Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Уракова Екатерина Андреевна, Михайленко Дмитрий Михайлович

В статье раскрываются возможности формирования профессионально важных качеств личности студентов вузов. Обозначаются особенности влияния профессионально важных качеств на будущую профессионально-трудовую деятельность выпускников. Выделяются этапы формирования профессионально важных качеств с учетом освоения универсальных компетенций. Статья носит рекомендательный характер по целенаправленному развитию профессиональных свойств личности. Подчеркивается важность профессиональных качеств личности студента в период обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Уракова Екатерина Андреевна, Михайленко Дмитрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS FOR FORMING PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF UNIVERSITY STUDENTS

The article reveals the possibilities of forming professionally important personality traits of university students. The features of the influence of professionally important qualities on the future professional and labor activity of graduates are indicated. The stages of the formation of professionally important qualities are highlighted, taking into account the development of universal competencies. The article is of a recommendatory nature on the purposeful development of professional personality traits. The importance of the professional qualities of the student's personality during the period of study at the university is emphasized.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

магистрант Михайленко Дмитрий Михайлович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье раскрываются возможности формирования профессионально важных качеств личности студентов вузов. Обозначаются особенности влияния профессионально важных качеств на будущую профессионально-трудовую деятельность выпускников. Выделяются этапы формирования профессионально важных качеств с учетом освоения универсальных компетенций. Статья носит рекомендательный характер по целенаправленному развитию профессиональных свойств личности. Подчеркивается важность профессиональных качеств личности студента в период обучения в вузе.

Ключевые слова: личностные качества, профессиональная деятельность, индивидуальные качества субъекта деятельности, профессионализм личности, профессиональное обучение.

An^tatton. The article reveals the possibilities of forming professionally important personality traits of university students. The features of the influence of professionally important qualities on the future professional and labor activity of graduates are indicated. The stages of the formation of professionally important qualities are highlighted, taking into account the development of universal competencies. The article is of a recommendatory nature on the purposeful development of professional personality traits. The importance of the professional qualities of the student's personality during the period of study at the university is emphasized.

Keywords: personal qualities, professional activity, individual qualities of the subject of activity, personal professionalism, vocational training.

Введение. Профессиональная подготовка студента в вузе - процесс актуальный и непременно учитывает комплекс полученных знаний и навыков. Учебно-педагогический процесс высшего образования построен с учетом современных педагогических технологий и новейших технологических программ обучения, ориентированных на повышение уровня профессиональных знаний и развития профессионально важных качеств студента-профессионала.

Профессиональное самоопределение студента на прямую зависит от сформированных личностных качеств обучающегося, необходимых для будущей трудовой деятельности. Индивидуальные особенности личности определяют уровень успешности обучения в учебном заведении, формируют профессиональную направленность.

Профориентационные возможности образовательной организации способствуют правильному вектору формирования профессиональных личностных качеств студента. Не всегда учитываются психологические особенности личности при поступлении в вуз, но они также влияют на развитие необходимых профессиональных качеств будущих специалистов. Учитывая эти факторы, под профессионально важными качествами будем понимать индивидуально-личностные особенности и способности субъекта профессиональной деятельности, влияющие на практико-деятельностную основу профессии.

Формулировка цели статьи - теоретически обосновать и разработать модели формирования профессионально важных качеств личности студента вуза.

Изложение основного материала статьи. Многих исследователей интересует проблема формирования личности в процессе обучения. Профессиональная подготовка в вузе ориентирует личность студента на становление его как профессионала в конкретной деятельности. На владение профессиональными компетенциями.

На сегодняшний день такое становление личности профессионала осуществляется в двух направлениях. Первое включает в себя достаточное количество научных работ, которые в основном направлены на изучение конкретных специфических индивидуально психологических особенностей личности, обучающихся в процессе профессиональной деятельности. Такое направление обусловлено необходимостью углубленного изучения одной или несколько черт личности студента. Этот подход позволяет не исследовать личность целиком, разработать методики, направленные на диагностику специфических конкретных черт личности и их составляющих. Метод наблюдения осуществляет проявления одного свойства личности более подробно в профессиональной деятельности, а также как процесс и результат труда влияют на его формирование.

Чаще всего исследования этого направления посвящены одному конкретному виду профессиональной деятельности, определяя его через запросы работодателей, практической деятельности, самого обучающегося. Как правило в этом случае берется в расчет уже имеющиеся профессионально важные качества личности студента, а также концептуальные основы их формирования. Более тщательное внимание к конкретным свойствам и качествам дает возможность определить рекомендации по целенаправленному формированию данного качества в профессиональной деятельности. Необходимо обозначить, что комплекс профессионально важных качеств должен быть специфичен для каждого вида деятельности.

Второе направление включает в себя комплексное исследование личности, предполагающее рассматривать целостный комплекс профессионально важных качеств, их взаимосвязь и взаимовлияние в процессе профессионально-трудовой деятельности [3]. Важно изучить комплексную систему качеств личности студента для рассмотрение психологических основ профессии. Тогда возникает потребность в целесообразности синтетического подхода к исследованию личности профессионала. В данном случае необходимо многообразие характерологического описания свойств, которое позволяет оценить целостную личность профессионала.

В отечественной психологии необходимость синтетического подхода отмечалось в практической деятельности. В зарубежной психологии отдается предпочтение теоретическим исследованиям. В этом случае мы наблюдаем переход от аналитического подхода изучения индивидуальности студента к личностному подходу [6, 7].

Личностный подход прежде всего изучает основные пути профессионального становления будущего специалиста через развитие личностных качеств и учет индивидуальных особенностей. Такой подход обеспечивает формирование ряда универсальных качеств личности, выступающие как профессионально важные практически для всех видов профессиональной деятельности. Как правило к ним относятся: самооценка, самоконтроль, эмоциональная устойчивость, тревожность.

Изучая практический отечественный опыт исследования личности можно выделить несколько моделей формирования профессионально важных качеств личности студента в образовательных организациях [1].

Модель 1. Формирование профессионально важных качеств в специально выделенной учебной дисциплине учебного плана основных образовательных программ высшего образования.

Как правило такие дисциплины ведутся на первом курсе обучения и реализуются в самом начале образовательной программы. Это могут быть курсы по выбору обучающегося, спецкурсы, адаптационные курсы, факультативные курсы, мастер-классы, тренинги, внеучебные мероприятия.

Кроме этого, учебная дисциплина «Введение в профессию» является обязательной и сочетается с практикой, направлена на формирование профессионально важных качеств - коммуникативность, сотрудничество.

Модель 2. Формирование профессионально важных качеств в процессе учебно-воспитательной деятельности вуза, включающей освоение практически всех учебных дисциплин, курсов, профессиональных модулей основных образовательных программ.

В рамках этого модуля формированием профессионально важных качеств занимаются педагоги общепрофессионального и профессионального цикла основных образовательных программ. Зачастую эти преподаватели отвечают за формирование профессиональных компетенций в соответствие с ФГОС ВО [3].

Профессионально-личностные качества на таких учебных дисциплинах обеспечивают развитие личности для эффективной трудовой деятельности. Важно отметить принадлежность этих качеств к формированию профессиональной этики и профессиональной культуры работника.

Модель 3. Формирование профессионально важных качеств в условиях внеаудиторной работы, в том числе дополнительного образования в системе высшего образования.

Система профессионального воспитания не только обеспечивает формирование профессионально важных качеств студента, но и развивает профессиональную культуру, формирует профессиональные компетенции. В результате учебно-профессиональный процесс вуза представляет собой сложную непрерывную структуру целеполагания, что расширяет границы педагогической деятельности. Высшее учебное заведение делает акцент на социально-воспитательной сфере студенческой молодежи, происходят кардинальные изменения профессионально-воспитательной среды, развиваются студенческие объединения и организации. Поскольку задачи формирования профессионально важных качеств студентов переплетаются с психолого-педагогическими задачи обучения, то важно объединить студентов в неформальной обстановке: волонтерство и социальное проектирование, студенческое самоуправление, культура и творчество, конкурсы профессионального мастерства, научные конференции.

Для этого разрабатывается организационно-педагогические условия, которое обеспечивают результативность развитие системы профессионально важных качеств студентов [4]:

- создание объединённого совета обучающихся, способствующий развитию самостоятельной ответственной совместной деятельности и обеспечивающий развитие эффективных форм межличностного взаимодействия студенческой молодежи вуза;

- совершенствование деятельности профсоюзной организации университета, включающая в себя защиту социальных прав и гарантий студентов; реализацию оздоровления и отдыха студентов; организацию культурно-творческих мероприятий; организацию спортивно-оздоровительных мероприятий; развитие студенческого самоуправления;

- развитие студенческой инновационной деятельности и технического творчества, обеспечивающая стимулирование инициативы студентов в решении социально значимых проблем в образовании, создание условий для творческой самореализации и гражданского становления студенческой молодежи;

- создание специального социально-методического пространства для закрепления и развития профессионально-методических навыков и умений; получения знаний о современных подходах к преподаванию; формирования мотивации к будущей преподавательской деятельности; активизации творческого потенциала личности педагога; развития исследовательской и проектной деятельности будущего педагога.

Модель 4. Формирование профессионально важных качеств в условиях практико-ориентированной деятельностной интеграции обучения студентов вуза.

Деятельностный подход к образовательному процессу вуза предполагает создание специфической инфраструктуры для реализации как академических теоретических компетенций, так и профессиональных, метапрофессиональных компетенций [5]. Такое пространство обеспечивает моделирование в учебном процессе различных форм взаимодействия и сотрудничества. К ним относятся различного рода групповые и коллективные действия молодых специалистов: ролевые и деловые игры, моделирование профессиональных ситуаций, бизнес-центры, тренажерные компьютерные стимуляторы, сетевые образовательные программы.

Важная роль и существенное влияние на формирование профессионально важных качеств личности студента оказывает самооценка. Нейродинамические особенности проявления личности определяют показатели нервной системы человека, а именно уровень самооценки [2]. Успешная профессиональная деятельность во многом зависит от степени выраженности адекватных и неадекватных реакций. В период профессиональной подготовки формируются первичные личностные качества, необходимые для обучения в вузе. По мере роста профессионализма на первое место выходят умения оценивать свои возможности и грамотно их применять, регулируется эмоциональный компонент в различных экстремальных и нестандартных условиях.

Развитие самооценки профессионально важных качеств у студентов вуза является одним из значимых факторов профессиональной коррекции и самосовершенствования. Этот процесс включает в себя самовоспитание, определение себя как субъекта деятельности, проявление индивидуально-типологических особенностей на практике.

Необходимо упомянуть структурности формирования профессионально важных качеств личности студентов, определяющей мотивы профессионального труда, профессионально-ценностные ориентации, профессионально-личностные установки. Также структурность дает возможность оценивать специальные профессиональные способности, способности профессионального роста, профессионально-личностные возможности, выбор профессии.

Выводы. Профессионально важные качества - это особенное формирование индивидуальности личности студента, своеобразная подготовка к будущей профессиональной деятельности. Определённо можно сказать, что формирование профессионально важных качеств обеспечивает универсальный набор личностно-профессиональных свойств, характеризующих профессиональную пригодность будущего специалиста.

Результаты и эффективность профессиональной деятельности также зависит от двух факторов: качественная организация формирования профессионально важных качеств специалиста в вузе и профессиональная мотивация, отношение к трудовым обязанностям, самоорганизация самого студента-профессионала.

Целенаправленная профессиональная подготовка специалистов непосредственно влияет на успешность трудовых операций будущего работника-практика. Учет индивидуальных особенностей и психологических характеристик также обеспечивает профессиональную готовность к деятельности.

Литература:

1. Альтбах Ф.Дж. Глобальные перспективы высшего образования. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018. - 630 с.

2. Козырева О.А. Педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника // Вестник Мининского университета. - 2020. - Том 8, № 2. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-1

3. Мухаметзянова Ф.Г. Субъектность студента педвуза: теория и практика [Текст]: дис... д-ра пед. наук / Ф.Г. Мухаметзянова. - Елабуга, 2002. - 382 с.

4. Пономаренко Н.Г. Повышение профессионального мастерства педагогов. Из опыта работы МО учителей начальной школы / Н.Г. Пономаренко. - М.: Учитель, 2020. - 557 с.

5. Сергеев С.Е. Исследование сформированности профессионально важных качеств психолога, необходимых для ресоциализации подростков, подвергшихся религиозно-экстремистскому воздействию // Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9, № 1. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-9.

6. Татур Ю.Г. Как повысить объективность измерения и оценки результатов образования // Высшее образование в России. - 2010. - № 5. - С. 5-12.

7. Фролова С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях // Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9, № 2. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-4.

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Краева Ирина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье рассматривается подготовка высококвалифицированного специалиста с применением компетентностного подхода к обучению. Развитие личности и способность разрешать всевозможные практические задачи наблюдается у будущих специалистов, в обучении которых применяется компетентностный подход. Компетентностный подход предполагает усвоение и овладение обучающимися в комплексе знаний, умений и навыков, а также формирование у будущих специалистов профессиональных компетенций. К базовый категориям компетентностного подхода относят понятия «компетентность» и «компетенция». «Компетенция» - это социальная характеристика подхода, а «компетенстность» - личная. Компетентностный подход ориентирован на достижение достаточно высокого уровня знаний, практического опыта, который необходим в профессиональной деятельности и общении в различных областях и сферах. Выделяют общекультурные, универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Ключевые слова: профессиональное образование, компетенсностный подход, педагогический процесс, высокомпетентностный специалист, образование, компетенции.

Annotation. The article says preparation highly qualified specialist using a competency-based approach to training. Personality development and the ability to solve all sorts of practical problems is observed in future specialists, in whose training a competence-based approach is used. The competence-based approach involves the assimilation and mastery of students in a complex of knowledge, skills and abilities, as well as the formation of professional competencies in future specialists. The basic categories of the competence-based approach include the concepts of "competence" and "competence". "Competence" is a social characteristic of the approach, and "competence" is a personal one. The competence-based approach is focused on achieving a sufficiently high level of knowledge, which is necessary in professional activity and communication in various fields and spheres. Allocate general cultural, universal, general professional and professional competencies.

Keywords: professional education, competence-based approach, pedagogical process, highly competent specialist, education, competencies.

Введение. Социальное становление и самоопределение личности будущих специалистов является одной из важнейших задач профессионального образования. Соотнесение интересов и возможностей личности обучающегося с интересами общества и государства оказывает значимое влияние на формирование механизма самоопределения личности будущего специалиста посредством построения предметного содержания профессионального образования.

Целью статьи является теоретическое обоснование компетенстностного подхода, выявление его особенностей и сущности.

Изложение основного материала статьи. В основе профессионального образования находится теоретическая и практическая подготовка высококвалифицированного специалиста профессионального образования. В условиях внедрения современного образования и профессиональных стандартов, а также нового развития профессионального образования делают необходимым непрерывное повышение качества образования. Образование терпит различные реформирования, в процессе которых применяются разнообразные подходы к обучению, что обеспечивает высокое качество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.