Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза'

Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
991
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА / PROFESSIONAL TRAINING OF THE STUDENT / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONAL DEVELOPMENT / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Ваганова Ольга Игоревна, Малеева Мария Сергеевна

В статье рассматриваются некоторые аспекты организации психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе обучения в вузе. Доказывается актуальность проблемы сопровождения в связи с современными изменениями в образовательной среде высшего обучения, в которой наиболее полно раскрываются не только когнитивные способности, но и развивается личность каждого студента. Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как вид деятельности, в которой создаются психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого обучающегося; как сложный, многоаспектный процесс взаимодействия студентов и преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Ваганова Ольга Игоревна, Малеева Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF VOCATIONAL TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS

In the article some aspects of the organization of psychological and pedagogical support of students in the process of studying at the university are considered. The urgency of the problem of accompaniment in connection with modern changes in the educational environment of higher education is proved, in which not only cognitive abilities are most fully revealed, but also the personality of each student develops. Psychological and pedagogical support is considered as a kind of activity in which psychological and pedagogical conditions are created for the successful learning and development of each student; as a complex, multi-faceted process of interaction between students and teachers.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза»

3. Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Методика анализа и оптимизации объема запоминаемого содержания обучения // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 3. С. 9-16.

4. Гущин А.В., Филатова О.Н. Синергетическая методология как модулятор перспективной системы педагогического образования // Электронный журнал "Фундаментальные исследования" № 8 (часть 5) 2013, стр. 1187-1192.

5. Прохорова М.П., Семченко А.А. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности // Вестник Мининского университета.2017. №2.

6. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Модернизация процесса подготовки студентов вуза с применением модульного обучения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-4. С. 827-829.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент Малеева Мария Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты организации психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе обучения в вузе. Доказывается актуальность проблемы сопровождения в связи с современными изменениями в образовательной среде высшего обучения, в которой наиболее полно раскрываются не только когнитивные способности, но и развивается личность каждого студента. Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как вид деятельности, в которой создаются психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого обучающегося; как сложный, многоаспектный процесс взаимодействия студентов и преподавателей.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, профессиональная подготовка студента, развитие личности, психолого-педагогические условия.

Annotation. In the article some aspects of the organization of psychological and pedagogical support of students in the process of studying at the university are considered. The urgency of the problem of accompaniment in connection with modern changes in the educational environment of higher education is proved, in which not only cognitive abilities are most fully revealed, but also the personality of each student develops. Psychological and pedagogical support is considered as a kind of activity in which psychological and pedagogical conditions are created for the successful learning and development of each student; as a complex, multi-faceted process of interaction between students and teachers.

Keywords: psychological-pedagogical support, professional training of the student, personal development, psychological and pedagogical conditions.

Введение. Высшие учебные заведения являются системой, призванной создавать условия для становления и развития личности как субъекта труда, познания и общения. В связи с этим возросла роль психолого-педагогических служб высших заведений, обеспечивающих условия для развития субъектного потенциала личности, более адекватного осознания молодым человеком путей своего личностного и профессионального развития в период обучения в вузе, для повышения собственной психологической устойчивости в преодолении различных трудностей.

Психологические службы, созданные в ряде высших учебных заведений, к настоящему времени ещё не стали обязательным структурным подразделением заведения, а ввиду экономической нестабильности в стране стала наблюдаться обратная тенденция, и специалистам приходится вновь доказывать необходимость наличия такой службы в вузе, и сохранять ориентацию на повышение качества образования.

Формулировка цели статьи - теоретически обосновать и выявить особенности психолого-педагогического сопровождения в процессе обучения студентов в вузе.

Изложение основного материала статьи. Термин психолого-педагогического сопровождения совсем недавно начал активно употребляться педагогами, психологами, социальными работниками, хотя идея сопровождения личности появилась давно. Согласно «Словарю русского языка», сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого [4].

Изначально вопросы сопровождения разрабатывались только для средней школы. Наиболее активно идея сопровождения разрабатывалась педагогами-гуманистами, которые начали планомерно осуществлять на практике идею разделения процесса образования на процесс обучения и на процесс сопровождения. Под сопровождением понимали в первую очередь процесс успешной социализации личности [5]. Смысл сопровождения заключается, по их мнению, в том, чтобы усилить учёных и практиков, создать особую культуру поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе.

Система сопровождения в вузе предполагает создание специальных психолого- педагогических условий для успешного индивидуального развития, саморазвития, прежде всего, студентов младших курсов. Именно первокурсники часто не в состоянии преодолеть адаптационный барьер.

Необходимость психологического обеспечения профессионального образования и потребность в психологической службе в вузе были осознаны отечественными психологами и педагогами достаточно давно. Теоретическая разработка этой проблемы и её практическое решение прослеживается с конца 1970-х гг. Обусловлено это было новыми требованиями, предъявляемыми к специалистам высокой квалификации в

связи с научно-техническими разработками и новым этапом социально-экономического развития общества в мире и в нашей стране в конце 70-х начале 80-х гг.

Различные аспекты психолого-педагогического сопровождения (психологическое сопровождение профессиональной адаптации студента, формирование профессиональной самостоятельности и устойчивости, профилактика профессиональных деформаций, адаптация и реадаптация профессорско-преподавательского состава) нашли свое отражение в диссертационных исследованиях последних лет; отдельные компоненты системы психолого-педагогического сопровождения созданы или разрабатываются в ряде российских вузов, во многих из них начали свое функционирование психологические службы [1].

Однако проблема психологического сопровождения деятельности вуза в целом, психолого-педагогического сопровождения как системы и процесса, охватывающего все структурные элементы высшей школы, в настоящее время не нашла достаточной разработки.

В определении понятия «психолого-педагогическое сопровождение» единого мнения в отечественной науке пока не сложилось. Преимущественно оно употребляется в двух контекстах: научно-теоретическом и практико-методическом. В первом случае речь идет о научной разработке системы сопровождения или отдельных его элементов, определении его задач, функций и т.д. Во втором - понятие «сопровождение» употребляется в связи с конкретными задачами по решению социально-психологических или психологических проблем.

Психолого-педагогическое сопровождение также определяется как постоянный, длительный процесс участия специально подготовленного педагога-психолога в антиципации, диагностике и разрешении личностных проблем студента. Т.И. Волкова рассматривает психолого-педагогическое сопровождение как часть психологического обеспечения профессиональной подготовки студента [8].

Так, А.В. Брушлинский считал, что основная проблема психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки студента в вузе это, прежде всего создание системы условий для саморазвития личности молодого человека. Он отмечал, что для высшей школы особенно важна система общих, личностных, психических качеств и процессов студентов: мотивация, способности, рефлексия и т.д. При этом лучше всего, когда студенты овладевают соответствующими психологическими знаниями и психотехникой на основе собственной жизни и жизни своих близких, т.е. реальных проблемных ситуаций, возникающих в ходе их деятельности и общения [7].

Важным условием творческого развития студентов А.В. Брушлинский также считал понимание студентами действенности психологической науки в преодолении ими жизненных трудностей и подлинный интерес к ней. Исследователь Л.А. Петровская указывает в качестве недостатка современного вузовского образования то, что нередко человек выходит из вуза недостаточно осведомленным о возможностях своего интеллекта, трудностей в общении, внутренних конфликтов. Причина этого, прежде всего, в преобладании информационного подхода в высшем образовании. В этой связи важной формой психологической поддержки в вузе может быть само преподавание курса психологии, содержание которого должно варьироваться в зависимости от задач будущей профессиональной деятельности студентов. При этом одна из важнейших задач психолого-педагогического сопровождения - ориентировать будущего специалиста на самодиагностику, самопознание, собственный психологический потенциал.

В ряде исследований сопровождение рассматривается как поддержка здоровых, нормально развивающихся людей, столкнувшихся на определенных этапах своего развития с определенными проблемами. В этой связи больший акцент делается на технологических и методических аспектах сопровождения, профессиональных качествах, которых оно требует от психолога или социального педагога. Так, Т.Г. Яничева определяет психолого-педагогическое сопровождение как систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий, направленных на создание оптимальных условий личностного развития будущего специалиста [4].

С содержательной точки зрения - психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студента в условиях многоуровневой организации образовательной деятельности может быть представлено как процесс содействия формированию у будущего специалиста ряда личностных качеств, таких как:

- способность и готовность к самостоятельному, обоснованному, свободному и ответственному выбору;

- стремление к профессиональному обучению после окончания вуза, самостоятельному профессиональному развитию и самосовершенствованию;

- психологическая готовность к профессиональной деятельности в соответствии с приобретенной профессиональной квалификацией.

Главная цель психолого-педагогического сопровождения - дать возможность педагогу помочь каждому студенту быть успешным. Педагог должен сам владеть ситуацией, сам определять перспективы своего развития и тактику взаимодействия с каждым студентом.

Задачи психолого-педагогического сопровождения: оказание психологической и педагогической помощи в успешной профессиональной подготовке студентов вуза в новых социальных условиях, создание атмосферы безопасности и доверия в системе преподаватель - студент.

Суть профессионально-психологического сопровождения в процессе обучения можно определить, как комплекс мероприятий, проводимых специалистами в области психофизиологии и профотбора по психологической диагностике и психолого-педагогическому тренингу старших школьников и студентов, выявлению и углубленному изучению индивидуально-психологических особенностей лиц, испытывающих трудности в учебе и адаптации, а также коррекции их функционального состояния и работоспособности.

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на повышение адаптационного потенциала и эффективности учебной деятельности, формирование и развитие личностных профессионально-важных качеств, повышение качества подготовки специалистов в целом.

Основные мероприятия психолого-педагогического сопровождения включают:

• оценку структуры интеллекта и типа интеллектуальной деятельности;

• определение профессиональной направленности старших школьников и разработку дифференцированных психологических рекомендаций по выбору будущей профессии;

• прогнозирование успешности обучения и социально-психологической адаптации в учебном заведении;

• формирование и поддержание мотивации к обучению и профессиональной деятельности;

• выявление лиц, требующих психологической помощи в процессе подготовки к поступлению и на начальном этапе обучения в вузе;

• проведение психологических тренингов и психолого-педагогических занятий;

• проведение мероприятий психофизиологической коррекции с лицами, испытывающими трудности адаптации.

Основаниями для проведения мероприятий психофизиологической коррекции являются признаки затруднения адаптации:

• повышенная конфликтность;

• низкая дисциплинированность;

• низкая успеваемость по основным учебным дисциплинам;

• многочисленные жалобы на состояние здоровья и плохое самочувствие;

• снижение мотивации к учебе и др.

Мероприятия психофизиологической коррекции направлены на:

• повышение эмоциональной устойчивости;

• повышение самооценки;

• устранение психологического дискомфорта;

• профилактику нервно-психических нарушений;

• оказание помощи в устранении конфликтов с окружающими;

• профилактику переутомления и восстановление работоспособности;

• развитие познавательных психических процессов;

• развитие коммуникативных способностей;

• повышение функциональных резервов организма.

Основные методы, используемые в мероприятиях профессионально-психологического сопровождения и коррекции, включают:

• обучение приёмам психической саморегуляции;

• обучение приемам повышения уровня эмоционального контроля над различными жизненными ситуациями;

• обучение методике эффективного общения;

• совершенствование навыков произвольного управления дыханием и ритмом сердечной деятельности;

• обучение методике самомассажа биологически активных точек;

• обучение приемам активной и пассивной мышечной релаксации и релаксидеомоторной тренировки;

• тренировку оперативной памяти и др.

В результате основной задачей мероприятий психофизиологического сопровождения является достижение функционального комфорта, при котором наблюдается соответствие средств и условий учебной деятельности функциональным возможностям организма, учеба сопровождается положительным к ней отношением при адекватной мобилизации физиологических и психических функций, что обеспечивает сохранение здоровья, высокую работоспособность и профессиональное долголетие.

Выводы. Таким образом, в определении понятия «психолого-педагогическое сопровождение» наиболее важными, являются следующие моменты:

1. Психолого-педагогическое сопровождение следует рассматривать как особый вид межличностного взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, преследующий цель активизации внутренних ресурсов развития личности последнего.

2. Психолого-педагогическое сопровождение предполагает оказание помощи и поддержки развивающейся личности на определенном этапе ее жизненного пути.

3. Психолого-педагогическое сопровождение является технологией, создающей комфортные условия для развития личности студента, преподавателя, сотрудника вуза и более успешного выполнения ими своих личностных и профессиональных функций.

4. Психолого-педагогическое сопровождение - система организационных, социально- психологических и психолого-педагогических мер, направленных на оптимизацию профессионального и личностного развития будущего специалиста и осуществляемых в рамках деятельности психологической службы вуза.

5. Принципиально важной является недирективность психолого- педагогическое сопровождения, его «не обязательность» для сопровождаемого, добровольность и полная свобода последнего в обращении за помощью.

6. Психолого-педагогическое сопровождение предполагает включение в свое пространство не только контингента студентов, но и других элементов и структур высшего учебного заведения: профессорско-преподавательского состава, сотрудников управления и административных служб. Это обусловлено тем, что оптимизация процесса профессионального развития специалиста требует и оптимизации психологической среды, психологического климата, в котором это развитие осуществляется.

Литература:

1. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Кутепов М.М., Трутанова А.В. Организация проектной деятельности студентов в электронном обучении // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 7-11.

2. Булаева М.Н. Подготовка будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к адмистративно-управленческой деятельности: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Вятский государственный гуманитарный университет. Нижний Новгород, 2009.

3. Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Методика анализа и оптимизации объема запоминаемого содержания обучения // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 3. С. 9-16.

4. Гущин А.В., Филатова О.Н. Синергетическая методология как модулятор перспективной системы педагогического образования // Электронный журнал "Фундаментальные исследования" № 8 (часть 5) 2013, стр. 1187-1192.

5. Колдина М. И. Сетевое взаимодействие в условиях инновационного развития образовательных организаций / М. И. Колдина, А. В. Лапшова // Инициативы XXI века. 2016. № 1. С. 73-75.

6. Кривоногова А.С., Цыплакова Методы исследования проблем профессионального образования // Вестник Мининского университета.2017. №1.

7. Прохорова М.П., Семченко А.А. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности // Вестник Мининского университета. 2017. №2.

8. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Модернизация процесса подготовки студентов вуза с применением модульного обучения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-4. С. 827-829.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Лошкарева Дарья Александровна

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Макеева Анастасия Владимировна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье раскрыты понятия «интерактивные методы» и «интерактивное обучение», были освещены и подробно рассмотрены общие результаты и эффекты применения интерактивного обучения. Рассмотрены наиболее часто используемые продуктивные интерактивные методы: метод проектов, кейс-метод, исследовательский метод, дискуссии, игровые методики, методы мозгового штурма. Подчеркивается, что активность педагога уступает активности обучающихся. И главной задачей преподавателя становится создание условий для проявления студенческой инициативы. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе предполагает следующую логику: не от теории к практике, как подразумевалось в традиционном обучении, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Выделены пять элементов, на которые опираются рассматриваемые нами методы, а также функции, которые выполняют интерактивные формы занятий. Отмечено, что интерактивное обучение является диалоговым, которое заключает в себе активное взаимодействие субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова: интерактивное технологии, компетентностный подход, диалоговое обучение, метод проектов, кейс-метод, игровые технологии, профессиональное образование, специалист, выпускник.

Annotation. In the article the concepts "interactive methods" and "interactive learning" are disclosed, the general results and effects of the interactive learning application were covered and discussed in detail. The most frequently used productive interactive methods are considered: the project method, the case method, the research method, discussions, game techniques, brainstorming techniques. It is emphasized that the activity of the teacher is inferior to the activity of the students. And the main task of the teacher is to create conditions for the manifestation of student initiative. The use of interactive technologies in the educational process implies the following logic: not from theory to practice, as implied in traditional teaching, but from the formation of new experience to its theoretical comprehension through application. Five elements are identified, which are based on the methods we are considering, as well as functions that perform interactive forms of study. It is noted that interactive learning is interactive, which involves active interaction of subjects of the educational process.

Keywords: interactive technology, competence approach, interactive training, project method, case method, gaming technology, professional education, specialist, graduate.

Введение. Современное образование строится в рамках компетентностного подхода, который подразумевает формирование у студентов самостоятельности в выполнении поставленных задач. Интерактивные методы обучения выступают одним из самых эффективных инструментов в совершенствовании профессиональной подготовки студентов высшего учебного заведения. Теперь преподавателю недостаточно просто быть компетентным в области своей дисциплины. Педагог должен изменить подход к современному учебному процессу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуальность выбранной темы вызвана тем, что подготовка современных специалистов в рамках компетентностного подхода должна происходить с применением новых технологий, которые обеспечат наибольшую продуктивность и эффективность. Поэтому мы должны рассмотреть наиболее эффективные возможности применения интерактивных методов в процессе обучения студентов.

Формулировка цели статьи. Рассмотреть построение учебного процесса с использованием интерактивных технологий. Для этого необходимо решить следующие задачи: выявить определение понятий «интерактивные методы» и «интерактивное обучение», установить особенности применения интерактивных методов в процессе обучения, определить функции, которые выполняет интерактивная форма обучения.

Изложение основного материала статьи. Интерактивные методы (от англ. interaction -взаимодействие) - это методы, основывающиеся на взаимодействии обучающихся между собой [1].

Интерактивным обучением называют специальную форму познавательной деятельности, способ познания, который осуществляется посредством совместной деятельности студентов. Все участники взаимодействуют между собой, обмениваются информацией, решение проблем происходит совместно, студенты оценивают действия своих одногруппников и свою деятельность [2]. Происходит все это в условиях максимально приближенных к профессиональной сфере деятельности. Студенты оказываются в реальной деловой атмосфере по разрешению какого-либо вопроса.

Одной из главных задач выступает формирование особых условий обучения при которых студент сможет осознать свою успешность и интеллектуальную состоятельность. Построение учебного процесса в таких рамках позволяет сделать его продуктивным. Процесс обучения строится так чтобы все студенты оказались вовлеченными в этот процесс и принимают активное участие в познании. Особенностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.