Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
601
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТА / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Булаева Марина Николаевна, Уракова Марина Николаевна

В статье рассматривается принцип реализации личностно-деятельностного подхода к профессиональной подготовке студентов в вузе. Актуальность применения подхода находит свое отражение в практико-ориентированной и профессионально-трудовой деятельности будущих специалистов. Определена специфика концептуальных положений подхода, обеспечивающих всесторонне развитие личности студентов как субъектов собственной деятельности. Выделяются значимые основания позиционной динамики субъектов образовательного процесса. Обозначены эффективные педагогические условия реализации личностно-деятельностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Булаева Марина Николаевна, Уракова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL-ACTIVITY APPROACH TO VOCATIONAL TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS

The article discusses the principle of the implementation of the personal-activity approach to the professional training of students at the university. The relevance of the application of the approach is reflected in the practice-oriented and professional-labor activity of future specialists. The specificity of the conceptual provisions of the approach is determined, which ensure the comprehensive development of the personality of students as subjects of their own activity. Significant foundations of the positional dynamics of the subjects of the educational process are highlighted. Effective pedagogical conditions for the implementation of the personality-activity approach are indicated.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Булаева Марина Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

магистрант Уракова Марина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматривается принцип реализации личностно-деятельностного подхода к профессиональной подготовке студентов в вузе. Актуальность применения подхода находит свое отражение в практико-ориентированной и профессионально-трудовой деятельности будущих специалистов. Определена специфика концептуальных положений подхода, обеспечивающих всесторонне развитие личности студентов как субъектов собственной деятельности. Выделяются значимые основания позиционной динамики субъектов образовательного процесса. Обозначены эффективные педагогические условия реализации личностно-деятельностного подхода.

Ключевые слова: личность, деятельность, личностно-деятельностный подход, профессиональная подготовка, профессионально-трудовая деятельность, индивидуально-личностные особенности студента, гуманизация образования.

An^tatton. The article discusses the principle of the implementation of the personal-activity approach to the professional training of students at the university. The relevance of the application of the approach is reflected in the practice-oriented and professional-labor activity of future specialists. The specificity of the conceptual provisions of the approach is determined, which ensure the comprehensive development of the personality of students as subjects of their own activity. Significant foundations of the positional dynamics of the subjects of the educational process are highlighted. Effective pedagogical conditions for the implementation of the personality-activity approach are indicated.

Keywords: personality, activity, personality and activity approach, professional training, professional and labor activity, individual personality traits of a student, humanization of education.

Введение. Актуальное современное образованное общество определяет динамический характер изменений к профессиональной подготовке будущих специалистов. Новые требования ориентируют будущего специалиста перестраивать свою профессиональную деятельность, обладать способностями и возможностями к видоизменению и постоянному совершенствованию.

Профессиональная подготовка такого специалиста обеспечивает возможность формирования профессиональных компетенций, трудовых навыков и личностных качеств. Реализация личностно-деятельностного подхода при профессиональной подготовке в вузе предполагает организацию качественных учебно-профессиональных занятий, учет индивидуально-личностных особенностей, создание оптимальных и технологических условий для развития потенциальных возможностей студентов.

На сегодняшний день в процессе обучения в вузе студенту уже не хватает только передачи знаний и навыков, гораздо сложнее и важнее сформулировать опыт практической деятельности и личностные качества будущего специалиста. Профессиональная подготовка студента в вузе как единство теоретической и практической готовности к осуществлению профессионально-трудовой деятельности обеспечивает формирование соответствующих профессиональных компетенций: психолого-педагогическая, техническая, организационная, управленческая, производственно-профессиональная.

Личностно-деятельностный подход исследует процесс взаимодействия личности с реальными профессионально-трудовыми условиями и ресурсами. Такой подход осуществляет практико-ориентированную тактику будущей профессиональной деятельности.

Специфика личностно-деятельностного подхода в рамках учебно-воспитательного процесса обеспечивает становления личности студента как субъекта своей жизнедеятельности и будущего профессионала, с учетом ценностных ориентаций, жизненного опыта, социально-воспитательных условий.

Формулировка цели статьи - изучение и анализ основных положений личностно-деятельностного к профессиональной подготовке будущих специалистов в вузе.

Изложение основного материала статьи. Определяя концептуальную основу личностно-деятельностного подхода, необходимо обратиться к работам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева. Они рассматривали личность обучающегося как субъекта деятельности, которая включает в себя коммуникативную, компетентностную, взаимодействующую, трудовую и презентационную функции [1, 2].

Выделяя особенности личностно-деятельностного подхода к профессиональной подготовке студентов следует отметить позиции педагога и обучающегося.

Позиция преподавателя при реализации этого подхода предполагает организацию и управление учебно-познавательной деятельности обучающихся. В связи с этим происходит формирование коммуникативной, исследовательской, проективной видов деятельности через усвоение новых знаний, развитие современных умений, выработку собственной учебно-мотивационной потребности.

В результате такого преображения происходит изменение характерологических особенностей процесса учебного взаимодействия. Приоритетным становится направление субъект-субъектного равноправного

учебного сотрудничества в обучении, где реализуется совместная дидактически-организационная деятельность.

Информационно-контролирующая функция становится первостепенной при решении конкретных учебных задач [3]. Процесс обучения и педагогическое взаимодействие в условиях личностно-деятельностного подхода носит коллективный характер, реализующий принцип коллективной коммуникативности обучения, способствующей активизации резервных возможностей личности, т.е. индивидуализация обучения через групповые формы.

Рассматривая личностно-деятельностный подход с позиции студентов вуза прежде всего необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и проявления обучающегося, психологическое состояние и свободу выбора. В этом случае такой подход должен обеспечить безопасность личности, ее самоактуализацию и личностный рост.

Кроме этого подход формирует активность студентов, готовность к учебно-познавательной деятельности, единство внутренних и вешних мотивов и потребностей, построение равно-партнерских, доверительно-доброжелательных, комфортных, субъект-субъектных отношений в учебном взаимодействии.

В результате личностно-деятельностный подход способствует наличию актуальной ситуации развития новых форм, правил, способов и средств социальной, профессионально-трудовой и коммуникативной деятельности, в частности у студентов происходит не только развитие профессиональной компетентности, но и целенаправленное эффективное формирование саморегуляции и самооценивания [4].

Основными положениями личностно-деятельностного подхода в рамках формирования профессионально-трудовой компетентности являются следующие:

- субъект-субъектная позиция взаимоотношений студентов в педагогическом процессе вуза;

- использование современных методов активизации процесса обучения на основе общедидактических принципов;

- реализация различных видов и средств проектировочной деятельности в условиях профессиональной подготовки студентов вуза;

- создание условий для раскрытия индивидуально-личностных особенностей с учетом социально-субъектного опыта деятельности.

Такие положения определяют организацию предметно-практической и профессиональной деятельности в определённом социально-полезном и трудовом контексте, который обязан создавать положительный эмоционально-мотивационный фон.

Личностно-деятельностный подход предполагает также гуманистическую, личностно-ориентированную направленность образовательного процесса:

- развитие личности на основе освоения универсальных способов деятельности;

- учет национальных, возрастных, физиологических, индивидуально-психологических особенностей студентов;

- активизация мотивационно-потребностной и учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Важно обозначить принципиальные особенности личностно-деятельностного подхода, в основе которых

лежат признание самоценности каждого студента, его социального потенциала [6].

1. Принятие индивидуальности и исключительности студентов в рамках традиционных форм обучения и воспитания.

2. Учет общечеловеческих и культурных ценностей субъектов образовательного процесса.

3. Включение в различные виды деятельности, освоение профессиональных компетенций с учетом интересов, склонностей и потребностей студентов.

4. Организация практико-предметной совместной деятельности через современные активные методы обучения, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям.

5. Преобладание гуманистического характера межличностных отношений участников педагогического процесса.

В связи с этим выделяется главная цель подхода - интенсивная активизация внутреннего потенциала обучающихся через умение рефлексивного поведения.

Здесь следует упоминать о развитие творческих способностей, эмоциональной сферы и личностно-профессиональных качеств. Также учитываются требования к организации учебного материала и подстраиваются под мотивы, способности, потребности и особенности интеллекта обучающегося [7].

Применение личностно-деятельностного подхода к профессиональной подготовке студентов вуза предполагает системное направление, основанное на принципах субъективности, вариативности, диалогичности, самостоятельности, практичности и рефлексивности. Системность подхода осуществляется в условиях профессиональной готовности к обучению, формирования ключевых компетенций, использования информационно-коммуникационных ресурсов, социально-профессионального взаимодействия.

Саморазвитие и непрерывное образование в рамках личностно-деятельностного подхода расширяет образовательное пространство вуза, интеграционных процессов в нем.

Самостоятельность, положительная мотивация и активность практической деятельности - все это преимущества исследуемого подхода.

Профессиональная подготовка студентов на основе личностно-деятельностного подхода способствует приобретению опыта активно-динамической, общественно-полезной, социально-культурной установки к будущей профессиональной деятельности, развитию личностных, творческих компетенций, формированию будущих специалистов с устойчивой личностно-профессиональной позицией, владеющих способами решения проблемных задач и несущих ответственность за них [8].

Личностно-деятельностный подход отождествляют как основу образовательного процесса в условиях профессионального обучения. Применение подхода подразумевает реализацию в самых разных вариантах при помощи множества концептуальных моделей. В результате это приводит к использованию студентами механизмами самоизменения и саморазвития, возможности интенсификации процесса профессиональной подготовки и ориентации на творческо-вариативное применение.

Выводы. Системное рассмотрение личностно-деятельностного подхода к профессиональной подготовке студентов вуза позволяет говорить о единстве и взаимообусловленности категорий «личности» и «деятельности», ориентированное на развитие индивидуально-личностных особенностей обучающихся и их профессионально-трудовое становление.

В рамках нашего исследования обоснована необходимость педагогических условий: единство обучения и воспитания, информационно-методические условия, профессионально-прогностические условия, гуманистическая составляющая вузовской подготовки.

Значительная роль личностно-деятельностного подхода в процессе профессиональной подготовки студентов вуза отдается созданию приоритетных и эффективных направлений организации профессионально-продуктивной деятельности обучающихся и постоянного мониторинга развития индивидуально-личностных особенностей будущих специалистов.

Данный принцип предполагает сочетание педагогического мастерства и профессионального управления педагога, инициативу и самостоятельность студентов. Возможность вариативности деятельности, стимулирование активности личности студента вуза создает мотивацию для успешной профессиональной подготовки студентов к будущей трудовой деятельности.

Литература:

1. Вербицкий А.А. Проблема единства обучения и воспитания // Профессиональное образование. Столица. 2017. №10. - С. 2-7.

2. Зеер Э.Ф., Романцев Г.М. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. 2013. №7. - С. 17.

3. Лапчик, М.П. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования: учебное пособие: [16+] / М.П. Лапчик. - 3-е изд., электрон. - Москва: Лаборатория знаний, 2020. - 185 с.: ил. -(Педагогическое образование). URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445808.

4. Лапшова А.В. Профессиональная подготовка бакалавров в условиях модернизации вуза // Вестник Мининского университета. 2013. №2(2). - С. 15.

5. Маркова С.М., Котенко Е.Ф., Григорян Н.М. Основные тенденции развития содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-4. -С. 124-127.

6. Козырева О.А. Педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника // Вестник Мининского университета. 2020. № 2. Том 8. URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-1.

7. Маркова, С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. № 1. Том 7. URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-2.

8. Солнцева, Н.В. Управление в педагогической деятельности: учебное пособие / Н.В. Солнцева. - 3-е изд., стер. - Москва: ФЛИНТА, 2017. - 116 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Левченко Наталия Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Нечаева Ольга Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ВЕБ-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматривается веб-квест как средство повышения учебной мотивации студентов, которые изучают дисциплину «Педагогика», ее модуль «Теория воспитания». Исследование проведено со студентами третьих курсов, направления подготовки «Педагогическое образование» Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского. В нем приняли участие 120 студентов дневного отделения. Данные экспериментальной работы привели к выводу о том, что использование одной из технологий проблемного обучения - веб-квестов способствует повышению эффективности образовательного процесса и формирует учебную мотивацию, развивает коммуникативные способности, творческое мышление студентов.

Ключевые слова: веб-квест, мотивация, технология, обучение, студент, вуз.

Annotation. The article discusses a web quest as a means of increasing the educational motivation of students who study the discipline "Pedagogy", its module "Theory of education". The study was carried out with third-year students, the direction of training "Pedagogical education" of the Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky. It was attended by 120 full-time students. The data of the experimental work led to the conclusion that the use of one of the technologies of problem-based learning - web quests - contributes to an increase in the efficiency of the educational process and forms educational motivation, develops communication skills, creative thinking of students.

Keywords: web quest, motivation, technology, training, student, university.

Введение. Формирование компетенций обучающихся в современных реалиях происходит, главным образом, посредством того, что педагог в учебном процессе использует инновационный подход. Признаками инновационного подхода в воспитательно-образовательном процессе и также признаками инновационной лекции является, прежде всего то, что педагог использует различные методы обучения и умело сочетает технологии, в том числе и технологии проектной работы, а также технологии применения сетевых электронных средств обучения, технологии развития критического мышления, технологии развивающего обучения. Бесспорно, наличие практического опыта деятельности без частичного или полного использования инновационных технологий в обучении невозможно.

Необходимо постоянно мотивировать студентов на активную познавательную деятельность, как один из компонентов профессиональной компетентности будущего специалиста [4].

При этом сама проблемность материала создает важные предпосылки для развития исследовательских способностей студентов. Разноуровневые задания также помогают учитывать подготовку учащихся, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.