УДК 378.22
АНАЛИЗ ВОСТРЕБОВАННОСТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОМ КОНТЕНТЕ
Курбатова Алла Сергеевна, к.фил.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, Нижний Новгород, Россия (e-mail:[email protected]) Тивикова Светлана Константиновна, к.пед.н.к, доцент, заведующий кафедрой начального образования ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования "
Россия, Нижний Новгород (e-mail: [email protected]) Минаева Елена Викторовна, к.псих.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
В настоящее время многие востребованные профессии теряют привлекательность, в их числе - педагогические профессии, испытывающие острый кадровый дефицит. Цель статьи - проанализировать профориента-ционные установки и факторы, оказывающие влияние на организацию профориентационной работы.
Ключевые слова: профориентационная работа, консультанты (советники) по профориентации, педагогические профессии, надпрофессиональ-ные навыки, палетка профессий, системно-деятельностный подход к профориентации.
Без рационального использования трудовых ресурсов невозможно представить общественный прогресс, а «эффективность их распределения без профориентационной работы»[1]. Оценивая современное состояние организации профессиональной организации следует подчеркнуть, по мнению ученых, результат этой деятельности не окупает затраты на нее, хотя точных подсчётов потерь из-за неэффективной профориентации не ведется, косвенные показатели дают понять, что эти потери значительны [2]. «Трудовая нагрузка на подрастающее поколение будет расти. Будет расти и «цена» из-за ошибочно выбранной профессии» [3, с. 22].
Мониторинги трудоустройства выпускников получивших высшее образование (ВО) и специальное профессиональное образование (СПО) показывают, что значительная их часть (в разных исследования показатели отличаются, оставаясь высокими) не трудоустраивается в соответствии с полученной специальностью. О.Ю. Чекменева отмечает: «Около 55% выпускников не работают по своим специальностям, причем для некоторых профессий этот показатель достигает 90% и выше» [4]. «Уровень трудоустройства по связи с полученной специальностью у выпускников 2014-
2016 гг. с ВО в 2017 году в среднем был равен 68,9%,...показатель у выпускников с СПО был еще ниже - 60,3%, - констатируется в «Анализе положения выпускников с высшим и средним профессиональным образованием на рынке труда в России», выполненным ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России [5].
Российский центр изучения общественного мнения (ВЦОМ) обнародовал результаты исследования, в ходе которого были выявлены самые желательные на данный момент профессии среди родителей и подростков в России. Большинство родителей хотели бы, чтобы их дети стали врачами (20%), в лидерах остаются профессии предпринимателя и программиста, профессию школьного учителя выбрали всего 3% опрошенных. В рейтинге популярности профессий в глазах молодых людей, в отличие от их родителей, профессия врач не лидирует, а профессия предприниматель, оставаясь актуальной, уступила место профессии программист [6]. Нельзя не согласиться с мнением о том, что «многие общественно значимые и реально востребованные, массовые профессии утратили привлекательность в глазах подростков, а профессии, дающие иллюзорные социальные преимущества, приобрели неоправданно высокий рейтинг» [7, с. 138]. В результате происходит дисбаланс между запросами работодателей и системой профессиональной подготовки, выпускающей невостребованных рынком труда специалистов [8]. «Одной из причин такого положения является стихийный характер профориентационной работы» [1].
Результаты социологических исследований позволяют констатировать, что педагогические профессии, оставаясь востребованными государством, не оцениваются как желательные школьниками и их родителями. Тенденция к снижению престижности у учительской профессии отмечается в сравнительном социологическом исследовании, выполненном З.К. Селивановой. Анализируя данные сравнительных социологических исследований, она обращает внимание, что привлекательность этой профессии с 1993 по 2014 у юношей снизилась в 2,6 раза. Значительное снижение популярности профессии учителя отмечается и у девушек: если в 1993 году она была желанной для 30,1% и занимала лидирующую позицию, то в 2014 году её выбрали всего 8,4%. В этой связи обоснован вывод: «отсутствие (либо узкая фрагментарность) профессиональной ориентации на протяжении всех 20 пореформенных лет привели к серьезным расхождениям между намерениями подростков и востребованными направлениями деятельности» [9, с. 54]. Полагаем, что актуальная задача школы не только дать знания для сдачи ЕГЭ но и сформировать потребность осознанного проф-ориентационного выбора [10], [11].
Опрос, проведенный нами среди 186 старшеклассников Нижегородской области (2019), свидетельствует о появлении амбивалентности в оценке престижности учительской профессии. В процессе исследования школьникам предлагалось указать место профессии учителя на шкале от одного до десяти, где единица означала - «самая непрестижная профессия», а десять
- «самая престижная». Результаты свидетельствуют, что средняя оценка престижности профессии учителя составила 6,5 баллов. Встречались и полярные варианты оценки: максимально низкие баллы (1-2), свидетельствующие о негативной оценке педагогической профессии, показали 6,5% опрошенных, а максимально высокие (9-10 баллов) - 15,5%.
Вопрос подросткам о том, кто бы из известных личностей мог, по их мнению, быть хорошим учителем, оказался довольно провокационным. Большинство названных опрашиваемыми героев можно отнести к смелым и независимым личностям, среди них: Чапаев, Человек-паук, Х3, Альбус Дамблдор (директор школы чародейства и волшебства в произведениях о Гарри Поттере), Базаров («Отцы и дети»), Лидия Михайловна («Уроки французского»). Однако часто повторялись имена тех, кто по разным причинам пошел на нарушение закона, проявив асоциальное и антисоциальное поведение: Уолтер Уайт (главный герой сериала «Во все тяжкие» - учитель химии, вынужденный производить наркотики); Коро-Сенсей (герой аниме, трёхметровое существо с щупальцами осьминога - наемный убийца, ставший заботливым учителем), Большой Лебовски (миллионер с криминальными замашками).
Хотя падение престижность педагогической профессии вызывает беспо-койство[12], [13] уверены, что она застрахована от попадания в разряд вымирающих, ведь общение с учителем не в силах заменить даже отлично разработанные электронные обучающие курсы.
Направления профориентационной работы могут быть описаны следующим образом:
- информационное направление (предполагающее изучение с детьми «мира труда»);
- учебно-воспитательное направление (делающее акцент на формирование профессиональных мотивов и интересов);
- диагностическое направление (прогнозирующее успешность освоения профессии);
- консультационное направление (основная задача которого - проектирование индивидуальной профориентационной траектории, ориентация в палетках профессий);
- посредническое направление (включающее координацию активности разных субъектов профориентации) и др.
Изменения социально-экономических условий делают актуальным поиск инновационных подходов к организации и содержанию профориента-ционной деятельности. Необходима систематизация профориентационной работы, подготовка специалистов профориентационного консультирования, популяризация профессий имеющих общественную востребованность, в том числе педагогических.
Список литературы
1. Курбатова А.С., Рубцова Н.В., Калачев Е.Ю. Проблемы и перспективы профориентационной работы в современных условиях // Азимут научных исследований: психология и педагогика. 2019. Т.8.№4 (29). С.119-122.
2. Пухова А.Г. и др. Влияние демографического фактора на региональный рынок труда // Государственный советник. 2019. №1. С.33-39.
3. Антипьев А.Г., Захаров Н.Н. Профориентация молодёжи в современном российском обществе: состояние и пути развития // Вестник Прикамского социального института. 2012. № 2. С. 20-25.
4. Чекменева О.Ю. Актуализация проблемы профессиональной ориентации как социально-педагогического явления // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8. № 2 (32). С. 198- 216
5. Анализ положения выпускников с высшим и средним профессиональным образованием на рынке труда в России http://spravochnik.rosmintrud.ru/ storage/app/media/ Analiz%20polojeniya% 20vepucknikov_V№I%20tpuda.pdf (дата обращения 20.05.2020)
6. Сайт института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ https://issek.hse.ru/press/217256382.html Российская газета - Федеральный выпуск https://rg.ru/2018/06/04/tolko-37-procentov-vypusknikov-rabotaiut-po-specialnosti.html Новые Известия [Эл. ресурс]. Режим доступа. - https://newizv.ru/news/society/22-08-2018/sotsiologi-bolshinstvo-roditeley-hotyat-videt-svoih-detey-vrachami (дата обращения 21.05.2020)
7. Селиванова З.К. Ранняя профориентация как насущная задача государственной политики // Власть. 2013. № 4. С. 136-139
8. Куликова Т.А., Пронина Н.А. Система профориентационных мер как средство повышения осознанности выбора профессионального пути //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2(27). С.189-193.
9. Селиванова З.К. О жизненных целях и профессиональных предпочтениях старших подростков // Социологические исследования. № 5 (397). С. 51-56
10. Федоров А.А., Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Педагогическая одаренность: психолого-педагогические решения выявления, отбора и сопровождения // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 262-274.
11. Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Концептуальные основы выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 4 (25). С. 10.
12. Голубева О.В., Каткова О.В., Корнева Т.А. и др. Влияние социальных факторов на выбор педагогической профессии // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019, №8(42). С.197-202.
13. Пряжников Н.С. Психология профессионального самоопределения [Электрон. ресурс] // URL: http://testme.org.ua/article/ item/231 (дата обращения: 10.11.2019).
Kurbatova Alla Sergeevna,
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Tivikova Svetlana Konstantinovna,
Head Department of Primary Education "Nizhny Novgorod Institute for the Development of Education", Russia, Nizhny Novgorod Minaeva Elena Viktorovna
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia ANALYSIS OF THE REQUEST FOR PEDAGOGICAL PROFESSIONS IN VOCATIONAL GUIDELINES
Abstract. Currently, many professions in demand are no longer attractive, they are not considered by schoolchildren and their parents as a desirable career-oriented choice. Among these are pedagogical professions that are experiencing severe staff shortages. The purpose of the
article is to analyze career guidance attitudes and factors that influence the organization of career guidance work.
Keywords: career guidance work, career counseling consultants (counselors), pedagogical professions, over-professional skills, professions palette, system-activity approach to career guidance.