педагогические науки
Курбатова Алла Сергеевна, Рубцова Наталья Викторовна, Калачев Евгений Юрьевич ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ...
УДК 37.048
DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0096
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
© 2019
AuthorlD: 784507 SPIN: 1921-9546 ResearcherlD: J-6587-2017 ORCID: 0000-0002-3599-7029
Курбатова Алла Сергеевна, кандидат философских наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (603950, Россия, Нижний Новгород, улица Ульянова, 1, e-mail:[email protected]) AuthorlD: 847463 SPIN: 5211-5791
Рубцова Наталья Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры
«История и культура» Нижегородская сельскохозяйственная академия (603073, Россия, Нижний Новгород, проспект Гагарина, 97, e-mail: [email protected]) Калачев Евгений Юрьевич, учитель начальных классов, заслуженный учитель РФ, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №91 с углубленным изучением отдельных предметов» (603132, Россия, Нижний Новгород, ул. Голубева, 4а, e-mail:[email protected]) Аннотация. Цель статьи: анализ трудностей и актуальных направлений организации профориентационной работы в современных условиях и обоснование роли педагогических вузов в повышении ее эффективности. Методы и база исследования: базой для теоретических выводов стали труды российских авторов и данные социологических опросов, опубликованные в периодической печати, в диссертационных, монографических и учебно-методических исследованиях. Диалектический подход и транзитивность российского общества, сочетающего как традиционные, так и постмодернистские элементы определили возможный анализ проблемы профориентации по трем направлениям - социально-экономическому, социально-педагогическому и психолого-диагностическому. Результаты: неэффективная профоринтационная работа ведет к ошибкам в выборе профессии, которые являются неблагоприятным фактором не только личностного развития, но и наносят ущерб развитию экономики страны, провоцируют рассогласование между объективной потребностью государства в сбалансированной представленности разных профессиональных групп и несоответствующими этому субъективными профессиональными желаниями молодежи. Это диктует необходимость поиска инновационных направлений, реализующих системно-деятельностный подход, базирующийся на преемственности всех ступеней образования. Аргументировано доказывается, что перспективы профориентационной работы связаны с преодолением её главного недостатка - отсутствием системы. Научная новизна: авторы обосновывают необходимость развития нового направления деятельности в условиях педагогических вузов, которые должны стать региональными центрами профориентации, сопровождая и поддерживая профориен-тационную деятельность школ, создавая программы подготовки специалистов профориентационного консультирования (советников по профориентации). Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в развитии новой системы организации профориентационной работы.
Ключевые слова: профориентация, ранняя профессиональная ориентация, система профориентации, профо-риентационное консультирование, палетка профессий, надпрофессиональные навыки, системно-деятельностный подход в профориентации.
PROBLEMS AND PROSPECTS OF VOCATIONAL GUIDELINES IN MODERN CONDITIONS
© 2019
Kurbatova Alla Sergeevna, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy of Preschool and Primary Education Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov Street, 1, e-mail: [email protected]) Rubtsova Natalya Viktorovna, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of History and Culture Nizhny Novgorod Agricultural Academy (603073, Russia, Nizhny Novgorod, Gagarin Avenue, 97, e-mail: [email protected]) Kalachev Evgeny Yuryevich, elementary school teacher, Honored Teacher of the Russian Federation Municipal Budgetary Educational Institution "School No. 91 with in-depth study of individual subjects" (603132, Russia, Nizhny Novgorod, 4a Golubeva St., e-mail: [email protected]) Abstract. Purpose of the article: analysis of difficulties and current trends in the organization of career guidance in modern conditions and the rationale for the role of pedagogical universities in improving its effectiveness. Research methods and base: the theoretical conclusions were based on the works of Russian authors and the data of sociological surveys published in periodicals, in dissertation, monographic and educational studies. The dialectical approach and the transitivity of Russian society, combining both traditional and postmodern elements, identified a possible analysis of the problem of career guidance in three areas - socio-economic, socio-pedagogical and psychological-diagnostic. Results: ineffective career guidance work leads to mistakes in choosing a profession, which are not only an adverse factor in personal development, but also damage the development of the country's economy, provoke a mismatch between the objective need of the state for a balanced representation of different professional groups and inappropriate subjective professional desires of young people. This dictates the need to search for innovative areas that implement a system-activity approach based on the continuity of all levels of education. It is proved by arguments that the prospects of career guidance work are associated with overcoming its main drawback - the lack of a system. Scientific novelty: the authors substantiate the need to develop a new direction in
Kurbatova Alla Sergeevna, Rubtsova Natalya Viktorovna, Kalachev Evgeny Yuryevich PROBLEMS AND PROSPECTS OF VOCATIONAL GUIDELINES ...
pedagogical sciences
the conditions of pedagogical universities, which should become regional career guidance centers, accompanying and supporting career guidance schools, creating training programs for career counseling specialists (career counseling advisors). Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in the development of a new system of organizing career guidance work.
Keywords: career guidance, early career guidance, career guidance system, career guidance counseling, palette of professions, professional skills, system-activity approach to career guidance.
ВВЕДЕНИЕ
В нашей стране накоплен опыт профориентационной деятельности. В то же время, нельзя не заметить, что «результат от этой бурной деятельности не соответствует затратам на нее» [1, с. 22]. А.Антипьев и Н.Захаров обращают внимание, что «судя по печати и исследованиям, нет расчетов по тем потерям, которые мы несем из-за не эффективной профориентации. Если судить по косвенным показателям, то они колоссальны... Трудовая нагрузка на подрастающее поколение будет расти. Будет расти и «цена» из-за ошибочно выбранной профессии» [1, с. 22].
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), около 55% выпускников не работают по своим специальностям, причем для некоторых профессий этот показатель достигает 90% и выше. Министерство образования и науки РФ по итогам мониторинга российских вузов приводит следующие данные: по количеству выпускников, работающих по выбранной профессии, лидируют лишь шесть направлений подготовки. В начале списка - «политические науки и регионоведение с показателем в 52,6%». Более половины выпускников «не работают по специальностям, на которые обучались [2, с. 212].
Опубликованные Российским центром изучения общественного мнения результаты исследования (2018), выявили самые желательные профессии с точки зрения выпускников и их родителей. 20% опрошенные родителей хотели бы, чтобы их дети стали врачами, следом в рейтинге популярности среди родителей идут профессии предпринимателя и программиста, профессию школьного учителя как предпочтительную для своего ребенка назвали 3% опрошенных. Опрос выпускников выявил зону потенциального семейного конфликта, связанного с расхождением предпочтений. Первое место у молодых людей заняла профессия программиста, затем следует профессия предпринимателя, профессия врача не лидирует, не популярны и рабочие профессии [3]. Нельзя не согласиться с мнением о том, что «многие общественно значимые и реально востребованные, массовые профессии утратили привлекательность в глазах выпускников, а профессии, дающие иллюзорные социальные преимущества, приобрели неоправданно высокий рейтинг» [4, с. 138]. Существует очевидная проблема рассогласования между объективной потребностью государства в сбалансированной представленности разных профессиональных групп и субъективными профессиональными желаниями молодежи.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Базой для теоретических выводов стали труды российских авторов и данные социологических опросов, опубликованные в периодической печати, в диссертационных, монографических и учебно-методических исследованиях. Диалектический подход и транзитивность российского общества, сочетающего как традиционные, так и постмодернистские элементы определили возможный анализ проблемы профориентации по трем основным направлениям - социально-экономическому, социально-педагогическому и психолого-диагностическому.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Современные социально-экономические условия, процессы модернизации системы образования актуализируют поиск новых подходов к организации и содержанию профориентационной деятельности в решении имеющихся проблем. М.Разумова справедливо отмечает, что «около трети учащихся к моменту окончания школы не знают, что они будут делать дальше» [5, с. 50].
Одной из причин такого положения является стихийный характер профориентационной работы. Неустойчивость современного экономического положения страны приводит к дисбалансу между запросами рынка труда и системой профессиональной подготовки. В реальности профессиональное образование выпускает невостребованных специалистов. По мнению исследователей, низкая эффективность профессиональной ориентации в стране во многом вызвана отсутствием единой системы профориентационной работы, создание которой координировало бы возможности различных социальных институтов для целенаправленной подготовки к освоению пространства будущей профессии (К.Кузнецов, З.Селиванова, Я.Чернышев и др.).
Анализ публикаций по исследуемой проблеме свидетельствует, что понимание условий эффективной профессиональной ориентации возможно только в контексте социально-психологических отношений, в которых личность находится на разных этапах своего становления. Основополагающим фактором успешной про-фориентационной деятельности признается активная работа всех участвующих в ней субъектов (учителей, родителей, учащихся, работодателей, др.), что позволяет комплексно реализовывать три группы требований: «что я хочу», «что я могу», «что требует рынок труда». Содержательно, профессиональная ориентация раскрывается через профессиональное просвещение, консультирование и психологическую поддержку и диагностику учащихся с целью оказания квалифицированной помощи в осознанном выборе будущей профессии на основе выявления таких факторов, как индивидуальная предрасположенность личности, изучение потребностей и интересов, мотивов выбора и др. Повышение эффективности профориентационной работы с учащимися во многом определяется возможностью их будущего трудоустройства, что актуализирует необходимость обновления подходов и методов решения задач в единой системе «профориентация-трудоустройство».
С одной стороны безусловная важность профориен-тационной работы, с другой ее недостаточная эффективность в современных условиях, явились основанием для ряда инновационных подходов по разрешению имеющихся проблем в профориентационной деятельности. Важность этой проблемы подтверждает и инициатива президента В.Путина, связанная с запуском профориен-тационного проекта - «Билет в будущее» [6, 7]. К модернизации профориентационной работы можно отнести дискуссионную идею выявления талантов, основанную на блокчейн-технологиях с целью оценки склонностей и способностей учащегося и определения рекомендуемого вуза для поступления [8], совершенствования ЕГЭ, создание Атласа новых профессий [9] .
Руководитель центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» К. Кузнецов подчеркивает, тесты не могут быть в полной мере эффективным средством ориентации в профессии, и указывает на необходимость их дополнения, например, организацией экскурсий на предприятия, встреч с представителями различных образовательных организаций [6]. Справедливость данного положения очевидна, однако в процессе подобных мероприятий важно избегать ошибок, связанных с обычной профагитацией и рекламной деятельностью. Следует осуществлять всесторонний анализ профессии с точки зрения ее специфики, возможностей профессионального и карьерного роста, соответствия особенностей конкретной профессии потребностям и возможностям ребенка[10].
педагогические науки
Курбатова Алла Сергеевна, Рубцова Наталья Викторовна, Калачев Евгений Юрьевич ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ...
П.Лернер выступает с предложением о том, чтобы профориентационной работой занимались не учителя, а представители профессии. Повышение эффективности профориентационной работы он связывает с тем, что «на смену привычному для школьников учителю» придет «специалист, имеющий производственный опыт». Действительно, профориентационная работа у учителя предметника вызывает объективные трудности, «учителя физики, химии, математики не имеют знаний о современном производстве» [11, с.8], которые позволили бы им активизировать межпредметные связи и вести необходимую профориентационную работу. Однако, полагаем, что не менее серьезная ошибка считать, что «высокое техническое образование, практические знания и производственный опыт», вполне достаточно, чтобы эффективно заниматься профориентацией школьников.
Необходимо организовать систему подготовки профессионально компетентных кадров консультантов (советников) по профориентации, в полной мере обладающих знаниями социальной политики государства, психологии выбора профессии, конфликтологии, разбирающиеся в особенностях и динамике регионального рынка труда, требованиях профессии, правилах приема, условиях найма на работу.
Полагаем, что готовность к профориентационному выбору должна охватывать все ступени образования, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста [12].
В работе с дошкольниками и младшими школьниками предпочтение следует отдавать таким приемам и методам как имитационная игра, моделирование, наблюдение, в ходе которых воспитывается уважение к представителям разных профессий, происходит развитие системного мышления, коммуникативных навыков, формируется готовность действовать в ситуации неопределенности, «умение учиться» [13]. В профори-ентационную работу с младшими школьниками следует включить анализ склонностей ребенка и создание возможностей для формирования надпрофессиональных компетенций, развитие представлений о трудолюбии как человеческой ценности, о том, что человек, не нашедший себя в профессии, не будет в полной мере чувствовать себя счастливым [14].
Период школьного обучения связан с подростковым возрастом, характеризуемым как маргинальный в силу того, что находясь между детством и взрослостью, подросток освобожден от необходимости интеграции в общество, пребывая в состоянии «рефлексивной паузы». П.Лернер приводит мнение Д.Винникота, который доказывал, что «образование должно воздержаться от ускоренной профессионализации и достижения преждевременной ложной зрелости» [11, с.5], он приходит к выводу о необходимости «внимательного и экологического отношения» к подростку в период «психосоциального моратория». Однако именно в этот период от него требуют профессионального самоопределения, вызывая подчас фрустрации. Поддержать подростка, поняв его психологическое состояние, показать ему возможности профориентационного выбора, обсудив его персональную палетку профессий, может компетентный консультант (советник) по профориентации.
На данном этапе важно сформировать понимание, что универсальные навыки, базовые компетенции дополняют узкоспециализированные умения, целесообразное профессиональное развитие даст возможность легкого переключения со специализации на специализацию или расширения области применения своих сил, деятельностью на стыке нескольких областей.
Таким образом, система профориентации должна стать личностноориентированной, более гибкой, направленной на выявление актуальных потребностей и способностей каждого отдельного человека. Заметим, что уже существующие методики по профориентации способны зафиксировать лишь текущие интересы и ка-
чества учащегося; сейчас же необходим подход, рассматривающий человека как постоянно меняющуюся, развивающуюся систему.
Следовательно, от агитационных бесед и проведения тестов необходимо прийти к профориентационному консультированию, близкому к психологическому консультированию, так как в рамках обсуждения индивидуального плана карьеры зачастую всплывают вопросы личного характера, а терапевтическое консультирование невозможно без обсуждения темы профессионального самоопределения [15].
В организации профориентационной работы должен быть применен системно-деятельностный подход, предполагающий переход от информационно-репродуктивного знания к самостоятельному действию, связанному с формирование своего профессионального интереса, ориентацией в палетке профессий и профессиональными пробами. Такие действия должны поддерживаться и корректироваться компетентными консультантами. Кроме этого, этот подход предусматривает преемственность всех ступеней образования в профориентацион-ной работе [12, 13, 16, 17, 18].
Главный недостаток профориентационной работы, как справедливо отмечается многими исследователя-ми[1, 5, 13, 14, 15, 19, 20, 21], в отсутствии системы. Разрозненные мероприятия малоэффективны. Элементы должны быть взаимосвязаны и возглавляемы. Работу этой системы мог бы координировать педагогический вуз. Он может стать стержнем, на котором должна быть построена разноуровневая профориентационная работа, охватывающая образовательными программами дошкольное, начальное, среднее звено обучения и профессиональное образование, подготавливая специалистов, обладающих необходимыми компетенциями. Специалисты, занимающиеся профориетацией, должны будут работать на стыке специальностей, совмещая функции педагога, психолога и тьютора [22], планируя и сопровождая предметное, личностное и карьерное развитие каждого отдельного субъекта профориентацион-ного выбора не только в процессе школьного обучения, но, возможно, и в более поздние периоды жизни.
ВЫВОДЫ
Педагогический вуз обладает высоким кадровым потенциалом для решения задач подготовки компетентных консультантов (советников) по профориентации. Поэтому может стать региональным центром профориентации, выступая координатором выполнения государственного заказа по реализации разноуровневой профориентационной подготовки учащихся в условиях вариативного пространства непрерывного образования, наполняя профориентационные проекты актуальным содержанием, придавая им педагогическую целесообразность и психологическую обоснованность в соответствии с потребностями и способностями каждого отдельного субъекта профориентационного выбора, и учитывая экономические интересы государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Антипьев А.Г., Захаров Н.Н. Профориентация молодёжи в современном российском обществе: состояние и пути развития // Вестник Прикамского социального института. 2012. № 2. С. 20-25.
2. Чекменева О.Ю. Актуализация проблемы профессиональной ориентации как социально-педагогического явления // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8. № 2 (32). С. 198-216.
3. Новые Известия [Эл. ресурс]. Режим доступа. - https://newizv. ru/news/society/22-08-2018/sotsiologi-bolshinstvo-roditeley-hotyat-videt-svoih-detey-vrachami
4. Селиванова З.К. Ранняя профориентация как насущная задача государственной политики //Власть. 2013. № 4. С. 136-139.
5. Разумова М.В. Профориентация в России: становление, проблемы и перспективы // Профессиональное образование и общество. 2014. № 3 (11). С. 49-57.
6. Центр тестирования и развития. Гуманитарные технологии: (сайт). URL: https://proforientator.ru/publications/articles/bilet-v-budushchee-shkolniki-smogut-primerit-professii-na-sebya.html (дата обращения: 23.03.2019)
7. Worldskills Russia: (сайт). URL: https://worldskills.ru/me-dia-czentr/novosti/worldskills-russia-zajmyotsya-proforientacziej-shkol-nikov-po-porucheniyu-prezidenta-vladimira-putina.html (дата обраще-
Kurbatova Alla Sergeevna, Rubtsova Natalya Viktorovna, Kalachev Evgeny Yuryevich PROBLEMS AND PROSPECTS OF VOCATIONAL GUIDELINES ...
pedagogical sciences
ния: 15.04.2019)
8. Поступи онлайн [Электронный ресурс]. URL: https:// postupi.online/journal/novosti-obrazovaniya/roditeli-nazvali-samuyu-nezhelannuyu-professiyu-dlya-svoih-detey/?utm_ referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com (дата обращения: 23.03.2019)
9. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. URL: http:// atlas100.ru/ (дата обращения: 20.03.2019)
10. Arkhipova, M.V., Belova, E.E., Gavrikova, Y.A., Mineeva, O.A. Research on teacher career motivation in the russian pedagogical university context (2019) Advances in Intelligent Systems and Computing, 907, pp. 105-115.
11. Лернер П.С. Профориентация школьников как фактор подготовки кадров для перспективной экономики России //Мир образования — образование в мире. 2009. № 3. С. 3-13.
12. Курбатова А.С., Пухова А.Г., Беляева Т.К. Изучение самооценки как актуальное направление психолого-педагогических исследований //Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 251-261. doi: 10.32744/pse.2019.1.18
13. Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Концептуальные основы выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи //Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 4 (25). С. 10.
14. Караман Е.Л., Курбатова А.С. Гуманистический аспект подготовки социальных педагогов //Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 17.
15. Бичева И.Б. Информационная культура как фактор социокультурного развития будущего педагога // Нижегородское образование. 2017. № 1. С. 118-122.
16. Бичева И.Б., Филатова О.М. Перспективы профессиональной подготовки педагогов: аксиологический подход //ВестникМининского университета. 2018. Т. 6. № 2. С. 3. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-62-3
17. Куликова Т.А., Пронина Н.А. Система профориентационных мер как средство повышения осознанности выбора профессионального пути //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2(27). С.189-193.
18. Robertson P.J. Positive psychlogy: A movement to reintegrate career counselling within counselling psychology? // Counselling Psychology Review, 2015, 30 (3), 26-35.
19. Родионова, Е.Л., Прохорова, И.В. Педагогические условия профессионального становления педагога: практико-ориентиро-ванный подход. Учебное пособие / Е.Л. Родионова, И.В. Прохорова // Мининский университет. Нижний Новгород, 2018. 34 с.
20. Селиванова З.К. О жизненных целях и профессиональных предпочтениях старших подростков // Социологические исследования. 2017. № 5 (397). С. 51-56.
21. Fedorov, A. A.; Paputkova, G. A.; Samerkhanova, E. K.; et al. New Design of University Educational Ecosystem in the Context of Modernisation of Teacher Education in Russia. PSIKHOLOGICHESKAYA NAUKA I OBRAZOVANIE-PSYCHOLOGICAL SCIENCE AND EDUCATION Volume: 23 Issue: 1 Pages: 52-63 Published: 2018
22. Челнокова Е.А., Тюмасева З.И. Эволюция системы наставничества в педагогической практике // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 4. С. 11.Robertson P.J. Positive psychlogy: A movement to reintegrate career counselling within counselling psychology? // Counselling Psychology Review, 2015, 30 (3), 26-35.
Статья поступила в редакцию 09.09.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019