Научная статья на тему 'Влияние личности преподавателя на качество профессиональной подготовки студентов вуза'

Влияние личности преподавателя на качество профессиональной подготовки студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1048
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА / PERSONALITY OF THE TEACHER / VOCATIONAL TRAINING / QUALITY OF EDUCATION / PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Грашина Полина Алексеевна, Деулина Екатерина Александровна

В статье рассматривается актуальная проблема взаимосвязи профессиональной подготовки и личностных качеств преподавателя и качество образования, получаемого студентами вуза. Отражены психологические аспекты педагогической деятельности, педагогические технологии, необходимые для эффективного формирования и развития компетенций студентов. Выделены специфические особенности влияния личности преподавателя на образовательную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Грашина Полина Алексеевна, Деулина Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE TEACHER''S PERSONALITY ON THE QUALITY OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS

The article deals with the actual problem of the relationship between vocational training and the personal qualities of the teacher and the quality of education received by the university students. The psychological aspects of pedagogical activity, pedagogical technologies necessary for the effective formation and development of students' competences are reflected. Specific features of the influence of the teacher's personality on the educational environment are singled out.

Текст научной работы на тему «Влияние личности преподавателя на качество профессиональной подготовки студентов вуза»

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент Грашина Полина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент Деулина Екатерина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема взаимосвязи профессиональной подготовки и личностных качеств преподавателя и качество образования, получаемого студентами вуза. Отражены психологические аспекты педагогической деятельности, педагогические технологии, необходимые для эффективного формирования и развития компетенций студентов. Выделены специфические особенности влияния личности преподавателя на образовательную среду.

Ключевые слова: личность преподавателя, профессиональная подготовка, качество образования, профессионально-личностные качества педагога.

An^tatton. The article deals with the actual problem of the relationship between vocational training and the personal qualities of the teacher and the quality of education received by the university students. The psychological aspects of pedagogical activity, pedagogical technologies necessary for the effective formation and development of students' competences are reflected. Specific features of the influence of the teacher's personality on the educational environment are singled out.

Keywords: the personality of the teacher, vocational training, the quality of education, the professional and personal qualities of the teacher.

Введение. Обеспечение качества профессиональной подготовки студентов вузов в соответствии с требованиями работодателей обязательно связано с профессиональной компетентностью преподавателей, которая поддерживается регулярным повышением квалификации. Качество образования определяется как результат образовательного процесса. Кроме того, по этим результатам судят о состоянии и статусе высшего образования, о соответствии качества образования потребностям и ожиданиям общества.

Качественное образование педагогов профессионального обучения должно обеспечивать развитие и формирование профессиональных компетенций личности будущего педагога. Научно-образовательная среда вуза становится одним из ключевых факторов улучшения качества образования. Создание творческой атмосферы в процессе обучения вместе с новыми информационными возможностями преобразует процесс передачи знаний, может обеспечить формирование по-настоящему разносторонних и компетентных специалистов для современного педагогического образования в России.

От уровня профессиональной и психолого-педагогической компетентности каждого преподавателя педагогического вуза, его образованности, творческих находок, психологической прозорливости и умения эффективно работать «в команде» зависит многое: качество подготовки студентов по соответствующей учебной дисциплине, качество профессиональной подготовки студентов в целом, их способность и готовность к выполнению инновационной профессиональной деятельности.

Формулировка цели статьи - раскрыть и теоретически обосновать, систематизировать профессионально-личностные качества преподавателя, влияющие на качество профессиональной подготовки студентов вуза.

Изложение основного материала статьи. Моральный облик преподавателя имеет такое же значение, как и его профессиональная подготовка, он проявляется в его гуманности и отзывчивости к потребностям и интересам других, в его поступках в смысле сотрудничества и коллективной солидарности, в честности и справедливости, в доброжелательности и готовности оказать помощь нуждающимся. Идейно-нравственный моральный облик определяется тем, в какой мере педагогу присущи устойчивые моральные понятия и принципы, и в какой степени он руководствуется ими в своем поведении. О влиянии именно нравственного облика преподавателя на студента в педагогике говорили всегда, включая и период советский, когда нравственность как таковая не только не исключалась из списка ценностей социалистического общества, но занимала в нем не последнее место.

В психологии педагогического труда принято выделять личностные характеристики педагога, особенности его педагогической деятельности и профессионального общения [3]. Прежде всего отметим проявления личности педагога, соответствующие профессиональным требованиям, обеспечивающие полноценную и успешную педагогическую деятельность. Именно эти личностные характеристики педагога имеют высокую профессиональную педагогическую значимость.

Выделяют четыре важных раздела характеристик личности педагога [1]:

1) моральный облик;

2) стремление к педагогической деятельности;

3) педагогические способности;

4) педагогические компетенции.

Личностные и профессиональные качества педагога обеспечивают его успешную работу. Педагогика признает роль педагога важной и определяющей для обучения.

В начале ХХ века П.Ф. Каптеров подчеркивал, что «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». П.Ф. Каптеров также отмечал «специальные учительские свойства», к которым отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант» [7].

Первое свойство педагога определяется степенью знания преподаваемого предмета, его широким

образованием, степенью его научной подготовки по данной специальности и по родственным предметам. Кроме того, следует упомянуть такие важные характеристики педагога, как знание методологии предмета и общих дидактических принципов и отдельно как особо важное свойство знание особенностей обучающегося.

Второе свойство представляет собой преподавательское искусство как личный профессиональный и творческий талант педагога. Одновременно необходимо отметить педагогическую самостоятельность, педагогический такт, стремление к самосовершенствованию.

Личностные и индивидуальные качества педагога должны соответствовать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к педагогу как к профессионалу своего дела. Они не связаны с социальными условиями, образовательной организацией и даже с учебным предметом. Тем более эти требования не имеют ничего общего с общественной формацией государства. Эти требования обязательны для любого педагога вне зависимости от того, где он работает и что преподает [5]. Требования второго уровня относится к специфическим особенностям поведения педагога, развитием его индивидуально-личностных качеств. Структура индивидуально-личностных качеств включает в себя: душевная чуткость, чувство деликатности, чувство юмора, проявление интуиции.

Кроме того, педагог должен обладать так называемыми дополнительными личностными качествами, которые возникают и развиваются на основе психологических механизмов межличностного взаимодействия [6]:

• рефлексия - ситуативная рефлексия, то есть способность соотносить и координировать свои действия в зависимости от окружающей обстановки;

• идентификация - процесс эмоционального отождествления себя с другим человеком или даже группой людей, с которыми происходит процесс взаимодействия;

• эмпатия - способность одного человека понимать эмоциональное состояние другого человека (в данном случае: преподаватель - обучающегося) и демонстрация этого понимания;

• децентрация - универсальное психологическое свойство - отказ от своих эгоцентрических установок. Это свойство обеспечивает эффективное межличностное общение.

Рефлексия, идентификация, эмпатия, децентрация - психологические свойства, которые развиваются в течение жизни человека. Особенно важны эти свойства для педагога, который гораздо сильнее развивает их, если он ответственен, добросовестен и организован в работе, если он требователен прежде всего сам к себе.

Каждому педагогу важен профессиональный успех, который ему могут обеспечить его качества, поэтому педагогу необходимо выявить у себя и развить именно такие положительные качества. Существуют три категории профессионально-личностных качеств педагога, которые особо значимы для педагогической деятельности. Это личностные качества, коммуникативные межличностные и профессионально-педагогические качества.

Личностные качества с точки зрения психологии таковы: нервная система педагога должна быть сильной и уравновешенной; педагог должен проявлять стремление к лидерству и демонстрировать уверенность в себе; доброжелательность и отзывчивость с одновременной справедливой и твердой требовательностью также должны быть неотъемлемой чертой педагога.

Личностные профессиональные качества педагога разнообразны и включают в себя прежде всего такие понятия, как эрудиция, свободное грамотное и внятное изложение материала, мгновенную реакцию на ситуацию и находчивость.

Качества личности преподавателя можно разделить еще и на доминантные и периферийные [2]. К доминатным качествам преподавателя относятся: работа по призванию, получение удовлетворения от педагогической работы, от общения с обучающимися; социально активный, целеустремленный и уравновешенный преподаватель, который всегда готов и способен содействовать разрешению разных социальных проблем благодаря умению четко и решительно направлять свои силы на конкретные задачи и педагогические, и общественные; искренность и честность, добросовестность и беспристрастность, обаяние, такт, толерантность, оптимизм. Периферийными качествами считаются: доброжелательность, приветливость, чувство юмора, артистичность, мудрость (наличие жизненного опыта), внешняя привлекательность.

Говоря о влиянии личности преподавателя на качество профессиональной подготовки студентов вуза, нельзя не сказать о качествах негативных и разрушающих педагогическую деятельность и социально-образовательные отношения. Противопоказанными педагогу качествами считаются вредные, социально опасные привычки (алкоголизм и наркомания), грубость и даже рукоприкладство, нравственная нечистоплотность, беспринципность, безответственность, а также педагогическая некомпетентность. В последние годы, к сожалению, стали обсуждать еще одно негативное качество - склонность к коррупционным схемам общения с обучающимися.

Каждое в отдельности профессионально-значимое качество не может определить неповторимый индивидуальный стиль работы любого педагога. Неповторимость стиля педагога возникает только в многочисленных комбинациях профессионально-значимых качеств. Их можно разделить на три типа во взаимосвязи с уровнем эффективности педагогической деятельности [1, 4].

Тип № 1 - положительный - представляет собой такой тип комбинаций профессионально-значимых качеств, который обеспечивает высокий уровень педагогической квалификации.

Тип № 2 - не всегда положительный, но допустимый - представляет собой такой тип комбинаций профессионально-значимых качеств, который обеспечивает преобладание положительных качеств, но допускает пренебрежимо малое наличие некоторых негативных качеств.

Тип № 3 - нейтральный - предполагает, что положительные качества, которые есть у данного педагога, нейтрализуют его негативные качества. Однако его педагогическая работа не всегда приводит к желаемому результату, так как основным мотивом работы педагога с таким набором профессионально-значимых качеств является карьера. Иногда эта направленность не мешает такому педагогу добиваться хороших результатов, но чаще карьерные устремления мешают нормальному функционированию данного педагога как педагога.

Таким образом, знание профессионально-значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности развивает стремление к совершенствованию этих качеств. Именно это стремление в конечном итоге ведет к качественным изменениям в профессиональной подготовке студентов вуза.

Выводы. Личность преподавателя развивается и формируется в системе общественных отношений, в зависимости от духовных и материальных условий его жизни и деятельности, но прежде всего - в процессе

педагогической деятельности и педагогического общения. Каждая из сфер труда педагога предъявляет особые требования к его личностным качествам; успешность педагогической деятельности во многом обусловлена уровнем развития определенных личностных качеств, взаимосвязанных между собой.

Педагогический личностный потенциал преподавателя сложен и многогранен. Он включает в себя аспекты мировоззренческие, профессиональные, этические и эстетические.

Мировоззренческий аспект обеспечивает социально-политические ориентиры в деятельности преподавателя, в его творческом поиске. Не менее важен и профессиональный аспект - научно-педагогические знания и представления, педагогическая направленность личности.

Этический аспект педагогического идеала воплощает в себе систему нравственных установок педагога-воспитателя, является нравственным фундаментом каждого педагогического действия, педагогического мышления, педагогического общения, создает общий нравственный облик педагога.

Необходимо также выделить эстетический аспект педагогического потенциала. В реальном процессе, где находит свое практическое воплощение педагогический потенциал преподавателя, особенно важна гармония целей и средств, композиционная стройность и завершенность, пропорциональность педагогических влияний, их ритмическая организация.

Подводя итог, можно прийти к выводу, что личность современного педагога-профессионала должна характеризоваться высокой культурой, нравственностью, самоотдачей, благородством, умением заглядывать в будущее, высоким профессиональным уровнем, стремлением к самосовершенствованию, максимальной реализацией своих способностей.

Литература:

1. Бичева И.Б., Филатова О.М. Перспектива профессиональной подготовки педагогов: акмеологический подход // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6. № 2.

2. Булаева М.Н., Петров Ю.Н. Менеджер инженерно-педагогического образования в административно-управленческой деятельности - Н. Новгород, 2012 г.

3. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Коротова Т.С., Царева И.А. Структура управления процессом профессиональной подготовкой студентов в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-6. С. 96-102.

4. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Шагалова О.Г. Профессиональное образование в условиях реализации деятельностного-компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 287-290.

5. Лапшова А.В., Сундеева М.О., Татернко М.А. Адаптация педагогов в системе профессионально-педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 195-201.

6. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Исследование профессиональной деятельности и профессионального образования: исторический подход // Вестник Мининского университета. 2017. №1. С. 34.

7. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Профессиологические основы профессионально-педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2017. Т.9. № 1. С. 38-43.

Педагогика

УДК: 372.882

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и истории Мазурова Надежда Алексеевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ЛИРИЧЕСКОГО РОДА

Аннотация. В статье рассматриваются технологии проблемного обучения при изучении поэмы А. Ахматовой "Реквием" и технологии коллективного взаимодействия при изучении лирического цикла Б. Пастернака "Стихи Юрия Живаго".

Ключевые слова: инновация технология, проблемное обучение, коллективное взаимодействий А. Ахматова, Б. Пастернак.

Annotation. The article deals with the technologies of problem training in the study of the poem by A. Akhmatova "Requiem" and the technology of collective interaction in the study of B. Pasternak's lyrical cycle "Verses by Yuri Zhivago".

Keywords: innovation, technology, problem training, collective interaction, A. Akhmatova, B. Pasternak.

Введение. Современное вузовское образование, ориентированное на компетентностный подход, требует использования не только традиционных технологий, методов и форм обучения, но и инновационных технологий, активных и интерактивных форм проведения занятий: проблемные лекции, лекции визуализации, практические занятия, самостоятельная работа студентов, разбор конкретных ситуаций (кейсы), деловые игры, использование компьютерных технологий для работы в сети Интернет и др.

Одной из эффективных технологий является технология проблемного обучения. Идея проблемного обучения разрабатывалась в отечественной педагогике со второй половины 60-х годов ХХ века. Теория проблемного обучения раскрывается в работах С. Л. Рубинштейна, Н. А. Менчинской, которые доказывали мысль о том, что умственное развитие характеризуется структурой мыслительных процессов, а не объемом знаний. Значительный вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер и многие другие.

Изложение основного материала статьи. Использование технологии проблемного обучения приводит к хорошим результатам при изучении поэмы А. Ахматовой «Реквием».

Поэма «Реквием» уже достаточно хорошо проанализирована литературоведческой наукой. Достаточно назвать работы Е.С. Абелюк, А. Архангельского, А.И. Павловского, З.Б. Томашевской и др.

Одним из проблемных вопросов при изучении поэмы является вопрос жанрового своеобразия. В критике нет единодушия при определении жанра произведения. Разноголосица исследователей при определении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.