Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛИЗАЦИИ ШКОЛЫ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛИЗАЦИИ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
871
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ФУНКЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / CAREER GUIDANCE / CAREER GUIDANCE FUNCTIONS / CAREER GUIDANCE METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Казначеева Светлана Николаевна, Казначеев Дмитрий Александрович

В данной статье авторы рассматривают вопрос повышение эффективности профориентационной работы среди учащихся старших классов в системе профилизации школы. По мнению авторов, профессиональная ориентация занимает важное место в деятельности образовательных учреждений. На современном этапе развития общества при усилении интенсивности и напряженности труда в условиях обострившейся конкуренции возрастают требования к уровню профессиональной подготовки кадров. Особенностями обучения специалистов в современном мире является ранняя специализация и большая информационная нагрузка на учащихся. Еще в школе ученику необходимо сделать выбор профессии и направления подготовки и, соответственно, выбрать предметы для успешной сдачи единого государстве нного экзамена, результаты которого позволят ему поступить в высшее учебное заведение. Далеко не всегда школьники и их родители осознают специфику обучения в ВУЗе и особенности будущей профессии сегодняшнего абитуриента, что приводит к ошибкам в выборе и напрасной трате времени для молодых людей. Авторы указывают на то, что профессиональную ориентацию в школе необходимо осуществлять посредством как урочной, так и внеурочной деятельности. В качестве основных направлений профориентационной работы в школе можно определить: профессиональное просвещение, профессиональную диагностику, профессиональное консультирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Казначеева Светлана Николаевна, Казначеев Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the effectiveness of career guidance among students in the school profiling system

In this article, the authors consider the issue of increasing the effectiveness of career guidance among high school students in the system of school profiling. According to the authors, vocational guidance occupies an important place in the activities of educational institutions. At the present stage of development of society, with increasing intensity and intensity of labor in the face of increased competition, requirements for the level of professional training of personnel increase. Features of training specialists in the modern world are early specialization and a large information load on students. The student needs to make a choice of profession and direction of preparation at school and, accordingly, choose subjects for the successful passing of a unified state exam, the results of which will allow him to enter a higher educational institution. Pupils and their parents are not always aware of the specifics of studying at a university and the features of the future profession of today's entrant, which leads to mistakes in choosing and wasting time for young people. The authors indicate that vocational guidance in the school must be carried out through both lesson and extracurricular activities. As the main areas of career guidance at school, you can determine: professional education, professional diagnostics, professional counseling.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛИЗАЦИИ ШКОЛЫ»

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент 1 курса очной формы обучения Казначеев Дмитрий Александрович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛИЗАЦИИ ШКОЛЫ

Аннотация. В данной статье авторы рассматривают вопрос повышение эффективности профориентационной работы среди учащихся старших классов в системе профилизации школы. По мнению авторов, профессиональная ориентация занимает важное место в деятельности образовательных учреждений. На современном этапе развития общества при усилении интенсивности и напряженности труда в условиях обострившейся конкуренции возрастают требования к уровню профессиональной подготовки кадров. Особенностями обучения специалистов в современном мире является ранняя специализация и большая информационная нагрузка на учащихся. Еще в школе ученику необходимо сделать выбор профессии и направления подготовки и, соответственно, выбрать предметы для успешной сдачи единого государстве нного экзамена, результаты которого позволят ему поступить в высшее учебное заведение. Далеко не всегда школьники и их родители осознают специфику обучения в ВУЗе и особенности будущей профессии сегодняшнего абитуриента, что приводит к ошибкам в выборе и напрасной трате времени для молодых людей. Авторы указывают на то, что профессиональную ориентацию в школе необходимо осуществлять посредством как урочной, так и внеурочной деятельности. В качестве основных направлений профориентационной работы в школе можно определить: профессиональное просвещение, профессиональную диагностику, профессиональное консультирование.

Ключевые слова: профориентация, функции профориентации, профориентационные методы.

Annotation. In this article, the authors consider the issue of increasing the effectiveness of career guidance among high school students in the system of school profiling. According to the authors, vocational guidance occupies an important place in the activities of educational institutions. At the present stage of development of society, with increasing intensity and intensity of labor in the face of increased competition, requirements for the level of professional training of personnel increase. Features of training specialists in the modern world are early specialization and a large information load on students. The student needs to make a choice of profession and direction of preparation at school and, accordingly, choose subjects for the successful passing of a unified state exam, the results of which will allow him to enter a higher educational institution. Pupils and their parents are not always aware of the specifics of studying at a university and the features of the future profession of today's entrant, which leads to mistakes in choosing and wasting time for young people. The authors indicate that vocational guidance in the school must be carried out through both lesson and extracurricular activities. As the main areas of career guidance at school, you can determine: professional education, professional diagnostics, professional counseling.

Keywords: career guidance, career guidance functions, career guidance methods.

Введение. В наше время профориентация стала особенно актуальной, так как правильная профориентационная работа среди молодежи, является залогом успешной кадровой политики страны. Современные работодатели заинтересованы в компетентном специалисте-универсале, который способен не только успешно выполнять непосредственные должностные обязанности, но и решать нестандартные задачи. Для того чтобы стать конкурентоспособным специалистом-универсалом, сегодня уже недостаточно иметь набор профессиональных навыков в какой-либо определенной сфере, нужно как правило обладать, социально- психологическими качествами, позволяющими человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми [5]. Как показывает опыт работы, не все обучающиеся до окончания школы определились в своем профессиональном выборе и не составили план развития своей профессиональной карьеры. Это обусловлено тем, что они не располагают достаточной информацией о потребностях рынка труда, а также не представляют характер своей будущей профессиональной деятельности [1, 3]. Выполнение функции профессиональной ориентации и самоопределения возложено, в первую очередь, на общеобразовательную школу. В то время как школы не располагают достаточными средствами для профориентации, так как отсутствует целевое государственное финансирование данного направления.

Изложение основного материала статьи. Профессиональное самоопределение молодежи является одной из важнейших государственных задач, стоящей перед системой образования. Подготовка молодого поколения к взрослой жизни, успешная адаптация их в современном обществе невозможна без успешного освоения профессии. Одними из главных выборов в жизни будущего выпускника школы является выбор профессии. Выбор должен завершиться достаточно реалистичным и четким представлением о будущей профессии, в сферу которой подрастающий человек в будущем будет включен. В законе РФ «Об образовании» (статья 14) отмечается, что содержание образования «является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации...».

Согласно статистическим данным практически каждый россиянин в течение своей жизни 3-4 раза меняет профессию. А в будущем менять профессию будут вдвое чаще - порядка 6-8 раз. Это свидетельствует о том, что знакомить детей с профессиями нужно как можно раньше. Исследование НАФИ, которое было проведено в 191 населенном пункте в 8 федеральных округах, дало следующие результаты. Только треть подростков (31

%) в возрасте от 14 до 17 лет точно определились со своей будущей профессией. 54 % опрошенных выпускников рассматривают 2 и более вариантов профессионального развития, а 15 % - совсем не определились. Большая часть (53%) полагают, что школа никак не помогла им сделать выбор. Только четверть опрошенных выпускников считают, что школа помогла им самоопределиться, так как они углубленно изучали отдельные предметы, посещали факультативы и кружки, встречались с представителями профессий, ходили на экскурсии потенциальных работодателей и слушали выступления представителей вузов [7].

И.С. Сергеев в своем исследовании обращает свое внимание на то, что «профессиональная ориентация -интегративная проблема, для решения которой необходимо соединение усилий различных социальных институтов. Процесс профессионального самоопределения человека на протяжении разных периодов жизни, обладая характеристикой непрерывности, становится предметом интереса различных социальных институтов: семьи, общеобразовательной школы, профессиональных образовательных организаций и вузов, предприятий экономической сферы, служб занятости» [8]. Изучением профессиональных устремлений занимались такие ученые как Н.Н. Захаров, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова, Г.А. Цветкова и другие. Е.И. Головахи и H.H. Захарова процесс профессионального самоопределения рассматривали как длительный период жизни человека, проходящий этап от зарождения профессиональных интересов до полного профессионального осознания, профессиональной зрелости. Н.С. Пряжников полагал, что профориентация -это основа образовательного процесса. А.А. Маслоу полагая, что профориентация и социализация - это два взаимосвязанных понятия, ввел такие понятия как индивидуализация и самоактуализация, которые, в свою очередь, являются составляющими профессионального воспитания и профессиональной адаптации.

Формирование у человека интереса к определенной профессии связано с его возрастными особенностями. М.Р. Гинсбург выделил следующие этапы подготовки к выбору профессии: 11-17 лет -период апробации выбора; 17-18 лет - период «реалистических решений».

В современных исследованиях проблемы профессиональной ориентации рассматриваются в трудах А.Д. Балюка, Е.Е. Григорьевой, О.А. Махаевой, С.Н. Костроминой, Е.А. Борисовой и других. Спецификой данных работ является рассмотрение факторов, определяющих выбор будущей профессии, отталкиваясь от личностных особенностей человека. Н.В. Тарасова рассматривала вопрос организации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях взаимодействия школы и профессионального образовательного учреждения. С.В. Кибакин уделил внимание управлению процессом педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Большой вклад в изучении данного вопроса внесли отечественные психологи О.Б. Ильина и Г.В. Резапкина, в работах которых отражены практические аспекты деятельности психолога в направлении профориентационной работы с обучающимися в общеобразовательной школе. Понятие «профессиональную ориентация», авторы исследования понимают как целенаправленную деятельность по подготовке обучающейся молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями, требованиями рынка труда в кадрах различных профессий и различного уровня квалификаций.

Профориентационная деятельность выполняет ряд функций: социальная (человек усваивает ценности и нормы, которые позволяет старшекласснику быть полноправным членом общества); экономическая (повышение профессионализма у работников, улучшение качественного состава персонала); психолого-педагогическая (выявление индивидуальных особенностей старшеклассников); медико-биологическая (учет требований к здоровью, которое необходимо для выполнения профессиональной деятельности) [2]. Как отмечает О.Г. Грачева, выбор профессии представляет собой сложный мотивационный процесс. Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительные отношения человека к окружающей среде. Следовательно, мотивация относительно выбора будущей профессии, понимается как цель, результат, который необходимо сформировать у обучающихся в процессе организации профориентационной работы в общеобразовательной школе. Ведущими элементами в профессиональной мотивации, по мнению ряда ученых, являются: профессиональные мотивы, трудовые мотивы, мировоззрение, убеждения, идеалы, установки личности, склонности, желания, интересы, потребности, ценностные ориентации, личностный смысл. Мотивы выбора профессии сочетают в себе совокупность познавательных и профессиональных потребностей и интересов. Проанализировать все эти факторы самостоятельно школьнику старшего школьного возраста необычайно трудно. Как показывают результаты исследований, чаше всего молодежь ориентируется на несколько другие факторы при выборе профессий. Среди них можно отметить: престижность профессии, уровень заработной платы, интересная работа, хороший условия труда и прочие.

Выделяются следующие группы профориентационных методов: 1. Активизирующие (психотерапия, профориентационные игры, праздники труда, группы общения). 2. Информационно-справочные методы (профессиограммы, справочная литература, профориентационные уроки, ярмарки, СМИ, встречи с представителями профессий и др.). 3. Консультационные методы (альтернативные выборы, «ветви действий», построение наглядной траектории). 4. Развивающие методы (тренинги компетенций, тренинги общения, деловые игры, упражнения на саморегуляцию, компьютерные программы). 5. Психодиагностика (беседы-интервью, опросники профессиональной мотивации, профессиональные пробы, тренажеры и др.) [6].

Важной формой профессиональной ориентации является профессиональная консультация, целью которой является оказание помощи при выборе профессии и корректировка его выбора в зависимости его психофизических параметров и требований рынка труда. В проведении процедуры профконсультации можно выделить следующие этапы:

1) создание контакта со школьниками. Первый этап включает в себя знакомство и расположение личности к профконсультанту. После этого разъяснение консультантом целей и задач исследования, освещение определённого круга проблем о которых пойдёт беседа. На этом этапе обсуждается конфиденциальность и анонимность консультируемого, что в свою очередь помогает ему обрести доверие к профконсультанту;

2) проведение психодиагностического обследования. На втором этапе профконсультант укрепляет полученное доверие и получает информацию о консультируемом. В качестве диагностики используется тестирование и наблюдение. Во время прохождения теста, консультант использует невербальные средства диагностирования (жесты, мимику, поведение, положение тела и т.п.). Это позволяет составить психологический портрет испытуемого. Другой метод обследования личности, биодрамальный метод,

предоставляет сведения развития личности в течение жизни. Для получения данных применяется автобиография. Кроме того, существует метод управляемой фантазии. Исследуемого наделяют определёнными качествами, помогая ему одеть на себя маску какого-либо образа и вызвать определённое психоэмоциональное состояние. Имитационные игры пользуются особой популярностью. Суть их состоит в том, чтобы моделировать профессиональную деятельность и тем самым примерить на себя различные социальные и профессиональные отношения. Консультант в этом случае выполняет особую роль, требующую активности и артистизма. Беседа - важнейшая диагностическая часть обследования, в результате которой консультант рассказывает о различных видах профессий, уровне подготовки для них, личностных качествах испытуемого и уточнении психодиагностического обследования;

3) составление конкретных рекомендаций. На этом этапе разрабатывается и составляется личный профессиональный план (ЛПП), соответствующий индивидуальным особенностям личности. В случае его несовпадения, с психодиагностической характеристикой исследуемого, совершаются изменение и корректировка личного профессионального плана или создание нового. Консультант на данном этапе помогает придумать запасной вариант и различные пути реализации намеченных профессиональных планов. Для обоснования выбора профессии очень важно, чтобы возможности человека соответствовали требованиям со стороны работодателя, иначе в осознание и оценке себя человеком накапливается отрицательный жизненный опыт, который порождает трудности, встающие перед решением проблем. Человек может замкнуться в себе или впасть в депрессию, вовсе отказываясь что-либо менять. Именно поэтому очень важно правильно подойти к профориентации и выбрать методы, которые помогут четко обозначить жизненную позицию и обеспечить предпосылки к ней в будущем.

В своем исследовании А.И. Минажетдинова пишет, что « для получения оптимальных результатов необходим целостный подход к профориентации. Активизирующие методы приводят к заинтересованности в выборе профессии, диагностические - к определению предпочтительных профессий, информационные - к расширению профессионального кругозора, консультационные - к осмыслению образовательной траектории, развивающие - к подготовке и адаптации к профессии» [6, С. 13].

Многие ученые, которые занимались изучением факторов, влияющих на выбор будущей профессии, выделяют следующие факторы: 1. Мнение членов своей семьи. Семья выступает главным фактором при выборе направления; она может либо положительно, либо отрицательно относиться к выбору. 2. Образовательные учреждения, которые находятся в месте проживания старшеклассника. Выпускники школ, проживающие в небольших городах, ограничены в выборе специальностей. 3. Позиция знакомых. Бывают случаи, когда поступают в образовательные учреждения «за компанию». 4. Престиж специальности. Старшеклассники хотят получить специальность, которая является модной. Но не всегда, получение такой специальности, является гарантией трудоустройства. 5. Позиция школьных учителей. Учителя могут выявить склонности, но при этом они не дают рекомендаций относительно того, в какой сфере старшеклассник может реализовать свои возможности. 6. Наличие информации. Информация о структуре рынка труда очень важна для выпускников школ, так как через 4-5 лет они будут активными участниками этого рынка. 7. Собственные планы в профессии. Через полученную профессию старшеклассник сможет самореализоваться и получать удовольствие от выполнения определенной работы. 8. Способности и склонности. Наличие способностей к выбранной профессии помогает не только справляться с поставленными задачами, но и рождает интерес к своей деятельности.

Профориентационную работу с обучающимися общеобразовательных учреждений можно разделить на этапы, в зависимости от возрастных особенностей личности. Например, С.Н. Чистякова разделяет профориентацию обучающихся на предпрофильный этап (8 класс), профильный этап (9-10 класс) и завершающий этап (11 класс). С.Н. Пряжников предлагает следующие профориентационные этапы: актуализация выбора профессии (1-4 классы), формирование профессиональной направленности (5-7 классы), формирование профессионального самосознания (8-9 классы) и уточнение социально-профессионального статуса. Л.В. Верниенко, Н.Ю. Ящук придерживаются мнения, что наиболее важным периодом для определения профессиональной ориентации является подростковый возраст. На этом этапе развития определяется заинтересованность в определенных учебных предметах как база будущей профессиональной деятельности. Однако в этот же момент подростки оказываются перед непростым выбором, который подразумевает тщательное исследование разнообразных профессий одновременно с самостоятельным определением личных психологических особенностей. Проблема состоит в том, что подростки делают выбор случайно, без его глубокого осмысления. Из этого можно сделать вывод, что профориентационная подготовка осуществляется в недостаточной мере.

А.В. Бесклубная выделяет следующие уровни готовности школьника к выбору профессии: 1) высокий (у школьника сформированы собственные убеждения; он четко осознает, какие навыки и умения ему необходимы для осуществления будущей профессии); 2) средний (в целом школьник уверен в выборе будущей профессии, но при этом у него не сформировано представления о том, какие умения ему необходимы для осуществления будущей профессии); 3) низкий (школьник не сформировал мотивы к выбору профессии, поэтому у него не сформированы представления о том, какие умения ему необходимы для осуществления будущей профессии) [1].

Профориентационная деятельность представляет собой систему мероприятий, организуемых в школе с участием родителей, по оказанию помощи обучающимся в профессиональном самоопределении в соответствии с потребностями и возможностями личности, а также запросами экономики в квалифицированных кадрах. Основными задачами деятельности школы являются: оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности (для обучающихся, которые планируют продолжить свое обучение на старшей ступени); содействие профориентационной поддержке обучающимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности, профессии (для обучающихся, которые планируют продолжить обучение в системе СПО); оказание дополнительной профориентационной поддержки некоторым группам школьников, которые испытывают сложности в выборе сферы будущей профессиональной деятельности и трудоустройства (дети-инвалиды, дети группы риска, дети, стоящие на учете в ОДН) [4]; получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся для осознанного определения дальнейшего образовательного маршрута; обеспечение информационной поддержки,

знакомство с рынком труда и миром профессий; выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями.

Выводы. Таким образом, профессиональный выбор является своим родом договором, сторонами которого выступают с одной стороны обучающиеся, а с другой стороны - работодатели. Организации, занимающиеся профориентационной деятельностью, выступают связующим звеном, которые создают условия для взаимодействия старшеклассников с потенциальными работодателями. Профориентационную работу продуктивнее организовывать по следующим направлениям: конкретизация образовательного запроса в рамках проведения факультативов и других курсов по выбору; групповые и индивидуальные консультации, направленные на выявление и формирование объективного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, который бы соответствовал интересам и способностям, ценностным ориентациям. Основной целью профориентации выступает обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формированию профессиональных качеств в выбранной профессии, коррекции профессиональных планов, оценки готовности к избранному виду труда.

Литература:

1. Бесклубная А.В. Формирование готовности старшеклассников к выбору профессии: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.01. Н. Новгород, 2013. 21 с.

2. Болдина М.А., Деева Е.В. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении // Социально-экономические явления и процессы. 2012. №12. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ponyatie-i-suschnost-proforientatsionnoy-raboty-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii (дата обращения: 05.09.2019)

3. Казначеева С.Н., Быстрова Н.В., Мурыгин Н.С., Пасечник А.С. Профориентационная работа в школах как фактор повышения уровня самоопределения обучающихся // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). С. 42-47.

4. Краснопевцева Т.Ф., Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф. Результаты исследования образовательных потребностей абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Мининского университета. 2019. Том 7, №2. С. 8.

5. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: комплексная программа активного самоопределения школьников. М., 2002.

6. Минажетдинова А.И. Профессиональная ориентация учащейся молодежи в системе социально-трудовых отношений: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05. Москва, 2013. 25 с.

7. С будущей профессией определились меньше трети выпускников [Электронный ресурс] - URL: https://iz.ru/755019/roman-kretcul-evgenii-timofeev/s-budushchei-professiei-opredelilis-menshe-treti-vypusknikov (дата обращения 06.09.2019).

8. Сергеев И.С. Система организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях вертикально интегрированного непрерывного образования: автореф. дис. докт. пед. наук: 13.00.08. Москва, 2017. 44 с.

Педагогика

УДК: 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В данной статье автор рассматривает компетентностный подход как методологическую основу современного высшего образования. Цель статьи заключается в раскрытии сущности компетентностного подхода как методологического основания подготовки педагога профессионального обучения. Важно отмметить что применение компетенстностного подхода в образовании в перую очередь нацелено на образовательную цель, то есть на формирование заранее определенных компетенций у студента, что значительно повышает качество образования, так как оно более целенаправлено и развивает не только знания и умения, но и социальные навыки, разносторонне обогащает личность и позволяет ему самореализоваться. Определены принципы, выступающие методологическим основанием реализации компетентностного подхода. Среди современных педагогических технологий, реализуемых в рамках компетентностного подхода, автор выделяет проектные, проблемные, кейс-технологии. Автор обосновывает идею о том, что условия компетентностного подхода позволяют сформировать технологическую компетентность педагога профессионального обучения и подготовить высококвалифицированного, конкурентоспособного выпускника.

Ключевые слова: компетентностный подход, высшее образование, компетентность, педагогическая технология, профессиональное обучение, педагог профессионального обучения.

Annоtation. In this article, the author considers the competency-based approach as the methodological basis of modern higher education. The purpose of the article is to reveal the essence of the competency-based approach as a methodological basis for the training of a teacher of vocational training. It is highlighted that the competency-based approach presupposes a priority orientation on the goals of education: the quality of education, learning ability, self-determination, self-actualization, self-realization, socialization and development of the learner's personality. The principles that are the methodological basis for the implementation of the competency-based approach are identified. Among modern pedagogical technologies implemented within the framework of the competency-based approach, the author identifies design, problem, and case technologies. The author substantiates the idea that the conditions of the competency-based approach make it possible to form the technological competence of a vocational education teacher and prepare a highly qualified, competitive graduate.

Keywords: competency-based approach, higher education, competence, pedagogical technology, vocational training, vocational education teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.