профессии. Однако профессиональные ценности не остаются неизменными, раз и навсегда упорядоченными. В процессе своего развития профессиональные ценности трансформируются в зависимости от исторической эпохи: многие ценности исчезают, теряя свою актуальность, возникают новые ценности, изменяется их иерархия.
Литература:
1. Бичева И.Б., Филатова О.М. Перспектива профессиональной подготовки педагогов: акмеологический подход // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6. № 2.
2. Булаева М.Н., Петров Ю.Н. Менеджер инженерно-педагогического образования в административно-управленческой деятельности - Н. Новгород, 2012 г.
3. Ваганова О.И. Теория и методика профессионального образования. Учебно-методическое пособие / Н. Новгород, 2012.
4. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя - М.: Академия, 2004.
5. Лапшова А.В. Профессионализм педагога вуза: компетентностный подход / в сборнике: Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы Сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 141-143.
6. Лапшова А.В., Сундеева М.О., Татернко М.А. Адаптация педагогов в системе профессионально-педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 195-201.
7. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Исследование профессиональной деятельности и профессионального образования: исторический подход // Вестник Мининского университета. 2017. №1. С. 34.
8. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика - Ростов-на-Дону. - 1996.
9. Синенко В.Я. Профессионализм учителя // Педагогика. - 1999. - № 5. - С. 82-85.
10. Шадриков В.Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. - Ярославль: ЯГУ, 1981.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент-магистр Пескова Нина Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА
Аннотация. В статье рассматриваются основы психолого-педагогической диагностики на современном этапе образовательного процесса. Определяется роль и значение диагностирования в профессиональной деятельности педагога высшей школы в рамках социально-педагогического процесса. Раскрывается специфика осуществления диагностической деятельности педагога; компоненты психодиагностической культуры, способствующие эффективному применению психолого-педагогических методик в учебном процессе.
Ключевые слова: диагностическая деятельность, психолого-педагогическая диагностика, профессиональная деятельность, психодиагностическая культура педагога, этапы психодиагностической деятельности.
An^tatton. The article deals with the basics of psychological and pedagogical diagnostics at the present stage of the educational process. The role and significance of diagnosing in the professional activity of a teacher at a higher school within the framework of the socio-pedagogical process is determined. The specificity of the diagnostic activity of the teacher is revealed; components of psychodiagnostic culture that promote the effective use of psychological and pedagogical techniques in the learning process.
Keywords: diagnostic activity, psychological and pedagogical diagnostics, professional activity, psychodiagnostic culture of the teacher, stages of psychodiagnostic activity.
Введение. Качество образования напрямую зависит от профессиональной подготовки и образовательной деятельности педагогов, особенно в сфере профессионального образования. Педагоги должны уметь оценивать результаты своей деятельности по развитию личностного и образовательного потенциала обучающихся, а для этого необходимо владеть психолого-педагогическими методами диагностики.
Использование психолого-педагогической диагностики позволяет педагогам сознательно совершенствовать и создавать новые технологии обучения и воспитания, самосовершенствоваться самим. Создание системы сертификации и квалификации потребует также знаний и способностей организаторов и педагогов разрабатывать новые и адекватно применять известные психологические и педагогические методы диагностики развития личности и уровня подготовленности обучающихся. Владение методами психолого-педагогической диагностики позволит создать прозрачную и понятную для широкой научно-педагогической общественности систему признания результатов образования.
Со стороны общественной практики актуальность рассмотрения проблем психолого-педагогической диагностики обусловливается следующими факторами [4, 5]:
1) задачей дальнейшего совершенствования педагогического труда в современных условиях социально-экономического развития общества, в частности необходимостью учета психологических особенностей, обучающихся и их групп в учебно-воспитательном процессе, значительного улучшения их изучения;
2) высокими требованиями к качеству психологической подготовки учителя и ее существенными недостатками, в числе которых слабая связь обучения с практикой, проявляющаяся в академическом характере читаемых курсов психологии, их недостаточной ориентации на решение практических задач учебно-воспитательного процесса;
3) введением должности психолога в учреждениях образования и открытием в ряде университетов и педагогических институтов страны специальных факультетов и отделений, осуществляющих подготовку психологов, что требует соответствующего научного и методического оснащения.
Формулировка цели статьи - раскрыть и теоретически обосновать основные направления диагностической деятельности педагога профессионального обучения в системе социально-образовательных отношений.
Изложение основного материала статьи. В любой отрасли профессиональной деятельности особая роль принадлежит диагностике состояния и качества производимой продукции и производственного процесса. В настоящее время сложно представить производственные, научные и образовательные процессы без предварительной диагностики.
Психолого-педагогическая диагностика - это достаточно сложная и относительно новая область профессиональной деятельности педагогов, которая интегрирует в себе диагностические подходы, сложившиеся как в психологии, так и в педагогике. Она требует соответствующей психолого-педагогической компетентности, профессионального мастерства, так как затрагивает важные характеристики участников педагогического процесса - учащихся и педагогов, их поведения, деятельности, эмоционального реагирования и т. п. [1, 7].
Психолого-педагогическая диагностика является относительно новой научной и практической сферой деятельности, которая до конца еще не осмыслена. Не случайно так мало литературы, посвященной раскрытию особенностей этого вида диагностической деятельности. В основном научные труды посвящены либо психологической, либо педагогической диагностике.
Психолого-педагогическую диагностику можно определить, как деятельность по выявлению актуального состояния и тенденций индивидуально-личностного развития субъектов педагогического взаимодействия, направленную на управление качеством образовательного процесса.
Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса, представляющая собой оценочную практику, направленную на изучение индивидуально-психологических особенностей обучающегося и социально-психологических характеристик группы с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса [3].
Диагностическая деятельность в работе педагога выходит на первый план при первичном знакомстве с группой или новым обучающимся, при анализе и оценке промежуточных результатов по этапам работы (подведение итогов отдельного мероприятия, семестра, итогов года), в проблемных случаях (затруднение студента, правонарушение, отклоняющееся поведение) для определения оптимальных форм педагогической помощи обучающемуся.
Типовым признаком для диагностики в образовании является педагогическая деятельность, направленная на совершенствование личности студента, его индивидуально-личностное развитие и субъектное становление. А отличительным признаком диагностики является ее гностический (распознавательный) характер. Исходя из этих рассуждений, можно сформулировать определение диагностической деятельности педагога.
Диагностическая деятельность педагога - неотъемлемая составляющая его профессиональной деятельности, направленной на выявление фактического состояния, специфических особенностей, происходящих изменений в участниках и в самом процессе социально-педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование перспектив этих изменений.
Осуществление на практике психолого-педагогической диагностики требует от педагога определенной психодиагностической культуры, включающей в себя следующие компоненты [2]:
1. Психологическая грамотность, подразумевающая знание общей, возрастной и педагогической психологии, понимание тех психологических реалий, которые служат объектом диагностического исследования, а также объективность педагога при проведении тестирования и сообщении результатов. Недопустимо оказывать давление на испытуемого в процессе тестирования, неверно интерпретировать результаты, сообщать информацию, которая может тормозить его развитие или травмировать его психику. Наконец, для педагогов — практических психологов актуальна заповедь врачей «Не навреди».
2. Знание педагогом диагностического инструментария, понимание принципов его использования. Педагог должен усвоить такие понятия, как валидность, надежность и точность, относящиеся к основному диагностическому инструменту — тесту.
3. Педагог, как и практический психолог, должен стремиться к созданию так называемой «ситуации клиента» и не допускать проведения диагностического исследования в «ситуации экспертизы».
Ситуация экспертизы возникает тогда, когда испытуемые принуждаются к обследованию различными способами, например, когда педагог или администрация предлагает обучающимся пройти обследование, результаты которого каким-то образом повлияют на их жизнь
Ситуация клиента характеризуется желанием самих обучающихся узнать о своих личностных особенностях, склонностях или других качествах личности. Педагог может сам вызвать интерес студентов к самопознанию. При этом получаемая информация должна быть известна только педагогу и испытуемому.
4. Педагогу должно быть известно то, что тестирование или какой-то другой способ диагностики при всей их валидности и надежности не могут быть панацеей от всех бед. Это всего лишь способ диагностики, а многое еще зависит от правильной интерпретации результатов, соотнесения с другими жизненными показателями, результатами деятельности обучающегося.
5. Следует отбирать методы диагностики, удовлетворяющие принципам эффективности и коррекционности.
Принцип эффективности подразумевает отбор таких методик, которые при минимуме затрат времени и сил на процедуру обследования и на обработку и интерпретацию результатов дают максимум полезной информации [5].
Принцип коррекционности — это возможность использовать результаты обследования при работе с обучающимися в целях оказания им психологической помощи, развития и формирования у них отдельных
психических процессов [5].
6. Грамотный педагог должен владеть элементами математической статистики, что стало неотъемлемой составной частью процедуры диагностического исследования. Любое исследование, проводимое педагогом в рамках его творческого роста, в настоящее время должно содержать результаты диагностики, их интерпретацию и анализ на предмет достоверности.
Учитывая применение компоненты психодиагностической культуры педагога на практике, следует отметить содержательную основу психолого-педагогической диагностики в профессиональной деятельности педагога.
Содержание диагностической деятельности педагога включает в себя следующие этапы:
1. Принятие заказа, постановка задачи и выбор методик:
• Ознакомления с комплексом объективных и субъективных показателей об обследуемом, в ходе которого формируется диагностическая задача.
• Используется несколько методик - батарея методик.
• Принцип подбора методик - максимум надежности при минимуме затрат.
2. Сбор данных об объекте:
• Условия проведения: специальное помещение; устранение помех и постороннего вмешательства; расположение в нужном порядке тестового материала.
• Установка контакта с испытуемым. Доброжелательные отношения с испытуемым. Мотивация испытуемого на обследование.
• Личность диагноста. На успешность обследования влияют: внешность, характер, манера поведения и речи, настроение, уровень профессиональных знаний и владение диагностом методикой.
3. Обработка и интерпретация данных два подхода к оценке результатов:
• Клинический - опирается на анализ качественных показателей, стремясь охватить их во всей полноте. Ориентирован на субъективный профессиональный опыт, интуицию диагноста, очень близок к суждениям «здравого смысла».
• Статистический - основан на объективных, формализованных критериях. Роль субъективного суждения сводится к минимуму.
4. Построение психологического заключения (психологического диагноза) - психологический диагноз устанавливается на основании полученных данных о психической деятельности и личностной сфере испытуемого, анализа различных социальных сведений о нем.
Выводы. Психолого-педагогическая диагностика является важнейшей частью профессиональной деятельности педагога в образовательном процессе. При общем значении этого понятия можно определить направления этого процесса - анализ, выбор и выстраивание образовательного маршрута обучающегося.
Для студента психолого-педагогическая диагностика выполняет функцию психолого-педагогического сопровождения в учебно-воспитательном процессе, представляя возможность самостоятельно выбирать и выстраивать свои отношения и образовательный путь. Для педагога в его профессионально-педагогической деятельности психолого-педагогическая диагностика направлена на выявление сложностей воспитанников в системе социально-образовательных отношений; затруднений в предметной области процесса обучения; оказание своевременной помощи в преодолении различных ситуаций образовательного процесса.
Психолого-педагогическая диагностика также играет значимую роль в оценке и контроле практических результатов, реализации образовательных программ. Она позволяет объективно оценивать, анализировать, сравнивать различные образовательные результаты студентов, учитывая специфику различных педагогических технологий.
Особая ценность психолого-педагогической диагностики заключается еще и в том, что она направлена на изучение и исследование изменений в личности обучающегося; на поиск комфортных и благоприятных условий для формирования его личности как субъекта образовательного процесса.
Диагностика должна охватывать опыт, перспективы, возможности, способности обучающегося, правильно ориентировать его в условиях современного образовательного процесса. Поэтому серьезным показателем успешной профессиональной деятельности педагога выступает способность и умение осуществлять диагностическую деятельность в учебно-воспитательном процессе, включающая как изучение внутреннего мира обучающегося, так и внешние обстоятельства жизни студентов.
Применение психолого-педагогической диагностики в профессиональной деятельности педагога предполагает систематизацию всех этапов процесса диагностики, учет специфических особенностей образовательного процесса, требования и условия к поведению каждого этапа диагностики, профессионализм педагога.
Литература:
1. Бичева И.Б., Филатова О.М. Перспектива профессиональной подготовки педагогов: акмеологический подход // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6. № 2.
2. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Коротова Т.С., Царева И.А. Структура управления процессом профессиональной подготовкой студентов в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-6. С. 96-102.
3. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Шагалова О.Г. Профессиональное образование в условиях реализации деятельностного-компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 287-290.
4. Лапшова А.В., Булаева М.Н. Содержательные основы профессионального воспитания студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 30-36.
5. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Малеева М.С. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4.С. 50-53.
6. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Исследование профессиональной деятельности и профессионального образования: исторический подход // Вестник Мининского университета. 2017. №1. С. 34.
7. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Профессиологические основы профессионально-педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2017. Т.9. № 1. С. 38-43.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент Грашина Полина Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент Деулина Екатерина Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема взаимосвязи профессиональной подготовки и личностных качеств преподавателя и качество образования, получаемого студентами вуза. Отражены психологические аспекты педагогической деятельности, педагогические технологии, необходимые для эффективного формирования и развития компетенций студентов. Выделены специфические особенности влияния личности преподавателя на образовательную среду.
Ключевые слова: личность преподавателя, профессиональная подготовка, качество образования, профессионально-личностные качества педагога.
An^tatton. The article deals with the actual problem of the relationship between vocational training and the personal qualities of the teacher and the quality of education received by the university students. The psychological aspects of pedagogical activity, pedagogical technologies necessary for the effective formation and development of students' competences are reflected. Specific features of the influence of the teacher's personality on the educational environment are singled out.
Keywords: the personality of the teacher, vocational training, the quality of education, the professional and personal qualities of the teacher.
Введение. Обеспечение качества профессиональной подготовки студентов вузов в соответствии с требованиями работодателей обязательно связано с профессиональной компетентностью преподавателей, которая поддерживается регулярным повышением квалификации. Качество образования определяется как результат образовательного процесса. Кроме того, по этим результатам судят о состоянии и статусе высшего образования, о соответствии качества образования потребностям и ожиданиям общества.
Качественное образование педагогов профессионального обучения должно обеспечивать развитие и формирование профессиональных компетенций личности будущего педагога. Научно-образовательная среда вуза становится одним из ключевых факторов улучшения качества образования. Создание творческой атмосферы в процессе обучения вместе с новыми информационными возможностями преобразует процесс передачи знаний, может обеспечить формирование по-настоящему разносторонних и компетентных специалистов для современного педагогического образования в России.
От уровня профессиональной и психолого-педагогической компетентности каждого преподавателя педагогического вуза, его образованности, творческих находок, психологической прозорливости и умения эффективно работать «в команде» зависит многое: качество подготовки студентов по соответствующей учебной дисциплине, качество профессиональной подготовки студентов в целом, их способность и готовность к выполнению инновационной профессиональной деятельности.
Формулировка цели статьи - раскрыть и теоретически обосновать, систематизировать профессионально-личностные качества преподавателя, влияющие на качество профессиональной подготовки студентов вуза.
Изложение основного материала статьи. Моральный облик преподавателя имеет такое же значение, как и его профессиональная подготовка, он проявляется в его гуманности и отзывчивости к потребностям и интересам других, в его поступках в смысле сотрудничества и коллективной солидарности, в честности и справедливости, в доброжелательности и готовности оказать помощь нуждающимся. Идейно-нравственный моральный облик определяется тем, в какой мере педагогу присущи устойчивые моральные понятия и принципы, и в какой степени он руководствуется ими в своем поведении. О влиянии именно нравственного облика преподавателя на студента в педагогике говорили всегда, включая и период советский, когда нравственность как таковая не только не исключалась из списка ценностей социалистического общества, но занимала в нем не последнее место.
В психологии педагогического труда принято выделять личностные характеристики педагога, особенности его педагогической деятельности и профессионального общения [3]. Прежде всего отметим проявления личности педагога, соответствующие профессиональным требованиям, обеспечивающие полноценную и успешную педагогическую деятельность. Именно эти личностные характеристики педагога имеют высокую профессиональную педагогическую значимость.
Выделяют четыре важных раздела характеристик личности педагога [1]:
1) моральный облик;
2) стремление к педагогической деятельности;
3) педагогические способности;
4) педагогические компетенции.
Личностные и профессиональные качества педагога обеспечивают его успешную работу. Педагогика признает роль педагога важной и определяющей для обучения.
В начале ХХ века П.Ф. Каптеров подчеркивал, что «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». П.Ф. Каптеров также отмечал «специальные учительские свойства», к которым отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант» [7].
Первое свойство педагога определяется степенью знания преподаваемого предмета, его широким