии особенностей разработки учебных занятий в рамках интерактивных технологий. Проанализированы различные исследования в области педагогики, посвящённые разработкам учебных занятий в рамках интерактивных технологий.

На основе анализа соответсвующей литературы статьи были определены понятия технология, интерактивные технологии, технология проблемного обучения. В процессе написания данной статьи автор описывает интерактивные образовательные технологии, рассматривает особенности их применения при организации учебных занятий. В результате проведённого анализа было выявлено, что требования, предъявляемые к качеству образования на современном этапе можно выполнить с помощью применения интерактивных технологий с учётом их особенностей.

Ключевые слова: образовательная технология, высшее образование, интерактивная технология, игровая технология, коллективное взаимообучение.

Annotation. In this article, the author considers the features of the development of training sessions in the study of the disciplines of the professional module using interactive educational technologies. The purpose of the article is to disclose the features of the development of training sessions in the framework of interactive technologies. The author analyzes various studies in the field of pedagogy devoted to the development of training sessions in the framework of interactive technologies.

Based on the analysis of the relevant literature of the article, the concepts of technology, interactive technologies, and problem-learning technology were defined. In the process of writing this article, the author describes interactive educational technologies, considers the features of their application in the organization of training sessions. As a result of the analysis, it was found that the requirements for the quality of education at the present stage can be fulfilled by using interactive technologies, taking into account their features.

Keywords: educational technology, higher education, interactive technology, game technology, collective mutual learning.

Введение. В настоящее время в связи с тем, что разработаны Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, появляется необходимость в построении образовательного процесса таким образом, чтобы в более короткие сроки студенты при изучении дисциплин профессионального модуля смогли усвоить учебный материал.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами образовательный процесс должен строиться на компетентностном подходе, а также происходит сокращение времени на изучение отдельных дисциплин, поэтому возникают некоторые трудности при организации профессионального обучения.

Для того, чтобы преодолеть перечисленные трудности следует применять в учебном процессе при разработке учебных занятий интерактивные образовательные технологии. Они способствуют развитию познавательной и творческой активности обучающихся. Тем самым будет повышаться качество образования.

При разработке учебного занятия в рамках интерактивных технологий следует придерживаться некоторых особенностей. Одной из важных особенностей является то, что у преподавателей и студентов меняются функции, обучающимся профессионального обучения предоставляется большая самостоятельность в поиске той или иной информации, а также путей решения предлагаемых задач.

Изложение основного материала статьи. Современная теория и практика предлагает довольно широкий спектр особенностей разработки учебных занятий в рамках образовательных технологий. Мы считаем, что наиболее эффективными образовательными технологиями являются интерактивные. Они подразумевают постоянное взаимодействие студентов в учебном процессе при изучении той или иной дисциплины профессионального модуля. Поэтому мы рассмотрим более подробно особенности организации учебных занятий в рамках технологий проблемного обучения, игрового обучения и коллективного взаимообучения [5].

Из названия образовательной технологии вытекает её сущность, которая заключается в том, что учебное занятие будет организовано с целью поиска решения какой-либо поставленной проблемы. Такое обучение обеспечивает активное участие обучающихся и педагогов в процессе профессионального обучения [8].

Несомненно, меняются цели и методы учебного занятия, а также роль педагога в рамках технологии проблемного обучения. Поэтому существуют некоторые особенности, которые необходимо учитывать при построении образовательного процесса в рамках данной технологии [3].

Выделяют следующие основные задачи, которые ставит перед педагогом проблемное обучение: информативное обеспечение; направление исследования; изменение содержания и структуры учебного материала; поощрение познавательной активности учащихся.

Раскрывая сущность такой задачи, как «информативное обеспечение» можно понять, что студентам даётся как можно меньше информации, которая будет способствовать возникновению противоречия, решая которые обучающиеся смогут выйти за рамки зоны их ближайшего развития [10].

Следующая особенность заключается в положении педагога при организации учебных занятий профессионального модуля. В данном случае преподаватель не является источником знаний, а выступает только в роли консультанта по поиску этих знаний. Но также необходимо отнести к задачам педагога организацию и методическое обеспечение выполнения определённого задания [15].

При организации учебных занятий в рамках технологии проблемного обучения существует ещё одна особенность, которая выражается в необходимости развития познавательной активности обучающихся. Без такой активности процесс проблемного обучения может не состояться [18].

В рамках технологии проблемного обучения предъявляются требования к педагогам, которые используют данную технологию при организации учебных занятий профессионального модуля.

Педагогу необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы деятельность студентов носила самостоятельный поисковый характер. Поэтому педагог постоянно предлагает найти решение тех или иных профессиональных задач.

Для того, чтобы управление процессом усвоения знаний было эффективным, педагог должен уметь осуществлять анализ хода процесса обучения и на основе такого анализа делать прогноз дальнейшего развития учебного занятия. При этом условия учебной задачи могут изменяться в соответствии с проводимым анализом и прогнозом [1].

Педагог должен помнить, что его чрезмерное вмешательство способствует снижению активности и самостоятельности обучающихся. Являясь авторитетом в глазах студентов педагог должен с терпеливостью относиться к ошибкам обучающихся, когда они предпринимают попытки найти собственное решение.

В рамках технологии проблемного обучения у обучающихся формируется не только познавательная активность, но и творческая. В связи с этим преподавателю следует организовать образовательный процесс таким образом, чтобы студенты могли сами сформулировать цели и задачи в решении профессиональных задач, а также выбрать средства их решения [9].

Наиболее важными особенностями являются те, которые предъявляются к организации учебных занятий в рамках технологии проблемного обучения. Данные особенности представлены несколькими этапами. Содержание темы разбивается на 3-4 логические части или содержательных блока. К каждой такой логической части формулируется проблемный вопрос.

Каждый проблемный вопрос на занятии звучит трижды, но с разной дидактической целью: актуализация знаний; осознание и осмысление учебной информации; закрепление новых знаний. На этапе закрепления из проблемного задания формируется репродуктивное, потому что ответ на вопрос студенты уже нашли на этапе осмысления учебного материала. Также на данном этапе у студентов происходит процесс запоминания логики решения проблемной профессиональной задачи.

Важно в одном из блоков предложить работу с наглядностью как источником информации. На этапе диагностического контроля педагог проверяет уровень умения решать проблемные профессиональные задачи, предлагая на выбор 2-3 задания [2].

Следующей технологией, которую мы рассмотрим, является игровая. А точнее мы рассмотрим особенности организации учебных занятий при изучении дисциплин профессионального модуля в рамках данной технологии.

Несомненно игровые технологии связаны с игровой формой организации учебных занятий, когда педагог взаимодействует с обучающимися через реализацию того или иного сюжета - игры, спектакли, делового общения. Но следует заметить, что образовательные задачи включаются в содержание игры. В учебном процессе применяют занимательные, деловые, ролевые игры [11].

Мы не можем оценить значение игровой технологии лишь как развлекательно - рекреативную возможность. В этом и заключается её особенность, что она имеет возможность переключиться в обучение, творчество, модель тех или иных человеческих отношений, модель определённой профессиональной деятельности, а также модель воспитания. И это всё может получится с помощью игры, несмотря на то, что первоначально она предназначалась для отдыха и развлечения [3].

В условиях современного образования, которое ставит в приоритет активизацию и интенсификацию образовательного процесса, игровая технология будет применяться в следующих случаях: как самостоятельная технология, которая используется для изучения учебного материала профессионального модуля.

В качестве составляющего элемента, метода более обширной технологии, но такой элемент может нести весьма существенное значение для организации учебного занятия; как технология фрагмента учебного занятия - введения, усвоения нового материала, закрепления, упражнения, контроля усвоенных знаний [10].

Организация учебных занятий в рамках игровых технологий требует соблюдение некоторых особенностей. Игра должна соответствовать целям учебного занятия. Также все обучающиеся должны понимать смысл, цели и условия игры, то есть она должна быть доступной. В то же время, применение игровых технологий на учебных занятиях должно быть умеренным [18].

Проанализировав научную и учебную литературу мы выделили следующие виды учебных занятий, в которых используются игровые технологии: ролевые игры; игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий; применение игры на этапах изучения нового материала, закрепления знаний, повторения и систематизации изученного материала; различные виды внеучебной работы [5].

Для того, чтобы стимулировать обучающихся к учебной деятельности в рамках игровой технологии применяют игровые приёмы и ситуации. Таким образом создаётся игровая форма учебного занятия. При организации учебных занятий профессионального модуля в рамках игровых технологий существуют некоторые особенности. Целью занятия выступает игровая задача, учебный процесс подчиняется правилам игры, учебный материал применяется как средство. В таком случае успех выполнения задания зависит от игрового результата [14].

Рассмотрим ещё некоторые особенности, которые предъявляются к разработке учебных занятий в рамках игровых технологий. При подготовке к учебному занятию педагогом разрабатывается план игры, инструкции, подготавливается материальное обеспечение. Данный этап связан с разработкой идеи игры, поэтому он занимает наибольшее время. Следует продумать сюжет игры так, чтобы присутствовал момент соревновательности [7].

На этапе проведения игры происходит постановка проблемы, озвучиваются условия, правила, инструкция, распределяются роли, формируются рабочие группы. Особое внимание здесь уделяется инструкциям, которые зачитываются педагогом на этапе подготовки. За соблюдением инструкций наблюдает либо педагог, либо студент со слабым уровнем освоения знаний, но он должен предлагать альтернативные решения и идеи по решению поставленной игровой задачи [6].

В процессе игры студенты, как правило, могут выполнять отдельные роли или работать в группах. Если педагог использует в игре групповую практическую работу, то можно применять мозговой штурм, работу с источниками. Обязательно при групповой работе в завершении игры должна присутствовать дискуссия между группами. Это может быть выступление групп, представление результатов, а также работа экспертов [13].

При организации учебных занятий профессионального модуля в рамках игровых технологий на завершающем этапе необходимо проводить анализ и обобщение, то есть вывод из игры, рефлексия игры, осуществление оценки и самооценки работы, а также формулировка выводов.

Подводя итоги студенты анализируют ход и результаты игры, соотносят игровую модель и реальность, а также оценивают их взаимодействие между собой в процессе учебно-профессиональной игры. Обучающимся следует осознать, что они узнали нового, чему научились и в чём польза от учебной игры для будущей профессиональной деятельности [10].

Технологии игрового обучения способствуют не только развитию познавательной активности обучающихся, но и формированию у них общепрофессиональных и универсальных компетенций. Таким образом они занимают важное место в образовательном процессе [8].

Третьей технологией, которую мы рассмотрим и особенности организации учебных занятий в рамках данной технологии является технология коллективного взаимообучения. Авторы технологии подразумевают её использование без наличия определённого уровня знаний и способностей. В диалог включаются все обучающиеся посредством применения формы динамических (меняющихся) пар, где студенты выступают либо обучающимися, либо педагогами поочередно [16].

Под технологией коллективного взаимообучения принято понимать, что это включение в учебный процесс естественного, привычного общения между людьми, то есть диалогических пар [3].

При организации учебных занятий профессионального модуля в рамках технологии коллективного взаимообучения следует учесть следующие особенности, которые заключаются в наличии определённых этапов подготовки. Данная технология включает подготовку учебного материала, ориентацию обучающихся и технологию ходу учебного занятия [7].

Особенности организации учебных занятий в рамках данной технологии заключаются также в том, что перед проведением учебного занятия следует глубоко продуманная подготовка. Она заключается в отборе учебных текстов, дополнительной и справочной литературы по теме; разделении учебного материала на единицы усвоения (смысловые абзацы); в разработке целевых заданий, в том числе и домашних [11].

Особенностью работы обучающихся на занятии является его разделение на два этапа. Первый этап -подготовительный, его цель состоит в том, чтобы сформировать необходимые общие умения и навыки. На ознакомительном этапе общим элементом является сообщение целей, усвоение правил. Способов учета результатов учения [15].

Коллективное взаимообучение осуществляется посредством включения каждого обучающегося в активную деятельность по обучению других обучающихся [17].

Обучающимся, в рамках технологий коллективного взаимообучения, также необходимо приобрести определённые навыки такие, как чтение вполголоса, но так, чтобы другие студенты его понимали. Объяснять материал также вполголоса, но чётко. Важно научиться внимательно слушать партнёров по группе и задавать вопросы только по существу и по теме [11].

Выделим ещё одну особенность организации учебных занятий в рамках технологии коллективного взаимообучения, которая выражается в необходимости научиться педагогу слушать и слышать несколько пар одновременно, а также направлять работу отдельных обучающихся. Такая необходимость возникает из того, что обучающиеся в парах обсуждают задание, объясняют необходимый материал, в аудитории становится шумно [7].

Из перечисленного выше вытекают задачи обучающихся. Им необходимо научиться работать в шуме, регулировать громкость голоса, но при этом партнёры должны его слышать, учиться слушать и слышать других обучающихся группы [14].

При такой организации учебных занятий у обучающихся вырабатываются навыки делового общения, происходит усвоение нового материала, формируются необходимые компетенции [18].

При коллективном взаимообучении меняется структура организации работы, система взаимоотношений учащихся с преподавателями и между собой. Этот способ организации обучения даёт возможность не только работать каждому в своём темпе, но и почувствовать себя в чём-то сильным, способным, участливым, необходимым другим, так как при этой системе каждый обучает каждого, каждый помогает каждому, обучающиеся лучше узнают друг друга.

Выводы. В современной системе образования возрастает необходимость применения различных образовательных технологий для формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся.

Мы считаем, что интерактивные технологии обучения дают возможность не только поднять интерес к изучаемому предмету, но и обучить работе с различными источниками знаний. Тем самым повышается эффективность образования.

Для того, чтобы правильно составить учебные занятия профессионального модуля в рамках той или иной интерактивной технологии, необходимо знать особенности применения данных технологий.

Общей особенностью интерактивных технологий обучения при изучении дисциплин профессионального модуля является изменение функций педагога и обучающихся. Студентам предоставляется большая самостоятельность в поиске и изучении необходимого материала.

Можно сказать, что учитывая особенности технологий интерактивного обучения формируются как теоретические знания, так и практические навыки у обучающихся.

Литература:

1. Алешугина Е.А., Кутепова Л.И., Белоусова Г.А. Технологии организации контактной самостоятельной работы в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 253-255.

2. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. Под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 59 с.

3. Блинов В.И. Образовательный процесс в профессиональном образовании: учебное пособие для вузов / В.И. Блинов [и др.]; под общей редакцией В.И. Блинова. - Москва: Издательство Юрайт, 2018.

4. Вишневская Г.В. Технологический подход в педагогическом процессе высшей профессиональной школы // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2008. №6 (10). С. 235-239

5. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2

6. Гладков А.В., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Современные педагогические технологии как средство повышения учебной мотивации // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 274-276.

7. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - В 2-хкнигах. - Книга 1. -Челябинск, ЧГПУ. 2012. 411 с.

8. Игна О.Н. Признаки тенденции технологизации в отечественном языковом образовании // Язык и культура. 2013. №3 (23).

9. Кутепов М.М., Иляшенко Л.К., Морозов Д.Л. Технологии организации учебного процесса с использованием онлайн-курса // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 230-232.

10. Кларин М.В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения // Сов. педагогика, 1984, №4, С. 117-122.

11. Костылев Д.С., Кутепова Л.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 190-192.

12. Муравьева Г.Е. Проектирование технологий обучения: Учеб. пособие для студентов и преподавателей пед. вузов, слушателей и преподавателей курсов повышения квалификации учителей / Г.Е. Муравьева. - Иваново, 2001. 123 с.

13. Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И. Педагогические технологии развития мышления. - Казань, 1993

14. Одарич И.Н. Проектная деятельность в образовательном процессе вуза // Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 18-21.

15. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С. 9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9

16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии DOC: учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

17. Санько А.М. Технологизация высшего образования // Вестник СамГУ. 2014. №5 (116).

18. Юрина В.М., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология педагогической поддержки в профессиональном образовании // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2 (36). С. 121-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.