Научная статья на тему 'О профориентационной программе "Химия в моей будущей профессии" для девятиклассников'

О профориентационной программе "Химия в моей будущей профессии" для девятиклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / CAREER GUIDANCE / ВЫПУСКНИК ШКОЛЫ / GRADUATE / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / CAREER CHOICE / ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ КУРС / CAREER-ORIENTED COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронина Ирина Александровна, Новик Ирина Рафаиловна, Мичурина Анна Сергеевна

В соответствии с требованиями ФГОС образовательный процесс должен способствовать личностному развитию обучающихся, формированию у них метапредметных компетенций, их профессиональному самоопределению, что является необходимым компонентом их дальнейшей успешной социализации в обществе. Как показывает проведенное авторами исследование, девятиклассники часто затрудняются с выбором направления дальнейшего профильного обучения. В статье предлагается программа занятий специального профориентационного курса «Химия в моей будущей профессии». Предполагается, что данный курс может помочь решению возникшей проблемы, ведь от правильности принятого решения зависит не только будущая карьера, но и дальнейшая профессиональная судьба выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронина Ирина Александровна, Новик Ирина Рафаиловна, Мичурина Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE CAREER GUIDANCE PROGRAM "CHEMISTRY IN MY FUTURE PROFESSION" FOR NINTH GRADERS

In accordance with the requirements of the GEF educational process should contribute to the personal development of students, the formation of their metasubject competencies, their professional self-determination, that is a necessary component of their further successful socialization in society. As it is shown in the research made by the authors, ninth-graders often find it difficult to choose the direction of the further specialized training. The article offers the study program of a special career guidance course "Chemistry in my future career". It is assumed that this course will help to solve the problem, because not only the future career but also the future professional fate of graduates depend on the correctness of the decision.

Текст научной работы на тему «О профориентационной программе "Химия в моей будущей профессии" для девятиклассников»

4. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: учебное пособие / В.А. Епифанов. - М.: ГЭОТАР -Медиа, 2006. - 568 с.: ил.

5. Лечебная физическая культура в педиатрии / Л.М. Белозерова [и др.]. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 222 с.

6. Лукомский И.В. Физиотерапия. Лечебная физкультура. Массаж / И.В. Лукомский, Й.С. Сикорская, B.C. Улащик. - Минск: Выш. шк., 2008. - 384 с.

7. Попов С.Н. Физическая реабилитация: учебник / под общей ред. проф. С.Н. Попова. изд. 3-е. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 608 с.

8. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / под ред. Н.А. Гросс. - М.: Сов. Спорт, 2000. - 224 с.

Педагогика

УДК 37.013

директор Воронина Ирина Александровна

МБОУ «Школа №129» (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Новик Ирина Рафаиловна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студентка магистратуры Мичурина Анна Сергеевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

О ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ «ХИМИЯ В МОЕЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ» ДЛЯ

ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ

Аннотация. В соответствии с требованиями ФГОС образовательный процесс должен способствовать личностному развитию обучающихся, формированию у них метапредметных компетенций, их профессиональному самоопределению, что является необходимым компонентом их дальнейшей успешной социализации в обществе. Как показывает проведенное авторами исследование, девятиклассники часто затрудняются с выбором направления дальнейшего профильного обучения. В статье предлагается программа занятий специального профориентационного курса «Химия в моей будущей профессии». Предполагается, что данный курс может помочь решению возникшей проблемы, ведь от правильности принятого решения зависит не только будущая карьера, но и дальнейшая профессиональная судьба выпускников.

Ключевые слова: профориентация, выпускник школы, выбор профессии, профориентационный курс.

Annotation. In accordance with the requirements of the GEF educational process should contribute to the personal development of students, the formation of their metasubject competencies, their professional self-determination, that is a necessary component of their further successful socialization in society. As it is shown in the research made by the authors, ninth-graders often find it difficult to choose the direction of the further specialized training. The article offers the study program of a special career guidance course "Chemistry in my future career". It is assumed that this course will help to solve the problem, because not only the future career but also the future professional fate of graduates depend on the correctness of the decision.

Keywords: career guidance, graduate, career choice, career-oriented course.

Введение. В настоящее время многие ученики старших классов совершенно не готовы к выбору профиля дальнейшего обучения [2, 10], так как недостаточно разбираются в мире профессий и ориентируются на мнение родителей, одноклассников или выпускников прежних лет. Трехлетние исследования выбора профессии одиннадцатиклассниками МБОУ «Школа №129» и МБОУ «Школа №101» констатируют факт, что лишь 15% выпускников серьезно и осознанно выбирают профессию, остальные затрудняются [7]. В связи с этим в современной школе совершенно необходимо проведение профориентационной работы с обучающимися на всех ступенях образования [8-10]. Практика работы в школе свидетельствует, что своевременный и компетентный совет учителя может помочь обучающимся сделать правильный выбор, соответствующий их интересам, склонностям, способностям, возможностям и ценностным установкам [1, 2, 5].

Изложение основного материала статьи. Среди многочисленных определений понятия «профессиональная ориентация» (Л.Д. Столяренко, С.Н. Чистяковой, Е.А. Климова, С.А. Кузнецова и др.) (см. таблицу 1) [4, 6, 11] нам наиболее импонирует трактовка В.Г. Милославского [6, с. 905-911], согласно которой «профориентация - это комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения молодого человека, на оптимизацию его труда с учетом склонностей, интересов, способностей, а также потребностей общества в специалистах».

Трудно достигнуть высоких результатов в профориентации выпускников, не зная их интересов и предрасположенностей к тому или иному учебному предмету, той или иной профессии. Необходимым условием является своевременная диагностика девятиклассников, определяющая их профессиональный выбор. С этой целью в 2015-17 гг. в^ МБОУ «Школа №129» г. Н. Новгорода использован опросник профессиональных склонностей Л.А. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной [3, 12]. Одним из преимуществ методики является формулировка заданий. В отличие от прямолинейных вопросов, косвенные помогают выявить скрытую мотивацию оптанта и наиболее точно определить его интерес к той или иной сфере деятельности. В обследовании в 2015-16 гг. принимали участие 66 человек, в 2016-17 гг. - 42. Результаты диагностических исследований представлены в таблице 2.

Определения понятия «профессиональная ориентация»

Л.Д. С.Н. Е.А. Климов С.А. H.H. Захаров АЛ. Сазонов В.Г.

Столяренко Чистякова Кузнецов Мшославский

Система Научно- Комплекс 1 .Ознаком- Целостная система. Целенаправ- Комплекс

мероприятий. практическая социально- ление с состоящая из ленная психолого-пе-

направленных система экономических. группой взаимосвязанных деятельность дагогических.

на выявление деятельности. психолого- профессий компонентов. по подготовке медицинских,

личностных осуществляе- педагогических с целью объединенных молодежи к социальных

особенностей, мая школой. п медико- помощи в общностью цели и осознанному мероприятии.

интересов и семьей, физиологическ выборе единством выбору направленных

способностей у производст- их задач, цель специаль- управления: профессии в на формиро-

каждого венными которых - ности. 2. профессиональное соответствии с вание

человека для коллективами. формирование Обучение просвещение: личными профессио-

оказания ему учреждениями у личности основам развитие интересов. склонностями, нального

помощи в профтехобра- профессиональ- профессии склонностей интересами. самоопределе-

разумном зования. ного для школьников в способностями ния молодого

выборе высшего, самоопределе- получения различных видах и одновремен- человека, на

профессий. среднего и ния. более деятельности - но с общест- оптимизацию

наиболее специального соответствую- полных профессиональная венными его труда с

соответствую- образования. щего представ- активизация; потребностями учетом

щих его культуры. индивидуаль- лений о профессиональная в кадрах склонностей,

индивидуаль- ным данной психодиагностика, различных интересов,

ным особенностям специаль- профконсультация; профессий и способностей.

возможностям. каждой ности. профотбор, разного уровня а также

личности и профадаптация. квалификации. потребностей

запросам профвоспитание. общества в

общества в специалистах.

кадрах.

Таблица 2

Диагностика профессиональных интересов девятиклассников и их профессионального выбора в

2015-17 гг.

Характеристики исследования 2015-16гг 2016-17гг

Общее число девятиклассников 66 (100%) 42 (100%)

Сделавшие профессиональный выбор 49 (74%) 25 (60%)

Наметившие круг из 2-3 профессий 17 (26%) 17 (40%)

Умение работать с людьми 29 (44%) 19 (45%)

Интерес к исследовательской (интеллектуальной) работе 7 (11%) 8 (19%)

Желание практической деятельности 13 (20%) 8 (19%)

Любовь к эстетическим видам деятельности 12 (18%) 9 (21 %)

Предрасположенность к экстремальным видам деятельности 17 (26 %) 10 (24%)

Склонность к планово-экономическим видам деятельности 11 (17%) 8 (19%)

Из таблицы 2 видно, что склонность к работе с людьми (т.е. профессиям, связанным с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием) выявлена у 44-45% учащихся. Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения. В тоже время предрасположенность к исследовательской (интеллектуальной) работе (т.е. профессиям, связанным с научной деятельностью) отмечается у 11-19% подростков. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.

Данные таблицы 2 также свидетельствуют, что достаточно большое количество обучающихся 9 классов (26% в 2015-16 гг. и 40% в 2016-17 гг.) затрудняется с окончательным профессиональным выбором. Их профессиональные интересы затрагивают несколько различных сфер деятельности. В связи с этим важно определить форму и методы для осуществления профориентации обучающихся. Практика свидетельствует, что профориентационные мероприятия школ, организованные совместно с университетами и техникумами, наиболее эффективны [1, 5, 7 - 10], при этом в приоритете не отдельные мероприятия (классные часы, экскурсии, мастер-классы), а специальные профориентационные циклы, организуемые в течение учебного года согласно намеченному плану. Такая совместная работа ведется кафедрой биологии, химии и биолого-химического образования (БХиБХО) НГПУ им. К. Минина с МБОУ «Школа №129» и МБОУ «Школа №101» г. Н. Новгорода с 2014г. по программам сетевого сотрудничества [1, 5, 7].

Исходя из исследований, представленных в таблице 2, в 2015-16гг студенткой магистратуры А.С. Мичуриной разработана программа профориентационного курса для девятиклассников (содержание см. в таблице 3), которая была апробирована с обучающимися МБОУ «Школа № 129» г. Н. Новгорода на базе кафедры БХиБХО Мининского университета в 2016-17 гг.

Актуальность дополнительной образовательной программы (далее ПДО) «Химия в моей будущей профессии» заключается в приобретении теоретических и практических знаний, умений и компетенций в области профессионального самоопределения выпускниками 9-х классов. Смена учебной деятельности на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профориентационного кружка позволяет учителю уйти от стереотипов обучения, что делает учебный процесс более увлекательным, мобильным и повышает его образовательный потенциал.

Содержание дополнительной образовательной программы «Химия в моей будущей профессии»

№ п/п Тема Всего часов В том числе

Теория практика

1. Вводное занятие. Человек и профессия 1 1

Раздел I. Что я знаю о своих возможностях 8 4 4

2. Индивидуально-психологические особенности личности обучающихся. Темперамент. 2 1 1

3. 1. Я и мой выбор профессии. Классификация профессий Климова. 2 1 1

4. 1. Профессиональные интересы обучающихся 1 1 1

5. ТОП - профессии класса 1 1

6. Мотивы выбора профессии обучающихся 2 1 1

Раздел II. Что я знаю о профессиях 26 9 16

7. 2. Мир профессий химико-биологической направленности 2 1 1

8. Химия в профессиях 2 1 1

9. Биология в профессиях 2 1 1

10. Профессии химико-биологической направленности в нашем городе 3 3

11. Игра-мафия «Мир профессий» 1 1

12. Один день из школьной жизни 2 2

13. Навязанный выбор профессии 1 1

14. Наука - тоже работа 1 1

15. Разговор по-взрослому «Профессии наших родителей» 1 1

16. Профессии будущего 2 1 1

17. Здоровье и выбор профессий 1 1

18. Залог успеха при выборе профессии. 1 1

19. Готовность к выбору профиля, профессии 2 1 1

20. Соревнование - «Профэрудит». 1 1

21. Итоговое занятие. Защита проектов 2 2

ИТОГО 33 14 20

На занятиях предлагаемого курса разбираются понятия «профессия», «специальность», «должность», требования профессии к человеку, характеризуются составляющие успешного выбора, определяется роль профессии в жизни человека [1-4, 8-9]. Обучающиеся узнают важную информацию о психологических особенностях человека, типах темперамента, прогнозируют влияние темперамента на определение направления профессионального самоопределения. Анализируя разные факторы, способные повлиять на выбор профессии, школьники учатся ориентироваться в многообразии профессий, классифицировать их по объекту, целям, средствам и уровням труда. Они начинают понимать, как личностные интересы человека влияют на его дальнейший профессиональный выбор. Знакомство с популярными профессиями химико-биологической направленности помогает в девятом классе определиться с выбором профессии, особенно тем из них, кто посещал кружки при университете и в школе.

Результаты исследования показывают, что разработанная ПДО «Химия в моей будущей профессии» помогает обучающимся 9 классов не только грамотно выбрать профиль дальнейшего обучения, но и повысить уровень своих метапредметных и личностных компетенций, развить нравственные и

профессиональные качества, наметить направление своего интеллектуального и творческого развития. Так, в 2016-17гг девятиклассники МБОУ «Школа №129» г. Н. Новгорода, посещавшие данные занятия, осознанно выбрали направление дальнейшего обучения в 10 классе. На протяжении 10 лет в школе наряду с общеобразовательными комплектуется профильный естественно-математический класс, в котором углубленно изучаются математика, физика, химия и биология. Девятиклассники знают об этом, и уже к 1 февраля, когда начинается прием заявлений на отбор в профильные классы, готовы сделать свой выбор. Материалы таблицы 4 показывают, сколько обучающихся осознанно идут в профильный класс, заранее зная о количестве отведенных часов на предметы естественнонаучного (ЕН) цикла и направлениях будущей деятельности после обучения в школе (2012-2014 гг.), после посещения химических и биологических кружков при кафедре БХиБХО (2015-2016 гг.), после посещения кружков и профориентационного курса "Химия в моей будущей профессии "(2017 г.).

Таблица 4

Конкурс в профильный естественно-математический класс в 2012-2017 гг.

Год Количество обучающихся

в 9 классах подавших заявление в профильный класс поступивших в профильный класс на выделенные места продолживших получать образование по естественнонаучному (ЕН) профилю после окончания 11 класса выбравших после окончания 11 класса другие направления, где ЕН предметы необходимы

2012 75 24 (32%) 24 4 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2013 71 27 (38%) 27 3 4

2014 67 25 (37%) 25 4 5

2015 50 26 (52%) 23 6 4

2016 77 37 (48%) 29 5 5

2017 45 27 (60%) 25 еще учатся в школе

По данным, приведенным в таблице 4, видно, что участие школьников в занятиях химических и биологических кружков, организованных в рамках сетевого сотрудничества с кафедрой БХиБХО, оказало влияние на выбор направления профильного обучения. В естественно-математический класс, начиная с 2015г., подали заявление более 48% обучающихся (по сравнению с 32-38% в 2012-14 гг.), которые обладают высокой мотивацией к обучению по данному профилю, и часть из них (примерно 25%), как видно из табличных данных, после окончания школы продолжает обучение в университетах по выбранному направлению, еще примерно столько же выпускников учится на других профилях, связанных с ЕН. В настоящее время 5 обучающихся 11-го класса и 9 учеников 10-го класса, которые с 2015г. занимались в биологических и химических кружках на базе Мининского университета [7], продолжают интересоваться химико-биологическими вопросами, поэтому посещают профильные кружки и выполняют исследовательские работы по ЕН секциям научного общества учащихся. Мы уверены, что к окончанию школы они утвердятся в своем выборе направления обучения.

Выводы. В рамках профориентационной работы, проводимой в школе педагогами, студентами-практикантами и обучающимися старших классов интерес к естественным наукам у обучающихся 7-9 классов возрастает. В этом учебном году кружки на кафедре БХиБХО Мининского университета посещают 15 обучающихся 8-х классов, 5 - из 9 классов. Введенный в 2016-17 гг. профориентационный курс «Химия в моей будущей профессии» позволяет не только сформировать у школьников интерес к предметам естественнонаучного цикла, но и подвести их к самостоятельному, осознанному выбору будущей профессиональной деятельности. Главная роль в этом процессе принадлежит школе, именно в ней закладывается фундамент знаний, на основе которых формируется дальнейший профессиональный выбор подростка, предполагающий наличие у человека не только определенных убеждений, но и готовности к практическим действиям. Совместная профориентационная работа педуниверситета и школы этот выбор усиливает, что сказывается на развитии у выпускника необходимых компетенций для дальнейшего профессионального роста и самосовершенствования.

Литература:

1. Воронина И.А., Новик И.Р. Об организации научно-образовательной экспериментальной площадки «Современные методы организации внеклассной работы в средней школе» // «Актуальные проблемы химического и экологического образования»: Материалы 62 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием. СПб.: РГПУ им. Герцена, 2015. С. 169-172.

2. Выбор профессии: оценка готовности школьников: 9-11 классы / С.О. Кропивянская, П.С. Лернер, О.Д. Пало и др.; под ред. С.Н. Чистяковой. - М.: ВАКО, 2009. - 160 с.

3. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.: Педагогика, 1983. - 129 с.

4. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. С. 110-125.

5. Леонова И.В., Новик И.Р. Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках химии в 8 классе // «Актуальные проблемы химического и экологического образования»: Материалы 62 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием. - СПб.: РГПУ им. Герцена, 2015.С. 60-64.

6. Милославский В.Г., Алиева Н.Х., Соловьев С.М. и др. Теория и практика профориентации в России: проблемы и перспективы // Молодой ученый. 2016. №7. С. 905-911.

7. Новик И.Р. Воронина И.А., Сидорова А.В., Леонова И.В. Роль профориентационных мероприятий для школьников в развитии индивидуальных качеств учащихся // Проблемы современного педагогического

образования. Сер.: Педагогика и психология. - Научный журнал: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч. 6. -С. 134-142

8. Новик И.Р., Жадаев А.Ю., Волкова Е.А. Роль профориентации в условиях непрерывности и преемственности образования // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып. 54. Ч. 4. С. 104-110.

9. Новик И.Р. Формирование профессиональной компетентности выпускников в системе высшего химико-педагогического образования: монография. Н. Новгород: НГПУ, 2009. 139 с.

10. Новик И.Р., Жадаев А.Ю., Воронина И.А. и др. Формирование у студентов педагогического вуза профессиональной компетентности во время работы с одаренными учащимися Нижегородской области // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12-5. С. 914-918.

11. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.С. 240-267.

12. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. - М.: Генезис, 2007. - 128 с.

Педагогика

УДК 373.29

доктор педагогических наук,

заведующий кафедрой социологии и управления Вражнова Марина Николаевна

ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)» (г. Москва); ассистент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Солдатенко Ксения Юрьевна

ГОУ ВО Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

КВН КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье обоснована проблема взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семьи в процессе обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста: проведен теоретический анализ психолого-педагогических исследований, дано определение понятия «взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации и семьи». Выявлена специфика КВН как формы организации взаимодействия ДОО с родителями. Представлены основные принципы продуктивной работы с семьями воспитанников, а также методы, этапы подготовки и проведения КВН в условиях детского сада. Обосновано понимание целевой направленности современного дошкольного образования, доказана ее непосредственная связь с коммуникативным развитием ребенка, его умением взаимодействовать с окружающими людьми. Установлено, что КВН как форма организации работы с родителями дошкольников в процессе обучения английскому языку способствует повышению мотивации, созданию позитивного настроя, формированию самостоятельности, навыков выполнения творческих, проектных заданий, что является необходимым условием подготовки к обучению новому языку в начальной школе.

Ключевые слова: взаимодействие, взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации и семьи, КВН как форма организации взаимодействия с родителями детей.

Annоtation. The article is devoted to the issue of the problem of the teachers and family interaction in the process of preschool teaching English: theoretical analysis of psychological and pedagogical research proved, the definition of the concept of "interaction of preschool organization teachers and family" are being described. The article defines the specifics of using of KVN as a form of organization of interaction between teachers and parents. The authors describe the basic principles of productive work with the families, as well as methods, stages of training and conducting KVN in kindergarten. The author substantiates the understanding of the target orientation of modern preschool education, dozens of its connection with the child's communicative development, his / her interaction with surrounding people. The authors found that KVN as a form of organization of work with parents of preschool children in the process of learning English contributes to increasing motivation, creating a positive attitude, formation of independence, skills of creative, project tasks, which is a necessary criterion in preparation for learning a new language in primary school.

Keywords: the interaction, the interaction of teachers of preschool organizations and families, KVN as a form of organization of interaction with parents of children.

Введение. На сегодняшний день образовательная деятельность по английскому языку в условиях дошкольной организации способствует формированию иноязычных коммуникативных умений детей через овладение простыми способами коммуникации на иностранном языке (фонетика, лексика, грамматика) и развитие познавательных, речевых, творческих, физических, музыкальных, сенсорных и других способностей детей [14].

Среди зарубежных исследований можно выделить Н. Штайнер (Бостонский университет) - свободно владеющая несколькими иностранными языками педиатр, разоблачила мифы о двуязычности детей: в своих работах Наоми утверждает, что каждый ребенок может выучить несколько языков (природная способность, влияние факторов окружающей среды); смешение языков - нормальный феномен в процессе обучения (взаимосвязанный активный процесс умственных мозговых операций у дошкольников). В целом Н. Штайнер, С. Хейз выделяют преимущества раннего изучения иностранного языка, такие как: возрастание конкурентоспособности на рынке труда, обеспечение понимания других стран и культур, усиление концентрации внимания и когнитивных способностей детей (облегчение при изучении третьего языка, улучшение мозговых процессов в преклонном возрасте, творческого использования языка) [17].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.