Научная статья на тему 'СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Уракова Екатерина Андреевна, Краева Ирина Андреевна

Проектной деятельностью является совместная деятельность педагогов и обучающихся творческого и учебно-познавательного характера. Применение и реализация проектной деятельности педагога является одной из главных форм подготовки будущих специалистов к их профессиональной деятельности. Актуальность проблематики применения проектной деятельности в профессиональном образовании заключается в недостаточной оценке значимости проектной деятельности и также её реализации в образовательном процессе. В процессе реализации проектной деятельности педагога профессионального обучения обеспечивается максимальная эффективность получения профессионально-педагогического образования при выполнении ряда критериев, выделенных в статье. Проектная деятельность является системной образовательно-педагогической и познавательной деятельностью студентов, обеспечивающая эффективную подготовку будущих специалистов профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Уракова Екатерина Андреевна, Краева Ирина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND COMPONENTS OF PROFESSIONAL TRAINING TEACHER PROJECT ACTIVITY

Project activity is the joint activity of teachers and students of a creative and educational nature. The use and implementation of the teacher's project is one of the main forms of training future specialists for their professional activities. The relevance of the problematic of the application of project activities in vocational education lies in the insufficient assessment of the significance of project activities and also its implementation in the educational process. In the process of implementing the project activities of a teacher of vocational training, the maximum efficiency of obtaining vocational and pedagogical education is ensured when a number of criteria are met in the article. Project activities are systemic educational, pedagogical and cognitive activities of students, providing effective training of future vocational training specialists.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

9. Гладкова М.Н., Абрамова Н.С., Кутепов М.М. Особенности профессиональной подготовки бакалавров в условиях электронного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6. - № 2 (19). - С. 103-105.

10. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7, №3. - С. 3.

11. Суходоева Л.Ф., Немова О.А., Сидоров А.Н. Цифровая трансформация управленческих задач по решению ресурсных проблем // Московский экономический журнал. - 2020. - № 7. - С. 40.

12. Уракова Е.А., Быстрова Н.В., Грашина П.А. Сущность проектного подхода в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-4. - С. 276-278.

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Краева Ирина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Проектной деятельностью является совместная деятельность педагогов и обучающихся творческого и учебно-познавательного характера. Применение и реализация проектной деятельности педагога является одной из главных форм подготовки будущих специалистов к их профессиональной деятельности. Актуальность проблематики применения проектной деятельности в профессиональном образовании заключается в недостаточной оценке значимости проектной деятельности и также её реализации в образовательном процессе. В процессе реализации проектной деятельности педагога профессионального обучения обеспечивается максимальная эффективность получения профессионально-педагогического образования при выполнении ряда критериев, выделенных в статье. Проектная деятельность является системной образовательно-педагогической и познавательной деятельностью студентов, обеспечивающая эффективную подготовку будущих специалистов профессионального обучения.

Ключевые слова: профессиональное образование, педагогические системы, проектная деятельность, профессиональное обучение, педагог профессионального обучения, образовательно-проектировочная деятельность.

Annotation. Project activity is the joint activity of teachers and students of a creative and educational nature. The use and implementation of the teacher's project is one of the main forms of training future specialists for their professional activities. The relevance of the problematic of the application of project activities in vocational education lies in the insufficient assessment of the significance of project activities and also its implementation in the educational process. In the process of implementing the project activities of a teacher of vocational training, the maximum efficiency of obtaining vocational and pedagogical education is ensured when a number of criteria are met in the article. Project activities are systemic educational, pedagogical and cognitive activities of students, providing effective training of future vocational training specialists.

Keywords: vocational education, pedagogical systems, project activities, vocational training, vocational education teacher, educational and design activities.

Введение. Основой профессионального образования является обязательное овладение фундаментальными знаниями, развитие творческого потенциала, а также формирование проектной деятельности будущих педагогов профессионального обучения [1]. Проектная деятельность - это взаимосвязь учебно-познавательной и педагогической деятельности обучающихся, которая обеспечивает эффективную подготовку будущих специалистов. Проектной деятельностью является совместная учебно-познавательная, творческая деятельность педагогов и обучающихся. Проектная деятельность имеет единую цель, методологию, способы деятельности. Она направленная на достижение единого результата деятельности всех участников. В ряде нормативно-правовых актах отражается проектно-творческая организация личности обучающихся, так как именно она является потенциалом для развития личностно-ориентированного, социального и профессионального становления специалистов профессионального обучения. Применение и реализация проектной деятельности педагогами профессионального обучения является одним их основных направлений развития профессионального образования.

Цель данной статьи заключается в формулировке понятия проектной деятельности педагога профессионального обучения, выявлении её сущности и структуры, а также теоретическом анализе актуальности применения и реализации проектной деятельности в профессиональном образовании.

Изложение основного материала статьи. В своей профессиональной деятельности педагог профессионального обучения ориентирован на организацию учебно-профессиональной, образовательно-проектировочной, научно-исследовательской и организационно-технологической деятельности. Исходя из вышеизложенного, применение и реализация проектной деятельности педагога является одной из главных форм подготовки будущих специалистов к их профессиональной деятельности.

Основой деятельности педагога профессионального обучения выступает его образовательно-проектировочная деятельность. Образовательно-проектировочная деятельность педагога состоит из проектирования комплексов учебно-образовательных целей, профессиональных задач, учебного материала и нормативно-правовой документации[2]. Педагог в своей профессиональной деятельности формирует профессионально-образовательную среду, для организации как теоретического, так и практического обучения; разрабатывает методологию и технологию профессионального обучения с выделением форм, средств и методов контроля результатов образовательной деятельности и др.

Актуальность проблематики применения проектной деятельности в профессиональном образовании заключается в недостаточной оценке значимости проектной деятельности и также её реализации в образовательном процессе.

Проведенный системный анализ источников, отражающих в себе зарождение, развитие и исследование проектной деятельности педагога, обеспечил возможность выделить работы, значительно повышающие эффективность профессионально-педагогического обучения будущих специалистов.

Следует, что:

- характер, место и сущность проектной деятельности в учебно-педагогическом и образовательно-воспитательном процессах освещались трудами Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрика и др.;

- фундаментальные основы проектирования образовательных систем раскрывались в трудах А.П. Беляевой, С.М. Марковой, А.П. Тряпицыной и др.;

- зарождение и развитие проектирования педагогической деятельности освещались трудами Ю.В. Громыко, Н.Ф. Талызиной, В.И. Слободчикова;

- экспериментальные исследования проектирования образовательно-педагогического процесса раскрыты в трудах Н.А. Алексеева, В.П. Беспалько, Г. Каменского, В.С. Лазарева, А.М. Моисеева, Н.В. Немовой и др.;

- теоретические и практические основы образовательного проектирования расмотрены в трудах В.П. Бедерхановой, В.С. Безруковой, В.П. Беспалько, И.А. Колесниковой, Н.В. Кузьминой, И.Я. Лернера и др.

На практике профессиональной подготовки педагога рассматриваются фундаментальные основы и структура проектной деятельности. Личностному, социальному, и профессиональному становлению будущих педагогов профессионального обучения способствует проектная деятельность. В проектной деятельности выделяется ряд противоречий [7]:

- первое противоречие заключается между повысившимися потребностями общества в творческо-профессиональной компетентности личности педагога и нереализованными возможностями педагогических учебных учреждений;

- второе, между важностью и значимостью организации процесса разработки, применения и реализации проектной деятельности, определения целей и задач учебного процесса будущих специалистов профессионального обучения и недостаточным ее овладением в различных педагогических учебных заведениях;

- третье, между важностью разработок и внедрения проектной деятельности и её малой части реализации в профессиональном образовании.

В процессе реализации проектной деятельности педагога профессионального обучения обеспечивается максимальная эффективность получения профессионально-педагогического образования при выполнении нескольких критериев.

1. Если будут выделены и учтены методологические подходы и особенности образовательно-педагогической и профессиональной деятельностей.

2. Если будут сформированы и реализованы в образовательном процессе аналитико-диагностический, организационный, прогностико-проблемный, программно-методический, контрольно-рефлексивный компонентов проектной деятельности.

3. Если будет сформулировано понятие проектной деятельности, её сущность и структура.

4. Если будет разработана и экспериментально доказана модель проектной деятельности.

5. Если будет разработана и реализована технология применения проектной деятельности в образовательном процессе.

Любая проектная деятельность состоит из цели, задач, содержания, методов, способов, процесса, средства и результата, зависящего от внешних и внутренних фактов. Все указанные компоненты направлены на достижение указанной цели.

Разработка и внедрение стратегии развития учебно-педагогического и образовательно-воспитательного процессов происходит в процессе применения и реализации проектной деятельности педагога профессионального обучения. Стратегии развития процессов в данном случае соответствуют целям, задачам, объектам и процессам проектной деятельности [4].

Компонентами проектной деятельности специалиста профессионального обучения являются:

- аналитико-диагностирующий компонент (изучает реальное состояние проектной деятельности, мониторинг её особенностей и качеств);

- прогностико-проблемный компонент (формирует проблему, в которой реализуется сама проектная деятельности и определяет пути дальнейшей разработки проекта);

- организационный компонент (выявляет субъекты проектной деятельности и определяет их функциональность);

- программно-методический компонент (выявляет возможности реализации деятельности через создание комплекса мероприятий для перспективных направлений разработки проекта);

- контрольно-рефлексивный компонент (формирует контрольно-оценочную деятельность и экспертизу оценки готового проекта).

Управляемость, ответственность, технологичность, компетентность, предприимчивость, структурность, прогностичность, интегративность, самостоятельность и востребованность выступают свойствами и характеристикой проектной деятельности.

К факторам, устанавливающим развитие проектной деятельности педагога профессионального образования, относят:

- фактор интеграции;

- фактор гуманизации;

- фактор технологизации образования;

- фактор социально-экономического развития;

- фактор инновационного развития;

- фактор развития деятельности в системе проектирования педагогических ситуаций, систем и процесса [5].

Особенностями проектной деятельности педагога профессионального обучения являются:

- наличие творческого потенциала проектной деятельности;

- взаимосвязь факторов и условий, способствующих реализации не только творческого замысла, но и решения творческих и профессиональных задач;

- формирование ценностного отношения к профессионально-педагогической деятельности и т.д. [3].

Проектная деятельность является системой, интегрирующей различные свои формы и в учебный процесс, и в педагогическую деятельность, а также взаимно связывает все свои компоненты.

В процессе проектной деятельности обучающиеся решают конкретные задачи, работаю с учебной, специальной и справочной литературой, оформляют результаты своей работы и в результате этого получают практические навыки.

Проектная деятельность, являющаяся системой образовательно-педагогической и учебно-познавательной деятельности обучающихся, обеспечивает эффективную и интеграционную подготовку будущих специалистов профессионального обучения.

Структуру проектной деятельности состоит из следующих звеньев [6]:

1. Фундаментальные исследования.

2. Методологические исследования.

3. Практические исследования.

4. Опытные разработки.

5. Изобретательная деятельность.

6. Практическая деятельность.

7. Проектная деятельность.

Выводы. Таким образом, проектная деятельность характеризуется целостностью, интегрироваемостью, самостоятельностью, прогностичностью, гуманизацией. Проектная деятельность, реализующаяся в учебном процессе педагогической деятельности через различные её формы, взаимосвязана со всеми компонентами деятельности. Так же она является системной образовательно-педагогической и познавательной деятельностью студентов, обеспечивающая эффективную подготовку будущих специалистов профессионального обучения.

Литература:

1. Маркова С.М., Зиновьев О.А., Колчина И.А. Интеграция содержания профессионального образования // Образование и проблемы развития общества. - 2020. - № 3(12). - С. 48-53.

2. Маркова С.М., Зиновьева С.А. Исследование проектной деятельности в профессиональном образовании // Монография. Мининский университет. - Нижний Новгород. - 2021. - 170 с.

3. Маркова С.М., Полетаева Н.М., Цыплакова С.А. Моделирование образовательной технологии подготовки педагога профессионального обучения // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 1-1(13). - С. 23.

4. Маркова С.М. Дидактическая система проектирования педагогического процесса в профессиональном образовании // Учебно-методическое пособие для научно-педагогических работников, педагогов общих и профессиональных учебных заведений, обучающих по направлению подготовки: 44.03.04, 44.04.04 "Профессиональное обучение (по отраслям). - Нижний Новгород. - 2016. - 162 с.

5. Мурыгина К.Д., Цыплакова С.А. Проектирование учебного занятия в вузе на основе компетентностного подхода // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей Всероссийской студенческой научно-практической конференции Государственный гуманитарно-технологический университет. - Орехово-Зуево. - 2019. - С. 323-328.

6. Уракова Е.А. Особенности непрерывного многоуровневого высшего профессионального образования // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина". - Нижний Новгород. - 2021. - С. 55-57.

7. Уракова Е.А., Быстрова Н.В., Захарова Н.А. Развитие и применение проектного подхода в профессиональном образовании в России и за рубежом // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-4. - С. 227-229.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук Буховцева Ольга Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема» (г. Биробиджан); кандидат психологических наук, доцент Шкляр Наталья Валерьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема» (г. Биробиджан); кандидат педагогических наук, доцент Карынбаева Ольга Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема» (г. Биробиджан)

К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В

УСЛОВИЯХ ВУЗА

Аннотация. В статье раскрывается значимость вузов в социализации студентов. Рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются студенты в процессе социализации в условиях вуза. Описывается потенциал педагогического сопровождения куратором социализации первокурсников. Представлена модель педагогического сопровождения социализации студентов первого курса в условиях вуза.

Ключевые слова: компетентностный подход, кураторство, педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение, социализация, студенты первого курса.

Annоtation. The article reveals the importance of universities in the socialization of students. The problems faced by students in the process of socialization in the conditions of a university are considered. The potential of pedagogical support by the curator of the socialization of freshmen is described. A model of pedagogical support of the process of socialization of first-year students in the conditions of a university is presented.

Keywords: competence-based approach, supervision, pedagogical support, pedagogical support, socialization, first-year students.

Введение. Согласно новым ФГОС ВО РФ (поколение 3+) у студентов выпускных курсов бакалавриата должна быть сформирована компетентность социального взаимодействия. Другими словами, выпускники должны обладать способностью работать в команде, толерантно воспринимать личностные, социальные и культурные различия, готовностью к сопровождению различных участников образовательного процесса.

Условия, создаваемые в высших учебных заведениях, в идеале, способствуют активному развитию личностных качеств каждого студента, принятию норм и формированию позитивных ценностей. Такие условия, как правило, благоприятны для развития способности социализации в изменившихся условиях среды. Вместе с тем, у молодых людей, не прошедших вузовского обучения, часто уровень социализированности, набор социально-значимых качеств и потенциал значительно ниже, чем у тех, кто имеет высшее образование.

Изложение основного материала статьи. Высшая школа в процессе социализации занимает существенное место, поскольку обучение в вузе совпадает с временем наиболее активного психологического и социального формирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.