Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
731
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / УЧАЩИЙСЯ / ШКОЛЬНИК / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насрутдинова Барият Абсалитдиновна, Явбатырова Бурлият Гусейновна, Коркмазов Алим Викторович

В статье изучена проблема профессиональной ориентации учащихся. Сделан вывод о том, что профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение старшеклассников является актуальной проблемой личностного, социального и педагогического плана, что подчеркивает необходимость образовательных учреждений способствовать профессиональному поиску учащихся в рамках системной и четко регламентированной работы ответственных лиц. Профориентационная работа в рамках образовательного учреждения, является одним из ключевых факторов, влияющих на всестороннее и гармоничное развитие личности, так как ее реализация находит свое отражение в трудовом, интеллектуальном, эстетическом и нравственном развитии индивида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Насрутдинова Барият Абсалитдиновна, Явбатырова Бурлият Гусейновна, Коркмазов Алим Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCATIONAL ORIENTATION OF STUDENTS AS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

The article studies the problem of vocational guidance of students. It is concluded that vocational guidance and professional self-determination of high school students is an urgent problem of a personal, social and pedagogical plan, which emphasizes the need for educational institutions to promote the professional search for students within the framework of systematic and clearly regulated work of responsible persons. Career guidance work within an educational institution is one of the key factors affecting the comprehensive and harmonious development of the individual, since its implementation is reflected in the labor, intellectual, aesthetic and moral development of the individual.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

4. Валеева Г.Х., Куваева М.М., Мусин Ш.Р., Чигров М.Н. Подготовка будущих учителей к организации внеурочной деятельности Учебно-методическое пособие / Сибай: Сибайская городская типография - филиал ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан», 2017. - 80 с.

5. Валеева Г.Х., Мусин Ш.Р., Туйсина Г.Р. Структура инновационной модели выпускника вуза -будущего конкурентоспособного специалиста в условиях современного рынка труда. Казанский педагогический журнал. - 2016. - Т.2. - №2 (117) - С. 253-256.

6. Вербицкий, А.А. Теория контекстного обучения как основа педагогических технологий [Текст] / А.А. Вербицкий // СПО. - 1998. - №1. - С. 24-33.

7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл; Академия, 2005. - 346 с.

8. Мусин Ш.Р., Куваева М.М. Системная интеграция педагогических и технических знаний будущих бакалавров техники и технологий в процессе изучения технических дисциплин. Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: сборник материалов I международной научно-практ. конф. 31 января. Часть 2. / НИЦ «Апробация» -Москва: Издательство Перо, - 2013. - С. 66.

9. Мусин Ш.Р., Куваева М.М. Компоненты готовности будущих бакалавров к инновационно-технической деятельности. Опыт реализации Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях: Сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции (14 декабря, 2018 г.) - Сибай: Сибайский информационный центр - филиал ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан», 2018. - 204 с. С. 13-16.

Педагогика

УДК 378

магистрант Насрутдинова Барият Абсалитдиновна

Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, социальной педагогики и социальной работы Явбатырова Бурлият Гусейновна Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры огневой подготовки Коркмазов Алим Викторович Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, майор полиции (г. Нальчик)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ПРОБЛЕМА

Аннотация. В статье изучена проблема профессиональной ориентации учащихся. Сделан вывод о том, что профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение старшеклассников является актуальной проблемой личностного, социального и педагогического плана, что подчеркивает необходимость образовательных учреждений способствовать профессиональному поиску учащихся в рамках системной и четко регламентированной работы ответственных лиц. Профориентационная работа в рамках образовательного учреждения, является одним из ключевых факторов, влияющих на всестороннее и гармоничное развитие личности, так как ее реализация находит свое отражение в трудовом, интеллектуальном, эстетическом и нравственном развитии индивида.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, учащийся, школьник, профессиональная ориентация.

Annotation. The article studies the problem of vocational guidance of students. It is concluded that vocational guidance and professional self-determination of high school students is an urgent problem of a personal, social and pedagogical plan, which emphasizes the need for educational institutions to promote the professional search for students within the framework of systematic and clearly regulated work of responsible persons. Career guidance work within an educational institution is one of the key factors affecting the comprehensive and harmonious development of the individual, since its implementation is reflected in the labor, intellectual, aesthetic and moral development of the individual.

Keywords: professional self-determination, student, schoolchild, professional orientation.

Введение. В настоящий момент мы можем наблюдать стремительные изменения социально-экономического характера на мировом уровне. Профессиональные умения и навыки способны крайне быстро терять свою актуальность, технологический прогресс ставит под сомнение существование в будущем солидного числа современных профессий, а общество, в свою очередь, становится более требовательным к качествам и свойствам, которыми наделен человек.

Система профориентации должна взять на себя ответственность за рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор человеком «жизненного пути» и профессии, профессиональную подготовку, адаптацию и переквалификацию.

Говоря о профориентационной работе в рамках образовательного учреждения, следует отметить, что она является одним из ключевых факторов, влияющих на всестороннее и гармоничное развитие личности, ведь ее реализация находит свое отражение в трудовом, интеллектуальном, эстетическом и нравственном развитии индивида.

Анализ политико-экономической, социальной и образовательной среды позволил нам обнаружить острую необходимость в перманентно развивающейся и гибкой системе профессиональной ориентации, которая была бы способна удовлетворить все актуальные государственные и общественные, имеющие тенденцию стремительно развиваться, запросы. Это позволило следующим образом сформулировать главный вопрос исследования: каковы современное положение и перспективы развития отечественной профориентации в образовательном учреждении.

Изложение основного материала статьи. В 2021 году наличие образования уже не обеспечивает автоматически профессиональную карьеру, также как не гарантирует получение работы. Вот почему среди

первостепенных задач образовательных организаций принято называть усовершенствование системы мероприятий, направленных на подготовку будущих выпускников к самостоятельному и ответственному выбору профессии.

Практика последних десятилетий наглядно демонстрирует бессистемность профориентации в российских школах. Акценты здесь выставлены на предпрофильную подготовку в 9 классе, а также на профильное обучение в старших классах. Таким образом, профориентация сегодня не учитывает необходимость преемственности между существующими уровнями образовательной системы, а также неготовность учащихся к ответственному выбору будущей профессии.

Профессиональное самоопределение в настоящее время признается значимой составляющей образования. В быстро меняющемся постиндустриальном обществе оно превращается в непрерывный процесс выстраивания индивидом, исходя из имеющихся личных возможностей и потребностей, своей профессиональной траектории. Для повышения результативности данного процесса человеку, особенно только собирающемуся вступать во взрослую жизнь, требуется содействиекак в выборе профессии, так помощь дляразработки персонального образовательно-профессионального сценария. В связи с этим одними из важных задач школы становятся оказание поддержки обучающимся в профессиональном самоопределении и помощи в поэтапном принятии решений о продолжении образования и дальнейшей профессионализации; одновременно с этим - деятельность по профессиональному самоопределению учащихся представляет собой только одну из множества других задач, стоящих перед школой.

В нашей стране существует недостаток работников технических специальностей, при некотором переизбытке специалистов гуманитарного профиля (как яркий пример, юристов и экономистов). На этот дисбаланс накладывается тот факт, что сегодня постепенно утрачивается исторически сложившийся в России механизм семейной преемственности профессионального толка.

Ранее ориентирами профессионального самоопределения в нашей стране в значительной степени управляло государство, используя в качестве поощрительных мер разнообразные гарантии социального и материального плана, такие как предоставление жилого помещения во временное пользование, гарантированные условия при трудоустройстве, стабильную заработную плату и некоторые другие привилегии. По состоянию на 2020 год можно говорить о том, что сегодня вышеперечисленные условия рыночной экономики не гарантируются.

Последние двадцать лет в обществе созданы условия для того, чтобы каждый человек мог максимально раскрыть свой личностный потенциал, творческий и иной [3, С. 67].

Но вместе с тем в современном мире человек обязан отвечать специфическим требованиям рынка труда, в том числе быть мобильным, активным, проявлять гибкость, хорошо разбираться в вопросах эффективности, обладать обширнейшим набором компетенций. На первый план выходит умение самостоятельно решать задачи из разных сфер множества направлений, от работника ожидается наличие не только одних лишь компетенций, но и продуктивного опыта. Это приводит нас к практической проблеме, когда работодатель буквально требует этот опыт от вчерашних выпускников, которые не могли его приобрести, хотя просто в силу возраста. Идеальный работник сегодня работает не с проблемами организации, а с ее целями и задачами.

Следующая характерная особенность рынка труда в России - частая полярная смена трудовой направленности. Вчерашние юристы становятся пекарями, и такие ситуации наблюдаются во всех профессиональных сферах.

Все вышесказанное подводит нас к пониманию того, почему самоопределение как особый тип социокультурной деятельности в научных изданиях все чаще рассматривают в качестве базы самостоятельной жизни современного человека.

Социальное самоопределение представляет собой итог усвоения социальных ролей, служит основой для профессионального самоопределения личности.

Для достижения успешной самореализации необходимо полагаться на хороший контроль и самоорганизацию, ответственность за выполнение профессиональных функций и собственный вклад в общее дело. Такие люди не являются социально ориентированными и не способны на жертвы собственными профессиональными и личными интересами для удовлетворения других. Они стремятся реализовать свой потенциал и активно позиционировать свое профессиональное «Я». Эти люди отличаются отсутствием глубоких личных проблем и расстройств, работой над собой, преодолением тревоги, ригидности, незащищенности, нетерпимости к критике и отсутствие обидчивости.

Вышесказанное подводит к пониманию того, что профессиональное самоопределение, в том числе на возрастном этапе старшеклассников, есть многоаспектный быстро изменяющийся процесс, в ходе которого некий субъект формирует персональную систему отношений к профессиональной деятельности.

В профориентации включает в себя работу в нескольких направлениях. Сюда, преимущественно, относится профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация [2, С. 45].

Как видно из вышесказанного профориентация есть многоаспектный феномен. Интересно, что современное западное общество профориентационно, так как с самого рождения ориентирует ребенка на жизненный успех, на успешную карьеру. Профориентация в широком смысле - комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, затрагивающий профконсультацию как индивидуально ориентированную помощь в профессиональном самоопределении.

Становится очевидным, что и профориентация, и профконсультация ставят целью ориентирование школьника, однако профессиональное самоопределение близко к сути самоориентирования учащегося.

Е.А Климов, автор популярной в нашей стране периодизации развития человека как субъекта труда, ввел в научную среду термин «оптант». Оптация рассматривается им как стадия профессионального самоопределения, преимущественно соотносимая с подростковым периодом.

Этап юношества традиционно актуализирует вопросы планирования взрослой жизни, сюда относится не только проблема профессионального самоопределения, но и множество других вопросов социального и личностного характера [1, С. 159]. При этом Климов не исключает возможности, когда оптантом выступают совершеннолетние граждане в силу их неудовлетворенности текущий специальностью или местом работы.

Несмотря на большое количество различных исследований по теме, подавляющее большинство авторов сходятся во мнении по поводу того, что профессиональное самоопределение есть процесс, длящийся всю

жизни, но не разовое действие. Поэтому тезис «образование на всю жизнь» не является таким актуальным, как «образование через всю жизнь» (Lifelongleaming) [5, С. 23].

Вопросы профессиональной ориентации старшеклассников являются самодостаточной темой для анализа, ее раскрытию будет способствовать соотнесения идей российских ученых с идеями зарубежных практиков профессионального самоопределения.

Впервые профориентация как самостоятельный феномен начала изучаться в Соединенных Штатах Америки. В начале двадцатого века первопроходцем в научном разрезе вопроса стал Френка Парсонс, создавший в 1908 г. в Бостоне «Бюро по выбору профессий». Работа Парсонса «Выбор профессии» вышла в 1909 г., уже после смерти автора, и стала популярнейшей книгой среди американских специалистов [6, С. 25].

Зарубежный опыт позволяет утверждать, что в разных странах школы способствуют профессиональному становлению своих учеников и помогают им принимать решения и планировать свое будущее профессиональное обучение (или другую образовательную карьеру после окончания школы). Также когнитивное обучение рассматривается за рубежом как способ школьного обучения в академических областях, который обещает привести к знаниям, имеющим отношение к повседневным ситуациям и будущей трудовой жизни учащихся.

В Европе, где систематическая профориентация началась с первой карьеры в Страсбурге в 1903 году. Франция по праву может считаться европейским лидером в профориентации. В стране система содействия профессиональному самоопределению молодых людей создана на государственном уровне и контролируется тремя министерствами-образованием, трудом и здравоохранением. Основой для построения профориентации является информация о выборе типа профессии. Информацию о молодых гражданах обеспечивает Национальное бюро информации о профессиях и профессиях (ОМ^ЕР), которое является частью Министерства образования Франции. Во Франции существует широко распространенная сеть специализированных профориентационных центров, которые интегрированы с родителями, профсоюзами, биржами труда и другими государственными и частными организациями, которые решают проблемы занятости. Персонал этих центров состоит из высококвалифицированных специалистов - карьерных консультантов, которые получили специализированное специальное образование в ведущих университетах страны. Они имеют достаточные права и могут отправлять молодых людей учиться в соответствии со своими интересами и способностями в те сектора экономики, где наблюдается нехватка персонала [4, С. 151].

Применительно к России и ряду других стран надо отметить, что если на предыдущих этапах развития образования психологическое сопровождение профессионального самоопределения школьника нередко ограничивалось лишь профориентацией, то в настоящее время в условиях социокультурной модернизации образования существуют реальные возможности для оптимального развития всех психологических компонентов социальной ситуации развития старшеклассника (объективных и субъективных) как основной детерминанты успешности его профессионального самоопределения.

В настоящее время широкое распространение в управлении педагогическими процессами получил метод моделирования, который является универсальным методом познания; он применяется на всех стадиях процесса: от целеполагания, выбора средств и методов действия до реализации намеченной цели и поставленных задач, анализа и оценки полученного результата.

Отечественный опыт показывает, что, хотя сегодня профориентационная работа так или иначе ведется во всех образовательных учреждениях, но в большей части случаев она базируется на устаревших и педагогически неэффективных подходах. Погоня за количеством мероприятий, т.е. так называемый «мероприятийный подход» не имеет той результативности, какой обладает глубокий комплексный подход, при котором работа ведется системно, а разрозненность целей и задач исключена.

Кроме того, регулярная и качественная работа исключает пассивность и личностную невовлеченность участников, а оценка результативности происходит на основании качественных показателям «охвата».

Также следует заметить, что чем шире и лучше отлажена система сетевого партнерства, тем выше шансы на эффективную профориентационную работу. Если коммерческие предприятия и городские службы занятости не вовлечены в процесс в качестве внешних участников, то профессиональная ориентация, как правило, подменяется образовательным консультированием силами школы. Мы считаем, что способность грамотно проводить профориентационную работу со школьниками - является частью профессиональной культуры современного педагога [7], точно так же и как формирование у молодёжи способности к постоянному самообразованию. Эти качества должны активно закладываться ещё в школе и потом развиваться уже в высшем учебном заведении. В случае поступления туда школьников. получивших аттестат [1].

К сожалению, по разным подсчетам, от 30 до 50% выпускников выходят из стен школы без конкретных профессиональных планов. С 2000 года эта печальная статистика не меняется в лучшую сторону, что красноречиво свидетельствует о важности пересмотра стратегии и тактики профориентационной работы с молодежью в современной системе образования.

Выводы. Таким образом, профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение старшеклассников является актуальной проблемой личностного, социального и педагогического плана, что подчеркивает необходимость образовательных учреждений способствовать профессиональному поиску учащихся в рамках системной и четко регламентированной работы ответственных лиц.

Литература:

1. Айсувакова Т.П., Борисевич М.М., Лебедева О.П., Сорокопуд Ю.В. Формирование способности к самообразованию у студентов гуманитарных специальностей на основе мобильных и интернеттехнологий (опыт МОСКОВСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО УНИВЕРСИТЕТА) // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 266-268.

2. Клочева Г.М. Психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников при выборе профессии. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 44. - С. 191-197.

3. Лобова Е. В. Процесс первичного профессионального самоопределения учащихся: социологический анализ. - Екатеринбург, Самизд, 2006. - 128 с.

4. Пилюгина Е.И. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях. // Молодой ученый. - 2017. - №15. - С. 619-623.

5. Пряжников Н.С. Профориентация в системе социального волонтерства // Национальный психологический журнал [Текст] / Н.С. Пряжников // - 2017. - № 1(25). - С. 45-55.

6. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) - Москва: Вако, 2015. - 288 с.

7. Сорокопуд Ю.В., Сиротина С.А. Профессиональная культура педагога как фактор повышения качества образования // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 187-189.

Педагогика

УДК 37.013

кандидат педагогических наук, доцент Новик Ирина Рафаиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат биологических наук, доцент Козлов Андрей Владимирович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Жадаев Артем Юрьевич

Институт пищевых технологий и дизайна - филиал ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород)

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКИХ КРУЖКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. В представленной статье анализируется студенческий химико-методический кружок «Мир химии», активно функционирующий с 2018 г при кафедре биологии, химии и биолого-химического образования (БХиБХО) НГПУ имени Козьмы Минина с использованием сетевого сотрудничества с МБОУ «Школа №129» г. Н. Новгорода. Результаты проведенного среди студентов группы БХ-15-1 анкетирования показывают, что в ходе кружковых занятий у обучающихся происходит рост личностного интереса к научной деятельности и формирование более устойчивой профмотивации, а также развитие необходимых профессионально-личностных качеств, которые совершенствуются в ходе кружковой деятельности, основанной на дидактических принципах научности, системности, наглядности, унификации, безопасности, успешности, связи с жизнью при реализации личностно-ориентированного, компетентностного и системно-деятельностного подходов.

Ключевые слова: студенческий кружок, профессиональная мотивация, профессионально-личностные качества, сетевое сотрудничество.

Annotation. This article analyzes the student's chemical and methodological circle "World of chemistry", which has been actively functioning since 2018 at the Department of Biology, Chemistry and Bio-Chemistry Education of Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) using the resources of network cooperation with the School No 129 of Nizhny Novgorod. The results of the conducted survey among students of the group of BH-15-1 show that in the course of group work students there is a growth of personal interest in science and to promote a more sustainable primitively, and also the development of essential professional and personal qualities that are enhanced through group activities based on didactic principles of scientific character, consistency, clarity, harmonization, safety, success, communication in implementation of student-centered, competence-based and system-activity approaches.

Keywords: student group, professional motivation, professional and personal qualities, network cooperation.

Введение. Проблема развития профессионально-личностных качеств выпускников, мотивации их на профессиональную деятельность [4-5, 6, 7, 11, 12] и формирования профессиональной компетентности будущего учителя [1-3, 9, 13, 15] особенно актуальна для педагогических вузов. На наш взгляд, в наибольшей степени это связано с универсализацией основных образовательных программ бакалавриата, увеличением академических часов, выделяемых на изучение иностранных языков, информационно-коммуникационных технологий, а также учебных дисциплин (модулей), связанных со здоровым образом жизни и с формированием финансово-экономической грамотности. Данные тенденции происходят, к сожалению, за счет сокращения количества зачетных единиц на изучение профильных дисциплин, которые в дальнейшем могли бы способствовать более эффективной реализации современного тренда «Обучение в течение всей жизни» и, как следствие, помогли бы учителю постоянно личностно развиваться и самосовершенствоваться в предметной области, оставаясь Мастером в преподавании, в первую очередь, своего любимого предмета.

В дальнейшем, на второй ступени получения качественного высшего образования в магистратурах отечественных вузов ситуация порой не стабилизируется, как это было раньше и, при переходе на двухступенчатую систему образования, лишь усугубляется. В ряде случаев это связано с тем, что в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [1] в настоящее время в магистратуру может поступить любой выпускник, имеющий какое-либо высшее образование, к сожалению, совсем не обязательно педагогического направления подготовки. В связи с этим вход в профессию учителя значительно расширяется, но вместе с тем появляются и новые проблемы, поскольку далеко не все «новоиспеченные» магистранты имеют хоть какое-либо реальное представление о выбираемой ими профессиональной стезе [15]. Количество зачетных единиц, выделяемых на изучение психолого-педагогических и методических дисциплин в учебных планах по выбранной обучающимися магистерской программе, не всегда позволяют им в должной мере ознакомиться с особенностями педагогических реалий школьной жизни.

В данной статье авторами анализируется работа студенческого химико-методического кружка «Мир химии», который функционирует с 2018 года при кафедре БХиБХО НГПУ им.Козьмы Минина с использованием сетевого сотрудничества с МБОУ «Школа №129» г. Н. Новгорода. В процессе работы с обучающимися в ходе кружковых занятий нами установлено, что у них происходит рост личностного интереса к научной деятельности и профмотивации, развиваются важные профессионально-личностные качества, которые постоянно совершенствуются и дополняются новыми, важными для их профессионального становления качествами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.