подобным - давно известный тезис в педагогике). Задача преподавателя ознакомиться с эвристической системой обучения (она ориентирована в первую очередь именно на развитие творческих способностей) и сделать эту, зачастую так называемую, рутину приятной и нескучной. Для этого и нужны идеи. Литература:
1. Kroupchenko A. Law in Russia, Ways with legal words / A. Kroupchenko, A. Michailova. - Moscow: Vneshmaltigraf publishing, 1999. - 56 p.
2. Pugliese Ch. Being Creative: The challenge of change in the classroom / Ch. Pugliese. - Delta Publishing,
2009. - 96 p.
3. Cotton D. Market Leader Intermediate New Edition / D. Cotton. - Pearson Longman, 2010. - 161 p.
4. Gumanova J. The Best of Just English / J. Gusmanova, V.Koroleva-MakAri, M.Sveshnikova. - Moscow University Publishing, 2004. - 96 p.
5. Gumanova J. Just English, The State of Britain / J. Gusmanova, V.Koroleva-MakAri, M.Sveshnikova. -Moscow: Paleotip, 2004. - 124 p.
6. Fanselow J. Breaking Rules: Generating and Exploring Alternatives in Language Teaching / J. Fanselow. -London, U.K.: Longman Publishing Group, 1987. - 86 p.
7. Koptelova I. The British Council / I. Koptelova // ESP/BESIG. - 1998. - P. 14-17.
8. Longman. Pearson Education Limited, Business English Dictionary. - Edinburgh Gate, Harlow: 2010 - 527 p.
9. Macmillan English Dictionary For Advanced Learners. - University of Liverpool, UK, 2011. - 1748 p.
10. Gubaidullina R.N. Developing of Speaking Skills According to the Case Study Method / R.N. Gubaidullina, A. M. Ilyasova, A.S. Khakimzyanova // The Social Sciences. - № 10. - 2015. - P. 1732-1735.
11. Smith T. Market Leader: Business Law / T. Smith. - Edinburgh Gate, Harlow: Pearson Education Limited,
2010. - 96 p.
Педагогика
УДК 37.013
кандидат педагогических наук, доцент Новик Ирина Рафаиловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); директор Воронина Ирина Александровна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа №129» (г. Нижний Новгород); студентка магистратуры Железнова Елена Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФМОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕТЕВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ И УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация. Статья рассказывает о реализации сетевого сотрудничества школы и педагогического университета. Раскрываются особенности сетевого взаимодействия, приводящие к повышению профмотивации школьников и студентов университета.
Ключевые слова: профмотивация обучающихся, сетевое сотрудничество, профориентация.
Annotation. The article teils about the implementation of network's Cooperation between the school and the pedagogical university. The features of network interaction leading to increase of the professional motivation of schoolchildren and students are revealed.
Keywords: professional motivation of students, network's cooperation, career guidance.
Введение. Проблема жизненного самоопределения в настоящее время стоит не только перед подростками 9-11 классов. Профессия живет 5-15 лет, а дальше либо исчезает, либо меняется до неузнаваемости. Человеку приходится учиться и переучиваться в течение жизни (lifelong learning), поэтому задача как средней, так и высшей школы - научить учиться, повысить профессиональную мотивацию как старшеклассников, так и студентов вузов, помочь обучающимся сделать правильный профессиональный выбор и утвердиться в нем.
Проведенные в течение 3 лет исследования на базе МБОУ «Школа №129» г. Н. Новгорода свидетельствуют о том, что если выбор профессии могут сделать более 60% девятиклассников, то в одиннадцатых классах на это способны лишь 15% [3-5]. Такой спад можно объяснить несколькими причинами: 1) главная цель девятиклассника получить аттестат, ведь в техникумы и колледжи уже более пяти лет принимают учащихся без экзаменов, только по конкурсу аттестатов, что связано с демографической ситуацией и снижением рождаемости в 2000-х г., 2) желание поскорее стать взрослым, 3) страх не сдать ЕГЭ, хотя специалист с высшим образованием более востребован, и для его получения необходимо будет сдавать ЕГЭ и после техникума. Все эти причины говорят о «неосознанности» всей ответственности своего выбора девятиклассниками. В последующие два года (10-11 класс) старшеклассники профильных классов более серьезно относятся к выбору профессии, у них более широкий диапазон жизненных направлений, поэтому профориентационная задача школы и университета - помочь им найти правильный путь. К сожалению, в вузе истинную профессиональную мотивацию имеет в среднем 30% первокурсников [4]. В связи с этим в современной средней и высшей школе совершенно необходимо проведение профориентационной работы с обучающимися на всех ступенях образования, причем использование сетевого сотрудничества и тем самым обеспечение непрерывности и преемственности образования помогает в решении этого важного вопроса [1-6].
Изложение основного материала статьи. В 2014г. МБОУ «Школа №129» г. Н. Новгорода и ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина» заключили договор о сетевом сотрудничестве. Сферы реализации представлены на схеме 1.
Проблемное поле теоретико-прикладного исследования формирования профмотивации с использованием сетевого сотрудничества и его актуальность включают следующие аспекты:
1. Снижение уровня профессионального самоопределения учащихся выпускных классов и затруднения с выбором направления дальнейшего обучения;
2. Несоответствие используемого содержания, форм, методов и технологий обучения для формирования высокой мотивации выбора будущей профессии требованиям времени;
3. Непонимание обучающимися путей осуществления будущей профессиональной деятельности.
МБОУ «Школа №129»
ХЕ
усиление профессиональной мотивации школьников в области естественных наук
Кафедра биологии, химии и биолого-химического образования ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина»
рост опыта профессиональной деятельности и повышение профмотивации у студентов
Ж
повышение профессиональной подготовки коллектива школы
активное участие старшеклассников МБОУ «Школа № 129» в мероприятиях, проводимых на базе школы и кафедры БХиБХО
выполнение научно-методической работы со школьниками студентами бакалавриата и магистратуры
обучение персонала школы на мастер-классах и семинарах, индивидуальные консультации с преподавателями кафедры
Схема 1. Направления реализации сетевого сотрудничества
Основу нашего исследования составляют концептуальные подходы к реализации идеи непрерывного образования в работах Е.Я. Аршанского, Б.С. Гершунского, Н.Н. Двуличанской, В.И. Загвязинского, Г.Н. Фадеева и др., теоретико-методологические подходы к осуществлению преемственности между обучением в средней и высшей школе А.В. Батаршева, А.В. Кострюкова, В.Э. Тамарина и др., труды по профориентации А.Д. Сазонова, Е.А. Климова, Н.Н. Захарова и др., методология компетентностного подхода в образовании В. А. Болотова, И.А. Зимней, О.В. Акуловой, Ю.Ю. Гавронской, Е.С. Заир-Бек, В.А. Козырева, С.А. Писаревой, Н.Ф. Радионовой, В.Ю. Сморгуновой, А.П. Тряпицыной [3, 4, 7, 81.
Объект исследования: процесс обучения и воспитания обучающихся в ходе профориентационных мероприятий.
Предмет исследования: процесс формирования профессиональной мотивации обучающихся в ходе естественнонаучной подготовки посредством проведения профориентационных мероприятий.
Целью данного исследования является изучение роли профориентационных мероприятий естественнонаучной направленности в формировании профессиональной мотивации школьников, абитуриентов и студентов к выбранному профилю обучения в условиях непрерывности и преемственности образования.
В соответствии с целью была выдвинута рабочая гипотеза: если в учебный процесс внедрить профориентационные занятия по химии и биологии, то, возможно, повысится мотивация к изучению предметов данного профиля, результатом чего могут быть высокие показатели уровня профессионального самоопределения выпускников, рост интереса к профессии у студентов, рост профессиональной компетенции педагогов.
Популярный бизнесмен, писатель и оратор Крис Уайднер [9] совершенно точно заметил: «В жизни каждого человека наступает время, когда он должен сделать выбор: или он будет заниматься тем, к чему лежит его душа, или позволит решать за себя другим». ЕГЭ дает выпускникам возможность выбора вуза, т.е. подачи документов на различные факультеты и специальности. Однако, будущие студенты зачастую понятия не имеют, чем хотят заниматься в дальнейшем, в связи с чем именно в настоящее время возникла острая необходимость вернуть в школы ориентацию на профессию. В связи с этим реализация сетевого сотрудничества МБОУ «Школа 129» и Мининского университета с 2014г. успешно осуществляется согласно модели повышения профмотивации обучающихся, представленной на схеме 2.
Профориентационная работа занимает на схеме 2 центральное место, поскольку выпускникам школы и вуза придется выбирать свой путь в жизни, и очень важно не ошибиться в нем. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и карьерный рост. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.
Порой профориентационные методики не соответствуют времени, которое их опережает, и не дают нужных результатов. Профориентация - это помощь в профессиональном самоопределении, а профессиональное самоопределение, в свою очередь, является следствием личностного самоопределения.
Ключевая задача осуществляемых нами профориентационных мероприятий - перемещение точки выбора профессии с одномоментного в 9-11 классе на продуманное и взвешенное решение в средних классах. Для этого важна грамотная реализация системно-деятельностного подхода в условиях непрерывного и преемственного образования, начало которого лежит ещё в раннем возрасте. Весь этот длинный процесс личностного и последующего профессионального самоопределения и является профориентационным путем, который помогают пройти родители и педагоги. На этом пути очень важны различные профориентационные мероприятия, проводимые совместно с вузом, начиная с 6-го класса, для разностороннего развития подростка, его полноценного личностного самоопределения, поиска его талантов и способностей, их развития и укрепления. Необходимо развивать у школьника определенные, присущие именно ему способности и таланты, помочь ему открыть свои способности и научить применять их в жизни. Сориентировать сегодняшнего школьника на завтрашний день, помочь выбрать дорогу в жизни, научить его трудиться и получать удовлетворение от плодов его труда.
Можно выделить три этапа профориентации:
1 этап: пассивно-поисковый (для учащихся 1-7 классов);
2 этап: активно-поисковый (для учащихся 8-9 классов);
3 этап: профессиональное самоопределение (для учащихся 10-11 классов).
Раннее знакомство с миром профессий расширяет кругозор школьника, предлагая ему уже в среднем звене задаться вопросом: «Кем я хочу быть?» Для этого вуз проводит различные мероприятия: дни открытых дверей, программы дополнительного образования, расширенные курсы по различным предметам, тематические квесты, дни науки, мастер-классы, лабораторные практикумы, каникулярные школы, занятия и конференции научного общества учащихся и пр. Школьники с гордостью говорят своим сверстникам и родителям о занятиях в университете. Удачный вариант - сотрудничество с родителями, которое осуществляется на днях открытых дверей, конференциях, других массовых профориентационных мероприятиях. Совместно со студентами проводятся тематические предметные недели в школе. В плане такой недели могут быть следующие мероприятия: выставки рисунков, экскурсии, сочинения «Кем я хочу быть», ролевые игры, видео-уроки.
В старшем звене подход к проблеме усложняется. Попробовать себя непосредственно в профессии хочет каждый ученик, но предоставить ему такую возможность довольно проблематично. Частично решает проблему организация дня школьного самоуправления, когда школьники на один день меняются местами с учителями, завучами, завхозом, врачом, директором. Профориентационные мероприятия, проводимые преподавателями кафедры, тоже помогают приблизиться к профессии. Ученик после уроков может провести несколько часов с представителем той или иной профессии, такой опыт для подростка очень важен и полезен.
После этого необходимо провести рефлексию. Лучше всего это сделать в контексте тренинга. В дружеском кругу ребята поделятся своими впечатлениями и расскажут, что им особенно запомнилось и понравилось, ученики используют полученные знания при проектной работе, которая будет своеобразным отчётом по пройденным профориентационным мероприятиям. Плановое и долгосрочное сотрудничество с вузом дает возможность школам познакомить ребят с их потенциальным будущим. Это помогает им осознать всю важность решения о профессиональном выборе, настраивает подростков на учёбу в вузе, помогает им более ярко представить особенности студенческой жизни. На этом этапе многие ребята определяются с будущим местом учёбы. Это немаловажный компонент воспитательных мероприятий по профориентации. Взаимодействие с бывшими учениками школы, а ныне студентами позволяет учащимся получить информацию о профессии «из первых рук». Внедрение в учебный процесс программ по профессиональному самоопределению, например, таких как: «Я и моя будущая профессия», «Ты и твоя профессиональная карьера», «Химия в моей будущей профессии», и т.д. Профориентация в школе может сказаться на дальнейшей судьбе ученика. Помогая ему сделать правильный выбор, предоставив для этого как можно больше уникальных возможностей, мы на выходе получим гармонически развитую личность с высоким творческим потенциалом.
Выводы. После четырех лет тесного взаимодействия между школой и педуниверситетом мы можем говорить уже о некоторых результатах. Несомненно, взаимодействие школы и вуза - достаточно сложная задача, которая требует кадровых и организационных ресурсов, готовности школ к непрерывному сотрудничеству. Однако, цель - воспитание образованного, культурного, востребованного в современном обществе человека, становится совместными усилиями более достижимой.
Ранняя профориентационная работа необходима, если мы хотим получить целеустремленных, готовых к будущей профессии выпускников. Естественно, что не все выберут педагогическую стезю, но в ходе эффективной совместной работы развиваются основные компетенции у школьников, усиливаются их индивидуальные достижения, виден прогресс в организации групповой работы. Студенты за время общения с учащимися вырастут профессионально, развив соответствующие компетенции. Следовательно, при проведении профориентационной работы мы можем получить желаемые результаты, а самое главное -грамотных, подготовленных высококвалифицированных специалистов, готовых работать в школах города и области.
Организация совместных биолого-химических мероприятий для школьников и студентов расширяет базу теоретических и практических знаний обучающихся, готовит их к будущей деятельности в области естественнонаучного образования, экологии, медицины. Выполнение практических работ в каждой теме организуемых элективных курсов способствует формированию знаний, умений, навыков практической деятельности у учащихся, развивает их предметные компетенции, повышает интерес к естественным наукам, формирует профессиональный интерес к работе учителя, преподавателя, тьютора. Студенты, активно участвующие в данной работе, являются наглядным примером непрерывности и преемственности школьного и университетского образования.
Тесное общение школьников с преподавателями вуза, студентов с опытными педагогами школы, всегда готовыми помочь не только сделать жизненно важный профессиональный выбор, но и утвердиться в нем, добиться первых профессиональных успехов, позволяет нам надеяться на возрождение преемственности поколений, появлению у обучающихся желания стать настоящим Учителем.
Литература:
1. Беляева, Т.К. Использование групповых и индивидуальных образовательных маршрутов в работе с одаренными учащимися / Т.К. Беляева, И.Р. Новик, И.А. Воронина // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб. науч. трудов: Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 58. Ч. 2. С. 33-37.
2. Воронина, И.А. Об организации научно-образовательной экспериментальной площадки «Современные методы организации внеклассной работы в средней школе» / И.А. Воронина, И.Р. Новик // Материалы 62 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием «Актуальные проблемы химического и экологического образования». СПб.: РГПУ им. Герцена. 2015. С. 169-172.
3. Воронина, И.А. О профориентационной программе «Химия в моей будущей профессии» для девятиклассников / И.А. Воронина, И.Р. Новик, А.С. Мичурина // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб. науч. трудов: Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 59. Ч. 3. С. 191-194.
4. Новик, И.Р. Роль профориентации в условиях непрерывности и преемственности образования / И.Р. Новик, А.Ю. Жадаев, Е.А. Волкова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Научный журнал: Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып. 54. Ч. 4. С. 104-110.
5. Новик, И.Р. Роль профориентационных мероприятий для школьников в развитии индивидуальных качеств учащихся/И.Р. Новик, И.А. Воронина, А.В. Сидорова, И.В. Леонова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Научный журнал: Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып. 55. Ч. 6. С. 134-142.
6. Новик, И.Р. Формирование у студентов педагогического вуза профессиональной компетентности во время работы с одаренными учащимися Нижегородской области / И.Р. Новик, А.Ю. Жадаев, И.А. Воронина, О.А. Савина, А.В. Сидорова // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12-5. С. 914-918.
7. Прохорова, М.П. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности / М.П. Прохорова, А.А. Семченко // Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). С. 4.
8. Бережная, И.Ф. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста: Автореф. дис... доктора пед. наук: 13.00.08 [Электронный ресурс] / И.Ф. Бережная. М., 2012. URL: http://Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskoe-proektirovanie-individualnoi-traektorii-professionalnogo-razvitiya-budushche#ixzz5TJpRy4jw (дата обращения: 8.10.2018г.)
9. Уайднер, К. Секреты Микеланджело: Найти себя в работе и жизни [Электронный ресурс] / К. Уайднер URL:https://self.wikireading.ru/1978 (дата обращения: 5.11.2018г.)
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент Ноздрина Наталья Александровна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Брянский государственный технический университет» (г. Брянск)
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ДИДАКТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕДЖАМИ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Аннотация. В статье рассматриваются оптимальность нормативно-правовых предпосылок для создания системы дидактического управления колледжами технического профиля в условиях интеграции образовательного и профессионального стандартов. Проведен анализ теоретических и практических требований к проектированию и реализации современной естественнонаучной и профессиональной подготовки в учреждениях СПО.
Ключевые слова: дидактическое управление, проектирование, учебные курсы, колледж.
Annotation. The article deals with the optimality of legal and regulatory prerequisites for the création of a system of didactic management of technical Colleges in the context of integration of educational and professional standards. The analysis of theoretical and practical requirements for the design and implementation of modern natural science and vocational training in the institutions of SPO.
Keywords: didactic management, design, training courses, College.
Введение. Изучая нормативно-правовые предпосылки создания системы дидактического управления колледжами технического профиля, мы исходили из того, что, как отмечает д.п.н. С.Ю. Новоселовой (ФГНУ «Институт управления образованием» РАО, Москва), «современный период менеджмента в сфере образования России должен быть ориентирован на динамическое приспособление образовательного учреждения к изменениям во внешней среде, требованиям потребителей к образовательным услугам, что требует от руководителей любого уровня системы образования отслеживания достижений теории и практики управления образованием, постоянного поиска новых форм и методов работы, новых организационных решений» [5, c. 2].
Проблема управления процессом подготовки обучающихся образовательной организации среднего профессионального образования достаточно актуальна, особенно в условиях, когда в России на передний план выходит тема глобализации рынка труда. На II Международном форуме труда (1-2 марта 2018 г., г. Санкт-Петербург) обсуждалась концепция труда будущего, подходы к эффективному государственному регулированию рынка труда, вопросы формирования и развития человеческого капитала в России и мире. Поэтому в настоящее время можно констатировать, что в системе профессионального образования в традиционные цикличные этапы образовательного процесса, когда педагогическая деятельность постоянно циркулирует в системе «диагностика - проектирование - реализация - контроль», активно вмешиваются продиктованные рынком труда требования профессиональных стандартов [6].
Изложение основного материала статьи. Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования четвертого поколения к проектированию и реализации современной естественнонаучной подготовки в учреждениях СПО показал, что ФГОС-4 в отличие от ФГОС-3 предполагает проектирование современной естественнонаучной и профессиональной подготовки в учреждениях СПО не отдельно для каждой профессии и специальности СПО, а по направлениям подготовки, объединяющим профессии и специальности по принципу общности общепрофессиональных компетенций. В результате появляется не одна образовательная программа по профессии или специальности СПО, как это было в ФГОС-3, а множество программ для обучения всем профессиям и специальностям, входящим в направление подготовки, что позволяет осуществлять постоянную модернизацию и расширение числа профессиональных образовательных программ в соответствии с быстро меняющимися запросами работодателей.
ФГОС СПО-4 поколения содержит ряд преимуществ по отношению к образовательным стандартам предшествующего поколения. К преимуществам следует отнести модульно-компетентностный принцип формирования и реализации программ, форму представления результатов образования, расширение самостоятельности образовательных организаций в формировании содержания образования и возрастание ответственности за его результаты.
Анализ ФГОС-4 СПО показал, что образовательная программа содержит циклы: общий гуманитарный и социально-экономический цикл; математический и общий естественнонаучный цикл; общепрофессиональный цикл; профессиональный цикл; государственную итоговую аттестацию.
Требования к обновлению учебных курсов в соответствии с ФГОС-4 предполагают обязательное использование компетентностных и модульных подходов в их проектировании. Изучение опыта работы преподавателей свидетельствует [3; 4; 7; 10; 1; 2], что наиболее продуктивной технологией преподавания естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин является модульная, построенная на процессуально - организационной основе. Эта технология позволяет точно соотносить цели обучения с достигнутыми результатами каждого обучающегося, уплотнить учебную информацию, задавать индивидуальный темп учебной деятельности, проконтролировать эффективность обучения, дать возможность студентам наиболее полно раскрыть себя. Вместе с тем, преподаватели испытывают сложности в проектировании учебного процесса на основе модулей, структурированных как по разделам учебного курса, так и по основным компетенциям, позволяющим дать дозированную сумму знаний, проконтролировать степень их усвоения, откорректировать, произвести диагностику уровня компетентности будущего специалиста, его готовность к самостоятельной практической деятельности.
Наряду с ними необходимо учитывать логику изучаемого предмета, межпредметных связей, последовательность и преемственность изучения предметов. Как выявлено из практики, очень важно учитывать уровень подготовленности обучаемых к освоению учебного материала.
Особенностью образовательной программы является то, что в структуру государственной итоговой аттестации, которая проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы по усмотрению образовательной организации включается демонстрационный экзамен (госэкзамен или демоэкзамен).