Научная статья на тему 'ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Уракова Екатерина Андреевна, Глазова Виктория Олеговна

В статье рассматривается система дополнительного образования как фактор непрерывного формирования и развития личности педагога профессионального обучения. Обучение педагога профессионального обучения по дополнительные образовательные программам необходимо для поддержания эффективной и качественной его профессиональной деятельности. В процессе обучения в системе дополнительного профессионального образования происходит целенаправленное формирование профессиональных компетенций специалиста с учетом специфики его профессиональной подготовки, а также требований профессионально-ориентированной деятельности к личности. Формирование профессионально-значимых качеств педагога профессионального обучения является основой процесса профессионального развития его личности. Профессионально-значимые качества личности педагога выражаются через целостную и лаконичную структуру его профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Уракова Екатерина Андреевна, Глазова Виктория Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF A TEACHER OF VOCATIONAL TRAINING

The article considers the system of additional education as a factor in the continuous formation and development of the personality of a teacher of vocational training. Training a vocational teacher in additional educational programs is necessary to maintain effective and high-quality professional activities. In the process of learning in the system of additional professional education, the purposeful formation of professional competencies of a specialist takes place, taking into account the specifics of his professional training, as well as the requirements of professionally oriented activities for the individual. The formation of professionally significant qualities of a teacher of vocational training is the basis of the process of professional development of his personality. Professionally significant qualities of a teacher's personality are expressed through a holistic and concise structure of his professional activity.

Текст научной работы на тему «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Глазова Виктория Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается система дополнительного образования как фактор непрерывного формирования и развития личности педагога профессионального обучения. Обучение педагога профессионального обучения по дополнительные образовательные программам необходимо для поддержания эффективной и качественной его профессиональной деятельности. В процессе обучения в системе дополнительного профессионального образования происходит целенаправленное формирование профессиональных компетенций специалиста с учетом специфики его профессиональной подготовки, а также требований профессионально-ориентированной деятельности к личности. Формирование профессионально-значимых качеств педагога профессионального обучения является основой процесса профессионального развития его личности. Профессионально-значимые качества личности педагога выражаются через целостную и лаконичную структуру его профессиональной деятельности.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, личность педагога, профессиональное обучение, образовательный процесс, образование.

Annotation. The article considers the system of additional education as a factor in the continuous formation and development of the personality of a teacher of vocational training. Training a vocational teacher in additional educational programs is necessary to maintain effective and high-quality professional activities. In the process of learning in the system of additional professional education, the purposeful formation of professional competencies of a specialist takes place, taking into account the specifics of his professional training, as well as the requirements of professionally oriented activities for the individual. The formation of professionally significant qualities of a teacher of vocational training is the basis of the process of professional development of his personality. Professionally significant qualities of a teacher's personality are expressed through a holistic and concise structure of his professional activity.

Key words: additional professional education, the personality of the teacher, vocational training, educational process, education.

Введение. Профессиональное развитие личности педагога становится возможным благодаря планомерной организации процессов формирования профессионально значимых качеств. Причем последние формируют цельную и емкую структуру, отражающую будущую направленность профессиональной деятельности. Формирование личности педагога - это достаточно сложный процесс, основанный на комплексном влиянии социальной среды на внутренние личностные установки. Вместе с тем, базовыми качествами педагога профессионального обучения становятся:

- способность к самоконтролю и ориентация на непрерывное самосовершенствование;

- аналитический склад ума, готовность постоянно анализировать поставленные цели и задачи;

- коммуникативная готовность в рамках профессиональной деятельности;

- прогностический характер построения индивидуальной траектории развития.

Цель статьи - рассмотреть систему дополнительного профессионального образования как фактор, влияющий на развитие личности педагога профессионального обучения.

Изложение основного материала статьи. Дополнительное профессиональное образование - это один из уровней образовательной системы России, являющийся дополнительным звеном в системе как высшего, так и среднего профессионального образования. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение профессиональных и образовательных потребностей. Требования к получению педагогами дополнительного профессионального образования обусловлены [4]:

- непрерывным взаимодействием педагога с обучающимися в образовательном процессе;

- требованиями профессиональных стандартов и иными НПА;

- требованиями руководства и т.д.

Дополнительное профессиональное образование нацелено на решение следующих задач:

- повышение уровня компетентности педагога профессионального обучения. Компетентность педагога профессионального обучения влияет на подачу материала обучающимся, применение им каких-либо методов и средств в процессе обучения, поэтому образовательной организации необходимо содействовать повышению уровня компетентности своим педагогам;

- актуализацию профессионально-личностного потенциала. Профессионально-личностный потенциал педагога познается в процессе обучения, и за его пределами. Сферы, которым педагог уделяет внимание обусловлены его интересами, и выражением своих желаний;

- профессиональное развитие личности. Развитие личности - непрерывный процесс, требующий особого внимания. Развитая личность всегда находится в движении и нацелена на достижение поставленных целей и задач;

- развитие компетенций и метапрофессиональных качеств. Развитие компетенций и метапрофессиональных качеств -процесс долгий, но полезный для всех педагогов, они способны пригодиться не только в сфере образования, но и во всех сферах жизни педагога. Иными словами, такое развитие меняет мировоззрение педагога и улучшает его внутреннее состояние, налаживает гармонию с самим собой, что является необходимым фактором при получении дополнительного профессионального образования.

На современном этапе обучение в системе дополнительного профессионального образования реализуется в процессе освоения обучающимися дополнительных профессиональных программ, среди которых выделяются программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки. Изучение дополнительных профессиональных программ становится возможным для ограниченного числа лиц, среди которых:

1. Абитуриенты с оконченным средним и/или высшим профессиональным образованием.

2. Лица в настоящий момент проходящие обучение по пограммам среднего и/или высшего профессионального образования.

Подчернем, что программа повышения квалификации ориентирована на расширение профессиональных компетенций специалиста или повышение уровня компетентности в рамках текущей квалификации обучающегося.

Характерной отличительной чертой профессиональной переподготовки становится освоение нового направления обучения, приобретение нового вида деятельности и/или квалификации.

Содержание дополнительной профессиональной программы проектируется с учетом самой программы обучения и ее специфияеских особенностей, а также на основании прочих аспектов, например, запросов работодателя, потребностей самого обучающегося, исходя из инициативы которых осуществляется реализация ДПО.

Возможными становятся также два формата обучения по ДПО: непрерывное единовременное и дискретное поэтапное. В случае первого программа осваивается непрерывно. В случае второго, строится в системе отлельных предметов, курсов, дисциплин и модулей, практик, сетевых форм и многих других, совокупно образующих основы реализации ДПО в соответствии с установленной программой и заключённым договором об образовании.

Деятельность педагога профессионального обучения направлена на получение знаний обучающимися, а также овладению ими умений и навыков и формирование у них компетенций [3].

Развитие личности педагога является обязательным процессом для него как человека в целом. Любому человеку необходимо саморазвитие для того, чтобы не стоять на месте, двигаться в направлении достижения своих целей. Для педагога развитие личности особенно важно, поскольку его духовная составляющая должна быть полностью в гармонии самим с собой.

Придавая значимость дополнительному профессиональному развитию личности в процессе развития личности педагога, также стоит отметить, что выявление изменений изначально приходят на обучающихся, педагог лишь опираясь в дальнейшем на свой проведенный учебный процесс, замечает разницу и констатирует в себе что-то новое. Видение в себе изменений дает мотивацию двигаться дальше.

В системе дополнительного профессионального образования формируется позиция преподавателя как субъекта, а именно через своё личностное восприятие, профессиональный опыт и т.д. [6].

Дополнительное профессиональное образование действительно способно раскрыть педагога, при этом нет точной уверенности в том, что человек развивает себя как личность педагога, иногда дополнительное профессиональное образование помогает осознать свое призвание к нечто иному [5].

Для педагога развитие его профессиональной личности является основополагающим фактором и имеет особое значение, поскольку происходит регулярное развитие профессионального образования, его цифровизация, интеграция и т.д.

Итак, основными достоинствами дополнительного профессионального образования как фактора развития личности педагога являются:

1. Обретение педагогом заинтересованности и мотивации в образовательном процессе.

2. Получение опыта.

3. Достижение поставленных педагогом целей перед началом учебного процесса.

4. Актуализация теоретических и практических основ в системе профессиональной деятельности.

5. Понимание и верное установление характерных тенденций развития профессиональной деятельности.

Таким образом, можно подчеркнуть, что система дополнительного профессионального образования оказывает важнейшее влияние на формирование личности педагога. ДПО предоставляет возможность участия в системе непрерывного образования, что делает более эффективным профессиональное продвижение и саморазвитие педагога на пути к профессиональному успеху.

Вместе с тем, стоит понимать, что педагогическая деятельность сама по себе является сложной и комплексной, требует достаточно широких знаний, наличия профессиональной готовности и соотвествующих умений, совокупно нацеленных на обеспечение максимальной эффективности образовательного процесса. Результатом обучения педагога в системе ДПО становится качественная профессионализация, саморазвитие, творческая готовность. Кроме того, особую значимость в системе ДПО приобретают вопросы актуализации профессиональных знаний, умений и навыков, формирование тех компетенций, которые способствуют развитию не только на профессиональном, но и на личностном уровне [1].

Дополнительное профессиональное образование как фактор развития личности педагога профессионального обучения нацелено на [8]:

- создание оптимальных условий для качественного усвоения материала;

- формирования интереса обучающихся к процессу обучения;

- повышение учебной активности обучающихся;

- развитие личностного творческого потенциала, способности к нестандартным подходам и решениям;

- активизация исследовательского направления деятельности обучающихся;

- освоение инновационных технологий обучения;

- формирование личности, способной успешно адаптироваться в обществе и т.д.

Личностно-ориентированное обучение - это обучение, способствующее формированию гражданской позиции, ответственности, самостоятельности, целеустремленности через кооперацию, коммуникацию, организацию и самовыражение [7].

Развитие личности педагога - это непрерывный процесс, который обусловлен его внутренним состоянием и ощущением себя, как педагога, прежде всего.

Выводы. Таким образом, система дополнительного образования рассматривается как фактор непрерывного формирования и развития личности педагога профессионального обучения. Обучение педагога профессионального обучения по дополнительные образовательные программам необходимо для поддержания эффективной и качественной его профессиональной деятельности. В процессе обучения в системе дополнительного профессионального образования происходит целенаправленное формирование профессиональных компетенций специалиста с учетом специфики его профессиональной подготовки, а также требований профессионально-ориентированной деятельности к личности. Через систему дополнительного профессионального образования у а профессионального обучения формируется мотивационная деятельность, актуализируются его знания, умения и навыки в профессиональной сфере, происходит определение тенденций развития его профессиональной деятельности и т.д.

Литература:

1. Александров, Е.П. Дополнительное профессиональное образование как фактор развития личности и профессиональной компетентности специалиста / Е.П. Александров, Т.Б. Бабаева // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2018. - № 2(28). - С. 104-109

2. Гусинский, Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода / Э.Н. Гусинский. - М.: Школа, 1994. - С. 115.

3. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996. - С. 217.

4. Маркова, С.М. Технология повышения квалификации педагогов профессионального обучения / С.М. Маркова, М.Н. Уракова // Евразийский образовательный диалог. Материалы международного форума. - Ярославль: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области "Институт развития образования", 2021. - С. 418-422

5. Михайлов, Ф.Т. Самоопределение культуры. Философский поиск / Ф.Т. Михайлов. - М.: ИНДРИК, 2003. - С. 272.

6. Морозова, О.П. Система дополнительного профессионального образования как фактор личностно-профессионального развития вузовского педагога / О.П. Морозова // Экономика Профессия Бизнес. - 2016. - С. 106-111

7. Перевощикова, Е.Н. Образовательные результаты в подготовке будущего педагога и средства оценки их достижения / Е.Н. Перевощикова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 1(38). - DOI 10.26795/23071281-2022-10-3

8. Уракова, Е.А. Методическая деятельность педагога профессионального обучения / Е.А. Уракова, П.А. Грашина, А.Н. Сидоров // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-2. - С. 261-264

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВЕДУЩАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проектная технология неразрывно связанная с практической подготовкой, стимулированием самостоятельной познавательной активности, воспроизводством деятельностью. Под проектной технологией стоит понимать взаимоорганизованную деятельность педагога и обучающегося, построенную на личностно-ориентированном подходе к обучению, предполагающую развитие самостоятельности, инициативности, креативности и исследовательской активности обучающихся в процессе последовательного выполнения проектов и соответствующих им задач. В процессе реализации проектной технологии обучения, обучающиеся воспроизводят конкретный продукт, который становится наглядной демонстрацией труда обучающихся, их умственной деятельности, нацеленный на удовлетворение потребностей в получении чувства успеха. В основу проекта закладывается конкретизированная и направленная, конкретно сформулированная, социально значимая и практико-ориентированная проблема, которая должна быть исследуемой, практической и информационной.

Ключевые слова: проектная деятельность, проектная технология, проектное обучение, педагогическая деятельность.

Annotation. The article deals with the design technology, which is inextricably linked with practical training, stimulation of independent cognitive activity, reproduction by activity. Project technology should be understood as the mutually organized activities of a teacher and a student, built on a student-centered approach to learning, involving the development of independence, initiative, creativity and research activity of students in the process of sequential implementation of projects and their corresponding tasks. In the process of implementing the project learning technology, students reproduce a specific product, which becomes a clear demonstration of the work of students, their mental activity, aimed at satisfying the needs for obtaining a sense of success. The project is based on a concretized and directed, specifically formulated, socially significant and practice-oriented problem, which should be researched, practical and informational.

Key words: project activity, project technology, project training, pedagogical activity.

Введение. Развитие института образования - это сложный многоаспектный и комплексный процесс, предусматривающий постановку многоуровневой системы целей. В рамках концепции модернизации российского образования, в качестве основополагающих и определяющих качество целевых ориентаций выступают такие подзадачи, как развитие аспектов самостоятельной работы, самоорганизации обучающихся, непрерывной и сознательной деятельности, содействию и сотрудничеству. Достижение данных предполагаемых результатов обучения неразрывно связано с внедрением в педагогический процесс технологий обучения; в качестве одной из числа ведущих и системообразующих сегодня выступает технология проектного обучения.

Целью статьи является теоретическое обоснование проектной технологии и определение её целевых векторов и этапов.

Изложение основного материала статьи. Актуальность проектировочной деятельности будущего специалиста неразрывно связана с тем, что её формирование становится возможной за счет внедрения технологии проектного обучения, позволяющей создать условия самоорганизации обучающегося в рамках каждого из уровней системы образования. Наряду с этим, проектирование в качестве одного из компонентов рассматривает аспекты социокультурного проектирование, которое непосредственно связано с развитием аналитических и организационно-управленческих способностей, ведущих к систематическому и эффективному их воспроизводству в деятельности, при выполнении профессиональных функций и задач. Проектные технологии с этой позиции в целом являются способом подготовки высоко конкурентного и способного специалиста.

Целевые ориентации проектной технологии неразрывно связаны с практической подготовкой, стимулированием самостоятельной познавательной активности, воспроизводством деятельности. Кроме того, проектная технология строится на достижении качественных личностных результатов, в лице главенствующего среди которых выступает овладение обучающимися алгоритмическими формами и представлениями в области выполнения проектных работ. Причем последние тесно соотносятся с возможностями стимулирования познавательного интереса, а также развития самостоятельности, социализации, привития умений выступать и отстаивать собственную точку зрения, самоорганизовываться при выполнении подзадач, формирующих проектную деятельности, творчески подходит к реализации исследовательских и предметно-продуктивных задач.

Проектная технология обучения ориентируется на достижение целой системы целей:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.