Научная статья на тему 'ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКИХ КРУЖКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКИХ КРУЖКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ КРУЖОК / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / СЕТЕВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новик Ирина Рафаиловна, Козлов Андрей Владимирович, Жадаев Артем Юрьевич

В представленной статье анализируется студенческий химико-методический кружок «Мир химии», активно функционирующий с 2018 г при кафедре биологии, химии и биолого-химического образования (БХиБХО) НГПУ имени Козьмы Минина с использованием сетевого сотрудничества с МБОУ «Школа №129» г. Н. Новгорода. Результаты проведенного среди студентов группы БХ-15-1 анкетирования показывают, что в ходе кружковых занятий у обучающихся происходит рост личностного интереса к научной деятельности и формирование более устойчивой профмотивации, а также развитие необходимых профессионально-личностных качеств, которые совершенствуются в ходе кружковой деятельности, основанной на дидактических принципах научности, системности, наглядности, унификации, безопасности, успешности, связи с жизнью при реализации личностно-ориентированного, компетентностного и системно-деятельностного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новик Ирина Рафаиловна, Козлов Андрей Владимирович, Жадаев Артем Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF STUDENT CIRCLES IN PEDAGOGICAL UNIVERSITY

This article analyzes the student's chemical and methodological circle "World of chemistry", which has been actively functioning since 2018 at the Department of Biology, Chemistry and Bio-Chemistry Education of Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) using the resources of network cooperation with the School No 129 of Nizhny Novgorod. The results of the conducted survey among students of the group of BH-15-1 show that in the course of group work students there is a growth of personal interest in science and to promote a more sustainable primitively, and also the development of essential professional and personal qualities that are enhanced through group activities based on didactic principles of scientific character, consistency, clarity, harmonization, safety, success, communication in implementation of student-centered, competence-based and system-activity approaches.

Текст научной работы на тему «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКИХ КРУЖКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

6. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) - Москва: Вако, 2015. - 288 с.

7. Сорокопуд Ю.В., Сиротина С.А. Профессиональная культура педагога как фактор повышения качества образования // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 187-189.

Педагогика

УДК 37.013

кандидат педагогических наук, доцент Новик Ирина Рафаиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат биологических наук, доцент Козлов Андрей Владимирович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Жадаев Артем Юрьевич

Институт пищевых технологий и дизайна - филиал ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород)

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКИХ КРУЖКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. В представленной статье анализируется студенческий химико-методический кружок «Мир химии», активно функционирующий с 2018 г при кафедре биологии, химии и биолого-химического образования (БХиБХО) НГПУ имени Козьмы Минина с использованием сетевого сотрудничества с МБОУ «Школа №129» г. Н. Новгорода. Результаты проведенного среди студентов группы БХ-15-1 анкетирования показывают, что в ходе кружковых занятий у обучающихся происходит рост личностного интереса к научной деятельности и формирование более устойчивой профмотивации, а также развитие необходимых профессионально-личностных качеств, которые совершенствуются в ходе кружковой деятельности, основанной на дидактических принципах научности, системности, наглядности, унификации, безопасности, успешности, связи с жизнью при реализации личностно-ориентированного, компетентностного и системно-деятельностного подходов.

Ключевые слова: студенческий кружок, профессиональная мотивация, профессионально-личностные качества, сетевое сотрудничество.

Annotation. This article analyzes the student's chemical and methodological circle "World of chemistry", which has been actively functioning since 2018 at the Department of Biology, Chemistry and Bio-Chemistry Education of Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) using the resources of network cooperation with the School No 129 of Nizhny Novgorod. The results of the conducted survey among students of the group of BH-15-1 show that in the course of group work students there is a growth of personal interest in science and to promote a more sustainable primitively, and also the development of essential professional and personal qualities that are enhanced through group activities based on didactic principles of scientific character, consistency, clarity, harmonization, safety, success, communication in implementation of student-centered, competence-based and system-activity approaches.

Keywords: student group, professional motivation, professional and personal qualities, network cooperation.

Введение. Проблема развития профессионально-личностных качеств выпускников, мотивации их на профессиональную деятельность [4-5, 6, 7, 11, 12] и формирования профессиональной компетентности будущего учителя [1-3, 9, 13, 15] особенно актуальна для педагогических вузов. На наш взгляд, в наибольшей степени это связано с универсализацией основных образовательных программ бакалавриата, увеличением академических часов, выделяемых на изучение иностранных языков, информационно-коммуникационных технологий, а также учебных дисциплин (модулей), связанных со здоровым образом жизни и с формированием финансово-экономической грамотности. Данные тенденции происходят, к сожалению, за счет сокращения количества зачетных единиц на изучение профильных дисциплин, которые в дальнейшем могли бы способствовать более эффективной реализации современного тренда «Обучение в течение всей жизни» и, как следствие, помогли бы учителю постоянно личностно развиваться и самосовершенствоваться в предметной области, оставаясь Мастером в преподавании, в первую очередь, своего любимого предмета.

В дальнейшем, на второй ступени получения качественного высшего образования в магистратурах отечественных вузов ситуация порой не стабилизируется, как это было раньше и, при переходе на двухступенчатую систему образования, лишь усугубляется. В ряде случаев это связано с тем, что в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [1] в настоящее время в магистратуру может поступить любой выпускник, имеющий какое-либо высшее образование, к сожалению, совсем не обязательно педагогического направления подготовки. В связи с этим вход в профессию учителя значительно расширяется, но вместе с тем появляются и новые проблемы, поскольку далеко не все «новоиспеченные» магистранты имеют хоть какое-либо реальное представление о выбираемой ими профессиональной стезе [15]. Количество зачетных единиц, выделяемых на изучение психолого-педагогических и методических дисциплин в учебных планах по выбранной обучающимися магистерской программе, не всегда позволяют им в должной мере ознакомиться с особенностями педагогических реалий школьной жизни.

В данной статье авторами анализируется работа студенческого химико-методического кружка «Мир химии», который функционирует с 2018 года при кафедре БХиБХО НГПУ им.Козьмы Минина с использованием сетевого сотрудничества с МБОУ «Школа №129» г. Н. Новгорода. В процессе работы с обучающимися в ходе кружковых занятий нами установлено, что у них происходит рост личностного интереса к научной деятельности и профмотивации, развиваются важные профессионально-личностные качества, которые постоянно совершенствуются и дополняются новыми, важными для их профессионального становления качествами.

Изложение основного материала статьи. Ряд отечественных специалистов в области современной педагогики и психологии (И.В. Гладкая, С.П. Ильина, С.В. Ривкина, А.П. Тряпицына, Т.Г. Мухина, Т.Л. Шабанова и др.) указывают на новые требования к учителю в условиях модернизации и профилизации современной школы [4-5, 7, 9, 15]. Они должны обеспечивать вариативность, индивидуально-личностную и практическую ориентацию образовательного процесса, направленность его на профессиональное самоопределение обучающихся старших классов. Это обусловливает необходимость подготовки учителя к выполнению большого объема педагогической работы, связанной с трансформацией способов обучения, активным поиском оптимальных форм организации эффективного учебно-воспитательного процесса, возрастающими требованиями к результативности и качеству предоставляемого образования.

Для качественной подготовки компетентных профессионалов в различных сферах трудовой деятельности человека на помощь приходят студенческие кружки различной направленности, организованные, как правило, при кафедрах вузов. Совместная и плодотворная работа руководителя студенческого кружка с обучающимися закладывает начальный фундамент для профессионального роста будущего бакалавра и магистра. Систематические занятия в кружках впоследствии позволяют обучающимся более серьезно подходить к написанию курсовых проектов, выпускных квалификационных работ, промежуточные результаты которых ежегодно докладываются на научных конференциях различных уровней, неделях науки в вузе, «круглых столах», семинарах и т.д. В связи с этим креативный и инновационный подход руководителя студенческого объединения обеспечит планомерное вовлечение слушателей кружка в будущую профессиональную деятельность, поможет развить у студентов лидерские качества и творческие инициативы, упрочить умение работать в коллективе.

Своевременная организация предметного студенческого объединения (кружка) по теории и методике обучения химии способствует частичному решению возникшей проблемы недостаточности учебного времени, отведенного на аудиторную работу студентов в данной области науки. Поскольку основной задачей студенческого кружка является объединение единомышленников, имеющих общую цель - стать профессионалом своего дела, изучить на практике все «тонкости» и «обратные стороны» профессии, на которые зачастую не хватает времени на учебных дисциплинах, - обозначенная нами выше проблема частично устраняется в ходе совместной деятельности во время подготовки и проведения занятий для обучающихся сетевых школ и колледжей г. Н. Новгорода, в ходе «Всероссийской недели науки», «Каникулярных школ», городских и региональных олимпиад, конкурсов и других профориентационных мероприятий, организованных Мининским университетом в режиме реального времени [8, 10-15].

В связи с этим на кафедре биологии, химии и биолого-химического образования (БХиБХО) Мининского университета возникла необходимость разработки программы дополнительного образования (ПДО) в форме химико-методического кружка для студентов старших курсов бакалавриата и магистратуры, который позволяет обучающимся раскрыть свои общеинтеллектуальные, предметные и креативные способности, повысить уровень экспериментальных умений и навыков, сформировать профессионально-личностные качества, такие как коммуникабельность и способность к сотрудничеству, готовность к инновационной и креативной деятельности, информационная грамотность, способность к лидерству и ответственности, целеустремленность и многие другие. Однако, ведущую роль играет именно профессиональная мотивация, без которой невозможна подготовка грамотного профессионала своего дела [5-7, 11-13].

Наше исследование базируется на личностно-ориентированном, компетентностном и системно-деятельностном подходах, построенных на общедидактических принципах, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Дидактические принципы, положенные в основу химических опытов при работе в химико-

методическом кружке

Дидактический принцип Характеристика

1. Научности Устанавливает соответствие содержания учебного предмета химии и химической науки.

2. Системности Предполагается система комплексного взаимодействия руководителя кружка с обучающимися университета и сетевых школ с учетом индивидуальных образовательных траекторий развития личности.

3. Наглядности Химические опыты для студентов и школьников, проводимые на кружке, должны быть запоминающиеся, яркие, иллюстрирующие протекание того или иного химического процесса.

4. Унификации Выбор необходимых химических опытов, использующихся в школьной программе по химии.

5. Безопасности Подбор безопасного лабораторного оборудования и химических реактивов при проведении эколого-химических экспериментов.

6. Успешности Создание положительной эмоционально-психологической обстановки на кружке посредством отработки и проведения различных опытов эколого-химической направленности.

7. Связь с жизнью Полученные знания в ходе проведения химических опытов пригодятся обучающимся не только в образовательной деятельности, но и в быту, и в своей повседневной жизни при решении различных вопросов, связанных с химией.

В качестве основных методов исследования нами использовались наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.

Весной 2020г. нами было проведено анкетирование бакалавров группы БХ-15-1, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профилю Биология и Химия, посещающих занятия пилотного химико-методического кружка. Количество респондентов составило 10 человек (5 отечественных, 5 иностранных выпускников). Обозначенные студенты активно участвовали в проведении кружков для школьников в 2018-2020 гг. В предлагаемой анкете содержалось три основных вопроса,

касающихся проведения и более детальной отработки сложного химического эксперимента на учебных занятиях, работы со школьниками, повышения уровня своего профессионализма на мастер-классах и пр. В дальнейшем полученные ответы респондентов учитывались нами для грамотного составления программы химико-методического кружка, действующего при Мининском университете.

Анализ анкетирования показал, что большинству студентов группы БХ-15-1 нравится отрабатывать сложный химический эксперимент на учебных занятиях, поскольку многие из опрошенных осознают, что тщательная подготовка химических опытов в дальнейшем пригодится им как при прохождении активной производственной (педагогической) практики, так и при работе в школе. Среди иностранных студентов данной группы встречаются ответы «нет, это сложно», «нет, я люблю только простые опыты», «нет, я вообще не люблю химические опыты и боюсь их проводить». Среди опрошенных отечественных студентов такие варианты ответов отсутствуют. Вероятно, разница в ответах обусловлена разной химической подготовкой выпускников школ России и Туркменистана, которая не устраняется даже за годы обучения в вузе.

Ответы на второй вопрос показали желание всех участвующих в анкетировании студентов работать с учащимися средних общеобразовательных учреждений, поскольку в ходе такой работы повышаются коммуникативные компетенции, включающие умения налаживать контакты с подрастающим поколением, снимается психологический стресс, вызываемый страхом неудачи, есть возможность увидеть и оценить достоинства и недостатки работы коллег, услышать оценку своей работы «со стороны» и грамотно скорректировать ее в случае необходимости; причем большинство опрошенных студентов готовы постоянно работать со школьниками, потому что им это интересно и любопытно.

Не могут не радовать ответы обучающихся группы БХ-15-1 на третий вопрос, показывающие их высокую профессиональную мотивацию и заинтересованность как в более глубоком освоении теоретических вопросов по теории и методике обучения химии, так и в отработке наиболее сложных химических опытов, а также демонстрирующие их желание не только перенимать педагогический опыт лучших учителей химии нашей области на мастер-классах, но и проводить занятия по химии для школьников самостоятельно.

При отборе содержания деятельностного аспекта программ дополнительного образования нами учитывались 3 основных группы учебных умений (по Е. Кабановой-Меллер): общеинтеллектуальные, умения рационального учебного труда и специальные (предметные). И.В. Гладкая, С.П. Ильина, С.В. Ривкина, А.П. Тряпицына и др. [4, с. 23] считают, что на базовых курсах в основном формируются умения 1-2 групп, а для профильных курсов и ПДО приоритетна как раз третья группа умений, включающих способы деятельности, связанные со специфическими для соответствующей науки методами познания. Трудно не согласиться с мнением ученых-педагогов, мастеров своего дела, ведь среди важных задач базовых и вариативных учебных курсов, а также курсов, проводимых в системе дополнительного образования -формирование общеучебных, общеинтеллектуальных умений, способности к самостоятельности, самоорганизации, готовности к сотрудничеству, толерантности, умение строить диалог и пр. [4, с. 21], поэтому эти умения носят междисциплинарный, надпредметный характер.

Целью организованного нами студенческого кружка «Мир химии» было дальнейшее развитие профессиональной мотивации студентов посредством проведения кружковой работы. Основной задачей данного кружка являлось: во-первых, показать лучшие стороны педагогической профессии, во-вторых научить всем «тонкостям» профессии, которые остаются за рамками основной профессиональной образовательной программы (ОПОП).

В 2018-20гг в рамках занятий студенческого кружка «Мир химии» с опрошенными обучающимися группы БХ-15-1 был реализован целый ряд мероприятий, входящих в комплекс профориентационных мероприятий кафедры БХиБХО. К данным мероприятиям можно отнести следующие: собрание НОУ, Всероссийский Фестиваль «НАУКА 0+», каникулярная биолого-химическая школа, проектная олимпиада по химии для учащихся г. Н.Новгорода, занятия по ПДО «Юный Менделеев», «Практикум по органической химии», «Мир, в котором мы живем», олимпиада по химии для учащихся 11 классов Нижегородской области, виртуальные экскурсии на химические производства. При этом использовались индивидуализированная и групповая формы работы с обучающимися, применялись технологии проблемного обучения, развития критического мышления, кейс-технология, проектный метод, «перевернутый» класс с применением ЭОР в учебном процессе [5, 8, 10, 12-14].

Кроме того, на занятиях студенческого кружка «Мир химии» нами была подготовлена и апробирована новая дополнительная образовательная программа интегративного кружка «Школьная агрохимическая лаборатория» для обучающихся 10 класса МБОУ «Школа №129» г. Н. Новгорода. Она составлена магистранткой 2 курса ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина» Васюковой Е.А. (научные консультанты: к.п.н., доцент кафедры БХиБХО Новик И.Р., к.б.н., доцент кафедры ЭОиРП Козлов А.В.) и согласована с учителем биологии высшей категории Савиной О.А. и учителем химии высшей категории Сидоровой А.В., работающими в МБОУ «Школа №129» г. Н. Новгорода, с которой кафедра БХиБХО с 2014г. осуществляет сетевое взаимодействие [10, 12-14].

Программа кружка «Школьная агрохимическая лаборатория» составлена с учетом познавательных интересов обучающихся и позволяет им применить свои знания по биологии, химии и экологии. Содержание изучаемого на кружковых занятиях материала характеризуется новизной для учащихся 10 класса. Межпредметность и интегративность применяемой научной информации о значении биохимического анализа в различных областях, в быту, в вопросах охраны природы способствует повышению мотивации школьников, росту уровня знаний по предметам естественнонаучного цикла, развивает аналитические способности обучающихся.

Выводы. Грамотно организованные химико-методические студенческие кружки дают возможность как предметно, так и психологически подготовить и «приблизить» студентов к профессиональной деятельности, чтобы она приносила выпускникам радость и моральное удовлетворение. Именно удовольствие, получаемое от успешной профессиональной деятельности, способствует дальнейшему развитию профессионально-личностных качеств обучающихся, освещенных в статье, повышению уровня профессиональной мотивации выпускников педуниверситета и их реализации в профессии, а также предупреждает профессиональное выгорание Учителя. Проведение пилотного кружка «Мир химии» с бакалаврами группы БХ-15-1 привело к увеличению их интереса к предстоящей профессиональной деятельности, заметному росту их профессиональной мотивации. Многие из членов кружка поступили в магистратуры по направлению подготовки Педагогическое образование, химического и биологического профиля, как Мининского

университета (г.Н.Новгород), так и МПГУ (г. Москва). Радует также тот факт, что большинство выпускников из данной группы устроилась на работу по профилю подготовки в различные образовательные учреждения г. Нижнего Новгорода и области.

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 в последней действующей в 2017 году редакции от 29 июля 2017 г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2016 г., № 91.

3. Профессиональный стандарт 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г., № 544н.

4. Гладкая, И.В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие для учителей / И.В. Гладкая, С.П. Ильина, С.В. Ривкина; под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005. - 128 с.

5. Жадаев, А.Ю. Использование проблемного обучения биохимии для развития профессионально-личностных качеств обучающихся / А.Ю. Жадаев, И.Р. Новик, И.А. Воронина // Modern Humanities Success / Успехи гуманитарных наук. - 2020. - №3,. - С. 144-148.

6. Кукаев, Н.А. Развитие профессиональной мотивации у обучающихся посредством проведения лабораторных практикумов в вузе / Н.А. Кукаев, А.Ю. Жадаев, И.Р. Новик // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Преподавание физико-математических и естественных наук в школе. Традиции и инновации» (29-30 марта 2017 г.). - Н.Н.: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2017. С. 81-82.

7. Мухина, Т.Г. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «школа-вуз» / Т.Г. Мухина, С.Н. Сорокоумова, П.А. Егорова, Д.Д. Яркова // Вестник Мининского университета, 2019. Т. 7, № 4. - С. 14.

8. Новик, И.Р. Использование химического эксперимента в проблемном обучении / И.Р. Новик, Е.В. Русакова // Сб. научных трудов I Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы химического образования». Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2018. С. 40-44.

9. Новик, И.Р. Метакомпетенции педагога будущего / И.Р. Новик, Т.Л. Шабанова, // Труды конгресса 16 международного научно-промышленного форума «Великие реки - 2014» / Отв. ред. А.А.Лапшин. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2014. - Т.3.- С. 425-427.

10. Новик, И.Р. О результатах реализации программ дополнительного образования с использованием сетевого сотрудничества школ и педагогического вуза / И.Р. Новик, И.А. Воронина, Т.С. Прудникова, Н.В. Глазкова // Актуальные вопросы и инновации в химии, биологии, экологии, аграрных науках и естественнонаучном образовании: II Всероссийская научно-практическая конференция (15 мая 2019 г.). -Н. Новгород: Мининский университет, 2019. - С. 79-86.

11. Новик, И.Р. Развитие исследовательских умений обучающихся на лабораторных практикумах эколого-химической направленности // И.Р. Новик, А.Ю. Жадаев, Е.Н. Железнова // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: сборник статей по материалам XV Международной научно-практической конференции. Н. Новгород: Мининский университет, 2019. -С. 102-104.

12. Новик, И.Р. Формирование профмотивации обучающихся с использованием сетевого сотрудничества школы и университета / И.Р. Новик, И.А. Воронина, Е.Н. Железнова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. науч. трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. -Вып. 61. - Ч.1. - С. 230-233.

13. Новик, И.Р. Формирование у студентов педагогического вуза профессиональной компетентности во время работы с одаренными учащимися Нижегородской области / И.Р. Новик, А.Ю. Жадаев, И.А. Воронина, О.А. Савина, А.В. Сидорова // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12-5. - С. 914-918.

14. Плескушкина, А.П. Организация виртуальных экскурсий на производство / А.П. Плескушкина, И.Р. Новик // «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС: опыт; проблемы; перспективы». Материалы межрегиональной научно-практической интернет - конференции с международным участием (28 мая 2020 г.).Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020. С. 96-102.

15. Шабанова, Т.Л. Анализ представлений учителей о педагоге будущего как основание для разработки модели обучения студентов новым педагогическим профессиям в системе разделения педагогического труда / Т.Л. Шабанова, И.Р. Новик // Вестник Мининского университета. 2015. №3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.