Литература:
1. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Кутепов М.М., Трутанова А.В. Организация проектной деятельности студентов в электронном обучении // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 7-11.
2. Булаева М.Н. Подготовка будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к адмистративно-управленческой деятельности: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Вятский государственный гуманитарный университет. Нижний Новгород, 2009.
3. Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Методика анализа и оптимизации объема запоминаемого содержания обучения // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 3. С. 9-16.
4. Гущин А.В., Филатова О.Н. Синергетическая методология как модулятор перспективной системы педагогического образования // Электронный журнал "Фундаментальные исследования" № 8 (часть 5) 2013, стр. 1187-1192.
5. Колдина М. И. Сетевое взаимодействие в условиях инновационного развития образовательных организаций / М. И. Колдина, А. В. Лапшова // Инициативы XXI века. 2016. № 1. С. 73-75.
6. Кривоногова А.С., Цыплакова Методы исследования проблем профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2017. №1.
7. Прохорова М.П., Семченко А.А. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности // Вестник Мининского университета.2017. №2.
8. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Модернизация процесса подготовки студентов вуза с применением модульного обучения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-4. С. 827-829.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Колдина Маргарита Игоревна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент-магистр Пескова Нина Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается анализ проблемы подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности на основе обучения их педагогическому прогнозированию. Раскрываются теоретико-методологические основы прогнозирования в современном педагогическом образовании. Выделяются и обосновываются виды прогнозов в профессиональной деятельности педагога. Обозначается процессуальная основа прогностической деятельности педагога профессионального обучения.
Ключевые слова: прогноз, прогнозирование, педагогическое прогнозирование, прогностическая деятельность педагога, прогностическая компетентность.
Annotation. The article deals with the analysis of the problem of preparing future teachers for professional activities on the basis of teaching them pedagogical forecasting. The theoretical and methodological foundations of forecasting in modern pedagogical education are revealed. The types of forecasts in the professional activity of the teacher are identified and justified. The procedural basis of the prognostic activity of the vocational education teacher is indicated.
Keywords: forecasting, forecasting, pedagogical forecasting, pedagogical prognostic activity, predictive competence.
Введение. Прогностическая деятельность вооружает преподавателя умением постановки обоснованной цели своего профессионально-личностного роста и развития; стремлением к профессиональному росту и самосовершенствованию; методикой и технологией прогнозирования с целью профессионально-личностного роста; способами руководства собственным самообразованием, собственным профессионально-личностным становлением, образовательной деятельностью своих обучающихся; путями верификации своей деятельности и при необходимости ее корректировки; и наконец, прогнозирование дает оптимистическое перспективное видение новых социальных явлений, учит не бояться изменений, но с помощью научного прогностического подхода находить оптимальный способ деятельности, приобретая практический опыт.
Проблема прогнозирования в деятельности педагога рассматривалась в рамках более общей проблемы педагогической прогностики. Несмотря на имеющиеся исследования, проблема, трактуемая как педагогическое предвидение, является пока мало разработанной как на общепедагогическом, так и на частно-дидактическом уровне.
В условиях модернизации образовательной системы, многоуровневого высшего образования и трансформации российского образования поставленная проблема приобретает повышенную важность и новые возможности развития. Профессиональная деятельность современного педагога характеризуется необходимостью прогнозировать пути совершенствования ключевых и предметных компетенций обучающихся, эффективности функций управления образовательным процессом. Таким образом, прогностическая деятельность будущего педагога востребована в процессе профессионального образования.
Формулировка цели статьи - теоретически обосновать и выявить проблему подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности на основе обучения их педагогическому прогнозированию.
Изложение основного материала статьи. В ряде исследований прогнозирование определяется и в качестве умения (мысленного) строить предположения о будущем на основе приобретенных знаний и оценки своих возможностей, а также развивающегося свойства субъекта учебной деятельности, поскольку именно в
процессе учебной деятельности развиваются такие качества, как целенаправленность действий, предвидение результатов своей деятельности, что, безусловно, предполагает развитие интересующего нас феномена [2].
Исследование показало, что основными характеристиками прогнозирования являются информативность, достоверность, вероятностный характер, вариативность, обоснованность, осознанность и широта. Основными методами прогностической деятельности являются: целеполагание, диагностика, проектирование, выдвижение и анализ гипотез, экстраполяция, планирование, моделирование, эксперимент, управление, программирование, экспертиза, рефлексия, контроль и оценка.
Исследователи по-разному дают определение понятию «прогноз»: предвидение будущего с возможной степенью достоверности, обусловленное объективными возможностями ее реализации [4]; аргументированное высказывание о ранее неизвестном и не поддающимся непосредственному наблюдению будущем состоянии объекта и его опосредованных связей; научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта или альтернативных путях и сроках их осуществления; результат прогностической деятельности, опережающее знание, гипотеза, совокупность информации, полученной в результате использования способности человека к предчувствию, предвидению, предсказанию на основе интуиции и научного осмысления закономерностей, распространяющихся на события и явления как в прошедшем, настоящем, так и будущем времени [1].
Педагогическое прогнозирование имеет целый ряд особенностей, вызванных спецификой педагогики как науки. Из анализа системно-функционального подхода в исследованиях педагогической деятельности видно, что одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является прогнозирование.
Анализ психолого-педагогических исследований позволяет сделать вывод, что прогнозирование в педагогической деятельности может трактоваться различным образом: как познавательная способность личности, как средство организации и управления учебным процессом, как предвидение будущих изменений в развитии, образовании, формировании личности; определение путей совершенствования личности [3].
Анализ работ Кевля Ф.И., Кеймаха Я.П., Самсоновой Е.В., Булыгиной Т.Б., Поляковой Т.С., Родригес А, позволил выделить следующие составляющие прогностической деятельности педагога, которые можно условно разделить на три группы [8]:
- прогнозирование развития личности: ее качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии, нравственного поведения, трудностей в установлении взаимоотношений со сверстниками и т.д.;
- прогнозирование развития студенческого коллектива, развития системы взаимоотношений обучающихся;
- прогнозирование хода педагогического процесса: трудностей обучающихся при усвоении нового материала, результаты применения тех или методов, приемов и средств обучения и воспитания и т.д.
Педагогическое прогнозирование является проявлением высшего уровня педагогической компетенции. Оно предполагает наличие у педагога таких личностных качеств, педагогических способностей и прогностических умений, которые позволяют ему осуществлять комплексную, целостную систему прогнозирования в педагогической деятельности.
Под прогностическими умениями понимается владение комплексом умственных и практических действий, направленных на решение прогностических задач на основе сознательного применения на практике психолого-педагогических и методологических знаний.
В структуру общих прогностических умений были включены следующие умения:
- сбора диагностической информации об особенностях каждого студента и коллектива в целом,
- выдвижения гипотез, перспектив развития личности и коллектива,
- постановки целей,
- предвидения последствий и вариантов деятельности,
- проектирования индивидуальной программы личностного развития студента,
- проверки правильности постановки задач и моделирования;
- коррекции модели;
- составления прогноза.
Опираясь на многочисленные исследования зарубежных и отечественных авторов проблемы формирования прогностической деятельности педагога профессионального обучения, нами была выделена процессуальная основа прогнозирования:
1. Предпрогнозная ориентация. Данный этап состоит в проведении работ, предшествующих разработке задания на прогноз. Разработчик определяет цель, объект прогнозирования, рассматривает период основания и период упреждения прогноза. К примеру, в профессиональной деятельности студент или выпускник составляет планы учебных занятий. В предпрогнозную ориентацию его деятельности входит ознакомление с учебным процессом в данной группе по данному предмету, составление фотографии предшествующего учебного занятия, ознакомление с преимущественно применяемыми в данной группе методами и приемами работы, реакцией обучающихся на предлагаемые задания.
2. Задание на прогноз. Обычно задание на прогноз в прогностике представляет собой документ, определяющий его цели, задачи и порядок разработки. С этой точки зрения, заданием на прогноз может выступать нормативный документ, регламентирующий порядок представления и оформления годовых, тематических планов и т.д. Таким образом, в профессиональном аспекте деятельности педагога задание на прогноз может иметь документальное выражение. В остальных аспектах прогностической деятельности задание на прогноз не оформляется в виде документа, но может существовать в форме памятки.
3. Прогнозная ретроспекция. На данном этапе обычно в прогностике исследуется история развития объекта и прогнозного фона. В нашей системе прогнозная ретроспекция предполагает анализ прогнозного фона - уровня развития умений и навыков.
4. Прогнозный диагноз. Этап предполагает систематизированное описание прогнозного фона и объекта с целью выявления тенденций его развития и выбора методов прогнозирования. Основное содержание данного этапа в учебно-познавательном прогнозировании - это выбор приемов и методов совершенствования умений и навыков, анализ предыдущих форм и методов работы над ними.
5. Прогнозная протекция. В содержание этапа входит собственно разработка прогноза по итогам прогнозного диагноза. В нашей системе прогнозная проспекция представляет собой решение о доверительном интервале прогноза, об уровне компетенций, предполагаемых государственным стандартом и
программами, основанных на умениях и навыках, которые нужно выработать, о приемах работы над собственной деятельностью.
6. Следующий этап - верификация прогноза - является этапом оценки достоверности и точности прогноза, а также его обоснованности. На этапе верификации производится контрольный замер уровня компетенции (умений и навыков) обучаемых.
7. По результатам верификации прогноза осуществляется его корректировка. По сути дела, корректировка начинает новый цикл прогнозирования. Если предыдущий этап показал высокий уровень точности и достоверности прогноза, то прогнозный фон определен корректно. Верификация прогноза является предпрогнозной ориентацией, прогнозной ретроспекцией и частично прогнозным диагнозом следующего цикла прогнозирования, а корректировка представляет собой задание на прогноз.
Кроме указанных этапов прогнозирования существует еще один - этап синтеза прогнозов. Под синтезом прогнозов понимается разработка системного прогноза. В нашем исследовании системный прогноз состоит из прогнозирования собственной учебно-познавательной деятельности, прогнозирования профессиональной деятельности, руководства прогностической деятельностью своих учеников в учебном процессе школы (в период педпрактики или профессионального становления).
Применительно к профессиональной деятельности педагога используются следующие виды прогнозов:
• Целевой прогноз - проспекция осуществляется следующим образом. Нужно определить объект прогнозирования: какие компетенции важны для исследуемого вида деятельности, что должно быть исправлено, улучшено. Обучаемые имеют сложности, работая с данным видом прогнозирования, поскольку он предполагает взгляд на свою деятельность в перспективе. Плановый прогноз состоит в определении тактики предвидения. Работая с ним, нужно определить, какие шаги, приемы, задания целесообразно использовать для достижения цели прогноза.
• Программный прогноз - субъект предвидит промежуточные задачи деятельности и способы их достижения. Если в целевом прогнозе требуется определить прогнозную проспекцию для заданного уровня умений говорения на иностранном языке, то в плановом прогнозе нужно уточнить, на какие виды языковой компетенции нужно запланировать больше тренировки. На основе этого необходимо составить план, определить, как нужно строить занятие и в какой последовательности предлагать задания, чтобы добиться нужного уровня речи. Иными словами, плановый прогноз способствует определению приоритетов деятельности. Программный прогноз дает более подробную карту действий по достижению языковых компетенций как основе устной речи.
• Проектный прогноз позволяет подобрать задания и упражнения для совершенствования компетенций.
• Организационный прогноз определяет направление, в котором надо действовать, чтобы достичь цель. Следовательно, он способствует определению приоритетов и направления поиска.
Анализируя проблему педагогического прогнозирования в системе высшего образования, следует сказать о формировании прогностической компетенции будущих педагогов профессионального обучения.
Под прогностической компетенцией мы будем понимать результат профессионального образования, при достижении которого уровень подготовленности будущего педагога к труду в обществе, его знания, умения, качества деятельности дают возможность:
- компетентно ставить цель своей деятельности, планировать ее, заниматься программированием и проектированием;
- представлять себе стадии прогнозирования, уметь собирать и анализировать информацию, составляющую прогнозный фон, определять тенденции ее возможных изменений;
- заниматься самообразованием, совершенствованием собственных компетенций.
Прогностическая компетенция по своей природе нормативна.
Ее образовательный аспект определяется:
- В процессе профессиональной подготовки - требованиями ФГОС, квалификационными требованиями на данную профессию, а также Профессиональным стандартом педагога.
- На уровне молодого специалиста - Профессиональным стандартом педагога.
Выводы. В результате нашего исследования проблемы подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности на основе обучения их педагогическому прогнозированию можно выделить 3 аспекта:
• Учебно-познавательный аспект заключается в прогнозировании студентами своей познавательной деятельности.
• Профессиональный аспект представляет собой прогнозирование собственной профессиональной деятельности.
• Обучающий аспект предполагает умение студентов управлять собственной деятельностью и учиться прогнозировать свою познавательную деятельность.
Процесс подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности средствами педагогического прогнозирования имеет следующие фазы.
1. Пробная фаза отвечает за изучение категориального аппарата и этапов прогнозирования. Будущие педагоги прогнозируют в рамках учебно-познавательном аспекта. Профессиональный обучающий аспект проявляется в малой степени. Первая фаза совпадает с этапом овладения профессией, предполагает первичное освоение технологий труда.
2. Репродуктивная фаза характеризуется приоритетом учебно-познавательного и профессионального аспекта прогнозирования. Студенты знакомятся с обучающим аспектом. Фаза предполагает этап овладения профессией. Она частично захватывает стадию педагогического мастерства, на которой будущие педагоги знакомятся с лучшими образцами педагогического туда.
3. Продуктивная (профессионально-творческая) фаза, в процессе которой выполняются все три аспекта прогнозирования.
Литература:
1. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Кутепов М.М., Трутанова А.В. Организация проектной деятельности студентов в электронном обучении // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 7-11.
2. Булаева М.Н. Подготовка будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к адмистративно-управленческой деятельности: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Вятский государственный гуманитарный университет. Нижний Новгород, 2009.
3. Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Методика анализа и оптимизации объема запоминаемого содержания обучения // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 3. С. 9-16.
4. Гущин А.В., Филатова О.Н. Синергетическая методология как модулятор перспективной системы педагогического образования // Электронный журнал "Фундаментальные исследования" № 8 (часть 5) 2013, стр. 1187-1192.
5. Колдина М. И. Сетевое взаимодействие в условиях инновационного развития образовательных организаций / М. И. Колдина, А. В. Лапшова // Инициативы XXI века. 2016. № 1. С. 73-75.
6. Кривоногова А.С., Цыплакова Методы исследования проблем профессионального образования // Вестник Мининского университета.2017. №1.
7. Прохорова М.П., Семченко А.А. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности // Вестник Мининского университета.2017. №2.
8. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Модернизация процесса подготовки студентов вуза с применением модульного обучения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-4. С. 827-829.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);
кандидат педагогических наук, доцент Булаева Марина Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);
студент-магистр Леонова Вера Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается современное состояние и проблемы системы высшего образования в рамках подготовки специалистов дошкольного профиля. Обозначены основные направления совершенствования профессиональной подготовки будущего педагога. Представлена структура деятельности педагога дошкольного профиля, определенная его миссией. На основе структуры деятельности и квалификационной характеристики разработана компетентностная модель будущего специалиста дошкольного образования.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагог дошкольного образования, модель будущего специалиста дошкольного образования.
Annotation. The article examines the current state and problems of the higher education system in the framework of training pre-school specialists. The basic directions of perfection of professional training of the future teacher are designated. The structure of the preschool teacher's activity, defined by his mission, is presented. Based on the structure of activity and the qualification characteristic, a competence model of a future specialist in preschool education has been developed.
Keywords: vocational training, teacher of preschool education, model of the future specialist of preschool education.
Введение. Современные социально-экономические условия ставят перед системой профессионального образования задачу подготовки компетентного, конкурентоспособного специалиста для работы в динамично меняющихся условиях, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, готового к дальнейшему самообразованию и саморазвитию.
В условиях инновационных преобразований образовательной сферы меняется стратегия подготовки будущих педагогов дошкольного образования. Особое внимание современных исследователей обращено на подготовку специалистов, способных творчески реализовывать свои педагогические умения в новых условиях жизни, в ситуациях быстрых перемен. В связи с этим в современной отечественной педагогике идут противоречивые процессы, связанные с изменением её содержательных характеристик. Одна из отличительных особенностей этих процессов заключается в том, что осуществляется пересмотр и переосмысление содержания профессиональной готовности выпускников педагогического вуза в целом и педагога дошкольного образования в частности.
Особо актуальной становится проблема обеспечения дошкольных образовательных учреждений профессионально компетентными педагогическими кадрами, способными к эффективному управлению образовательным процессом и содействию успешной социализации детей дошкольного возраста. Поэтому перед профессиональным образованием стоит важная задача сформировать у будущих педагогов дошкольного образования личностно и профессионально значимые компетентности, определяющие их профессиональную готовность к работе с детьми дошкольного возраста.
Формулировка цели статьи - теоретически обосновать и разработать модель будущего специалиста дошкольного образования в процессе формирования профессиональных компетенций.
Изложение основного материала статьи. Профессиональная деятельность педагога дошкольного профиля имеет свои специфические особенности. Многие исследования подчеркивают, что успешное развитие ребенка дошкольного возраста, его личностная активность и социальная состоятельность зависит от грамотного, целенаправленного руководства со стороны взрослого. Поэтому специфика профессионально-педагогической деятельности педагога дошкольного образования заключается в том, что инвариантные требования и характеристики обогащаются специфическими особенностями профессиональной